Главная страница
Навигация по странице:

  • УМЕЙТЕ СДЕЕЛАП. ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ

  • ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ ПЕДАГОГА. В ЧЕМ ОНА ДОЛЖНА ВЫРАЖАТЬСЯ

  • КАК БЕРЕРП ДЕРСКОВ ДОВЕРИЕ

  • Ему не дано права не знать

  • Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия


    Скачать 477.26 Kb.
    НазваниеВместо предисловия
    Дата06.11.2021
    Размер477.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский В.А. Сто советов учителю.docx
    ТипКнига
    #264831
    страница23 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    КАК ДОНЕСТИ ДО УМА И СЕРДЦА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА ДУХ СОВРЕМЕННОСТИ

    Важнейшая идея современности: судьбы мира решает строительство коммунизма в нашей стране. В мире происходит острая, непримиримая идеологическая, политическая борьба. Сотни тысяч хорошо оплачиваемых капиталистами буржуазных идеологов клевещут на нашу страну, волны сотен радиостанций ежеминутно извергают миллионы слов лжи,– и все это преследует цель духовно растлить наше молодое поколение, убедить его, что нет и не может быть пикакпх идей, за которые стоило бы бороться. Проповедники и защитники буржуазного, «свободного» способа жизни втайне надеются убедить нашу молодежь в иллюзорности идейной жизни, в том, что высшей целью человека и в капиталистическом и в социалистическом обществе является материальное благополучие, а не какие-то «эфемерные идеи». Отлучение советской молодежи от коммунистических идей – такова главная цель буржуазной пропаганды.

    Этим далеко идущим в своих целях попыткам мы должны противопоставить высокую коммунистическую идейность. Наши юноши и девушки должны понимать и чувствовать, что в нашей страпе, вокруг них, руками их родителей, братьев и сестер и их собственными руками совершается

    величайшая в мире справедливость – строится повое, самое справедливое, самое демократическое в мире общество – коммунизм. Чувствование справедливости, величия, красоты коммунизма – это и есть идейный стержепь современности, вокруг которого должны вращаться мысли, надежды, устремления молодежи. Пробудить это чувствование немыслимо без активного участия в коммунистическом труде, о чем уже речь шла выше. Но это лишь одна сторона воспитательной работы. Донести до юного ума и сердца дух современности, утвердить в душах юношей и девушек коммунистические убеждения можно лишь при таком слиянии труда и мысли, когда человек переживает борьбу идей, сознательно разбирается в этой борьбе, определяет свою позицию.

    Мы стремимся к тому, чтобы политическая информация, которая проводится в старших (IX–X) классах, была ярким, волнующим рассказом о борьбе идей. Раз в педелю собираются все старшеклассники. Директор школы рассказывает кратко о событиях внутри нашей страны и за рубежом. Значительное место в политинформации отводится тому, что говорят о нас буржуазные идеологи и как эта ложь разоблачается самой нашей социалистической действительностью. Отдельпые утверждения буржуазных идеологов вызывают смех юношей и девушек – настолько опи неуклюжи. С каждой новой беседой юноши и девушки все больше убеждаются, что правда на стороне коммунистических идей.

    Наша современность – это величие, красота человеческого духа. Идеи живут у нас в человеческих делах, судьбах, поступках. Собирая раз в неделю для беседы своих старшеклассников, я рассказываю им о тех простых, ничем не примечательных с первого взгляда событиях, которые, если глубоко проникнуть в их смысл, потрясают сердца, пробуждают чувство гордости за то, что мы – сограждане и современники тех, чья жизнь – обычная в нашем обществе жизнь – является в самом деле путеводной звездой для молодежи.

    Один из моих рассказов – о русской женщине Еписти- нии Федоровпе Степановой. Девять сыновей вырастила она и все девять погибли в боях за свободу и независимость нашей великой Родппы. Ни один подросток не может спокойно слушать слова матери: «Приходили ко всем матерям солдаты, и у каждого я спрашивала, где мои сыновья... И ночью жду их, и днем жду». Повторяя эти материнские слова, показывая фото, на котором изображена женщина, воплощающая в себе красоту, величие, мудрость всего рода человеческого, я стремлюсь донести до юных умов и сердец потрясающее трагическое звучание этого факта, чтобы ело- 90 о матери зазвучало как реквием тем, кто не пришел с войны, чтобы каждый мой питомец поставил перед собой вопрос: кто же ответит за святые слезы матери? Чтобы на эаре жизни каждого взволновали благородные гражданские чувства, чтобы каждый еще глубже возненавидел врагов своего Отечества.

    Рассказывая о двух мужественных трактористах, ценой жизни своей спасших от огня тысячи гектаров совхозной пшеницы, я ставлю перед собой воспитательную цель: чтобы при свете огня, на котором сгорели герои, каждый подросток, каждый юноша увидел самые сокровенные уголки своего сердца. «Вы знаете, юные мои друзья, что в нашем обществе нет ничего дороже человека. Но если человек по велению своего сердца отдает во имя чего-то жизнь, значит есть нечто не сравнимое и не сопоставимое с жизнью каждого из нас, есть святое и священное – Родина».

    Каждый день, каждая неделя открывают новую, вот такую же, как эти две, яркую страницу живой истории нашей героической современности. Умейте, мой друг, открыть перед юношеством эту книгу. Откройте ее так, чтобы ни одна страница этой огненной книги не осталась непрочитанной.

    1. УМЕЙТЕ СДЕЕЛАП. ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ

    Если 17-летних тянет к яркому, значит и нужно самые высокие принципы нашей этики и нравственности сделать яркими. Кое-кто из педагогов считает: наши нравственные принципы сами по себе столь прекрасны, что не нуждаются в какой-то особой форме подачи, не требуют «украшательства». Это далеко не так. Чем благороднее принцип, тем ярче, выразительнее должна быть деятельность, раскрывающая этот принцип. Будь честным, правдивым, нетерпимым и непримиримым к лицемерию – еслп бы мы только без конца повторяли эти слова, они превратились бы для воспитанников в надоедливые нотации – к ним относились бы как к очень полезному, но противному рыбьему жиру. Честность, правдивость, нетерпимость к обману должна стать волнующей, привлекательной, соблазнительной деятельностью (заметим в скобках, что слияние, единство деятельности и добродетели – одна нз главных проблем практической педагогики). Нам удалось достигнуть того, что юношп и девушки не списывают, не подглядывают в учебник во время выполнения самостоятельной работы: стыдно самим перед собой. Если бы мы без конца повторяли: трудиться своими силами – хорошо; списывать, пользоваться чужим трудом – плохо,– наши хорошие поучения превратились бы в противные нотации. Мы побуждаем воспитанников к деятельности, раскрывающей красоту, привлекательность добродетели. С малых лет, ежегодно в дни летних каникул наши школьники несколько дней живут в Школе под голубым небом. Так называем мы соломенные или сделанные из веток шалаши, в которых в жаркую летнюю пору располагаются дети. Здесь не только полное самообслуживание, но и самообеспечение всеми необходимыми продуктами питания. Перед тем, как перейти в Школу под голубым небом, дети приносят в свой тайник (во всем пужна романтика) продукты, складывают их в бумажные мешки и в металлические банки. Здесь нет никакого учета, каждый приносит продукты тогда, когда в тайнике нет никого. И не бывало случая, чтобы кто-нибудь пошел па обман – это немыслимо представить. Дети здесь сами чувствуют, что своим трудом, своими заботами они создают радость для коллектива. И если бы у кого-нибудь зародилась мысль обмануть коллектив, все отнеслись бы к этому как к попытке украсть радость.

    В годы детства и отрочества дети имеют свои материальные ценности – коллективные библиотечки. Когда класс прекращает свое существование, библиотечка передается младшим товарищам. В отдельных случаях библиотечка дарится одному из младших школьников. Это событие волнует юношей и девушек, запоминается на всю жизнь.

    Наши юноши и девушки стремятся принести радость тем, кто уже не может трудиться, живет в одиночестве. Каждую весну старшеклассники разбивают несколько цветников для одиноких стариков. Этот труд – окружен романтическим ореолом добродетели. В эти дни юношество переживает мысль: все мы станем стариками, обо всех нас будут заботиться младшие поколения. Как нужно, чтобы эта мысль переживалась в годы отрочества и юности! Она облагораживает юношу, делает его настоящим мужчиной. Она готовит девушку к великой материнской миссии. Романтический, привлекательный труд, выражающий заботу о старости,– это самая нужная, самая благородная деятельность. Не упускайте, мой друг, ни одной возможности для того, чтобы прикоснуться к тому сокровенному уголку детской души, где хранятся думы и тревоги о старости. Забота о стариках – это самая трогательная любовь к человеку. Равнодушие к старости жестоко мстит обществу – вырастают люди с каменными сердцами.

    1. ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ ПЕДАГОГА. В ЧЕМ ОНА ДОЛЖНА ВЫРАЖАТЬСЯ

    Это одна из наиболее тонких и наименее исследованных проблем воспитания. Проблема власти человека над человеком. Власти старшего над младшим. Среди того фонда воспитательных средств, которые есть в распоряжении педагога,– его власть над детьми – наиболее нужное, наиболее общее, всеобъемлющее и в то же время наиболее острое и небезопасное средство. Это резец, которым можно произвести тончайшую, незаметную операцию, но можно и разбередить рану. Резец небезопасный и в то же время нужный. Инструмент, которым испытывается воля и выдержка учителя, утверждается мужество и мудрость, но который в то же время может развратить, изуродовать человеческую душу воспитанника – все зависит от того, как пользоваться этим инструментом, с какими душевными побуждениями подходить к человеку. С каждым годом я все больше убеждался, что власть над детьми – это одно из наиболее трудных испытаний для педагога, это критерий, показатель его педагогической культуры.

    Переступая порог школы, решая посвятить свою жизнь благородной миссии творения Человека, помните, мой друг, что перед вамп может возникнуть опасность очутиться в плену капризных, переходящих коллизий настроения. Быть рекой, в которой сливаются горячее сердце и холодный рассудок, не допускать поспешных, непродуманных решений – это один из вечных родников педагогического мастерства. Высыхает он – все книжные знания педагогики превращаются в прах.

    Когда один человек безгранично доверяет другому, он в какой-то мере становится беззащитным. Я всю свою педагогическую жизнь думаю над этой истиной. Доверие ребенка к хорошему педагогу как раз и бывает безграничным. Когда ребенок переступает порог школы и становится вашим питомцем, он безгранично верит вам, каждое ваше слово для него – святая истина, вы для ребенка – высший образец мудрости, разума, моральности. Дорожите доверием, а значит – беззащитностью ребенка – пусть эта педагогическая мудрость станет для вас критерием самовоспитания. Педагогическое бескультурье, невежество начинаются там, где учитель, в силу своей ограниченности, стремится превратить детскую беззащитность в клетку, куда он загоняет маленького птенца и делает с ним, что ему хочется. Непонимание детской беззащитности – одна из главных причин пезавндного положения учителя, который в конце концов теряет власть над детьми – ведь человека не удержишь, как птенца, в клетке.

    Вы лишь тогда имеете право быть наставником, воспитателем, когда, понимая и сердцем чувствуя безграничное детское доверие и неизбежную в связи с этим детскую беззащитность, власть свою над ребенком строите на этом доверии и этой беззащитности. Здесь надо вдуматься, сердцем вслушаться и понять, что же это такое – безграничное доверие. Может быть, ребенок сознательно отказывается от всего личного, слепо доверяя вам, педагогу; возможно, все делает для того, чтобы отказаться от личной свободы, утех, удовольствий?

    Нет, дело обстоит совсем не так. Детское доверие, каким бы безграничным оно ни было,– это доверие существа, стремящегося к духовному богатству, многогранности личной жизни – к богатству впечатлений, мыслей, эстетических наслаждений, к богатству общения с людьми. Ребенку хочется, чтобы кто-то старший, мудрый, обладающий жизненным опытом, взял на себя заботу о его благе. Берегите, как бесценное богатство, это желание. Пока оно есть, путь к детскому сердцу перед вамп открыт. Источник детского желания быть хорошим, если хотите, и заключается в этом – беречь детское стремление к тому, чтобы вы стали его другом и наставником.

    Безгранично доверяя педагогу, ребенок сердцем чувствует, что его старший друг найдет выход из любого положения, каким бы нелегким оно ни было.

    Как надо дорожить безграничным детским доверием, каким мудрым, любящим защитником ребенка надо быть воспитателю, чтобы между ним и детьми всегда сохранялась гармония человеческих, сердечных, доброжелательных отношений. Какой мудрой должна быть власть педагога над человеком – не забывайте ни на мгновенье, что ребенок – такой же человек, как и вы. Беречь детское доверие, потому что оно и есть любовь ребенка к педагогу – вот в чем средоточие мудрой власти педагога над ребенком. На нем, на этом доверии, держится стремление ребенка находить и найти защиту у воспитателя. Дорожите, как бесценным сокровищем, этим детским стремлением. До того времени, пока ребенок смотрит с надеждой на вас и верит в вас – вы настоящий воспитатель, наставник, вы учитель жизни, вы авторитет, живое воплощение жизненной мудрости, вы друг, товарищ. Помните, что это вещи очень хрупкие, их легко разрушить. Если вы разрушили их, вам как воспитателю пришел конец. Вы будете надзирателем, но не воспитателем.

    1. КАК БЕРЕРП ДЕРСКОВ ДОВЕРИЕ

    Самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания – глубокое понимание, точнее, чувствование сердцем детского мира, чувствование детства.

    Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о хорошем и плохом, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в детстве день кажется годом, а год – вечностью. Чтобы иметь доступ в этот сказочный дворец, имя которому – Детство, вы должны перевоплотиться, стать в какой-то мере ребенком – только при этом условии вам доступна будет мудрая власть над человеком – ребенком.

    Не подумайте, мой друг, что я идеализирую мир детства. Я прекрасно отдаю себе отчет, что детство создается из того, что мы, взрослые, оставляем в своих детях. Но как раз потому, что ребенок – пежный росток, который станет могучим деревом, детство и требует к себе особенного уважения. Мудрость власти педагога – это прежде всего его безграничная способность все понимать. Здесь не может быть никаких ограничений. Помните, что у ребенка не бывает умышленного стремления творить зло. Педагогическое невежество с того и начинается, что воспитатель приписывает ребенку это стремление, считая, что он умышленно совершает предосудительные поступки. Стремясь «подрубить корень зла», воспитатель рубит все корни, и живые ростки детства засыхают. Обвинение в умышленном зле, в лени, нерадивости, которых па самом деле нет, ребенок переживает как большую несправедливость, это отталкивает его от учителя, он теряет доверие к нему. Ломая детскую доверчивость к вам, вы толкаете ребенка на то, что он начинает защищаться строптивостью, умышленным непослушанием, стремлением делать все наперекор вашим требованиям. Помните, что все это появляется там, где детское доверие к вам дало трещину.

    С исключительной педагогической мудростью относитесь к самым разнообразным неосмотрительным детским поступкам, в которых – не умышленное зло, а чаще всего забывчивость, незнание или, бывает, ошибка. Не прибегайте в таких случаях к публичному осуждению детского поступка. Знайте об этом поступке только вы. У вас – большая, мудрая власть все понимать и все знать. Вы должны понимать, почему первоклассник, взяв у товарища цветные карандаши в яркой коробке, повертел их, и рука с карандашами потянулась к карману. Не поднимайте тревоги – это не кража. Вы должны понимать, почему малыши по звонку не бегут в класс, а хотят «еще немножко, еще одну минуточку» поиграть на зеленой лужайке; почему Федя не слушает условие задачи, а смотрит, затаив дыхание, на пчелу, залетевшую в класс; почему Оксанка не читает того, что все читают, а рисует на промокашке цветок; почему во время экскурсии в лес три неугомонных школьника – Миколка, Пилипко и Петрик – умышленно отстали от класса, спрятались в кустах...

    Почему, почему, почему...– сотни «почему» и сотни конфликтов. Конфликт между учителем и ребенком – одно из крайних проявлений педагогической неграмотности. Это явление имеет место там, где воспитателю не хватает великодушной отцовской, материнской мудрости, большой педагогической власти, понимания того, что он имеет дело с детскими поступками, с детским миром мыслей и взглядов; ребенка вообще нельзя сравнивать со взрослым, нет такой единой мерки, которой можно было бы измерить взрослого и ребенка.

    Помню маленького Дмитрика. Это было в III классе... Представьте себе, идет урок грамматики. Вы объясняете у доски правило, все слушают, записывают примеры. Пишет как будто бы и Дмитрпк, по сердце ваше тревожится за этого мальчика. В глазах у него – как живые бусинки, чем-то он сейчас занят за своей партой, что-то ему не до грамматики. Подходите тихонько к мальчику и видите: перед ним полуоткрытая спичечная коробка, в ней что-то шевелится; и Дмитрия весь там, в коробочке его глаза и мысли. Присматриваетесь – в коробке жук, какой-то невиданный, с одним рогом, как пилой, режет он и не может перерезать дверцу своей тюрьмы.

    Можно, конечно, разгневаться, можно довести мальчика до слез и покаяния (а себя – до нервного дрожания), но что из этого? Единственное, чего вы добьетесь – время будет потрачено впустую, жук станет развлечением для всего класса, дети будут завидовать Дмитрику и посмеиваться над вашим гневом.

    Пусть не дает вам покоя в эти мгновенья мысль: что делается в твоей душе, дитя? Почему ты не смог заставить себя отложить жука на полчаса и понять грамматическое правило? Вы берете коробочку, закрываете ее, кладете в карман, ложите руку па голову Дмитрика, еще раз объясняете правило, мальчик пишет; видите, он понял: бывают же такие дети – одним глазом смотрит на однорогого жука, другим на доску – и все-таки что-то остается в детской голове.

    После уроков Дмитрик подходит к вашему столу, молчит, наклонив голову. Черные бусинки глаз еще блестят, спрятанные под длинными ресницами. Но от вас он не может скрыть, что в глазах все-таки играют чертики. Отдаете Дмитрику жука и просите рассказать: где он нашел такое удивительное существо, как это ему удалось заставить жука «пилить» дверцу темницы, что он дальше думает делать с жуком? Дмнтрпк охотно рассказывает, он тянет вас за рукав к кустарнику, где, по его словам, такие вот жуки вылазят на свет и летают один раз в три года.

    В таких рассказах обычно слышатся намеки воспитателя на то, что с вершин своей педагогической мудрости он в таких случаях опускается, снисходит к миру детских интересов, позволяя себе быть добрым к ребенку. Дети не терпят этого снисхождения. Настоящее воспитание не там, где педагог с вершпн опускается на землю, а там, где он поднимается к тонким истинам Детства. Подняться, а не опуститься. Не сюсюкать с ребенком, не подстраиваться под «детскую ограниченность» интересов (нет такой ограниченности, если мы сами пе ограничиваем интересов ребенка), а быть мудрым наставником.

    Мудрость власти человека над человеком, а тем более взрослого человека пад ребенком – это большое творчество, глубокое сердечное проникновение в мир детских мыслей и чувств, это умение понимать язык детства, сохранить в себе каплю Детства и в то же время не стать на одну доску с ребенком по уровню развития. Когда я вижу, как учитель – взрослый человек, отец семьи, привел в учительскую мальчика-пятикласснпка и допрашивает: «Ну, почему ты все время смеешься на уроках? До каких пор это будет? Неужели пионер имеет право так вести себя?»– мне кажется, что учитель включился вдруг в детскую игру, по не понимает, что это игра. Мальчик молчит. Он и не может ничего сказать. И вообще было бы удивительно, если бы пятиклассник вдруг ответил учителю в том же духе, в каком поставлен вопрос. Ученик чаще всего не знает, почему он смеется, учитель же не может этого не знать. Ему не дано права не знать, почему ребенок совершил тот или иной поступок. Получается же взаимное непонимание: воспитатель не понимает ребенка, ребенок не понимает воспитателя; смотришь иногда на них и думаешь, не на разных ли языках говорят они?

    Помните, что ребенку, а еще больше подростку, хочется в чем-то «показать себя», в чем-то утвердить свою волю, свой разум, сообразительность, изобретательность. Живое существо, с вашей помощью познающее мир, постепенно становится личностью. В этом трудном становлении власть педагога должна быть особенно осторожной: воля старшего легко может превратиться в произвол, а иногда и в расправу над человеком. Не придавить и сломать, а поднять и поддержать, не обезличить внутренние духовные силы ребенка, а утвердить чувство собственного достоинства – только так надо осуществлять свою власть над ребенком, и только при этом условии ■ ваша власть может быть мудрой. Если ребенок делает что-то «не так», не допускайте «сильных», «волевых» средств влияния на него. Не допускайте, чтобы в вашу сложную лабораторию гуманизма ворвался стук кулаком по столу и окрик. Пусть не привлекает вас перспектива увидеть подвижпого, смешливого, вечно неугомонного шалуна угасшим и ошеломленным, с грустными, потухшими глазами, согнутым и несчастным – плохая это перспектива. Берегите, как высшее благо, человеческую гордость, неприкосновенность личной чести ребенка; помните, что шалун, у которого обо всем своя мысль, на все – свой взгляд,– это ваше .счастье, воспитатель; а безвольный, как тень, воспитанник, у которого собственные мысли выбиты из головы вашими «сильными» средствами, который безропотно и безоговорочно всегда подчиняется вам – это ваше несчастье. Знайте, что неудержимый шалун и «забияка» в необходимую минуту проявит себя добрым, сердечным человеком, а безвольный, безропотно подчиняющийся воспитанник, часто бывает равнодушным и, сам не отдавая себе отчета в этом, жестоким, готовым перешагнуть через беду ближнего во имя личного благополучия. «Сильные» и «волевые» средства воздействия, ломающие волю ребенка, делают его бессердечным.
    1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта