Ответы на билеты по Теории государства и права. Вопрос Предмет общей теории государства и права, её место и роль в системе общественных и юридических наук
Скачать 0.62 Mb.
|
6. Вопрос об Азиатском способе производства и специфика возникновения государства на его основе. Среди древневосточных государств выделяют Древний Вавилон, Индию, Китай, Японию. Корею, Древний Египет. Эти государства расположены в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, Амударья, Инд, Ганг, Сырдарья. Происхождение государства осуществляется специфическим путём, его принято называть «азиатский способ производства». Вопрос о существовании азиатского типа государства весьма спорный. Одни учёные считают его именно Типом государства, другие же переходным периодом к построению государственности. Тем не менее азиатский способ производства всё же существовал. Во избежание разлива крупных рек и засух, требуется строительство ирригационных сооружений: оросительных и осушительных каналов, дамб и т.д. Данное строительство требует организации коллективного труда, вовлечения в трудовую деятельность значительного числа людей. Важно учитывать, что организация коллективного труда предполагает выделении группы профессиональных управленцев. Соответственно, власть в Древнем Востоке появляется на более раннем этапе, нежели происходит имущественное расслоение в обществе. В целом для Древневосточных государств характерны следующие признаки:
В целом, древневосточные государства развиваются медленно, здесь в течение длительного времени сохраняются пережитки родоплеменного строя. На появление государства оказывает влияние выделение публичной власти, которая основывалась на необходимости организации коллективного труда. 7. Теории происхождения государств: теологическая, договорная, психологическая, патриархальная, насилия. Их оценка. Основные теории происхождения ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности. Теологическая теория получила распространение во времена средневековья. основателем считается Фома Аквинский, также Аврелий Августин. В современных условиях эту теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви ( Жорж Маритен), представители неотомизма (Дабен, Месснер). По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, теория поднимала их престиж, способствовала утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. В 16-18 веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория не доказуема. так как основана на вере. Патриархальна теория Наиболее известные представители: Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский. Эти учёные обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи приводит в конченом счёте к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть патриарха – есть продолжение неограниченной власти отца. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети. Р. Фильмер в своей работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властителем. Уже современники Фильмера обратили на несуразность многих положений этой работы. Например, из его теории следовало, что монархов должно было быть столько, сколько отцов семей, или в мире должна была существовать 1 монархия. Однако и сейчас нисколько не умаляется первоначальная роль семьи в становлении государства. С одной стороны, появление в ходе неолитической революции больших семей общинников-земледельцев – основного звена раннеклассового общества, с другой – династическое присвоение должностей в первичных городах-государствах – это вполне реальные процессы. Соответственно, эта теория отражала какие-то реальные стороны общественной жизни, но преувеличивала их и придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. Например неверно считать, что все подданные монарха – это его родственники. К тому же, по свидетельствам историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения родового строя. Значительной теорией происхождения государства стала договорная теория, получившая широкое распространение в 17 18 веках. Сторонники: Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение. Так государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, но в свою очередь имеют право на защиту своих прав, свободы, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ним путём свержения. Договорная теория была крупным шагом в познании государства, порывала с религиозными представлениями, имела глубокое демократическое содержание. Однако отрицательными сторонами являются прежде всего факты отсутствия подобных договоров, а также недооценка в происхождении государства объективных факторов и преувеличение субъективных начал. Представители психологической теории – Л.Петражицкий, Г.Тард, З.Фрейд связывают появление государства с особым свойством человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться и подражать. Причины происхождения государства заключались в тех способностях, которые первобытный человек предписывал шаманам, колдунам. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов общины от вышеназванной элиты общества. Именно из их власти возникает власть государственная. Вместе с тем существуют люди, которые не согласны с властью. Для удержания в узде подобных психических качеств и возникает государство. Государство по мнению представителей данной теории – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Однако роль психологических свойств личности не следует преувеличивать. В процессе становления государства Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, так как психика людей формируется под воздействием социально-экономических, военно-политических и иных факторов. Теория насилия обоснована в трудах Гумпловича, К.Каутского, Е.Дюринга. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племён другими. Для управления завоёванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – не итог внутреннего развития общества. а навязанная ему извне сила. С одной стороны, эти факторы не нужно отвергать. Элементы насилия сопровождали возникновение многих государств: древнегерманского, древневенгерского. Но важно помнить, что степень насилия была разная. Поэтому насилие – лишь одна причина возникновения государства и далеко не сама определяющая. Таким образом, на протяжении всей истории существования государства выдвигаются и развиваются различные теории происхождения государства. Нельзя однозначно сказать. какая из них правильная, а какая нет. Одно можно сказать наверняка – государство сложное и комплексное явление, возникшее не единомоментно, а под воздействием комплекса факторов, в определённых исторических и социальных условиях. 8. Сущность государства. Классовое и общечеловеческое в государстве. Сущность государства как общественное явление представляет собой многогранный стержень, состоящий из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему определённость универсальной управляемой системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1.то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона) 2.то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона). Если при анализе сущности останавливаться только на формальной стороне, то получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Главное в сущности государства – его содержательная сторона, то, чьи интересы оно осуществляет, какие приоритеты указывает в своей политике. В этой связи можно выделить общефилософский, классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические государства во многом выступают классовыми. Однако общечеловеческие интересы также присутствуют, но отходят на второй план. С общефилософской позиции государство – это определённое явление, отличное от других политических и общественных явлений. Гегель говорил: « Государство – это действительность нравственной идеи, нравственный дух, как очевидное самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя. и выполняет то, что она знает.» Более прогрессивным является общечеловеческий подход, в рамках которого государство рассматривается, как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средство для обеспечения интересов всего общества. Гумплович: «Государство – естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны правопорядка». Государство не занимает однозначной классовой позиции, используется как арбитр, согласующий в разнородном обществе конфликты, споры. Такое государство является идеалом и в современном мире таких примеров не существует, но есть ряд стран, добившихся определённых успехов на этом пути. ( Германия, Швеция, Франция, США…) В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определённой религии. католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран, Ливия, Судан в своей политике руководствуются религиозными началами. В рамках национального подхода государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счёт удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Пример: Латвия, Эстония, которые провозгласив себя демократическими правовыми государствами, проводят политику в интересах коренных народов, ущемляя интересы других наций. ( избирательные ограничения, закрытие русскоязычных школ, знание языка коренной нации). В рамках расового подхода государство определяется как организация политической власти, содействующая осуществлению интересов определённой расы за счёт удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данного государства. Пример: ЮАР в период режима апартеида: расовая дискриминация в отношении коренного населения и против переселенцев из Индии. Итак, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к общесоциальному или классовому началу. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое, из вышеназванных начал. Сейчас популярной становится концепция юридизации государства, государство – особая организация власти, опирающейся на большинство. Важными являются категории прав человека. И суть государства при этом подходе состоит в том, чтобы определить его арбитражную природу. Различные социальные слои имеют разные интересы и на государство возлагается миссия сбалансировать эти интересы, постараться обеспечить такое развитие общество, которое позволяло бы постоянно развиваться. 9 вопрос Государственная власть и её свойства. Вообще, власть – сложный феномен, проявляющийся в различных формах и методах её осуществления. Одни авторы рассматривают власть как определённую функцию, присущую любому коллективу, другие – как волевое отношение властвующего и подвластного субъектов, третьи – как способность властвующего навязывать волю другим лицам, четвёртые – как организованную силу, способную подчинять воле определённой социальной общности других людей. Зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть. Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой общности людей. Это – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Она придаёт обществу целостность, управляемость, служит фактором организованности и порядка Государственная власть – сложное явление, представляющее собой разновидность социальной власти. Входит в состав политической власти, является понятием более узким, чем власть политическая. Субъектом гос.власти выступает прежде всего государство, обладающее принудительным правом. Для гос.власти характерна определённо структурированная система органов, предполагается создание специального аппарата. Особенности государственной власти: -монополия государства на создание законов – видов нормативно-правовых актов, источников права, издаваемых только государством и регламентирующих наиболее важные стороны общественной жизни. -гос.власть использует различные способы воздействия на людей: принуждение, убеждение, прямое насилие, законный авторитет и т.д. -гос.власть обладает монопольным правом на аппарат принуждения -распространяется на всё общество -носит публично-политический характер -осуществляется специальными лицами -осуществляет систему налогов -организует население по территориальному признаку -характеризуется легитимностью и легальностью (легальность – юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, юридическая характеристика, легитимность – доверие и оправдание власти, нравственная характеристика) - субъект и объкт власти обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены В реальности гос.власть отождествляется с властью гос.аппарата, в центре которого бюрократия. её признаки: 1.профессионализм 2.замкнутость 3.карьеризм 4.множество привилегий 5.действие писанных и неписанных законов. Формы гос. власти различны. Ещё в древности Платон выделял понятийный аппарат гос. власти. Среди которых: монархия, олигархия, аристократия, демократия, охлократия, плутократия, геронтократия и др. Любая политическая деятельность так или иначе связана с гос. властью. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание чёткого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти. Вопрос 10. основные признаки государства (понятие государства) Государство не навязано извне. Оно возникает из непосредственно внутренней закономерности общества и должно быть расценено с позиций его отношений с обществом. В истории изучения государства было множество различных подходов к определению сущности государства и его понятию. Зачастую сущность государства и его признаки сводились лишь к чисто внешним признакам ( территория и т.п.), либо эти признаки пытались искать вне общества, считая государство порождением высших сил, либо порождением идей естественного права, либо видя в государстве волю отдельных личностей. Однако вопрос о сущности государства можно постичь лишь показав его роль по отношению к обществу. На этом строится социологический подход к сущности государства. Признаки государства также выделяются не только с внешней стороны, есть и социальные, и психологические признаки. Необходимо назвать признаки государства, отделяющие его от других явлений общества: 1 группа Признаки, которые отличают государство от родоплеменной организации власти 1.Власть носит публичный характер, то есть не совпадает с населением. Власть осуществляется особой группой людей, занимающейся управлением. 2.Власть в государстве осуществляется на основе административно-территориального деления. 3. Сбор налогов. Обязательный признак любого государства. Власть самостоятельно ничего не производит, народ обязан её содержать. И чем цивилизованней государство, тем больше налоговых средств идёт на социальные функции и общественное развитие. 4.устойчивые связи с населением, проживающим на территории государства( гражданство, подданство) 2 группа. Признаки, характеризующие государство как явление, обладающее особым юридическим статусом и которые отличают его от любой другой организации власти:
а) её безусловное распространение на всё население и социальные структуры общества б) прерогатива отменять изменять акты других субъектов политики, еси они не соответствую установлениям государства в) осуществление властных формах в специфических формах (правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность)
Однако говоря о государстве, в первую очередь нужно иметь в виду не столько государство как особый аппарат власти, сколько государственно организованное общество. Итак, если обобщить различные взгляды учёных, то можно выделить несколько подходов к понятию государства Государство- это союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты. Основа этого союза может иметь разные формы: правовые, нравственные. С философским обоснованием этой позиции выступал И.Кант. « Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам». Благо государства здесь заключается в согласованности государственного устройства с правовыми принципами, объединяющими людей общей мерой их свободы с помощью категорического императива. ( Категорический императив - поступай так, как хочешь. чтобы поступали с тобой. ли свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.) Государство – это определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами. Гегель видит государство как живой общественный механизм. где предполагается единство свободы, с одной стороны, гражданина, и. с другой стороны – государства, без противостояния их прав и свобод. Иная позиция: Государство – аппарат. особый слой людей, призванных управлять другими людьми. С марксистской позиция, государство: инструмент подавления одного класса другим. Существуют позиция, определяющие государство как инструмент, предназначенный для осуществления справедливости. При этом понятия о справедливости, начиная с Платона и заканчивая современными учёными были разные: власть сильного, господство элиты, распределение по кастам, равенство в выборе, равенство в стартовых возможностях, свобода личности… Определялось государство и как действительность нравственной идеи, дивой развивающийся организм.(Гегель) Каждый подход отражает ту или иную характеристику государства, а в совокупности эти подходы позволяют сформировать понимание государства, как целостного социального института. Сейчас, в современном мире, наиболее популярный подход: Государство – это особая организация политической власти, распространяющая свою волю на всё население страны, создающая юридически обязательные веления, имеющая специальный аппарат управления и принуждения и обладающая суверенитетом. |