Биоэтика все. Возникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики
Скачать 245.05 Kb.
|
40. Этические проблемы трансплантологии. Отношение религии к трансплантации. Этические проблемы патологоанатомических вскрытий. Этические проблемы забора органов у живого донора: 1. Пересадка органа от живого донора сопряжена с серьезным риском для последнего: • риск, связанный с проведением самой хирургической операции; • лишившись одного из парных органов или части непарного органа, донор становится в большей степени уязвим к неблагоприятным внешним воздействиям; • забор органа или его части у донора является отступлением в отношении донора от основополагающего принципа медицины «не навреди» => возникает конфликт двух этических принципов медицины «не навреди» и «делай благо» —> в случае живого донорства всегда действует правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред; 2. Донорство д.б. добровольной, осознанно совершаемой и бескорыстной жертвой. В настоящее время во всех странах мира принята практика пересадки только лицам, находящимся в близком родстве с живым донором, призванная обеспечить эти условия. 3. Информированное согласие в трансплантологии. • В отечественной медицине применяется иная процедура – получение письменного разрешения донора. Этот документ не содержит развёрнутой информации о риске неблагоприятных последствий, поэтому имеется возможность, дозируя характер устно передаваемой информации, фактически манипулировать решением донора. • Опасность в отношении того, действительно ли обеспечивается добровольность, т.к. существует вероятность откровенного семейного давления и даже принуждения в отношении донора, потому что мед. информация передаётся членам семьи. Решение – конфиденциальность. Этические проблемы забора органов у мёртвого донора: 1. Проблема констатации смерти человека 2. Проблема добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации Общие биотические проблемы 1. Продажа органов 2. Информированное согласие 3. Живые, но терминальные доноры Отношение религии к трансплантации Отношение Русской Православной Церкви: • трансплантология позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. • органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. • пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека, в этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. • морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. • неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. • посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся по ту сторону смерти (такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека). • презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. Западная церковь: • большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантации и позитивно оценивают факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь • считает, что донорство в трансплантологии — это акт милосердия и нравственный долг. Католическая Хартия работников здравоохранения оценивает трансплантологию как «служение жизни», в котором происходит «приношение части себя, своей крови и плоти, дабы продолжали жизнь и другие». Позиция Протестантской церкви. • протестанты не препятствуют переливанию крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в данных операциях. • продажа органов с точки зрения протестантской церкви считается аморальной. Позиция буддизма. • в буддизме пересадка органов считается возможной только от живого донора при условии, что это было даром больному. Позиция иудаизма. • иудаизм допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. • в иудаизме к телу человека относятся с большим уважением даже после его смерти. • брать органы для трансплантации можно только при условии, что человек сам перед смертью разрешил это и семья при этом не возражает. Позиция ислама. • у ислама отношение к пересадке органов более сложное, в ряде арабских стран это абсолютно запрещено. • но в целом исламская религия признаёт трансплантологию. Этические проблемы патологоанатомических вскрытий Проблема патологоанатомического вскрытия умершего имеет несколько этических аспектов. Во-первых, оно имеет прямую связь с трансплантацией органов. До последних десятилетий при гомотрансплантации в преобладающем большинстве случаев речь шла о пересадке трупных органов и лишь в незначительном - о пересадке от живых добровольных доноров. В связи с этим представляет интерес развитие юридической стороны о сроках, в которые разрешается вскрытие от момента констатации смерти человека. Второй этической стороной вскрытия умерших является отношение к этому явлению родственников, этносов, религий. Как известно, Ислам и РПЦ категорично выступают против вскрытия, хотя ни в одной из «священных» книг этих религий нет запрета на него. К сожалению, все эти интересы плохо согласуются с активно внедряемым в жизнь «Конвенцией» Совета Европы в контексте биоэтики, положением о том, что «интересы отдельной личности всегда выше интересов общества и науки». Этот тезис призван защищать интересы личности от возможных научных, корпоративных и других посягательств со стороны, в частности, медиков. Ясно, что в разбираемой проблеме речь не идет о защите жизненных интересов личности, которой уже, по большому счету, все равно, вскроют ее или нет. Поэтому в данной ситуации речь может идти в основном о соблюдении этических принципов по отношению к родственникам. Вышеуказанный тезис защищает их интересы. И, если они не желают вскрытия, то оно не может быть произведено. По религиозным или иным мотивам, в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патологоанатомическое вскрытие, при отсутствии подозрения на насильственную смерть, не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Кроме этих, вроде бы этических, но законодательно решенных вопросов вскрытия, есть и некоторые другие. В наше время на вскрытие чаще всего попадают так называемые «бомжи» - люди без определенного места жительства и чьи родственники неизвестны. На самом деле, в мировой практике считается, что вскрытие невостребованного тела несправедливо, что это есть эксплуатация одного индивида другим или одной группы людей, другой, что здесь морально имеет место нарушение права автономии обездоленных людей, придание научным, образовательным или практическим (пересадка органов) целям большего значения, чем автономии неблагополучных слоев общества. 41. Правовая регламентация трупного донорства. Презумпции «согласия» и «несогласия». Закон от 22 декабря 1992 года о трансплантации органов и (или) тканей человека: Статья 8: Презумпция согласия на изъятие органов и/или тканей Изъятие не допускается, если утверждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо или его близкие родственники заявили о своём несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти. В случае смерти несовершеннолетнего или недееспособного лица, изъятие органов и тканей для трансплантации допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей, Статья 9: Определение момента смерти • Органы могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. • Заключение о смерти даётся на основе констатации необратимой гибели всего ГМ (смерть мозга). • В диагностике смерти запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Презумпция согласия Презумпция – предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана. • отличается от путинного забора тем, что хотя специальное разрешение на забор органов после смерти и не спрашивается, но согласие на такой забор предполагается, то есть констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции. • право на отказ предоставляется как самому человеку - заранее, так и его родственникам - после его смерти (важно, чтобы это право могло быть реализовано на практике; население должно быть информировано о своём праве на отказ). • отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие, т.е. каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал отрицательного отношения к этому. Плюсы: • принцип формирует источник большого количества органов для трансплантации. Минусы: • принцип вынуждает врача совершать, по сути, насильственное действие, т.к. действие с человеком/его собственностью без его согласия квалифицируется в этике как «насилие»; • принцип не может защитить неосведомленного человека; • поэтому многие оценивают этот принцип как этически некорректный. Презумпция несогласия • для изъятия органов с целью трансплантации необходимо явно выраженное прижизненное согласие от самого донора при жизни или его родственников после его смерти. • отсутствие явно выраженного согласия равносильно отказу. • требуется информированное согласие донора в форме прижизненного распоряжения или согласия членов семьи после его смерти. • такой подход выражает в каком-то смысле более индивидуалистические культурные традиции, чем презумпция согласия. Плюсы: • право человека на самодетерминацию, автономию (соблюдается и защищается); снижается потенциальная возможность криминализации данной отрасли медицины; • соблюдается и защищается фундаментальное право человека на свободу и добровольное определение судьбы своего физического тела после смерти; • поддерживается уверенность человека в достойном отношении к его телу после смерти; • врач освобождается от психоэмоциональных перегрузок, связанных с совершением этически некорректных (насильственных) действий. Минусы: • потенциальное снижение количества органов для трансплантации за счёт более сложной процедуры получения согласия по сравнению с презумпцией согласия; • для родственников решение такой проблемы, как трансплантация органов умершего, в момент внезапной смерти близкого является чрезмерной нагрузкой и не даёт им возможности полно и ясно рассмотреть проблему. 40 Дефицит донорских органов и способы его преодоления. Трансплантация – пересадка органов или тканей живым существам. Трансплантология – отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации, разрабатывающая методы консервирования органов и тканей, создания и применения искусственных органов. Проблема дефицита донорских органов решается различными путями: • идет пропаганда пожертвования органов после смерти человека с прижизненным оформлением согласия на это; • создаются искусственные органы; • разрабатываются методы получения донорских органов от животных; • методы получения органов путем культивирования соматических стволовых клеток с последующим получением определенных типов тканей; • методы получения органов путём создания искусственных органов на основе достижений биоэлектроники и нанотехнологий. Создание и использование искусственных органов – первое направление в трансплантологии, в котором начала решаться проблема дефицита донорских органов и других проблем, связанных с забором органов у человека, как живого, так и мертвого. В медицинской практике широко используется аппарат «искусственная почка», вошли в практику кардиотрансплантологии искусственные клапаны сердца, совершенствуется искусственное сердце, используются искусственные суставы и хрусталики глаза. Это путь, который зависит от новейших достижений в области других наук (технических, химико-биологических и т.д.), требующий значительных экономических затрат, научных исследований и испытаний. Ксенотрансплантация в настоящее время является одним из путей решения проблемы дефицита донорских органов. Идея использования животных в качестве доноров основана на мнении о том, что животное является менее ценным живым организмом, чем человек. Против этого возражают как сторонники защиты животных, так и представители трансгуманизма, считающие, что каждое живое существо имеет право на жизнь и негуманно ради продолжения жизни одного живого существа убивать другое. В то же время, человек на протяжении многих тысячелетий убивает животных для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и т.п. 42 Этические проблемы психиатрии. Психиатрия – это наука, изучающая вопросы клиники, этиологии, патогенеза, лечения и профилактики психических заболеваний. Объектом изучения психиатрии является человек, страдающий психическим заболеванием или расстройством. Этические проблемы: Трудность работы психиатра заключается в том, что он зачастую попадает в этически противоречивые ситуации, где сложно следовать положениям кодекса этики. Среди наиболее распространенных этических проблем в психиатрии выделяют следующие: – Недобровольные госпитализация и лечение в отношении лиц с глубокими психическими расстройствами (психиатры признают, что критерий непосредственной опасности не может быть для этого единственным основанием, потому что без лечения остается группа больных, которые в силу своих психических расстройств не сознают необходимости лечения); – Конфиденциальность (ее правила нарушаются в случае повышенного риска для жизни пациента или других людей (самоубийства, агрессивные действия), преступные действия (насилие, развращение, инцест), которые совершаются над несовершеннолетними; недобровольная госпитализация пациента в силу тяжести его психического состояния; участие пациента в тяжких преступлениях); – Принцип информированного согласия (согласие пациента должно быть добровольным и осознанным при том, что получение информации о характере психических расстройств пациента должно происходить в доступной для него форме и с учетом его психического состояния; предполагается получение предварительного согласия перед началом лечения, а также соблюдение прав пациента на отказ от лечения за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве); – Выбор патерналистскойт либо непатерналистской модели взаимоотношений врача и пациента (случаи, когда у пациента нарушены способности рассуждать о болезни, способности адекватно оценить риск и пользу лечения); – Принцип «не навреди» в психиатрии находит выражение в выборе «наименее ограничительной альтернативы» (вред, который может сопутствовать при оказании психиатрической помощи пациенту, специалисты видят в следующем: принуждение (широкий диапазон мер со стороны врача); социальные ограничения и запреты по отношению к психически больным; отчуждение душевнобольных от современного общества; моральный вред, причиняемый пациенту в ходе психотерапевтической работы; вред, который сопутствует применению инвазивных методов исследования и методов лечения с побочными действиями); – Проведение исследований на пациентах с психическими расстройствами, а также использование информации о пациентах во время обучения студентов и врачей, в научных публикациях (если пациенты не признаны недееспособными и не могут дать информированное согласие. Общепринятого критерия определения дееспособности при получении согласия на участие в исследовании нет). В современной психиатрии при постановке диагноза все чаще используется синергетический подход (синергетика – междисциплинарная наука, исследующая сложные самоорганизующиеся системы), позволяющий исследовать психику как синергетический объект, гиперсистему. В этом контексте психика человека, ее состояние и структура, выступает как сложная саморазвивающаяся система, которая в условиях стрессовых ситуаций, теряет свою устойчивость и может переходить к одному из непредсказуемых состояний. При этом ее «судьбу» и «разрешимость» определяют очень малые события (флуктуации), на которые в устойчивом состоянии, состоянии равновесия, эта система (психика) не реагирует. Использование синергетической модели психики, отход от однолинейности и жесткости, обращение к теориям случайных процессов приведет, как считают некоторые специалисты, к обновлению психиатрии, ибо понятие болезни будет вероятностным, а ее возникновение в ряде случаев - принципиально непредсказуемым. В психиатрии появится свобода воли в ее термодинамическом выражении, что повлечет за собой и изменение суждения о "норме" и болезни, к размыванию "границы" между нормой и болезнью, широким спектром адаптационных реакций, а суждение о "нормальном" будет изменяться вместе с обществом и в зависимости от развития медицинской науки. Принуждение. Диапазон мер принуждения в психиатрии очень широк – от безобидных ситуаций недобровольного освидетельствования психиатром до принудительного введения лекарств или принудительного кормления. |