Ответы на билеты по Теории государства и права. Вопрос Предмет общей теории государства и права, её место и роль в системе общественных и юридических наук
Скачать 0.62 Mb.
|
29 Вопрос. Экономические и социальные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – особая организация политической власти, основанная на праве, приоритете прав и свобод человека и гражданина, направленная на их защиту, обеспечение и осуществление. Становление правового государства – процесс очень сложный, не единомоментный, при этом происходит только в обществе, подготовленном к этому явлению, в обществе, готовом принять институты правового государства. Процесс организации правового государства связан с изменением в обществе, которое само должно быть готово к этому. Следовательно, среди социальных предпосылок можно выделить: -наличие в обществе широкой прослойки среднего класса -тенденция к минимизации люмпенизированного слоя -социальноориентированная политика и законодательство -становление гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права -поднятие уровня правосознания, правовой культуры Экономические предпосылки: - тенденция к становлению рыночной экономики - антимонопольная политика и законодательство 30 вопрос Правовое государство и права граждан. Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство. Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный уровень, что свидетельствует о правомерности их приоритета над государственными проблемами. Правовое государство и права человека характеризуются общими закономерностями их возникновения и функционирования, так как существовать они могут только взаимодействуя друг с другом. Оба феномена имеют в соей основе «право». Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Таким образом понятие «права человека» неотъемлемо связаны с правовым государством. Правовое государство прежде всего ставит перед собой задачу обеспечения регулирования и беспрепятственного осуществления прав человека и гражданина. По сути права человека – основа правового государства. При этом обеспечение и гарантии осуществления прав человека – приоритетная задача правового государства. Расширяется законодательная база, регулирующая права человека. 31 вопрос. Сущность права. Его признаки и понятие. Право – сложное и многогранное явление. Существует много подходов к определению права. В настоящее время распространённым определёнием является следующее: Право - это совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально-определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества. Также, право – это официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественной жизни, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности. Право и государство возникают примерно одинаково. Возникновение, характер, природа права обусловлены многими факторами – экономическими, полиическими, социальными, религиозными. Однако наиболее важным фактором считается экономический. В науке широко известно обоснованное положение Эенгельса о том. что на определённой ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства. распределения и обмена продуктов, чтобы отдельный индивид подчинялся правилам распределения и обмена. Это правило. выражающееся вначале обычаем, выразилось затем в законе. Вместе с законом появляется публичная власть, государство. Право возникает как реакция общества на необходимость иметь более жёсткий и властный регулятор социальных отношений, снабжённый принудительной силой, так как моральные и другие нормы с этой задачей уже не справлялись. Сущность права закрепляется в том, что оно выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных слоёв, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие нормативно правовые акты, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы. Основная цель права – быть объективным, справедливым и эффективным регулятором общественных отношений, участники которых и являются носителями соответствующих потребностей и интересов. Характерные признаки права: 1.Право связано с государством 2.Право имеет нормативный характер 3.Право характеризуется общеобязательностью 4.Право обеспечивается возможностью государственного принуждения, применения санкций за его нарушение 5.Волевая природа права (право-продукт сознания и воли людей, право реализуется через волевую деятельность индивидов) 6.Формальная определённость 7.Системность 32.Соотношение экономики, политики, права. Политика и право: два явления этих безусловно связаны. Право, как регулятор общественных отношений, система правовых норм, установленных государством, закрепляет политические основы общества. также закрепляет политическое господство тех или иных политических сил. Право выступает индикатором зрелости политики, государства, сил, стоящих у власти. политические нормы, изданные государством будут непосредственно отражаться в праве. В разные периоды отношения между политикой и правом различны. В один период политика может быть поставлена выше закона, права. морали. В другой же период наоборот, праву придаётся большее значение, и его можно использовать в борьбе с политической оппозицией. В оптимально развитом обществе политика и право равноправны. Закон должен отображать интересы большинства и одинаково действовать и для власти, и для электората. Экономика и право также тесно связаны. Посредством права закрепляются основные формы собственности в государстве, оформляется экономическая система (командная, рыночная, административно-плановая). Осуществляется перераспределение материальных благ посредством налогов. В науке до сих пор идут споры: что же важнее, экономика или право? Одни учёные считают, что экономика – основа всех основ, например Маркс считал экономику главнейшей сферой общества, а право и государство – лишь надстройкой, обслуживающей экономику. Другие учёные ставят право на первое место. Третьи же считают, что они равноправны. Таким образом, право, политика и экономика переплетаются и тесно взаимосвязаны. дно определяет другое. 33. правовые системы современности. Классификация правовых систем происходит по различным основаниям: 1. Классификация по критерию в основе формационной теории, т.е. по типу государства. -азиатская правовая система -рабовладельческая правовая система -буржуазная правовая система -феодальная правовая система Этот подход обычно не пользуется большой популярностью 2.Подход, основанный на анализе специальных особенностях правовых систем.В основе изучения лежат три критерия: -особенности возникновения -особенности источников особенности правовой системы (институтов) Сегодня принято выделять несколько чётко выраженных правовых семей (систем). при этом, правовая семья – это совокупность национально-правовых систем, объединённых общими признаками, происхождением, источниками и содержанием. Таким образом понятие правовой семьи шире правовой системы.
Становление начинается с Вильгельма Завоевателя (1066г). С периода правления Генриха2 действует система разъездных судов. Главное при формировании правовой системы – существование своеобразных источников права – прецедентов. Возникшее право справедливости позже также приобретает прецедентную форму. Прецедент –решение по конкретному делу, которое принимает обязательную силу при решении аналогичных дел в будущем. При этом прецедент структурно состоит лишь из аргументации и вывода. Сейчас прецедент – обязательный источник права в Англии. В системе общего права особый характер носит судебная процедура. Нет места инициативе со стороны суда и государственных структур. Определённое, инициативное положение у сторон состязания. Сущность права – процесс. Рецепции римского права практически нет. Многие институты, заимствованны из римского права в континентальное, английскому праву не известны. Нет деления на отрасли права. Всё право – единая система без деления на частное и публичное. Отсутствует кодификация. Есть прецедентные сборники, но практически ценности не имеют.
Корни – Римское право, но более всего – Византийское право. Впервые глоссаторы Болонского университета изучали источники римского права и создали возможность существования континентальной правовой системы. Основной источник права – нормативно-правовой акт. Велико значение кодификации. Имеет место деление права на отрасли, на частное и публичное. Правовые институты различных стран схожи. Также можно сказать, что и некоторые институты англо-саксонской правовой семьи и континентальной схожи, однако не могут отождествляться и заимствоваться. Например, траст и институт доверительной собственности. Ни в коем случает их нельзя смешивать.. Однозначно можно сказать, что РФ относится к семье континентального права. Также страны Латинской Америки (Мексика, Бразилия) – бывшие колонии стран романо-германской семьи, основаны на принципах данной семьи.
К данной правовой семье принадлежат теократические государства, где религия ставится во главу угла. Иран, Афганистан, ОАЭ – наиболее сильное влияние религии. Алжир. Турция – светское государство, правовая система заимствовала некоторые институты континентальной правовой семьи. Мусульманская семья основана на обычном праве. Кони источников права: Коран, Иджма, Сунна, Кияс. основные признаки: творец права – Бог, а не общество, не государство источники права –религиозно-нравственные нормы тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и нравственными постулатами особое место в системе источников права занимают мнения видных учёных юристов отсутствие деления права на частное и публичное
Страны Африки, находящиеся на уровне первобытно - общинного строя ( Конго, Уганда, Чад). Тяготеют обычно больше к тем странам, под чьим гнётом находились. Признаки: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие неписанный характер обычаи и традиции регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов нормативные акты имеют вторичное значение судебная практика не выступает в качестве источника права архаичность многих обычаев и традиций. Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно и неизбежно присутствуют черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак – все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина. 34 Вопрос. Функции права: понятие и классификация Право как социальный институт функционирует наряду с государственными институтами, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяются теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Функции права – это основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Функции права рассматриваются в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических или общесоциальных рамках. Если следовать широкому (общесоциальному) значению функций права. то среди них можно выделить следующие: экономическая. Право, устанавливая правила игры в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности. определяет механизм распределения общественного богатства. политическая – право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения… воспитательная- право, отражая определённую идеологию, оказывает специфическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. коммуникативная – право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим посредником между законодателем и обществом. На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную функцию и охранительную. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы – поощрения, льготы. дозволения. Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений – обязанностей. запретов, приостановлений и имеет вторичный характер. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей – жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности. Формами осуществления охранительной функции выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения. принуждения, фиксация негативных санкций и процедуры из реализации. Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношении к своим гражданам. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополнении друг друга – каждая из них вносит вклад в упорядочение социальных связей. Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение. 35. Право и правовая система. Их соотношение. Понятие правовой системы – новое в юридической науке. Сформировалось в последние 5-7 лет и сейчас широко используется. Понятие правовой системы не надо путать с системой права. Правовая система – это система взаимосвязанных, взаимодействующих и согласованных юридических средств и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения и другие социальные явления. понятие права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система – более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне -согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. право – ядро и нормативная основа правовой системы, её связующее и цементирующее звено. По характеру права можно судить о всей правовой системе конкретного общества, о сущности этого государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные акты, правоотношения. субъективные права и обязанности и др. Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, характеризуются единством. право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора. Все другие элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нём неизбежно порождают изменения во всей правовой системеили во многихеё частях. Тем не менее, это не тождественные понятия. Однако висторико-политическом, общесоциологическом плане право нередко отождествляют с правовой системой, когда например, сравнивают системы различных стран, сравнительные типы права. Современная российская правовая система. как и американская, организована на федеральной основе. В каждом субъекте РФ – своя правовая система, имеющая местные особенности, свои правовые институты В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного международного права. В КРФ записано: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Билет 36. Право и личность. Правовой статус личности как основа её свободы. Личность является членом общества и неразрывно связана с ним. Личность обладает правовым статусом, который в общем виде можно определить как юридически закреплённое положение личности в обществе. В его основе фактически лежит социальный статус, а право лишь закрепляет его, вводит в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы относятся как содержание и форма. Таким образом, многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса личности, в котором отражены все стороны юридического бытия индивида. Более широко правовой статус личности можно определить как сложную, собирательную категорию, отражающую весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В его структуру входят такие элементы как основные права и обязанности, законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы, правовые нормы, устанавливающие данный статус, правоотношения общего (статусного) типа. Существует несколько видов правового статуса, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют три основных вида. Во-первых, это общий правовой статус – статус лица как члена общества, гражданина государства. Он определяется Конституцией и является единым для всех. Его содержание главным образом составляют права и обязанности, гарантированные Конституцией. Во-вторых, это специальный, или родовой, статус, а именно, статус, отражающий особенности положения определённых категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, студентов и т.п.). Эти слои, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законом. Наконец, в-третьих, это индивидуальный статус. Он фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа и т.п.). Данные три вида статуса тесно взаимосвязаны и на практике неразделимы. Все остальные виды правового статуса не могут противоречить общему конституционному. В соответствии со ст. 64 Конституции РФ основу правового статуса личности составляют права и обязанности, особенно конституционные, а также их гарантии. Права, свободы и обязанности граждан составляют важнейший социальный и политико-правовой институт при любом демократическом устройстве права. Они служат средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизму власти, законным формам волеизъявления и, как следствие, реализации своих интересов. Права личности - это нравственный фундамент любого общества. Подтверждением тому служит тот факт, что частью действующей Конституции РФ и базой всего текущего законодательства, касающегося личности, стала Декларация прав человека и гражданина (1991). Исходные положения этих документов гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека – обязанность государства. Так, каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, направлять властям петиции, свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации и т.д. Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности. Юридическая обязанность – это установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на возможность государственного принуждения. Взаимодействие прав и обязанностей создаёт уравновешенное общественное состояние, в котором происходит гармонизация интересов государства и личности. Функцией юридических обязанностей является, прежде всего, обеспечение реализации прав. Кроме того к их функциям относится формирование должного правосознания и правовой культуры граждан, упрочение законности и правопорядка, дисциплины в обществе. Всеобщая декларация прав человека (1948) провозглашает, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29). В Конституции РФ отражены такие обязанности граждан, как соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57-59). Для современного правового статуса личности характерны такие особенности как крайняя неустойчивость, слабая социально-правовая защищённость, отсутствие надёжных гарантий, неспособность государственных структур обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, собственность, безопасность. Правовой статус личности несёт отпечатки глубокого социально-экономического, политического, духовного кризиса, который переживает Россия сегодня. Среди позитивных тенденций можно отметить то, что под правовой статус подводится современное законодательство с учётом международных критериев. Кроме того, в концепции взаимодействия личности и государства признаётся приоритет личности как высшей ценности, сняты многие ограничения личной свободы индивида. Правовой статус очищен от идеологического и классового догматизма, от тоталитарного сознания. Справедливым является утверждение о том, что правовой статус личности является основой её свободы. Вообще, право служит официальным мерилом действующей свободы, её нормой, указателем границ должного и возможного. Кроме того, оно является гарантией осуществления этой свободы, средством её охраны и защиты. По характеру права, его развитости и завершённости всегда можно судить о сущности и широте той свободы в обществе, которую юридически признаёт и допускает государственная власть. Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной в форме законов и иных правовых актов. Основной смысл юридической свободы – оградить индивида от произвола со стороны власти и окружающих сограждан. В этом и заключается ценность права для личности. В праве личность получает возможность удовлетворения своих интересов. Кроме того, право является способом связи между личностью и государством. Ну а связь личности и права осуществляется, как уже говорилось выше, главным образом, с помощью правового статуса личности. Естественно, что глубинный источник свободы личности – не в юридических формах. Н.А.Бердяев писал, что право – «это лишь минимум человеческой свободы». Но без правовых форм и средств в государственно-организованном обществе невозможно «юридическое признание», выражение, закрепление свободы и распределение её в индивидуальное пользование. Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности – социальной, политической, экономической и духовной. Свобода личности также предполагает её свободу от произвола власти. Посредником между ними выступает закон, в котором и выражена официальная мера независимости индивида, очерчены границы деятельности власти. Право – не только мера юридической свободы, но и юридической ответственности. Важно помнить, что свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Ради общей свободы личность должна жертвовать часть своей собственной. Между личностью и государством существует взаимная ответственность. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе чётко функционирующей государственности. Аксиомой является то, что не было и нет свободы безграничной, абсолютной. В данном случае свобода уже перестаёт являться таковой, превращаясь во вседозволенность, или анархию. М.А.Краснов писал, что «неупорядоченная свобода также опасна, как и диктатура». А «упорядочивать» свободу призвано право. Билет 37. Понятие социальных норм, их виды, характеристика, соотношение. Социальные нормы – это общепризнанные и распространённые эталоны, образцы, правила социально значимого поведения членов общества, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Социальные нормы возникают в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствуют типу культуры и характеру его организации. Они в различной степени отражают закономерности общественного развития. Первоначально в человеческом обществе действовали обычаи – универсальные правила. Уже в условиях государственного развития, с процессом социализации отношений они трансформировались в различные виды социальных норм. Чёткая же дифференциация социальных норм произошла лишь после буржуазных революций. Социальные нормы регулируют наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи и действия не могут отразиться в норме. Норма – это стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних закономерностях. Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она также означает и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Таким образом, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Предметом регулирования социальных норм являются общественные отношения. С богатством и неоднородностью этих отношений связано разнообразие и многочисленность самих социальных норм. Юридическая наука подразделяет данные нормы, исходя из следующих критериев: 1. По сферам регулируемых общественных отношений: -политические -эстетические -экономические -религиозные -экологические 2. По правовым основаниям (в зависимости от механизма, регулятивных особенностей): -нормы права -нормы морали -обычаи -корпоративные нормы (или нормы общественных организаций) Данная классификация является наиболее распространённой. Список норм в ней не является исчерпывающим. Существует множество социальных норм, как и множество сфер их применения. Все они различны, но важнейшим принципом является то, что все нормы взаимодействуют между собой. Ни один вид норм не действует изолированно, поскольку такой сферы отношений просто не существует. Взаимодействуют между собой нормы в рамках как одного, так и разных классификационных критериев. Так, например, в экономике не обойтись без норм политики, а также норм права; нормы права и морали тесно взаимосвязаны, мораль же присутствует в эстетических, религиозных и других видах норм. В рамках изучения юриспруденции наиболее интересно и важно изучить взаимодействие норм права с другими видами социальных норм. Особенностью правовых норм является то, что они в процессе их создания испытывают влияние государства; они формально определены, записаны в виде официальных источников; они охраняются государством и могут быть принудительно реализованы. Право как система норм исторически вырастало из обычаев, древнейших форм социальной регуляции. Обычаи определяются как устойчивые и распространённые в определённой сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой и соблюдаются добровольно. В юридической науке обычаи подразделяются на правовые и неправовые. Правовые обычаи получают отражение в праве, им охраняются и защищаются, приобретая юридическую силу. Они могут прямо закрепляться в законе, или подразумеваться им, или же логически из него вытекать. К примеру, п.1 ст. 19 ГК РФ: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». Правовые обычаи способствуют правореализационному процессу, они дополняют и обогащают механизм юридического опосредования общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Неправовых обычаев великое множество. Одним из них право поддерживает; к другим, не причиняющим никакого вреда, относится безразлично; с третьими ведёт борьбу (кровная месть, публичная казнь, обычаи, связанные с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.). Для юридической науки приоритетный интерес представляют вопросы соотношения права и морали. Мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов юстиции и правопорядка. Иногда правовые нормы прямо вытекают из нравственных: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Право есть минимум нравственности или юридически оформленная мораль; это средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без нравственности право немыслимо. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от чётко функционирующей юридической системы. Нормы права также тесно связаны с корпоративными нормами, под которыми понимаются правила поведения, по которым живут и действуют общественные организации, объединения, движения, ассоциации, союзы, центры, фонды и другие негосударственные образования. Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах и других документах данных структур. Корпоративные нормы особенно тесно переплетаются с теми правовыми нормами, в которых определяется порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Деятельность общественных объединений, помимо корпоративных норм, регулируется и нормами права. Так, Конституция РФ провозглашает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется» (ч.1 ст.30); «общественные объединения равны перед законом» (ч.4 ст. 13). А в ч.5 ст.13 говорится о запрете создания и деятельности общественных объединений, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Говоря о соотношении правовых и политических норм, необходимо отметить, что они тесно переплетены, взаимообусловлены, а зачастую даже сливаются. Политические нормы, т.е. правила поведения субъектов политики, содержатся в различных политических манифестах, программах, декларациях, уставах политических партий и движений. Получая отражение в законах и конституциях, они приобретают характер норм права. Политика – это искусство управления людьми, обществом, государством. Управление же осуществляется с помощью норм права. Преобладающая часть внешней и внутренней политики государства реализуется через право, законы, которые, в свою очередь, выступают выразителями этой политики. Конституция представляет собой политико-юридический документ, т.к. закрепляет основы, цели, принципы и направления государственной политики, гарантирует политические права и свободы граждан. Свободная от права политика есть произвол и своеволие. Правовые и религиозные нормы также не изолированы друг от друга. Церковь уважает право, законы, государственный порядок, а государство гарантирует свободную религиозную деятельность, не противоречащую принципам морали и гуманизма. О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди – «не убий», «не укради» и др. – закреплены в законе и рассматриваются как преступления. В мусульманских странах право основывается на религиозных догматах, а именно нормах шариата (исламское право), адата (система обычаев и традиций). Все представители религиозных организаций, объединений, общин, конфессий на территории РФ руководствуются как своими внутренними правилами и убеждениями, так и законодательством РФ. В Конституции РФ говорится: «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной… Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). В ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В то же время, право и власть активно противостоят негативным тенденциям в сфере реализации права на свободу совести. Это касается так называемых «тоталитарных» структур («Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого дня», «Мормоны» и т.д.), пытающихся поставить под свой контроль всю жизнь человека. Существуют социальные регуляторы, которым не находится места в классификации социальных норм в качестве самостоятельных, хотя они довольно важны. Это правовые презумпции, аксиомы и фикции. Правовая презумпция – это предположение о наличии или отсутствии тех или иных юридических фактов. Такое предположение основано на связи с реально происходящими процессами и подтверждено предшествующим опытом. Существует множество презумпций в разных отраслях права: презумпция добропорядочности, презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция справедливости закона, презумпция истинности правового акта (преюдиция – частный случай), презумпция равенства всех перед законом и т.д. Правовая аксиома – это общепризнанное положение, не требующее доказательств и принимаемое на веру. Например: никто не является судьёй в своём деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; договоры должны соблюдаться и т.д. Правовая фикция - это особый приём, применяемый законодателем для удобства правового регулирования, когда объявляется существующим и имеющим обязательный характер фактически не существующее положение. То есть действительность подводится под некую формулу, чтобы потом из этой формулы сделать выводы. Однако, когда рождается истина, фикция умирает. Этот приём необходим для некоторых практических нужд. Примером фикции является ситуация: гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения. При невозможности установить месяц – первое января следующего года (ст. 42 ГК). Билет 38. Право и нравственность. Их единство, различие и взаимодействие. Право и нравственность, или мораль, являются видами социальных норм, т.е. правил социально значимого поведения членов общества. Это наиболее важные и распространённые регуляторы общественных отношений. Все социальные нормы тесно взаимосвязаны между собой, хоть и имеют свою специфику. Для юридической науки приоритетный интерес представляют вопросы соотношения права и морали. Древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость двух этих видов норм, их сходство и различие. Русские учёные (В.С.Соловьёв, И.А.Ильин и др.) подчёркивали, что право есть минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без нравственности право немыслимо. Итак, под правом понимается система общеобязательных формальных норм, представляющих собой волю государства, основанных на идеях добра, справедливости, гуманизма, охраняемых государственной волей, силой государственного принуждения. Мораль же представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности. Мораль включает психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и т.д. Однако главным в морали является представление о добре и зле. Также сюда входит отношение человека к самому себе, чувство собственного достоинства, осознания себя как личности. Важным аспектом морали является представление о честном и бесчестном. Высшим законом для человека является его совесть, которую можно назвать неким «внутренним законодательством». Внутренняя и внешняя стороны морали, а именно, самооценка и поступки человека тесно сплетены между собой. Соотношение права и морали является довольно сложным. Оно включает такие компоненты как единство, различие и взаимодействие права и морали. Единство права и морали состоит в том, что: - они представляют собой разновидности социальных норм, и поэтому имеют единую нормативную основу; - они преследуют в конечном итоге одинаковые цели – упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости; - имеют один объект регулирования – общественные отношения (различен лишь объём); - в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат для гармонизации интересов личности и общества; - являются важнейшими инструментами установления и поддержания в обществе дисциплины и порядка; - выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Различие права и морали заключается в следующем: - способы установления и формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, а также дополняются, изменяются и отменяются государством. Поэтому право выражает государственную волю народа и выступает государственным регулятором. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для признания за нормой морали права на существование достаточно чтобы она была признана самими участниками социального общения. Мораль носит негосударственный характер. - методы обеспечения и характер ответственности. Право обеспечивается и охраняется государством посредством аппарата принуждения, который следит за исполнением норм права и наказывает тех, кто их нарушает. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, порядок возложения которой регламентирован законом. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечёт вмешательства государства. Вопрос о реагировании на нарушения решает само общество, общественный коллектив. Нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия – выговор, замечание, исключение из организации и т.п. - форма выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются в кодексы, уставы, сборники, составляющие законодательство. Нормы морали возникают и существуют в сознании людей, не имеют чётких форм выражения. Однако, нравственные нормы могут содержаться в литературных и религиозных памятниках, хрониках, манускриптах, могут вытекать из статей законов. Но всё-таки мораль – относительно свободное, внутренне не систематизированное образование. - характер и способы воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения субъектов с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Мораль – с позиции добра и зла, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, долга и т.д. Поэтому нормы права по сравнению с нормами морали более детализированы, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются чёткостью, формальной определённостью, заранее устанавливают санкцию. - сферы действия и уровень требований, предъявляемых к человеку. Мораль регулирует гораздо более широкий круг общественных отношений, нежели право. Право регулирует лишь наиболее важные области жизни общества (власть, собственность, правосудие и т.д.), оставляя за рамками регламентации такие отношения как дружба, любовь, товарищество и т.д. Более того, вторжение права в эти сферы было бы антидемократичным, негуманным. Нравственность же проникает во все ячейки общества, её оценке поддаются все виды и формы человеческих взаимоотношений. Соответственно, уровень требований к поведению человека выше у морали, хотя закон и предусматривает довольно суровые санкции. Мораль осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, не терпит никакого антиобщественного поведения, выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг. - исторические судьбы. Мораль древнее права, она всегда существовала и будет существовать в обществе, право же появилось лишь с образованием государства. Право и мораль тесно взаимодействуют между собой. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан юридической и нравственной культуры и правосознания. Их требования во многом совпадают: то, что поощряет право, поощряет и мораль. Право и мораль едины в негативной оценке правонарушений, особенно преступлений. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль, и это неудивительно, ведь право основывается на морали. Иногда правовые нормы прямо вытекают из нравственных: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Право и мораль «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов юстиции и правопорядка. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть, но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от чётко функционирующей юридической системы. Однако, между правом и моралью часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Вообще, вершин нравственности не удалось достичь ещё ни одному обществу, равно как и право никогда не выражало всей полноты моральных императивов. Противоречия заключаются уже в самой специфике права и морали, в вышеперечисленных их различиях, в том, что право более консервативно, мораль же подвижна и динамична. Кроме того, расхождения вызываются сложностью и противоречивостью самих жизненных ситуаций. Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право автоматически закрепляет все веяния морали. К примеру, существуют «безнравственные» норм права, такие как, смертная казнь; решения суда могут расходиться с моральной оценкой ситуации. Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает правовой и нравственный нигилизм. Обострились противоречия между правом и моралью. Понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности. Преодоление этих явлений – предпосылка социального, правового и духовного возрождения России. Билет 39. Понятие нормы права. Её признаки. Виды правовых норм. В литературе понятие нормы права рассматривается в нескольких аспектах: 1) Данный подход является самым распространённым и наиболее адекватным. Норма права – это элементарная клетка, составляющая права, которая несёт в себе основные черты права в целом. Это правило поведения, которое представляет собой мерило оценки поведения субъектов права в отношениях между собой и с государством. Это правило поведения исходит от государства, или хотя бы связано с ним. Данное правило признаётся и охраняется государством. Норма права есть правило, которое носит предоставительно-обязывающий характер, т.е. регулирует поведение путём предоставления прав и возложения обязанностей. Нормы права распространяются на всех, это правила поведения общего характера. 2) Иногда нормы права отождествляются с конкретными велениями государства, которые определяют права и обязанности какого-либо субъекта, определяют круг участвующих субъектов и др. Эти предписания записаны, например, в Конституции. Они не отвечают всем признакам нормы права. 3) Сторонники третьего подхода используют понятие «норма права» для обозначения таких явлений, как определения понятий, содержащихся в законе (определение «обвиняемого», «подозреваемого» и т.д.). Эти нормы права не содержат прав и обязанностей, они способствуют процессу регулирования. Таким образом, норму права можно определить как общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права имеет ряд признаков, к ним относятся:
Все нормы права можно подразделить в зависимости от их содержания на основные и специальные. |