Главная страница
Навигация по странице:

  • 7 Теория справедливости в биомедицинской этике

  • «справедливость как честность».

  • Люди свободны придерживаться их собственного понимания блага и устраивать их собственные жизни.

  • Плюсы: Стремление сделать всех людей равными Соответствующее морали распределение благ в обществе Минусы

  • 9 Теория биоэтов в биомедицинской этике. Биоэты

  • Метод Сократа и его применение в биоэтике.

  • «Идолы» познания Ф.Бэкона в контексте биоэтики.

  • Все идолы разума делятся на два вида

  • Правила научной дедукции Декарта и их применение в биоэтике Дедукция

  • 3 основных правила дедуктивного метода

  • Правила научной дедукции: Правило очевидности

  • Правило деления

  • Биоэтика все. Возникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики


    Скачать 245.05 Kb.
    НазваниеВозникновение, определение, предмет и виды биоэтики. Основатели биоэтики
    Дата28.09.2021
    Размер245.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБиоэтика все.docx
    ТипДокументы
    #238306
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Плюсы:

    1. Правила не имеют таких жестких границ, как в деонтологической теории Канта, и не являются столь абсолютными

    2. Теория признаёт исключения

    Минусы:

    1. Люди понимают по разному одинаковые принципы, их понимание вытекает из характера образования и опыта, которые они имели в прошлом

    2. Перечень моральных обязательств является неполным (например, нет морального обязательства не красть)

    3. Положение на интуицию, которая не абсолютна


    7 Теория справедливости в биомедицинской этике

    Принципы справедливости резюмируют распределение всех социальных благ (богатство и тд).

    Гарвардский философ Джон Ролз разработал теорию, которая объединяет сильные стороны утилитаризма с сильными сторонами деонтологической точки зрения Канта и Росса.

    Для Ролза основной целью правительства является оберегать и поддерживать свободу и благосостояние индивидуумов. Таким образом, принципы справедливости необходимы, чтобы служить в качестве стандартов конструирования и оценки социальных институтов и практик. Они обеспечивают способ разрешения конфликтов между конкурирующими притязаниями, которые выдвигают отдельные лица, и средства защиты законных интересов индивидуумов. В некотором смысле, принципы справедливости составляют программу развития справедливого общества.

    Ролз характеризует свой взгляд выражением «справедливость как честность».

    Согласно Ролзу, принципы справедливости будут справедливыми, если условия, при которых они выбираются, и процедуры достижения согласия по ним являются честными.

    Лучшая стратегия для того, чтобы эти рациональные люди сделали бы выбор, это придать неопределённость исходному положению.

    Поступая в соответствии с этой стратегией, Ролз доказывает, что в исходном положении люди согласились бы на два следующие принципа:

    1. «каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей».

    2. «Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно

    а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений, и

    б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей».

    Согласно Ролзу, эти два принципа принимаются, чтобы регулировать распределение всех социальных благ: свободу, собственность, богатство и социальные привилегии.

    Первый принцип имеет приоритет. Он гарантирует систему равной свободы всем. Кроме того, вследствие своей приоритетности, он открыто запрещает обменивать свободу на социальные или экономические выгоды.

    Второй принцип регулирует распределение социальных благ, кроме свободы. Ролз утверждает, что люди в исходном положении не выберут форму строгого эгалитаризма(концепция - равенство всех людей), если бы даже общество могло организовать себя таким образом, что исключило бы различия в богатстве и уничтожило бы преимущества, которые свойственны разным социальным положениям. Взамен они выбрали бы второй принцип справедливости.

    Это означает, что в справедливом обществе различия в богатстве и общественном положении могут быть терпимыми, только если в отношении их может быть доказано, что они приносят выгоду всем, и, в частности, выгодны тем, кто имеет преимуществ меньше всего (например, кто не подготовлен к тому, чтобы поступить в медицинские школы, вследствие прошлой дискриминации в обучении, могут заявить права на специальную подготовку; для того, чтобы их обучили специальности).

    Справедливое общество не есть общество, в котором все равны, но общество, в котором неравенства должны обнаруживать свою легитимность.

    В справедливом обществе должна существовать подлинная возможность приобретения членства в группе, которая пользуется особыми преимуществами.

    Люди свободны придерживаться их собственного понимания блага и устраивать их собственные жизни.

    Смысл позиции Ролза: все имеют право на охрану здоровья, то есть здоровье находится среди «первичных благ», без здоровья индивидуум не в состоянии добиваться других благ.

    Ролз утверждает, что имеются также «естественные обязанности», которые признавались бы сторонами в исходном положении. Обязанность справедливости, обязанность помогать другому, обязанность не причинять другому вреда.
    Плюсы:

    1. Стремление сделать всех людей равными

    2. Соответствующее морали распределение благ в обществе

    Минусы:

    1. У всех разное представление о благе и многие его вообще не хотят

    2. Отсутствие справедливой объективной оценки количества усилий преуспевших и непреуспевших для оценки справедливости количества их благ


    9 Теория биоэтов в биомедицинской этике.

    Биоэты – некоторый новый неклассический вид сущностей (ситуации, объекты и процессы), специфицирующие собой новый тип реальности биоэтической практики и знания.

    Главный признак биоэтов - их пограничный статус - они лежат на пересечении биологической и этической реальности, антиномистически совмещая в себе разного рода дополнительные определения.

    Как правило, с биоэтами связаны различные проблемные ситуации, возникающие при попытке их полного определения в рамках только биологического или только этического знания. Это изначально кентаврические сущности, в которых сплавляется то, что разрывается современной специализированной культурой.

    Биоэтика связана с пограничными сущностями – биоэтами, соединяющими в себе биологические (биоредукт) и этические (эторедукт) составляющие.

    Виды биоэтов:

    Биоэты могут быть и объектами (человеческий эмбрион), и состояниями (умирание), и действиями (эвтаназия).

    Важна, по-видимому, не их онтологическая роль как самостоятельного носителя предикатов (языковое выражение, обозначающее какое-либо свойство) или как той или иной предикации, а то, попадает ли эта определенность – сущее или предикат - в пограничную биоэтическую область, или нет.

    Редукты биоэта – идеализации, очищающие этическое от биологического и наоборот.

    Биоредукт – редукт, абсолютизирующий биологические определения биоэта.

    Эторедукт – редукт, выделяющий в чистоте только этическую компоненту биоэта.

    Пример:

    Проблема статуса эмбриона

    Либеральная позиция: Эмбрион – чисто биологическая часть организма матери, не обладающая никакой собственной автономией, в пределе подобный аппендиксу или пальцу.

    Консервативная позиция: Эмбрион – человек, начиная с момента зачатия, и аборт трактуется как убийство.

    Решение проблемы - идея временной границы в развитии эмбриона, до которой его можно считать преимущественно биологическим обьектом, а после которой – преимущ. этическим (14 дней).

    1. Метод Сократа и его применение в биоэтике.

    Сократ полагал, что нравственные ценности должны быть одинаковыми для всех людей.

    Сократический метод – это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задаёт вопросы, а другой отвечает на них. Для собеседников истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предлагают поиск.

    Это метод познания истины путём последовательной постановки определенных по смыслу вопросов с последующим нахождением ответов на них.

    Метод называется диалектическим, т.к. приводит мысль в движение.

    Цель: метод Сократа (майевтика) направлен на извлечение скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов.

    Три стороны метода, на которые опирался Сократ:

    1. Ирония - отрицательная часть совместного исследования, обнаружение противоречий в утверждениях собеседника.

    2. Майевтика – положительная часть, позволяющая отыскать истину. Метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает последовательно вопросы, отвечая на которые, его собеседник сам формулирует дотоле неизвестные ему утверждения.

    3. Индукция – отыскание общего в частных добродетелях путём их анализа и сравнения. Начиная с самых привычных и обыденных примеров, он старался подвести собеседника к определению обсуждаемого понятия, то есть ответить на вопрос «что есть?». Таким образом пытаясь перейти от частного к общему.

    Истина – это идея, находящаяся в мире идей и выражающая себя в мире чувственных вещей. Человек видит только разные стороны одной идеи и не может их связать. Только душа способна увидеть истину в целом.

    Три этапа:

    1. Полилог – человек получает мнения как искаженные осколки идеи, не зная ещё самой идеи. Разговор многих – генератор многообразия.

    2. Монолог – человек своей душой проникает в мир идей и там может найти нужную ему идею-истину. Мыслитель должен уйти в себя.

    3. Собственно диалектика – человек пытается соединить идею и ее разные стороны, выраженные в мнениях; единство полилога и монолога.

    По Сократу нельзя полностью понять истину, происходит лишь движение к этой истине. Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остаётся открытым.

    Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина.

    Метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.
    1) сомнение (или «я знаю, что я ничего не знаю»);

    2) ирония (или выявление противоречий);

    3) майевтика (или преодоление противоречия);

    4) индукция (или обращение к фактам);

    5) дефиниция (или окончательное установление искомого понятия).
    Сократовский диалог является важным элементом различных личностно-ориентированных психотерапевтических методов, задачей которых служит вовлечение пациента в сотрудничество и расширение сферы его сознания.


    1. «Идолы» познания Ф.Бэкона в контексте биоэтики.

    Идолы познания – это помехи, которые стоят на пути познания.

    В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений. 

    Все идолы разума делятся на два вида:

    1. Врожденные – присущие человеческой природе изначально.

    2. Приобретенные – которые человек получает в течение жизни.

    Идолы разума искоренить невозможно, но их надо изучать, чтобы нейтрализовать, преодолеть.


    1. Идолы рода.

    Ложные представления о мире, присущие всему человеческому роду и являющиеся результатом ограниченности мышления и органов чувств.

    Это помехи познания, свойственные всему человеческому роду; ограниченность органов чувств человека, ограниченность разума.

    Органы чувств человека несовершенны. Глаз орла видит лучше, нюх у собаки лучше. Ультразвук могут воспринимать только дельфины.

    Эти помехи познания носят врожденный характер. Избавиться от них нельзя, но необходимо учитывать в процессе познания.

    Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются некруговые, что необоснованно. 


    1. Идолы пещеры.

    Связаны с индивидуальными особенностями людей, их склонностями, пристрастиями, воспитанием.

    Каждый человек воспринимает не весь мир, а только часть его, как будто видит его из своей пещеры. Его видение мира обусловлено эпохой и культурой того общества, в котором он живет, уровнем его образования социального положения и т.д.

    Эти помехи познания носят врожденный характер, они имеют индивидуальную природу.

    Идолы рода и идолы пещеры – врожденные идолы.

    Это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому.

    Преодолеваются эти препятствия при помощи воспитания и образования.


    1. Идолы театра.

    Слепая вера в авторитеты (авторитет прошлых и современных идей, взглядов других людей), некритическое заимствование людьми воззрений из прошлых философских систем.

    Это помехи познания, связанные влиянием авторитетов. Влиятельное мнение может искажать истину.

    Эти помехи познания носят приобретенный характер.

    то ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел ввиду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера, в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".


    1. Идолы площади (рынка).

    Вместе с языком люди в процессе общения усиливают и заблуждения предшествующих поколений.

    Помехи познания, вызванные неправильным употреблением слов.

    Слова бывают двух видов: названия несуществующих вещей (н-р, судьба) и названия существующих вещей, не плохо и неясно определенных.

    Зачастую, чтобы выразить мысль, человеку не хватает слов, потому что их не в языке. Например, если глагольный аналог слову «мышление» - «мыслить», а глагольного аналога слову «справедливость» нет, хотя явление есть. В коммуникации приходится прибегать к помощи многих других слов. Кроме того, человек часто живет слухами, сплетнями.

    Для преодоления препятствий этого вида необходимы стремится максимально точно выражать свои мысли.

    От этих идолов труднее всего избавиться, хотя они и носят приобретенный характер.

    Бэкон поставил сложную проблему – как соотносятся слово и реальность.

    Это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.


    1. Правила научной дедукции Декарта и их применение в биоэтике

    Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие – то заключения, получаем определенные следствия.

    Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представлять ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

    С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

    Основа метода в математическом знании философское знание строится на основе аксиом, из которых выводятся теоремы.

    Чтобы построить философию как науку, необходимо найти философские аксиомы, и лучше одну аксиому, из которой можно было бы вывести как ее следствия все прочие истины.

    Аксиома: Сомнение несомненно.

    Теорема 1: Если есть сомнение, то есть и сомневающийся.

    Теорема 2: Если есть я, то есть идеи наполняющие это Я.

    Теорема 3: Если есть идеи, то есть и наибольшая среди идей – идея Бога.

    Теорема 4: Если Бог есть, то есть и созданный им мир.

    Метод Декарта можно назвать рационалистическим: опытно-экспериментальные исследования в естественных науках, он неоднократно подчёркивал значение опыта в научном познании. Но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными они не были, а вследствие деятельности ума, которые направляют и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической.
    3 основных правила дедуктивного метода:

    • Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

    • Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направленно на постижение именно этого неизвестного.

    • В вопросе также должно содержаться нечто известное.

    Таким образом, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное.
    Правила научной дедукции:

    1. Правило очевидности: никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать свои суждения только то, что представляется мое у уму столь ясно и отчетливо, что никаким образом не сможет дать повод к сомнению.

    2. Правило деления: делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

    3. Правило порядка: располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

    4. Правило полноты: делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта