Дис.Ненарт. Введение Актуальность диссертационного исследования обусловлена как глобальными трансформациями общества, кардинальными преобразованиями вещественной
Скачать 0.7 Mb.
|
1.2. Понятие социальной, психологической и профессиональной адаптации учителя В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973.С.18-19.]. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных [Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педвуза: Дис. ...канд. психол. наук. М,1982. 191 с.], преодоления трудностей [Овдей С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Дис. ...канд. психол. наук. Л., 1978. 184 с.] или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств [Скубий М.И. Социальные проблемы адаптации сельских учителей: Дис. ...канд. филос. наук. Новосибирск, 1975. 198 с.]. В Большой Советской энциклопедии адаптация определяется как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям окружающей среды. Термин "адаптация" был впервые введен в научную лексику немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления "приспособления" чувствительных органов (зрения, слуха) к воздействию соответствующих раздражителей. Грузинская психологическая школа тесно связывала понятие «адаптация» с понятием «установка» как необходимого опосредующего звена между действиями внешней среды и психической деятельностью человека, как готовность к определённой активности, которая в свою очередь обусловлена потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Так, Ш.А. Надирашвили [Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. С. 237-249.] считал установку механизмом адекватного и целесообразного приспособления индивида к среде. В рамках социологического подхода адаптация рассматривается как момент взаимодействия личности и социальной среды. Субъективная сторона этого процесса понимается как усвоение личностью основных норм и ценностей общества. Представителями такого подхода нередко отождествляются понятия «адаптация» и «социализация», поэтому решающее значение приобретает проблема соответствия форм поведения, индивидуальных способов деятельности личности основным правилам, требованиям и нормам выполнения общественных функций (см. [Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. Л., 1973. Вып.2. С. 111-120.; Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. М., 1982. С.3-17.] и другие). Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности. Некоторые авторы рассматривают адаптацию в качестве условия выполнения личностью ее основных функций, решения сложных творческих проблем [Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. Л., 1973. Вып.2. С. 111-120.; Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис. ...канд. философ. наук. Томск, 1973. 22 с.]. Г.А. Горошидзе [Горошидзе Г.А. Установка и адаптация личности в творческом труде: Дис. ...канд.психол. наук. Тбилиси, 1982. 165с.] рекомендует проводить профессиональный отбор творческих работников по показателям их адаптированности к профессиональным и социально-психологическим параметрам социальной среды. Приведенные нами подходы к исследованию проблем адаптации в рамках психологических, социологических и иных концепций не раскрывают суть всех существующих в настоящее время понятий данного явления. И в рассмотрении некоторых вопросов проблемы адаптации видны принципиально разные подходы. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований адаптации позволяет выделить следующие фундаментальные направления: отрицающее адаптацию человека в обществе и признающее ее. В основе первого направления лежит концепция экзистенциализма, представители которого признают человека абсолютно свободным, обособленным от общества и его законов. Подходы к исследованию влияния культуры на социальное поведение направлены на параметр индивидуализм/коллективизм и его личностный аналог идиоцентризм/оллоцентризм. Д. Адамопоулос предложил план анализа межличностной структуры, основанный на принципах обмена ресурсами [6]. Анализ межличностных отношений с точки зрения обмена ресурсами должен, по мнению Д. Адамопоулоса, включать не менее трёх обособленных свойств или аспектов: (а) ориентация или направленность действия, включенного в обмен; (б) ориентация или отношение между актором и целью; (в) тип обмениваемых ресурсов. Эго-поддерживающий индивидуализм. Этот паттерн можно также назвать протоиндивидуализмом, потому что он отделяет фундаментальную попытку обеспечить индивидуальное благополучие при минимальной заботе о судьбе группы или общества. Эгоцентрический индивидуализм. Этот паттерн документально зафиксирован в некоторых из самых ранних памятников человеческой культуры, вплоть до X века до н. э. Торжество собственного «я» может быть названо патологической формой нарциссизма. Эго-защшпный индивидуализм. По мере того, как индивиды начинают отличать одних реципиентов от других, и на этой основе начинают избирательно строить свои интеракции с различными людьми, они переходят к более здоровой - по современным стандартам - направленности на развитие и защиту своего самоуважения. Западная потребность в достижениях глубоко укоренена в этом типе индивидуализма. Стяжательский индивидуализм. Одержимость материальными целями ради собственного «я» приводит к возникновению конкуренции. В данном типе социального паттерна акцент ставится на индивидуальных усилиях. Межличностный коллективизм. Когда ориентация действия смещается с «я» на «другого», тогда конкурентные тенденции сменяются кооперацией. Возникают личностные отношения, основанные на совместном сотрудничестве и на самораскрытии. Референтный коллективизм. Акцентирует значимость референтной группы в качестве источника личной значительности и самоуважения. В теории социальной идентичности полагается, что, когда индивиды считают, что их ингруппа превосходит аутгруппы, тогда они испытывают высокое самоуважение [7]. Действительно, обретение социальной идентичности представляется сопряженным с увеличением самоуважения. Идеалистический коллективизм. Дискриминация в отношении членов аутгрупп в этом случае качественно отличается от дискриминации в случае эгоцентрического индивидуализма: в первом случае активизируется функция защиты коллективности, тогда как во втором случае причиной является озабоченность людей собственными интересами из-за избыточного внимания к самоутверждению. Данное теоретическое различение функций предрассудка и дискриминации в индивидуалистических и коллективистских культурах позволяет предположить, что групповое определение цели (целевая идентификация) выступает более важной детерминантой предрассудка в коллективистской, нежели в индивидуалистической культуре. Альтруистический коллективизм. Подобно эго-поддерживающему индивидуализму, данный тип встречается в современных обществах относительно редко и лишь в периоды крайних кризисов, когда под угрозой оказывается само выживание коллектива, либо в тех не менее редких случаях, когда имеется переизбыток ресурсов. Д. Адамопоулос предполагает существование эволюционного процесса, направленного от крайних случаев эго-поддерживающего индивидуализма и альтруистического коллективизма в направлении стяжательского индивидуализма и межличностного коллективизма. Предложенная Д. Адамопоулосом модель позволяет выявить структурные отношения между компонентами индивидуализма и коллективизма. Г. Триандис выделил четыре особых типа индивидуализма и коллективизма: (а) горизонтальный индивидуализм - предполагает высокий уровень индивидуальной свободы и равенства; (б) вертикальный индивидуализм - обнаруживает дифференциацию во власти и в статусе между индивидами, но акцентирует независимость; (в) горизонтальный коллективизм - предполагает взаимозависимость и равенство; (г) вертикальный коллективизм - предполагает взаимозависимость и значительную дифференциацию власти между индивидами. С. Фиске разработала модель «элементных» форм социальности в различных культурах [3], которая также может быть понята внутри предложенной Д. Адамопоулосом теоретической системы. По мнению С. Фиске, межличностный обмен определяется индивидуальным участием в четырех базовых типах социальных отношений: (а) равное соответствие (ресурсный обмен между обладателями равного статуса); (б) рыночное оценивание (ресурсный обмен, предполагающий стремление к получению прибыли на рынке); (в) иерархия власти (ресурсный обмен, основанный на привилегиях высокостатусных индивидов и на их ответственности в отношении подчиненных); (г) общее участие (обмен между индивидами, имеющим ресурсы в общем пользовании). Г. Триандис предложил интегрировать модель С. Фиске в типологию индивидуализма и коллективизма. Каждая из четырех элементных форм социальности легко может быть классифицирована на основаниях (а) обменов, в которых ориентация на «я» противоположна ориентации на «другого»; (б) отношений, характеризующихся статусной, властной и иной ролевой дифференциацией. Следуя иному подходу, Ш. Шварц вывел концентрическую структуру культурно-общих ценностей на основании экологического анализа данных, полученных на большом количестве выборок из разных культур [5]. Данный подход позволяет упорядочить общие ценностные типы, что вполне согласуется с систематизацией типов индивидуализма и коллективизма. Ш. Шварц определил ценности как структуры представлений относительно целей, направляющих поведение в различных социальных ситуациях. Концентрическая схема, предлагаемая Ш. Шварцем, основанная на кросскультурных данных, вписывается в концентрическую схему, предлагаемую Д. Адамопоулосом, основанную на последовательной дифференциации культурно-общих аспектов межличностного обмена. Теория идентичности и теория социальной идентичности - это два направления рассмотрения социальной основы «я»-концепции и природы нормативного поведения. У этих двух перспектив много общего. Обе обращаются к социальной природе «я» как она конструируется обществом, и избегают тех направлений, в которых «я» рассматривается как независимое и предшествующее обществу. Обе перспективы считают «я» дифференцированным на множество идентичностей, существующих в обособленных практиках (например, нормы, роли) и оперируют аналогичной друг другу терминологией, вкладывая в неё разные смыслы (например, идентичность, приоритетность идентичности, вовлечённость). Теория идентичности [9] объясняет социальное поведение на языке взаимных отношений между «я» и обществом. Она в сильной степени связана с символическим интеракционизмом, рассматривающим влияние общества на социальное поведение через его влияние на «я» [3] и была разработана отчасти для того, чтобы транслировать центральные принципы символического интеракционизма на эмпирически верифицируемые комплексы предположений. Однако, в теории идентичности отрицается характерное для символического интеракционизма представление об обществе как об относительно дифференцированном, кооперативном целом. «Я» следует рассматривать в качестве отражения общества как многоаспектный и организованный конструкт. Сторонники теории идентичности обращаются к множественным компонентам «я», считая их идентичностями, или, более конкретно, ролевыми идентичностями. Для объяснения влияния ролевых идентичностей на социальное поведение применяются понятия приоритетности идентичности и вовлечённости. Теория идентичности первоначально была сформулирована TIT. Страйкером [5]. В настоящее время под теорией идентичности понимается широкий корпус теоретических работ по микросоциологии, в которых признаётся связь между многоаспектным понятием «я» и социальной структурой. Сторонники теории идентичности помещают в фокус своего рассмотрения те выполняемые в обществе роли, которые могут приписываться «я»: тендер, расу, этничность и т. д., и часто функционируют в качестве «мастерстатусов» [8], потому что во множестве контекстов они доминируют над другими характеристиками личности. Мастер-статусы являются атрибутами, имеющими структурную основу и отражающими свойства социальной структуры, в которой возникают ролевые идентичности индивидов. Но, поскольку они не нагружены конкретными комплексами поведенческих экспектаций - они не являются отдельными компонентами «я». В теории идентичности ролевая идентичность связывается с проявлениями в поведении и в эмоциях, и признаётся, что некоторые идентичности обладают большей релевантностью, нежели другие. Ролевые идентичности иерархически организованы в «я»-концепцию с учётом вероятности того, что на их основе будут формироваться действия. Те ролевые идентичности, которые располагаются ближе к вершине иерархии, имеют больше вероятности быть включёнными (активизированными) в конкретной ситуации. Понятие приоритетности идентичности обособлено от других микросоциологических конструктов, таких как слияние роли и личности [1] и рельефность идентичности [4], поскольку оно имеет поведенческое, а не психологическое определение. В поведенческом понятии приоритетности идентичности прямо и эксплицитно выражается то, что те идентичности, которые расположены выше в иерархии приоритетов, теснее связаны с поведением. Несмотря на то, что теория идентичности ясно конкретизирует гипотезу о том, что приоритетные идентичности порождают поведение, конгруэнтное ролям, Ш. Страйкер признаёт, что в некоторых ситуациях контекстуальные требования могут быть настолько сильны, что выбор поведения будет определяться исключительно характером ситуаций, а не приоритетностью идентичности [7]. Количество и важность социальных отношений, связанных с конкретной ролевой идентичностью, способны влиять на приоритетность этой идентичности. Эта мысль выражается в понятии вовлечённость. Вовлечённость определяется Ш. Страйкером как степень, в которой отношения индивида с конкретными другими зависят от того, чтобы быть именно таким человеком. Вовлечённость отражает ту степень, в которой можно судить о том, что важные значимые другие хотят, чтобы человек занимал конкретную ролевую позицию. Ш. Страйкер формулирует два типа вовлечённости: 1) интерактивная вовлечённость, отражающая количество ролей, ассоциированных с конкретной идентичностью (экстенсивность вовлечённости) и 2) аффективная вовлечённость, характеризующая важность отношений, ассоциированных с данной идентичностью - иными словами, уровень эмоций, ассоциированный с потенциальной утратой этих социальных отношений (интенсивность вовлечённости) [9]. Чем сильнее вовлечённость личности в идентичность - и интерактивная, и аффективная - тем выше уровень приоритетности идентичности. На языке социальных связей, чем больше количество людей, включённых в подобный комплекс социальных отношений, тем более приоритетна идентичность. Теория социальной идентичности [7] задумывалась в качестве социально-психологической теории межгрупповых отношений, групповых процессов и социального «я». Основная идея теории социальной идентичности заключается в том, что любая социальная категория (например, национальность, политическая принадлежность, спортивная команда), принадлежность к которой чувствует человек, образует дефиницию того, кем человек является в смысле определяющих характеристик данной категории. Такая дефиниция «я» превращается в часть «я»-концепции. Люди обладают репертуаром членства в подобных категориях, относительная важность которых для «я»-концепции неодинакова. Каждое из подобных членств представлено в индивидуальном сознании члена в качестве социальной идентичности, которая и описывает, и предписывает личности атрибуты в качестве члена этой группы - т. е., что человеку следует думать и как следует себя вести. Теория «я»-категоризации [1] подробно рассматривает действие процесса категоризации в качестве когнитивной основы группового поведения. Согласно теории «я»-категоризации, люди когнитивно репрезентируют социальные группы на языке прототипов. Прототип есть субъективная репрезентация определяющих атрибутов (например, представлений, установок) той социальной категории, которая активно конструируется из релевантной социальной информации в непосредственном либо в более продолжительном интерактивном контексте [3]. Прототипы редко оказываются контрольными перечнями атрибутов (хотя, разумеется, их можно выявить в такой форме путём исследования). Скорее, они представляют собой неясные комплексы, часто в форме представлений об образцовых членах ингруппы, наиболее полно олицетворяющих собой всю ингруппу - идеальные типы, относительно туманная абстракция групповых свойств. Поскольку групповыми прототипами группа определяется в качестве самостоятельной целостности, постольку группа конструируется в качестве динамического баланса между конкурирующими когнитивными усилиями минимизировать интракатегориальные различия и максимизировать интеркатегориальнрые различия - процесс, которым управляет принцип метаконтраста. Поэтому социальная идентичность высоко динамична: она реагирует, изменяя свой тип и содержание, на межгрупповые параметры непосредственных социально компаративных контекстов [6]. Когнитивная система, стремясь максимизировать своё значение в конкретном контексте, прибегает к любой категоризации, которая когнитивно наиболее доступна и лучше всего согласовывается со сходствами или различиями между людьми. «Я»-категоризация деперсонализирует поведение в направлении ингруппового прототипа. Психологический уровень анализа этнокультурных отношений связывает этнокультурные установки с характеристиками личности, обычно игнорируя то социальное окружение, в котором формируются идентичность и установки личности [2]. Социально-психологический уровень анализа позволяет, во-первых, конкретизировать некоторые социальные связи между индивидом и его групповым контекстом, и, во-вторых, обрисовать отношения между межгрупповыми отношениями и тем социальным контекстом, в котором они существуют. Одной из первых связей между индивидом и группой можно считать связь между психологическими потребностями и восприятием социальных норм, то есть отношение между нормами и личностями тех, кто вовлечены в конкретные ситуации. Личность и социальная структура - это взаимозависимые системы благодаря процессам индивидуальной интернализации, проекции и институциализации норм на групповом уровне. Множество связей между индивидом и групповым контекстом можно сгруппировать в три кластера [4]: (1) относящиеся к индивиду (например, интернализация, проекция); (2)действующие на групповом уровне (например, институциализация, ситуативный паттернинг); (3) процессы, которые связывают первые два кластера, особенно этнокультурную идентичность личности и ощущение группового положения. Этнокультурная идентичность личности может, в связи с этим, рассматриваться в качестве интегрирующей переменной между индивидом и его групповым контекстом, сочетая в себе одновременно и психологические, и социально-психологические процессы. Социально-психологические теории обеспечивают связь между психологическим и социологическим уровнями анализа, благодаря соотнесению (1) личности с ее групповым контекстом, в частности, через процессы проецирования и социального подкрепления, и (2) недоминантных групп с социальной структурой благодаря характеристикам групп, вовлеченных в отношения, и за счет отношения между интернальным и экстернальным инвай-ронментами. Серьезное значение социально-психологического анализа заключается в его уходе от психодинамических конструктов в направлении группового контекста этнокультурных отношений. Дж. Берри анализирует в качестве основных четыре варианта протекания процесса аккультурации [3] в рамках широкого культурно-политического контекста, образуемого большинством в любом обществе. Разлиния определяются тем, насколько важны для переживающих аккультурацию индивидов сохранение специфической этнической идентичности и этнокультурных характеристик группы, а также - насколько значимым для членов группы является поддержание отношений между той этнокультурной группой, к которой они принадлежали до аккультурации, и обществом в целом. Если эти два фактора играют личностно значимую роль для каждого индивида в группе, то паттерн отношений, формирующихся между переживающей аккультурацию этнокультурной группой и обществом в целом можно назвать интеграционным. Остальные три варианта противостоят паттерну интеграции. Для ассимиляционного паттерна, крайней формой которого является абсорбция, характерен отказ со стороны группы от сохранения собственной этнокультурной специфичности (возможно, вынужденный, по причине возможности ее сохранения под угрозой физического уничтожения членов группы). Полярной противоположностью ассимиляционного паттерна является паттерн обособления, характеризующийся отказом со стороны группы не только от сохранения собственной этнокультурной специфичности, но и от интеграции в общество, внутри которого она существует. Если к такому отказу группу меньшинства принуждает доминантное большинство общества, то паттерн обособления превращается в паттерн сегрегации. Третьей альтернативой является паттерн маргинализации, характеризующийся одновременно отказом (или невозможностью) от сохранения этнокультурной групповой специфичности, и отстранением от участия в жизни доминантной группы. По мере развития когнитивного подхода во многих областях психологии, всё более признаётся способность отдельного человека познавать и интерпретировать культуру. Анализ культурных контекстов стал предполагать разделение субъективных и индивидуальных «эмпирических» и «ситуативных» контекстов, с одной стороны, и более объективных и общих «экологических» и «культурных» контекстов, влияющих на человеческое поведение [1]. Противоположностью данного подхода выступает «социальный конструктивизм» [7], относящийся к культуре не как к чему-то данному, но интерпретируемому и создаваемому ежедневно через интеракции между индивидами и их социальным окружением. Существует общее пространство, внутри которого могут действовать представители разных исследовательских традиций - не важно, как это пространство называется. У этого пространства имеются три измерения. Первый параметр этого унитарного пространства - компаративный, включает последовательность от абсолютизации/привнесенного этического через релятивизацию/эмическое к универсализации/производному этическому. Второй параметр — аккультурация, включает в себя варианта от отсутствия контактов до наличия контактов. Третий параметр соответствует различиям между культурой-как-данностью и культурой-как-варинтностью. Внутри этого трёхмерного пространства располагаются различные подходы. Д. Берри сформулировал «контактную гипотезу», в соответствии с которой толерантность ассоциирована с географической мобильностью и со степенью этнической диверсификации в данном регионе [4]. Иными словами, в результате невраждебных контактов и обменов между группами межгрупповой социальный капитал возрастает [5]. Для этого группы должны быть позитивно взаимозависимыми и обладать равным статусом сотрудничества. Оптимальными условиями признаются следующие: дружественные предшествующие отношения между группами; относительно равный статус групп; отсутствие сильной идентификации с ингруппой; межгрупповой контакт широкий, позитивный, индивидуализированный и представляет собой сотрудничество. Потенциальная дизъюнктивность группового членства может минимизироваться, благодаря суперординационной идентичности, объединяющей членов противоположных групп под эгидой общей идентичности. Ряд исследователей связывает понятие профессиональной адаптации с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. Так, С.Г. Вершловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность (Под ред. С.Г. Вершловского, 1994). С точки зрения О.А. Шиян профессиональная адаптация представляет собой «процесс интеграции в профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний, умений и навыков к конкретным ситуациям» (Шиян О.А.,1996.) Специфика процесса адаптации личности состоит в том, что в ходе своей жизнедеятельности она сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной среды, а именно: ее социально-психологическим, культурным, профессиональным, бытовым и другим характеристикам. Отсюда принято говорить о разных видах адаптации: производственной адаптации, межкультурной адаптации, аккультурации, профессиональной адаптации и так далее. Такое расхождение в толковании понятий обусловлено тем, что, по сути, все виды адаптации взаимосвязаны и их классификация не вполне оправданна. Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных исследователей проблемы адаптации, можно заключить, что:
- критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социальной структуре, но и общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленность жизни. Социально-экономические преобразования, интеграция России в мировую систему высшего образования, появление новых ценностей, понимание значимости образования выявили необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Изменения в социуме превосходят динамику личностной готовности к их адаптации. Система образования в этой ситуации призвана помочь преподавателю сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной, активной личности, способной адаптироваться к условиям современной действительности в максимально короткие сроки. Поэтому адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности становятся для преподавателя основополагающими в процессе его подготовки и профессиональной деятельности. Говоря о профессиональной адаптации начинающего педагога, П.А.Шептенко определяет ее как процесс совершенствования им полученных в вузе знаний, умений и навыков, педагогического мастерства, как умение в процессе деятельности осуществлять оптимальный выбор методических приемов в зависимости от конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса, предвидеть результаты педагогического воздействия коллектива и отдельной личности, приспособление к конкретным условиям организации работы (Шептенко П.А., 1983). Заслуживает внимания определение, которое дает А.Г.Мороз: «Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, навыков, в результате чего происходит активное взаимодействие как учителя, так и педагогического коллектива с целью эффективного профессионального функционирования» (Мороз А.Г., 1983). С точки зрения других авторов, такая трактовка несколько сужает содержание данного процесса, поскольку профессиональная адаптация имеет свой психологический аспект, который, как отмечает Н.А.Ершова, является внутренней стороной профессиональной адаптации и проявляется в «развитии устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности» (Ершова Н.А., 204). А по мнению Б.З.Вульфова, психологическая сторона профессиональной адаптации заключается в достижении «морально-психологической подготовленности к профессиональной деятельности» (Вульфов Б.З., 1994). Аналогичной позиции придерживается зарубежный исследователь Ж.Де Ландсэр. Автор пишет, что во время профессиональной адаптации достигается равновесие не только в профессиональном, но и в психологическом плане(De Landsheere G., 1976). С общетеоретической точки зрения человек представляет собой функциональную систему, важнейшим свойством которой является саморегуляция. Она обеспечивает успешное функционирование и развитие организма, помогает сохранить гомеостаз, т.е. динамическое равновесие или «устойчивое неравновесие». Это предполагает непрерывный энергетический обмен организма и среды, что обеспечивается активностью всех функциональных уровней: от биохимического до психического и социального. Организм разрушается, если не затрачивается энергия на противостояние деструктивным тенденциям, поддержание его целостности, поэтому живые системы, никогда не бывают в статическом равновесии, а постоянно исполняют работу против равновесия, что представляет собой антиэнтропийный процесс. Активность живой системы – бесконечный ряд получения, утилизации и отдачи различных энергетических форм: от белкового до информационного. Поэтому в данном случае, нам кажется очевидным говорить о комплексной адаптивно-негэнтропийной функции, в реализации которой адаптивный эффект, как эффект самосохранения систем, достигается благодаря соответствующему упорядочению как самих этих систем, так и тех фрагментов окружающих их сред, с которыми они взаимодействуют. Чем ниже уровень энтропии, тем более сложноорганизованной оказывается система. Каждый человек имеет как видовые, так и индивидуальные социальные, психологические, психофизиологические и прочие свойства, которые составляют его адаптационный потенциал. В психологическом плане инструментом отражательной активности субъекта являются когнитивные компоненты, в частности перцептивные способности. Процесс усвоения и переработки информации приобретает значение приспособительной активности, только в том случае, когда информация может быть использована в целях регулирования ситуации неопределенности, которая, как известно, сопровождается тревожностью особи. Успешное манипулирование информацией, способность к практическому решению широкого класса задач обеспечивает целесообразное успешное поведение индивида. Факторы среды, с которыми сталкивается индивид, характеризуется бесконечным многообразием. Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее, одновременно определяя себя в этой ситуации. Таким образом, объективное (среда и составляющие), отражаются субъектом, и переходит в его психическое содержание, модифицируя как среду, так и самого индивида. Поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно», а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него. В частности, индивидуальное восприятие окружающей реальности могут оказаться более важными, чем объективная данность. |