Яро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники
Скачать 1.54 Mb.
|
ГЛАВА 10 ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ Чтобы изобразить порывы ветра, иве не нужны бумага, чернила и кисть. Сарью Думать, что все постоянно и неизменно — это иллюзия, люди и мир все время меняются. Для некоторых изменений требуется больше времени, для других — меньше. Цветы уми-. рают за сезон, люди — за столетие, даже глыбы гранита, кото- рые кажутся столь незыблемыми, выветриваются, развалива- ясь на куски и становясь, в конце концов, галькой. Наши чувства и ощущения меняются каждое мгновение, вместе с ними изменяются и наши отклики миру. В этом смыс- ле мы все время изменяемся. Подлинное, аутентичное обще- ние с другими людьми подразумевает осознание собственных чувств, а поскольку это бесконечный поток, мы все время дол- жны заново определять, что мы чувствуем в данный момент. Нам следует осознавать и то, что происходит с другими — ведь и они меняются столь же быстро, как и мы. Поэтому дове- рие и близость возможны только в том случае, если мы следу- ем за изменениями в себе и в других людях, с которыми мы рядом. Если мы не уделяем должного внимания текущему мо- менту, мы можем завязнуть, описывая чувства, которые дав- но миновали. Это может вести к поведению, которое соответ- 115 ствует нашему прошлому, но никак не настоящему. Напри- мер, в ходе рабочих контактов со своим руководителем и в за- висимости от его требований, одобрения или критики, пона- чалу я могу чувствовать страх, затем облегчение, потом благо- дарность и, наконец, обиду и негодование. Каждое из этих чувств законно в контексте нашего общения. Но если я зацик- лен на страхе, а руководитель в это время говорит о том, что он одобряет мою работу, то наше общение, конечно же, вряд ли будет успешным. Лучшей моделью, передающей непрерывную череду из- менений наших собственных чувств и чувств окружающих, является калейдоскоп. Картинка все время меняется и похо- жа на бесконечность. Изменения в наших чувствах или в чув- ствах окружающих нас людей приводят к изменению харак- тера всех наших взаимодействий. Мы полагаем, что вещи ос- таются такими же только потому, что так удобно и кажется безопасным. Все живые существа меняются циклично. Утомленный жизнью и миром может сказать: «Я уже видел все это раньше, все меняется, но все остается прежним». Но в действительнос- ти он не видел всего, потому что почувствовать можно только то,, что происходит сейчас. Конечно, можно заметить некие сходства между разными моментами, но полностью осозна- вая текущий момент, вы можете обнаружить, что ситуация всегда уникальна. Дерево никогда не будет тем же, что прошлым летом и даже что минуту назад. Поскольку мы существуем и меняемся день ото дня, описание или восприятие себя самого верно лишь на тот момент, когда оно сделано. Но описывая словами происхо- дящее, мы склонны надолго его фиксировать,- так фотограф фиксирует сцену или человека навсегда.: Язык — это основа нашего мышления, поэтому мы полагаем, что абстракция — это то же самое, что и объект, который она представляет. Но как только момент формирования образа проходит, субъект меняется. Река, на которую мы смотрим, никогда не вернется, новая река постоянно течет от истока к океану. Абстракции (например, «река») полезны, поскольку мы не могли бы без них описать мир; но мы должны осознавать их пределы. 116 УПРАЖНЕНИЕ!. РАЗВИТИЕ ВНУТРИ МИРА Представьте, что вы стоите возле мелкого ручья и броси- ли в него какую-то черную краску. Представьте, что вся вода окрасилась в черный цвет; потом набегает новая вода, и окраска постепенно пропадает и наконец исчезает со- всем. Поразмышляйте, как изменилась река по сравне- нию с предыдущим моментом. В чем различие между рекой сейчас, опять ставшей чистой, и рекой до того, как вы изменили ее цвет? Изменения происходят постоянно, и если мы не осознаем этого, мы можем упустить настоящий момент и остаться в уже прошедшем. Это не говорит о том, что нам следует находиться на вершине всех изменений, которые происходят как в нас, так и в других, иначе это может привести к новому хаосу. Нам нуж- но ограничивать свое сознание таким количеством значимых наблюдений, с которым мы можем справиться. Выбор их обыч- но делается автоматически при условии, что мы открыты появ- лению новых фигур на фоне нашего общего опыта. Обычно нам хватает умственных способностей, чтобы от- дохнуть от происходящих изменений, если мы знаем, как быть в курсе происходящего. Степень нашего контакта с окружени- ем и степень погружения в себя тоже меняются со временем. Мы делаем наблюдения и храним их в своей памяти. Позже, оказавшись в ситуации, так или иначе связанной с этим воспо- минанием, мы скорее используем память в качестве источника информации, чем осознаем то, что на самом деле происходит в данный момент. Переориентируя себя на настоящее, мы полу- чим более точную информацию и окажемся гораздо больше включенными в происходящее. Более того, наш ответ будет боль- ше соответствовать тому, кто мы есть и что мы хотим. Используя процесс таким образом, мы можем жить в дан- ный момент—ведь только его мы в действительности и можем ощущать. Понимать концепцию процесса интеллектуально и чувство- вать его для себя — это не одно и то же. Следующее упражне- ние поможет вам это различить. 117 УПРАЖНЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ Найдите несколько своих фотографий в детском возрасте и фото вашей семьи. Сложите их друг за другом в альбом, чтобы вы сами смогли увидеть стадии роста. Отметьте процесс своего развития, посмотрите, насколько сильно вы изменились и насколько остались прежним. Такой же эксперимент можно проделать и с вашими старыми письмами. Можете ли вы указать людей, у ко- торых хранятся ваши письма к ним? Если да — сделайте с писем копии, сложите их по времени написания. Видите ли вы свой процесс изменений? УПРАЖНЕНИЕ 3. РАЗВИТИЕ ВАШЕГО ДРУГА Фотографируйте своего друга в течение месяца каждый день, одновременно снимайте и себя. Сравните эти се- рии фотографий между собой. Отметьте ежедневные изменения. Лишь понимая саму идею процесса, мы можем заметить богатство наших каждодневных ощущений и увидеть, что же в действительности происходит в данный момент, а не вытас- кивать из памяти воспоминания о том, что происходило неко- торое время назад. Способ вернуть смысл процессу состоит в том, чтобы включить осознание «сейчас я осознаю, что ...» и позволить вниманию свободно блуждать во внешней, внутрен- ней и средней зонах. Одним из проклятий нашей цивилизации является необ- ходимость добиваться цели; конечно, хорошо иметь цель, но концентрация на продукте своего труда, а не на самом процес- се часто приводит к обеднению процесса творчества. Увлечен- ный повар, постоянно нацеленный на конечный результат, может не получать удовольствия от приготовления блюд хотя сам этот процесс может быть источником удовольствия. Раз- мышляя о ежедневном процессе своей жизни, можно увидеть всю бессмысленность нацеленности наших усилий на конеч- 118 ный результат. Концом жизни, насколько всем известно, яв- ляется смерть. Так ли уж надо спешить к достижению этой цели? Любовники занимаются любовью не для достижения оргазма, хотя он и является радостным завершением их лю- бовных занятий: они сосредоточены на всей полноте обще- ния и наслаждения, что и приводит к оргазму. УПРАЖНЕНИЕ 4. КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ И ПУТЬ РАЗВИТИЯ В следующий раз, когда вам предоставится возможность вымыть посуду после еды, постарайтесь нацелиться на сам процесс мытья. Почувствуйте теплоту воды — не слиш- ком ли она горяча для вас? Что вы ощущаете от скольз- кой мыльной воды на посуде? Дайте своему вниманию сфокусироваться на ощущениях рук. Какой вы ощущае- те чистоту свежевымытой посуды? После того как вы сумеете сконцентрироваться на са- мом процессе мытья посуды (а этого занятия обычно пред- почитают избегать), проведите некоторое время, думая о том, чтобы «сделать это быстро». Попытайтесь стать не- терпеливым при выполнении задания и стремитесь к его окончанию. Заметили ли вы, насколько эта нацеленность на конечный результат, а не на сам процесс мешает полу- чению удовольствия от процесса? Люди с трудом воспринимают изменения; то, что непосто- янно, понять трудно. Способность гибко реагировать на изме- нения зависит от осознания изменений, а для последнего нуж- на гибкость восприятия. Если я обременен проекциями, кото- рые постоянно навязываю другим, я не в состоянии видеть ясно и, следовательно, не могу видеть изменений. Все, что я вижу в других, снова и снова, — это лишь я сам, зацикленный и не способный к изменениям. Если мои границы с другими людьми размыты, я не смогу понять, кто из нас меняется — я или другие. Поэтому, чтобы быть способным ощущать изменения, мне нужно все время быть в контакте с окружением. Уходя от окружения и погру- жаясь в себя, я становлюсь неспособным ощутить его изме- 119 нения. И потому, чтобы ощущать происходящие в мире из- менения, я должен быть способен проходить через все ста- дии слияния, контакта и погружения в себя, не застревая ни на одной из них. Зафиксироваться в контакте столь же бес- полезно для восприятия изменений, как и застрять в слия- нии или погружении в себя. Если нет времени, чтобы погру- зиться в себя и проверить, есть ли изменения, произошед- шие во мне самом с тех пор, как начался контакт, я теряю ощущение себя и скорее исполняю роль, чем веду себя аутен- тично. Изменения означают жизнь, фиксация — это смерть. Рискните жить! Завершение любого процесса, то есть достижение цели, есть в своем роде смерть, точно так же как и абсолютное со- вершенство. Хотя мысль о том, что нечто может быть совер- шенным, является частью сути человеческого существова- ния, это лишь направление, сигнальный знак, а не цель жиз- ни. Важно ясно представлять себе цели и иметь их в перспек- тиве; но если процесс достижения цели того не стоил, может ли быть стоящей сама цель? Все же знание О нашей смертности может приводить к при- чудливым образам жизни, так как мы пытаемся ужиться с этой неизбежностью. Одна из таких попыток состоит в том, чтобы максимально возможным образом переполнить свою жизнь. Беспокойство при выполнении слишком большого количества дел вызывается тем, что у нас может не хватить времени для усвоения всего полученного опыта. Вся наша жизнь может быть заполнена целями, а не самим процессом жизни — по- скольку цели имеют собственный импульс, под его влиянием целенаправленный человек может забыть спросить себя: «Чем я сейчас занимаюсь?» и «Стоит ли это того?» Если в результате неимоверных усилий удается достичь поставленной цели, часто тот, кто ее достиг, ощущает во рту только пепел: «И это то, за что я боролся?» Другой выбор связан с идеей процесса. Если время нашего пребывания на земле ограничено, то мы ответственно должны сделать выбор, как его потратить: Фауст Гете попытался обой- ти эту проблему, заключив договор с Мефистофелем, но боль- шинство из нас этого выбора не имеет. Каждое решение пойти 120 по одной дорожке означает, что мы не сможем пойти по дру- гой. Если мы не принимаем этих решений со всей ответствен- ностью, нам придется винить только себя. Хотя существуют циклы развития и со временем мы ме- няемся, можно застопорить этот процесс, развивая свои не- изменные «черты характера». Это такие способы поведения, на которых основаны наши роли, а роли, как мы уже говори- ли, это способы избежать подлинного общения. Я могу встре- тить нового человека и почувствовать к нему расположение. По мере того, как я буду все лучше его узнавать, я могу оби- жаться на его некоторое поведение по отношению ко мне; и все же, я могу скрыть свои чувства и не показывать их, ведя себя с этим человеком так, будто я все еще к нему располо- жен. Тем самым временами я исполняю роль, часть меня зас- тывает и препятствует моей гибкости. Замороженный на вре- мя и предсказуемый, я, в некотором смысле, мертв. Красота цветов — в еѐ быстротечности; пластмассовые цветы оскорб- ляют своим постоянством. Так как природа общества меняется, духовные и философ- ские ценности тоже меняются — то, чему учили в прошлом, должно измениться в соответствии с настоящим. На среднем востоке одно из главных благословений, которое является также проклятием... это обучение духовных масте- ров. Оно — благословение для тех, кто получил его в нужное время, и проклятие для тех, кто борется с ним с тех пор после того, как оно стало анахронизмом. Немногие съели бы мясо после того, как оно сгнило, или овощ, когда он уже сморщил- ся. Но почти никто не подозревает об эквивалентной пробле- ме в литературе и традиционализме. Дайте чему-нибудь про- слыть ценным или возвышенным, и человеческая жадность доделает все остальное. Даже если доисторическое ломает нам зубы и гнилое мясо нас отравляет, мы все равно будем придерживаться устаревших толкований. Идрис Шах Не только каждое общество и время вырабатывают свою собственную философию, но и законы тоже отражают вре- мя. Многое из легального, разрешенного сейчас было строго 121 запрещено в прошлом, например, гомосексуализм. Модель — это тоже объект изменений вкусов, обычаев. Викторианское пуританство отчасти расчистило дорогу распущенности вре- мен Эдварда, последняя дала дорогу свободной и легкой мо- рали двадцатых годов прошлого столетия. Во многом это по- хоже на то, как что-то становится для нашего сознания фигу- рой на фоне нашего мира, — некоторые идеи становятся фигурами и фоном времени. Иногда законы устаревают, от- ставая от времени, в этом случае они существуют в качестве законов, но на это редко жалуются. Однако если они исполь- зуется рьяными общественными деятелями, то в конце кон- цов протесты народа против этих законов могут привести к их отмене. Люди меняются, и иногда их интроецированная мораль устаревает по сравнению с их теперешними взглядами и отно- шениями. Например, мы можем протестовать и говорить, что верим в моногамию, но в действительности придерживаться систематической полигамии. Такое запаздывание случается и при выполнении обыч- ных дел. Хирурги часто не могут объяснить, как они ставят диагноз: если они и начинают объяснять, их объяснения час- то неопределенны и неумышленно запутаны. Разница между тем, что они думают о своих действиях, и самими действия- ми может быть велика. Причина заключается в том, что хи- рурги уже ушли вперед в своих техниках с тех пор, как они пытались объяснить другим, что они реально делают. Осозна- ние того, что они делают, как бы отстало от исполнения, от самого действия. Единственно достоверным способом узнать, что делает человек, является наблюдение за его действиями. Понять это противоречие можно лишь в терминах про- цесса. Мы способны ко многим действиям даже в отсутствие способности описать их. Гарольд Росс из «Нью-йоркера» обычно говорил, что все невозможно описать; тем не менее, у людей есть привычка все свои действия переводить в слова. Наша способность развивать навыки, не прибегая к словам, приводит к путанице, когда мы вынуждены словами описы- вать цель (например диагноз или — как в нашем случае — цель психотерапии). 122 Весь наш мир все время течет и изменяется, и мы должны целенаправленно использовать осознание, чтобы идти в ногу с происходящими изменениями. Возбуждение от ощущения новизны мира в каждый момент времени может дать нам на- стоящую радость, но для этого мы должны быть способны про- делать работу по изменению самих себя, а не сопротивляться этому постоянно. Мир будет меняться вне зависимости от того, нравится нам это или нет. Чтобы сделать изменения для нас полезными, мы должны обладать способностью жить в сегодняшнем дне — «прямо сей- час». Этот момент отличается от всякого другого, и человек, с которым мы разговариваем «сейчас», отличается от человека, с которым мы говорили минуту назад. Чтобы жить сейчас, в этот момент, мы должны быть способны определить, что про- исходит в этот момент. Чтобы суметь это определить, мы дол- жны уметь моментально включить видение, чувствование или осознание, а не быть скованными воспоминаниями того, что мы видели некоторое время назад, в прошлом. Упражнения на Осознание — это самый короткий путь к развитию такой спо- собности. Выясняя, что происходит, с помощью глаз и ушей, и чувствуя, что происходит в груди или животе, мы помогаем себе жить в данный момент и принимать ответственные реше- ния о том, чего мы хотим, как мы хотим себя вести и что мы хотим дать окружающим нас людям. Жизнь в настоящий момент дает нам шанс управлять сво- ей судьбой, которая является чередой таких настоящих мо- ментов. Планирование будущего или память об уроках прош- лого тоже важны, но когда они противоречат значимой для нас ситуации, переход в настоящий момент позволит нам ис- пользовать все наши силы, все наше видение, всю нашу мощь. Нелегко, умерев, быть рожденным заново. Фриц Перлз ГЛАВА 11 ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ Упавший в воду каштан и рыбка, всплывшая за кормом, — их расходящиеся круги соединяются на воде. Киджиро Лозе необходима почва, чтобы родить виноград. Вкус ви- нограда меняется в зависимости от сорта лозы и от почвы, на которой она растет. Важно взаимодействие лозы и почвы, вкус ягод определяется тем, как их качества объединяются. Взаимоотношения людей зависят от сущности их индиви- дуальностей; никогда нельзя предсказать, каков будет резуль- тат их комбинации. Наша сущность меняется также в зависи- мости от того, с кем мы находимся. Разные люди способству- ют проявлению в нас различных качеств. Химия этого процес- са не ясна, но знать, что она существует, полезно. Я нравлюсь себе при взаимодействии с одними людьми и недоволен собой в общении с другими. Я благотворен для одних знакомых, а для других — ядовит и вреден. Некоторые причины, которые предопределяют аромат ви- нограда, известны: например, кислотность почвы и сорт ви- ноградной лозы, с которой собраны ягоды. Но известны дале- ко не все составляющие. Единственный способ узнать, как 125 лоза будет расти на конкретной почве — это вырастить ее. Един- ственный путь для понимания благотворности нашего контак- та с конкретным человеком — это попытка испытать этот кон- такт. Иногда виноградарь сам удивляется винограду, выращен- ному им при неблагоприятной комбинации лозы и почвы. Точ- но так же мы можем иметь приятные отношения с людьми, которых заведомо считали «нелюбимыми»; может случиться и так, что мы будем разочарованы отношениями с предполо- жительно «симпатичными» людьми. Все в этом мире в какой-то мере взаимосвязано. Даже на- блюдатель меняет сущность наблюдаемого им объекта своим присутствием. Хотим мы этого или нет, мы являемся частью мира, даже ничего для этого не делая (за исключением присут- ствия в нем). Чем более мы близки с кем-то, тем больше можем на него воздействовать. Чем более близкими к себе мы позволяем стать другим лю- дям, тем больше они могут влиять на нас; существуют разные степени близости, которые мы можем перенести. Ценой бли- зости является влияние. Позволить кому-то стать близким и воз- действовать на нас положительно — радостное переживание; позволить же стать близким человеку, который нас обижает, . может оказаться болезненным и в конце концов деструктив- ным — потому что это может уменьшить наше доверие и готов- ность позволить кому-то другому стать близким для нас челове- ком. Обычно позволение кому-то приблизиться — процесс по- степенный. Начиная общение, мы осторожны и не отдаем себя сразу помногу. Узнавая человека, с которым встретились, мы все больше открываемся. Фриц Перлз говорил, что существует по крайней мере четыре основных уровня этого процесса. Он описывал их как четыре слоя личности. Ежедневные приветствия, например «привет» или «пока», — это поверхностный уровень общения. Произносимые часто без особых чувств, эти слова, однако, являются признанием присутствия и уязвимости другого человека, поскольку без этих слов он может почувствовать себя игнорируемым, поте- рянным или невидимым. Уровень ролевой игры в общении — это уровень предска- зуемых ролей и игр. Например, у продавца обуви одна роль, а у 126 его покупателя — другая. Им требуется взаимодействие, пото- му что у одного есть что-то для продажи, а другой хочет это что-то купить; при этом обычно они не заинтересованы в зна- нии друг друга. Их контакт строго деловой. Многие отноше- ния имеют такую форму; мы не хотим быть близки со всеми, кого встречаем в жизни. Сталкиваясь впервые, люди обычно приветствуют друг друга и поначалу, как правило, общаются на уровне ролевой игры. Мы переходим к более глубокому уровню общения лишь тог- да, когда готовы к нему. Даже когда близкие друзья встречают- ся после долгой разлуки, они склонны проходить тем же ру- тинным путем, прежде чем снова открыться друг другу. Третий и четвертый слой общения тесно связаны: третий, или «мертвый» (еще его называют фобический) слой — это момент неопределенности, который обычно предшествует сле- дующей ступени подлинного, аутентичного общения. Каждый из четырех слоев характеризуется своим поведе- нием. Прежде чем открыться, мы должны сначала решить, хо- тим ли рискнуть. Наше поведение в этой точке, будь оно мол- чаливым, беспокойным или принимает форму скуки, являет- ся проявлением мертвой ступени. Когда мы решаемся открыть- ся, наше поведение меняется и может стать аутентичным. Хотя выражая печаль, раздражение (агрессию), радость или сексуальность, мы подвергаем себя риску оказаться от- вергнутыми, последствия проявления наших чувств редко со- ответствуют наихудшим ожиданиям. Наоборот, становясь под- линными, искренними, «нефальшивыми», мы обычно испы- тываем волну возбуждения и удивления, которые сопровож- дают нас в последующих непредсказуемых встречах. Переход от ролевой игры к подлинности рискован; однако альтернативой является смерть индивидуальности — живой труп, увязший в предсказуемой роли, когда все взаимодействия наперед известны и предопределены. УПРАЖНЕНИЕ 1. УРОВНИ ОБЩЕНИЯ Оказавшись следующий раз в магазине, обратите вни- мание на обслуживающего вас человека. Особенно 127 прислушайтесь к своим чувствам по отношению к этому человеку. До того как приступить к вопросам о предмете, который вы хотели бы купить, решите, хотите ли вы установить с продавцом хороший контакт. Найдя продавца, которого вы не хотите знать, обратите внимание на ваше взаимодействие. Как вы приветствуете друг друга? Какими знаками вы распределяете роли? Какую роль вы оставляете себе? Например, «занятий на этой неделе нет, поэтому я развлекаюсь»? Какие знаки он подает вам, чтобы вы смогли определиться в отношении него? Проявляет ли он недовольство? Он догадлив? Вернувшись из магазина, запишите максимальное количество примеров его поведения и рядом — то, что он говорил вам при этом о себе. Например: «Я не знаю, где лежит вакса» (дурак, а может быть — смущен?) «В этом городе нет обувного магазина» (обувной магазин есть за углом, так что одно из двух — он испытывает неприятие ко мне или к владельцу обувного магазина). УПРАЖНЕНИЕ 2. ЕЩЕ УРОВНИ ОБЩЕНИЯ Столкнувшись с приятным для вас продавцом обуви, с которым вы готовы попробовать вступить в более близкий контакт, обратите внимание на ваш диалог. Как вы приветствуете друг друга? Какие роли начинаете играть? Почувствовав себя удобно, попытайтесь как-нибудь с ним рискнуть. Попробуйте выразить какие-нибудь чувства, которые могли бы вызвать насмешку. Например: «Меня сильно раздражает, что полицейские вашего города настолько осложняют жизнь негров» или «Мне нравится ваш способ обращения с покупателями, которые до этого вас оскорбили». 128 Вы узнаете о рискованности подобных фраз — ведь вам будет неудобно произносить их. Реакция человека, стоящего за прилавком, может оказаться непредсказуемой. Другим возможным случаем, когда вы могли бы попытаться рискнуть, является общение с вашим боссом. Расскажите ему о своих чувствах в связи с чем-нибудь, что вы от него скры- вали, или дайте чему-нибудь собственную оценку, которая предположительно ему не понравится. Вы осознаѐте наличие паузы, которая возникает прежде того, как вы предпринимае- те нечто рискованное? Это и есть «мертвый» уровень. Пере- численные ранее примеры, возможно, не позволили вам в дос- таточной мере исследовать «мертвый» уровень в общении. Если это так, попробуйте следующее упражнение. Оказавшись с близким человеком, подумайте о чем-нибудь, что вы «никог- да не скажете», даже если это правда и вы постоянно об этом помните. Теперь поставьте себе цель об этом сказать. Обрати- те внимание на борьбу, которую вы ведете с собой, и на следу- ющий за решением мертвый период в своем поведении. Некоторые роли приносят нам удовлетворение и довольно значимы. Они позволяют общаться с другими без излишней привязанности или самоограничений. Некоторые из задач в обществе выполняются людьми, которые должны оставаться в рамках роли. Аутентичное, подлинное поведение верховного судьи или, например, адвоката может привести к большой неразберихе. Законы страны станут изменчивыми и, хотя это будет иметь внушительные последствия, приведет к хаосу. Не- возможно перечислить все важные роли, но если необходи- мые знания не будут сопровождать такие задачи, как материн- ство, обучение или лечение, совместно с соответствующими поведенческими ролями, их невозможно будет выполнить дол- жным образом. Каждая из ролей имеет связанную с ней уста- новку. Для материнства это привязанность и самопожертво- вание; именно эти установки и гарантируют, что задача будет выполнена. Эрик Берн обстоятельно писал о тех ролях, которые мы играем всю жизнь. Ребенок должен признавать свою беспо- мощность и учиться у других. Ребенок внутри нас — это та 9-2356 129 наша часть, которая любит шалить и забавляться, получать удовольствие от контакта с другими, та часть нас, которая про- является, когда мы смеемся над собственными промахами и нелепостями и даем себе свободу рисковать и казаться неле- пыми. Ребенок внутри нас является также источником твор- чества, позволяя нам увидеть многое по-новому, а иногда как бы впервые. Взрослый в нас — это мыслитель, который тща- тельно взвешивает риски и строит планы. Родитель в нас — это та часть нас самих, которая присматривает за нами и нашими детьми: он строг и часто интроецирует мнения и ценности наших родителей. Хотя такие роли необходимы для существования и функ- ционирования нашего общества, они могут сковывать людей, призванных их выполнять. Человек, всегда являющийся вер- ховным судьей (даже со своей семьей и друзьями), не свобо- ден. Став навязчивой, роль мешает исполнителю, сковывая его индивидуальность. Любая роль может быть очень детализированной и хоро- шо развитой — будь она карьерной (например, прокурор) или личностной (например, «трудный подросток»). Но в любой ситуации человек, играющий роль, всегда ведет себя одинаково, предсказуемо, а общение в таких случаях хоть и скучно, но безопасно. Многие личностные роли являются искажениями свой- ственных нам подлинных черт характера. Например, вы мо- жете продолжительное время быть милым и непринужденным в общении человеком. Однако, получив вознаграждение за та- кое поведение, вы, возможно, прибегнете к нему и тогда, когда не чувствуете себя мило и непринужденно. «Милая» часть вас становится ролью — способом сокрытия своих неприятных чувств и избегания любых столкновений. Роли, выбираемые нами для исполнения, — это отражение того, кто мы; они формируются очень рано. Наблюдая трех- месячных младенцев, Стелла Чесс сумела выделить определен- ные черты характера, которые присутствуют вплоть до взрос- ления ребенка. Среди них оказались — реакция на появление новых людей, общие склонности ребенка, чувствительность и ответ на специфические стимулы. Человек, который обычно 130 сильно реагирует на эмоциональное воздействие, никогда не возьмется играть роль прожженного игрока в карты из Лас- Вегаса. Когда мы реагируем спонтанно, мы аутентичны себе, даже если наше поведение, возможно, неоригинально. Лично- стная черта только тогда становится ролью, когда мы пользу- емся ей для того, чтобы скрыть, а не выразить то, что мы чув- ствуем. Так, человек, обычно бурно на все реагирующий, иног- да может выдавать бурную реакцию для того, чтобы скрыть тот факт, что в данный момент он ничего не чувствует или по какой-то причине смущен тем, что чувствует. В «хорошем» общении индивидуумов допускается фами- льярность и понимание. Словами Мартина Бубера — это когда «Я говорю с Тобой». Он отличает такое поведение от общения «Я — Это», в котором человек ведет себя так, будто его визави является объектом. Такое отношение к другим исклю- чает всякую взаимность или обмен, поскольку для партнера не допускается никаких возможностей испытывать те же чув- ства, что переживаю я. Здесь не хватает идентификации с дру- гими, что ведет к эмоциональной изоляции и невозможности развития. Например, мужчина встречает привлекательную женщину. Если он ведет себя по отношению к ней с изначаль- ной целью затащить в постель, чтобы она удовлетворила его сексуальную потребность, он относится к ней как к объекту. Если он воспринимает ее и общается с ней, чтобы узнать, и готов дать возможность другим чувствам развиваться между ними, чтобы у них обоих возникла потребность оказаться в постели, тогда он вступает в отношения «Я — Ты». Мужчина, рассматривающий женщину как существо, взятое напрокат, вступает с ней в отношения подстройки. Различие заключается в подходе. Подстраиваясь под другого для достижения ре- зультата (например, физической близости или получения в подарок нового пальто), некто вращается вокруг него и обхо-. дится с ним так, как опытный мастер с машиной. В отличие от этого, отношения «Я — Ты» включают прямое и откровенное общение и, что бы ни произошло между партнерами, являются результатом их совместной работы. Отношения «Я — Это» обязательно включают исполнение ролей; отношения «Я — Ты» возникают тогда, когда мы пере- 131 стаем играть роли и становимся искренними и откровенным друг с другом в том, что мы чувствуем. Такой уровень искрен- ности подразумевает близость и доверие. Такое прямое общение является полноценным, оно еще раз подтверждает наше самоуважение и понимание своего ме- ста в мире. Мы не одиноки: существует другое человеческое существо, переживающее такую же борьбу и сомнения, что и мы, существует кто-то, кто не боится быть с нами тем, кто он есть на самом деле. Когда люди таким образом соприкаса- ются душевно, происходит нечто особенное, что обогащает и благотворно влияет на обоих партнеров. Один из самых силь- ных страхов — это страх одиночества или страх быть остав- ленным. Многие страхи произрастают именно отсюда, и про- стое общение с другим человеком на уровне «Я — Ты» избав- ляет от них. Следующее упражнение позволит вам осознать уровень вашего доверия к партнеру и, возможно, развить «Я — Ты» от- ношения с ним (ней). УПРАЖНЕНИЕ 3. «Я - ТЫ» ОБЩЕНИЕ Сидя напротив партнера, решите, кто из вас будет субъек- том в этом упражнении, а кто — помощником. В качестве субъекта поддерживайте контакт глазами с помощником и составьте ряд предложений, начинаю- щихся словами «Я боюсь...» Поддерживайте контакт глазами, не отводите взгляд! Помощник нужен, чтобы поддерживать контакт. Он может делать это, держа, например, руки на расстоянии примерно полуметра от ваших плеч. Наиболее часто ухо- дят от контакта, опуская глаза в пол или отводя взгляд в сторону. Как только вы попытаетесь это сделать, в.поле вашего зрения попадут руки или ноги партнера. Как толь- ко помощник поймет, что вы прервали контакт, он по- грозит вам пальцем той руки, которая находится в поле вашего зрения. Иногда вы можете не осознавать, что отвели глаза, даже если помощник грозит вам пальцем. В этом случае 132 помощнику следует обратиться к вам словами: «Пожа- луйста, держи контакт глазами со мной». Задачей помощника в этом упражнении является так- же помощь субъекту в построении возможных логичес- ких следствий. Например: Субъект: «Я боюсь быть глупым». Помощник: «Если я глуп, то в этом случае я боюсь, что...» Субъект: «Если я кажусь глупым, я боюсь, что люди могут не захотеть разговаривать со мной, и я буду оди- нок». Помощник: «Если я одинок, я боюсь, что...» Субъект: «Если я одинок, то боюсь, что останусь со- всем один и, возможно, умру». Помощник не только приглашает субъекта закончить предложение, но и настаивает, чтобы тот произнес его полностью. Например: Измени «люди не будут разговаривать со мной» на «если я выгляжу глупым, то я боюсь, что люди не будут разговаривать со мной». Многие наши страхи замешаны на страхе одиночества или страхе быть оставленными. Поймав в толпе взгляд человека, который потерял контакт с близким человеком, вы можете увидеть на его лице то же выражение, что, и у ребенка, когда тот теряет из виду свою мать. Этот детский страх оказаться в одиночестве или потеряться может сопровождать нас в жиз- ни очень долго. Он трансформируется в страх оказаться от- вергнутым, затем — в страх, что некоторые действия, напри- мер сильно выраженные эмоции, беспричинный гнев могут привести к отвержению со стороны других, и мы окажемся брошенными. В интенсивном контакте, развиваемом с помощью приве- денного упражнения, страх одиночества пропадает, посколь- ку во время него вы не одиноки. Существует различие между искренним общением и «вы- нужденной искренностью». В последнем случае искренность 133 часто используется для оправдания нападок на другого чело- века. Такое поведение может быть способом отрицания жес- токости: вместо того чтобы прямо и открыто быть злым или жестоким, мы можем маскироваться предварительной или за- вершающей фразой: «Я просто искренен» или «Если честно, то...» Подлинное общение включает осознание возможного результата нашего высказывания и осознания того, что наши чувства и переживания - это всего лишь точка зрения одно- го человека. Чтобы сообщить нечто важное кому-то другому, нужны подходящие условия и чтобы другой человек был в состоянии нас услышать. Для общения с другим человеком мы должны ясно видеть себя и других. Проекция, интроекция, ретрофлексия, слия- ние и дефлексия — все они блокируют нашу способность к этому видению. И до тех пор, пока мы не примем на себя от- ветственности за эти способы избегания контакта и за то, что скрываем за ними, мы будем продолжать препятствовать подлинному общению. Некоторые из этих способов избега- ния могут удерживать нас на поверхностном или ролевом уровне общения с другими, создавая о нас впечатление» как о людях «с прекрасным характером», без какого бы то ни было углубления в суть. «Скрывая свой гнев, я защищаю себя от переживания любого сколь-нибудь стоящего контакта. В общем, каж- дое избегание препятствует подлинному общению, вы- зывая ошибочные интерпретации того, что происходит на самом деле». Таким образом, наше представление о том, что происхо- дит, мешает нам, и в результате мы обороняемся от несуще- ствующих атак. Мы видим уровни нашей личности, занимаясь не только другими: мы можем увидеть их даже в самих составляющих нашей личности — когда находимся в конфликте с собой! Мно- гие безвыходные ситуации обусловлены обеими полярностя- ми, застрявшими на уровне ролевой игры. Мы не можем пред- ложить вам здесь простое упражнение для иллюстрации этого тезиса, а вместо этого приведем стихотворение. 134 Во мне раздается приказ: «Копай! Что ты видишь?» «Людей и птиц, воду и камни». «Копай глубже! Что ты видишь? » «Мысли и мечты, фантазии и сверкающие вспышки озарения!» «Глубже копай! Что ты видишь? » «Я ничего не вижу! Безмолвная ночь, густая, как смерть». «Копай глубже!» «Ох! Я не могу пробить темной преграды! Я слышу голоса и плач, слышу взмахи крыльев за преградой». «Не плачь! Не кричи! Они не за ней - эти голоса, плач и крылья - Они в твоем сердце». Никос Казантакис Личностный рост может иногда быть болезненным, поэтому полезно время от времени спрашивать себя: «А стоит ли это того?» Сопротивление и способы избегания, защищающие нас от болезненных воспоминаний и от тех частей себя, что нас огорчают, - уводят нас от ясного видения мира и от удовольствия переживаний глубоких и близких отношений. Стоило ли ясное видение мира боли от разрушения страхов, можно выяснить только после того, как работа закончена. Однако ключ к разгадке может быть найден в тех проблесках настоящего общения, что иногда возникают у нас с людьми, уже разрушившими многие из своих барьеров. Такие момен- ты помогают нам осознать, как много мы теряем, постоянно сдерживая свои настоящие чувства или избегая их. После хо- рошего поцелуя мы всегда стремимся к большему! |