Главная страница
Навигация по странице:

  • КАК ГОТОКЦТЬ МАТЬ И ОТЦА К ШТОЛЬНО-СЕТЕЙНОТУ ВОСПИТАНИЮ ИХ ДЕТЕЙ

  • S3. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОХОДИЛО ДО СЕРДЦА ВОСПИТАННИКА

  • Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Вместо предисловия


    Скачать 477.26 Kb.
    НазваниеВместо предисловия
    Дата06.11.2021
    Размер477.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСухомлинский В.А. Сто советов учителю.docx
    ТипКнига
    #264831
    страница12 из 26
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26
    ЧАСТЬ II

    1. КТО И ЧТО ВОСПИТЬПВАЕГ РЕБЕНКА? ЧТО В ВОСПИТАНИИ ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ПЕДАГОГА, И ЧТО – ОТ ДРУГИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ?

    Иногда слишком прямолинейные и категорические утверждения о каком-то единственно главном факторе воспитания дезориентируют молодого учителя, потому что в воспитательном процессе все важно, все имеет свое значение.

    Ребенка, которого мы начали воспитывать, формировать я бы сравнил с глыбой мрамора, к которой одновременно пришли со своими резцами несколько скульпторов и задались целью изваять скульптуру, одухотворить ее, воплотить в ней человеческий идеал. Кто же эти скульпторы, сколько их?

    В процессе воспитания человеческой личности принимают участие многие силы и среди них, во-первых, семья, а в семье наиболее тонкий и мудрый ваятель – мать; во- вторых, личность, педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями, с мудростью, знаниями, умениями, увлечениями, жизненным опытом, интеллектуальными, эстетическими, творческими потребностями, интересами, стремлениями; в-третьих, коллектив (детский, подростковый, юношеский) со всей его могучей силой воспитательного воздействия на каждую личность; в-четвертых, сама личность воспитанника (самовоспитание); в-пятых, духовная жизнь воспитанника в мире интеллектуальных, эстетических и моральных ценностей – я имею в виду прежде всего книгу; в-шестых, совершенно непредвиденные ваятели (подросток, с которым ваш питомец подружил па улице; родственник или близкий знакомый, приехавший на неделю в гости и пленивший маленького человека на всю жизнь радиотехникой или мечтой о звездных мирах).

    Если бы все эти скульпторы-воспитатели всегда действовали как хорошо слаженный симфопический оркестр, как легко решались бы многие проблемы, из-за которых часто скрещиваются и ломаются педагогические мечи и копья.

    Но у каждого скульптора свой характер, свой почерк, свои достоинства (а иногда и недостатки). Бывает, один скульптор проявляет склонность критически относиться к мастерству и творчеству другого, стремится не только тонко пройтись резцом по мраморной целине, но и грубо ковырнуть там, где только что удачно поработал другой мастер. А потом наступает момент, когда и мрамор перестает быть «глыбой», становится думающим существом, познающим не только мир вокруг себя, но и самого себя, познающим не только разумом, но и сердцем; наступает момент, когда «глыба мрамора» обнаруживает желание заглянуть в зеркало: ну-ка, что вы сделали, уважаемые мастера; берет наша полуизваянная скульптура свой резец и, пользуясь зеркалом (т. е. всматриваясь в окружающих людей, восхищаясь одними, не замечая других и возмущаясь третьими), сама начинает ваять и даже исправлять то, что сделали другие. Вот тут-то и разгораются страсти творчества: как мечи, скрещиваются резцы, летит мраморная крошка, иногда от благородного мрамора отваливаются целые куски...

    Когда видишь это скрещивание мечей-резцов, слышишь звон металла и «перебранку» скульпторов-воспитателей, думаешь: какая святая наивность этп утверждения о главном и второстепенном в воспитании! Как много вреда приносит эта святая наивность всему воспптательщшу делу! Если бы мудрствования относительно всемогущества того или иного, отдельно взятого, скульптора-воспитателя не проникли в сознание родителей, разве мы сталкивались бы с такими утверждениями некоторых из них: «Я отдал вам свое дитя – воспитывайте. На то вы и школа».

    Вы переступили порог школы, решили посвятить свою жизнь воспитанию человека – строителя нового, коммунистического общества. Помните, что вы не только живое хранилище знаний. Не только специалист, который умеет передать интеллектуальные богатства человечества молодому поколению, зажечь в его душе огонек пытливости, любви к знаниям. Вы – один из скульпторов, создающих человека будущего. И скульптор особенный, не похожий на других. Воспитание – творение Человека – это ваша профессия. Общество па вас смотрит как на мастера-ваятеля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей

    страны. Помните, что каждая ваша ошибка может обернуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями. Вы, творец человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим ваятелям. Для того, чтобы человек, которого мы творим в советской школе, стал венцом нравственного, интеллектуального, эстетического совершенства, необходима согласованность действий всех скульпторов, имеющих доступ к «мраморной глыбе», необходима гармония творения Человека. Кто же должен стать чутким, мудрым, опытным, осторожным и смелым дирижером этой гармонии? Педагог.

    Ваша задача – задача воспитателя – заключается в том, «чтобы прежде всего видеть весь ансамбль мастеров- скульпторов, чутко воспринимать игру каждого исполнителя, улавливать фальшь. Другими словами, вам надо разбираться, что и от кого зависит в многотрудном процессе воспитания. Необходимо видеть, что каждый из скудьпторов-воспитателей оставляет в создаваемом общими творческими усилиями человеке. Надо помнить, мой юный друг, что малейшее прикосновение резца к благородному мрамору может оставить неизгладимый след на всю жизнь. Вам надо знать, кто, когда и как прикасается к вашему творению. Для этого мало одной любви к ребенку – мало влюбиться в свое творение, как влюбился мифический скульптор Пигмалион в созданную своими руками скульптуру Галатеи. Надо знать. Надо обладать умением логически анализировать причины и следствия.

    Быть мудрым дирижером ансамбля мастеров-ваятелей – это не значит скрупулезно разделять обязанности и ответственность: вот за это отвечает семья, за это школа, эа это – пионерская организация... Человеческая личность творится не по частям: ухо изваял один, лоб – другой, нос – третий и т. д. Такого в нашем сложном и трудном деле не бывает. Вам с первых же шагов работы в школе придется часто говорить с родителями – и на собраниях, и еще больше индивидуально. Никогда не пытайтесь строго разделять обязанности: вот за это отвечаете вы, семья, а за это мы – школа. За умственное воспитание в ответе не только школа, очень много может и должна сделать также семья, чтобы наше общее детище было умным, мудрым, тонко понимающим и глубоко чувствующим. Помните, что к одной и той же точке творимой нами Галатеи иногда совершенно по-разному прикасаются различные силы. Вы только что учили своего питомца быть честным, беречь социалистическую собственность, а непредвиденный «скульптор», о котором не имеете понятия ни вы, пи родители* учит воровать, обманывать. Мудрость и мастерство дирижера процесса воспитания заключается в том, чтобы не осталось незамеченным ни одно прикосновение к вашему созданию.

    Знать причину – это значит знать все,– учил украинский философ-педагог Г. Сковорода6. Над этим поучением надо задуматься, мой юный друг. Сколько в школьной жизни бывает таких случаев, что, не разобравшись в причинах поступка, педагог приходит к неправильному обобщению! Бывает ведь так: повинна школа, а вызывают родителей, убеждают их, что они мало смотрят за ребенком, избаловали его и т. п.

    Бывает невероятно трудно разобраться в сложном переплетении добра и зла, а разбираться надо, это святая обязанность педагога. Вы, юный друг, вступающий на благородную ниву народного просвещения,– не только один из нескольких мастеров-ваятелей, имеющих доступ в мастерскую, где творится новый, коммунистический человек,– вы должны быть учителем других мастеров. Ваше преимущество в том, что вы видите своего питомца при свете педагогической науки. Я не работал бы ни одного дня в школе, не писал бы этой книги, если бы не верил в большие возможности науки о воспитании Человека. Вы должны быть светочем научно-педагогического знания, его свет должен озарять работу других мастеров-скульпторов, творящих человека. Какие у вас – учителя, классного руководителя – есть возможности оказать влияние на семью? Как происходит самовоспитание личности и в чем здесь заключается задача педагога? Как воспитывает сама личность педагога? В чем секреты огромной воспитательной силы коллектива, при каких условиях коллектив есть и при каких его нет? Как должна воспитывать человека книга? Как добиться того, чтобы непредвиденные воспитатели оказывали на юную душу влияние в том же направлении, что и школа? Мне кажется, что советы по этим вопросам будут полезны молодому педагогу.

    1. КАК ГОТОКЦТЬ МАТЬ И ОТЦА

    К ШТОЛЬНО-СЕТЕЙНОТУ ВОСПИТАНИЮ ИХ ДЕТЕЙ

    В паши дни нет, по-моему, более важной задачи в сфере воспитания человека коммунистического общества, чем учить мать и отца воспитывать детей. Из практики своей многолетней работы мы пришли к выводу, что, не заботясь о педагогической культуре родителей, невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания. Родительская педагогика, т. е. элементарный круг знаний матери и отца о том, как существо, родившееся от человека, становится человеком,– это фундамент, основа всей педагогической теории и практики. В кабинете материнской педагогики на видном месте у пас написаны слова Н. И. Пирогова: «Пусть женщины поймут, что они, ухаживая за колыбелью ребенка, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками»7. В этих словах выражена основная идейная устремленность всей нашей работы с родителями.

    У нас есть педагогическая школа для родителей, в ней отделения: дошкольное; родителей учащихся I–III классов; IV–VIII классов; IX–X классов. За три года до того, как отдать своих детей в учение, мать и отец начинают учиться в педагогической школе для родителей. Раз в две недели они слушают лекции директора школы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя по внеклассной работе, учителя, который будет через три года заниматься с первым классом. Вот план работы дошкольного отделения педагогической школы за 1964– 1967 годы (дети родителей, обучающихся в педагогической школе, начали учиться в I классе осенью 1967 года):

    1. Физическое и психическое развитие ребенка от 4 до 7 лет.

    2. Как предупредить заболевание ребенка.

    3. Режим, питание, физическая закалка ребенка.

    4. В чем заключается умственное воспитание ребенка в возрасте от 4 до 7 лет.

    5. Забота матери и отца о развитии речи и умственных способностей ребенка.

    6. Как предупредить детские неврозы.

    7. Трудовое воспитание ребенка в возрасте от 4 до 7 лет.

    8. Как воспитывать уважение к старшим.

    9. Природа в воспитании дошкольника.

    10. Развитие потребностей и интересов дошкольников.

    11. Познание действительности и развитие эмоций у дошкольника.

    12. Как воспитывать у детей чувство человека.

    13. Красота в воспитании ребенка от 4 до 7 лет.

    14. Творчество ребенка в возрасте от 4 до 7 лет.

    15. Как предупреждать бессердечность детей.

    16. Как научить ребенка сдерживать свои желания.

    17. Забота ребенка о растениях и животных как средство воспитания.

    18. Игра, ее роль в умственном, нравственном, эмоциональном и эстетическом воспитании ребенка дошкольного возраста.

    19. Мать – первый воспитатель и учитель ребенка.

    20. Семья – школа человеческих взаимоотношений.

    21. Отец и сын.

    22. Мать и дочь.

    23. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

    24. Первые элементы моральной культуры ребенка.

    25. Каким человеком мы представляем себе вашего ребенка и каким его должны представлять вы.

    26. Какие ошибки допускают родители в воспитании своих детей и как избежать этих ошибок.

    27. Дедушка и бабушка – воспитатели.

    28. Чему и как учить ребенка в дошкольные годы.

    29. Как добиться, чтобы в семье царили доброта и согласие.

    30. Как воспитать детей ласковыми.

    31. Как быть взаимно уступчивыми.

    32. Как сдерживать свои эмоциональные порывы.

    33. Как воспитать у ребенка желание быть хорошим.

    34. Как предотвращать детские капризы.

    35. Что такое родительская власть и как ею пользоваться.

    36. Как воспитывать, не прибегая к наказанию.

    37. Чего в наказании больше – пользы или вреда.

    38. Что можно и чего нельзя требовать от детей.

    39. Воспитание детей – важнейшая общественная обязанность отца и матери.

    Так как вам, учителю, придется готовить и читать лекции на такие темы, я хотел бы дать несколько советов об

    этом нелегком деле. Учите родителей воспитанию как самому благородному, человечному, возвышенному творчеству, как выполнению высокого общественного долга. У нас есть прекрасные классные руководители, умеющие через каждую лекцию и беседу для родителей провести красной нитью идею творения человека, пробудить у ма-. тери и отца чувство гордости за то, что они создают самое прекрасное, самое благородное на земле. Они раскрывают родительскую педагогику как труд, науку, мастерство и творчество.

    Эти классные руководители никогда не строят лекций и бесед в плане «проработки» родителей, допускающих ошибки и просчеты в воспитании. Советую и вам, мой юный друг, не делать этого. В жизни отдельных семей "еще бывают отрицательные явления, но если вы начнете «выворачивать души», выставлять на всеобщее обозрение человеческую беду (а неумение воспитывать – это прежде всего беда), к вам будут приходить все меньше и меньше родителей, вы оттолкнете их от школы и, что особенно опасно, они на все махнут рукой: что бы я ни делал – хорошим отцом не стану, у других родителей дети хорошие, моим же суждено быть плохими. Никогда не забывайте, что, начиная говорить с родителями об их детях, вы как бы заставляете их посмотреть в зеркало. Как же отнесется к вашим словам человек, если вы скажете ему: смотрите, какой вы уродливый...

    Этот совет ни в коей мере не означает, что острые углы в воспитании надо обходить и сглаживать. Наоборот, неудачи одних могут быть уроком для других. Нет ничего сложнее и противоречивее школьно-семейного воспитания; оно насыщено тысячами конфликтов, которые надо умпо, умело, тактично, без крика и суеты разрешать. Но о плохом надо говорить, не шельмуя, не унижая при этом человека. Чаще всего, когда приходится на миру говорить о плохом, мы не называем фамилий родителей, допустивших ошибку, оплошность.

    Для глубоких раздумий о просчетах и ошибках, для откровенного гражданского разговора о воспитании в конкретных условиях данной семьи есть другая форма работы – индивидуальная беседа с родителями, особенно беседа женщины-педагога с матерью и мужчины-педагога с отцом. Нет двух семей, в которых условия и предпосылки, определяющие общую духовную и педагогическую культуру родителей, были бы абсолютно одинаковы. Каждая семья имеет что-то, свойственное только ей. Поэтому индивидуальные беседы с матерью и отцом – беседы' без детей – входят органической составной частью в работу пашей педагогической школы. Я специально подчеркнул слова – беседы без детей. Не надо ни в коем случае посвящать детей в трудности и огорчения, удачи и оплошности в воспитании – это, кроме вреда, ничего не принесет. В хороших семьях добро и согласие, взаимные уважение, любовь и уступчивость родителей являются главной силой воспитательного воздействия, но дети и не подозревают, что их воспитывает как раз то, что в семье все хорошо.

    Нам удалось добиться того, что в семье детп-дошколь- ники проходят своеобразную маттринскую школу. Это ничем не заменимая школа нравственного, умственного, эмоционального и эстетического воспитания. Никакой, даже самый идеальный детский сад не может заменить материнской школы или восполнить то, что упущено матерью и отцом в самой тонкой сфере духовной жизни человека – в воспитании личности. Мы большое внимание уделяем воспитанию в материнской школе чувства человека. И в лекции, посвященной этой проблеме, и в индивидуальных беседах с матерями и отцами мы на конкретных примерах показываем, как воспитывать у детей сложную духовную способность всегда чувствовать, что ты живешь среди людей, что свои желания надо уметь ограничивать, учитывая интересы других людей. В нашей педагогической школе для родителей дошкольников мы постепенно выделяем этот сложнейший предмет – умение жить среди людей.

    Трудно переоценить важность педагогической культуры матери. Наш педагогический коллектив твердо убежден, что родительская педагогика – это первая страница коммунистической педагогики. Заботясь о том, чтобы мать была тонким, мудрым, духовно красивым, одухотворенным высокими понятиями о моральной красоте скульптором, мы в конечном счете заботимся о душевной тонкости и чуткости ребенка, о том, чтобы самые сокровенные уголки его сердца всегда откликались на добро и красоту.

    S3. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОХОДИЛО ДО СЕРДЦА ВОСПИТАННИКА

    Мы стремимся к тому, чтобы в материнской школе у ребенка воспитывалось тонкое, нежное, чуткое, отзывчивое сердце. Чтобы дитя познавало окружающий мир нс только умом, рассудком, но и сердцем. Чтобы ребенок близко принимал к сердцу и то, что кто-то сломал ветку на дереве, и то, что маленький птенец выпал из гнезда и беспомощно барахтается в траве, и то, что в саду появился неизвестно кем выброшенный ничей котенок. Мы не одни час посвящаем родителям, рассказывая, как практически создать условия для такого самоуправления ребенка, чтобы он всегда, когда человеку это необходимо, выразил свое сочувствие, кого-то пожалел, кого-то приласкал, кого-то защитил, о ком-то заботился, в связи с чем-то поволновался, о чем-то погоревал. Речь идет, мой юный друг, о самых тонких резцах мастеров-скульпторов – матери и отца, об искуснейших их движениях. Треть столетия проработав в школе, я убедился, что начинать воспитывать чувства только тогда, когда ребенок уже пришел в школу, прикасаться мне, педагогу, к нетронутому ни матерью, ни отцом мрамору,– поздно. Если в семье ребенок не получил эмоционального воспитания, он не может познавать мир и воспринимать слово воспитателя сердцем. Ему будет доступным логический смысл того, что он слышит, читает,– эмоциональный же, душевный подтекст для пего окажется недоступным.

    Это одна из наиболее сложных проблем школьно-семейного воспитания. Почему нередко бывает так, что уже через несколько дней после начала школьной жизни ребенок совершенно не реагирует на доброе слово учителя? Почему учитель вынужден прибегать к крику и стуку кулаком по столу? Почему через месяц после начала уче- пия ребенка уже ставят в угол, наказывают, но и это не помогает? Корень зла – в невоспитанности чувств.

    Если вы, мой юный друг, стремитесь к тому, чтобы ваши будущие питомцы чутко прислушивались к каждому вашему слову, чувствовали слово – заботьтесь о богатстве эмоциональных отношений в семье. Сердечное одиночество так же опасно для нравственности, как отсутствие человеческого окружения для мысли. Заботьтесь о том, чтобы ребенок был с кем-то связан узами взаимного долга, взаим

    ного влечения, уважения, заботы. Нравственность вашего будущего питвмца в большой мере зависит от того, отдает ли он кому-то частицу своей души или живет замкнуто в собственном мире, своими узкими заботами и своими ограниченными интересами. Индивидуализм начинается с невоспитанности чувств.

    Побывайте в семье своего будущего питомца (за три года можно побывать у каждого ребенка хотя бы два-три раза), почувствуйте, что приносит ребенку радость: только то, что дают ему старшие, или же и то, что он делает своими собственными маленькими силами для других. Если единственным источником его радости является потребление благ, созданных отцом и матерью, это очень плохо; питомец ваш придет в школу бессердечным. Побеседуйте с родителями – и с отцом, и с матерью,– подумайте сообща, как открыть мальчику или девочке другие источники радости: посаженные ими дерево или куст роз в саду, маленький виноградник для людей, созданные ими аквариум, библиотечка, уголок красоты, в котором бы отдыхали мать и отец. Знайте, что, заботясь об этом, вы облагораживаете детское сердце, готовите почву для нравственного, умственного, эстетического, эмоционального воспитания в школьные годы.

    Заботясь о воспитании в дошкольные годы благородных чувств, не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник, вместо умного, ласкового, доброго слова – это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства. Тот, кто привык дома к ремешку и подзатыльнику, в школе глух к доброму слову. Я знаю детей, которых порка, избиения сделали бессердечными и жестокими. Тому, кого быот, самому хочется бить; тот, кто в детстве хочет бить, став взрослым, захочет убить – преступления, убийства, насилие уходят своими корнями в детство. Я уже десять лет читаю лекции в дошкольном отделении педагогической школы для родителей; годы этой очень нужной воспитательной работы убедили меня в том, что до сознания и сердца матери и отца очень важно донести следующую истину: маленькое зернышко, посеянное в человеческой душе в

    годы раннего детства, становится в зрелые годы могучим деревом. Все зависит от того, какое зернышко посеяно и в какую почву. Я не имел бы права носить- имени народного учителя, если бы за три года до поступления ребенка в школу не сумел добиться, чтобы: его- сердце стало чутким, нежным, добрым, непримиримым к злу и неправде, чтобы оно не только любило добро, но и ненавидело зло.

    Вместе с тем, если вы хотите, чтобы каждый ваш питомец стал ностоящим человеком- научите родителей воспитывать детей в труде с пяти, с четырех лет. С того времени, когда ребенок уже держит ложку в руках и сом несет ее ко рту, он должен трудиться. Этому учит мудрой народная педагогика, этой вековой мудрости мы следуем в своей воспитательной работе. Не бойтесь, как бы не заставить детей трудиться слишком рано. Кто боится – «Ой, как рано!»– тот в- один прекрасный момент с огорчением убеждается, что уже поздно. Мы считаем своей святой обязанностью одухотворять мать- и отца на то, чтобы их 5–6-летние дети весной посадили яблоню Матери, Виноград Мо- тери, Яблоню Отцо, Виноград Отца, Яблоню Бабушки, Виноград Бабушки, Яблоню Дедушки, Виноград Дедушки. Маленькие дети прекрасно справляются с этой работой, если, конечно, им помогают старшие братья и сестры. Потом дети заботливо ухаживоют зо яблонями и кустами винограда, их мечта – принести радость матери, отцу, дедушке и бабушке – угостить их плодами.

    Вот во всем этом и заключается, образно говоря, эмоциональная вспашка почвы под слово учителя. Для того, кто до поступления в школу пережил ни с чем не сравнимое чувство – принес матери плоды винограда, выращенные собственными руками, слово мама звучит совсем не так, кок для того, кто знает только радость потребления. Знайте, мой юный друг, что лишь того ребенка, который познал радость творения, можно воспитать лаской, добром, воспитать без крика, наказания.

    У читателя здесь может возникнуть сомнение: посильно ли все это учителю? Может ли он справиться и с текущей работой по воспитанию школьников и с подготовкой к школе тех, кому сейчас четыре, пять, шесть лет?

    Я отвечу вот что: в своей работе мы не делаем ничего, что не имело бы практической отдачи, т. е. в конечном счете не облегчало бы нашей многотрудной работы. В том-

    то и дело, что все эти заботы о воспитании дошкольников окупаются сторицей. Благодаря именно этим заботам нам легче работать, мы не знаем многих трудностей, которые в других школах – мне это известно – буквально не дают возможности организовать нормальный учебно-воспитательный процесс. У нас нет таких трудностей как недисциплинированность школьников, нежелание учиться. Мы . практически не знаем наказаний в той форме, в какой они в школах применяются. Исток этих успехов – наша совместная работа с семьей. Она играет исключительно важную роль. Мы не диктуем семье: делайте вот так, беспрекословно выполняйте наши требования. Дело как ра8 в том, что мы, как два работающих рядом скульптора, имеем одинаковое представление об идеале и действуем в одном направлении. Ведь в творении человека исключительно важно, чтобы у двух скульпторов не было противоположных позиций.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26


    написать администратору сайта