Ответы на билеты по Теории государства и права. Вопрос Предмет общей теории государства и права, её место и роль в системе общественных и юридических наук
Скачать 0.62 Mb.
|
Теория государства и права Вопрос 1. Предмет общей теории государства и права, её место и роль в системе общественных и юридических наук. Теория государства и права как наука, складывается и развивается уже достаточно давно. Выделяется несколько этапов её развития. На начальном этапе ТГП рассматривается ещё не как наука. Но уже как система научных знаний. Таковой её видели учёные Древней Греции и Рима: Модестин, Ульпиан и прочие. Уже как самостоятельная наука ТГП возникает в средневековой Европе, во времена усиленной рецепции Римского права, когда и были впервые предприняты попытки объяснить её необходимость. Например среди них выделяли: урегулирование торгово-экономических отношений. В 13 веке зародилась наука о праве. Как система обобщений, теоретических знаний. Первая работа в этой сфере принадлежат Дюрантесу (Speculum juridica), которая положила начало многочисленным сочинениям о нормах права. Занимались этим и университеты (Болонский). В 17-18 ТГП становится наукой, дисциплиной, обязательной для изучения во всех университетах – «Энциклопедия права» Наряду с ЭП читается курс философии права, тк учёных не удовлетворяет теоретическая основа права, Также естественное право. В России курс ЭП читал Десницкий, Шершеневич, Коркунов,Трубецкой,Капустин, Зверев,Куницын… В 19 веке возникла социология права (Муромцев, Новгородцев). На третьем этапе развития (после революции 17 года) – создание нового курса теории права (Стучка, Крыленко,Пошуканис).С 30 годов закрепляется и догматизируется марксистская теория. В 1939 году – на первом съезде советских юристов – задача создания курса ТГП.(Вышинский) 1947 первый учебник ТГП Как дисциплина и наука ТГП существует и по сей день. Является неотъемлемым предметом для изучения в любом университете на юридическом факультете. Весьма важен вопрос о предмете ТГП. Во многих учебниках отождествляется предмет науки объектом (но это неверно). Объект ТГП – это государство, право и некоторые близкие к ним явления(правосознание, психология личности).Предмет же науки гораздо шире объекта, это то, на что направлено внимание данной науки. В частности предмет ТГП – изучение общих закономерностей развития, функционирования государства и права. В учебнике под ред.Матузова и Малько предмет ТГП можно поделить на две группы: 1.предметом являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а именно: - возникновение г и п -смена их исторических типов -развитие их сущности -эволюция форм государства и права -построение системы органов г и п -функции г и п -развитие юридической науки ТГП. Наиболее общие закономерности – значит данная наука означает возникновение развитие и функционирование не конкретного г и п. а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие г и п любого общества. 2.предметом тгп также является система понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. ТГП обобщает понятия, использующиеся в юриспруденции, создаёт их и обогащает. При этом. Вырабатываемые понятия- основа для всей юриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, отрасль, субъект и объект права, правоспособность, дееспособность и т.д. Особенностью предмета ТГП является и то, что и г и п исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. ТГП , находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экт, социологией, психологией, этикой, историей. С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции тгп. Научное познание г и п требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества, мышления. Тгп использует философские методы: метафизику и диалектику… Используя данные политологии, тгп рассматривает гос-пр явления в контексте политической среды. По отношению к отраслевым юридическим наукам тгп выступает как обобщающая категория. Вопрос 2. Методы общей ТГП. Понятие, виды, характеристика. Методология –совокупность приёмов и методов, используемых для изучение данной науки. Система методов изучения ТГП достаточно обширна. При этом, все методы можно разделить на несколько групп:
Среди Всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую г и п как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику, в которой выделяется материалистический подход ( всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной обстановке) и идеалистический среди которого субъективный идеализм: существование г и п – человеческий разум и объективный идеализм – существование г и п – божественный разум. Общенаучные методы – не охватывают всё научное познание, а применяются лишь на его отдельных этапах. Анализ: означает деление гос-пр явления на части. Синтез:наоборот объединение его составных частей. Системный подход: раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нём. Этот подход даёт возможность рассматривать в качестве системного явления гос.аппарат… Функциональный подход: выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие.метод даёт возможность познать функции гос-ва и его отдельных органов… метод социального эксперимента: проверка проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. (введение в 9 регионаз суда прис засед) Частнонаучные методы – приёмы, которые выступают следствием усвоения тгп научных достижений технических, гуманитарных, естественных наук. Социологический метод анкетирования, опросы. Статистический – количесвенные показатели массовых повторяющихся гос-прав явлений. Кибернетический, Математический. Юридические методы: Формально-юридический: позволяет определять юр.понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию. Сравнительно-правовой:позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях выявл их общих свойств и особенностей. Вопрос 3 Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе. Государство существовало не всегда. История знает период догосударственности. Общество возникло гораздо раньше государства, однако важно в целях наиболее полного познание государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе. Первобытно-общинный строй был самым длительным этапом в истории человечества, определить его нижнюю грань не так то просто. В современный период одни учёные считают, что первый человек появился 1,5 миллиона лет назад, другие исследователи называют более поздние даты – 40 тысяч лет назад. Верхняя же грань колеблется в пределах последних 5-6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. В Африке – на рубеже 3 и 4 тысячелетия до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э.и т.д. Первобытное общество представляло собой целостный организм, характеризующийся определённой системой управления и регулирования поведения людей про помощи общих правил. Для первобытно - общинного строя были характерны следующие черты: -социальная организация общества – семейная община, род, в основе которой – кровнородственные связи Строгая система разделения труда, пищи, брачно-семейных отношений. Такую социальную организацию определяют как родовой строй. -ведение присваивающего хозяйства (рыболовство, охота, собирательство), наличие лишь примитивных орудий труда, не способность выжить без помощи рода самостоятельно. Отсутствие прибавочного продукта. Нет разделения на бедных и богатых, все равны. - экономическое равенство обуславливало и политическое равенство. И мужчины и женщины равны и имеют право участвовать в обсуждении и решении проблем рода. Родовой строй знал и властные институты. Общественная власть в то время обладала следующими чертами:
Социальные нормы в тот период уже получили своё развитие. В настоящее время их принято называть мононормы. Так как в них произошло слияние норм права, морали, ритуальные нормы, экономические. Право было одновременно и обязанностью. Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной рассматривались одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии. Социальные нормы догосударственного периода: 1.регулировали отношения между людьми 2. реализовывались в виде обычаев 3. существовали в поведении и сознании людей, не имея письменного выражения 4. обеспечивались силой привычки, мерами убеждения и принуждения 5. имели в качестве ведущего способа регулирования запрет 6. были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества 7. выражали интересы всех членов рода Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал, что родовой строй был оптимальным, так как отсутствовала эксплуатация, неравенство и т.п. Однако спустя время родовой строй был низложен. Вопрос 4 Основные причины и закономерности возникновения государства. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Опричинах происхождения государства говорится в разных теориях (теологическая, договорная, патриархальная, насилия). На процесс происхождения государства действительно влияло много факторов: социально-экономические, психологический, военно-политические и т.д. В каждой из теорий есть свои рациональные зёрна, позитивные моменты, но есть и слабые стороны. Разложение первобытнообщинного строя в различных исторических особенностях имели свои специфические черты.(На Востоке, в Афинах, у славян).Однако существуют одинаковые принципы, признаки, причины разложения родового строя и образования государства. Первобытно-общиный, родовой строй, несмотря на его «демократические» принципы и оптимальность, был низложен. Причины кроются в экономике:
Таким образом разложение родового рода – сложный, долговременный процесс. При этом необходимо наличие всех факторов: экономических, социальных и психологических – готовность родового строя к переходу на другую ступень организации общества. 5. Своеобразие образования государств у афинского, германского, римского и славянского народов. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шёл разными путями. Энгельс в совей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет 3 основных пути образования государства: В Афинах, в Риме, у Франков и у Славян. По его мнению для Афинского государства характерен чистый, классический путь образования государства, то есть это государство, котрое появилось естественным путём, без существенного влияния внешних факторов. с этой точкой зрения не соглашается Венгеров, он считает, что путь образования каждого государства специфичен. То есть каждое государство, образуясь, имеет свои особенности. Отсутствие внешнего фактора в Афинах – это всего лишь особенность, а не классический образец. Афины - древнегреческий тип государства. В целом древнегреческие государства, развиваясь, имеют определённые особенности: 1.Благоприятный климат способствует раннему возникновению частной собственности. Рост производительности труда, появление прибавочной стоимости привели к тому, что появилась возможность обмена и накопления богатства, что в свою очередь привело к возможности использовать труд одних в интересах других, что послужило причиной появления рабства. Рабство в Афинах – основа производства В этих условиях первобытно - общинная структура общества утратила свою важность, она не могла справиться с нахлынувшими проблемами неравенства и т.п. Это приводит к изменению брачно – семейных отношений: матриархат сменяет патриархат, а его, в конченом итоге, моногамия. 2.Велика политическая роль городов. Они уже на ранних этапах развития выступают центрами политической жизни в Греции. Это характеризует высокое развитие рабовладельческого способа производства. 3.Др.Греческие государства небольшие по территории. Это вызвано рядом причин: географических, социальных (государства образуются на основе родовых общин). Не было условий для увеличения территорий и развития внутреннего рынка. Таким образом формирование государственных институтов в Афинах происходит закономерно и естественно. В основе этого процесса – разложение первобытно - общинного строя. Процесс образования государства в Риме во многом аналогичен процессу в Афинах. Но в отличие от Афинского, Римское государство превратилось в могущественную масштабную единицу. Процесс образования государства достаточно закономерен, начинается с объединения римских племён. Территория Рима весьма благоприятна и для земледелия и для скотоводства. Рано создаются условия для развития частнособственнических отношений. Быстрым темпом осуществляется процесс имущественной дифференциации. На возникновение Римского государства повлияла борьба плебеев с патрициями. Благоприятное положение Рима способствовало тому, что на его территорию постоянно прибывают иноземцы. Изначально они включаются в состав римских граждан, но вскоре это запрещается. Плебеи лично свободны, некоторые из них были богаты и состоятельны, однако не обладали политическими правами. Конфликт плебеев и патрициев приводит к проведению некоторых реформ, направленных на уравнение в правах. В результате римские граждане поделены по имущественному цензу. проведена избирательная реформа. В результате вся власть сосредоточена в руках богатой части населения, происходит отделение публичной власти от населения: мы рассматриваем это как признак государства. Процесс образования государства в Риме реализуется естественным и законным путём, но процесс этот ускорен борьбой плебеев и патрициев за уравнение в правах. В основе процесса – разложение первобытно – общинного строя. На рубеже 9 – 10 веков возникли другие государства, которые носили характер раннефеодальных. Рабский труд не мог быть основой хозяйства, однако существовала полуфеодальная зависимость. У Франков происхождение государства основано не только на внутренних процессах разложения первобытно- общинного строя, но и на внешних завоеваниях северных провинций римской империи. Вопрос образования государства у славян является достаточно спорным. Существует 2 основные концепции – норманская (Байер, Миллер, Шлёцер). В 20 веке Титов, Тихомиров предложили аргументы, ставящие эту теорию под сомнение: -у теории ненаучное основание (Нестор – не летописец) -по свидетельствам археологов развитие славян выше варягов и т.п. Образование государства – это объективные процесс, предполагающий достижение обществом определённого уровня развития, экономического, социального, политического. Соответственно призвание отдельных лидеров будет не достаточно для образования государства. Анализ различных теорий позволяет сделать вывод о том, что процесс образования государства связан с естественным и закономерным путём в результате сложного и длительного развития общества, трансформации родоплеменных органов в государственные, не прослеживается существенного влияние внешнего фактора на процесс образования государства. |