Главная страница

Яро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники


Скачать 1.54 Mb.
НазваниеЯро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники
Дата27.04.2023
Размер1.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЯро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии .pdf
ТипКнига
#1093659
страница1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Яро Старак, Тони Кей,
Джеймс Олдхейм
Т
ЕХНИКИ
ГЕШТАЛЬТ
-
ТЕРАПИИ
НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Рискните быть живым'....
«Психотерапия»
Москва
2009

ББК88.8
УДК 150.7
С 77
Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ С 77 ТЕХНИКИ
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Рискните быть живым /
Пер. с англ. родред. Г.П.Бутенко. — М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с.
Книга представляет собой сборник идей и упражнений гештальт-
терапии. Она поможет читателю получить представление о
психологических приемах, разработанных гештальт-терапевтами. Эти
приемы с успехом могут применяться не только в психологической
практике, но и в повседневной жизни, они служат расширению
сознания, развитию способности воспринимать мир в его целостности и
предназначены для тех, кто хочет научиться воспринимать себя ясно и
четко и стать творцом собственной жизни.
Книга адресована психологам и психологам-консультантам, психо-
терапевтам и групповым терапевтам, студентам и аспирантам
означенных специальностей, а также широкому кругу читателей —
всем, кто рискует быть живым.
Перевод стихов, цитат и второй части
Г.П. Бутенко '
ISBN 978-5-903182-64-0
,
© Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм, 2008
©Издательство «Психотерапия», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
» •
Часть 1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ........ ………. ........................... 7
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
И ЗАЧЕМ ОНА? ....... ... ...................................... ………………. 9
Джеймс ................................................................................................... 10
Тони .........................................................................................................12
Яро ............................................................................................................ 14
Фигура и фон ................................................................................................. 16
Глава 2. ОСОЗНАНИЕ ............................................................................J9
1. Внимание и избегание .................................................................... 19
2. Осознание ........................................................................................... 20
3. Внешняя зона (Сенсорное осознание) ........................................... 24
4. Внутренняя зона (Сенсорное осознание)......,........,................. 24
5. Средняя зона (Сенсорное осознание)..... .............................. 25
6. Средняя зона в повседневности ........................................... ... 27
7. Рискните быть живым ............ .. ..... ..... .................................... 28
Глава 3. ФИГУРА И ФОН .................................................................31
Бесконечность восприятия ................................................................. 31
1. Значение и фигура-фон.......................................................... 33
2. Звук и фигура--фон (Внешняя зона)..... .............................. ...34
3. Телесные ощущения и фигура--фон (Внутренняя зона).. 35
4. Чувства и фигура-фон..,....... ....... .......... .....................,........... ..39
5. Фиксация (Предметы) .. ................................. , ..................... 41
6. Фиксация на себе ..... ............ …………………………………….41
7. Фиксация (Другие) ........ .........................................................................„.... 42
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ................ ........ ...,...........................,... 45
1. Осознание и ответственность................. .................................. 45
2. Откровенное признание............ ............................................. 47
3. Еще одно откровенное признание.......................... ............... 48
4. Беспомощность ............................................. ............................... 49
5. Обобщения ....... ........................................................................ 50
6. Вопросы .............. ....................................................................... 51
3

7. Ответственность и беззащитность. ............................... ........ 53 8. Уравновешенность .................................................................. 54
. 9. Использование «НО» ............................................................. ...54
Глава 5. СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ .......................................... . 57 1. Способность к ответу и напряжения в теле .......................... 58 2. Ответственность за свои потребности ............. .. ................... 60 3. Одобрение..... ................................. .......................................... 61 4. Самоподдержка против зависимости .................. .................63
Глава 6. КОНТАКТ................................ ........................ .................. 67
1. Фокусировка и фигура—фон.....................................................68 2. Фигура—фон и выбор фокуса ........................... ..........:........ 69 3. Ваши границы с миром ............ .................. ............................69 4. Определение своих границ с другими ....... , ........... ..............71 5. Исследование вашего сходства ..................................... .........71 6. Разница между контактом и слиянием ............................... ..73 7. Контакт и уход в себя .................................................. ............74 8. Уход в среднюю зону ........... ........... ........ ...... ........ ......................75 9. Чего не хватает в окружении? ........................ . ...... ............... 75 10. Уход в себя — контакт — слияние ...... ................................. 77 11. Я? Четко или размыто? ......................................................... ..78
Глава 7. ИЗБЕГАНИЕ.:.... ................. ................ ......................... .........79 1. Созидание и разрушение .................................... ....................80 2. Проекция ........................................ , ...................................... 82 3. Проекция на людей.. .............................................................. 84 4. Интроекция: родительские ценности .......... .......................... 87 5. Интроекция: «должен» .......................................................... 89 6. Ретрофлексия ..... .... ..... ...................... ................. ............. .. ..... 92 7. Напряженность мышц и ретрофлексия ........... ..................... 92 8. Осознание потребностей..................... __ ....................... ...94 9. Дефлексия ................ .............................. ......... .......... .... ................ '95
Часть II.
КАК СМАСТЕРИТЬ ШКАТУЛКУ ..... ........ ........ ..................... 97
Глава 8. НЕЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ........................................ 98
. 1. Незаконченное действие........ ........... ................. .....................99
Глава 9. КОНФЛИКТ ....... ..................... ...................................... 103
1. Конфликт... ...... ........................................... . ............................... .104
2. Избегание конфликта .......... ................................................ 106 3. Преждевременное решение конфликта .......... ................. 106
4

4. Гибкое решение .............................. .-. .................................... 108
5. Обнаружение полярности ........ ........................... ............. 110
6. К интеграции конфликта... .......................... .., ..................... 112
Глава 10. СЛЕДУЯ ХОДУ РАЗВИТИЯ ............................................ 115
1. Развитие внутри мира .......................................................... 117
2. Развитие в вашей жизни ...................................................... .118
3. Развитие вашего друга ................................ .. ...................... 118
4. Конечная цель и путь развития ........................................... 119
Глава 11. ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ ............ ..................................... 125
1. Уровни общения ................................................................. .,127
2. Еще уровни общения..........................................:....................... 128
'3. "Я-Ты" общение ...... ........... ........ .„„.„...„..„...„....„..„...„..„ 132
Глава 12. ТВОРЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ „„.,..„.....„,..........,,....„..... 137
. 1. Гештальт-осознание и креативность ........ ...........................141
Глава 13. РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ ................................... 143
1. Запоминание сновидений......................................................... 144
2. Оживление сновидений .... . ........ . ...................................... 145
3. Возвращение утерянных сновидений....................................... 146
4. Придание сути сновидению.. .............................................. 147
' 5. Идентификация с персонажами сновидения ....................... 148
6. Идентификация с неодушевленными проекциями............ 149
7. Контакт между персонажами сновидения .............. .......... 150
8. Послание сновидения .......................................... .......................... 151
9. Управление сновидениями .................................................. 152
Глава 14. ПРОЖИВАНИЕ СВОИХ СНОВИДЕНИЙ ....... ............. 153
1. Вредные и полезные люди................................................... 155
2. Польза вредных отношений ........................ ....... ....... 156
3. Цена вредных отношений.. ................................................... 157
4. Риск разрыва вредных отношений ...................................... 157
5. Творческое использование критики........... ......................... 161
6. Творческое Использование наказания .............................. „ 164
Глава 15. РИСК БЫТЬ ЖИВЫМ. Заключение .......
.............. 166
Послесловие.
МУДРОСТЬ НАСТОЯЩЕГО ........................ ......... ..... 168
Библиография ................................................................................. 170

Этот сборник идей и упражнений поможет вам получить пред- ставление о психологических приемах, разработанных гештальт- терапевтами. Эти приемы предназначены для того, чтобы научиться ясно и четко воспринимать мир и соответствовать ему. Восполь- зовавшись приемами, вы сможете обогатить свою жизнь и стать ее
ТВОРЦОМ.
Все приемы, приведенные в книге, взаимосвязаны. И так же как плотник должен научиться пользоваться молотком, пилой и резцом no- отдельности до того, как он сумеет смастерить шкатулку, так и каждая личность лишь тогда сможет в полной мере использовать эти психологические приемы, когда достаточно искусно овладеет каждым из них.
Мы советуем сначала просто прочесть текст и комментарии.
Затем начните читать книгу сначала, выполняя упражнения, которые покажутся вам интересными.

ЧАСТЬ 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИЕМОВ

ГЛАВА 1
ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
И ЗАЧЕМ ОНА?
Причина, по которой вы с ужасом воспринимаете смерть, заключается в том, что вы не живете в настоящем!
Стэн Келеман
Эта книга -- результат наших общих трудов. Работая над ней, мы то становились едины, как бы сливаясь в одно целое, то конфликтовали и спорили до изнеможения. Вопреки соавторству, каждый из нас троих -- это личность со свойственными именно ей чертами; попытка игнорировать наши различия во время написания начального варианта книги привела к тому, что результат оказался забавным, но довольно безжизненным. Чтобы вдохнуть жизнь в свое творение, нам пришлось позволить себе полнее проявиться как уникальным личностям. Поэтому в книгу были добавлены наши собственные комментарии, выделенные в тексте кавычками.
Большая часть книги написана от первого лица множественного числа. В это «мы» входим и мы, трое авторов, и вы, читатель, а временами и все человечество.
Для начала мы спросили себя: «Что привлекло бы ваше, читатель, внимание? Что из полученного нами от гештальт-терапии может стать полезным и для вас? Вот наши ответы.
9

ДЖЕЙМС
«С того момента, как я занялся гештальт-терапией, я очень изменился, сохранив свою суть. Несравненно возросла свобо- да выбора в моей жизни, при этом в поведении сохранились наиболее важные для меня черты. Я уже не следую неким пред- начертанным путем, а скорее в каждый момент времени ре- шаю, в каком направлении мне идти. Я сильный, честолюби- вый человек, и тем не менее у меня есть время для любимой. Я работаю с неистовой напряженностью и отдыхаю радостно и свободно. Став на путь гештальт-терапии, я стал отчетливее воспринимать окружающий меня мир и увидел существую- щее в нем многообразие для общения с людьми.
Жизнь легка с закрытыми глазами.
Мир непониманья и забот
Непременно свой конец найдет
Без меня и без моих страданий.
Джон Леннон
Более ясное ощущение себя и окружающего мира не сдела- ло мою жизнь беспроблемной, но сколько в ней стало красок!
Во взаимоотношениях с людьми я стал более отважным и ощу- тил свои возможности. Иногда у меня появляется чувство, буд- то я сижу на брыкающейся лошади, а мир проносится мимо меня в бешеном темпе: краски его сливаются в одно пятно, а потом вдруг все проясняется по-новому. Случается, что меня уязвляют и задевают ситуации, от которых прежде, возмож- но, я был защищен, но Теперь, рискуя быть живым, я чувствую любовь окружающих, а раньше не позволял себе слышать даже тех, кто ценит и любит меня. Стараясь быть неуязвимым, за- нимая оборонительную позицию, я невольно, неосознанно со- здавал преграды для ощущения их заботы.
Вы спросите, зачем пробовать, для чего рисковать? Риск де- лает мою жизнь свежее, интереснее и полнее. Каждый раз, рис- куя проявить что-то, мне характерное и чего окружающие, возможно, не приемлют, я могу оказаться непонятым и отверг- нутым ими. В жизни любое действие приводит к тем или иным последствиям, некоторые из которых могут довольно дорого мне стоить. Прежде чем оказаться в вероятно болезненной для
10
меня ситуации, мне следует взвесить, стоит ли результат уси- лий. Каждый поступок должен иметь цель, и только я сам могу решить, стоит ли рисковать в данный момент времени и стоит ли игра свеч.
Изменилось мое миропонимание: я вижу, что нет ничего постоянного, все находится в непрерывном движении. Я полу- чил обычное образование, меня учили видеть мир с очень оп- ределенной точки зрения: законы Ньютона были верными, пока Эйнштейн не внес в них изменений; и казалось, что ро- дительский дом будет существовать всегда и сами они будут жить вечно. Но люди умирают и вещи меняются. И вместо того, чтобы всегда сожалеть или всегда приветствовать изменения, теперь я могу просто наблюдать их и воспринимать такими, какие они есть. Я могу раньше других увидеть истоки и начало изменений, поэтому они ранят и задевают меня не так сильно.
Я верю в собственные силы, в то, что способен стоять на соб- ственных ногах — как кошка, которая, упав с крыши, всегда приземляется на ноги.
Гештальт-философия — это не просто позитивный подход к жизни, это еще использование ее отрицательных моментов для творчества. Меня и по сей день посещают сомнения, я по-пре- жнему избегаю встреч с некоторыми людьми и стараюсь не за- ниматься некоторыми вопросами. Но теперь я внимательно при- слушиваюсь к «негативным мыслям» о позитивных вещах, ког- да они как бы нашептывают мне: «Это утомительное занятие, тебе нужен новый подход» или «Этот человек собирается при- чинить тебе вред или напасть на тебя».
Я имею дело исключительно с конкретной реальностью, я верю лишь тому, что вижу и чувствую в действительности, а не моим мыслям о том, что я вижу и чувствую. Иногда поэти- ческим абстракциям все же удается поймать меня в ловушку, но значительно реже, чем прежде».
Загадка учителя: «Луна исчезает с морозного неба, половина ночи прошла. С кем же мне размышлять над этим холодным отражением на кристальной поверхности пруда?»
Ответ ученика: «Становится поздно. И раз тут никого нет, с кем можно поговорить, схожу-ка я в туалет и лягу в постель».
Жоэль Хоффман

тони
«Мое первое знакомство с гештальт-терапией состоялось на одном из трехдневных занятий. Я пришел туда, чтобы по- пытаться разрешить некоторые семейные вопросы, с которы- ми я безуспешно старался разобраться уже много месяцев.
В этой группе я испытал сатори — пробуждение, и жизнь моя изменилась.
Я чувствовал себя двигающимся в темном тоннеле, из кото- рого, казалось, нет выхода. Какое-то время я был в панике: ка- залось, что я застрял здесь навсегда. Но постепенно стал созна- вать, что в конце есть свет, и, преодолевая огромную боль и страх, стал медленно продвигаться к нему, пока вдруг не ощу- тил, что вырвался в чудесный сад, залитый солнечным светом.
Ничего похожего по силе и остроте до тех пор я не чувство- вал. Медленно и обстоятельно я приступил к изучению гештальт-терапии, что позволило мне усвоить полученные знания.
По образованию я физик-прикладник. Гештальт-терапия очаровала меня своей экспериментальной сущностью. Здесь не надо зубрить и безусловно заглатывать какие-то догмы, ко- торые должны были бы объяснить мне собственное поведе- ние. Вместо этого мне предложили самому понять, как я реа- гирую вы различных ситуациях и как это — быть мной. Часто у меня бывают самые невероятные инсайты относительно мо- его поведения, иногда результаты невелики. И это не предоп- ределено заранее. Теперь я понял, что могу пользоваться геш- тальт-упражнениями — они дают мне возможность опреде- лить, над чем работать дальше. Я будто бы в физической лабо- ратории. Я обнаружил, что нет необходимости в детальном и рациональном объяснении собственного поведения. Без сом- нений, общая теория гештальт-терапии вполне доступна. Но как и в физике, эта теория основана на практике и проверяет- ся опытным путем: она может указать путь к дальнейшим экс- периментам, но достоверность ее должна всегда проверяться жизнью. Фактически теория гештальт-терапии является очень обобщенной, поэтому я крайне редко нахожу противоречия между нею и собственным опытом. Более того, я могу пользо- ваться экспериментами для того, чтобы заполнить пробелы в своей собственной теории о себе.
12

Изменения, произошедшие в моей жизни со времени зна- комства с гештальтом, совершенно очевидны. Внешность моя изменилась настолько, что порой вызывает недоумение окру- жающих. Я довольно давно бородат и уже пять лет не стригся.
Последнее, насколько я понимаю, было бунтом против суро- вости и подчиненности моей жизни, с чем я теперь не желаю мириться. А первое возникло из осознания, что я ненавижу ежедневное утреннее царапанье лица, именуемое бритьем, особенно если учесть, насколько ничтожен урожай волос, сни- маемых при этом. Внешним изменениям сопутствовали и внут- ренние. (Хочу ли я того или нет, мой внешний вид длинново- лосого и бородатого молодого человека в джинсах вызывает, например, у таможенного чиновника совсем иную реакцию, чем в случае гладко выбритого физика в костюме и при галсту- ке). В некотором смысле я, Тони, все тот же. Я по-прежнему узнаю и принимаю себя (даже если окружающие уже не мо- гут!). Но теперь я делаю это охотно и с симпатией к себе, а не нехотя и осуждая. Я перестал скрывать свои болевые точки и слабости. Раньше я боялся, что, показывая их, могу стать бо- лее уязвимым и слабым: страх этот оказался беспочвенным.
Я научился верить в себя. Я верю, что могу сделать почти все, стоит мне только захотеть. Все больше я убеждаюсь, что сам творю свою жизнь. Все чаще я счастлив, и, что еще важнее, теперь я знаю об этом. Конечно, у меня и сейчас бывают пери- оды депрессии и отчаяния. Но теперь я научился понимать, как они приходят, и даже это состояние души я использую, чтобы, лучше поняв себя, разрешить возникшие проблемы и самому отвечать за свою жизнь. Я учусь быть терпеливым к своим разочарованиям и видеть в них плодотворную почву для собственного роста, вместо того чтобы избегать их. Мне стало понятнее, в каком направлении прилагать усилия, а от чего от- казаться. Я меньше боюсь контактировать с окружающими людьми, поэтому более охотно раскрываюсь и более располо- жен к ним. Я реже обижаюсь на них, хотя поначалу казалось, что такое поведение приведет к обратному. И если все же меня что-то задевает, это оказывается вовсе не так смертельно, как я думал раньше. Я не строю в своем воображении воздушных замков, а живу в реальном мире, как сказал однажды о себе
13

Ричард, один из моих лучших друзей: «Я заполняю собой всю
Вселенную — до краев».
Избранный мною путь - не из легких. Однажды ступив на него, я понял, что дороги назад нет. Я уже не смог бы прикрыть- ся, беспомощностью («Сейчас я не могу вас слушать», «Я не хотел причинить вам неприятности», «Это не моя вина»). Я больше не могу отрицать, что в возникновении трудностей в отношениях с кем бы то ни было есть и мой вклад. Для меня стало очевидно — я ответственен за то, что делаю, за то, кто я есть, независимо от того, нравлюсь я себе или нет.
Можно предположить, что я изменился бы так же или по- добно тому просто так — по мере взросления. Но я в это не верю. Лишь исследуя свой внутренний мир, мы можем найти новые пути своего развития. У меня нет желания выдавать геш- тальт за универсальный путь к спасению. Но в нем я открыл для себя интерес и радость жизни, о которых не имел и пред- ставления: надеюсь, что вы, читатель, сможете понять, что геш- тальт предлагает и вам такую же возможность».
ЯРО
«Я сижу, пытаясь собраться с мыслями, и чувствую свою неудовлетворенность. Слова, такие правильные на бумаге, не в состоянии передать вам мой опыт, полученный с начала ра- боты в гештальте: вам придется испытать это самим.
Основное значение моей работы в гештальте связано с осоз- нанием — осознанием неприятностей, печалей, радостей и удач, осознанием попыток поделиться своими глубинными чувствами с другими людьми в тот момент, когда испытыва- ешь все это.
Одно из наиболее значительных изменений в моей жизни связано с осознанием того, что я — не статичное, неизменное существо, а нахожусь в непрерывном, бесконечном развитии, что я — часть мира, что я взаимодействую и общаюсь с други- ми, а они со мной.
Я нахожусь в процессе постоянного взаимодействия с вне- шним миром и с миром внутренним. Различные черты моего характера тоже взаимодействуют друг с другом.
14

Временами я испытываю замешательство: тогда я выхожу из контакта с окружающим миром и в результате живу во внут- реннем мире, который сам же и создал. Когда я начинаю осоз- навать границы и различия между моими представлениями о мире и тем, что реально существует «снаружи», я могу не спе- ша начать «играть» со своими фантазиями и использовать их в качестве помощников и источника энергии для творчества, а не в качестве топлива для депрессий.
Реальность — это жизнь здесь и сейчас в осознании себя и других, перетекающем без помех назад и вперед, как нужно мне. Волнителен контакт с тобой. Иногда в группе я ощущаю прилив энергии, витальность, жизнь, в касании — в ощуще- нии дуновения в воздухе. Я чувствую как течет энергия — от меня к другим и от других ко мне. Этот процесс полон жизни!
По мере развития моего сознания возрастает и число воз- можностей выбора, открытых мне. Выражая свой гнев жене и замечая, что она ко мне прислушивается и значит может из- мениться, я понимаю, что мой гнев вполне уместен в этом мире.
Осознание — первый шаг в нахождении возможностей выбо- ра; в конечном счете я могу взять всю ответственность за свою жизнь. Это нечто такое, что должно быть прочувствовано и о чем трудно рассказывать — вот почему мы предлагаем вам в этой книге ряд экспериментов.
За годы обучения работе в гештальте я открыл для себя, что меняюсь будто сам но себе, не прилагая никаких особенных усилий. Происходящее со мной можно назвать постепенным изменением моего самосознания в сторону более уверенной, независимой, устойчивой личности. .
В то время как я пишу, я спрашиваю себя: где я сейчас?
И отвечаю: «Я — в развитии. И я буду в этом процессе до конца своих дней». Моя теперешняя жизнь и существование отлич- ны от прежних — теперь я способен ответить ясно и точно.
Я осознаю, чего хочу, когда хочу и могу ли реализовать свои желания — без ненужных повторений и противоречий в голо- ве. Гораздо чаще я полон энергии и жизненной силы. Правда иногда и нет, но это уже другая моя сторона. Я люблю, когда влюблен, и прошу, когда мне что-то нужно. Для меня это и есть способ быть живым здесь и сейчас, жить в этот момент
15
своей жизни, перетекая из одного состояния в другое без уси- лий, подталкиваний, просто существуя.
За 20 или более лет, прошедших с момента первой публика- ции этой книги, я участвовал во многих инновационных со- бытиях в Австралии и за ее пределами. Я помогал с образова- нием гештальт-института в Брисбене и гештальт-центра в Сид- нее вместе с доктором Бэрри Бличарским. Позже мы стали уча- стниками Австралийской и Новозеландской Ассоциации Геш- тальта (GANZ). Также я участвовал в гештальт-тренингах в Ис- пании, Мексике, Германии, Швеции, Эстонии и Дании,' в ре- зультате чего эта книга была переведена на многие языки ».
ФИГУРА И ФОН
Гештальт-терапия возникла в начале 1950-х годов в резуль- тате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальт- психолога и данс-терапевта Лауры Перлз и их сотрудников в
Нью-Йорке и Калифорнии. Это стало частью гуманистичес- кой революции, известной как движение человеческих возмож-
ностей и сконцентрированной вокруг Абрахама Маслоу, Вир- джинии Сатир и Карла Роджерса — они вместе с Фрицем Пер- лзом и другими заставили людей переоценить традиционный подход. Гештальт-терапия развивалась и внедрялась многими специалистами, в настоящее время существует довольно много литературы на эту тему. Одной из наиболее сильных сторон гештальт-терапии, по нашему мнению, является ее экспе- риментальная природа. Открытия, которые последуют за вы- полнением приведенных в этой книге упражнений-экспери- ментов, не требуют принятия никаких догм прежде, чем эти упражнения будут опробованы.
Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследовани- ях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изуче- нием того, как мы создаем многозначное, выразительное це- лое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемое де-
16
ревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то боль- шим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, возможно, вы поймете, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта». Процесс распознавания любого объекта, формы или фигуры начина- ется с выделения его из окружения: объект должен быть ви- ден как фигура на фоне. Как только объект попадает в фокус и границы между ним и фоном четко определены, можно гово- рить о формировании «гештальта». Пока мы не всмотрелись пристально и не зафиксировали свое внимание, наше зритель- ное восприятие мира постоянно меняется: по мере того как интерес и внимание переходят от одного объекта к другому, выделяются новые объекты, прежние становятся фоном.
Перлз и его сотрудники расширили подобные наблюдения на разные области нашей психологической жизни и объеди- нили свои прозрения с психоаналитическими представления- ми Фрейда, райхианской работой с телом и с другими терапев- тическими знаниями.
По аналогии с описанным выше процессом восприятия, гештальт-терапевт верит в то, что каждая личность способна четко и гибко изменять сущность образа для выделения его из фона суммарного восприятия. Однако часто мы препятствуем этому естественному процессу и таким образом уменьшаем или даже теряем долю человеческого в нас. Аналитик-фрей- дист интересуется причинами, которые заставляют нас самих себя останавливать. Гештальт-терапевт побуждает нас найти и понять, как в этот конкретный момент мы ограничиваем свое сознание и как мы можем расширить сознание себя и своего мира. Поэтому гештальт-терапию часто определяют как «тре- нинг осознания». Об осознании и пойдет речь в нашей следу- ющей главе.
Ты сказал, что пришел искать. Мне нечего тебе дать,
кроме знания, как искать, — но ты думаешь,
что и так умеешь это делать.
Идрис Шах

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта