Главная страница
Навигация по странице:

  • В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

  • В ЧАМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

  • Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия


    Скачать 477.26 Kb.
    НазваниеВместо предисловия
    Дата06.11.2021
    Размер477.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский В.А. Сто советов учителю.docx
    ТипКнига
    #264831
    страница22 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБСУЖДАТЬ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

    Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня в том, что далеко не все, что связано с поведением и поступками школьников, следует выносить на обсуждение школьного коллектива. Недопустимо делать предметом обсуждения в коллективе:

    а) предосудительное поведение ребенка (подростка, юноши), причиной которого являются явные или скрытые ненормальности в семье, в частности, антиобщественные поступки родителей, споры, скандалы, несогласие между отцом и матерью. Особенно недопустимо в таких случаях обсуждение предосудительного поведения юношей и девушек. Они прекрасно понимают взаимосвязь между своим поведением и жизнью семьи, и обнажение мрачных сторон этой жизни их угнетает;

    б) предосудительное поведение или отдельные отрицательные поступки, если причина их – душевный надлом у ребенка в связи с тем, что у него неродной отец или неродная мать. Каким бы злостным нарушителем дисциплины ни казался ребенок, но если у него нет отца или матери, разбирать его поведение в коллективе не следует;

    в) поведение пли отдельные поступки, которые объективно являются протестом ребенка против грубости, произвола родителей пли кого-либо из взрослых, в том числе и педагогов. Это важно не столько из соображений защиты авторитета взрослых, сколько из интересов самого ребенка. Если ребенок выразил свой протест в форме предосудительного поступка, то разбирательство этого поступка он переживает как несправедливость;

    г) предосудительные поступки детей (подростков), которые являются результатом допущенной педагогом ошибки. Абсолютно недопустимо, чтобы при рассмотрении неправильного поступка ученика учитель говорил: «Речь идет о тебе, а пе об учителе, к учителю тебе дела нет». В равной мере недопустимо и то, чтобы обсуждая ошибку ученика, обсуждали ошибку педагога;

    д) предосудительные поступки, вызванные тем, что учитель допустил необъективность в оценивании знаний ученика. Как и во многих других случаях, здесь мы имеем дело с детской обидой. А это очень нежная, капризная ранка: чем больше о ней беспокоишься, чем ближе прикасаешься к месту ранения, тем больнее. Ранку-обиду лучше всего оставить в покое. Вообще о некоторых вещах в коллективе пе стоит говорить не потому, что дети не в состоянии определить, что хорошо и что плохо (иногда они могут разобраться в этом не хуже взрослых), а потому, что не надо лишний раз бередить раны. Во mhofhx случаях значительно полезнее позаботиться о том, чтобы пе было новых рапок-обид;

    е) отставание ученика в учении в том случае, когда он имеет аномалии в умственном развитии пли когда он проявляет старательность, но тот или другой учебный материал является для него просто непосильным. Учитель всегда должен отличать лень и нерадивость от непонимания и неумения. Если учитель не в состоянии это сделать,– он не воспитатель. Лишь вред, горечь и обиды приносит то, когда перед коллективом выдается за лень и нерадивость нечто совершенно другое;

    ж) плохой, неправильный поступок, объяснение которого требует рассказа о глубоко личных, дружеских отношениях ученика со своим ровесником пли со старшим или младшим другом. Наталкивание на откровенность в таких случаях осознается и переживается учеником как побуждение к измене, выдаче друга... Во взаимоотношениях между школьниками дело обстоит не так просто, как кажется с первого взгляда. У детей свои понятия, своп убеждения о чести и бесчестии, и этп понятия и убеждения надо уважать.

    з) предосудительный поступок, мотивы которого связаны с особыми отношениями в семье, которые детям рано знать и которые нельзя им разъяснять. Такие поступки надо уметь тактично и незаметно сгладить, нейтрализовать.

    Есть еще множество других предосудительных поступков, которые нельзя обнародовать, публично обсуждать, предавать гласности. Их трудно обобщить, трудно пайти для них какую-то общую трафаретную мерку, какой-то всеохватывающий стандартный критерий.

    В тот день, когда писались эти строчки, в VI классе произошел такой случай.

    Ученик Юрко ни с того ни с сего, как могло показаться, назвал Владимира, своего товарища по парте, бессовестным. Подростки у нас прекрасно понимают смысл этого слова. И если бы у Юрка не было никаких оснований для упрека, Владимир почувствовал бы себя обиженным. Но он, наоборот, переживал угрызения совести, чувствовал себя виноватым. Что же произошло? Юрко – близорукий мальчик. Очки у него были очень плохие: предмет кажется через них не на том месте, где он находится в самом деле. На уроке рисования Владимир подшутил над Юрком: поставил перед ним краски, и как только мальчик углублялся в работу, склонив голову над партой,– передвигал коробку с красками па несколько сантиметров, и Юрко рисовал не той краской, что надо. Заметив эту недобрую шутку, Юрко рассердился, а по дороге домой расплакался. Слово бессовестный слышал весь класс, но о проделке Владимира не знал никто, она стала известна мпе лишь через два дня, и не от Юрка я узнал о ней, а от Владимира, признавшего свою вину. Юрко же через три дня пришел ко мне и стал просить: не говорите никому о поступке Владимира...

    Многие годы убедили меня в том, что в нашем трудном, иногда мучительно трудном деле надо выполнять очень важное правило:- если воспитанники сами сумеют понять свои сложные отношения и разобраться в них, устраивать коллективное разбирательство не следует.

    У читателя может возникнуть вопрос:- а что же следует, что допустимо разбирать в коллективе? Ничего.

    Уточняю: если речь идет о проступках, то их вообще не следует разбирать, обсуждать, во-первых потому, что истинное коммунистическое воспитание заключается в том, чтобы ненормальных, предосудительных поступков вообще не было или было как можно меньше; во-вторых, коллектив как воспитательная сила существует и влияет па личность пе разбирательством всевозможных проступков; в-третьпх, чем меньше занимается коллектив разбирательством всевозможных конфликтов, тем большей воспитательной силой он обладает.

    Есть еще одно исключительно важное правило коммунистического воспитания: падо уметь сгладить, нейтрализовать копфлпкт в самом его зародыше, не раздувать искру, не делать из нее костра, а погасить ее тогда, когда она еще только зарождается.

    Могут сказать: «Вы за «бесконфликтное воспитание»? Да, я за воспитание детей (именно детей) без тех встрясок и взрывов, без тех сильных мер воздействия, которые пи к чему хорошему не приводят. Нельзя из «взрослой» социологии переносить понятпя и закономерности в детский мир. Потрясения, конфликты, вспышки в воспитании детей пе являются объективной необходимостью. И лучше обойтись без потрясений.

    1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

    Не богатство духовной жпзнп завпспт от самодеятельности, а наоборот, самодеятельность коллектива является результатом полнокровной, богатой духовной жизни. Чем выше развито в коллективе чувствование человека, чем больше духовных ценностей приносит каждый своим товарищам, чем ярче раскрывает человек перед человеком свою внутреннюю красоту, чем полнее эта красота познается в совместном труде для блага людей,– тем больше подготовлен коллектив к тому, чтобы по-настоящему заботиться о судьбе каждого своего члена, влиять на человеческие взаимоотношения, добиваясь, чтобы они были гуманными и выражали высокую коммунистическую принципиальность, требовательность, нетерпимость к разнузданности и произволу – «что хочу, то и делаю».

    Стремитесь, мой юный друг, к тому, чтобы основой самодеятельности коллектива были такие нормы взаимоотношений, в которых каждое требование коллектива к личности являлось бы в то же время заботой коллектива о личности, защитой личности. Я кратко остановлюсь на нормах коллективистских взаимоотношений в школе, в которых выражается гармония требовательности к человеку и заботы о нем.

    1. В классном коллективе (начиная с IV класса) па четверть избирается ученик, ведущий учет выполнения домашних заданий и посещаемости школы. Каждый школьник, придя на занятия, сообщает этому помощнику учителя, выполнил пли не выполнил он задание; если не выполнил – почему, что именно не смог сделать. Помощник учителя обобщает материал проверки домашнего задания и сообщает преподавателю (например, три ученика не поняли условия задачи, один не смог выполнить арифметические действия). По его предмету у учителя в каждом классе есть консулттант (их может быть и несколько). Это наиболее развитой школьник, как правило, идущий впереди программы, знающий несравненно больше, чем требуется для отличной успеваемости. Выслушав сообщение своего помощника о результатах выполнения домашнего задания, учитель сразу же поручает консультанту: с такими-то учениками позанимайтесь, пожалуйста, разъяснить надо то-то и то-то, выполнить надо такую-то прак-

    тическую работу. В необходимых случаях учитель проводит занятия сам. Дополнительные занятия и консультации проводятся только до занятий, никакие дополнительные занятия после уроков никогда не проводятся. Все сразу же после уроков идут домой. Никто никого не оставляет на дополнительные занятия. Хочешь – приходи на занятия перед уроками. Но именно благодаря духу взаимного доверия, пронизывающего всю работу школы, благодаря тому, что учепие построено на уважении к человеку, каждый требователен прежде всего к себе. Никогда не бывает случая, чтобы ученик, которому необходима помощь, не пришел рано утром на дополнительное занятие или консультацию.

    1. Избранный коллективом школьник ведет учет общественно полезного труда. Классы у нас по очереди работают па школьном учебно-опытном участке или в колхозе – каждый день работает один или два класса (в зависимости от потребности, но обязательно круглый год).

    Ученик–организатор общественно-полезного труда ведет учет: отмечает, кто и как работает. Если кто-нибудь по уважительной причине не может сегодня выполнять работу, он просит организатора общественно-полезного труда прикрепить его на завтра или послезавтра к другому классу. В случае болезни работа выполняется после выздоровления. Нет и не может быть никакой уважительной причины, которая освобождала бы кого-либо от труда.

    1. В каждом классе, начиная со второго, есть ученик, который ведает хозяйством класса (библиотечка, наглядные пособия, тетради, альбомы для рисования, краски, веники и тряпки для уборки класса, тапочки для уроков физкультуры в спортивном зале, мел), а также ведет учет дежурства по классу. На каждый день назначают двух дежурных. Они надевают на руку повязку с надписью. Обязанности дежурных очень широкие. Они приходят в класс за 15 минут до начала занятий, протирают влажной тряпкой доску и парты, кладут у двери влажный коврик – ни одна пылинка не должна попасть в класс; дышать пылью – недопустимо. После окончания занятий – снова влажная протирка доски и парт.

    2. В каждом классном коллективе избирается на год ученик, отвечающий за здоровье своих товарищей. Он учитывает проведение утренней зарядки (дома). В субботу ответственный за здоровье спрашивает, кто из учеников хотя бы один день не делал зарядку. С этими учениками классный руководитель потом проводит беседы о самовоспитании. Ответственный за здоровье записывает также учеников, ' чувствующих недомогание и сообщает об этом учителю. Учитель направляет больных к врачу.

    3. В каждом классном коллективе (начиная с III класса) избирается ученик, который заботится о ведении дневников. Оценку, поставленную учителем в журнал, записывает в своп дневник тот, кто ее получил. Расписывается в дневнике не учитель, а ответственный за ведение дневников. Этой самодеятельности коллектива мы придаем исключительно большое значение: в ней выражается дух доверия, царящий в коллективе. Надо сделать оговорку: если ученик еще не может справиться с работой, ему не ставим никакой оценки. Оценка – это лишь положительный результат труда; нет оценки – значит, еще не потрудился как следует. Это предотвращает ненормальности во взаимоотношениях между ответственным за ведение дневников и классом: ученик ученику никогда не записывает в дневник неудовлетворительной оценки; уже тот факт, что в дневнике у школьника пет оценок, скажем, по грамматике, является тревожным сигналом для родителей: у сына (или дочери) что-то неблагополучно.

    4. Перед окончанием каждой четверти и учебпого года коллектив класса (начиная с IV) решает, кому из учеников снизить оценку по поведению. Решеппе по этому очень важному для учеников вопросу прпнпмается на собрании, где учителю (классному руководителю) принадлежит такое же право голоса, как и любому ученику. В школе существует еще и такое правило: если классный коллектив по оценке поведения не пришел к единому мнению, вопрос передается педагогическому совету, решение которого является окончательным. Но у нас никогда не было случая, чтобы необходимо было решение педагогического совета. Оценок по поведению педагогический совет не утверждает.

    5. Комитет комсомола и совет ппоперской дружипы распоряжаются материальными ценностями – деньгами, поступившими на школьный счет от учебпо-опытного участка, сада и пасеки. Ежегодно на этот счет поступает не меньше 2 тысяч рублей. Комсомольцы и пионеры решают, на что израсходовать депьги. Из этих средств оказывается материальная помощь нуждающимся. В случае какой-

    нибудь беды в семье ученик обращается к своим товарищам, и они помогают ему. За счет этих средств проводятся экскурсии, приобретаются музыкальные инструменты, подарки гостям из братских республик.

    Такова элементарная школа внутриколлективной, организационной, материально-бытовой самодеятельности. Она является необходимым условием общественно-политических и интеллектуальных отношений, построенных на самодеятельности коллектива. Мы стремимся к тому, чтобы самодеятельность была ярко выражена в духовной, особенно в общественно-политической жизни. От этого зависит социальная и моральная зрелость подростков, юношей и девушек. Все, что рассказывалось выше о предметных кружках, о вечерах научно-естественных знаний для населения, о разновозрастных коллективах,– все это живая, творческая самодеятельность.

    1. В ЧАМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

    В практике учебно-воспитательной работы широко распространен такой взгляд: овладевая знаниями, человек тем самым, именно благодаря этому воспитывается нравственно, овладение знаниями само по себе является процессом нравственного развития. Просветительский взгляд па нравственность настолько глубоко укоренился в сознании многих учителей, что отказаться от окостеневших убеждений – дело для них очень трудное. Воспитание па уроках рассматривается как нечто само собой происходящее уже в силу того, что ученик приобретает знаиия. «Воспитание через образование», «мораль через знания»,– эти утверждения, в основе которых лежит тот же ошибочный просветительский взгляд на нравственность, по существу порождают благодушие и самоуспокоенность.

    Жизнь убеждает, что обладание знаниями, понимание естественно-научных и социологических закономерностей, хорошие ответы и столь же хорошие оценки,– все это само по себе еще не воспитание нравственности. Воспитание начинается там, где знания переходят, перерастают в убеждения. Об убеждениях речь может идти только там, где знание истин затрагивает душу, волнует сердце, побуждает к той деятельности, которая представляет собой практическое доказательство, практическое, выражепное

    Я72

    в делах, отстаивание истин, ставших для человека чем-то святым, дорогим. Знаниями обладают, убеждениями – дорожат. Отсутствие тех или иных конкретных знаний не говорит о моральной невоспитанности человека. Отсутствие же убеждений, даже при наличии знаний,– показатель нравственной безликости человека.

    Я советую молодому педагогу: если хотите быть настоящим воспитателем, умейте прежде всего видеть разницу между знаниями и убеждениями. Умейте создать основу для убеждений, умейте пробудить к жизни тот нерв, в биении которого рождается горячая кровь нравственности – убежденность.

    Помните, что знание фактов о природе и обществе является основой для формирования научных, общественных, политических, нравственных идей. Между знанием фактов и убеждениями пролегает мостик – идея. Знания становятся убеждениями через идеи. Идея – это уже не просто знание. В идее уже есть «кусочек души» – личное отношение человека к тому, что он знает. Можно обстоятельно, до мельчайших деталей, знать трагическую и героическую жизнь и борьбу Юлиуса Фучика, но знание фактов – еще не идея. Идея рождается тогда, когда читатель мысленно становится горячим сторонником героя. С идеей вы, воспитатель, имеете в данном случае дело, если питомец ваш готов плечом своим стать к плечу героя, готов отдать жизнь свою за то, за что отдал жизнь герой- коммунист. Идея характерна тем, что выводы, обобщения на основании осмысливания конкретных фактов, приобретают яркую эмоциональную окраску благодаря личному отиошенпю человека к событиям, явлениям, фактам.

    Там, где происходит переход от знапия фактов к идее, рождается убеждение. Задача педагога – придать этому переходу яркую выразительность, добиться того, чтобы человек был не равнодушным «потребителем знаний», а лпчпостыо, кровно заинтересованной в торжестве истины и правды.

    Всякие ли научные знания являются материалом для идейного воспитания? Нет, не всякие. Есть знания в идейном смысле нейтральные (это, конечно, не говорит о том, что на уроках, где изучаются эти знания, нет воспитания). При изучении формул сокращенного умножения науч- пая истина находится в одинаковом отношении к нравственности и в школе капиталистического, и в школо социалистического общества. Но даже по предметам естественно-научного цикла значительная часть знапий заключает в себе горячий накал борьбы идей, столкновения мыслей. Многие научные истины добыты дорогой ценой – ценой жизни выдающихся мыслителей. Советую вам, мой друг, с особенной внимательностью подходить к изучению этих истин. Рассказывая о Солнечной системе, одухотворите свои слова чувством глубокого уважения к мыслителям, чьи идеи были восстанием против косности, невежества, духовного порабощения народа. Создайте яркое представление об образах мыслителей-борцов, зароните в юные умы мысль о том, что истина всегда революционна.

    Пусть ваше изложение материала па уроках физики, химнн, биологии, математики будет не бесстрастным толкованием истины, а пытливым, одухотворенным высокими мотивами борьбы за истину, путешествием юных исследователей по тернистым тропам науки. Сделайте свое преподавание предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биологпя, математика, астрономия) таким, чтобы осознание, осмысливание, усвоение научных знапий было для юного ума и сердца внутренней борьбой – борьбой разума, души против схоластики, певежества, против .той религиозной отравы, которая обрекает человека па бессловесную веру в догмы, запрещает ему думать, дерзать. Пусть через все ваши уроки красной нитью проходит мысль о неукротимости и неискоренимости человеческого духа пытливости, страстного порыва к истине, к познанию.

    С особенным вниманием вдумчивый педагог-воспитатель подходит к изучению тех разделов программ по научно-естественному циклу, в которых есть перспектива новых открытий, перспектива неизведанного, еще не полностью объясненного наукой. Взаимозависимость пространства и времени, сущность материи и энергии, природа света, частицы и античастицы, гравитация,– все эти понятия вдумчивый воспитатель умеет одухотворить идеей торжества разума. Нельзя допустить, чтобы с урока, на котором перед воспитанником открывается грандиозная картипа Вселепной, бесконечность мира во времени и пространстве, он ушел, чувствуя себя ничтожной пылинкой.

    На уроках по предметам гуманитарного цикла нет и не может быть материала в идейном смысле нейтрального. Если вы, мой друг, преподаете историю, то воспитательная задача ваша заключается прежде всего в том, чтобы на уроке перед вами был не некий абстрактный ученик (такого в природе нет). Вы должны видеть перед собой конкретных, живых, неповторимых людей – Колю и Нину, Валю и Сергея... Людей с их глубоко индивидуальными мыслями и чувствами, стремлениями и порывами. Это исключительно важно, потому что трепетное биение живой крови идеи начинается лишь там, где есть живая человеческая индивидуальность. Идея живет только в конкретном духовном мире человека, в его мыслях, поступках, борьбе. О чем бы вы пи рассказывали своим питомцам – о восстании раб/эв под предводительством Спартака или о дворцовом заговоре против русского императора Павла, о тайной кухпе подготовки второй мировой войны или о героической Сталинградской битве,– всегда обращайтесь непосредственно к духовному миру конкретного подростка, юноши, девушки. Не забывайте ни на минуту, что перед вами Коля и Нина, Валя и Сергей. Идея живет только в их сердцах и умах – помните об этом, мой друг. Вот почему вам, преподавателю гуманитарного цикла, надо заботиться о том, чтобы Коля и Нина, Валя и Сергей не были равнодушными потребителями знаний, а чувствовали себя как бы живыми участниками событий. История человеческого общества – это всегда история борьбы. В эксплуататорском обществе – борьба прогрессивного с реакционным, в бесклассовом социалистическом обществе – борьба человека за овладение силами природы, за построение коммунизма. Тайны педагогического мастерства преподавания истории в том, чтобы человеку, овладевающему знаниями, вдохнуть душу борца.

    Как добиться, чтобы, слушая ваше изложение, подросток, юноша становился борцом? Это зависит от двух условий. А условия эти зависят от вас, педагога-воспитателя, от педагогического коллектива, от всей духовной жизни школы, от того, насколько активно участвует школа в общественной жизни.

    Первое условие – дух современности, царящий в школе, в жизни коллектива, в учении, в общественно полезном труде. Определить свою позицию, овладевая знаниями, быть всегда на стороне прогрессивного, передового можно только тогда, когда человек понимает и чувствует смысл нашего времени. Идейность воспитания на уроках возможна только тогда, когда юный ум и юное сердце понимают и чувствуют, что наше время героическое, что на наших

    глазах осуществляются величайшие свершения. Только через призму современности можно правильно увидеть и попять смысл любого исторического события. Донести до ума и сердца подростков и юношества дух современности – это одна из самых нелегких задач школы.

    Второе условие – гармоническое единство идей и личности учителя. Одухотворение фактов идейным смыслом, переход знания фактов в убеждения,– все это немыслимо без личности учителя. Идея живет на страницах книг; есть книги, страницы которых горячи, как раскаленное железо, и ярки, как солнце. Дух коммунистической идейности, царящий в школе, зависит от того, как часто и с какими мыслями и намерениями прикасаетесь вы, мой друг, к этим горячим страницам, к каким поступкам, к какой деятельности вас побуждают эти прикосновения. Чтобы донести до ума и сердца своего питомца идею, учителю мало владеть глубокими знаниями. Надо думать о знаниях. Думать о том, что вы черпаете из сокровищницы человеческих богатств и вкладываете в головы ваших питомцев. Я убежден, что не каждый учитель, глубоко знающий свой предмет, обладает бесценным даром думать о знаниях. Думать о знаниях – это значит знать, предвидеть, рассчитывать, к каким уголкам человеческого сердца прикоснется каждая истипа, какие ответные мысли, вопросы, сомнения, пробудит. Думать о знаниях – значит представлять себя на месте подростка, юноши, уметь разделить их точку зрения. У тех учителей-воспитателей, которые умеют думать о знаниям, ученики овладевают редким, бесценным качеством: воспринимая учебный материал, они как бы абстрагируются от него, переходя от мысли о материале к мысли о самом себе, о своей судьбе.

    Идейность преподавания – один из важнейших стимулов, пробуждающих жажду знания. Чем ярче определяет свою идейную позицию ученик, чем глубже он убежден в неискоренимости человеческого стремления к истине, тем больше ему хочется знать. В тех школах, где на уроках бьется трепетное сердце идеи, книга становится для подростков, юношей и девушек неразлучным спутником. Чтение же, самостоятельные раздумья над книгой – все это в свою очередь является полноводным родником идейности. Сама природа идеи и убеждения такова, что человек верит в то и дорожит тем, что он добыл собственным трудом и раздумьями, размышлениями. Если вы хотите, чтобы знания ваших питомцев переходили в страстную коммунистическую убежденность,– как огня, опасайтесь зубрежки, заучивания, «проглачивания» готовых истин без их осмысливания. Вдумайтесь в прекрасные слова С. Г. Лазо: «Убеждения нужно выстрадать, нужно проверить их жизнеспособность, нужно обтереть их о чужие убеждения... Человек должен скорее пойти на гибель, нежели отказаться от своих убеждений.» 17 Осмысливание знаний как раз и должно быть «обтиранием» их о чужие убеждения. Знания о природе и обществе надо подавать не как сумму безапелляционных истин, а как результат борьбы, столкновения мнений. Пусть эта борьба, эти столкновения продолжаются и после урока – в процессе чтения книг. Найдите для своих питомцев книги, в которых истина преподносится не как готовый, извечно горящий огонек, а как трепетный факел, зажженный огнем сердец, боровшихся за истину и победивших в этой борьбе.
    1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта