Главная страница
Навигация по странице:

  • ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

  • НЕФОРМАЛЬНОЕ

  • ЦЕЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  • ПРИНЦИПЫ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  • Скаутское обещание Клянусь моей честью, что я

  • Богом и моей страной)

  • 4. Скаут - друг для всех и брат каждому

  • 10. Скаут чист в мыслях, словах ч делах.

  • Метод

  • СИМ ВОЛЫ И СКАУТСКИЕ АТРИБУТЫ В Скаутинге существует несколько объединяющих элементов: символы и атрибуты.Скаутская эмблема (знак)

  • НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ СКАУТИНГА

  • Книга. 332_Книга для скаутского лидера. Всемирная Организация Скаутского Движения 1992 Автор текста Бондарь Л. А


    Скачать 5.63 Mb.
    НазваниеВсемирная Организация Скаутского Движения 1992 Автор текста Бондарь Л. А
    АнкорКнига
    Дата14.03.2023
    Размер5.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла332_Книга для скаутского лидера.pdf
    ТипКнига
    #989279
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОД СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
    Бойскаут, скаут, скаутская организация - эти слова, пожалуй, нам мало знакомы. Десятилетия они практически не употреблялись в повседневной жизни, разве что в научных трудах.
    Тем временем Скаутское Движение (Скаутинг) росло, развивалось динамично и прогрессивно.
    ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ это добровольная, независимая, неполитическая, неправительственная организация.
    Очень часто вы можете встретиться с названием ''Скаутинг" - это сокращенное имя Скаутского Движения.
    Прежде всего обратимся к объяснению основных понятий Скаутинга.
    Скаутское Движение определяется "...как добровольное, неполитическое, воспитательное Движение для молодых людей, открытое для всех без ограничения по происхождению, вероисповеданию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными Основателем Дви- жения...".
    Понятие "Движение" означает непрерывную серию организованных мероприятий, осуществляемых в соответствии с поставленной целью, а также определенный тип организации как систему форм, через которые достигается цель.
    Добровольность - это необходимое условие, которое свидетельствует о том, что все члены
    Движения вступают в него по собственной воле, поскольку они признают принципы
    Скаутинга. Это в равной степени касается и детей, и молодых людей, и взрослых.
    Скаутинг - это воспитательное движение, направленное на разностороннее развитие и воспитание личности;
    „воспитание" здесь подразумевает развитие способности -
    "учиться познавать" и развитие позиции "учиться быть".
    В скаутской подготовке "воспитывать" - это не учить, а привлекать ребенка к тому, чтобы он учился сам, для самого себя, по собственному желанию, тому, что формирует его характер.
    В Скаутинге понятие "воспитание" не ассоциируется с понятием "школа".
    Скаутское воспитание - это НЕФОРМАЛЬНОЕ воспитание, организованная воспитательная дея- тельность вне установленной формальной воспитательном системы.
    Скаутинг является определенным организованным институтом, имеющим определенную цель, и соотно- сится с определенными социальными группами.

    И прежде всего, Скаутинг обращается к детям и юношеству, поскольку по своей сути - это детское и молодежное движение, где роль взрослых состоит в том, чтобы помочь молодым в достижении целей
    Скаутинга.
    Каждая Национальная Скаутская Организация сама определяет возрастные категории молодых людей, принимаемых в Скаутское Движение.
    Сюда может вступить любой ребенок или молодой человек, девушка, независимо от происхождения, расы, классовой принадлежности или вероисповедания.
    Таким образом, принцип не дискриминации - одно из основных требований Скаутинга.
    ЦЕЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
    Цель Скаутинга, определяющая содержание его деятельности, заключается в том, чтобы "через участие скаутов в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и дос- тойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала".
    Такое определение отражает ведущий принцип воспитания - все составляющие человеческой личности, а именно, физические, психические, интеллектуальные, общественные и духовные качества всегда раз- виваются во взаимодействии.
    Скаутинг включает множество факторов, способствующих наиболее полному становлению индивида.
    Но это не означает, что он заменяет семью, школу, религию и другие социальные институты воспитания, он лишь дополняет воспитательную деятельность названных институтов.
    Скаутинг имеет особое значение в формировании концепции обязанностей гражданина общества. Эта цель является фундаментальной и ее надо понимать в широком смысле: каждая личность должна быть прогрессивной, индивидуальной.
    В то же время каждый человек - это всеобъемлющая часть общества, это часть политической структуры- района, области, страны и т.д., абсолютное выражение которых есть суверенитет родины и перед кото- рыми личность несет ответственность.
    ПРИНЦИПЫ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
    Фундаментальные принципы изложены в Конституции Всемирной Организации Скаутского Дви- жения.
    Являясь законом, убеждением каждого, они должны неукоснительно соблюдаться при достижении цели, представляя Кодекс поведения, который характеризует любого члена Скаутского Движении.
    Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон для каждого, и позиция каждого скаута - это:
    • Долг перед Богом,
    • Долг перед другими,
    • Долг перед собой.
    Первый указывает на духовное содержание жизни личности, второй - отношение личности к обще- ству в самом широком смысле слова, третий - обязанности личности перед самим собой.
    Долг перед Богом
    Этот принцип определяется в Скаутском Движении как "приверженность духовным ценностям, верности религии, принятие вытекающих из этого обязанностей" и относится к любой религии.
    Долг перед другими
    В данном принципе сконцентрированы основные позиции Скаутинга, и прежде всего речь идет об ответственности личности перед обществом в самых различных аспектах.
    Долг перед другими определяется как "...верность своей стране, участие в жизни общества с при- знанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на мест- ном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что в конечном счете гарантирует сохранение целостности всего мира".
    Первое положение приводимой цитаты обращено к фундаментальной концепции Скаутинга: вер- ность своей стране, международной дружбе и взаимопониманию.

    С момента своего зарождения Скаутинг придает особое значение развитию чувства братства и по- нимания среди молодежи всех наций.
    Второе положение отражает основополагающий принцип службы на благо другим.
    Служба в более широком смысле, чем вклад в развитие общества.
    Это развитие не может достигаться любой ценой, оно должно основываться на уважении достоинства человека и целостности природы.
    Концепция уважения достоинства человека является основополагающим правилом международного со- общества. Можно заключить, что каждое действие, которое предпринимается в рамках Скаутинга, бази- руется на признании индивидуальности личности.
    Концепция целостности природного мира отражает идею сохранения природы, которая была всегда важной для скаутов. Это означает, что при достижении любой цели человек использует природные ре- сурсы таким образом, чтобы не нарушить стабильности и гармонии природного мира.
    Долг перед собой
    Этот принцип можно определить как "ответственность за собственное развитие". Скаутинг предполага- ет, что молодые ответственны за совершенствование своих собственных способностей.
    Скаутское Движение как воспитательное движение сориентировано на оказание помощи юному челове- ку в раскрытии его потенциала - процесс, которым мы называем развитие личности.
    С момента зарождения Скаутинга все основные и наиболее важные принципы
    Движения формулировались в Обещаниии
    Законе, излагались в доступной и привлекательной форме, их имели и имеют все Скаутские Ассоциации.
    Каждая Национальная Ассоциация заботится о том, чтобы Закон и Обещание были сформулированы современным языком, адекватным культурным традициям и общественному развитию данной страны, при этом обязательно сохранили полное соответствие Фундаментальным принципам
    Скаутского Движения.
    Скаутский лидер, как и каждый скаут, должен беспрекословно принимать Закон и Обещание и руководствоваться ими в своей личной жизни и в работе со скаутами.
    Скаутское обещание
    Клянусь моей честью, что я
    сделаю все От меня зависящее,
    чтобы Выполнить мой долг
    перед Богом и Государем (или
    Богом и моей страной),
    Помогать другим в любое
    время, Подчиняться
    Скаутскому Закону.
    Скаутский Закон
    /. Чести Скаута следует

    доверять.
    2. Скаут верен.
    3. Долг Скаута - быть полезным и
    помогать другим.
    4. Скаут - друг для всех и брат каждому
    скауту.
    5. Скаут вежлив.
    6. Скаут - друг животных.
    7. Скаут беспрекословно подчиняется
    своим родителям, а также приказам руководителя Патруля, Скаутмастера S.
    Скаут улыбается и не унывает при лю-бых трудностях.
    9. Скаут бережлив.
    10. Скаут чист в мыслях, словах ч делах.
    Мы рассмотрели принципы Скаутского Движения. Они являются основополагающими как для деятельности скаутского лидера со скаутами так и его персональной жизнедеятельности.
    Лидер скаутской группы или организации обязательно выступает в роли педагога, и ему необходимо владеть педагогическим методом
    Скаутинга, который применяется на протяжении всего времени суще- ствования Движения.
    Обратимся к тому, как излагается Скаутский Метод и базовых документах.
    Метод определяется как система средств, используемая для достижения цели Движения и основанная на принципах этого Движения.
    Скаутский метод - это прогрессивное воспитание через:
    • Обещание и Закон;
    • учебу через дело;
    • членство в малых группах, где осуществляется подготовка к самоконтролю, направленного на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способ- ности , как к сотрудничеству, так и к руководству;
    • прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и осуществляемые преимущественно на природе.

    СИМ ВОЛЫ И СКАУТСКИЕ АТРИБУТЫ
    В Скаутинге существует несколько объединяющих элементов: символы и атрибуты.
    Скаутская эмблема (знак)
    Скаутская эмблема стала символом Движения с момента его зарождения.
    250 миллионов скаутов носили эту эмблему. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира.
    Эмблема широко известна и всюду признается как символ Скаутского Движения, даже там, где собственно Скаутинга еще нет.
    Часто спрашивают, как родилась эта эмблема.
    Лорд Баден Пауэл сам дает ответ на этот вопрос: „Наш знак мы взяли от Полярной звезды".
    В те времена знак лилии рисовался на картах для ориентировки на Север. Таким образом, символ на- поминающий о Полярной звезде, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас,в приближении скаутских идеалов, а также показывать дорогу другим.
    Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы, две пятиконечные звезды, принятые в некоторых странах обозначают стремление к правде и знанию.
    Во всемирной скаутской эмблеме основным элементом является лилия, окруженная веревкой, завязан- ной рифовым узлом, символизирующим единство и братство Всемирного Движения.
    Цвета Всемирного Скаутского Движения - белый и лиловый - белая лилия на лиловом (королевском) фоне. Это весьма символично: в геральдике белый цвет олицетворяет чистоту, а королевский лиловый
    -лидерство и помощь другим.
    История рисунка
    Основные элементы этого рисунка существовали несколько столетий назад, они ориентировали по ком- пасу на Север.
    Китайцы, как известно, использовали его как указывающий знак за 2 тысячи лет до нашей эры .Этот же символ имелся в некоторых этрусских и римских орнаментов и был найден на древних монумен- тах в Египте и Индии.
    В Европе изображение используется как навигационный знак, вероятно, с конца Х111 века, после того как Марко Поло привёз компас из своих путешествий.
    Великая энциклопедия "Британка" рассказывает о том, что этот знак, символизирующий Северную звезду, изображен и на примитивном компасе, изобретенном итальянским мореплавателем Фальми
    Джиохой. "Британика" выделяет и другую интересную версию оригинального рисунка, согласно кото- рой он происходит от Розы ветров, знака более древнего, чем магнитный компас, впервые также поя- вившегося у мореплавателей.
    Восемь главных ветровых направлений изображались греческими буквами, а северный ветер маркиро- вался буквой " Т", т.е. "Трамонтана". В те времена "Т" украшалась стрелочками.
    Дизайн знака использовался довольно часто. Он появлялся то в рисунчатых версиях геральдических гербов, то во многих декоративных изображениях, иногда он представлял оконечность копья, мета- тельного дротика, лилию и т.д.
    В настоящее время символ продолжает указывать путь для навигаторов всего мира: у скаутов он обо- значает путь к дружбе и братству .
    Далее обратимся к атрибутике Скаутов; среди ее изображений: вымпел, униформа, призыв или, как называют скауты, клич, эмблема, знаки отличия, шейный платок (скаутский галстук) и т.д.

    Скаутское рукопожатие
    Скауты
    во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры.
    Это делается в любом случае, когда рукопожатие необходимо, и неважно, носят ли в это время скау- ты форму или нет.
    Скаутский салют
    Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъем и спуск национального флага, всегда при и произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца
    - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный ). Заметьте ладонь открыта ко всем.
    Вымпел группы
    И так у вас есть общее дело, общие задачи, вы имеете представление о своем существовании, вы полны энтузиазма, все это должно выразиться в каком-либо ярком символе - это архиважно!
    Скауты говорят: "Символ группы - это ее лицо". Как правило, таким символом является вымпел пли флажок, который соответствует общему портрету и настрою членов группы.
    Призыв группы
    Призыв (клич) группы должен быть простым, коротким, различимым на расстоянии и соответствовать условиям той местности, где вы живете, а также выражать общее настроение, общие цели и совмест- ную деятельность.
    Шейный платок

    Шейный платок, или иначе галстук, обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы ; по цвету они могут быть разнообразными, могут иметь цвета флага или герба вашего горо- да, крап.
    Скаутские знаки отличия
    Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения и той или иной скаутской "специальности", например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т.д..
    Униформа
    С самого начала создания Скаутской Организации скауты имеют официальную форму ,которую носят с вели- ким удовольствием .
    Во многих странах она традиционна и существует ни один десяток лет.
    Форма может меняться ,но она должна служить символом принадлежности членов этой группы единой Национальной Организации и Всемирной скаутской семье.
    Скаутская форма многих стран близка по ряду элементов , вместе с тем часто отличается по цвету.
    Форма скаутов соответствует условиям местности ,возрасту ,избранной деятельности ,национальным тради- циям и т.п .Она может быть придумана самой группой, но при этом обязательно соблюдаются правила по зна- кам отличия.
    НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ СКАУТИНГА
    На протяжении всей истории Скаутинг в своей деятельности опирается на научные основы знании о человеке: это учение о гуманизме, и самые разнообразные дисциплины, изучающие проблемы форми- рования индивида, развития его способностей.
    Обширная информация - не всегда показатель мастерства воспитателя-лидера, но, безусловно, каждым уважающий себя лидер должен учиться.
    Наиболее важными для вашей деятельности являются основы знаний из области следующих дисциплин:
    • социальной педагогики;
    • социальной психологии;
    • возрастной психологии;
    • психотерапии;
    • социологии;
    • этнографии;
    • медицины;
    • физиологии;
    этики и эстетики;
    • юриспруденции: молодежного права, социального права, гражданского права, криминального права:
    • политологии;
    • технологии;
    • истории.
    Автор не ставит своей задачей в настоящем учебнике рассмотреть подробно научные аспекты воспита- ния, но считает целесообразным обозначить ряд научных позиции, которые должны быть всегда учте- ны лидером в его работе с детьми и молодежью.
    Многие из них достаточно широко освещены в литературе по психологии детства и юношества из-
    вестными учеными.
    Обратите ваше внимание на определенные положения, которыми руководствуется современный Скау- тинг во всем мире при подготовке и выработке программ деятельности.
    Прежде всего речь пойдет о потребностях подрастающего поколения.
    Организация работы групп с учетом разнообразия интересов и потребностей скаутов - базовое требо- вание Скаутского Движения. Успех Движения достигается лишь там, где предоставляется возможность для реализации большинства стремлений юных.
    К формированию системы потребностей развивающейся личности ребенка причастны родственники, учителя, друзья и т. д., весь окружающий его мир и следующие в ней наиболее значимы:
    • первая группа
    • общие природные социальные потребности;
    • общие природные эмоциональные потребности;
    • общие интеллектуальные потребности: вторая группа
    • развивающиеся сексуальные потребности;
    • потребности в эмансипации от семейного контроля:
    • потребности в выборе деятельности;
    • потребности в умении распоряжаться свободным временем;
    • потребности в философском осмыслении жизни:
    • потребности в самоанализе и идентификации своих возможностей.
    Каждую из названных групп можно достаточно четко конкретизировать, но необходимо заме- тить, что все они преисполнены детскими и юношескими чувствами.
    Каждому мальчику и девочке или юноше и девушке присуще:
    эмоционально-аффективное чувство быть любимым в широком смысле слова: родственника- ми, учителями, товарищами по учебе и игре; .обществу;
    чувство независимости - стремление к управлению собственной жизнью;
    чувство возможности самостоятельного решения в выборе друзей, самому вести денежные расчеты и планировать время, поощрения инициативы ,лидерства, участия в жизни общества;
    чувство достижения - удовлетворение от процесса работы при достижении результата: по- ощрениев школе, хобби, спорте и т.д.;
    социальное одобрение - чувство, что другие понимают и одобряют его поведение;
    самооценка - быть нужным в этой жизни: понимание и принятие как своей человеческой силы, так и слабости, собственной значимости для общества ,уверенность в будущем;
    интеллектуальное чувство - способность мыслить и решать проблемы: поощрение альтер- натив, поиск фактов и заключений, тренировка навыков, способность планирования, участие в партнерстве;
    социальное чувство - способность жить достойно вместе с другими людьми: социальная взаимопомощь, искренность, сотрудничество, духовные ценности, стандарты поведения;
    физическое чувство - чувство собственного здоровья: тренировка, охрана здоровья, санитар- ное состояние и условия жизни, подходящая одежда медицинское обслуживание, оценка здоровья родных и друзей.
    Движение скаутов как образовательно-воспитательное движение предоставляет возможно-
    сти для удовлетворения перечисленных потребностей.
    Этот сложный процесс требует наличия обоснованного педагогического метода, формирова- ния современной личности.
    Мы рассмотрели ранее определение скаутского метода в базовых документах, здесь же оста- новимся более подробно, так как именно данная позиция отличает Скаутинг от разнообраз- ных движений детей и молодежи, существующих в мире.
    Метод Скаутинга — это система прогрессивного самообразования через:
    • Обещание и Закон;
    • учебу через дело и игры;
    • членство в малых группах;
    • прогрессивные и стимулирующие программы.
    Образовательный метод Скаутинга - это широкий горизонт для детей и юношества, помощь в понимании окружающего мира, формирование опыта гражданских и социальных связей.
    Активная позиция и знания — это первый показатель духовности юного человека, приобре- тающего методом проб и ошибок некоторый жизненный опыт, умение поставить перед собой "проклятые" вопросы и постараться найти на них "простые" ответы.
    Дети и молодежь имеют возможность накопить этот опыт в
    Скаутинге, где метод становления личности помогает выбрать в окружающем мире приоритеты, которые имеют первостепенное значение
    Человеческая жизнь
    - комплекс взаимозависимостей: многие проблемы
    Родины требуют международного разрешения. Именно потому молодежь должна иметь опыт работы как на местном, национальном, так и на международном уровнях..
    Научные принципы Скаутинга предполагают, что прогрессивное развитие личности совершается там и только там, где есть стремление к знаниям, развитию способностей, становлению гражданской пози- ции, что вкупе дает возможность лучше понимать общечеловеческие ценности современного мира.
    Скаутинг как Международное Движение детей и молодежи эффективен в формировании личности лишь тогда, когда скауты будут:
    • осознавать важность сохранения целостности мира;
    • знать проблемы мирового сообщества и в значительной степени способствовать их решению:
    • способны понимать окружающий мир, других людей, находить признание как в маленьком обществе, так и в международных сообществах;
    • способны размышлять о самом себе, своем будущем, решать небольшие проблемы, которые, однако, в личном плане имеют особое значение;
    • способны понимать физические, социальные, духовные и культурные потребности, значимые для индивида, класса, нации, расы;
    • овладевать навыками поиска ответов на многочисленные вопросы, развертывания доказательств,
    творческого анализа;
    • способны идентифицироваться, преодолевать предубежденность и стереотипы, тенденциозность и предательство, понимать их причины и последствия;
    • способны к, сотрудничеству с другими и к уважению всех, независимо от национальности, цвета кожи и т.д.
    Скаутинг как международная организация реализует разнообразные средства и присущие ему замыслы социального формирования личности через международные проекты и программы посредством скаутского метода, который включает:
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта