Главная страница
Навигация по странице:

  • УПРАЖНЕНИЕ 1. ГЕШТАЛЬТ-ОСОЗНАНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ

  • ГЛАВА 13 РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ

  • УПРАЖНЕНИЕ 1. ЗАПОМИНАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

  • УПРАЖНЕНИЕ 2. ОЖИВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЙ

  • 10-2356 145 му времени опять его забыли. Следующее упражнение укажет вам путь для возвращения потерянных снов и их фрагментов.УПРАЖНЕНИЕ 3.

  • УПРАЖНЕНИЕ 4. ПРИДАНИЕ СУТИ СНОВИДЕНИЮ

  • УПРАЖНЕНИЕ 5. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ

  • УПРАЖНЕНИЕ 6. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ ПРОЕКЦИЯМИ

  • УПРАЖНЕНИЕ 8. ПОСЛАНИЕ СНОВИДЕНИЯ

  • УПРАЖНЕНИЕ 9. УПРАВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЯМИ

  • ПРОЖИВАНИЕ СВОИХ СНОВИДЕНИЙ

  • УПРАЖНЕНИЕ 1. ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ЛЮДИ

  • УПРАЖНЕНИЕ 2. ПОЛЬЗА ВРЕДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • УПРАЖНЕНИЕ 4. РИСК РАЗРЫВА ВРЕДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • УПРАЖНЕНИЕ 5. ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИКИ

  • УПРАЖНЕНИЕ 6. ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ

  • Яро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеЯро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники
    Дата27.04.2023
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии .pdf
    ТипКнига
    #1093659
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ГЛАВА 12
    ТВОРЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ
    Тихо в старом зеленом пруду;
    и только прыгающие лягушки нарушают вечерний покой: шлеп!
    Басе
    Взаимодействуя друг с другом, люди делают то, что невоз- можно было бы сделать в одиночку. Кирпичи и раствор, взя- тые в правильном сочетании, составляют дымоход, направля- ющий дым вверх; этого нельзя достичь, используя кирпичи и раствор по-отдельности. Точно так же мы изготовляем авто- машину, комбинируя соответствующим образом полтонны металла, стекла, резины и пластмассы. Не будучи правильно скомбинированными между собой, эти материалы по-отдель- ности не могут развить скорость в шестьдесят миль в час на скоростном шоссе.
    Творчество всегда связано с новым упорядочиванием. Кар- тины отражают существующее, но исполняются по-разному.
    Симфонии — это развитие каких-то тем, музыкальные темы являют собой комбинации нот. Такие комбинации обладают силой и мощью, которые значительно превышают силу и мощь своих составляющих. Мона Лиза была написана маслом...
    137

    Мы — это множество людей; комбинация наших индиви- дуальных «я» дает в результате большую силу, мощь и власть, чем свойственно каждому из нас в отдельности. Качество за- ботливости учителя или терапевта возникает из комбинации любви и жестокости, что позволяет им быть строгими и в то же время поддерживающими других. С такой свойственной им комбинацией чувств они могут критиковать своих подо- печных и учеников и быть толерантными к их страданиям, но придавать им мужества, если это необходимо. Комбинация хо- лодности и теплоты во многом похожа на предыдущую. Она позволяет учителю в зависимости от ситуации быть холодным и держать дистанцию, но если это необходимо, становиться теплым и сближаться с учениками. Доброта и любовь не по- зволяют нашим жестоким сторонам получать удовольствие от ненужной боли; наша жестокость позволяет нам равнодушно осуществлять непривлекательную коррекцию, необходимую, чтобы сбить превосходство студента. Неприкрытая жестокость может уничтожить ученика, а одной доброты недостаточно для его развития — ведь ему не на что роптать. Взаимодей- ствие столь разнообразных элементов — это процесс, требую- щий времени. Сначала оно необходимо для комбинации со- ставляющих, а потом — для их совместного действия. Часто во время взаимодействия наших частей между ними обнаружи- вается конфликт. Одна часть хочет вести себя одним спосо- бом, а другая хочет делать иначе. Это тупик. Лишь оказавшись в состоянии тупика, можно выработать новое поведение, ко- торое, не будучи ни полностью добрым, ни абсолютно жесто- ким, является комбинацией, превосходящей обе части и соот- ветствующей новой ситуации.
    Каждый завершенный конфликт дает новое решение, ко- торое в свою очередь подготавливает элементы для следующей комбинации.
    Так, автомобиль изготовляют в ходе отдельных операций; фары делают из стекла, металла и пластика; затем это новое изделие комбинируют и встраивают в электрическую сеть ав- томобиля, чтобы его функциональная часть — фары — могла освещать дорогу. Во многом подобным образом — после дос- таточно большого количества конфликтов между более про-
    138
    стыми составляющими психики — появляется наша резуль- тирующая часть, способная к более изящным комбинациям с другими нашими уже сложившимися частями. Такие комби- нации и определяют индивидуальность нашей личности.
    Человеческое тело состоит из очень немногих химических элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, кальция и т.д. Тем не менее, мы все разные. Точно так же основных спо- собностей и эмоций человека существует ограниченное коли- чество, около двенадцати, но их комбинация дает бесконеч- ность возможных вариантов.
    Создавая нечто новое, мы должны иметь способность ви- деть, что же на самом деле есть в окружающих нас объектах, прежде чем мы сможем увидеть их возможности. Чтобы пользо- ваться объектом по-новому, мы должны быть способны уви- деть его функционирующим так, как никто еще и не предпола- гал. Несомненно, возможность осознания и гибкость поведе- ния для этого являются центральными. Мы должны быть вос- приимчивы как к самим себе, так и к окружающему нас миру.
    Сам творческий процесс не труден, но мы должны отваживать- ся пересечь границу неизвестной территории. Если мы будем удерживать внимание внутри привычных границ, мы никогда не создадим новое.
    В некоторые моменты творчества излишний и не относя- щийся к делу материал должен быть отсечен и отброшен. Мно- гие люди застревают на этой стадии, слишком сильно или слиш- ком рано пользуясь своей критикой. Из-за того, что мы на- столько привязаны к тому, как вещи должны выглядеть или какими им должно или следует быть, нарождающееся творе- ние не может оторваться от земли и оказывается вдребезги разбито нашим внутренним критиком.
    «Если у меня есть предвзятое мнение о том, каким долж-
    но быть мое сочинение, то каждое из не достигших этой вершины произведений оказывается отвергнутым мной.
    Возможно, это не так уж плохо, но если я ожидаю, что должен звучать как Диккенс (а не как я), все кончено, потому что я — это я, а не Диккенс. Частью знания себя является понимание того, в чем хорош я сам и что для
    139
    меня возможно. Когда я не отвечаю своим собственным стандартам, я обеспокоен. Конечно, моим сочинениям нужно редактирование и утверждение, но его должно быть в меру, иначе произведение исчезнет. Образ, кото- рый возникает в связи с этим — это скульптор, который старательно шлифует и отделывает свое творение — пока у него в руках не остается лишь каменная пыль».
    Нечто создав, нам следует взять на себя ответственность за свое создание. В определенной мере это рискованно. Ведь до того момента, как я назову свое произведение законченным, я могу отступить, а теперь отступать некуда, и любой может его увидеть, — и что они могут подумать? Тем не менее природа творчества такова, что наиболее глубокие произведения искус- ства создаются в соответствии с собственными стандартами художника; произведения выглядят так, как должны выглядеть по мнению автора. Подвергшись какой-либо переделке в соот- ветствии с критикой кого бы то ни было, они перестают быть творческим произведением автора.
    Будучи нашими изделиями, произведения редко полнос- тью являются нашими, потому что творческий процесс ока- зывается более глубоким и содержательным, чем части, кото- рые мы обычно определяем как «свои». В этом смысле оказы- вается, что наши творения часто имеют свою собственную жизнь: однажды мы создаем характер, и он развивает свои соб- ственные вкусы почти независимо от нас. И все же, конечно, творение представляет часть нас самих, возможно ту часть, с которой мы не столь хорошо знакомы.
    Процесс творчества — один из наиболее радостных актов человека. Часть этой радости проистекает из возможности вы- разить свойственную нам многогранность, что не всегда воз- можно в обычной повседневной жизни.
    Творческий процесс включает создание новой фигуры на фоне знакомого нам обычного окружения. Новые идеи, но- вые объекты и новаторские формы всегда произрастают из переустройства существующего порядка. Чтобы быть способ- ным увидеть новые формы, мы должны быть способны четко видеть старые, а также иметь гибкий доступ к своему вообра-
    140
    жению. Наши средние зоны должны выйти за пределы повсед- невной реальности. Следующее упражнение поможет вам ис- следовать свои способности к творчеству.
    УПРАЖНЕНИЕ 1.
    ГЕШТАЛЬТ-ОСОЗНАНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ
    Пойдите на прогулку и осознавайте окружающее.
    Обращайте внимание на те объекты, которые привле- кут ваш взгляд. Соберите эти объекты (но будьте благо- разумны) и принесите их домой.
    А теперь составьте из них нечто вроде «скульптуры».
    Не судите, не оценивайте свою работу, просто скомпо- нуйте ее. Закончив свое творение, покажите его партне- ру или, если вы работали один, другу, которому доверяе- те и который к вам хорошо относится. Обратите внима- ние на то, что он вам скажет. Что вы чувствуете, будучи незащищенным?
    Если вы обнаружите, что делали скульптуру, чтобы
    «угодить» своему партнеру или другу, а не для собствен- ного удовольствия — довольны ли вы своим творением?
    Хотите ли вы сделать еще одну, чтобы доставить удоволь- ствие себе?
    Одним из движителей творческой работы является творческое безразличие. Дайте творению .возможность, и право жить собственной жизнью, вне вашего прямого контроля. Сосредоточьтесь на нем, и пусть оно подска- жет вашей интуиции, куда и как следует поместить сле- дующую часть. Создав и показав кому-нибудь свою скуль-. птуру, вы можете работать с ней, чтобы добиться боль- шего самопонимания. Работая вместе с партнером или другом, опишите себя так, будто вы сами являетесь этой скульптурой.
    Например:
    Стоя перед композицией собранных вами предметов, вы могли бы сказать: «Я — букет колючего чертополоха, ко- торый окружает центральную часть композиции — аро-
    141
    матные персики и цветы. Во мне есть и изящная, возвы- шающая меня часть, и значительно более простая часть, которая настойчиво пускает корни в землю».
    Мы так или иначе выражаем себя во всем, что создаем. Уви- дев что-то привлекшее наше внимание, мы почти всегда обна- руживаем связь между этим объектом и тем, чем он для нас является. Мы знаем сами себя лучше, чем готовы в этом при- знаться даже самим себе. Это знание, лежащее ниже уровня сознания, и ведет к творчеству. Новые образы, характеры, мо- дели, которые мы «творим», формируются у нас внутри рань- ше, чем мы даем им возможность выразиться во внешних про- явлениях. Даже натуралистическая скульптура, определяемая как часть природы, является выражением части личности скульптора. Используя метод идентификации, описанный выше, мы сможем заново принять те части себя, которые про- ецируем на свои творения.
    Несколько лет назад я рассказывал тебе,
    что воин выбирает путь, следуя велению сердца.
    Этот непрерывный выбор пути по зову сердца отличает воина от обычных людей. Воин знает,
    что когда он на пути, у пути есть сердце несть смысл.
    Он и путь едины, когда воин ощущает покой и радость,
    следуя выбранной стезе.
    Дон Хуан (Кастанеда «Разделенная реальность»)

    ГЛАВА 13
    РАБОТА СО
    СНОВИДЕНИЯМИ
    Погиб ли я в сражении, грезя во сне? Я осыпан розами; может это блохи кусаются?
    Кикаку
    Мы видим сны — вне зависимости от того, помним мы их или нет. Человеческий опыт показывает, что сны намекают нам на процессы, происходящие за кулисами нашего обыден- ного сознания. Сны — это сложный синтез различных ум- ственных действий. В них сочетаются недавние и старые вос- поминания, желания и страхи. Воспоминания, относящиеся непосредственно к предыдущему дню, часто принимают фан- тастическую и загадочную форму, которая может увести и за- кончиться очень далеко от начальной точки. Иногда сновиде- ния включают в себя сенсорные восприятия того, что проис- ходит во время сна, например, звук пожарной машины или телефонный звонок. Сновидения часто содержат неясные, смутные намеки, которые могут рассказать нам о том, чего мы не сознаем; научившись работать со сновидениями, мы смо- жем лучше узнать себя, открыв те части себя, которые мы заб- локировали. Всякий раз, когда мы обнаруживаем такие состав- ляющие, мы имеем возможность снова вернуть их к жизни, интегрируя их эффективным и приемлемым способом. Часто
    143
    именно страх силы, заключенной в «потерянной» нами состав- ляющей, и заставляет нас на самом деле ее терять; когда мы понимаем, как использовать эту подспудную энергию, мы пе- рестаем бояться ее неправильного использования.
    Способность запоминать сновидения у разных людей раз- лична и меняется в течение жизни. Запоминание снов — это навык, приобретаемый с опытом. Только поверив, что сны сто- ит запоминать, вы сможете разработать стратегию, которая позволит это делать.
    Сновидения возникают примерно каждые девяносто ми- нут на протяжении всей ночи. Они связаны с изменениями частоты сердцебиения, глубины дыхания и уровнем возбуж- дения мозга. Они связаны также с расслабленным состояни- ем нашей мускулатуры, что, вероятно, и не дает нам на самом
    деле проделывать те телодвижения, которые мы видим во сне.
    Такое возбужденное умственное состояние, частичное бодр-, ствование и позволяет нам как бы немного проснуться, чтобы запомнить сновидение, а затем снова уснуть. Так как сон за- бывается именно тогда, когда после увиденного сновидения мы засыпаем более глубоко, нам приходится переносить это сновидение в свою память так, чтобы суметь извлечь его отту- да утром при полном пробуждении. Поскольку наша память тренируема, то способом сохранения сновидений является ча- стичное пробуждение после каждого сна и беглое его просмат- ривание в воображении. Следующее упражнение заимствовано из книги Генри Рида «Искусство запоминания сновидений».
    УПРАЖНЕНИЕ 1.
    ЗАПОМИНАНИЕ СНОВИДЕНИЙ
    Засыпая, пообещайте себе, что проснетесь после каждо- го из ваших сновидений и просмотрите его снова, стара- ясь не придавать ему особого смысла. (Поначалу такая бдительность может привести к недосыпанию, так как любое ожидание вызывает легкое возбуждение, а это ме- шает крепко спать).
    Проснувшись и поняв, что несколько мгновений на- зад вы видели сон, позвольте Некоторым его образам вер-
    144
    нуться к вам; если вы будете с ними мягкими, они вер- нутся к вам более охотно. Обращаться с ними следует как можно более нежно — как с красивой любовницей.
    Мысленно пробежав свой сон еще раз или два, дайте ему уйти, а сами засните снова. Утром дайте себе время, что- бы проснуться. Полежите немного в постели и позвольте картинам из сна вернуться. Если обычно вы выскакивае- те из кровати, отбрасывая происходившее во сне, как не относящееся к реальному миру, вы потеряете все снови- дения, что старались запомнить. Уловив же какие-то об- разы из сновидений, запишите их. Не слишком старай- тесь быть точными в этих записях — образы часто нелег- ко передать словами.
    Иногда нам трудно вспомнить сновидения потому, что мы боимся их запомнить. Если это так, вам следует это признать и спросить себя, чего же вы боитесь. После того как вы разбере- тесь со своими страхами, сны к вам вернутся.
    Чтобы оживить свои сновидения, сначала вы должны на- учиться их запоминать, а затем рассказывать.
    УПРАЖНЕНИЕ 2.
    ОЖИВЛЕНИЕ СНОВИДЕНИЙ
    Работая с партнером, расскажите о своем сновидении.
    Опишите образы из каждой сцены и что они делали, ста- раясь при этом не искать смысла и не слишком приводить свой сон в порядок.
    Убедитесь, что рассказываете сон так, будто он проис- ходит сейчас, то есть в настоящем времени. Партнер бу- дет помогать вам в этом, поправляя каждый раз, когда вы употребите прошедшее время.
    Если сновидение отрывочно, работайте с ним таким же образом.
    Справившись с запоминанием сна и рассказом, вне- запно вы можете обнаружить, что упустили какую-то важную часть. Или справившись с запоминанием сна при пробуждении, вы можете обнаружить, что к настояще-
    10-2356
    145
    му времени опять его забыли. Следующее упражнение укажет вам путь для возвращения потерянных снов и их фрагментов.
    УПРАЖНЕНИЕ 3.
    ВОЗВРАЩЕНИЕ УТЕРЯННЫХ СНОВИДЕНИЙ
    Представьте, что ваш сон — это некая личность, имею- щая физическое проявление. Представьте себе его сидя- щим напротив на свободном стуле и поговорите с ним.
    Вы можете начать с вопроса: «Где ты?» или попросить, чтобы сон показал вам это место. Как только вы попроси- ли о чем-либо ясно и внятно и почувствовали, что ждете ответа, пересядьте на другой стул и станьте той частью сна, которая хочет остаться невидимой. Попытайтесь стать столь же невидимым, как сон. Сделав это, пересядь- те обратно и обдумайте то, о чем сказал вам ваш сон. Как вам ваш диалог со своим сном? Чувствуете ли вы, что дей- ствительно хотите его вспомнить? Чем вы рискуете, если вспомните его?
    Просто удивительно, как часто можно таким простым спо- собом выявить забытые сны. Как только вы возьмете на себя ответственность за ту часть себя, которая хочет забыть или боится вспомнить сон, вы сможете с собой договориться. Иног- да удается добиться компромисса путем запоминания снови- дения по частям; в том случае, если запоминаемые части не окажутся столь уж угрожающими, вы, возможно, вспомните и последующие части.
    Сновидения — это наше творчество, их персонажи и объек- ты являются продуктами нашего воображения. Многие тера- певты пытаются разгадывать сны своих клиентов, придавая им какие-то толкования. Поэтому интерпретации сновидений, данные разными терапевтами, отличаются друг от друга.
    Гештальт-терапевты помогают клиентам в понимании их сновидений, не давая им каких бы то ни было предвзятых объяснений. Терапевты работают, полагая, что каждая из фи- гур сновидения представляет какую-либо часть личности
    146
    спящего. Распознавание каждой из фигур должно делаться не терапевтом (который действует лишь в качестве проводника), а самим человеком, видевшим тот или иной сон.
    УПРАЖНЕНИЕ 4.
    ПРИДАНИЕ СУТИ СНОВИДЕНИЮ
    Поднимитесь и расскажите сон еще раз — теперь в на- стоящем времени. Проходя через череду событий, пере- несите сцены сна в то помещение, где находитесь сейчас.
    Если в сновидении существует мебель или двери, опиши- те их местоположение относительно себя. Сделайте то же самое с окнами, деревьями и любыми другими ориен- тирами сна. Начните с описания вещей, которые были в начале сна, а не с того, на что вы обратили внимание, когда сон уже развился.
    Если во сне вы двигались, двигайтесь теперь тем же образом, будто ваш сон все еще происходит и вы связаны в пространстве с объектами сна.
    На этой стадии вы можете начать испытывать силь- ные эмоции, связанные со сном.
    Если при работе со сновидением вы столкнетесь с сильны- ми чувствами, то в нем, возможно, есть какое-то явное посла- ние вам. Вы можете сделать выбор — продолжать или нет раз- гадывать значение увиденного во сне. В любом случае выбор остается за вами. Следует делать лишь то, что вам удобно, и раскрывать партнеру только то, что вы хотите.
    Цель работы заключается не в выяснении страхов, кото- рые вы испытываете; наоборот, вы с партнером должны рабо- тать лишь до тех пор, пока это для вас приемлемо, рискуя не потому, что от вас этого ожидают, а потому, что вы сознатель- но это выбираете. В уклонении нет ничего страшного, пока вы готовы быть за это ответственны, ясно осознавая, чего вы из- бегаете. Проделав это, возможно вы обнаружите, что готовы снова продолжать исследование.
    Спящий создает во сне фигуры. В этом смысле их можно рассматривать как проекции черт его личности. При дальней-
    147
    шем исследовании сновидений и осознании значимости той или иной фигуры сна человеку, видевшему этот сон, не оста- ется ничего другого, как признать их идентичность.
    УПРАЖНЕНИЕ 5.
    ИДЕНТИФИКАЦИЯ
    С ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ
    Если сон длинный, выберите для работы его часть. Это может быть интригующая или кажущаяся более значи- тельной часть сновидения. Решив, с чем вы будете рабо- тать, попытайтесь некоторое время по очереди отожде- ствляться с каждым из персонажей.
    Начните с живых персонажей: даже если вам пока- жется нелогичной их способность говорить (например, у грудного ребенка), говорите за Них. Некоторое время отождествляйте себя с каждым из персонажей сна и посмотрите, насколько они соответствуют вашей лич- ности или вашему поведению.
    Дайте себе почувствовать переживаемое каждым из персонажей, даже если обнаружите, что эти чувства чу- жеродны, несвойственны вам или неприятны.
    Например:
    Если вы никогда не чувствуете смертельной ярости в обычной жизни или никогда не чувствуете жестокости, попытайтесь выразить эти чувства посредством персо- нажей, созданных вами во сне.
    Сутью работы со сновидениями до сих пор являлось при- нятие вами собственных свойств и черт характера, которые вы проецировали на фигуры из сна. Эти части, от которых вы отказываетесь, реальны — даже если вы позволяете себе уви- деть их лишь во сне. Требуется изрядная энергия, чтобы зас- тавлять себя не видеть те или иные собственные черты; пре- пятствование их действию может требовать еще больше уси- лий. Идентифицировавшись с этими частями, вы сможете ощу- тить, сколько сил и энергии затрачиваете, чтобы отказаться от их признания.
    148

    Гештальт-терапия расширяет ваше сознание для того, что- бы вы знали о себе больше. Раскрытие замков, стопоров ваше- . го сознания высвобождает огромное количество энергии. Она
    (как и сама жизнь) может быть опасной, однако осознание всех возможностей — это единственный путь быть хозяином са- мому себе и единственный способ сделать осознанный выбор.
    Встреча с собственными составляющими, от которых вы от- . называетесь, может привести вас к некоторым выборам, кото- рых прежде в вашем мире не было.
    Не только живые персонажи ваших снов олицетворяют ваши проекции, то же самое делают животные и неодушевлен- ные предметы, которых вы видите во сне. Попытайтесь проде- лать такой же процесс идентификации с ними.
    УПРАЖНЕНИЕ 6.
    ИДЕНТИФИКАЦИЯ
    С НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ ПРОЕКЦИЯМИ
    Работая с тем же отрезком сна, составьте список неоду- шевленных предметов и животных из него. Их может оказаться слишком много, поэтому обратите особое вни- мание на те из них, которые связаны с вашими действи- ями и участвуют в них. Например:
    Если один из персонажей сна пытается заколоть дру- гого ножом, вы могли бы представить себе, что вы и есть этот нож. Поговорите за него и отождествитесь с ним, как с живым персонажем.
    Опишите себя в качестве ножа и посмотрите, насколь- ко это описание вам соответствует. Что вы чувствуете относительно способа, которым вас использовали во сне?
    Персонажи сновидения не только олицетворяют ваши соб- ственные части, которых вы можете избегать, но и способы их взаимодействия связаны со способами, с помощью кото- рых ваши части пребывают в состоянии гармонии или конф- ликта. Следующее упражнение поможет вам исследовать спо- собы взаимодействия персонажей вашего сна.
    149

    УПРАЖНЕНИЕ 7. КОНТАКТ
    МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ СНОВИДЕНИЯ
    Идентифицировавшись с некоторыми персонажами сна, представьте себе, что они могут разговаривать между со- бой. Выберите двоих, появляющихся по очереди и не- ким образом взаимодействующих друг с другом, и по- звольте им поговорить между собой. Будет лучше, если эти два персонажа неким образом противоположны друг другу.
    Создайте сцену, как в упражнении 4 на стр. 147, зай- мите физическое место и примите позу одного из персо- нажей, и поговорите с другим.
    Теперь поменяйте роль, сохраняя части вынесенны- ми вовне, и ответьте с помощью слов или соответствую-, щих жестов от имени второго персонажа.
    Дайте диалогу развиться, пусть он продолжается даже дальше, чем это было во сне.
    Видите ли вы связь между диалогом и конфликтами в вашей жизни?
    Постройте диалог и с неодушевленными персонажа- ми вашего сна.
    Например:
    Представьте себя домом из вашего сновидения и пого- ворите с проживающими в нем или с деревьями, что рас- тут снаружи.
    Продолжайте диалог столько, сколько хотите. Необя- зательно, чтобы взаимодействие в точности повторяло происходившее во сне; но оно может и повторять взаи- модействие из сновидения, давая представление о его персонажах и ситуации.
    Будучи одними из самых захватывающих творений, сны являются прямой дорогой к осознанию. Они содержат не толь- ко наши проецируемые части, но и проявления того, как мы живем — в мире или конфликте сами с собой. Мы не можем сказать, что они имеют значение, потому что сны имеют мно- го значений. Один сон может содержать в себе столько, что этого хватит для работы на всю оставшуюся жизнь. Характе-
    150
    ры и конфликты сновидений содержат истину многих разных уровней, и важная задача — услышать послание, с какого бы уровня тебе ни говорили. Поэтому, увидев сон, мы сами долж- ны интерпретировать свои сны.
    Конечно, терапевт небесполезен в этой работе; он с помо- щью своих навыков создает предпосылки для того, чтобы кли- ент понял послание из собственного сновидения. Знание о воз- можных посланиях приходит с опытом, и терапевт может при- вести клиента к важному для него посланию из сновидения. Его не всегда можно передать словами, скорее оно является общим итогом исследования сна — выраженными и выявленными в нем проекциями и конфликтами. Старые поведенческие моде- ли можно будет увидеть в новом свете, появится возможность по-новому решать старые конфликты, но что важнее всего — при ясном взгляде на самих себя мы сможем увидеть все новые возможности. Выяснение собственной привязанности к ста- рым, привычным клише — это первый шаг на пути их преодоле- ния. Видение новой, ранее сдерживаемой части себя даст вам возможность ее активации и использования скрытой в ней энер- гии. Одно лишь ясное видение самих себя позволяет нам с боль- шей ясностью двигаться от одного решения к другому.
    Если вы хотите обнаружить послание того сновидения, с которым работаете, сделайте следующее упражнение.
    УПРАЖНЕНИЕ 8.
    ПОСЛАНИЕ СНОВИДЕНИЯ
    Поработав со сновидением, как предложено в предыду- щих упражнениях, спросите себя: «Что нового я узнал? »
    Есть ли в сновидении послание для вас? Если их не- сколько и они кажутся противоречащими друг другу, не смущайтесь. Каждое из посланий может относиться к разным конфликтам. Открытие, что я должен чаще воз- ражать и противоречить своему начальнику, а с другой стороны — мило уступать ему, означает, что я должен делать и то и другое, но в разных ситуациях.
    Посланием, возможно, является то, что я должен дей- ствовать более определенно.
    151

    Пока наши сны непонятны, а их послания и подсказки не- ясны и неочевидны, отражаемые в сновидениях элементы или конфликты обычно не разрешаются удовлетворяющим нас образом. Однако всему свое время, одни и те же конфликты могут проявиться в новых снах, после чего их послания станут более понятны.
    Сновидениями можно управлять, чтобы помочь себе ре- шить проблемы, даже те, что проявлялись в более ранних сно- видениях.
    УПРАЖНЕНИЕ 9. УПРАВЛЕНИЕ
    СНОВИДЕНИЯМИ
    Прежде чем уснуть, попросите, чтобы во сне вам подска- зали ответ или решение какого-то важного для вас конф- ликта. Засыпая, повторяйте эту просьбу несколько раз.
    Если вы уже натренировались в запоминании сновиде- ний, то появление во сне человека или места, связанного с вашей проблемой, укажет вам на тот сон, который со- держит ответ.
    Работайте со своими сновидениями так, как описано в предыдущих упражнениях.
    Иногда наши сновидения содержат в себе нечто важное, но не понятное нам. В этом случае нам остается лишь ждать, что ответ в конце концов к нам придет. Ничего из действительно психологически важного никогда не теряется, и важные темы всегда повторяются. Даже если мы систематически не пони- маем своих снов, важные послания повторяются до тех пор, пока мы не услышим самих себя.
    Муссонный ливень; ночью же, украдкой,
    Вдруг заблистала между соснами луна.
    Риота

    ГЛАВА. 14
    ПРОЖИВАНИЕ
    СВОИХ СНОВИДЕНИЙ
    Быть по-настоящему живым означает полностью осозна- вать все свои чувства и всю свою силу. Хотя в этом заключен определенный риск. Ведь при этом мы можем увидеть что-то, что может нас ранить, или почувствовать боль, которую ис- пытывают другие люди. В этой ситуации мы видим все наши возможности выбора, у нас есть шанс выбирать способ пове- дения из этого множества. Какие-то из способов поведения могут оказаться для нас новыми, и не зная наверняка, к чему приведет каждый из них, мы можем обидеть окружающих или причинить вред себе. Тем не менее ощущение себя в об- шей схеме событий— очень мощный опыт. Своей непредска- зуемостью мы ведь можем не только ранить окружающих, но и поддержать их. Позволив себе быть живыми, мы и окру- жающим даем такую возможность.
    Быть живым означает обладать гибкостью перемещений между способностью размышлять в средней зоне и пережи- вать текущий момент, ощущая происходящее во внешней и внутренней зонах. Лишь сконцентрировавшись на том, что происходит сейчас во внешней или внутренней зонах, мы можем выяснить, что происходит прямо сейчас. Таким обра-
    153
    зом мы можем понять, что происходит в нас самих и во внеш- нем мире, и отреагировать на это. Когда у нас есть эта инфор- мация, все возможности выбора очевидны.
    Гештальт-подход нацелен на систематическое разрушение наших блоков для осознания того, что у нас есть возможнос- ти выбора поведения и шанс проявить все части себя. В конце концов это ведет к способности общаться со все большим чис- лом людей, причем на более глубоком уровне. Это дает нам возможность стать более творческими в жизни.
    Несмотря на то, что такое общение может радовать и удов- летворять, оно оставляет нас уязвимыми для атак со стороны других. Далеко не все люди в этом мире для нас хороши. Не- которые — питательны, другие — ядовиты. Как еда может оказаться для нас неподходящей, так и некоторые люди «тя- желы для переваривания». Кроме того: «то, что для одного есть пища, для другого — отрава»; поэтому может оказаться, что ваш близкий друг ладит и испытывает удовольствие от обще- ния с человеком, который вреден и ядовит для вас.
    В мире много людей, существующих в сложных и вред- ных отношениях со своими родителями (или со своими деть- ми), и на самом деле было бы лучше, если бы обе стороны уже давно отказались от таких отношений. Вопреки обычным ожиданиям, некоторые люди никогда не будут к вам добры, причем независимо от усилий, которые вы прилагаете, что- бы угодить им. При общении с некоторыми вредными людь- ми каждое проявление доброты и внимания к ним является для них лишь стимулом для еще более ядовитого поведения, поскольку они еще сильнее начинают ощущать свое одино- чество. Попытки спасти такого человека могут стоить для вас слишком дорого.
    Между прочим, вредный для вас человек может оказаться весьма полезным для кого-то другого, поэтому своими попыт- ками изменить его вы можете оказать ему плохую услугу. Су- ществует лишь один способ выяснить, является ли человек для вас приятным (или ядовитым) — осознание того, как вы чувствуете себя в его присутствии. Будучи вместе с ядови- тым для вас человеком, вы чувствуете себя неудобно, непри- ятно, несчастливо, в общем — плохо; с приятными людьми
    154
    вы обычно чувствуете себя хорошо, общение с ними достав- ляет вам радость и наслаждение.
    Поскольку взаимодействие между вами и другими людь- ми есть результат усилий обеих сторон, вы сами можете кон- тролировать некоторые из причин, по которым люди для вас вредны. Если кто-то вас огорчает тем, что напоминает вашу мать, возможно это означает, что у вас с ней осталось нечто незавершенное; тогда отношения с другим человеком не мо- гут развиваться, пока вы не «завершите» эти старые споры с матерью. Ядовитые отношения могут складываться и в том случае, если вы видите в человеке некоторые собственные черты, не принимаемые вами в себе до сих пор.
    Например, если я игнорирую свое высокомерие и надмен- ность (или привык не выражать их), я возможно буду очень непримиримым к высокомерию и надменности других лю- дей. Из-за непринятия собственной надменности я буду не только проецировать эту черту на других, но и отвергать этих людей из-за их надменности, чем буду обуславливать отвер- жение ими самого себя.
    Несмотря на то, что этот тупик так или иначе; преодолим, отношения могут оставаться вредоносными. Поскольку мы можем отвечать лишь за изменение собственного поведения и отношения, нам стоило бы попытаться так и сделать. Если ядовитые отношения с кем-то являются результатом моих собственных действий, то по мере моего изменения и Мои отношения с этим человеком могут стать лучше. Однако если вредоносность отношений обусловлена отношением или по- ведением другого человека, а он меняться не склонен, тогда может быть лучше прервать отношения с ним.
    УПРАЖНЕНИЕ 1.
    ВРЕДНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ЛЮДИ
    Представьте себе нескольких людей, с которыми у вас сложные отношения. Думайте о каждом в течение не- которого времени и затем выберите одного из них для работы в своем воображении.
    155

    Обдумайте свои отношения с этим человеком. Прямо сейчас хотели бы вы вступить с ним в контакт или пред- почтете его избежать?
    Если вы обнаружите, что, мысленно приближаясь к этому человеку, чувствуете себя хорошо, продолжайте поиск в своем списке людей до тех пор, пока не найдете другого, встречи с которым вы хотели бы избежать.
    Если вы на самом деле не хотите к нему даже прибли- жаться, то как вы заставляете себя это сделать?
    Подумайте, как вы собой манипулируете, заставляя себя подойти к нему.
    Есть много людей, по отношению к которым мы ощущаем себя обязанными поддерживать контакт, даже если отноше-, ния с ними нас не удовлетворяют. Чтобы заставлять себя под- держивать такие отношения, мы должны исхитряться. Среди таких хитростей рассказы самому себе о том, что «это мой долг» или «разрыв отношений приведет к катастрофическим последствиям — она ужасно обидится и будет страдать».
    Другая причина продолжения вредных для нас отношений заключается в том, что все же мы имеем от них не только вред, но и что-то полезное.
    УПРАЖНЕНИЕ 2.
    ПОЛЬЗА ВРЕДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Подумайте еще раз о человеке из предыдущего упражне- ния. Начните несколько предложений словами «Я ценю...» и посмотрите, что всплывает. Что приносят вам отноше- ния с этим человеком? Что положительного вы получаете от них — если получаете?
    Многие дети и родители продолжают вредные для себя от- ношения потому, что чем-то за них вознаграждаются. Родите- ли, считающие своих детей несносными, в то же время могут получать удовольствие от их безусловной теплоты и принятия; дети могут обнаружить то же самое, хотя в общем их отноше- ния с родителями ужасны.
    156

    УПРАЖНЕНИЕ 3.
    ЦЕНА ВРЕДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Побудьте в воображении с человеком из предыдущих упражнений и подумайте, какова цена отношений с ним.
    Что вы от него не получаете? Какая жертва или подарок потребуется от вас, чтобы этот человек исполнил ваше желание? Вы действительно верите, что когда-нибудь получите от него ожидаемое?
    Отношения часто становятся ядовитыми из-за того, что один или оба партнера хотят друг от друга чего-то, чего лише- ны. Дочь, например, может в течение многих лет продолжать вредные отношения с матерью, ожидая от нее одобрения, ко- торого никогда и не будет. Тем не менее она упорствует, наде- ясь, что однажды будет вознаграждена за свои усилия.
    Разрыв вредных отношений может быть трудным и опас- ным. Иногда нас удерживают от разрыва страх быть покину- тыми и злость, что все это придется пережить.
    УПРАЖНЕНИЕ 4. РИСК РАЗРЫВА
    ВРЕДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Представьте себя говорящим окончательное «прощай» человеку, отравляющему вам жизнь. Представьте, что он или она покидает вашу жизнь тем или иным способом.
    Вы можете переехать в другой город, получить развод с супругом или поменять место работы — короче, вы боль- ше с этим человеком не встретитесь.
    Что вы чувствуете, говоря ему «прощай»? Вспомина- ется ли вам, что кроме вреда эти отношения приносили вам что-то еще?
    Чтобы суметь изменить сущность ранящих нас отношений, мы прежде всего должны почувствовать, что нас ранили, по- том осознать, что отношения с причиняющим нам боль чело- веком могут быть нам вредны. Мы можем кое-что сделать для изменения этих отношений или принять решение отказаться от них. В любом случае первым шагом должна стать регистра- ция боли, которую мы испытываем; без этого осознания мы
    157
    можем сохранять отношения неизменными бесконечно дол- го. В любых отношениях есть что-то хорошее, иначе они не возникали бы. Разрыв отношений означает не только избавле- ние от их плохих сторон, но и потерю хороших; поэтому преж- де, чем сделать этот поворотный и решительный шаг, следует взвесить и сравнить между собой риск разрыва и цену поддер- жания отношений. Наилучшим решением является измене- ние отношений путем протеста против приносящего боль по- ведения — с тем, чтобы дать партнеру возможность изменить- ся. В таком требовании заключен определенный риск: изме- нившись, человек может стать еще более вредоносным. Одна- ко взяв на себя ответственность, мы всегда имеем возможность уйти —пока мы об этом не вспомним, мы вынуждены мирить- ся с этими отношениями.
    Если мы действительно решили расстаться, нам следует осознать причины, по которым мы собираемся это сделать.
    Терпение очень ценится в нашем обществе. Герой Горацио Эл- джера, сражающийся за собственный путь и за выживание в , трудном мире против всех его странностей и несуразностей, является частью нашей культуры. Его фразу «Я с этим справ- люсь! » мы чаще всего повторяем с гордостью. Но мы редко спра- шиваем себя: «А надо ли мне с этим справляться?» Пока мы упорствуем в своем терпении к наносимым нам травмам и стрессу, у нас нет способа их избежать. На память приходит картинка с человеком, ожидающим в середине зимы автобус на занесенной снегом остановке, стучащего зубами и говоря- щего: «Я могу это вынести». Пока он будет продолжать прово- дить ежедневно двадцать минут в этой жалкой ситуации, не осознавая, что это никому не нужно, он не станет искать дру- гого способа добраться до работы. Эта способность терпеть — одна из причин, по которой люди упорствуют в пребывании заведомо далеко от удовлетворения потребностей — своих и другого; оба человека заняты только тем, что стараются друг друга вытерпеть.
    Пока не наступит момент, который позволит изменить от- ношения, сочетающие в себе вред и поддержку, в сторону большей поддержки и удовлетворительности, — некоторые отношения кажутся полностью вредоносными. Забота о себе
    158
    и независимость позволяют осознать, что, как бы мы ни ста- рались быть доброжелательными, некоторые люди продолжа- ют нас ранить. Есть много людей, которые могут оказаться вредоносными для нас; чувствительность к возможности быть задетым ими может помочь нам избежать серьезной раны. Когда бы я ни встретил нового человека, неприятного мне, я очень осторожен и допускаю его ближе к себе, лишь убедившись в том, что ему можно верить. Если он продолжа- ет вредить мне, я отойду от него и постараюсь его избегать. Я буду предельно внимателен, если окажусь вынужден нахо- диться вместе с ним. И попытаюсь поделиться с ним своим ощущением неудобства, но если это вызовет у него неприя- тие, упорствовать не буду. Творческая критика другого чело- века требует довольно много усилий.
    . Истинная критика может стать подарком для критикуемо- го. Неподдельно доброжелательная и искренняя критика мо- жет включать как одобрение, так и порицание. Подобно оцен- ке полудрагоценных камней или артистичности выступления, критика другого человека включает оценку его слабых и силь- ных сторон. Такие суждения — это мнение, отражающее сис- тему собственных ценностей критикующего человека. По- скольку никакая из систем ценностей не является совершен- ной, любая критика неабсолютна. Однако критика из уст лю- дей, которых мы уважаем и чьей системе ценностей поклоня- емся, очень часто воспринимается нами как абсолютная. Если учитель, системе ценностей которого мы пытаемся научить- ся, считает нас неудачниками, то у нас появляется чувство ущербности. Но чья бы то ни было система не может быть аб- солютно правильной и во всем подходящей для нас; несоответ- ствие чьим-то стандартам обычно означает, что сами эти стан- дарты нам не совсем подходят. Этот вопрос можно разрешить
    •только, если слушать критику внимательно, с большим дове- рием и проверять, хотим ли мы изменить свои недостатки. На- пример, если мой учитель класса рояля говорит, что моя ин- терпретация какой-то части произведения излишне расчетли- ва, в то время как ей следовало бы быть «способной дышать самой по себе», я должен решить, хочу ли быть не только рас- четливым. Если я ценю расчетливость интерпретации, то могу
    159
    сказать: «Эта часть — красива в ее математической четкости».
    Если я не люблю такие интерпретации, я, наверное, скажу:
    «Эта часть сыграна как безжизненная — в алгебраической манере». Любая критика исходит из точки зрения и ожида- ний, с которыми разные люди подходят К событиям, вещам, действиям — их много и они очень разные. Конечно, вы кри- тикуете исполнение части музыкального произведения с боль- шой долей пристрастности, но в зависимости от того, нравит- ся оно вам или нет.
    В нашем обществе большое внимание уделяют логике и причинам. Критика во многом основана именно на них, но зачастую, прикрываясь флером ясного понимания, мы пользуемся критичностью для того, чтобы выплеснуть свою враждебность на других и атаковать их. Поэтому, даже слы- ша подлинную критику, произносимую из лучших побуж- дений, мы также можем связать ее с несправедливой враж- дебностью. Если бы мы позволяли себе выражать гнев или враждебность как чувства, а не как «рациональное общение», нам не нужно было бы оправдываться за свой гнев или зло- употреблять критикой.
    Из-за недружелюбного использования критики и пото- му, что подлинная критика часто воспринимается как атака, мы привыкаем сдерживать собственную критичность и стараемся ее не проявлять. Это имеет два последствия: во- первых, мы теряем важную и полезную возможность для подлинного общения и, во-вторых, подавляем часть себя, а в итоге теряем свою способность к хорошей критике. Так как критика — это обмен между людьми системами их взглядов и ценностей, но из-за нехватки выразительных средств в от- сутствие опыта что-то остается невыраженным, и это может ввести в заблуждение. Хотя некоторым кажется, что в этом нет ничего страшного, теряя способность к критике, мы стал- киваемся с опасностью потерять понимание, что хорошо и что плохо в самих себе и в окружающих. Наши стандарты и требования становятся или слишком высокими, или слиш- ком низкими, а иногда просто неопределенными.
    Например, перфекционисты с их нечеловечески высокими требованиями теряют представление о том, что достижимо, а
    160
    что нет. Будучи непревзойденными мастерами критики, если бы они поделились своей критикой с другими, они могли бы понять и может быть изменить собственные стандарты, напри- мер, стать к другим и к себе более добрыми. В определенном смысле ценности, используемые в критике, являются утверж- дением того, кто мы есть. Критикуя, мы получаем представле- ние о самих себе и развиваем свою способность к ясному под- линному общению.
    Если вы хотите исследовать связь между критикой, враж- дебностью и благими намерениями, проделайте следующее уп- ражнение.
    УПРАЖНЕНИЕ 5.
    ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТИКИ
    Представьте, что вы разговариваете с человеком, которо- го хотите раскритиковать. Детально перечислите все, что вы хотите подвергнуть критике. Теперь представьте, что вы очень сердиты на него, и выразите ему свой гнев не- посредственно на уровне чувств, не пытаясь оправдать причины этого гнева.
    А теперь покритикуйте этого же человека с наилуч- шими намерениями — насколько можете себе это пред- ставить.
    Что вы чувствуете по поводу этого человека теперь?
    В восточных традициях обучения, особенно в дзен-буддиз- ме, лишь в случае подлинной заинтересованности в своем уче- нике Учитель критикует его работу. Ученик рассматривается как безусловная изначальная ценность, сначала Учитель, же- лая сконцентрироваться на нем, оценивает важность исполне- ния им работы и лишь затем добавляет критику.
    Причина, по которой двое не желают друг перед другом пол- ностью разоблачиться, заключается в том, что поступи они так, они стали бы уязвимыми, беззащитными и отдали друго- му чрезмерную власть над собой. Тогда они смогут ранить, отравить и навсегда погубить друг друга! И как часто в жизни они приходят к концу отношений, становясь болью и мукой друг для друга! Уж лучше поддерживать легкие и поверх-
    11-2356
    161
    ностные отношения — тогда шрамы не столь глубоки и душа не кровоточит. Пытаясь узнавать кого-то, погружаясь в этот новый мир, мы делаем окончательный и бесповоротный пры- жок в неизвестность.
    Олдридж Кливер
    Чтобы слышать критику, мы должны стать открытыми и перестать обороняться. Помогает знание того, что вся крити- ка — это приложение чужой системы ценностей к нашим уси- лиям, потому что будучи самодостаточными, мы не должны жить в соответствии с чужими ожиданиями, если только не мы сами их выбрали. Такое необоронительное отношение важ- но и в других ситуациях.
    Чтобы позволить себе быть любимыми, мы должны осла- бить свою оборону и рискнуть оказаться беззащитными пе- ред людьми, от которых хотели бы любви. Мы должны оста- вить свою бдительность и попытки управления и позволить тем, кто нас любит, выражать свою любовь так, как это им свой- ственно; иначе они скорее будут выражать нас и делать то, что им говорят, а не выражать собственные чувства.
    Многие люди говорят, что кого-то ищут, чтобы полюбить, однако они не позволяют себе почувствовать, насколько уже любимы. Они могут так этого и не узнать, если не перестанут себя контролировать и сдерживать. Чтобы ощутить себя лю- бимым, следует позволить другим гладить себя словесно или физически так, как им хочется, чтобы выразить свою любовь.
    Делая конкретные указания по поводу того, как им следует вас любить, вы лишь приучаете их вести себя по отношению к вам удовлетворяющим вас способом, но не позволяете им прояв- лять свою любовь. Жесты, движения, приемлемые для вас, мо- гут мешать их выражению любви к вам тем способом, кото- рый их тоже удовлетворит. Контролируя способы проявления другим человеком любви к себе, вы устраняете элемент спон- танности. Преимуществом контроля, несомненно, является управление риском; но, как это всегда бывает при управлении, результат предсказуем и жизнь пресна.
    Чтобы по-настоящему понять и оценить состояние, когда вы любимы, вы должны позволить себе быть открытыми. Вы
    162
    должны почувствовать, что же на самом деле вам дается, не оценивая прежде, чем отреагируете. Если вам не нравится да- ваемое, тогда вам решать — сказать ли человеку об этом, пре- доставляя ему возможность выразить свою любовь как-то ина- че. Если он готов рискнуть, тогда он действительно проявляет себя своим собственным способом, а не является вашей мари- онеткой.
    Позволить себе быть любимым так, как описано выше, не- просто, но это единственная возможность почувствовать лю- бовь другого человека. Любовь, как и критика, включает обще- ние и контакт с другим человеческим существом. Она может быть благотворна; однако истинная любовь включает и эле- мент риска. Можно бояться риска быть любимым, но в таком случае любовь может никогда не прийти к вам.
    Защищаясь от любви и критики, мы глухи и не слышим других людей. Иногда наши защиты мешают общению. Когда я чувствую гнев, у меня есть выбор — общаться с кем-нибудь или нет. Риск выражения себя состоит в том, что я могу спро- воцировать гнев у другого или оказаться им отвергнутым; если же я не буду выражать себя, я должен подавить эти чувства, обратить их внутрь. Обычный способ, которым мы пользуем- ся, чтобы не выразить свой гнев или ярость — это убедить себя в том, что эти чувства нерациональны. Мы приучены обще- ством быть рациональными; испытывать гнев обычно означает быть безрассудным. Поэтому мы выражаем его не прямо, а превращая в «оправданную» враждебность. Одной из возмож- ных форм проявления гнева является враждебная критика, другая форма — это враждебность «во имя высших интере- сов»; как например у таможенника или полицейского на пар- ковке, создающего ненужные жизненные трудности, говоря при этом: « Это всего лишь моя работа». Такие люди часто весь- ма вредоносны и находят прекрасную нишу для себя в работе, которая позволяет им оставаться враждебными, освобождая их от ответственности за это. Так придирчивый таможенный чиновник бывает очень тщателен, потому что считает свою работу чрезвычайно важной и чувствует удовлетворение от собственной власти над людьми, которые вынуждены прибе- гать к его услугам. Поскольку не всегда удается избежать воз-
    163
    никновения неприятных эмоций при таких встречах, нам сле- дует знать, что многие мелкие чиновники на самом деле про- являют особое рвение и делают гораздо больше, чем требуют их «служебные обязанности». Так как власть и сила на их сто- роне, в подобных случаях тщетно пытаться отгородиться от враждебности, которую они в нас вызывают. После столкно- вения можно поразмыслить над своими возможностями. Не- смотря на то, что такие люди часто оставляют в вас ощущение незавершенности, неудовлетворенности, то количество энер- гии, которое потребовалось бы для завершения некоторых геш- тальтов, может оказаться даже больше, чем вы уже отдали. По- этому скорее вы предпочтете разрешать такие ситуации в во- ображении, чем в реальной жизни.
    УПРАЖНЕНИЕ 6.
    ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ
    Позвольте себе вспомнить какого-нибудь мелкого чинов- ника, который так или иначе сделал вашу жизнь ужас- ной. Опишите ситуацию. Теперь некоторое время раз- мышляйте о соответствующем для него наказании. Ре- шив, как наказать чиновника, представьте себе, что на- блюдаете, как действует наказание. Убедитесь, что види- те картину ясно, включая выражение лица этого челове- ка в момент, когда он замечает, что именно вы пришли отомстить ему.
    Продолжайте свою фантазию, пока не почувствуете, что с этим покончено.
    Хотя в жизни у вас может никогда не возникнуть случая поквитаться с людьми, которые беспричинно на вас напали, с помощью своего воображения вы можете переключить свое внимание на новые вещи и позволить проявиться чувству соб- ственной важности после таких фрустрирующих встреч.
    По мере того, как ваше осознание меняется, меняется ваше поведение, и вы обращаетесь с окружающими людьми по-раз- ному, они в свою очередь тоже начинают относиться к вам иначе. Изменив свое поведение и прочувствовав это, вы смо-.
    164
    жете решить, хотите ли вы оставить это новое поведение или изменить его еще раз.
    Когда ваши друзья узнают о вашем новом поведении, они могут стать несчастными и начать протестовать. Люди не лю- бят изменений и сопротивляются им, насколько возможно.
    Они заметят, что вы больше не хотите поддерживать старые роли и привычные способы отношений, и могут забеспоко- иться, что вы специально заставляете их страдать. Непредска- зуемо нарушая безопасность других, вы вынуждаете их рис- ковать и напоминаете о том, что они потеряли чувство полно- ты жизни.
    Таким же образом вдруг вы можете обнаружить, что ваша работа вам больше не интересна и что вы способны к больше- му, чем она может вам предложить. Безопасность, которую она предлагает, больше не кажется вам такой важной, так как вы открыли в себе свою внутреннюю безопасность.
    Вы можете предъявить своей семье различные требования или вовсе уйти из нее, если обнаружите, что ваши потребнос- ти не удовлетворяются. Контракт, заключенный между двумя людьми в прошлом, может больше вас не устраивать, посколь- ку с тех пор один или оба партнера изменились. Можно наде- яться, что получится заключить новый контракт, но если это невозможно, следует расстаться.
    Последствия изменений могут заставить нас захотеть что- то переделать; существует очень мало изменений, которые полностью необратимы. Так, мы никогда не можем вернуться назад, и возвращение в старый порядок вещей не означает, что прошлое взаимодействие будет продолжаться в настоящем.
    Ведь оба партнера изменились в результате разных событий, поэтому старые отношения могут только обновиться. И, мо- жет быть, расширение осознания, что приходит следом за из- менениями, стоит полученной боли. Выбор за вами.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта