Главная страница
Навигация по странице:

  • По мнению Руссо первоначальная свобода и равенство людей были нарушены (с момента появления) с появлением

  • Т. Гоббс

  • : государство является результатом социально – экономических отношений

  • Ленин

  • Вопрос 4 Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства Формационный подход к типологии государства Формационный подход

  • Тип государства

  • не только орудия и средства производства, но и рабы.

  • На ранних стадиях развития рабовладельческого строя государственный аппарат отличался

  • Первый путь

  • Феодальная собственность на землю

  • Гос экзамен. ГОС. ЭКЗАМЕН. Вопрос 1 Теория государства и права как юридическая наука


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеВопрос 1 Теория государства и права как юридическая наука
    АнкорГос экзамен
    Дата13.12.2022
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГОС. ЭКЗАМЕН.pdf
    ТипДокументы
    #843276
    страница3 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
    все были свободны и равны, и не было власти
    со своим принудительным аппаратом. Догосударственное (предгосударственное) состояние Руссо назвал «золотым веком».
    Данные идеи получили свое дальнейшее развитие в работах «Рассуждения о начале и причинах неравенства между людьми» (1755 г.) и «Об общественном союзе» (1762 г.). По мнению Руссо
    первоначальная свобода и равенство людей были нарушены (с момента появления) с появлением
    частной собственности. Она приводит в социальной поляризации, и между богатыми и бедными начинается борьба. Единственный выход из сложившейся ситуации – прийти к соглашению по вопросам создания государственной власти и законов. Все должны были подчиняться власти и законам.
    Т. Гоббс (1588-1679 гг.) естественное состояние человека вне государства рассматривал как «войну
    всех против всех». Свою концепцию он строит на идее первоначального естественного равенства людей и считает государство, как результат заключения договора между людьми. В предгосударственном периоде каждый имел право на все, при этом эти права принципиально не ограничивались. Но, являясь естественным существом, человек установил те правила, которые запрещали выполнение определенной деятельности, приносящей вред (например, не делай другому того, чего не желал бы, чтобы сделали тебе и т.д.). Наличие данных правил еще не было достаточно для обеспечения мира и безопасности.
    Необходимо было также обеспечить выполнение данных правил. Гарантом выполнения могла была быть только объединяющая все общество общая власть (государство), которая, согласно Гоббсу, должна была быть создана на основе договора.
    Ирригационная теория.
    Основоположником данной теории является К.Виттфогель своей работой «Восточный деспотизм».
    Возникновение государства с позиции ирригационной (произ. от лат. слова irrigation орошение,
    искусственное орошение полей) теории связан с необходимостью строительства и эксплуатации огромных ирригационных структур для тех времен (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. д.). В
    11
    период осуществлении данного процесса появились разновидности бюрократических формирований,
    рожденных в этом процессе постепенными режимами, которые обслуживали важные объекты хозяйствования и их положение. В результате этой категории люди начали эксплуатировать остальную часть общества и постепенно превратились в политическую элиту (произошло от фр. Elite лучший,
    выбранный, и лат. eligo -выбор слов и означает лица, принадлежащие высокому классу, группа лиц,
    которая по воле государства или организации осуществляет власть).
    Марксистская (материальная) теория.
    Основные положения данной теории изложены в работах Карла Макса (1818-1883 гг.) и Фридриха
    Энгельса (1820-1895 гг.). Примечательна работа Ф. Энгельса «Возникновение семьи, частной собственности и государства». Сторонниками марксистской теории являются также В. И. Ленин (1870 -
    1924 гг.) и Г. В. Плеханов. Сторонники данной теории рассматривали возникновение государства со следующей стороны: государство является результатом социально – экономических отношений,
    изменения способа производства, следствием возникновения классификаций и обострения их
    противоречий.
    Представителя марксистской теории считали, что государство является средством сохранения власти экономически доминирующего класса над другими классами. При этом, с исчезновением классов исчезает также и государство. Как отмечал В. И. Ленин, государство – «это машина давления одного класса над другим, а право является волей доминирующего класса, повышенной до закона». Про возникновение государства К. Маркс и Ф. Энгельс пишут: «поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом».
    В настоящее время часто звучат критические мнения о марксистском подходе к классовой природе государства. Данная позиция связана с тем, что в настоящее время прослеживается тенденция обращения все большего и большего внимания со стороны государств на решение общесоциальных вопросов. Т. е. государство постепенно становится общественной организацией, служащей
    интересам не только части (класса), а всего общества. Все это, конечно, не означает, что классовый фактор больше не имеет роли в сущности государства. Просто в развитых странах классовый вопрос
    (вопрос о классах общества) перешел на второй план, уступая свое место общеобщественным приоритетам. Поэтому относительно государственно – правовых явлений и процессов марксистские подходы в ближайшем будущем вряд ли потеряют свое значение для изучения данных процессов и явлений.
    Патримониальная теория
    Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К.
    Галлер.
    Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.
    В соотношении понятий «власть — собственность» представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.
    12

    Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.
    Однако в период своего становления государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.
    Вопрос 4
    Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
    Формационный подход к типологии государства
    Формационный подход основан на понимании общественно-экономической формации. Формация является историческим типом общества, основанным на определенных способах производства и соответствующих производственных отношениях.
    Тип государства – это обобщенная характеристика государства, соответствующего определенной общественно-экономической формации.
    Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Основателями данного подхода являются Маркс и Энгельс, поэтому его часто называют марксистская типология.
    Такой подход к типологии государства был разработан и выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом, именно поэтому его часто называют “марксистский” подход к типологии государства.
    Согласно марксистской теории, существуют следующие общественно-экономические формации::

    рабовладельческое,

    феодальное,

    буржуазное и

    социалистическое. Рассмотрим основные характеристики названных государств.
    Рабовладельческое государство
    – первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы. В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии.
    Первая стадия ассоциируется с древневосточным рабовладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей выделяются следующие.
    1.Наличие значительных остатков первобытнообщинного строя. Существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при котором рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью.
    2.Сохранение в течение длительного времени, наряду с частной собственностью на рабов,
    коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству).
    3.Существование сельскохозяйственных общин, обусловленное климатическими условиями
    13

    Востока и, как следствие этого - необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, развитии животноводства,
    возделывании сельскохозяйственных культур, обработке земли. Сельская община осуществляла куплю- продажу земельных участков. В соответствии с установленными правилами она перераспределяла землю между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.
    Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока коллективными собственниками земли
    были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, так же, как и на другие средства производства, в этих странах не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего
    Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом коллективного пользования землей.
    Вторая стадия развития рабовладельческого строя - период греко-римского рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью развития рабовладельческого государственного аппарата и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, "образцами" беспощадного насилия и подавления масс.
    Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое,
    политическое и социальное неравенство классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев и полное бесправие другого класса - рабов.
    Основными способами установления рабства являются такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, Риме - долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.
    Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими всей социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные так называемые неосновные классы и социальные группы.
    На ранних стадиях развития рабовладельческого строя государственный аппарат отличался
    относительной простотой, неразвитостью и слабостью. На более поздних этапах развития государственный аппарат неуклонно разрастался и укреплялся. Это было связано прежде всего с возникновением новых отраслей экономики и всего хозяйства, усложнением социальной структуры рабовладельческого общества, обострением противоречий, с усилением сопротивления угнетенных масс.
    По мере развития рабовладельческого общества значительно разрастались и усиливались вооруженные формирования господствующего класса, расширялась и укреплялась судебная система,
    четче выделялся круг должностных лиц, складывалась система органов власти и управления, а также система иных институтов и учреждений, входящих в механизм рабовладельческого государства.
    Рабовладельческий государственный аппарат сформировался по строгому классовому принципу.
    Высшие посты в военно-бюрократическом механизме рабовладельческого государства занимали представители господствующего класса, знать.
    Рабовладельческое право — это совокупность общеобязательных норм, направленных на урегулирование общественных отношений в интересах правящего класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись:

    закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов,

    закрепление рабовладельческого общественного и государственного строя, различных форм господства класса рабовладельцев,

    узаконение существовавшего социального неравенства между различными группами и слоями
    14
    свободных людей.
    Феодальный тип
    государства и права исторически заменил рабовладельческий тип. Феодальный тип государства и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными путями.
    Первый путь — это путь постепенного разложения рабовладельческого экономического и социального строя и зарождения в его недрах феодального строя.
    Второй путь — это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. одновременно с процессом разложения первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодального государства:

    родового военачальника или вождя - в короля;

    совета старейшин (там, где он сохранялся) - в совет приближенных монарха;

    ополчения, состоящего из соплеменников, - в постоянно действующую дружину или армию.
    Несмотря на различие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом этот процесс заключался в одном и том же. А именно, с одной стороны, он состоял в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов. А с другой - в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян - общинников и несвободных землевладельцев в феодально зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян.
    Последние, в отличие от рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельческому праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда.
    Не будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и как зависимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалом, поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянства в результатах своего труда, вело к росту его производительности по сравнению с трудом рабов. Все это указывало на то, что феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, являлся более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способом производства и рабовладельческим строем.
    Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых.
    Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной ренты.
    Становление и развитие феодального строя, переход его от одной стадии к другой соответственно отражались на функциях феодального государства и на характере его деятельности. В раннефеодальный период - на стадии зарождения и формирования феодализма государство функционировало как средство формирования и утверждения феодального типа собственности, захвата чужих территорий и подавления сопротивления крепостных крестьян. В более поздний период - на стадии развитого феодализма государство направляло основные свои усилия на закрепление сложившегося способа производства, на охрану феодальной частной собственности, на ее приумножение путем ограбления других народов, на создание благоприятных условий для эксплуатации ремесленников и крепостных крестьян.
    И, наконец, в позднефеодальный период - на стадии разложения феодализма и появления зачатков
    капитализма феодальное государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для задержания объективного процесса распада существующего экономического и социально- политического строя, для сохранения феодального способа производства и поддержания сложившейся системы эксплуатации трудящихся масс. Феодальное право выражало волю и интересы феодалов,
    15
    обусловленные в конечном счете материальными условиями жизнедеятельности этого класса. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении и закреплении феодальной собственности на землю и другие средства производства, в закреплении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри господствующего класса, в обеспечении экономического,
    политического и духовного господства феодалов, в охране феодальной собственности и власти.
    Характерные черты и особенности феодального права заключались прежде всего в том, что оно носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально- политическое неравенство в обществе, выступало как привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.
    На исторической арене
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта