Яро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники
Скачать 1.54 Mb.
|
ГЛАВА 2 ОСОЗНАНИЕ Какой жестокостью ты должен обладать, чтоб нежный стебель маргаритки растоптать? Хо-о Основной тезис гештальт-терапии заключается в том, что осознание само по себе способно вызвать излечение. Большин- ство из нас в разные моменты своей жизни научились избе- гать осознания определенных частей своего «Я» и своего опы- та. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать пу- гающих нас и неприятных чувств. Существует множество способов избегания осознания, мы подробно обсудим их чуть позже. Некоторые из общих при- меняемых способов избегания — это отвлечение внимания от негативных чувств, отрицание существования неприятных чувств и ставшее привычкой стремление не допустить ситуа- ций, в которых возможно повторение чувств или поступков, которых мы стремимся избежать. УПРАЖНЕНИЕ 1. ВНИМАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ Обратите внимание на то, что чувствуете сейчас. Полу- чаете ли вы удовольствие от чтения этой книги? Или вам скучно? Заставляете ли вы себя продолжать чтение или 19 ■ ■ хотели бы заняться чем-то другим ? Осознаете ли вы, что, возможно, избегаете сейчас каких-то чувств? Уклонение, избегание — это на самом деле четко определенные действия, требующие затрат энергии. Ребенок рождается со свободным сознанием и позже научается блокировать его либо по примеру родителей, либо исходя из собственного опыта, который убедил его в необходимости этого блокирова- ния. Таким образом, блокирование собственного сознания — это манипулирование самим собой. Как первый часто встречающийся результат — избегание постепенно переходит в привычку, как только мы перестаем осознавать, что действительно чего-то избегаем. Блокируя осознание, мы не только тратим энергию, но и препятствуем возникновению естественной реакции в своем поведении, ко- торая должна была бы проявиться. Если мы отказываемся ви- деть ситуации, способные вызвать у нас злость, то мы никогда и не рассердимся. Используя таким образом блокирование осознания, мы рискуем потерять какую-то часть самих себя, становясь эмоциональными калеками. . Работая с осознанием, очень важно научиться улавливать момент, когда мы начинаем терять состояние осознания. Не парадокс ли это — как можно научиться осознавать отсутствие осознания? Простейший способ — это усвоить технику избе- гания. Поскольку теряя осознание, мы каждый раз пользуем- ся этой техникой и приемами, то вполне возможно проследить ход наших мыслей и задним числом поймать тот момент, ког- да осознание было потеряно. . Скука, смущение, замешательство, безжизненность, безот- четный страх, обеспокоенность, чувство одиночества и изо- лированности — все это проявления бытия вне осознания. В следующем упражнении вы попытаетесь определить границы собственного осознания. На первый взгляд это упражнение очень простое, на самом же деле оно из самых трудных. УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни- . мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь 20 предмет и вслух детально опишите его, используя выра- жение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета. Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осоз- найте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму. Например: Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный ободком более светлого тона. Сейчас я осознаю длинный желтый предмет. Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз, отблески света в них. Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня». «Будьте гибкими и изобретательными в своих описани- ях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние». «Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осоз- наю, что...»» «Обращая внимание на такую первичную сенсорную ин- формацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представле- ния о происходящем. В результате я начинаю взаимо- действовать с окружающей меня реальностью, а не с соб- ственными фантазиями о ней». «Окружающий меня мир становится более полным». Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь». Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненно- го опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых вос- поминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что 21 происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» — это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осозна- нии. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Та- кие первичные сенсорные данные — это основа всех пережи- ваний и одни из немногих четко определенных примет в на- шей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспри- нимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Меж- ду ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром. В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я бо- ялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощу- щению, что совсем не обязательно прибегать к авторите- там, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они спле- ли для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца — почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире. К. Брукс «Сенсорное осознание» Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от вре- мени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На са- мом деле, мы можем стать очень чувствительными к момен- там избегания и, обратив внимание на чувства, которые со- путствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейше- му росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, что- бы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то вита- ют, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это 22 ■ делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого ви- тания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключи- лись» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины? Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания проис- ходящего, станет ясна, следующий шаг — это решить, стоит ли находиться в состоянии полного осознания и насколько по- лезно избегание. Когда вы ходите вокруг больничной ограды, ваши основные чувства могут быть столь удручающими, что, возможно, и стоит «выключиться». Важно, чтобы вы знали, что у вас есть выбор — выключаться или нет. Большинство людей не подозревают о его существовании: они проводят боль- шую часть своей жизни в «выключенном» состоянии. Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент — это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сей- час ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о бу- дущем. Они — наша коллекция сенсорных ощущений из про- шлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть «включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпри- зов и открытий. Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведен- ные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осозна- ния. Но эта модель имеет и границы применимости — она мо- жет стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощу- щения доступны только вам и никому другому, — это внут- 23 ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, веро- ятно, внешняя зона. Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализи- рования, воспоминания и так далее. Но об этом позже. Осознание — это одновременно делание и знание. Джон Энрайт Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны. УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА (Сенсорное осознание) Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осоз- наю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например: Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я осознаю обилие света в твоих глазах. Наблюдайте реальность, а не свои мысли. Фриц Перлз УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА (Сенсорное осознание) Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фо- кусируйте внимание на том, что происходит внутри ва- шей кожи. Например: Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором сижу. Сейчас я осознаю сухость во рту. Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле. «Каждый раз, осознавая свое замешательство или чув- ствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происхо- дит, я использую эти два упражнения для самоориента- ции. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда, 24 используя достоверную информацию, я могу переоце- нить свой мир и действовать наиболее ясным и приемле- мым на данный момент способом». «Выполняя это упражнение, я изумляюсь появлению ог- ромных сил и энергии в своем теле, чего обычно не чув- ствую и не осознаю. И сейчас я ощущаю свои ноги сто- ящими на ковре». Осталось упомянуть о третьей, так называемой средней зоне. Осознание этой зоны качественно отличается от внешней и внутренней зоны, поскольку ее нельзя непосредственно свести к ощущениям, она абстрагируется от них. Размышления, фанта- зии, образы, воспоминания о прошлом и планирование будуще- го — это все активность средней зоны. Без нее мы потеряли бы свою человеческую сущность. Однако характерное для нашего общества преувеличение значения активности средней зоны ве- дет к подавлению внутренней и внешней зон. УПРАЖНЕНИЕ 5. СРЕДНЯЯ ЗОНА (Абстрактное осознание) Если есть возможность, работайте с партнером или пе- ред телевизором с выключенным звуком, заканчивая сле- дующие фразы: Сейчас я осознаю... и думаю, что это означает, что... Если при выполнении упражнения перед вами оказался плачущий человек, вы могли бы сказать следующее: Сейчас я осознаю, что у тебя в глазах слезы (внешняя зона) и думаю — это значит, что ты опечален (средняя зона). Я осознаю сейчас, что твои щеки покраснели (внешняя зона), думаю, что ты охвачен эмоциями (средняя зона). Я ощущаю, как по моей спине бегают мурашки (внутрен- няя зона), и думаю, что это от волнения (средняя зона). Обратите внимание на различие между действиями во внешней («слезы на твоих глазах», «щеки покраснели») и внут- ренней («мурашки по спине») зонах и тем, как мы истолковы- ваем происходящее в средней зоне. 25 Мы — не дикая стая зверей, зависящая при добыче пищи от остроты сенсорного восприятия. Большинство из нас, ур- банизированных людей, живет, пользуясь навыками позна- ния. Наибольшего успеха добиваются те, кто легко опериру- ет большим количеством абстрактных понятий. Они могут извлечь уроки из своего прошлого и опыта других людей, а также сделать обоснованный и точный прогноз на будущее, опираясь на прошлый опыт. Почти все наше формальное об- разование связано с развитием навыков познания. Поэтому в нашем обществе и доминирует средняя зона — в ущерб внут- ренней и внешней. Мы умеем блистательно мыслить, но те- ряемся перед видением или ощущением реального, очевид- ного. Но ведь и лучший в мире компьютер не может выдать полезный результат, если информация, которой он опериру- ет, является по сути мусором. Компьютерщики говорят: «заг- рузил мусор — получил мусор». Точно так же самый светлый ум бесполезен, пока ему не будет дана полезная «пища». А это зависит от способности видеть четко, то есть по сути «быть включенным». Необходимо равновесие между тремя зонами; все они важ- ны для оптимального функционирования. Предвидение того, что может случиться, или занятость тем, что уже произошло, не позволяет четко видеть, что же проис- ходит сейчас. Человеку, мечтающему о гамбургере или вспо- минающему о рыбных палочках, вряд ли понравится изыскан- ное второе блюдо — филе из телятины. Невротическое страдание —.это страдание в воображении, страдание в фантазии. Фриц Перлз Размышления, образы, представления, воспоминания и планирование не связаны напрямую с сенсорными сигналами мозга. Они опираются на феномен абстрактного мышления, и мы будем называть их фантазиями. Чтобы определить, насколько фантазия окрашивает фак- тические сенсорные ощущения, следует отделить наши ожи- дания от самих ощущений. Различия станут понятными, если мы научимся ощущать качественные различия внутренней, внешней и средней зон нашего сознания. 26 «Когда я вспоминаю (средняя зона) прелесть лета, моря и солнца, я чувствую приятное тепло в своем теле. А теперь фокус моего сознания на воспоминании о женщине. Она в воде, а я, сидя на песчаном берегу, наблюдаю, как она плывет по направлению ко мне. Она выходит из воды, я вижу ее силуэт вырисовывающимся на фоне голубого неба. Я наблюдаю, как она медленно движется в мою сто- рону... Это воспоминание вызвало во мне грустное чув- ство. Я знаю, что грежу наяву, перебирая прошлое и же- лая сию минуту оказаться снова там, на пляже. Я позво- ляю себе испытывать эту печаль — она становится силь- нее, мое дыхание становится глубже и немного чаще. Внезапно моя грусть начинает исчезать, я отпускаю свое воспоминание, мое внимание переключается снова на происходящее вокруг [внешняя зона), здесь и сейчас». Частности твоих переживаний не известны мне, кроме как в твоих откровениях. Фриц Перлз Обозначение средней зоны словом «фантазия» — один из способов более четкого определения разницы между ней и дву- мя другими. Мы начали это в предыдущем упражнении. При- менение этого в реальной повседневной жизни гораздо слож- нее, но и здесь следует пытаться. Вот упражнение для начала. УПРАЖНЕНИЕ 6. СРЕДНЯЯ ЗОНА В ПОВСЕДНЕВНОСТИ Каждый день, между делом, старайтесь пользоваться сло- вами «я представляю, что...», «я думаю...» или «я верю, что...», когда они подходят к вашим действиям. Например: Мой друг уснул в соседней комнате, а ведь мы собирались пойти в кино. Думаю, что... ...он предпочел сон походу в кино. ...до начала фильма, видимо, осталось 20 минут. Честно и без оценок используйте сферу деятельности и ак- тивность вашей средней зоны. Обращайте внимание на то, как часто вы мечтаете, уходя от реальности, а также на то, что про- исходит с вами при этом. Фантазии могут стать образом жиз- 27 ни. Иногда мы отказываемся от своих возможных планов из- за того, что мы представляем себя в состоянии неудачи: мы отказываемся от необычного поведения только потому, что у нас есть фантазии о том, к чему оно могло бы привести. Вот она, реальная опасность — мы можем так и не рискнуть, не попытаться жить. Реальность — это не то, что вы хотели бы видеть, и не то, какой вы ее представляете; реальность — это то, что есть на самом деле. Роберт Рингер УПРАЖНЕНИЕ 7. РИСКНИТЕ БЫТЬ ЖИВЫМ Составьте список своих планов, которые вы хотели бы выполнить. Сконцентрируйтесь на том замысле, кото- рый можно реализовать в обозримый срок. Запишите все неприятности, которые могут случиться с вами, если вы попытаетесь это сделать. Являются ли какие-либо из этих опасностей теми, которыми вы обычно останавливаете себя при воплощении своих замыслов в жизнь: подумайте некоторое время о последствиях своих попыток. А затем рискните заняться этим делом и проверьте, сколько из ваших «катастрофических» ожиданий сбылось. Если что-то все же случилось — оказались ли последствия столь же плохими, как вы предполагали? Стоила ли игра свеч? И как вы себя чувствуете теперь? Будучи замкнутыми в мире запретов наших мыслей и фан- тазий, мы не можем проверить или опровергнуть их мрачные предсказания до тех пор, пока мы не рискнем и не почувству- ем то, что случится на самом деле. Например: «Если один из страхов, связанных с моим желанием на- учиться грациозно двигаться в танце, — это боязнь выг- лядеть глупо, я запишу последствия следующим образом: Они будут смеяться надо мной. Они отвернутся от меня. Я окажусь в одиночестве». «Если я выплесну злость на рассердившего меня старого 28 > приятеля, что произойдет? Это вконец расстроит нашу дружбу. Он больше не захочет меня видеть». Попытка поиска смысла и приведения в систему первич- ных данных из внешней и внутренней зон осознания есте- ственна и свойственна человеку. Когда маленькая девочка впер- вые видит коробку, она, чтобы определить, что в коробку мож- но положить, должна ее тщательно исследовать. Кроме того, в ходе исследования ребенок выясняет, что — как ни поворачи- вай коробку — она все та же, хотя ее размеры в разных плоско- стях разные. Выяснив свойства этой коробки, ребенок обоб- щает их на все коробки. Примерно таким же образом девочка может научиться обобщать, что слезы означают грусть, а при- лив крови к лицу — злость. Но такие обобщения не всегда вер- ны. Слезы могут появиться от радости или от злости, румянец может означать волнение, а напряженная шея может быть след- ствием неудобного положения тела. Осознание, если им пользоваться в том смысле, как мы его описываем, включает в себя концентрацию в течение доста- точно долгого времени, чтобы мы могли полностью прочув- ствовать предмет, привлекший наше внимание. Гештальт-под- ход предполагает тренировку нашей способности фокусиро- ваться. Установим контроль над этим психологическим дей- ствием в том месте, где заметим момент потери направления внимания и тем самым — потери осознания. Это позволит нам еще раз «взглянуть» на некоторые обобщения, которыми мы пользуемся. Как словесные метафоры становятся привычны- ми штампами («Слезы катились по ее лицу»), точно так же из чувств произрастают абстракции («тревога»). Хотя бывает удобно пользоваться абстракциями как некими короткими знаками, мы иногда забываем, что они являются лишь абст- ракциями и могут привести к заблуждениям. Фокусируя со- знание, мы можем выбрать — не делать эти автоматические интерпретации, а осознавать то, что есть, — фактически, это единственный путь видения мира. Реальность есть не что иное, как сумма всех осознаний того, как вы переживаете здесь и сейчас. Фриц Перлз |