Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 подход: право как минимум нравственности , социально-этический подход.

  • 2-й социально-этический подход

  • 3-й подход: радикальный подход, основанный на работах И.Канта

  • Подход «право как максимум морали, как критерий морали».

  • 4-й подход: нигилистический

  • Право и религия (религиозные основы права). Право, как «самое святое, что есть у Бога на земле»

  • Гегель («Философия истории»).

  • Сравнительно – правовой аспект.

  • Проблема оснований права.

  • Право и корпоративные нормы. Корпоративное право. Понятие правовой автономии

  • ответы архипов. Вопросы к экзамену Проблемы правоведения


    Скачать 147 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену Проблемы правоведения
    Анкорответы архипов.docx
    Дата21.09.2017
    Размер147 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы архипов.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #8882
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Право и мораль (право как минимум нравственности, право как критерий нравственности, другие подходы)

    Традиционно в учебниках исповедуется преимущественно один подход – позитивистский. Он заключается в том, что право и мораль – это отдельные самостоятельные явления, и они никак не совмещаются. Позитивисты рассматривают право как систему принудительных отношений, внешних отношений, а мораль – как внутренний регулятор, напрямую не связанный с принуждением. Поэтому с точки зрения позитивистов, эти две формы социальной регуляции существуют обособленно, автономно и, в общем-то, не корреспондируют.

    Хотя, по мнению профессора Архипова С.И., это радикальный подход. На самом деле есть определенные совмещения данных понятий, которые прослеживаются с точки зрения законодательства. Так, конкретные нормы закона (УК РФ, ГК РФ) используют различные моральные термины. В гражданском праве – принцип добросовестности, справедливости и т.п.

    Если смотреть на эту проблему более широко, то кроме позитивизма есть принципиально иные подходы:

    1 подход: право как минимум нравственности, социально-этический подход. Один из первых такой подход отстаивал Георг Еллинек.

    В 1910 году он издал свою монографию «Социально-этическое значение права, неправды и наказания», где некоторые идеи по поводу соотношения права и морали он изложил в таком ключе.

    Тезисы:

    1. Право – это не что иное, как этический минимум. Объективно – это условие сохранения общества. Он использует такой термин как экзистенц-минимум, когда говорит о минимуме сохранения общества. Субъективно – это минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения.

    2. Право относится к нравственности как часть к целому, как фундамент к зданию.

    3. Право, по сути, заимствует определенные религиозные заповеди (христианские заповеди и заповеди буддизма). Это известные заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. Во всех основных религиях присутствуют эти минимальные нормы, которые вошли в право.

    4. Чем дальше идет культурное развитие какого-либо народа, тем становится больше число таких норм, необходимых для сохранения целого и частей, поэтому становится шире нравственный базис права.

    Для Георга Еллинека право и нравственность – не тождественные термины. Право берет только минимальный набор нравственных норм и их защищает. Для него это институт самосохранения общества и расширение социальных основ права.

    В России продолжателем этого подхода был В.С. Соловьев, его монография «Право и нравственность. Очерки из прикладной этики» (2-й социально-этический подход). Соловьев также как и Георг Еллинек отстаивает идею этического минимума права, но у него иные тезисы:

    1. Требование нравственности и требование права отчасти совпадают между собой, отчасти не совпадают. Убивать, красть и насиловать одинаково противно и нравственному, и юридическому закону. Однако есть нормы, где они расходятся. Например, тяжба с близкими из-за имущества или личного оскорбления противна нравственности, но вполне соответствует праву. Необходимо отвергнуть попытку свести различия между правом и нравственностью к различию между положительными и отрицательными нормами.

    2. Нравственный и юридический закон относится к внутреннему существу человека, к его воле, но при этом нравственный закон берет эту волю в целости, в общности, а второй лишь в частичной реализации, т.е. применительно к внешним фактам. Цель права – обеспечение минимального добра.

    3. Требование нравственного совершенствования предполагает свободное и добровольное исполнение, и всякое принуждение здесь нежелательно и невозможно. Напротив, внешнее осуществление закона по своей природе допускает прямое или косвенное принуждение.

    Синтезируя данные тезисы, Соловьев выводит следующее определение права:

    Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.

    Из современных авторов эту идею отстаивают: Роберт Алекси «Право и его действительность», Фуллер «Анатомия права», «Мораль и право».

    3-й подход: радикальный подход, основанный на работах И.Канта (до него Аристотель). Поддержан С.С. Алексеевым (монография «Самое святое, что есть у Бога на земле»).

    И. Кант. Подход «право как максимум морали, как критерий морали».

    Тезисы:

    1. По Канту, высшей среди обязанностей является глубокое уважение прав других людей. Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей, оно неприкосновенно и нерушимо. Речь идет не о позитивном праве, а о естественных неотчуждаемых правах человека. Т.е. он говорит о праве естественном, идеальном, и с этой точки зрения оно действительно нерушимо и священно.

    2. Все моралисты и учителя должны настолько, насколько это возможно, представлять действие из доброты как действие по долгу и сводить их к праву.

    3. Все действия, продиктованные добротой, разрешены лишь постольку, поскольку они не противоречат правам других. Если же противоречат, то такое действие морально запрещено. Правовой запрет – это высший запрет для морали. Тот, кто не совершил никаких добрых дел, но и не ущемлял права других людей, тот может остаться порядочным человеком.

    4. Движущей силой обязанности не должно быть принуждение, иначе человек превратится в плута, уважающего право из страха наказания.

    5. По Канту справедливость – это право, не предоставляющее никаких полномочий принуждать другого.

    Таким образом, если мы сопоставляем право и мораль, то нужно сопоставлять не позитивное право, а надо рассматривать идею права, внутренние глубинные основания права. И с точки зрения этих оснований права, оно и есть тот идеал, на который нужно ориентироваться всем, включая моралистов. В этом идеале и заключены принципы социальной жизнедеятельности. Поэтому мораль не может быть выше, чем право.

    4-й подход: нигилистический

    Представлен, в определенной степени, в монархизме, марксизме, а также в работах Л.Н. Толстого.

    Л.Н. Толстой «Избранные философские произведения», «Закон насилия и закон любви».

    1) Каждый представитель христианства не нуждается в законе, и он освобождается от государственного закона. Если признаются требования закона любви (христианской любви), то люди не должны испытывать на себе юридические законы (законы насилия) – последний подлежат обличению и упразднению. Для Л.Н. Толстого юридический закон и насилие – тождественные понятия.

    2) Всякая государственная форма есть временная, непостоянная форма жизни человечества. Мы привыкли к этой государственной форме, она кажется нам неизбежной, но это только кажется, на самом деле это не так.

    Люди уже начинают понимать жалкую низость палача, шпионов, начинают понимать это отношение и к жандарму, к полицейскому и даже к военному. Еще не до конца понимают негативное отношение к судье, сенатору, монарху. Все эти лица, которые основывают свою деятельность на насилии отвергают установленный закон христианской любви.

    Необходимо оценивать негативную роль права и государственной формы, она должна быть постепенно вытеснена из социальной жизни.

    Нигилистическое отношение основано на различении законов религиозных, нравственных и юридических.

    Данная теория не совсем оригинальна. Уже более 2-х тысяч лет существуют анархические тенденции (начиная с киников: Диоген отрицал всякую государственность и правовую систему). Анархические тенденции в России представлены в идеях Бакунина, Кропоткина.

    Л.Н. Толстой противопоставлял 2 вида законов, чтобы обличить никчемность права. Право – это самое безнравственное явление, поскольку оно основано на принуждении.


    1. Право и религия (религиозные основы права). Право, как «самое святое, что есть у Бога на земле»

    На философском уровне: Гегель «Философия истории», «Философия права», Фейербах, марксизм.

    Позитивисты: религия по сути иррациональна. Это сфера несознательного, сфера эмоций, чувств, переживаний, поведенческая система. Право – явление разума, рациональное. Религия внутренний регулятор, право – внешний. Религия – самостоятельная коммуникативная система, основанная на интуитивном, подсознательном. Главный фактор – фактор веры. Право же – рациональный регулятор, основанный на конкретном знании, и в этом их существенное различие. Вполне могут существовать отдельно. Но когда они совмещаются, эффект оказывается максимальным. Функция права – разрешение конфликтов, но там, где не справляются иные социальные регуляторы. Там же, где они самодостаточны, право не должно вмешиваться. Право впитывает в себя много религиозных ценностей. Романо-германская правовая система: идея свободы – от христианства, право – институт освобождения, где есть христианские корни.

    Гегель («Философия истории»).  Религия рассматривается в контексте РЧП. Христианство зарождается в Древнем Риме в период развития РЧП. Здесь прослеживается более глубокая связь религии и правовой системы. Деление римского права на публичное и частное в основе имеет деление сфер жизни на абстрактное и всеобщее. Человек, хотя и субъект права (например, собственник), но лишь условно. РЧП в основе имеет индивида и не регулирует личностный, а только имущественный аспект. Главная беда римлян в том, что с одной стороны лишь собственник, а с другой – все частные лица находятся во власти деспота (по сути, являются его собственностью). Произвол власти над человеком приобретает имущественно-правовой характер. Этот гнет и породил христианство. Христианство – продолжение правовой системы римлян. Римское право - несправедливость, которая компенсируется христианством (утешение), а христианство – религия свободы. Христианство решает проблемы РЧП, когда бесконечность христианства компенсирует ограниченность РЧП. Христианство – это явление рациональное, мир духа. По сути, когда мы говорим о проблеме человеческого греха – это проблема рациональная, т.к. познающий субъект изначально рационален. Самосознание – проблема личности. В понятии Бога раскрывается понятие человека. Человек познает в себе Всеобщее. Всеобщее – снятие проблем римского права.

    Сравнительно – правовой аспект.  В религиозно-правовых системах (мусульманская, индуизм) имеется как много достоинств, так и много недостатков. Огромный потенциал в том, что регуляторы совмещаются. Религия, право и мораль имеют общие нормы и увеличивают эффект воздействия.   Негативный момент – эти системы не автономизированы, внутренняя логика права не раскрылась. Это не правовая система, т.к. это логика религиозно-нравственных отношений. Право – это инструмент осуществления политических нравственных и религиозных целей. У этого инструмента нет сущности, это условные правовые системы. В религиозных системах (шариат, индусское право, иудейское право, каноническое право, хотя сейчас оно сведено к Ватикану и не рассматривается как самостоятельная система) право оказывается заложником религиозных норм и не выступает самостоятельным регулятором, а выполняет служебно-вспомогательную функцию.

    Проблема оснований права. Духовные основания права. Христианство  в своей основе заложило религиозные основания права (не только христианство, но и буддизм, иудаизм). Христианство – религия свободы. Христианство подготовило идею свободы, субъекта права (идея индивидуальной ответственности за свои поступки), что является основанием для правовой коммуникации. Право  как организованная система не может вобрать религию, мораль в качестве своих элементов, т.к. оно вживляет, переплавляет их в себя. По Н. Луману, у права есть свой внутренний закон, система. Таким образом, религия  - организационный фундамент, на котором строятся принципы права. Задача права сегодня – объединить религии, устранить противоречия в религиозной сфере, если только оно основано на высших человеческих ценностях.

    1. Право и корпоративные нормы. Корпоративное право. Понятие правовой автономии

    Для того чтобы проанализировать данную проблему, необходимо обратить внимание на труды зарубежных классиков.

    Впервые эту проблему (если взять немецкую литературу) обсуждал Отто Гирке. Ни один из его томов не переведен на русский язык, единственное, что у нас есть – это реферат Гервагена, в котором сделана краткая выжимка из трудов Гирке.

    Из французских авторов эту проблему исследовал Р. Салейль. Из австрийских авторов – Мешлени и Штейнбах.

    Труды наших юристов: Л. С. Таль. Таль в 1915 г. опубликовал брошюру, посвященную юридической природе предприятия – «Юридическая природа организаций или внутреннего порядка предприятия».

    А.И. Каминка «Основы предпринимательского права».

    Современные авторы: Т.В. Кашанина «Корпоративное право».

    Когда Отто Гирке начинал обсуждать эту проблему, он говорил о том, что те нормы, которые создаются в рамках корпораций, это есть особое право, так называемое социальное право. Есть право частное, право публичное, а есть третья сфера – сфера социального права. Это не результат индивидуального договорного права, это нечто самостоятельное. По сути, это есть производный правопорядок. В результате этого союзного объединения разных субъектов создается совершенно новый правовой строй.

    В социальном праве можно выделить 3 элемента:

    1. То, что регулирует членство в рамках корпораций (механизм вхождения в корпорацию, выхода и др. условия).

    2. Внутренние функции каждого элемента корпорации (та правовая деятельность, которая осуществляется каждым членом корпорации).

    3. То, что создает единство, целостность корпорации, ее внутренний правовой порядок.

    Корпорация строится по особому принципу: она формируется путем восхождения от частного к общему. Учреждения формируются прямо наоборот: воля учредителя навязывается членам данной организации (от общего к частному).

    Салейль: корпоративные акты – нечто подобное договору присоединения. Корпоративные акты строятся по такому принципу: есть внутренние правила, вырабатываемые корпорацией; ни один работник, акционер не может повлиять как-то на эти корпоративные акты. То есть, нормативная основа этих актов такая же, как и у договоров присоединения. Корпоративные акты также как и договоры присоединения являются договорами только по внешнему виду, по форме, а по содержанию, это определенные правила, нормы закона.

    Австрийские юристы исследовали организационные свойства корпоративных актов: природа этих актов не имущественно-правовая, а именно организационная. Этот организационный акт формирует корпоративное устройство. Своеобразное развитие этих представлений получило в трудах О.А. Красавчикова. Уральская школа, по сути, основана на их взглядах.

    Лев Таль, обсуждая эту проблему корпоративного устройства, говорит о том, что есть только 2 варианта решения этой проблемы:

    1. Признаем корпоративные акты результатом договорных отношений, имеющим обязательственную природу.

    2. Признаем элементом правопорядка, обладающим нормативной силой. (Но необходимо определить, какова здесь роль государства? Как оно признает, легитимирует или делегирует эти правомочия, откуда они вообще возникают).

    Таль склоняется скорее ко 2-й позиции, что природа этих актов нормативная.

    Можно выделить 3 момента, характеризующих природу корпоративных актов:

    1. Имеют ограниченный характер действия, действую только в рамках корпораций (Архипов: с этим можно согласиться, но в ряде случаев потребители и заказчики вынуждены учитывать правила организации).

    2. Являются бессильными (не могут противостоять принудительным актам государства, это второстепенные акты).

    3. Принимаются в особой форме.

    Л.Таль, обсуждая причины правообразования, говорит, что нормы в организациях имеют особую природу, их нельзя подводить под договор. Часто эти нормы не предполагают согласия, у них другая природа. По сути это может быть феномен правовой автономии, у которой недоговорная природа. Вырабатывается общекорпоративная воля, не имеющая договорной характер.

    Современные тенденции:

    Сегодня в РФ корпоративное право только формируется, поэтому разнообразие корпоративных актов будет возрастать. Если взять наш правовой менталитет, то наши многие предприниматели стремятся к тому, чтобы быть единовластными хозяинами, но т.к. сфера их экономических интересов постоянно возрастает, и они вынуждены привлекать внешние средства, а корпорациям дают такую возможность, то с этой точки зрения, корпоративное сознание, мышление постоянно развивается. Если взять российскую действительность, то наше мышление не корпоративно (постоянно возникают конфликты в рамках российских корпораций). В период первоначального накопления капитала каждый сам за себя, еще нет сознания корпоративности. И поэтому нам не просто строить корпоративное право, формировать корпоративные отношения. У нас другое мышление и другой тип сознания, и нужны годы, десятилетия, чтобы его поменять.

    Позиция Т.В. Кашаниной:

    1. Корпоративное право – это право предпринимательское (Архипов: не совсем адекватный тезис; например, известные адвокатские корпорации в Англии – разве можно их рассматривать как элемент предпринимательской деятельности?)

    2. Корпоративное право – это система норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю его членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при недостаточности силой государственного принуждения.

    Признаки корпоративного права:

    - корпоративное право состоит из норм;

    - ему присущ признак системности, целостности;

    - признак обязательности для участников корпорации;

    - корпоративные нормы находят письменное выражение;

    - выражают волю коллектива;

    - принудительность

    С.И. Архипов критикует данное определение по следующим моментам:

    1) это определение является позитивистским. Кашанина сводит корпоративное право к нормам, однако в корпоративном праве существуют еще и индивидуально-правовые акты, обычаи, традиции.

    2) корпоративное право выражает не волю отдельных членов, а волю корпорации (в результате внутренней корпоративной деятельности наша воля преобразуется в единую волю – корпоративную).

    3) принудительность не является обязательным элементов правовой системы. В определенной степени можно говорить о психологическом принуждении.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта