Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
НЕ БОЙТЕСЬ ТРУДНОСТЕЙ. ПУСТЬ БУДЕТ ТРУДНО – БЕЗ ЭТОГО НЕТ ИДЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА В преодолении трудностей воспитывается мужественность, облагораживается сердце. Не ожесточается, а, наоборот, делается нежным и чутким к человеку, к добру и непримиримым, беспощадным к злу. Жизнь, которую мы открываем перед своими питомцами,– не укатанная дорожка. Молодежи, особенно юношам, надо быть готовой ко всему. Надо быть готовой к самым суровым испытаниям. Воспитывайте юношей столь мужественными и выносливыми, чтобы трудности и лишения, которые – ко всему этому надо быть готовыми ежечасно – встретятся на их пути, не породили растерянности и расслабленности. С физической стойкостью и выносливостью связана и стойкость духовная. Проверьте, мой юный друг, сможет ли ваш питомец – 16-летний юноша – целый день быть на лютом морозе – да не просто быть, но и работать. Сможет ли он пройти под палящим солнцем сорок километров и после этого несколько часов потрудиться. Сможет ли он вытерпеть полдня без воды. Все это надо сделать не в виде каких-то искусственных упражнений. В самой жизни, в повседневном труде могут быть и бывают трудности и лишения такого рода. Мы не говорим юношам: упражняйтесь в выносливости. Мы даем им трудовое задание, которое выполняют в их возрасте молодые колхозники: в лютые январские морозы юноши едут в поле, нагружают на тракторные прицепы сено, подвозят его к животноводческим фермам. Цель этого труда юноши видят не в том, чтобы поупражняться, а в том, чтобы коровы давали молоко, не будет сена – не будет молока... Если человек научился в годы отрочества и ранней юности преодолевать трудности и лишения, он будет видеть вокруг себя то, что никогда не увидит избалованный бездельем, разнеженный, расслабленный «маменькин сынок». ОБЕРЕГАЙТЕ ЧИСТОТУ ДУШЕВНЫХ ПОРЫВОВ ЮНОШЕСТВА Каждый раз, когда речь заходит о воспитании юношества, я снова и снова говорю о тревожном, сердце гражданина. Это сердцевина всей нашей комсомольской педагогики. Как огня, бойтесь равнодушия, мой юный друг. Это самый страшный яд, порождающий обывателя, мещанина, которому ни до чего дела нет, который следует гнусным истинам морали шкурника: «не мое засыпалось – не мое смелется», «мое дело петушиное – прокукарекал, а там хоть и не рассветай». Чем больше создали молодые руки для людей, тем чище, благороднее сердце. Оно чувствует радости и огорчения людей, беды и заботы общества. Взгляд юного гражданина на окружающий мир становится пытливым и придирчивым, натура – беспокойной и хлопотливой, благородство сердца никогда не уживается со злом, с безразличным отношением к общественным интересам, с унижением человеческого достоинства. Юное сердце бунтует, протестует, негодует. Оно толкает человека на благородные, красивые, хотя иногда, может быть, и резкие, опрометчивые поступки. Помните, что первая реакция на зло, первое побуждение, подсказанное голосом совести,' бывает обычно самым благородным. Не глушите голоса совести. Не связывайте благородные юношеские порывы шорами логических размышлений и умозаключений. Все это придет со временем – зрелая мудрость, рассудительность, умепие семь раз отмерить и раз отрезать. Но горячий трепет юного сердца, возмущенного злом, готового превратить зло в пыль,– никогда не придет, если юношество не возьмет его из той тревожной, беспокойной поры, когда происходит великое открытие мира – сложное и небезболезненное познание добра и зла сердцем. Пусть не будет у вас ни одного юноши, ни одной девушки с рыбьим сердцем. Будьте мудры и избегайте опрометчивости в оценке хороших поступков. Холодный рассудок будет, не беспокойтесь. Было бы горячее сердце. Как самой гнусной развращенности сердца опасайтесь юношеского равнодушия в тех случаях, когда зло, встречающееся в жизни, как-будто не имеет своего прямого виновника, оно – как роковая неотвратимость, оно просто как беда, при виде которой люди иногда, покачав сочувственно головой, говорят: что же, ничего не поделаешь,– и проходят мимо. Вот такие факты и таят в себе большую опасность. Пройдя равнодушно один, второй раз мимо беды, которая тебя лично не касается, ты будешь проходить равнодушно мпмо забот и тревог человеческих всегда. Пробуждайте в юных сердцах тревогу и заботу как раз тогда, когда нет явного виновника беды. Пусть загорится в юном сердце неугасимый порыв: я должен что-то сделать, я буду жалким эгоистом, если пройду мимо. Этот огонек загорается тоже не вдруг, горючим для него является и^^!^^ьный опыт забот и тревог о том, что пе касается воспитанника лично. Во время грозы от колхозной отары отбились два десятка ягнят. По-видимому, ливень загнал их куда-то в заросли кустарника или в камыши. А может быть они застряли где-то в илистых озерах, образовавшихся после ливня. До нашей организации дошли слухи об этой беде. Давайте, ребята, отправимся на поиски. Ведь они же маленькие такие, ягнята... Берем запас продовольствия дня на три и отправляемюя в безбрежные приднепровские плавни. Одного эа другим спасаем ягнят. Радость и гордость волнуют паши сердца. Возвращаемся искусанные комарами, уставшие, но счастливые, возмужавшие. Такие коллективные поступки я называю уроками сердечности. Они пробуждают чуткость сердца к бедам, огорчениям, тревогам, которые, пе будь этих уроков, вызывали бы холодную, беспристрастную сентенцию: без нас разберутся. Уроки сердечности я представляю себе не чем-то обособленным, изолированным от окружающего мира. Это гражданская жизнь, мой юный друг. Это тот большой мир общественных интересов, о котором с тревогой за судьбы будущего писал В. Г. Белинский. КАК УЧИТЬ КОМСОМОЛЬЦЕВ ЖИТЬ В МИРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ Как-то я слушал доклад одного заместителя директора школы по внеклассной работе. Он подробно говорил о кабинете обществоведения: какие плакаты и картины повесили на стенах, как художественно оформили комнату. Моральный кодекс строителя коммунизма написали па большом листе, сделали красивую рамку... А вот о том, как великие истины марксистско-ленинской пауки должны войти и юную душу и поселиться в ней навечно – ни слова. И когда спросили, что же делается «в этой части» – заместитель директора не мог сказать ни слова. Потому что о кабинете обществоведения есть строгий приказ, а о душе никаких приказов нет. Я думаю, что больше вреда, чем пользы, приносят на педагогическом поприще люди, видящие только распоряжение начальства и не ведающие, что без души, без сердца оно – нуль. Мне кажется, что уроки сердечности – очень важное дело во всех звеньях и формах воспитательной работы. Однажды мы всей своей дружной семьей (так мы назвали свою комсомольскую организацию) перебирали кукурузные початки: самые хорошие грузили на автомашину, отвозившую зерно на государственный склад, а початки похуже относили на склад па корм свиньям. Кто-то со стороны подошел к нам и доверительно посоветовал: вы, мол, бросайте на дно кузова початки похуже, а сверху прикрывайте хорошими, на складе проверяют только то, что сверху; нам ведь надо сдать побольше – план... Вижу, комсомолята переглянулись, стыдно им стало. Ваня Г. покраснел до корней волос, а Зина Г. опустила глаза. Ушел хозяйственник, стоят мои юноши и девушки, и я стою, сердце мое замерло: пу, что вы будете делать, чему научили вас первые уроки сердечности? «Да что же это такое?» – глухо промолвил Шура Ч. Больше они не сказали ни слова. С каким-то упорством, с ожесточенностью стали бросать в кузов самые хорошие початки. Несколько раз подходил к нам человек, посоветовавший хитро «выполнять план», молча смотрел на работу комсомольцев, хмурил брови, но ни слова сказать не решился... Тот, кому совесть хоть раз подсказала восстать против зла, обмана, несправедливости,– становится очень чутким к явлениям окружающего мира; видит зло в безделии, расточительстве, становится непримиримым к неправде, обману. Стремитесь к тому, чтобы в подростковом и юношеском возрасте человек жил заботами о ценностях, принадлежащих коллективу, обществу. В сельскохозяйственном производстве есть напряженные периоды, когда ни один подросток, ни один юноша не должен находиться в стороне от трудового напряжения, от забот, овладевающих душами и сердцами людей. Весна. В колхозе посеяны тысячи гектаров зерновых, овощных, технических культур. Если не позаботиться о своевременной прополке, урожай может погибнуть. Колхозники в эти дни живут мыслью о том, как наилучшим образом организовать труд, как использовать каждую минуту рабочего времени. Вам, воспитателю, надо позаботиться, чтобы трудовое напряжение, общественная активность овладели и школьным коллективом. Пусть трудятся подростки, юноши и девушки на тех участках производства, от которых в большой мере зависит общественное благосостояние, успех в хозяйстве. Пусть труд школьников не будет чем-то изолированным, обособленным от труда взрослых. Позаботьтесь об организации таких отношений своих питомцев со взрослыми тружениками, чтобы материальпых ценностей, созданных вашими воспитанниками, с нетерпением ожидали взрослые; чтобы свой детский и школьный труд дети, подростки, юноши и девушки рассматривали как труд взрослый. Поменьше школярского, условного в труде ученического коллектива – вот требование, осуществляя которое мы воспитываем людей с малых лет в духе заботы об общественных интересах. В своей воспитательной работе мы добиваемся того, чтобы трудовая энергия, трудовые усилия школьников были самостоятельными кирпичами в здании общественного производства. Так, младшие школьники, ученики I – II классов, в летние каникулы несколько дней работают коллективно в поле, заготовляя самое лучшее, наиболее питательное – витаминное – сено для маленьких телят. Результат труда – несколько десятков тонн кормов самого высокого качества. Малыши убирают сено, сушат его, складывают. Ученики IV–V классов заготовляют семена овощных растений – помидоров, капусты, огурцов. Никто, кроме них, в колхозе этой работой не занимается. Дети прекрасно понимают, что если бы они не вкладывали своих кирпичей в здание общественного производства, строительство этого здания задерживалось бы. Труд одухотворяется общественными интересами с самых первых шагов трудовой жизни. Старшие пионеры и комсомольцы выполняют еще более значительные трудовые задания. На пионерских и комсомольских гектарах, которых в колхозе ежегодно выделяется от 10 до 15, они выращивают семена пшеницы, кукурузы и других культур. Весь цикл сельскохозяйственного труда выполняется здесь исключительно школьниками – от первой обработки почвы до уборки урожая и сдачи его на хранение. Они чувствуют себя такими же тружениками, как л взрослые колхозники. Секретаря комитета комсомола и председателя совета пионерской дружины приглашают <• отчетом на заседание правления колхоза так же, как и бригадиров взрослых бригад. Хозяйственные, экономические интересы занимают в духовной жпзни школьного коллектива большое место. Заботы о материальных ценностях придают особый оттенок взаимоотношениям в школьном коллективе, всему строю мышления пионеров и комсомольцев. Чтобы воспитать зрелость, взрослость мысли, мы заботимся об экономических, хозяйственных отношениях не только школьников со взрослыми тружениками, но и внутри школьного коллектива. КАК СОЗДАТЬ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ внутри школьного КВЛЛНКЬЯВТ Здесь мы подходим, мой юный друг, к особенно важному элементу создания и воспитания коллектива. Речь идет о материальных отношениях, о материальном выражении таких понятий, как ответственность, руководство, подчинение; взаимопомощь, сотрудничество, обмен опытом. Все слова о чувстве ответственности остапутся детским лепетом, если пет ответственности за материальные ценности. Нет и быть не может никакого коллектива, если отношения между его членами не проникнуты духом взаимопомощи, сотрудничества, товарищеского обмена идеями и опытом. Пионерская организация нашей школы имеет бригаду малой механизации. В распоряжении бригады – машины и механизмы, используемые на работе на школьном учебно-опытном участке, а также в детских политехнических кружках. В бригаде есть маленький, смонтированный учителями и старшеклассниками трактор, которым пионеры обрабатывают школьный участок и сад. Бригада имеет две маленькие автомашины для обучения младших школьников, две сеялки, косилку, молотилку, зерноочистительные машины – все эти механизмы сделаны в школе и приспособлены для детского труда. Комсомольская организация имеет бригаду юных механизаторов. Бригада избирает бригадира, двух помощников, двух механиков. В ней выделено звено юных электротехников. В распоряжении бригады – взрослая, как говорят пионеры и комсомольцы, техника – трактор, два автомобиля, комбайн, сеялки, зерноочистительные машины. Бригадир и его помощник – по уполномочию бригады– являются хозяевами техники и ремонтной базы (в их расцоряжении – установка для зарядки аккумуляторов, электросварочный аппарат). Они назначают юных механизаторов на период выполнения той или иной работы. Получить работу в бригаде механизаторов – большая честь. Прежде чем допустить человека к трактору, бригадир юных механизаторов принимает у желающего трудиться целую систему зачетов (например, ученик изготовляет на токарном станке деталь для машины, принимает участие в конструировании и монтировании нового механизма). В период весенних и летних полевых работ бригадир устанавливает очередность работы юных механизаторов в поле (на пионерских гектарах и на колхозных полях). Есть в пионерской и комсомольской организациях еще две бригады: бригада юных растениеводов и бригада юных садоводов. Это трудовые коллективы, в распоряжении которых – опытный участок, сад, школьная пасека, инвентарь для ручной работы щ> растениеводству и садоводству. Опыт хозяйственных материальных отношений позволяет комсомольской и пионерской организациям быть хозяевами многих материальных ценностей. Наши пионеры и комсомольцы распоряжаются средствами, поступающими па внутрихозяйственный счет школы от учебно-опытного участка, сада, огорода. Деньги, которые выручаются от продажи фруктов, овощей, саженцев деревьев, школьники приходуют, сдают в бухгалтерию. В течение года накопляются значительные суммы. Комитет комсомола и совет пионерской дружины расходуют деньги на приобретение музыкальных инструментов, на проведение экскурсий. Это обогащает жизненный опыт комсомольцев и пионеров. Хозяйственные, материальные, экономические отношения, тесно связанные с трудом,– одна из нитей, связывающих школьников в разновозрастных коллективах. РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ НА ПУСТОМ МЕСТЕ Конечно, материальные, хозяйственные отношения порождают отношения другого рода – духовные. Чем интереснее труд, составляющий самую сущность хозяйственных отношений, тем глубже могут быть духовные отношения между воспитанниками разного возраста. Труд же становится интересным тогда, когда дети, подростки и юноши, работающие в одном коллективе, управляют машинами и механизмами, овладевают сложными практическими умениями и навыками, передают друг другу знания и опыт – когда есть духовные отношения. , Без трудовой увлеченности, без жажды знаний, без совместной деятельности, которая предполагает овладение сравнительно сложными умениями и навыками, разновозрастный коллектив как инструмент воспитания – невозможен. Но если вам удалось достигнуть слияния труда и духовной жизни воспитанников разного возраста, тогда у вас появляется новый, очень сильный источник воздействия коллектива на личность. Сущность этого воспитательного воздействия заключается в том, что ребенка и подростка, подростка и юношу притягивает друг к другу общность интересов, способностей, наклонностей, призвания. Черты личности при этом выражаются в конкретной деятельности. Воспитательный эффект разновозрастного коллектива заключается в том, что под влиянием яркого положительного примера ребенок, подросток осознает, каким человеком он хочет стать, у него появляется стремление достигнуть идеала, образца. Вне духовных отношений, возникших на почве интересного, увлекательного труда, стремление стать таким-то человеком вообще не может возникнуть и овладеть мыслями воспитанника. Разновозрастные трудовые – их можно назвать еще и творческими – коллективы должны быть делом добровольным. Здесь недопустимо какое бы то ни было прикрепление одного ученика к другому. Пионеры и комсомольцы очень тонко чувствуют способности, наклонности, призвание, они никогда не выделят в бригаду механизаторов или растениеводов того, кто не интересуется соответствующим трудом. Есть разновозрастные коллективы и другого рода. В период летних каникул наши воспитанники, как правило, никуда не уезжают – условия отдыха в селе прекрасные. На каждой улице, на каждом якутке», как говорят па Украине, у нас есть очаги народной педагогики. Так мы называем маленькие школы народного воспитания. Душой каждой из этих школ является человек, горячо любящий детей. Это или ветеран производства, ушедший на отдых, или же молодой рабочий, колхозник, служащий, для которого общение с детьми – радость, полнота духовной жизни. У себя в коллективе мы называем таких людей хранителями очагов пародной педагогики. Их воспитательное воздействие огромно: красота создается только красотой, человек творится только человеком. Треть столетия работы в школе убедила меня в том, что человек лучше всего воспитывается тогда, когда он воспитывает других, заботится о другом человеке. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы уже в отроческие годы каждый воспитанник проявлял сердечную заботу о маленьком ребенке. Чуткость, участливость, тревога о ребенке – эти чувства являются благородной эмоциональной основой подросткового и юношеского коллектива. Чем активнее выражаются эти чувства в деятельности, тем нежпее и мужественнее становится сердце подростка – мальчика и юноши, тем больше женственности в сердце подростка – девочки и девушки. ЗАБОТЬТЕСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ВАШИ ВОСПИТАННИКИ БЫЛИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ Когда наша комсомольская организация создавала стенной Уголок Красоты для людей, в жизнь нашей дружной семьи неожиданно вошла судьба маленькой девочки Наташи – Наталочки, как ласково назвали ее комсомольцы. Девочка жила на окраине села. У нее была только мать. Трех лет Наталочка тяжело заболела – перестала ходить. Весной и летом мама укладывала дочку в маленькую тележку и ставила ее под ветвистой яблоней. Зеленый двор, яблоня, два улья, колодец, аисты на сарае, собака Пальма, кролики, которых оберегала собака – вот и весь мир Наташи. Голосистая и говорливая, но в то же время опечаленная своей болезнью, девочка просила нас принести полевых цветов, которых она не видела. У каждого из нас болело сердце: неужели девочка не выздоровеет? Врачи ее лечили, но быстрого выздоровления не обещали: какое-то глубокое поражение нервной системы, ноги у девочки недвижимы. Чем же тебе помочь, маленькая Наталочка? Что только мы не делали для нее! В ее просторной комнате сделали настоящий сад: посадили елочку и сосну, перенесли из школьной . теплицы цветущие хризантемы. Под окном посадили розы. Через год девочке надо было идти в школу, и мы стали учить ее читать и рисовать. Всю зиму в ее комнате цвели цветы. Но девочка была очень бледной, хрупкой. Я видел, как, возвращаясь от Наталочки, Зина Т. и Галя М. украдкой плачут. Мы мечтали, чтобы скорее пришла весна. Весной, как только распустились листья орехов и зацвели первые степные цветы, мы посадили Наталочку в тележку и повезли в Уголок Красоты. Девочка с изумлением открывала новый для себя мир, все ей было незнакомым: и дрожание степного марева над курганами, и пение жаворонка, и огромные кузнечики... В Уголке Красоты мальчики и девочки построили шалаш. Здесь мы проводили целые дни во время летних каникул. Целительный воздух степи, аромат ореховых листьев, красные помидоры и сочные арбузы, хрустящие на зубах яблоки – наверное, все это было самым лучшим лекарством для Наталочки. Ее щечки порозовели, в глазах заиграли радостные огоньки. Через два года девочка встала на ноги. Врач сказал: лечат не только лекарствами, но и радостью. А особенно вот такие болезни, как у Наталочки. Два с половиной года душевной заботы о больной девочке были ни с чем не сравнимыми уроками сердечности. Юноши и девушки научились чувствовать, познавать сердцем беду, тревоги, заботы там, где глазами их, бывает, но увидишь. Я убедился, что если коллектив заботится о ребенке, он становится очень чутким и к самой большой беде •– лeлoчечсcкoму одиночеству. |