Главная страница

Гос экзамен. ГОС. ЭКЗАМЕН. Вопрос 1 Теория государства и права как юридическая наука


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеВопрос 1 Теория государства и права как юридическая наука
АнкорГос экзамен
Дата13.12.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаГОС. ЭКЗАМЕН.pdf
ТипДокументы
#843276
страница4 из 39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем.
Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества. После победы буржуазной революции, завершившейся коренной ломкой феодальных производственных отношений, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею модернизированного государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.
Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства.
Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство. Частная собственность,
обладание ею является основой, мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом политической, социальной и личной свободы человека.
Особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь,
прежде всего, идет о юридическом равенстве перед законом и судом, процессуальном равенстве сторон,
равенстве мужчин и женщин, правах и обязанностям; Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества, то есть равенство свободы и братство.
На смену буржуазному государству пришло социалистическое государство Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина. Социалистическое государство, в отличие от других типов государств возникают не эволюционным путем. Оно всегда является результатом революции. Предпосылкой становления и развития социалистического государства является уничтожение буржуазного государственного аппарата. Принципиальное значение имеет
диктатура пролетариата. Экономической основой является государственная собственность средств производства. Частная собственность отсутствует, однако есть личная собственность-результат
собственного труда. Сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы рабочего класса. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право,
как классовые институты и явления также прекращают существование.
16

Цивилизационный подход к типологии государства
Согласно цивилизационному подходу к типологии государства критерием типологии государств является не конкретная общественно-экономическая формация, а та или иная цивилизация. Причем в рамках этого подхода тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько духовными, культурными факторами. То есть если с точки зрения формационного подхода общество изучается выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают изучение общества, его истории с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, политика и т.д.).
В юридической науке в основном выделяют следующие виды цивилизаций:
а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов
(шумерская, эгейская, индийская и др.);
б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.
Крупнейшим представителем цивилизационного подхода в типологии государств является А. Дж.
Тойнби (1889-1975гг.). Под цивилизацией А. Дж. Тойнби понимал устойчивую общность людей, объединенных, прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Движущей слой развития цивилизации, как считал Тойнби, является «творческое меньшинство», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философских концепций смысла жизни.
Пытаясь определить число самостоятельных цивилизаций, Тойнби в своей известной работе под заглавием “Постижение истории”первоначально выделял около 21 видов, допуская, что это число может сократится до десяти. В частности, он выделил египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и другие виды цивилизаций.
Согласно теории Тойнби, цивилизация представляет собой замкнутое общество, в котором характеризуется с помощью основных критериев, среди которых основным критерием была устойчивость цивилизации, как во времени, так и в пространстве в ситуациях взаимодействия с другими народами и вызовами человеческой среды. Он считал, что каждая цивилизация имеет стадии возникновения, роста, надлома и последующего разложения. Именно в этом он видел весь смысл существования цивилизации.
Согласно данному подходу критерием типизации выступает категория
"цивилизация". При данном подходе тип государства и права определяется не обьективно- материальнми, а идеально-духовными, культурными факторами. Одним из известных представителей данного подхода является английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Тойнби считал, что нету единой истории человечества, но существует только история отдельных, изолированных друг от друга цивилизаций. Он сначала отличал 21, а затем 13 цивилизации. По его мнению, каждая цивилизация проходит этапы происхождения, развития и разрушения. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных,
психологических, культурных, географических и иных признаков. Движущей силой развития цивилизации он считал "творческое меньшинство", которое вело за собой "инертное большинство". С
того момента, как "творческое меньшинство" становилось неспособным решить возникшие проблемы,
оно превращалось в "доминирующее меньшинство" и свою власть начинало удерживать не авторитетом, а силой. Остальная часть общества превращалась во "внутренний пролетариат",
который и подрывает основы данной цивилизации. Следует отметить, что идеи, выдвинутые в его учении, касаются больше общества, чем типологии государства.
Другой направленностью цивилизационного подхода является теория стадий экономического
17

роста, автор которой — известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу.
Ростоу считал, что все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

традиционное общество;

переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;

общество, переживающее процесс сдвига;

созревающее общество и

общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
В рамках цивилизационной типологии, мы считаем, что следует упомянуть также теорию
менеджеризма, основателем которого является Ф. Тейлор. Он утверждал, что в современной жизни уменьшилось значение революции как способа внесения изменений в общественный порядок. В
качестве фактора, обеспечивающего динамику социальной жизни, он считал научно-технический
прогресс, и в решении социально-экономических противоречий общества придавал большое значение роли менеджеров и науки об управлении.
Вопрос 5
Понятие и признаки государства
Государство
– это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, управления и регулирования обществом.
Признаки
1.
Государственная территория - определенная часть земной поверхности, черчиваемая границами, находящаяся под суверенитетом данного государства. То есть данное пространство принадлежит государству, которое осуществляет в ее пределах верховную власть. Понятие территории государства включает в себя: Территория включает в себя:

наземное пространство, ограниченное государственной границей, недра, полезные ископаемые, континентальный шельф, т. е. часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши;

водное пространств о (реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, 12'милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили);

воздушное пространство (воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолёта);

экстерриториальная зона (посольства, консульства) и имущество (автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда.
Территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории:
Фактическая (собственная) территория — это территория в пределах государственных границ,
18
состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.
Юрисдикционная (условная) территория — это территория, на которую распространяется суверенитет государства (территория посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых за границей, полярные станции на материке Антарктида, территория гражданских кораблей и салонов летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории; территория военных кораблей и соответствующих летательных аппаратов, где бы они ни находились).
2.
Постоянное население — это совокупность людей, живущих в пределах государственной территории. Правовая связь государства и населения (гражданство или подданство). Все жители государства подразделяются на 4 группы: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.
3.
Наличие публичной (государственной) власти. Государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. Власть публична, по той простой причине, что не совпадая с обществом, выступает от его имени, и от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, однако речь идет не о государственной, а об общественной власти, которая исходила от племени и использовалась последним в качестве механизма саморегулирования. В догосударственном обществе отсутствовала необходимость в государственном аппарате. Необходимо отметить, что принципиальной особенностью государственной власти является наличие специального государственного слоя (профессионалов, специалистов), на основании которого формируются органы правления и аппарат государственного принуждения. В лице государственных органов, публичная власть превращается в государственную власть, то есть в ту реальную силу, которая обеспечивает реализацию государственного принуждения, в рамках закона (полиция, армия, специальные службы и др.).
4.
Наличие суверенитета. Государственный суверенитет — это свойство самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства.
Это понятие зародилось в средние века, когда возникла необходимость отделять государственную власть от церковной. На сегодняшний день суверенитет является одним из обязательных признаков государства. Которая состоит из двух элементов:

внутренний суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри данного государства,

внешний суверенитет, то есть независимость во внешних отношениях (на международной арене).
Страна, которая не наделена суверенитетом не может являться государством. Верховенство государственной власти внутри государства означает:

универсальность (многосторонность) властной силы, которая распространяется на население, основные учреждения, партии и общественные организации данного государства,

исключительность властных полномочий, которое отражается верховенством государства и полнотой власти по отношению к других организациям политической системы. Это означает, что органы государственной власти могут устранить незаконные проявления общественной власти. В этом смысле важно также то обстоятельство, что государство имеет, закрепленную Конституцией монополию на осуществление внутри государства законодательных, исполнительных и судебных функций,

наличие специальных средств воздействия (полиция, армия и др.)
5.
Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей.
19

6.
Неразделимая связь между государством и правом. Без права государство не может существовать. Право юридически закрепляет государство и государственную власть, превращая их в законную. Государство свои функции осуществляет преимущественно в правовых формах. Без права государство не может эффективно решать, возникающие в процессе общественного управления, задачи.
Право приводит в законное пространство государство и государственную власть. Именно только при таких условиях возможно наличие демократического правового государства. В частности, статья 1
Конституции РА закрепляет: что Республика Армения – суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. О исключительной необходимости связи между государством и правом говорит то обстоятельство, что государство именно через или посредством права опубликовывает обязательные для исполнения распоряжения. Речь идет о правотворческой деятельности государства.
7.
Система налогов и сборов. Государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач.
8.
Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
Вопрос 6
Соотношение государства и права
В юридической литературе сформировались два основных теоретических подхода.
В основе первого подхода, который был широко распространен в советское время, лежит
Марксистское представление о государстве и праве. Согласно данной теории, государство имеет преимущество перед правмм то есть стоит выше него. Именно государство создает право и использует его в качестве своего политического оружия.
В Основе следующего подхода лежит либерально-юридическое правопонимание согласно, которому право возникло первым и государство возникло от права. Этот идеологический подход укоренился в последнее время, особенно после распада советского режима.
В этих двух теориях была сделана попытка показать в одном случае первенство права, в другом случае государства .
Однако нельзя отдавать приоритет какому-либо одному из них, так как это приведет к уменьшению роли другого.
В последнее время распространилось интегративное правопонимание, где государство и право должны рассматриваться в их единстве. Здесь важна функциональная связь между государством и правом.
Государство и право неразделимы. Они имеют одну общую социально-экономическую основу, также не могут существовать и развиваться друг от друга.
Вместе с этим нужно отметить, что государство и право отличаются друг от друга структурой, формами деятельности и т. д.
Итак, если ядром государства являются государственные органы, учреждения и должностные лица, то явдром права является правовая норма.
Государство является составляющим систем политического общества, а право — нормативной системы.
Важными аспектами двух обсуждаемых институтов являются следующие:
1.
Какое влияние имеет государство на право?
20

2.
Как право влияет на государство?
Основное воздействие государства на право осуществляется путем правотворчества и правопримененияю. Однако воздействие государства не надо абсолютировать, так как государство всего лишь придает форму правовой нормы, всему тому, что уже созрело в обществе, как объективная необходимость.
Важно то, что государство обязано соблюдать правовые предписания, а реализации права активно должны способствовать граждане и институты гражданского общества.
Право не может существовать без государственной поддержки и влияния, а само государство имеет объективную нужду в праве. Другими словами, между ними формируется устойчивая связь.
Другие теории Можно выделить пять основных подходов в трактовке данного вопроса, которые играют определенную роль в различные периоды развития общества.
1) Подход получил название этатистский. Согласно ему, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им.
Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.
2) - сложился на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до
и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования. Из этого подхода возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


написать администратору сайта