Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 9.

  • Вопрос 10.

  • «Арзамас»

  • Вопрос 11

  • Василия Андреевича Жуковского

  • Константина Николаевича Батюшкова

  • Вопрос 12.

  • Литература. Ответы на билеты 1. Вопрос 1 Особенности древнерусского летописания


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеВопрос 1 Особенности древнерусского летописания
    АнкорЛитература. Ответы на билеты 1.doc
    Дата04.10.2017
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛитература. Ответы на билеты 1.doc
    ТипДокументы
    #9167
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Вопрос 9. Периодизация русского романтизма

    Особенности русского романтизма

    Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.

    И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.

    Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

    Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюшкова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.

    Следующий период русского романтизма более целен и определен, потому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

    Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество параллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональных проблем бытия.

    Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К. Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.

    К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами” европейских литератур.

    Вопрос 9. Хронология русского романтизма:

    1. 1801-1815 г. (Жуковский «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»)

    2. 1816-1825 г. – зрелый период, или пушкинский (по Белинскому); (вольнолюбивые стихотворения Пушкина + чувства разочарования в творчестве Пушкина)

    3. 1826-1842 г. – последекабристский период.

    Вопрос 10. В формировании русского романтизма большую роль сыграли литературные общества:

    1) 1801 г. «Дружеское литературное общество при московском университете».

    • Цель: поиск новых эстетических идеалов + служить добродетели и истине.

    • Состав: братья Тургеневы, Мерзляков, жуковский и др.

    • Стоит ц истоков русского романтизма => по настроениям и темам это общество – СЕНТИМЕНТАЛИСТСКОЕ.

    2. 1815-1818 г. «Арзамас» (подчеркивается провинциальность уже в названии).

    • Цель: политеческая – сражение с обществом «Беседа любителей русского слова» (1811 -1816 г.), главой которого был А.С. Шишков. Он скептически относился к творчеству Карамзина и всем его последователям. Причина такой неприязни – Шишков считал, что Карамзин засоряет русский язык (ГАЛЛИЦИЗМЫ – обороты речи, свойственные французскому языку, но не свойственный русскому языку - употребление которых составляет ошибку против чистоты и правильности языка). Так же в это общество входили Шаховской и Ширинский-Шихматов. Цель «Беседы» - очищение русского языка от варваризмов. Например, макроступы (галоши) Карамзина.

    • Устав арзамасовцев был очень схож с уставом массонов:

      • Заупокойная речь

      • Принимали новые имена (Светлана - прозвище Жуковского, Сверчок - Пушкин)

    • Атмосфера вольности, которую навеяла Великая Французская Революция.

    • Оружие: шутки, эпиграммы, пародии.

    • Культ Карамзина.

    • Состав: Вяземский, Жуковский, Пушкин и др.

    В 1818 г. Пушкин вступил в «Арзамас» с эпиграммой «Ш Ш Ш» (первые буквы фамилий активистов «Беседы»), где он использовал аллитерацию: звук «ш» напоминает шипение змеи и означает общество анархистов.

    В 1816 г. В «Арзамас» вступают будущие декабристы => время «Арзамаса» прошло.

    Вывод: история «Арзамаса» свидетельствует о том, что романтизм сделался ведущим литературным направлением данного периода и что в нем наметились два резко противоположных мировоззренчески разновидности.
    Вопрос 11. Элегия ведет свою родословную с античности; элегия (греч. elegeia) - жалобная песня. Первоначально элегия была распространена в ионийской Малой Азии, возникнув из поминального плача. Элегии исполняли на похоронах, сопровождая пение игрой на флейте. Позднее элегии стали просто декламировать, а жалобная песнь тростника - как иногда расшифровывается этот термин - приобрела совершенно другую направленность: в VII-V веках до н.э. элегии стали исполняться на пирах. Соответственно изменилось и содержание элегий - в них зазвучали политические, философские темы и просто житейские размышления.

    В историю русской литературы имя Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) вошло как одно из самых славных и значительных. В.Г.Белинский говорил о «необъятно великом» значении его для русской поэзии и литературы. Замечательный поэт, создавший множество проникновенных лирических стихотворений, баллад, поэм, сказок, он, по словам Белинского, «ввел в русскую поэзию романтизм», обогатил ее элементами на­ционального колорита, великолепными переводами, которые познакомили русских читателей с сокровищами западно­европейской поэзии, литератур Востока, с творениями Грея, Томсона, Голдсмита, Скотта, Саути, Байрона, Т. Мура, Бюргера, Гете, Шиллера, Гебеля, Фуке, Уланда, Лафонтена, Парни, Гомера, Фирдоуси, Вергилия и других.

    «Творения Жуковского, — писал Белинский, — это целый период нашей литера­туры, целый период нравственного раз­вития нашего общества. ...Жуковский весь отдался своему направлению, своему при­званию. Он — романтик во всем, что есть лучшего в его поэзии». Это была поэзия «души и сердца», вносившая в литературу неведомое ей ранее, в пору господства классицизма, глубочайшее раскрытие внутреннего мира человека, то внимание к тончайшим затаенным переживаниям, изображение которых с таким блеском будут развивать и совершенствовать по­следующие поколения русских поэтов. Как говорил Белинский, в ориги­нальных произведениях Жуковского «еще в первый раз, русские стихи явились не только благозвучными и по­этическими по отделке, но и с содержанием. Они шли из сердца к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюмина­ций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира ду­ши... Они исполнены были тихой грусти, кроткой меланхолии — а это элементы, без которых нет поэзии».

    По словам Белинского, «...без Жуков­ского мы не имели бы Пушкина», и сам Пушкин не раз подчеркивал большие заслуги своего учителя перед русской литературой. Пушкин нашел поистине классическую стихотворную формулу, определяющую значение Жуковского, чье творчество имеет непреходящую цен­ность:

    «Его стихов пленительная сладость

    Пройдет веков завистливую даль,

    И, внемля им, вздохнет о славе младость.»

    Периодизация творчества Жуковского:

    1. 1797-1807 - период самообразования и поэтического становления;

    2. 1808-1814 - время эстетичес­кого самоопределения и поиска новых форм поэзии;

    3. 1815-1825 - период ро­мантических манифестов;

    4. 1826-1839 - этап общественно-философских поис­ков и путь к поэтическим системам;

    5. 1840-1852 гг. - время эпических форм и по­вествовательной поэзии.

    Жанр элегии, как правило, связывают с первым этапом творчества Жуковского, классические примеры – переводная элегия «Сельское кладбище» и оригинальная элегия «Вечер». Но элегические мотивы и образы присутствуют и в произведениях более поздних периодов.

    Исследователи постоянно и не без оснований говорят об устойчивости «жанрового мышления» Жуковского. Жанровый принцип стал доминирующим в современных изданиях сочинений поэта, хотя уже сам Жуковский, подводя итоги своего творчества, в последнем прижизненном собрании сочинений сознательно вы­брал хронологический принцип. Поэзия Жуковского многожанрова. В ней есть периоды монополии отдельных жанров: балладные годы, время песен, элегий, эпических замыслов, сказок, стихотвор­ных повестей и т.д. У него есть любимые жанры, ведущие формы. Но и в жанровом отношении его творчество динамично: двумя переводами "Сельского кладбища" (1802 и 1839 гг.), двумя "Ленорами" (1808 и 1831 гг.) он сознательно подчеркивал это. Его ранние элегии и элегии 1815-1824 гг., баллады 1808-1814 и 1831-1833 гг., сказки 1831 и 1845-1846 гг., переводы из греческих эпиков 1820-х гг. и перевод «Одиссеи» - произведения одного жанра, но различной поэтики, различного миросозерцания. Конечно, можно и нужно говорить о типологии того или иного жанра у Жуковского, но важно видеть жанровое развитие поэта, его движение от одних жанров к другим, к разрушению жанровой системы.

    Об этом уже свидетельствуют романтические манифесты - стихотворения 1815-1824 гг. «Славянка» и «Невыразимое», «К мимопролетевшему знакомому гению», «Я музу юную, бывало...» и «Таинственный посетитель» не укладываются в привычные жанровые определения и отражают общую тенденцию поэзии Жуковского к синтезу настроений и различных жанровых признаков. Тенденция философско-психологической лирики, путь к стихотворению как целостной форме выражения бытия и мысли, к типу «внежанрового лирического стихотворения» во всей своей полноте проявится в лиро-эпических опытах Жуковского, переводах «Орлеанской девы» и «Шильонского узника». Наконец, в творчестве 1830-1840-х гг. приведет к созданию «эпических стихотворений», к переводу «Одиссеи».

    Жанровая эволюция Жуковского - органическая часть его об­щей эволюции и отражение общих тенденций развития русской литературы.
    В более поздние годы поэзия Константина Николаевича Батюшкова приобретает совсем иные — элегические и трагические — мотивы, являющиеся отражением перенесенного духовного кризиса («Надежда», «Мой гений», «Разлука», «Умирающий Тасс»).

    Под влиянием великих исторических событий, участником которых довелось быть Батюшкову, его поэзия нисходит на почву исторической действительности. Возникает новый жанр - историческая элегия, выдвигающая глубокие и серьезные мотивы романтического уныния и печали. Этими элегиями ознаменован новый этап в творчестве поэта (1813-1817).

    Первый опыт исторической элегии «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года» оказался неудачным. Сам поэт назвал его «Отрывком из большого стихотворения». В элегии романтический элемент столкнулся с традицией классицизма в описании баталий, и внутреннее противоречивое произведение было навсегда оставлено. Зато написаны исторические элегии: «Переход через Рейн», «Гезиод и Омир – соперники», «На развалинах замка в Швеции», «Умирающий Тасс». Первая из этих элегий отразила исторический факт большого патриотического значения: перенесение войны на землю врага, уничтожение русской армией могущества Наполеона, державшего под гнетом почти всю Европу. В этом смысле говорится о «свободе», которую несут Европе, в том числе Германии, русские воины.

    Батюшков ввел в свою элегию поэтические обороты, фразеологию и лексику, живо напоминающие тот язык, которым изъяснялась гражданская муза просветителей «Вольного общества», и предрекающие мужественный стиль и чеканные формулы декабристской поэзии: «святая к родине любовь», «для чувств и мыслей дерзновенных», «праздной роскоши презренье», «за честь своих граждан», «народная слава». Несколько лет спустя, путешествуя по Германии, В. Кюхельбекер вспомнил элегию Батюшкова: «Зеленые воды Рейна шумели у ног наших; утро было ясно, тепло и тихо; отзывы прекрасного стихотворения Батюшкова на переход русских через Рейн отдались в глубине души моей».

    Созданная Жуковским романтическая элегия, этот, по словам Белинского, ультраромантический жанр, под пером Батюшкова наполнилась важным содержанием исторического и патриотического значения. Но сказалась и слабость поэта. «Переход через Рейн» написан не по живым следам событий, а в год, когда смысл событий, воспеваемых в элегии, уже значительно изменился в сознании лучших современников Батюшкова (1817) и уже легко обозначилась тенденция идейного размежевания поэта с передовыми людьми России. Отход от этих людей и их идей привел его к настроениям трагической бесперспективности, что высказалось в элегиях «Умирающий Тасс» и «Гезиод и Омир – соперники». В этих элегиях, раскрывающих трагизм великих творцов искусства, много личного, своего, батюшковского - его раздумий над жизнью, над своей невеселой судьбой. Может быть, поэтому он считал «Умирающего Тасса» лучшим своим произведением. «Скажи мне, каков Тасс мой? - обращался он к П. А. Вяземскому.- Он у меня на сердце». В исторических элегиях происходит смещение поэтического внимания от событий современной истории к событиям давным-давно прошедших эпох и переключение интереса с проблем собственно исторических на проблемы эстетические.

    Вопрос 12. Романтическая субъективность окрасила и другой излюбленный Жуковским жанр - балладу, в которой фантастические или исторические образы и сюжеты стали наполняться глубоким, идущим из внутреннего мира поэта содержанием. Баллады Жуковского вызвали в русской литературе увлечение этим жанром, хотя поэты, связанные с революционным романтизмом, стали находить иные пути развития русской баллады.

    Но, познавая и выражая самого себя в лирических и лиро-эпических формах, поэт-романтик учился познавать и изображать других. Новые средства передачи сложного душевного состояния, найденные в лирике, оказывались полезными и в других литературных жанрах. Через лирику Жуковского литература шла к решению проблемы характера. Гуманистическая идея Человека обостряла внимание к человеческой психологии. Однако романтику Жуковскому было «еще далеко до реалистического раскрытия личности в ее национальной, исторической, социальной характерности. Романтическая субъективность вела к известной односторонности, подмеченной в свое время Гете, ценившим Жуковского, но считавшим, что ему «надлежало бы более обратиться к объекту».

    Своеобразие художественного метода Жуковского хорошо можно почувствовать на его пейзаже. Опять обратимся к глубокой и точной формуле Белинского: «...изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Вкладывая свою душу в природу, поэт учится постигать «душу» самой природы. А, постигая внутреннюю, живую жизнь природы, поэт овладевает искусством живописать ее. Характерна в этом отношении элегия Жуковского «Море» (1822, опубл. 1829):

    «Безмолвное море, лазурное море,

    Стою очарован над бездной твоей.

    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью.

    Тревожною думой наполнено ты.»

    Романтический метод пейзажной живописи позволял Жуковскому находить верные краски при изображении природы. Такова, например, деталь лунного пейзажа в «Подробном отчете о луне. Послании к государыне императрице Марии Федоровне» (1820):

    «В зерцало ровного пруда

    Гляделось мирное светило,

    И в лоне чистых вод тогда

    Другое небо видно было,

    С такой же ясною луной,

    С такой же тихой красотой;

    Но иногда, едва бродящий,

    Крылом неслышным ветерок

    Дотронувшись до влаги спящей,

    Слегка наморщивал поток:

    Луна звездами рассыпалась;

    И смутною во глубине

    Тогда краса небес являлась,

    Толь мирная на вышине...»

    Противопоставление «смутной» и «мирной» красоты наводит поэта на мысль о человеке, душа которого полна «небесного» и все же «земным возмущена».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта