Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия
Скачать 477.26 Kb.
|
КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННЫЕ СИЛЫ ДЕТЕЙ Как развивать ум учащегося, углублять его интеллект – на мой взгляд, это одна из самых острых, недостаточно разработанных проблем школьного воспитания вообще. Дать знания – это лишь одна сторона умственного воспитания, и ее нельзя рассматривать без другой стороны – формирования, развития умственных сил. Развитие мысли и умственных сил – это развитие образного и логико-аналитического элементов мышления, а также воздействие на подвижность мыслительных процессов, устранение замедленности мышления. Как показал многолетний опыт, необходимы специальные уроки мышления. Их надо проводить время от времени уже в дошкольный период. С началом занятий в 1 классе уроки мышления становятся частыб умственного воспитания. Урок мышления – это и живое, непосредственное восприятие образов, картин, явлений, предметов окружающего мира, и логический анализ, добывание знаний, мыслительные упражнения, пахождение причин и следствий. Если вы хотите, чтобы научились мыслить ваши «тугодумы», приведите их к такому источнику мышления, который открыл бы цепь явления, чтобы следствие одного становилось причиной другого. Охватывая мысленно эту цепь, стремясь удержать в памяти песколько фактов, предметов, отношений, ребенок с замедленным мыслительным процессом проходит ничем не заменимую школу мышления. Дело в том, что в цепи явлений одно за другим следуют открытия, перед ребепком как бы загораются огоньки мысли, они стимулируют подвижность мыслительных процессов. Зажигается огонек – и ребенку хочется знать больше, хочется мысленно проникнуть в новые явления. Это хотение, желание и является толчком, ускоряющим подвижность мыслительных процессов. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ГЫМЯТЬ Воспитание памяти – тоже одна из острых проблем школьной практики. Наверное, у каждого из нас опускались руки перед ребенком с «дырявой» памятью: сегодня он запомнил, а завтра забыл. Советы и рекомендации относительно воспитания памяти, которые я попытаюсь дать, основаны на эмпирических данных, на опыте. Чем больше знаний добыто собственными усилиями, напряжением воли, чем глубже затронуло логическое познание эмоциональную сферу учащегося,– тем прочнее память, тем в большем порядке, более стройно укладываются новые знания в сознании. Прежде чем пачатъ запоминать, ребенок должен пройти школу мышления, о которой я говорил. Чем сложнее и труднее задачи, которые ставятся перед памятью, тем кропотливее должно быть воспитание мышления, мысли, ^умственных способностей. Ребенку, который видит только поверхностную, для всех очевидную, сторону предметов, вещей, явлений, который не сделал ни одного «открытия», проникая в их глубину, в сущность, не пережил чувства изумления перед неожиданной взаимосвязью явлений, такому ребенку будет трудно запоминать. Я твердо убежден, что о воспитании памяти особенно надо заботиться тогда, когда ребенку еще не подошло время заучивать, запоминать ни на уроках, ни дома. Дошкольные годы и обучение в начальной школе – прекрасное время для закладки фундамента прочной памяти. Надо заботиться о том, чтобы важные истины о явлениях и закономерностях окружающего мира были усвоены детьми без специального заучивания и запоминания, т. е. в процессе непосредственных наблюдений. Каждому из нас, наверное, приходилось разводить руками перед странными явлениями: ребенок в начальных классах учился хорошо, а после начальной школы – сразу же стал учиться плохо. В чем дело, почему так бывает? Одна из причин – отсутствие в начальной школе специальной работы, имеющей целью развитие мышления, воспитание умственных сил, закладку фундамента запоминания. В начальной школе надо заложить прочный фундамент памяти, а им являются знания, добытые, приобретенные, усвоенные ребенкцм в процессе непосредственного познания окружающего мира под руководством учителя. ЩАДИТЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ Т ДЕВУШЕК ч Зубрежка всегда вредна, но особенно недопустима' она в отроческом и юношеском возрасте. В эти годы зубрежка порождает инфантильность – оребячивает взрослых людей, отупляет их умственно, задерживает формирование способностей и наклонностей. Детище зубрежки, одно из зловещих ее порождений – школярство. Это по существу перенесение в среду подростков и юношей тех методов и приемов, которые характерны для воспитания малышей. Это приводит к инфантильности ума в сочетании с попытками овладеть серьезным научным материалом. Это отрыв знаний от жизненной практики, ограниченность сферы интеллектуальной и общественной деятельности. Одной из главных причин этого большого зла является то, что подростки, юноши и девушки таким же способом приобретают знания, как и малыши: заучивают по порции материал учебника с тем, чтобы потом по порции же «выложить» свои знания учителю и получить отметку. Гипертрофия произвольного запоминания просто-напросто оглупляет человека. Изгнать из школы школярство – одна из очень важных воспитательных задач. Но как это сделать, если значительная часть материала средних и старших классов требует именно произвольного запоминания – сядь и выучи, иначе не будешь знать, мудрствовать здесь особенно нечего. А сделать это можно единственным путем: установить разумное соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. Если количество материала, который надо запомнить ученику VIII класса, обозначить через х, то в это же время ученик должен осмыслить, продумать в несколько раз больше материала – Зх. При этом между материалом, который заучивается, запоминается преднамеренно, и материалом, который только осмысливается, без специальной установки на запоминание, должна быть определенная связь – не обязательно прямая, непосредственная, но желательно, чтобы это была связь проблемная. Например, по анатомии и физиологии изучается нервная система человека. В этом разделе много совершенно нового, почти все надо запомнить. Для того, чтобы учение не превратилось в зубрежку, посоветуйте ученикам прочитать интересные книги о человеке – о всех системах человеческого организма, о нервной системе, об исследованиях выдающихся ученых. Многое из того, что ученики будут читать без специальной установки на запоминание, запомнится, но это совершенно другое запоминание – непроизвольное, оно качественно отличается от преднамеренного запоминания, заучивания материала учебника. Это запоминание основывается на живом интересе, на мышлении, на увлечении – здесь большую роль играет эмоциональный элемент познания. Непроизвольное запоминание – чтение интересных книг – способствует тому, что у человека пробуждается жизнь мысли. Чем активнее жизнь мысли, тем больше развивается способность произвольной памяти сохранять и воспроизводить значительный объем материала. Если человек осмысливает материал в несколько раз больший, чем надо заучить по учебнику, запомппаппе материала по учебнику (заучивание) перестает быть зубрежкой. Оно становится осмысленным чтением, мыслительным анализом. Многолетний опыт убедил меня в том, что если преднамеренное, произвольное запоминание основано на непроизвольном запоминании, на чтении, думании, в процессе работы над учебником у подростка появляется много вопросов. Чем больше он знает, тем больше у него непонятного, и чем больше непонятного, тем легче учить уроки по учебнику. Установление разумного соотношения между непроизвольным и произвольным запоминанием зависит прежде всего от учителя. Вам, преподавателю основ науки, надо быть не просто передатчиком знаний. Надо быть властителем дум юношества. Уже в вашем рассказе, в изложении нового материала должна быть искра, зажигающая порох пытливости, любознательности, жажды знаний. С урока вашего подросток должен пойти с твердым намерением прочитать книгу, о которой вы упомянули вскользь. Он должен мечтать об этой книге, найти ее во что бы то ни стало. Развитие памяти подростков, юношей и девушек зависит, таким образом, от общей интеллектуальной культуры учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. 48. ВОСПИТЫВАЙТЕ У ДЕТЕЙ ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ Прямое отношение к развитию умственных сил учащихся имеет вопрос о том, как поставлено рисование в начальной школе, какое место отводит ему учитель в учебновоспитательном процессе. Воспитывая детей в начальной школе, я увидел в рисовании одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение. Я твердо убеждеи, уго детский рисунок является необходимой ступенькой па пути к логическому познанию, не говоря уже о том, цто рисование помогает развивать эстетическое видение мира. Вначале я учил детей рисовать с'натуры. Мы рисовали деревья, цветы, реку, животных, насекомых, птиц. Какой бы простой ни была композиция рисунка, в нем всегда отражались индивидуальные черты восприятия, мышления, ротетпческой оценки. Однажды мы рисовали клеверное йоле. Одни дети стремились охватить всю цветущую ниву, облака, синее небо, поющих жаворонков. У других детей я увидел цветущий стебелек клевера с опустившейся на лепестки пчелой. А у одной девочки через весь лист – крылышки шмеля, маленький лепесток цветущего клевера и солнце... Несколько путешествий к первоисточнику мысли мы проводили специально для того, чтобы восприятие окружающего мира было пронизано яркими эстетическими чувствами. Мы рисовалп Утреннюю и Вечернюю зарю у пруда, ночной костер на пастбище в лугу, отлет птиц в теплые края; весеннее половодье. Я прпшел к радостному выводу: изображение того, что волнует, восхищает, изумляет,– это своеобразная эстетическая оценка окружающего мира» Когда ребенок рисует то, что воплощает красоту, переживание красоты как бы просится в слово, пробуждает образное мышление. Постепенно, шаг за шагом я прививал детям элементарные умения по технике рисунка; дети научились передавать свет и тень, перспективу. Уже в I классе большое место в детском рисовании заняло творчество. Дети составляли рассказы в рисунках, рисовали сказку. Рисунок стал источником игры творческого воображения. Я убедился, что между игрой воображения, развивающегося в процессе рисования, и речью ребенка есть прямая, непосредственная связь. Без преувеличения можно сказать, что рисунок «развязал язык», заставил говорить молчаливых, очень стеснительных ребят. Во II, III и IV классах дети сталп включать рисунок в творческие письменные работы – сочипеппя, составленные по материалам наблюдений над явлениями природы и трудом. Я заметил, что в тех случаях, когда ребенок пе находит точных, емких слов для выражения своей мысли, он прибегает к рисунку. Один мальчик, стремясь передать свое изумление темп сокровищами, которые он увидел в «кладовой» ежа, нарисовал эти сокровища – яблоки, картофель, зеленые листья свеклы, разноцветные листья, опавшие с деревьев. Я стремился к тому, чтобы рисование заняло свое место в духовной жизни ребенка. Когда мы ехали по Дпепру в Киев, мальчики и девочки восхищались красотой лугов, гор, лесов, далеких курганов в степи, всю эту красоту стремились запечатлеть в линиях и красках. Без рисования я пе представляю уроков географии, истории, литературы, естествознания. Вот я рассказываю о флоре и фауне далекого континента – Австралии. Не всегда есть возможность принести па урок готовые картинки, где бы все было изображено. Поэтому многие растения и животных я быстро изображаю на доске. Это не прерывает нити мысли ребят и в то же время поддерживает игру воображения. На уроках истории, рассказывая, я одновременно рисую мелом на доске одежду людей, живших много лет назад, орудия труда, оружие. Опыт убедил меня, что на уроке истории особенно в IV и V классах, очень большую роль играет сюжетный рисунок, который рождается на доске в процессе рассказа. Например, рассказывая о восстании Спартака, я изображаю на доске лагерь восставших на вершине горы. У рисунка, рождающегося здесь же, в процессе рассказа, есть большие преимущества перед готовой, даже многокрасочной картиной. На уроках математики в младших классах иногда приходится рисовать задачу – об этом я уже рассказывал выше. КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К БЕГЛОМУ ПИСЬМУ Чтение и письмо – это два самых необходимых школьнику инструмента учения и в то же время два окошка в окружающий мир. Без умения бегло, быстро и сознательно читать, бегло, быстро, полуавтоматически писать ребенок остается как бы полуслепым. Я вижу очень важную задачу в Том, чтобы уже в третьем, а в четвертом классе уже наверняка – ученик писал длинное слово не отрывая пера от бумаги, чтобы он мог написать слово – (и даже маленькое предложение), оторвав взгляд от тетради. Полуавтоматизм процесса письма – исключительно важное условие грамотности и вообще сознательного усвоения знаний. Ученик не должен думать над тем, как писать ту или иную букву, как ее соединять с другими буквами – лишь при этом условии он сможет думать над применением грамматического правила, над смыслом того, что он пишет. Постепенно беглое письмо вырабатывает полуавтоматизм и в отношении грамматических правил: ребенок уже не думает, как пишется то или иное слово, потому что он много раз писал его. Все это – быстрота написания букв и слов, постепенное приобретение полуавтоматизма в отношении орфограмм, одновременное написание и осмысливание – должно идти рядом. Выработка беглого письма прежде всего требует определенного количества тренировочных упражнений малых мышц руки. Многолетний опыт убеждает, что эти упражнения должны предшествовать письму. Я имею в виду тонкие трудовые движения рук – и правой, и левой. За год до начала обучения в школе детям надо давать такие виды труда, как вырезание из картона и бумаги ножиком (резцом) и ножницами, резьба по дереву, плетение, конструирование и изготовление маленьких моделей из дерева. Тонкие трудовые движения вырабатывают необходимые соразмерность и ритм движения пальцев, формируют их чуткость, чувство миниатюрного рисунка, каким в сущности и является буква. Надо стремиться к тому, чтобы трудовые движения маленьких детей представляли собой эстетическое творчество. Пусть в том изделии, которое изготовляет ребенок, повторяются круглые, овальные, волнистые линии, пусть с малых лет ребенок привыкает к тонким, плавным усилиям, требующим большой «чуткости инструмента». Опыт убеждает, что если ребенок выполнил достаточное количество тонких трудовых движений, он уже в значительной мере подготовлен к беглому письму. Необходима, конечно, и система письменных упражнений. ОТИТЕ ДЕТЕЙ РАБОТАТЬ И ОТАВОЙ, И ЛЕВОЙ РУКОЙ Исторический процесс развития человека привел к тому, что наиболее умные трудовые операции, связанные с мыслью, несущие мысль на кончиках пальцев, выполняются правой рукой. Левая рука во время творческих трудовых процессов играет вспомогательную роль. Правой рукой мы держим инструмент, в правой руке у нас – ручка и карандаш, правая рука художника создает бессмертные творения живописи. Правой руки человеку достаточно для того, чтобы подняться на те вершины интеллектуальной культуры, которых он достиг. Но трудовое мастерство, искусство труда, умственное развитие отдельных личностей совершенствовалось бы несравненно быстрее, если бы тончайшие трудовые движения, усвоенные у всех людей только правой рукой, были бы и достоянием левой руки. Речь идет здесь не только о еще одной предпосылке трудового воспитания. Между рукой и мозгом – многие тысячи связей, действующих двусторонне – рука развивает мозг, творя его мудрость; мозг развивает руку, делая ее умным инструментом творчества, орудием и зеркалом мысли. Мой многолетний опыт убеждает, что если самые тонкие, самые умные трудовые движения становятся достоянием не только правой, по и левой руки, количество этих связей растет, от рук к мозгу идет мудрый опыт, выражающий взаимодействие и взаимоотношение предметов, вещей, процессов, состояний. Этот вывод достигнут эмпирическим путем, но он отражает реально существующую закономерность: взаимодействие, понятое, осмысленное благодаря творческой трудовой деятельности обеих рук, вносит новое качество в работу мысли: человек охватывает мысленным взором цепь взаимосвязанных явлений, видит их как единое целое. В течение семи лет я учил детей (с 7- до 14-летнего возраста) работать обеими руками. Дети научились владеть, двумя резцами, умели правой и левой руками монтировать узлы сложных моделей, работали левой и правой рукой на токарнрм станке по дереву. Я видел, как с каждым годом в деятельности этих детей развивается творческий элемент. Характерной особенностью творчества этих детей было рождение новых замыслов, изобретательность. Мастера трудиться обеими руками как бы видели несравненно больше в том же явлении, которое рассматривал человек, умевший работать только правой рукой. Обрабатывая материал инструментом, мои мастера отличались большой тонкостью, нежностью, пластичностью трудового движения. Они были влюблены в свой умный творческий труд. ОООВТЫ УЧИТЕЛЮ, РАЩВЕиО1ЩТ<¥ В БОЛЬШОЙ ШКОЛЁ Учителю школы, где коллектив состоит из нескольких десятков педагогов, несравненно легче совершенствовать свое мастерство, чем в маленькой школе. В большом коллективе всегда есть опытные педагоги. Но заимствование педагогического опыта – очень сложное дело, творчество. Вы окончили вуз, у вас – диплом учителя, скажем, начальных классов. Кроме вас, в школе, куда вы получили назначение, работает шестнадцать учителей начальных классов. Об одних из них говорят на заседаниях педагогического совета как о лучших мастерах, других нигде не упоминают, третьим время от времени указывают на недостатки. Вам, новичку на педагогическим поприще, есть чему поучиться почти у каждого педагога, проработавшего в школе хотя бы несколько лет. Но, заимствуя опыт, надо экономить время. Трудно было бы добраться до истоков мастерства, если бы вы стали посещать уроки всех педагогов по очереди. Я бы советовал вначале просмотреть тетради всех коллег по работе в начальных классах. Увидите красивое, четкое, грамотное письмо подавляющего большинства детей – это уже прямой ориентир: в данном классе можно поучиться многому. Ученические тетради – зеркалу всей воспитательной работы. Пойдите па урок к этому учителю. Не только на урок письма. Тетради – это результат всего педагогического процесса. Письмо зависит и от того, как дети читают, что и сколько они читают. Понять какую-то одну сторону педагогического опыта нельзя без глубокого понимания всего, что делает учитель, того, как воспринимают его воздействие детп. Впервые посетив урок опытного педагога лишь для того, чтобы понять, как он сумел научить детей хорошо писать, вы увидите много такого, что, казалось бы, не связано пепосредственпо с объектом ваших наблюдений. Не растеряйтесь в сложных зависимостях явлении. Постигнуть опыт – это прежде всего понять, что от чего зависит. Иначе ни осмыслить, ни заимствовать чужой опыт невозможно. Ведь заимствование самого лучшего опыта – это не механическое перенесение отдельных методов и приемов в свою работу, а перенесение идеи. Чтобы учиться у лучших мастеров, надо в чем-то убедиться. Вот вы увидели, что у вашего коллеги, чьи тетради привлекли ваше внимание, ученики прекрасно читают: быстро схватывают глазами слова и части предложений, читая думают, а отсюда и яркая эмоционально-интонационная окраска чтения. Вы внимательно присматриваетесь к методике чтения, но ничего неожиданного и нового для себя не видите. Посещаете еще один урок, потом – еще и еще. Сопоставляете все со своими уроками. Вы делаете все так же, но результат далеко не тот же. Ищите, настойчиво ищите, от чего же зависит прекрасный результат. Вы расспрашиваете учеников, стремитесь узнать жизнь их семьи,– и перед вами постепенно открывается зависимость прекрасного чтения учащихся от множества вещей: и от интеллектуальной жизни семьи, и от того, какие сказки слушали малыши в детстве, и от системы внеклассного чтения, и от того, как заботится учитель о соотношении впаний и практических умений. Вы приходите к выводу: нет в педагогическом деле одного результата, который зависел бы только от чего-то одного: делай вот так – и получится обязательно вот то-то. Каждый результат зависит от десятка, от сотни данных, иногда, казалось бы, очень отдаленных, непосредственно не связанных с предметом изучения, наблюдения, исследования. Осмысливание опыта учителя-мастера помогает вам видеть, что от чего зависит в вашей собственной практике. Совершенствование педагогического мастерства – это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, направленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуальной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа. Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюдение, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рождаться собственные педагогические идеи. Изучая, например, связи между тем, что делается, и тем, что получается в результате, вы приходите к выводу: от зерна, посаженного в прекрасно обработанную почву сегодня, далеко но всегда можно ждать ростка уже завтра. То, что делается сегодня, во многих случаях можно оценить лишь через несколько лет. Это одна из очень важных закономерностей педагогического труда. Она заставляет всегда думать о перспективе. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ ОДНОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ Есть и будут еще продолжительное время существовать школы с небольшим количеством детей – одно- и двухкомплектные маленькие школы, где работают два, а то и один учитель. Если вы работаете в такой школе, вам нелегко будет создать и годами поддерживать вокруг себя атмосферу богатой, многогранной духовной жизни. А ведь это – самое главное, без высокой культуры – общей и педагогической – можно опуститься, превратив свой отдаленный населенный пункт в медвежий угол. Если так бывает, то бывает только по вине самого педагога. В самом глухом, далеком от центров уголке может ярко гореть огонек культуры, мысли, творчества – все это зависит только от вас. И все ваши усилия как раз и должны быть устремлены к тому, чтобы огонек этот горел все ярче. От этого в решающей мере зависят образованность, культура, знания ваших питомцев. Многое вам надо специально делать для того, чтобы яркий огонек культуры и мысли пылал не угасая. В отдаленных населенных пунктах нет большой библиотеки, а книга – самая новая – именно здесь нужна, как воздух. Поэтому сделайте свою маленькую школьную библиотечку абонентом большой библиотеки крупного культурного центра – например, Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина или Государственной библиотеки по народному образованию им. К. Д. Ушинского. Читайте еженедельник «Книжное обозрение», любую необходимую, заинтересовавшую вас книгу выписывайте на две-три недели, читайте. Я знаю далекие хутора, где учитель, работающий безвыездно много лет, создает Народную библиотеку, которой пользуются колхозники. Подумайте и вы об этом, создайте при школе очаг народной культуры. В однокомплектной школе исключительно важную роль играет классное чтение детей. Вместе с общественностью вам надо позаботиться о том, чтобы в школьной библиотеке было все необходимое для детского чтения. Книги, вошедшие в золотой фонд мировой литературы для детей, должны быть в каждой самой маленькой, самой отдалеппой школе. Это сделать не так трудно – нужны только любовь к детям и старательность. Я уверен, что именно в отдаленной от центров школе можно создать условия для того, чтобы главным очагом духовной культуры школьников было чтение. Надо позаботиться о кинопроекторе и фильмоскопе, своевременно выписывать новые учебные кинофильмы и диафильмы. Для вас, учителя маленькой, отдаленной школы, очень важно держать постоянную связь с хорошей школой крупного села или города. Советую вам два-три раза в год совершать 3–4-дневпые поездки к своим коллегам в эту школу. Вам надо побывать на уроках, побеседовать с учителями. Нужно увидеть своими глазами тот результат, к которому стремится, о котором мечтает каждый думающий, творчески работающий учитель. На этот результат (знания, умения, письменные работы школьников) вам надо ориентироваться при оценке успеваемости своих школьников. Попросите, если это возможно, одного из лучших педагогов – ваших коллег – приехать хотя бы на два дня к вам в маленькую школу. Весной и в начале лета отправляйтесь со своими питомцами в далекую экскурсию – пусть они посмотрят жизнь города, побывают на фабрике, заводе, в типографии. Каждую поездку используйте для обогащения школьной библиотеки и фильмотеки. А летом не сидите в школе – поезжайте в большие города. Спланируйте эти поездки так, чтобы за годы своей работы в отдаленной школе вы побывали в Москве, Ленинграде, в других больших культурных центрах. Время пребывания в городах должно быть очень насыщено: надо побывать в театре, в концертных залах, увидеть мастерство лучших артистов нашей страны. И – еще раз повторяю – не забывайте о книгах. Советую вам также совершить несколько туристических путешествий – увидеть Урал, Сибирь, Алтай, Среднюю Азию, Кавказ, русский Север – Архангельскую и Новгородскую области. Чем больше у вас будет о чем рассказать, тем богаче ваша сокровищница методических средств воздействия на школьников. КАКИЕ ПЛАНЫ ПИСАТЬ УЧИТЕЛЮ Этот вопрос бывает очень острым – учителей иногда загружают ненужной писаниной. Но бывает и так, что в пылу критики «бюрократической писанины» отдельные педагоги приходят к выводу: не надо писать никаких планов. И то и другое неправильно. Писать надо то, что помогает работе. Для учителя начальных классов очень важно составить перспективный план, рассчитанный на несколько лет. Что входит в такой план? Покажу это на опыте своей работы. Список художественных произведений, которые дети должны прочитать за годы обучения в начальной школе. Этот пункт плана станет реальностью, конечно, только тогда, когда в школьной библиотеке будут необходимые детские книги. Музыкальные произведения, которые дети будут прослушивать в школе (желательно, чтобы в школе была музыкальная комната). Произведения живописи, по которым будут проведены беседы. Тексты – отрывки из художественных произведений, которые надо заучить наизусть. Орфографический минимум – т. е. словарь орфограмм, написание которых в начальной школе должно быть твердо, навсегда сохранено в памяти. Список научно-популярных книг и брошюр, чтение которых способствует расширению кругозора школьников. Особо надо выделить книги и брошюры, предназначенные для трудных детей – детей со сниженной подвижностью мыслительных процессов. Тематика уроков мышления – путешествий к источникам мысли и родной речи. Тематика сочинений, которые дети напишут за годы обучения в начальных классах, Примерный перечень наглядных пособий, которые сделают учитель и дети. Экскурсии, которые будут проведены в начальной школе. Такой же перспективный план я советую составлять и преподавателям предметов в средних и старших классах. Учитывается, конечно, специфика предмета. Например, преподаватель биологии включает в перспективный план систему наблюдений в природе с целью формирования у учеников необходимых представлений. Преподаватель географии включает терминологию, обязательную для запоминания. Учитель фиалки предусматривает в своем плане наблюдение труда в промышленности и сельском хозяйстве. Перспективный план – это очень важный ориентир, по которому учитель ежегодно, читая и продумывая программу, как бы проверяет сам себя – что уже сделано и что нужно сделать. По выполнению перспективного плана можно судить о качестве знаний учащихся. Каждому учителю надо также составлять тематический или поурочный план. Тематический план составляется по программе на несколько уроков, выделенных на данную тему. Допустимо тематическое планирование только на небольшую тему (2–5 уроков). В тематическом плане записывается, что и как будет изучаться на уроке. Здесь надо предостеречь от пространного письменного изложения лекции, рассказа. Знания, которые учитель дает ученикам, должны быть у него в голове, и подробные записи пе нужны. Тематический план – это дидактическое предвидение и обоснование, а не развернутый конспект. В план надо записывать то, что представляет собой творческую обработку материала, например, вопросы, на которые дети будут отвечать во время проверки домашних заданий, виды самостоятельной работы во время изучения нового материала. Тексты заданий и упражнений, как правило, в план не включаются (у учителя они обычно выписаны на специальных карточках или в тетрадях). В тетради, где пишутся тематические планы, необходимо отвести чистое место (поле)– для того, чтобы в случае непредвиденных отклонений от намеченного пути внести в план соответствующие изменения. Некоторые учителя предпочитают тематическому плану поурочный. Тему они продумывают, делают предварительные наметки, но планируют только на один урок. Каждый может делать так, как найдет наиболее удобным для себя. Главное – ориентироваться на перспективный план, но забывать о конечной цели, время от времени продумывать программу и объяснительную записку к ней, сопоставлять ее с перспективным планом. Педагог, работающий классным руководителем, составляет план воспитательной работы. Об этом плане речь будет идти дальше – в советах, посвященных вопросам воспитания. СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДНЕВНИКА УЧИТЕЛЯ Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к которому ставятся какие-то формальные требования. Дневник – личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них – источник раздумий, творчества. Дневник, который ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет – это огромная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая культура. Сколько драгоценных жемчужин педагогической мудрости пропадает тогда, когда учитель-мастер, учитель-творец, завершив свою творческую жизнь, уносит с собой в могилу все, что он постиг за годы труда и поисков. Дневники педагогов я бы хранил в педагогических музеях и в научно-исследовательских институтах как бесценные сокровища. Тридцать два года я веду свой дневник. В первый день педагогического труда, когда я переступил порог школы как учитель начальных классов, я задумался вот над чем. В селе у нас работал фельдшер, которого все считали чудаком. И вот я увидел, как этот чудак, измеряя рост и вес поступающих в первый класс детей, тщательно записывает все данные. Мы разговорились, я просмотрел его записи, меня удивило, что он ведет свой учет вот уже двадцать семь лет. – Для чего вам эти записи? – спросил я. – А это очень интересное дело,– ответил фельдшер.– Смотрите, за двадцать семь лет рост ребят увеличился па четыре с половиной сантиметра. Эх, прожить бы еще лет тридцать... Тогда еще никто и не думал об акселерации. В начале войны фельдшер тяжело заболел. Он передал мне свои записи. А я с первого же дня работы в школе тоже стал записывать данные о росте и весе детей, об их умственном развитии. Теперь в моем распоряжении ценнейшие, на мой взгляд, сведения о развитии детей в одном и том же селе за 59 лет... 32 года подряд в первые две недели обучения я записываю данные о кругозоре и представлениях малышей. Дети отвечают на одни и те же вопросы. Посчитай от одного до ста... Назови известные тебе растения, животных, птиц... Назови машины и расскажи, где и для чего они применяются... Ответы на эти вопросы представляют, по-моему, тоже большую ценность. Интересно, что в 1935 году из 35 первоклассников только один мог считать до ста и пять человек до двадцати (тогда в первый класс поступали 8-летние дети). В 1966 году из 36 первоклассников 24 могли считать до ста, остальные 12–до 20, 30, 40 (семилетние дети). С каждым годом у детей все больше знаний о машинах и технологических процессах. Но, к сожалению, с каждым годом дети все меньше знают о растениях, животных, птицах. В 1935 году все 35 детей видели утреннюю зарю летом, могли описать восход солнца. В 1966 году из 36 человек видели утреннюю зарю и восход солнца в июне только 7 первоклассников. Я записываю в свой дневник, какие книги есть в домашних библиотеках школьников, какое образование у родителей, сколько времени уделяют мать и отец воспитанию детей. Сравнение этих материалов тоже представляет большой интерес. Значительное место в дневнике принадлежит записям о трудных детях. Я считаю очень важным подметить тончайшие оттенки в их поведении, в умственном труде на уроках и дома. Записанные и осмысленные наблюдения очень помогают учителю в его работе. Так, учитывая относительную ограниченность интеллектуального кругозора детей с замедленной подвижностью умственных процессов, я пришел к ряду выводов о том, какую научно-популярную литературу и как должны читать эти дети. Дневник помогает сосредоточить мысль, направить умственные усилия на что-то одно. В своем дневнике я отвел несколько страниц специально для записи мыслей о прочности знаний. Изучение, сопоставление, анализ этих записей показывают зависимость прочности знаний от многочисленных предпосылок и условий. Дневник учит размышлять. О ВОСПИТАПИИ СВОИХ ДЕТЕВ Надо избегать парадоксальпого явления, имеющего, к сожалению, место в жизни: учителю, воспитывающему чужих детей, нет времени для воспитания своих детей. Я бы хотел посоветовать учителю-отцу, учительнице-матери: Не забывайте, что дома вы для своих детей не учитель, не классный руководитель, а прежде всего отец, мать. Не превращайте семью в миниатюрную школу, по возможности делайте все, чтобы атмосфера школы оставалась за порогом вашего дома, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей. Воспитание – это не какие-то специально, искусственно организованные «мероприятия», это прежде всего образ жизни. В руках педагога – сильный и в то же время небезопасный, требующий большой мудрости и осмотрительности инструмент – власть над человеком. Мудро и осмотрительно пользуясь этим инструментом в школе, но переносите его в свой дом. Многие свои привычки, традиционные учительские приемы надо оставлять в стенах школы. Избегайте «педагогизации» своих детей – очень плохо, когда дети ваши осведомлены о всех деталях педа- готической профессии, знают, что и к чему, что правильно и что неправильно, что учитель имеет право делать, и что не имеет. Совершенно недопустимы в присутствии ваших детей нелицеприятные характеристики отдельных учеников, педагогов. Дети учителей, наслушавшиеся таких разговоров, становятся заносчивыми, у них зарождается мысль о каком-то преимуществе перед другими школьниками. Нередко они грубят учителям, а потом и собственному отцу и матери, и вы, родители, будучи опытными, мудрыми педагогами, можете потерять власть над собственным ребенком. Никогда и абсолютно ничем не выделяйте собственных детей из среды других школьников. Если есть возможность, определите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы будете несравненно ближе к своему сыну, к своей дочери как отец, как мать. Хотя воспитывает каждый шаг в нашей жизни, но все же необходимо время специально для воспитания. Найдите время ежедневно поговорить, почитать со своим ребенком, побыть с ним среди природы. Особенно важно это для отца. Не приносите из школы домой раздражения, нервозности, недовольства той или иной стороной педагогического процесса, поведением школьников. Это очень плохой пример для ваших детей. Если с малых лет дети увидят, что школа причиняет отцу или матери одни неприятности, у них постепенно сложится отвращение к педагогическому труду. Плохие последствия этого чувства – не только то, что вашим детям не захочется стать учителями. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, чувствующий отвращение к труду педагога, становится лицемером и болтуном. У вас есть прекрасные возможности воспитать у своего ребенка любовь к труду, книге, науке. По самой своей йрироде труд педагога – образец благородства. Пусть ваш сын, ваша дочь чувствуют благородство вашего труда, ваших сердечных забот о судьбе других людей. У вас – собственная библиотека. Как только ваш сын стал школьником, отведите полку для его библиотечки. Воспитывайте у него любовь к чтению, уважение к сокровищам культуры. |