Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
62. КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ НАДО ОБЛАДАТЬ ПЕДАГОГУ КАК ВОСПИТАТЕЛЮ Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться па личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» 9. Жизнь убеждает, что воспитанник – зеркало воспитателя. Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы уметь видеть себя в образе воспитанника, в том мыслящем, чувствующем, переживающем существе, которое мы образуем из маленького ребенка. «Образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий» 10 – эти замечательные слова А. В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека – это не только его знания, но и вся многогранность его человеческого образа. Воспитательная сила личности педагога заключается в том, зависит от того, насколько органически сливается в нем учитель и воспитатель. Если мы говорим: школа воспитывает знаниями, то эта воспитательная сила знаний кроется прежде всего в личности учителя. Ведь оставить себя в наших питомцах, мой юный друг, это не значит механически переложить знания из своей головы в головы тех, кого мы учим. Нельзя ни на минуту забывать, что, помогая человеку познавать окружающий мир, мы сами предстаем перед его умом и сердцем как важнейший элемент окружающего мира. Познавая мир, человек не может пе познавать и нас. Знания, которые мы ему даем, не являются чем-то неотделимым от человеческой личности. Они слиты с миром человеческих чувств и переживаний. В этой слитности кроется один из «секретов» того, что в учебно-воспитательной работе является, по- моему, одним из самых трудно уловимых моментов процесса формирования человека – претворения знаний в убеждения. Дело в том, что отношение наших воспитанников к знаниям, приобретаемым в школе, в огромной мере зависит от того, как воспитанники относятся к учителю – светочу знаний. У влюбленного в свой предмет педагога ученики тоже проникаются чувством любви к знаниям, науке, книге. Слово- учителя несет в себе не только смысл, содержание предмета, но и эмоциональный оттенок мысли; эмоции, чувства пробуждаются у учеников только тогда, когда перед учениками человек, горячо влюбленный в науку. Что же такое влюбленность в предмет? Каковы ее истоки? Как воспитывать любовью к пауке? Эго, по моему твердому убеждению, прежде всего неисчерпаемость интеллектуального богатства педагога. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, шкоду, педагогику. Учитель, любящий свой предмет, обладает одним- исключительно ценным качеством. Он не только передает своим питомцам фактические знания, но и пробуждает у них мысль о знаниях. К этому стремятся все преподаватели, которые стараются воспитывать знаниями, любовью к предмету. Влияние своей личности на ученика они видят в том, что человек оставляет в другом человеке свою мудрость, ясность ума, неискоренимую жажду и потребность знать. К мастерству воспитательного воздействия личности воспитателя на коллектив и личность воспитанника можно прийти лишь тогда, когда на уроке между обязательными знаниями и тем, что выходит за пределы программы, как бы перебрасывается мостик, и воспитатель ведет своего питомца по этому мостику. На элементарные знания, которые даются ученикам на уроке, я смотрю как на зернышко, из которого вырастает могучая поросль мысли, давая обильный урожай – жажду познания, стремление быть умнее, развитее, духовно богаче. Если этого урожая пет, учение превращается в зубрежку, урок – в проверку вызубренного, ученик – в послушный механизм, заучивающий знания. Я считаю, что педагог становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями. Я стремлюсь к тому, чтобы после урока, где я бросил зернышко знаний в хорошо вспаханную почву, началась богатая интеллектуальная жизнь, в которой мои питомцы выплывают из реки в океан знаний. Я бы не мог стать воспитателем, и знания бы не воспитывали, если бы учение ограничивалось уроком, учебником, домашними заданиями от такой-то страницы до такой и т. д. Зернышко знаний прорастает и появляется могучая поросль мысли тогда, когда после уроков у воспитанников загораются многочисленные огоньки живой, пытливой мысли. Это прежде всего индивидуальное чтепие, духовное обогащение в мире книг (к этому вопросу мы еще возвратимся). Вторым очень важным огоньком мысли, благодаря которому преподаватель становится воспитателем, а ученики – воспитанниками, является кружок. По моему твердому убеждению, без этого очага духовной жизни и урок становится скучным, унылым перекладыванием знаний из головы учителя в голову ученика. Все мы – и педагоги, и воспитанники – путешественники в океане научных знаний. Мы готовим доклады и сообщения о новейших достижениях науки, аннотируем статьи из научных журналов. Хочу посоветовать вам, мой юный друг: ваши знания, ваша жажда познания, страсть к чтению – это могучий источник воспитаттльной силы Вашей личности. Умейто подойти к этому источнику сами и подвести к нему своих питомцев. Будьте хозяином в своем учебном предмете. Пусть школьная программа и школьный учебник будут для вас столь же элементарным делом, как азбука для человека, владеющего тонкостями стилистики. Неустанно, всегда пополняйте свои научные знания. В вашей личной библиотеке по той науке, основы которой вы преподаете в школе, должно быть много книг. Так много, чтобы каждому своему питомцу в течение четырех-пяти лет вы могли давать каждый месяц (а кое-кому, может быть, и каждую неделю) новую книгу. Находите, воспитывайте своих питомцев. Воспитывайте родственные вам юпые души – родственные по увлечениям, интересам, наклонностям, способностям. Пусть в каждом классе будут увлеченные вашей областью знаний воспитанники. Пусть у каждого педагога будут свои воспитанники: у словесника – свои, у историка – свои, свои у географа, биолога, математика. Чем глубже влюблены ваши питомцы в предмет, который вы преподаете, тем лучший вы педагог, тем органичнее сливаются в вашей личности воспитатель и преподаватель. Проблема воспитания способностей, наклонностей, призвания не может быть решена практически без непосредственного влияния личности педагога на личпость воспитанников. Способности воспитываются только способностями, наклонности – наклонностями, призвание – призванием. Здесь, отвлекаясь несколько в сторону, надо сказать, что хорошие педагоги начинаются за школьной партой; огонек любви к профессии педагога способен зажечь только человек, любящий детей, обладающий самой большой педагогической мудростью – умением постоянно пробуждать в юном сердце желание быть хорошим, желание стать сегодня лучше, чем вчера, чувство уважения к самому себе. Я представляю себе идеальной ту школу, в которой у каждого педагога есть свои воспитанники – в таком смысле, как истолковано выше. Может возникнуть вопрос: а не ослабит ли первичный и общешкольный коллектив то, что каждый педагог стремится создать для своих питомцев в какой-то мере обособленный интеллектуальный мир? Здесь не только нет никакой опасности, но наоборот, если у каждого педагога есть свои воспитанники – люди, в которых он оставляет сам себя – тогда лишь возможен настоящий коллектив как воспитательная сила. 03. КОЛЛЕКТИВ КАК ОРУДИЕ ВОСПИТАНИЯ. КАК СОЗДАЕТСЯ КОЛЛЕКТИВ, НА ЧЕМ ОН ДЕРЖИТСЯ Коллектив – детский, подростковый, юношеский – очень сложное единство. Это река, питающаяся тысячами ручейков. Коллектив создается постепенно, исподволь. Тридцать два года я наблюдаю жизнь первоклассников, пе одно поколение маленьких детей сам учил от Г до IV класса – и у меня, думается, есть право сказать, что в течсипе какого-то периода после того, как дети переступили школьный порог, в классе еще нет и быть не может того, что мы вкладываем в понятие, говоря о коллективе. Коллектив рождается постепенно. И мне кажутся наивными утверждения, что главное, на чем держится коллектив,– это требовательность и система организационных зависпмостей. Требовательность, ответственность, подчинение и руководство – очень важные основания, на которых держится коллектив, но без других, столь же важных оснований коллектива нет и быть не может. Тщетными оказываются па практике надежды некоторых воспитателей на то, что коллектив будет создан, если избрать из учащихся руководителей, распределить обязанности, поставить требования. Вообще в такой исключительно сложной духовной общности, как школьный коллектив, недопустима абсолютизация какого-то одного элемента. Нетерпима универсализация и категоричность: вот так – только хорошо, а так – только плохо. Коллектив – это не что-то появляющееся неизвестно откуда. Коллектив – это творение педагога. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение. По-моему, коллектив строится, образно говоря, на нескольких краеугольных камнях: идейная общность; интеллектуальная общность; эмоциональная общность; организационная общность. Формирование коллектива, закладка этих краеугольных камней зависит от воспитателя. В одних случаях элементы коллектива появляются уже в первый год школьной жизни ребят; в других – позже. Устойчивость, крепость одного краеугольного камня зависят от прочности, устойчивости других. В частности, организационная общность – требовательность, подчинение, руководство, управление, система зависимостей – зависит от идейной, интеллектуальной и эмоциональной общности в их единстве. Поэтому не надо спешить с созданием той или иной структуры организационной зависимости – руководства и подчинения. Не надейтесь, что, если у вас в классе избран руководящий ученический орган, распределены обязанности – все пойдет само по себе. Создание коллектива начинается, по-моему, с идейпого единства, на него опирается тот краеугольный камень, который называется единством организационным. Я всегда начинал формирование коллектива с того, чтобы у детей были единые, общие понятия, взгляды, представления о добре и зле, другими словами – о том, «что такое хорошо в что такое плохо». Исключительно важно для закладки первоначального основания коллектива, чтобы дети стремились делать добро, боролись за добро, утверждали добро своей коллективной деятельностью и в то же время были нетерпимы, непримиримы к злу, ненавидели зло, боролись против него с той решительностью и волевой силой, какая только доступна детям. Воспитателем детей вы станете в той мере, в какой вам удастся утвердить в их мыслях и сердцах понятие о красоте добра, нетерпимости к злу. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок понял и почувствовал, что быть настоящим борцом за добро можно только в коллективе; коллективная борьба дает огромную радость, помогает человеку ощутить свою силу, почувствовать свою красоту; в товариществе совместной борьбы человек познает другого человека, у него рождается важнейшая духовная потребность – потребность в другом человеке, в его поддержке, в том, чтобы помочь ему. Прежде, чем властвовать над другими (руководить), человеку надо научиться властвовать над собой, заставлять себя делать то, что велит собственная совесть, а чтобы быть чутким к голосу совести, надо быть очень чутким к добру и злу; чуткость же эта приобретается лишь тогда, когда человек, хотя он маленький, но уже человек, и об этом никогда нельзя забывать – уже имеет какой-то нравственный опыт борьбы за добро, испытал, познал радость такой борьбы, а она познается на первых порах только в совместном создании чего-то красивого, доброго – без этого ничего невозможно сделать. Чем старше воспитанник, тем значительнее его борьба за добро, против зла. Наш педагогический коллектив считает очень важным, чтобы в годы детства и отрочества каждый человек прошел школу этой коллективной борьбы. Это прежде всего труд, созидание, утверждение добра собственными руками. Нет ничего хуже в воспитании коллектива, чем «словесный энтузиазм», словесная нетерпимость к злу и... фактическая бездеятельность. Ведь зло в нашей жизни – это прежде всего лень, нерадивость, безразличное отношение к социалистической собственности, эгоизм, мещанство. Мы добиваемся того, чтобы в годы детства, отрочества и ранней юности членов коллектива объединяли мысли и переживания о создании материальных и духовных ценностей для людей. Вырастить дубовую рощу на вемле, где даже сорняки не росли, превратить мертвую, неплодородную почву в почву высокого плодородия – такой труд посилен только коллективу, и в этом его огромная воспитывающая роль. Именно этот труд объединяет людей едиными убеждениями и едиными чувствами. Как раз в нем и закладываются такие краеугольные камни коллектива, как идейная и эмоциональная общность. Складывая по крупинке свои силы, воспитанники чувствуют, осознают, что коллектив – это могучая сила, и что только в коллективе можно по-настоящему познать человеческую красоту. Умейте, мой юный друг, объединить своих питомцев трудом, в котором бы ярко выражалась идея – служение людям, отдача сил во имя блага людей. Возможности для такого труда – вокруг нас, на каждом шагу. Вот перед вашими питомцами пустырь – они настолько привыкли к нему, что не видят, не замечают этого пустыря у дороги, превращенного в свалку. Сделайте так, чтобы они увидели этот пустырь, чтобы им захотелось создать здесь маленькую тенистую рощу – место отдыха для уставшего от летнего зноя путника. Помните, что коллективный труд на благо людей – это и есть азбука подлинного идейного воспитания, в этом труде сходятся, смыкаются идейный и эмоциональный краеугольные камни коллектива. Но ни в коем случае не допускайте, чтобы, начав что-нибудь делать, ваши питомцы остановились па полпути, забросили начатое. Это развращает человека. Не допускайте также, чтобы ваши питомцы только говорили: вот это плохо и это плохо, вот у других людей лучше, а у нас – плохо,– и палец о палец не ударили для того, чтобы сделать хорошее. Пустыми словами не воспитаешь. Коллектив рождается и крепнет в практической деятельности, в борьбе, в труде. Одним из краеугольных камней коллектива является интеллектуальная общность. Это не означает, что всех должны увлекать одни и те же конкретные интересы в области познания. Наоборот, «секрет» успеха заключается в том, чтобы у членов коллектива были разные интересы и увлечения, чтобы они читали разные книги. Интеллектуальное единство – это общее стремление к знаниям, дух уважения к научной мысли, книге, умным, образованным людям. Я так представляю себе настоящую интеллектуальную общность коллектива, скажем, VII или VIII класса, в котором 35 учеников: восемь человек увлекаются математикой, влюблепы в учителя математики; для семи человек путеводным огоньком стала физика, для восьми – литература, для девяти – биология, почвоведение, растениеводство и т. д. Вот это и есть подлинная интеллектуальная общность. Каждый имеет свою увлеченность, у каждого – своя «живинка», каждый обогащает коллектив чем-то своим. При таком разнообразии увлечений интеллектуальная жизнь коллектива очень богата. Собравшись перед уроками, или по дороге домой после уроков, подростки спорят, мечтают о будущем науки и техники, и вот что интересно: они говорят не только о программном материале, не только об учебнике, их умы волнует и то, что не изучается на уроках. Коллектив живет стремлением к постоянному обогащению знаний,– вот что очень важно. Стремление это всецело зависит от того, насколько удалось учителям истории, географии, математики, физики, биологии, литературы стать воспитателями, насколько удалось им завоевать умы и сердца воспитанников интеллектуальными богатствами своей науки. Такое воспитание коллектива представляет собой прежде всего умную, тактичную борьбу педагогов за души воспитанников. Эго, по существу, создание в школе нескольких очагов, центров интеллектуальной жизни, каждый во главе с умным, увлеченным своей наукой педагогом. Каждый из этих центров имеет и свою организационную форму – у нас, например, в школе – это научно-предметные кружки, но могут быть и другие организационные формы. КАК КОЛЛЕКТИВ СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Человек – неделимое целое (нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, творческое), и найти формы раскрытия, выражения, развития этого целого только в одном коллективе, в силу ограниченных возможностей организации отношений между членами этого коллектива,– задача невыполнимая. Так, первичный коллектив класса не может быть единственной формой объединения, в рамках которого решались бы задачи всестороннего развития личности. У одного воспитанника интерес к изучению математики, другой увлечен биологией, третий – литературой, четвертый – техническим творчеством. У каждого, кроме того, есть еще одно или еще несколько увлечений: музыка, рисование, резьба по дереву и т. д. По мере приближения к зрелости у отдельных воспитанников развивающаяся наклонность требует своей деятельности, совершенно не похожей на деятельность других. Всю эту сложность и многогранность интересов, увлечений, деятельности невозможно вместить в организационные формы работы первичного коллектива. Выше уже шла речь о том, что если преподаватель становится воспитателем, он неизбежно является центром коллектива, в котором подростков, юношей, девушек объединяет общность интеллектуальных интересов. Научно-предметные кружки – это одна из самых необходимых форм коллективов, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Их можно создавать уже из учащихся VI–VII, а в отдельных школах – там, где ключом бьет богатая интеллектуальная жизпь, можно включать в эти кружки и пятиклассников, четырех- классников. Как правило, эти коллективы должны быть одновозрастными. Это не исключает возможности совместной работы в одном и том же научно-предметном кружке семиклассника и восьмиклассника, восьмиклассника и девятиклассника. Кроме интереса к знаниям, науке, книге, у воспитанников есть и другие интересы – трудовые, творческие. Труд и творчество, связанное с трудом,– очень важная сфера развития индивидуальных наклонностей, способностей, призвания. У нас в школе есть кружки трудового творчества – технические, сельскохозяйственные. Они построены тоже по возрастному принципу, например, есть кружок юных механизаторов III–IV классов, юных механизаторов V–VI классов, юных радиотехников VI–VII классов, юных садоводов I–II классов, юных садоводов III–IV классов, юных селекционеров V–VII классов, юных механизаторов VIII–X классов и др. В каждом кружке – от 8–10 до 15–20 учеников. Это очень устойчивые объединения. Есть школьные кружки, существующие уже больше двадцати лет – одни воспитанники, проработав в кружке 2–3 года, переходят в кружок школьников старшего возраста, другие приходят им на смену. Трудовое творчество – столь же сильный фактор, объединяющий воспитанников, как и интеллектуальная общность. Как в научно-предметных, так и в кружках трудового творчества есть своя материальная база. Для предметных кружков – Комната Мысли (или Комната Книги), где протекают наиболее богатые, наиболее наполненные часы духовной жизни воспитанников, часы общения с книгой, часы того, что К. Маркс называл игрой интеллектуальных сил п. У кружков трудового творчества – это рабочие комнаты, лаборатории и Комната Дел – здесь подростки решают трудовые задачи (конструкторские, монтажные). Руководители научно-предметных кружков – учителя; руководители кружков трудового творчества – и учителя, и ученики старших классов. Это один из важных моментов, обеспечивающих принцип самодеятельности. Ёсть и кружки другого рода – художественной самодеятельности, литературно-творческие, музыкальные, драматические, художественного чтения. Здесь проявляются и развиваются интересы, обогащающие духовную жизнь личности не только в эстетическом, но и в нравственном, эмоциональном, интеллектуальном отношениях. Здесь происходит – наш педагогический коллектив в этом твердо убежден – одно из тех чутких, нежных прикосновений к сердцу и разуму воспитанников, без которых невозможна жизнь первичного коллектива как духовного единства. Нас очень тревожит, если воспитанник не проявляет себя активно в одном из таких коллективов. Эти коллективы мы называем коллективами художественной культуры. Нам кажется, что такое наименование в наибольшей мере выражает сущность того, что происходит в этих коллективах. Кружками художественной культуры охвачены даже самые маленькие школьники. У нас ес£ь два кружка сказки. В них по 15–20 детей-первоклассников. Руководят кружками ученики старших классов. Дети приходят в Комнату Сказки, старшие читают и рассказывают интересные сказки. Малыши инсценизируют отдельные народные сказки. Наиболее интересной для детей формой работы является в этом кружке составление новых сказок. Среди коллективов художественной культуры особенно большую ценность представляет для нас детский кукольный театр. В нем участвуют свыше сорока воспитанников начальных классов (этот коллектив делится на три секции) . Руководят коллективом ученики старших классов – комсомольцы. |