Гос экзамен. ГОС. ЭКЗАМЕН. Вопрос 1 Теория государства и права как юридическая наука
Скачать 1.15 Mb.
|
Закон отрицания отрицания Закон заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из новой в старое и отрицается и ещё более новым. Например: Формационная типологии согласно которой существуют такие формации как: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и коммунистическая. Каждая из которых пришла на смену другой. Синергетика как метод - это система, с помощью которой происходит переход к более сложной системе. Основная идея синергетического метода, заключается в принципиальной возможности перехода от хаоса и нестабильности к порядку, в процессе которого развивающееся явление подвергается многочисленным объективным и субъективным воздействиям. Но процесс развития не вечен он прерывается в так называемой точке ветвления, которая наиболее известна, как точка Бифуркации. Точка бифуркации является определенной частью развития сложных явлений в критический момент, когда исследуемое явление теряет свои прежние качества. Чем ближе точка Бифуркации, тем становятся более активными воздействия, которые имеют предупреждающее значение при достижении критической точки, в результате чего субъекты, интересующиеся развивающимся явлением, могут делать соответствующие выводы о качественно новом социальном явлении. Вовсе не обязательно, чтобы только одна версия будущего состояния какого-либо явления достигла точки Бифуркации. Это все зависит от содержания воздействий и колебаний. Особенностью синергетики является то, что момент Бифуркации развития и ее результаты непредвидимы. Насколько ближе бифуркационный пункт, настолько становятся активными влияния, которые также имеют предупреждающее значение для достижения критической точки, в результате чего интересующиеся развивающимися явлениями субъекты могут сделать выводы о качественно новом социальном явлении. Совсем не обязательно, что до бифуркционного пункта достиг только один вариант будущего состояния явления. К. В. Шундиков отметил, что «система права имеет разные направления возможного развития, в условиях чего необходимо перейти к более универсальному варианту прогнозирования развития права». Необходимость синергетики заключается в том, что бифуркационный момент развития (точка прорыва) и результат непредвидимы. Примером Бифуркации является изменение формы правления путем Конституционной реформы. И вовсе необязательно, чтобы после достижения точки Бифуркации выбранное явление будет пригодным, с точки зрения общественной необходимости. Не обязательно, чтобы после Бифуркационной точки избранная, победившая мера была полезной с точки зрения общественной необходимости. Говоря о синергетическом развитиии, об объективных и субъективных воздействиях в течени этого развития, необходимо отметить, что подобную функцию могут осуществлять, например, суды, которые с помощью своей богатой судебной практики по поводу решения конкретных дел, и конечно с помощью содействия законодательным улучшениям обеспечивают соответствие права социльной среде. 6 Для того, чтобы понять соотношение синергетики и диалектики как научных направлений, необходимо проанализировать соотношение объектов, которые они исследуют; методологий, следует сопоставить систему их методологических принципов; научных парадигм, требуется взглянуть на те общемировоззренческие основания, которые они привносят в науку. Для синергетики объектом исследования выступают открытые, самоорганизующиеся, динамичные, неравновесные системы. По большому счету, синергетика есть ни что иное, как теория развития открытых самоорганизующихся систем, независимо от их природы [10]. Поэтому для сопоставления объектов синергетики и диалектики необходимо реконструировать объект диалектики с точки зрения системного подхода, то есть понять, какие именно системы познает диалектика. При определении того, какие именно системы являются объектом познания диалектики можно, прийти к двум различным выводам: (1) объектом исследования диалектики (как идеалистической, так и материалистической) являются не открытые, а закрытые системы; (2) объектом исследования диалектики являются любые системы, в том числе открытые и закрытые. Основные противоречия между синергетикой и диалектикой, как парадигмами и/или стилями мышления, обусловлены тем, что синергетическая парадигма/стиль мышления характеризуется таким взглядом на окружающий нас мир (в том числе социальный), которому присуща нелинейность, неравновесность, сложность, случайность, спонтанность и т.д. Этот взгляд достаточно отличается от диалектического, опирающегося на детерминизм, линейность, устойчивость, рациональность и т.д. Например, как уже отмечалось, диалектичность присуща самому стилю мышления сторонников синергетического подхода, а следовательно, вполне вписывается в синергетическую парадигму. Более того, диалектическая парадигма/стиль мышления в этом случае не только не мешает синергетическому пониманию мира, а, наоборот, дает возможность ему сформироваться. Исторические и логические методы. Они отличаются друг от друга исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Историческому методу свойственна конкретная историческая форма изложения материала (то есть изложение конкретного исторического факта). А логическому методу более свойственно абстрагирование — теоретическая форма (то есть абстрагирование от конкретного факта. Невозможно оценить два обсуждаемых метода по отдельности, так как задача первой является — изучение исторических фактов, события, а второй — обнаружение сходства существующими между ними. Логический метод похож на исторический однако освобожден от формы и случайностей последнего, что позволяет в исторических процессах обращать внимание на более существенное, раскрывать логику этих процессов и отражать их в научных понятиях. Например, для понимания сущности государственно-правовых явлений необходимо их исследовать в контексте исторического развития, а потом оценить логическую связь, существующую между стадиями развития данного явления. Методы анализа и синтеза. Анализ предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части. Это прием научного мышления, который проясняет структуру государства и права, дает возможность рассматривать их составные части, выявить их содержание и существующую между ними связь. Разделение целого на части позволяет лучше понять смысл данного явления. Синтез предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Это отдельный метод научного познания, который соединяет отдельные части явления, которые были разделены при анализе. Например, при соединении основных признаков, характеризующих правоотношение, можно сформулировать общее понятие правоотношения. Синтез дополняет анализ, и находится в близкой связи с ним. 7 Частнонаучными методами являются: • системно-структурный метод, • статистический метод, • математический метод, • конкретно-социологический метод. Системно-структурный метод — это совокупность приемов, которые все государственно- правовые явления рассматривают как системы. Данному методу присущи следующие признаки: • любая система представляет из себя совокупность взаимосвязанных элементов. (Например, государство и право рассматриваются как системы, которые состоят из множество структурных элементов), • как правило, каждая рассматриваемая система является частью более сложной системы. (Например, субъект, объект и содержание правоотношения представляют собой отдельные системы, однако они сами являются структурными элементами правоотношения. Статистический метод используется для установления статистических данных о государственно- правовом явлении. (Например, данные о правотворческих и правоприменительных процессах, о количестве преступлений и др.). Математический метод — способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д. Конкретно-социологический метод изучения государственно-правовых явлений включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и другие. Юридические методами теории государства и права являются: • формально-юридический метод, • сравнительно-правовой метод. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п. (Например, понятие юридического лица и др.) Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Вопрос 3 Основные теории происхождения государства и права До того, как коснуться конкретных государств, необходимо отметить, в научных кругах по обсуждаемой проблеме существует плюрализм. Сказанное еще раз подчеркивает сложность исследуемого процесса. Конечно, наличие различных мнений о возникновении государства в значительной степени обусловлено личностными особенностями ученых и идеологическими особенностями прожитой ими эпохи. Поэтому не стоит абсолютизировать роль какой – либо из обсуждаемых теорий. 8 Божественная (теологическая) теория. Данная теория являлась одной из первых, которая пыталась объяснить происхождение государства и права, считая это выражением Божественной воли. Теологическая теория (произошло от греч. слов «theos» - Бог и «logos» - наука и означает совокупность религиозных доктрин о сущности и деятельности Бога) получила широкое распространение, особенно в эпоху феодализма. При этом и сейчас эта концепция является официальной идеологией Ватикана. Самыми известными представителями данной теории являются: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Аквинский (1225- 1274 гг.) считал, процесс происхождения и развития государства и права совпадает с сотворением мира Богом. Учение о сотворении мира Богом называется креационизмом. Его сторонники считали, планета Земля была создана Богом 10000 лет назад. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции. Жак Маритен (1882 – 1973 гг.) утверждал, что наука имеет объект, существенный мир, но «выше» это естественного мира существует другой, сверхъестественный мир. Патриархальная теория. Основоположником данной теории является Аристотель 384-322 гг. д. н. э.), сторонниками являются также Мен, Д. Мердок, Н. К. Михайловский (19 век). Патриархальная теория объясняла происхождение государства расширением семьи из поколения в поколение. Глава семьи становится главой государства - монархом. Таким образом, государственная власть – это продолжение отцовской власти. Аристотель считал, что государство – это не только результат естественного развития, но также высшая форма общения людей (семьи, населения). В средние века данной теорией была обоснована исключительная (отцовская) власть монарха. Китайский ученый, Конфуций, также развил положения патриархальной теории. В его этико – политическом учении важное место занимает комплекс социальных и этических отношений, основанный на идеях послушания и уважения к старшим по возрасту и по занимаемому положению, на идеи быть верным монарху. Органическая теория. Данная теория появилась в древних веках и окончательно сформировалась в 19 веке. Сторонниками органической теории являются: Эрберт Спенсер (1820-1903 гг.), А. Вормс (1868-1939 гг.) Первые представления о рассмотрении государства как особенные человеческий организм сформировались у древнееврейских мыслителей. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства с человеческим духом человеческими возможностями. Спенсер сравнивает классическую структуру общества и выделение в его рамках различных административных органов с разделением функций между различными органами тела. Он рассматривал теорию как общественный организм, состоящий из отдельных частей (людей) и считал, что государство формируется одновременно с его составными частями. По этой причине государство будет существовать пока будет существовать общество. Спенсер считал основным законом социального развития принцип выживания наиболее жизнеспособных обществ. В своей концепции об эволюции он делает вывод о преимуществах и жизнеспособности дифференцированных (т.е. разделенных на социальные слои) обществ. 9 Теория насилия. Как самостоятельное учение было сформировано в 19 веке. Представителями являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дьюринг. На начальном этапе формирования возникновение государства и права они объясняли факторами военно-политического характера (т. е. завоевание одного племени другим). Целесообразность возникновения государства и применения законов была продиктована необходимостью подавления и подчинения завоеванных народов. Сторонники этой теории рассматривали фактор насилия и в контексте противопоставления различных социальных слоев общества. В этом случае речь идет о внутреннем насилии, которое приводит к гражданской войне. Насилие рассматривается не как ограниченное, локальное явление, а как естественный всемирный процесс. Социологическая концепция Евгения Дьюринга (1833-1921 гг.) основана на идеалистическом мировоззрении, согласно которой причиной социального неравенства, эксплуатации и бедности является насилие. Он полагал, что внутренние факторы являются движущей силой развития общества. В качестве доказательства он отмечал, что любое решение общества для естественного развития должно быть принято большинством голосов. Составители меньшинства обязаны подчиняться воле большинства. возникновение частной собственности, классов и, в конечном счете, государства, по наблюдению Дюринга, является результатом насилия, примененного в отношении одной части общества к другой части. Главным фактором в учениях Гумпловича и Каутского является внешнее насилие. По оценке Гумпловича, государство возникает в результате завоевания одного народа другим. Победители становятся правителями, проигравшие теряют свободу и становятся эксплуатируемыми. Получается так, что происходящие войны имеют не только разрушительное, но и креативное значение (формирование новых государств). Карл Каутский, с вою очередь, пытается доказать, что в процессе дальнейшего развития общества государство превращается в механизм, обеспечивающий всеобщую гармонию, который защищает как слабых, так и сильных. Теория насилия была принята нацисткой (произ. от ит. слова Fascismo, fascio объединение и представляет собой наиболее реакционную политическую направленность, выражающую интересы наиболее агрессивных регионов империалистической буржуазии, которые в период общего кризиса капитализма осаждают капиталистические страны) Германией как официальная идеология. Психологическая теория. Представителями данной теории, возникшей в середине 19 века, являются Г. Тард (1843-1904 гг.), Л. И. Петрожицкий (867-1931 гг.). Они объясняли происхождение государства особенностями человеческой психологии, т. е. желанием подчиняться элите и находиться в зависимости от нее. Государство и общество рассматривались как совокупность психологических взаимоотношений между людьми и их различными объединениями. По мнению Габриела Тарда, исходной точкой для общества является психология личности, а ключевыми процессами в социальной жизни считаются конфликты и другие психологические процессы. Одним из ключевых идей этой теории является то, что человеку присуще стремление жить в организованном обществе. Л. И. Петрожицкий считал, что право призвано реализовать 2 функции: 1. распределения, т. е. распределение материальных и духовных (личной неприкосновенности, свободы слова и т. д.) благ людей; 2. организационный, т. е. предоставление полномочий определенным категориям субъектов права. 10 Теория общественного альянса (договора), Договорная теория. Представителями данной теории являются Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Рустон, А. Н. Радищев и др. Договорная теория объясняет происхождение государства путем заключения общественного договора, что является результатом осознанной воли народа. На основе этого происходит добровольное объединение людей ради обеспечения свобод и взаимных интересов. Социально – политические идеологии Джон Локка (1632-1704 гг.) нашли свое выражение в «Двух трактатах государственного управления». В своем учении Локк необходимость существования института государственной власти связывает с естественным правом и с общественным договором. Согласно его теории, в догосударственном обществе люди были свободны в вопросе выбора своего поведения. Но данное естественное состояние он рассматривал не как вседозволенность, а как возможность мирного сожительства. Согласно Локку, догосударственный период человечества имеет также и отрицательные особенности. К их рядам он относил отсутствие единого закона и специальных людей (судей), занимающихся правосудием, регулирующих межличностные отношения, миссией которых должна быть решение возникших споров в соответствии с действующими законами. Другими словами, на этом этапе существования человечества наиболее видимой отрицательной чертой является отсутствие механизмов защиты прав членов общества. Поэтому, осознавая необходимость объединения государства в политико – правовую организацию, максимально – эффективно решающую указанную задачу, люди уступили этой организации часть своих прав. Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) в работе «Суждения о науках и культурах» (1750 г.) критикует современную цивилизацию, основанную на гуманизме и эксплуатации. К такому состоянию он противопоставляет естественное состояние людей, когда |