Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
ВЛАСТВУЙТЕ НАД ДУШОЙ РЕБЕНКА КНИГОЙ, РАЗУМОМ, УБЕЖДЕНИЯМИ Был у меня умный, но своенравный воспитанник Юра. Как тонкий стебелек тростника чуток к малейшему дуновенью ветерка, так он, Юра, был чуток к правде и лжи, честности и бесчестию. Принес я в Комнату Мысли несколько кпижек о дальних странах, о природных явлениях. Загорелись глаза у Юры, когда он увидел яркую, красочную обложку книги о морских глубинах. Он попросил почитать, и когда я дал ему книгу, мальчик с волнением спросил: «А когда прочитаю – еще дадите?» «Конечно,– ответил я.– Хоть и каждый день читай по книге». Я неосмотрительно преувеличил: книг о дальних странах, о морских глубинах, о тропических лесах и арктическом безмолвии, о необыкновенных приключениях у меня в ту пору не хватило бы на каждый день. А Юра как раз через день принес книгу и попросил новую. Несколько недель прошли незаметно. Но полка с книгами, заинтересовавшими Юру, была небольшая. И вот пришел день, когда тревожная мысль лишила меня покоя: что же будет через неделю? Ведь мальчик, пятиклассник Юра, и представить себе не может, что запас книг у меня вдруг исчерпается. Что же будет, когда он поймет, что я обманул его? Дело не только в том, что наша дружба распадется. Не только в том, что я не увижу больше в своей маленькой комнатке доверчивых детских глаз, не услышу вопроса: «А у вас еще много книг?» (В соседней комнате была моя, маленькая тогда, библиотека, и я не разрешал Юре просмотреть ее, боясь, что он сразу же разочаруется во мне)'. Дело в том, что я потеряю власть над душой этого своенравного ребенка, обладающего – в этом я был убежден – единственным в мире, неповторимым характером: тяготением к людям, у которых слово не расходится с ' делом в мельчайших деталях. И вот пришел день, когда я отправился из своего далекого села в путешествие по городам – Харькову, Полтаве, Киеву. Я истратил двухмесячую зарплату, но возвратился домой радостный. Еле донес связки с книгами. Боялся попасть на глаза Юре. Три года учился Юра до окончания VII класса (тогда была семилетняя школа), и три года я каждый день думал о том, какую интересную книгу я дам ему прочитать. Я чувствовал, что мальчик думает не только о содержании прочитанной книги. Он как бы судит по книгам о том, кто читает эти книги. Вдумчивый, требовательный, он был в те годы моим судьей. Чем глубже был смысл прочитанной книги, чем интереснее была наша беседа, тем больше тянулся он ко мне, тем больше радости давали мне минуты и часы бесед. Эти три года были для меня настоящим испытанием. С тех пор у меня каждый год есть несколько таких – с пытливым умом и чуткой душой – воспитанников, как Юра. Я не мог бы властвовать над их волей, если бы пе книга. От книги зажигались, как маленькие огоньки, детские и юношеские интересы. Я чувствовал себя под неусыпным контролем моих воспитанников. Если бы хоть на один день прекратилась моя активная жизнь в мире книг, я бы потерял власть над душами моих питомцев. Я бы стал ненужен им, потому что ничего больше не мог бы им дать. А учитель, который больше ничего пе дает, становится для воспитанников досадным надзирателем, которого в меру сил терпят, но пе уважают. Дорогой друг, хочу посоветовать вам: властвуйте над умами своих питомцев. Нет более сильного средства подчинить волю своего питомца, чем подчинение его мыслей. Но властвовать над мыслями можно лишь тогда, когда у вас богатая, полнокровная жизнь в мире книг. Самые чуткие, обладающие неповторимой индивидуальностью, своеправные, «мятежные», непокорные натуры и характеры при умелом подходе становятся кппгочпямп. Покоряйте их книгами и разумом. 07. КАК ПЛАНИРОВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ Здесь не может быть никакого трафарета и рецепта. Все, что отвлекает учителя от непосредственной воспитательной работы, всякая писанина для показа – совершенно ненужная вещь. Но планирование воспитательной работы не относится к такого рода деятельности. Это составная часть воспитательной работы. Без планирования я не представляю полноценного воспитания, особенно тех составных частей, которые я называю трудпоуловимымп. Планирование воспитательной работы – это прежде всего представление об идеале воспитания. Воспитатель должен представлять, что должно получиться из доставленной в его мастерскую «глыбы мрамора». От того, насколько ясное это представление, зависит понимание сущности воспитательной работы и необходимости планирования. Вы начинаете работать с первым классом (иногда ваша воспитательная работа начинается с дошкольникамп). Вам учить детей до III класса, но путь воспитательной работы вы должны представлять до щшца – до окончания средней школы, до первых шагов самостоятельного труда, до полной зрелости воспитанника, до материнства и отцовства. Составьте план деятельности, которая необходима в течение дальнейших 10–15 лет (не только в школьных стенах, по и после окончания школы) для того, чтобы питомец ваш стал человеком с ясным, пытливым и развитым умом, благородным сердцем, золотыми руками. Составьте прежде всего список книг, входящих в золотую сокровищницу мировой культуры, которые ваши питомцы должны прочитать за десять лет школьного обучения. Мы составляем также «резервный» список книг, которые человеку нужно прочитать после окончания школы, в период самостоятельного труда. Как добиться, чтобы воспнтанппки оставались нашими воспитанниками и после окопчания школы, читали книги, которые надо прочитать,– об этом мало написать и целую книгу, настолько это большой и важпый вопрос. Дальше продумайте и напишите, что должен сделать ваш питомец своими руками с первого дня обучения до вступления в пору зрелости – для матери, отца, для людей, чтобы быть настоящим человеком, знать, что такое труд, честь, достоинство, дружба, забота о человеке. Затем составьте перечень общественно полезного труда, в котором ваш питомец должен принять участие, чтобы пройти первую школу гражданского воспитания. Я советовал бы рядом с этим пунктом панисать перечень книг о выдающихся людях, которые должны стать идеалом для подростка, юноши и девушки. Чтение этих книг не принесет никакой пользы, если нет общественно полезного труда. Дальше, имея общее представление об идеале человека, которого воспитывает школа, надо составить более конкретный, детализированный план па весь период своей работы с воспитанниками,– например, учителю начальных классов – на 3 года, классному руководителю IX–X классов – на весь период работы с классом. Здесь я советую уделить особенное внимание детству и отрочеству. 9–10-летний ребенок, 13–14-летний подросток должен, оглянувшись назад, увидеть то, что он уже сделал своими руками. Оп должен знать, что такое трудовые мозоли, трудовой заработок, что такое усталость и отдых, что такое трудно. И более общий план – на все годы школьного воспитания, и более конкретный – на период работы одного воспитателя со своими питомцами,– оба эти плана являются в какой-то мере идеалом, к которому стремится воспитатель. На основании идеала надо планировать конкретный воспитательный труд па более ограниченный период. На какой именно – планируйте так, как вам удобнее: то ли на неделю, то ли на месяц; у кое-кого получается неплохой план и на целую четверть. Надо только всегда помнить, что воспитание – живое, подвижное, вечпо изменяющееся и развивающееся дело и что питомец ваш всегда в состоянии становления. Планирование воспитательной работы на небольшой срок является как бы постоянной, повседневной сверкой, сопоставлением того, что делается каждый день для достижения идеала. План определяется прежде всего жизнью. Когда ваш питомец переступил школьный порог, вы еще не знаете, как будет развиваться его индивидуальность. Личность начинается в деятельности, в труде, в повседневных взаимоотношениях. И вот жизнь на каждом шагу подсказывает вам, что планировать: какую книгу прочитать коллективу, в какой труд вовлечь воспитанников, о чем побеседовать с Ваней и Колей, чтобы они прочитали те книги, которые им надо прочитать. План воспитания включает все многообразие деятельности школьников, а также работу с родителями. План принесет несомненную пользу воспитателю в том случае, если будут глубоко продуманы нравственный смысл, цель каждого вида деятельности. Необходимой чертой и планирования и практической работы является в связи с этим преемственность и развитие того, что уже достигнуто. Можно сказать, один из секретов воспитания заключается в том, чтобы постоянно делать одно и то же, но чтобы воспитанники не подозревали, что они делают одно и то же. Так, воспитание человечности, чуткости, отзывчивости, сердечности требует того, чтобы воспитанники постоянно делали что-то для людей, но эта деятельность не должна быть однообразной. Читатель здесь может подумать: хорошо было бы, если бы автор показал, как конкретно составить план на неделю или на месяц. Я умышленно избегаю этого. Передача опыта – это передача идеи, заимствование опыта – это индивидуальное творчество на основе идеи. 98. КАК ПРОВОДИТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ БЕСЕДУ С КОЛЛЕКТИВОМ Каждая воспитательная беседа имеет свою цель. Иногда цель общая, касающаяся всех питомцев. Иногда беседа проводится для того, чтобы воздействовать на весь коллектив, а на отдельного воспитанника оказать особенное воздействие. Продумывая духовную жизнь коллектива, мысли, чувства, поведение отдельных воспитанников, намечая содержание воспитательной беседы, вы никогда не должны забывать, что главное ваше средство воздействия – слово, вы прикасаетесь к разуму и сердцу своих питомцев словом. А слово может быть и могучим, острым, горячим, и хилым, немощным, бессильным,– все зависит от одной исключительно важной черты вашей беседы – одухотворенности, воодушевления. В выработке убежденности, в побуждении детей, подростков, юношей и девушек к самовоспитанию воодушевление – это святая святых воспитания. Помните, что вы передаете в своем слове воспитаннику не только смысл того, о чем вы рассказываете, но и, образно говоря, частицу своей души. Вдохновенность, одухотворенность вашей воспитательной беседы это прежде всего глубокая вера в то, что вы говорите, что вы отстаиваете всеми силами своей души. Вдохновенность появляется тогда, когда вы что-то отстаиваете, за что-то боретесь. Вы, например, заметили в своем коллективе несколько проявлений равнодушия. Геннадий заболел, пролежал дома два дня, и получилось так, что никто к нему не пошел, не навестил. Каждый надеялся, что это уже сделал кто-то другой. У Виктора бабушка лежит в больнице, за две педели он лишь раз навестил бабушку, а больница-то совсем недалеко. Вас эти факты встревожили. Вы готовитесь к воспитательной беседе. Но об этих фактах говорить вы не будете. Есть такая исключительно важная закономерность воспитания и самовоспитания – сила нравственного суда (а нравственная оценка своего поступка – это по существу нравственный суд) зависит от того, кто судья – воспитатель или сам обвиняемый. Если обвиняемый только слушает приговор, педагогический эффект слова учителя намного снижается. Человек должен быть сам себе судьей. Я вижу воспитательное мастерство беседы в том, чтобы питомец мой, допустивший предосудительный поступок, думал и переживал свой поступок без моего напоминания о нем. А для этого необходимо соблюдение еще одного очень важного правила воспитательной беседы: необходимо найти в жизни, в человеческих взаимоотношениях яркий факт, воплощающий в себе идею ваших слов. Сила вашей воспитательной беседы и будет заключаться в том, чтобы идея нашла дорожку к душе Виктора, к душам тех, кто живет недалеко от Геннадия. От яркости этого факта зависит в сущности и воодушевлепность, одухотворенность ваших слов: частица души передается от человека к человеку лишь тогда, когда ваши слова имеют своим источником прекрасную, возвышенную идею. Берите для воспитательной беседы факт, который поразил, изумил вас. Вот один из таких фактов. В одном из сел нашей области вскоре после войны был тяжело ранен молодой тракторист. Четыре года он воевал, остался невредимым, а придя домой и сев за руль трактора, подорвался на мине. Молодой тракторист пал духом. Еслп бы не жена – верная подруга, мужественная женщина, любящая мать, вряд ли мог бы человек подняться на ноги. Человек без ног, без левой руки снова встал на ноги – паучился ходить на протезах, снова сел за руль трактора. Мужество, твердость, непоколебимость в страшном горе, верность – эти черты одухотворили вас, как толькр вы узнали об этом ярком факте. Свою одухотворенность вы передаете воспитанникам. Воспитывать – это значит заставлять человека думать о самом себе. Рассказывая об изумившем вас факте, вы обращаетесь непосредственно к Виктору и Николаю, Александру и Юрию – к тем, в чье сердце почему-то брошено и дало ростки зерно равнодушия к человеку. Перед вамп не некий абстрактный ученпк, какого нет в природе, а коп- кретные Виктор и Николай, Александр и Юрпй. Вы знаете, о чем они сейчас думают. Вы рассчитываете свои слова прежде всего на них. Вы стремитесь к тому, чтобы их, как и вас, изумил, потряс факт человеческой верностп и преданности, чтобы, отталкиваясь от факта, подростки мысленно перешли к идее. Только там, где предметом раздумий является идея, человек начинает думать о самом себе. При этом нельзя говорить воспитанникам: думайте о своей жизни, о себе... Призыв должен заключаться в самой логике мышления. Только мысль о самом себе пробуждает в юном сердце вдохновенье – ваше вдохновенье передается подросткам. Вдохновением называется подъем сил и способностей человека в процессе мышления, творчества. Познание Человека разумом и сердцем – это и есть подлинное творчество. Этот подъем характеризуется ясностью сознания, потоком мыслей, образов, стремлений. Поток личных мыслей рб окружающем мире и прежде всего о самом себе – вот что нужно вызвать в конечном счете своей воспитательной беседой. Воспитанник может забыть о факте, о котором шла речь, но эмоциональный след от воспитательной беседы – если только она по-настоящему воспитательная – никогда не забывается. Чем в большей мере вы одухотворили питомцев благородной идеей – в данном случае идеей верности человека человеку, идеей чуткости, душевности – тем больше вы побудили своих воспитанников к самовоспитанию, самоанализу. Вы на какое-то мгновенье встречаетесь взглядом с Виктором (нельзя, чтобы вы искали глазами этой встречи; она должна быть как бы случайной). Вы видите в знакомых вам до мельчайших черточек глазах подростка два чувства: пытливый взгляд в самого себя и смятение. Это значит, что слова ваши, как говорят, дошли. Начинается сложная душевная деятельность, сложная рабцта ума и сердца. Пусть уйдет от вас подросток в смятении – так и надо. Пусть несколько дпей находится под впечатлением рассказанного вами, пусть при ярком свете ндеп, зажженной вами, видят, что таится в глубоко скрытых от чужого взгляда уголках его сердца. Беседа – это только условпое пазвание. На самом деле здесь пет беседы: ученики слышат слово педагога. И но надо, ни в коем случае не падо побуждать их: ну-ка, расскажите, что вы думаете о жепщнне, десять лет боровшейся за душу дорогого ей человека? Так, к сожалению, иногда делают отдельные воспитатели. Такое завершение беседы разрушает все, что было достигнуто. Воспитание – не пересказ прочитанного пли рассказанного педагогом. Воспитательное мастерство состоит прежде всего в том, чтобы человеку захотелось быть хорошим, а для этого он должен понять и почувствовать, какой он есть. Иногда делается так: набедокурил кто-нибудь из подростков (или юношей), и воспитатель строит свою беседу на этом факте: начинает с него, отталкивается от пего. Как говорит один мой знакомый учитель,–«обыгрывает факт». С первого взгляда это кажется очень заманчивым– можно хорошо «пробрать», «потрясти». Но с чем это можно сравнить? Представьте себе, что у вас очень запылен пиджак, и чтобы очистить его от пыли, берут палку и бьют по спине. Польза-то есть, пиджак освобождается от пыли, по вряд ли кто-нибудь согласится на такое «очищение». Все- таки лучше снять пиджак и вычистить его хорошенько... Воспитание не должно быть наказанием, не должно превращаться в наказание. Приближайте воспитание к идеалу мастерства. Если смысл воспитательной беседы с коллективом вы видите только в осуждении зла – никакого воспитания у вас не будет. Ведь вы говорите с коллективом, а зло, поррк свойственны не всему коллективу. Вот тут-то нередко и допускает ошибку воспитатель, забывающий о том, что прикосновение к человеческому пороку требует большой осторожности и тактичности, тем более, что мы имеем дело с детьми, подростками, с зарей юности – а все это очень хрупкое, тонкое... Нельзя стремиться вырвать порок одним махом, выжечь его одним прикосновением горячего, негодующего слова. Помните, что коллектив относится к человеку, у которого порок, как к бедствующему, и если вам кажется, что, призывая коллектив направить всю силу своего негодования против того, кто не смог еще до сих пор расстаться с пороком, вы достигнете поставленной цели, вы ошибаетесь. Вместо коллективного негодования вы получите коллективное сочувствие к тому, кто бедствует. И это совершенно закономерно. Так не стремитесь же мгновенно вырвать болячку с корнями – получится кровоточащая рана. Воспитание – очень тонкая медицина, оно предполагает лечение и полное излечепие болячек и нарывов и не признает вырывания. С вашей воспитательной беседы человек ни в коем случае не должен уйти с кровоточащей раной. Это потрясет и коллектив, но потрясет совершенно не так, как вам хотелось бы. Проводя воспитательную беседу с коллективом, как раз и рассчитывайте на то, что коллектив относится к моральному пороку как к горю, беде (вернее, учитывайте это). Больше того, стремитесь углубить сочувствие к бедствующему. Доводите это коллективное чувство до желания видеть своего товарища нравственно красивым, свободным от пороков. 99. М БОРОТЬСЯ с ЛЕНЬЮ Этот вопрос не случайно поставлен предпоследним. Для того, чтобы не было лодырей, надо делать все то хорошее, о чем шла речь во всех девяноста восьми предыдущих советах. Лень излечить нелегко. Не легче ее и предупредить, но предотвращенная лень оборачивается трудолюбием в тысячу раз более ценным, чем трудолюбие, полученное в результате излечения лени. Поэтому разберемся вначале, мой юный друг, как предупредить лень. А для этого надо знать ее источники. Лень – дитя праздности и пустого времяпровождения. Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребенку остается только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где все легко дается и человек не знает, что такое трудно. Самой благоприятной почвой для превращения нормального ребенка в лодыря является та атмосфера беззаботного и безбедного детства, в которой у ребенка рождается мысль, что детство будет вечным. В таких случаях родители обычно в один прекрасный день спохватываются: как это произошло, что мы и не заметили, когда наш мальчик стал взрослым? Вчера боялся выйти во двор с наступлением темноты, а сегодня ухаживает за девушками, гуляет до полуночи... Лень – пена па волне беззаботности. Это явление глубоко духовного порядка, его корни кроются в бездеятельности души. Ленивым становится тот, кто ничего не принимает близко к сердцу. Лень зачастую сродни отсутствию чувства собственного достоинства: человеку безразлично, что о нем думают люди. Лодыри, как правило, всегда расточители богатства, созданного другими людьми, но обплпе потребляемых ими благ, образно говоря,– шея, на которую они садятся,– еще не говорит о богатстве их духовной жизни. Лодыри – люди духовно убогие, нищие. Один из столбовых корпей лени – пустота, убогость духовных интересов. Лодыри вызывают прежде всего чувство сожаления, и, кстати, одпим из средств радикального излечения лени является то, чтобы человек, ставший, к несчастью, лодырем, взглянул на самого себя, увидел свое несчастье, почувствовал его сердцем. Нельзя забывать и того, что речь идет о детской лепи. Важнейшее условие предупреждения лени – не должно быть праздности и пустого времяпровождения. Не должно быть такого периода в духовной жизни человека, чтобы он ничего не создавал. Уродливым во всех отношениях является то, что взрослые специально создают условия для праздности и безделия, называя эту праздность детским летним отдыхом. Отдых должен быть только активным, представляя собой изменение характера деятельности. Из душного города детей надо вывозить в села, пусть опи здесь, среди полей и лугов занимаются посильной деятельностью, закаляют свои силы. Могучее средство предупреждения лени – ограничение желаний. Пусть с детства человек на собственном опыте познает сущность понятий: нельзя, надо, можно. Вместе с родителями следует добиваться того, чтобы ребенок с малых лет сам себя обслуживал. Пусть человек с малых лет испытает трудности, преодолевая их определенным напряжением физических и духовных сил. Слияние физических и волевых сил воспитывает трудолюбивого, деятельного, волевого человека. Лень не проникает в душу, если родители видят в нем завтрашнего взрослого человека, представляют его взрослым, думают: а как же он будет на свете жить, если понесет в юность и зрелые годы вот этот порок – лень, нерадивость, боязнь трудностей? Могучее средство предупреждения лени – взрослые заботы. Не может быть и речи о серьезном воспитании трудолюбия, если до вступлеппя в раннюю юность человек не узнал на собственном опыте, что важнейший элемент человеческой жизни – это зарабатывать собственными руками на одежду, обувь, питание. Лень – это не только физическое безделие, но и лень мысли. Лень мысли овладевает человеческой душой тогда, когда мысли даются в готовом виде, и для добывания их не надо прилагать никаких усилий. Как бездумное потребление материальных ценностей, созданных чужими руками, порождает нежелание работать физически, так пережовы- вание мыслей и вкладывание «их в рот» в готовом виде порождает мысли. Заставить добывать знания – значит предупредить инертность мысли. Путь к предотвращению лени – в богатстве духовных потребностей. Только при этом условии, когда уже в детстве и особенно в годы отрочества человек воспитывает в своей душе такие потребности, как потребность в радости труда, в книге, в общении с другим человеком, в созидании, в творчестве – он получает противоядие от лени. Активное воспитывание потребностей как важнейших духовных ценностей личности – одна из очень интересных проблем педагогической теории и практики. А что же делать, если человек уже стал лодырем?– спросите вы. Вот приходит мама пятиклассника Степы в школу и разводит руками: «Что мне делать с ним? Пришел домой, положил книги, пообедал и – до вечера гуляет». Что делать в таких случаях? Спасать ребенка. Мы советуем матери: «Если уж вы вырастили маленького лодыря, то будьте настойчивыми в его перевоспитании. Заставьте два часа сидеть над уроками. Привыкнет – сам почувствует радость выполненного труда. Заставляйте без крика, без наказания: ведь вы делаете ему не зло, а добро. Выполнил уроки – пусть часа два потрудится физически. Поднимайте с постели в пять часов утра. Скажите ему: я готовлю для семьи завтрак – тружусь, ты готовься к урокам – тоже трудись. Все это без крика, без напоминания о том, что он, сын ваш, лодырь. С того дня, как он поднялся в пять часов и поработал до семи – он уже не лодырь. Его надо похвалить за трудолюбие. Не бывает случая, чтобы такие простые меры не перевоспитали человека. Единственным препятствием на пути к перевоспитанию лодыря может быть лень родителей. Я не случайно говорю о перевоспитании лодыря в семье. Лень рождается и выкорчевывается прежде всего в семье. Если в семье нет атмосфры трудолюбия, школа не может достигнуть положительного результата собственными усилиями. Во всех отделениях родительской школы мы изучаем вопрос: откуда берется лень? Делаем психолого-педагогический анализ поведения, труда, учения, взаимоотношений младших и старших. Предупреждение лени – одна из важнейших точек соединения усилий школы и семьи. |