Главная страница
Навигация по странице:

  • УПРАЖНЕНИЕ 1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

  • УПРАЖНЕНИЕ 2. ЗНАЧЕНИЕ и ФИГУРА-ФОН

  • УПРАЖНЕНИЕ 3. ЗВУК и ФИГУРА-ФОН (Внешняя зона)

  • УПРАЖНЕНИЕ 7. ФИКСАЦИЯ НА СЕБЕ

  • Яро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеЯро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм техники
    Дата27.04.2023
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯро Старак. Тони Кей. Джеймс Олдхейм — Техники гештальт-терапии .pdf
    ТипКнига
    #1093659
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    ГЛАВА 3
    ФИГУРА И ФОН
    Одинокая сосна на холме прорисовывается
    На низком и сером небе перед рассветом.
    Аrogau
    Из всего многообразия всевозможных ощущений мы вы- бираем лишь несколько и фокусируем на них свое внимание
    (как всегда — в каждый данный момент времени). Это выде- ленное нами ощущение становится «фигурой», обособленной от всех прочих, сливающихся в этот момент друг с другом на заднем плане и становящихся «фоном». Способностью к вы- делению четких и ясных фигур из окружающего их фона оп- ределяется то, насколько нам удается использовать окружаю- щий мир для удовлетворения своих потребностей и продолже- ния роста. Следующее упражнение даст вам возможность по- пытаться исследовать ваш способ взаимодействия с окружаю- щим миром.
    УПРАЖНЕНИЕ 1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
    Прислушайтесь еще раз к своим ощущениям. На сей раз определяйте, к какой из трех зон (внутренней, средней или внешней) принадлежат ваши ощущения. Как и рань-
    31
    ше, начните с предложения «сейчас я осознаю ...» Если вы работаете с партнером, вы, возможно, будете опреде- лять что-то, касающееся него. Например:
    «Сейчас я вижу блики света на своих часах» (внешняя
    зона).
    «Сейчас я хочу знать, сколько времени» (средняя зона).
    «Сейчас я ощущаю холодок, касаясь своих часов» (внут-
    ренняя зона).
    Продолжите упражнение, позволив своему вниманию свободно перемещаться из одной зоны в другую, и по- наблюдайте, насколько успешно вам это удается — как осознание возникает и вновь отходит на задний план все время меняющегося внешнего окружения.
    «Как много происходит внутри меня и не меньше — сна- ружи! Не будучи способным сконцентрироваться на чем- то из происходящего, как бы я справлялся со всем этим? »
    Остерегайся того, кого ненавидишь,
    им можешь оказаться ты сам.
    Джордж Роснер
    Мы постоянно концентрируем наше внимание; делая это, мы каждый раз выделяем фигуру из фона. Ни фигура, ни фон не могут существовать друг без друга: более того, их взаимо- действие и взаимоотношения и придают смысл нашему миру, позволяя его почувствовать.
    Например, когда мы смотрим на сцену, процесс фокуси- ровки внимания поочередно «деструктурирует» и «реструк- турирует» наше восприятие сцены.
    «Сейчас я сижу в комнате за небольшим столом и пишу.
    Как только я замечаю оранжевое пятно в правом углу зрительного поля, глаза мои останавливаются на нем.
    Пятно это оказывается ручками ножниц. Я отмечаю их расположение относительно стола, замечаю, что между раскрытыми лезвиями лежит липкая лента: и вдруг осоз- наю, что комната изменилась с тех пор, как я вошел в нее.
    Я помню ее другой, и это воспоминание заменяется ее новым восприятием».
    32

    Прежнее зрительное восприятие «реструктурировано».
    Чтобы это произошло, мне нужно было узнать, что оно уста- рело и расформировать старую «сцену» путем поиска новой фигуры на фоне. Наша способность переключать внимание с одного объекта на другой и обнаруживать таким образом со- отношение частей друг с другом, а также с фоном и позволяет нам видеть смысл во всем доступном нам большом разнообра- зии восприятий.
    Возможно, вы захотите прочувствовать свои собственные процессы восприятия, тогда сделайте следующее упражнение.
    УПРАЖНЕНИЕ 2.
    ЗНАЧЕНИЕ и ФИГУРА-ФОН
    Сосредоточьтесь на чем-то крупном, например, на дру- гом человеке или на большом предмете в комнате. Как он смотрится на общем фоне? А теперь обратите внимание на какую-то часть выбранного вами большого объекта.
    Например, глядя на другого человека, попробуйте уви- деть его лицо на фоне его фигуры и на фоне комнаты.
    А теперь смотрите на еще более мелкие детали, напри- мер, на его глаза или на то, что отражается в его глазах.
    Оцените гибкость, с которой вы можете выделять фигу- ру из фона.
    Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь по- очередно оказываться в фокусе. Это поможет вам избе- жать размывания восприятия.
    Обратите внимание на скорость, с которой вы можете чет- ко сформировать фигуру: попробуйте увеличивать скорость переключения внимания до тех пор, пока не сможете сформи- ровать четыре фигуры в секунду. Что происходит? А теперь попытайтесь замедлить этот процесс, затрачивая на выделение каждой фигуры много времени. Что теперь происходит?
    «Торопливо перебегая глазами с одной фигуры на дру- гую, я обнаруживаю, что мне не хватает времени для того, чтобы по-настоящему закончить формирование фигу- ры—фона. А если я очень пристально и долго вглядыва-
    3-2356 33
    юсь (в течение минуты или больше), у меня появляется головокружение».
    Чтобы зрительное восприятие имело смысл, мы должны выделить его из его окружения. Только тогда, когда объект выделен из окружающего фона, он имеет смысл или значе- ние. Точно так же одна лишь часть (деталь) машины не дает нам возможности мчаться по дороге, а одна лишь часть фило- софии мы не дает нам понять всей философии.
    Мысль, идея, утверждение истинны только тогда и в том, где содержат истину. Нечто становится истинным, лишь согла- суясь со своим окружением. Нет окружения — нет и истины, вопреки тому, что люди могут себе думать.
    Идрис Шах
    Гештальт-философия уделяет много внимания зрительно- му восприятию: тому, как мы с помощью глаз выделяем фигу- ру из окружающего фона. Одним из наиболее значимых вкла- дов гештальт-терапии стало распространение представленной здесь модели на все другие наши ощущения, а также соотнесе- ние ее с нашей «эмоциональной» и «рациональной» жизнью.
    Подобие зрительных и иных восприятий можно легко проде- монстрировать.
    УПРАЖНЕНИЕ 3. ЗВУК и ФИГУРА-ФОН
    (Внешняя зона)
    Закройте глаза и прислушайтесь к раздающимся вокруг вас звукам. Пусть один из них овладеет вашим внимани- ем и станет фигурой на фоне остальных.
    А теперь переключите внимание на другой звук, делая его фигурой, в то время как первый сливается с фоном.
    Не пытайтесь придать звукам смысл, определяя их ис- точник - просто слушайте сами звуки.
    Это лучше удается с продолжительными звуками, мед- ленно возникающими, формирующимися и затем исчеза- ющими, например, как звук проезжающей мимо машины.
    «Это действует на меня успокаивающе. Когда я просто слушаю звуки, не пытаясь их отмечать и определять их источник, я чувствую себя ребенком, лежащим в коляс-
    34
    ке на солнышке и окруженным жужжанием насекомых и пением птиц в полдень».
    «Я больше всего люблю производное от этого упражне- ния — слушать чистый звук колокольчика в руке моего друга».
    Точно так же мы можем обращать внимание на различные явления, происходящие в нашей внутренней зоне, где тоже можно вполне успешно формировать соотношение фигура- фон. Чем лучше нам это удается, тем больше у нас возможнос- тей осмыслить свой внутренний мир, тем лучше мы можем уяснить собственные потребности и собственные мечты. В этих способностях — корень самопознания. В следующем упражнении вы можете попробовать формировать фигуру— фон во внутренней зоне..
    УПРАЖНЕНИЕ 4. ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ и
    ФИГУРА-ФОН (Внутренняя зона)
    Попробуйте с закрытыми глазами почувствовать свои челюсти. Челюсть напряжена или расслаблена? Пусть челюсть станет фигурой на общем фоне ощущений ва- шего лица, во рту или в шее. Теперь переключите свое внимание на ягодицы. Им удобно? Переключайте вни- мание с одной части тела на другую, выделяя очередную часть в качестве фигуры (на фоне всего остального тела).
    «Когда я не даю себе заснуть, проигрывая и переживая вновь все перипетии прошедшего дня или беспокоясь о . дне будущем, это упражнение очень полезно. Давая себе осознать ощущения различных частей своего тела, я могу наконец сойти с этой карусели и позволить себе почув- ствовать усталость».
    То, что мы ощущаем эмоционально, есть проявление на- ших физических ощущений внутри нашего тела. С каждой эмоцией связан ряд телесных ощущений. Мы становимся
    «красными от гнева», «онемелыми от страха», «дрожащими от возбуждения». Эти реакции — наследие нашей эволюции и животного происхождения, они всегда являются верными при-
    35
    знаками наших чувств. Если мы хотим понимать свои эмоции
    (а следовательно и себя) нам нужно учиться прислушиваться к этим сигналам.
    Если мы хотим воспринимать свой мир эмоций, нужно най- ти время, чтобы концентрировать свое внимание на телесных ощущениях. Мы должны попытаться проявить ясную фигу- ру, отреагировать на нее и потом выделить из фона следую- щую фигуру. Это саморазвивающийся процесс, нам и не надо делать ничего другого, лишь обращать внимание на его разви- тие. Трудности обычно возникают лишь тогда, когда мы ак- тивно вмешиваемся, слишком сильно включая свою среднюю зону, тем самым искажая сигналы собственного тела и вводя самих себя в заблуждение.
    Например, человек, у которого напряжения и боли в облас- ти шеи возникают всякий раз, когда он разговаривает со своим боссом, может игнорировать эти ощущения или связывать их с артритом. Если Он не осознает чувства негодования или злости по отношению к боссу, он, возможно, никогда так и не догада- ется, что именно начальник вызывает у него боли в шее. Чтобы придти к такому заключению, ему нужно было бы обратить внимание на боль: тогда его, возможно, озарило бы старое вос- поминание о тех случаях, когда он, испытывая негодование или злость, так или иначе не позволял себе их выражать. Злость и негодование неоднократно подавлялись с помощью напряже- ния мышц шеи. Впоследствии, сдерживая таким образом свое раздражение, направленное на начальство, он вновь подавлял чувства — как старые, так и новые. Со временем физическое подавление таких чувств становится привычным, и человек не осознает, каким способом ему удается оставаться на пути сдер- живания себя. Из этого довольно упрощенного примера стано- вится ясно, что человек, о котором идет речь, физически вредит себе постоянным нежеланием выражать свой гнев. Кроме того, он и есть его тело, в самом реальном смысле. Гештальт-терапев- ты убеждены, что огромное количество энергии, которое рас- ходуется на подавление нежелательных эмоций и тем самым постоянно и неосознанно блокируется, при своем освобожде- нии могло бы быть использовано гораздо более творчески и с положительным эффектом для самооздоровления.
    36

    «Уже несколько лет у меня присутствуют шейные боли, и теперь через эту боль очень медленно я прихожу к вы- воду, что она обусловлена моим невниманием к собствен- ному телу. Однако, как станет видно из ниже сказанно- го, мне еще много чего надо понять. Для Меня рабочие совещания проходят обычно на чисто «рациональном» уровне — выражение каких бы то ни было чувств там не принято. На одном из таких совещаний я страшно рас- сердился на комментарий одного из коллег. Когда он за- кончил говорить, я высказал ему свою злость, контроли- руя при этом свой голос и жесты и по-прежнему сидя в кресле. В тот же момент, хотя я и не менял позы, меня пронзила довольно сильная боль в нижней части шеи — такая же, как при поднятии тяжестей. Взаимосвязь меж- ду сдерживанием злости и тем, что я делаю со своей шеей, до сих пор не совсем ясна для меня. Возможно, именно поэтому я снова и снова испытываю эту боль!»
    Конечно, некоторые телесные ощущения гораздо труднее напрямую связать с подавлением каких-то чувств. Например, в случае чувства смутного беспокойства. Но и оно складывает- ся из множества конкретных ощущений в теле, которые мож- но распознать, если обращать на них внимание. Хотя нам и удается подавлять свои эмоции и обманывать себя в своих ощу- щениях, но физическая сущность этих подавленных чувств все равно продолжает существовать. Обращая внимание на физические проявления подавляемых чувств, мы зачастую спо- собны заново открыть для себя заблокированные эмоции.
    Сконцентрировавшись на телесных ощущениях, мы обнару- живаем вдруг натиск эмоций, что на первый взгляд кажется необъяснимым: но если попытаться продолжить этот процесс, мы сможем восстановить старые воспоминания.
    «У меня постоянно напряжены мышцы ног. Я чувствую энергию, которая скапливается там, и осознаю, что с трудом передвигаю ноги, например, в танце. Мой мас- сажист, массируя однажды мои сильно напряженные ноги, стал вдруг совершать ими движения, имитируя мой собственный бег. Неожиданно я вспомнил себя сто -
    37
    ящим у двери школы-интерната, куда был направлен после смерти родителей, и точно так же двигающим но- гами. Вместе с этим воспоминанием пришло понима- ние, что я хотел убежать — все равно куда, и что у меня не было пристанища».
    Иногда нам требуется помощь, чтобы обратить внимание на свое тело. Лучше всего это удается с помощью терапевти- ческого массажа. Массажист обучен чувствовать те области тела, которые клиент блокирует (физические проявления бло- кировок не являются загадкой для опытного глаза), и, мягко массируя эти части тела, он помогает клиенту обратить на них внимание.
    Начав однажды находить и осознавать способы, с помощью которых мы блокируем выражение собственных эмоций, не- вольно приходишь к выводу, что есть смысл подумать — а сто- ит вообще ли продолжать так себя вести?
    Следующим шагом является интеграция повторно всплы- вающих воспоминаний. Позвольте себе полностью прочув- ствовать болезненные ощущения, которые изначально по этой причине и были забыты. Если вы почувствуете эту боль и перестанете ее избегать, она постепенно сойдет на нет, и вос- поминания останутся всего лишь воспоминаниями. Любая фигура (или чувство), отделяемая от фона, небесконечна, у нее ограниченное «время жизни»; новая фигура (чувство) возникает после увядания старой. Отказываясь обращать внимание (с благим намерением защитить себя от неприят- ных воспоминаний) на такие болезненные фигуры, мы не- вольно увековечиваем их: они остаются запертыми нашим старым стилем поведения, а сами мы не видим возможнос- тей другого существования. В противовес этому гештальт- подход предлагает осмелиться воспринять и осознать весь свой жизненный опыт.
    В следующем упражнении вы можете попробовать расши- рить модель зрительного восприятия на другие чувства и эмо- ции. Чтобы сделать это, мы предлагаем придуманную ситуа- цию, которая у большинства людей вызывает множество быс- тро сменяющих друг друга эмоций.
    38

    УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧУВСТВА и ФИГУРА-ФОН
    Закройте глаза и представьте себе свою мать разговари- вающей с вами. Постарайтесь вспомнить, как она выг- лядит, во что одета, запах ее духов, ее позу, побудьте не- которое время вместе с этим воспоминанием.
    Когда вы четко поймете, что хорошо ее себе предста- вили, скажите о своих чувствах к ней, но при этом не старайтесь быть логичным.
    Перечисляйте чувства по одному; высказав очеред- ное, сделайте передышку и побудьте, поживите немно- го с этим чувством. Что вы ощущаете в своем теле, когда описываете любовь, теплоту, гнев, разочарование? Ощу- тите переходы от одного чувства к другому.
    Намеренно измените скорость, с которой вы перечис- ляете свои чувства к матери. Сравните свои ощущения, отличаются ли они в случае, когда вы прислушиваетесь к
    себе, и тогда, когда вы не даете себе прочувствовать ска- занное.
    Вы заметили сходство между размытой картиной внешнего мира, когда взгляд быстро скользит с одного предмета на другой, и размытым видением своего внут- реннего мира? Вы заметили изменения в чувстве вол- нения от происходящего, когда заставляли себя остано- виться на каждой из фигур?
    «Удивительно, насколько живой показалась мне моя мать и как много я хочу ей сказать — особенно если учесть, что она умерла двадцать два года назад — в каком-то смыс- ле она действительно не умерла!»
    Позволяя себе полностью прочувствовать какое-либо ощу- щение, мы обнаруживаем существование поворотной точки, где оно достигает насыщения, а затем растворяется, исчезает, и другое чувство заменяет его. Если же мы блокируем опреде- ленное чувство, оно не исчезает. И мы как бы его чувствуем, хотя его нет в настоящем, вместо того чтобы по-настоящему пережить это чувство и закончить с ним. Для этого необходи- мы усилия, хотя мы можем и не отдавать себе отчета в том, что их прилагаем.
    39

    Гештальт — это философия очевидного, реального.
    Невротик — тот, кто не видит очевидного.
    Фриц Перлз
    Блокировки осознания можно охарактеризовать — более подробно мы займемся ими в главе о способах избегания. Как бы там ни было, эти блокировки ведут к фиксации способов, которыми мы ощущаем и выражаем себя. Этим они ограни- чивают нашу способность к ответу на происходящее. Только полностью осознавая, что мы чувствуем, мы можем так же полно отвечать. Запреты, блоки фиксируют наши способы за- ведомо предсказуемого поведения и не позволяют гибко реа- гировать на происходящее. Они мешают нам развиваться и быть полновластными хозяевами собственной жизни.
    У каждого из нас есть своя подлинная жизнь,
    которую он хотел бы прожить.
    Фриц Перлз
    Мы связываем себя, не позволяя себе чувствовать и выра- жать всю свою многогранность. Уходя от видения окружаю- щего мира во всех его подробностях, сводя его лишь к обобще- ниям и абстракциям как к продукту языка, мы тоже связыва- ем себя.
    Способность абстрагироваться есть величайшая ценность языка (а также уникальный и основополагающий признак на- шей человечности). Когда малыш впервые видит стул, он тра- тит массу времени на то, чтобы исследовать его, стараясь при- дать ему смысл. Через некоторое время он начинает видеть связь между этим стулом и всеми прочими; в конце концов он понимает, что на свете есть группа предметов, называемых сту- льями. Проблема заключается в том, что мы используем эту способность к абстракции не в полной мере, приучившись ви- деть лишь самые общие черты (например, возможности ис- пользования) вещей или событий и игнорируя тем самым их индивидуальные особенности. Ребенку, возможно, было ког- да-то сказано, что появление слез означает грусть: поэтому он может, увидев или ощутив слезы, не связать их с чувствами гнева или радости.
    Такой процесс называется фиксацией и является результа- том неправильного использования способности к абстраги-
    40
    рованию; в этом случае процесс абстракции реально препят- ствует восприятию происходящего вокруг. Попробуйте сделать следующее упражнение.
    УПРАЖНЕНИЕ 6. ФИКСАЦИЯ
    (Предметы)
    Не вдаваясь в подробности, представьте себе два или три стола, находящихся в комнате, где вы сидите. Вы когда- нибудь рассматривали их внимательно? Вас интересова- ло, из чего они сделаны и как собраны? Что вы чувствуе- те по поводу каждого из них? Какой стол вам нравится больше, чем другие? А теперь осмотрите его тщательно.
    Удавалось ли вам зафиксировать образ этого стола в во- ображении до того, как вы внимательно его осмотрели?
    «Я поразился неуклюжей конструкции стола, стоящего у моей кровати, отвратительному виду его сосновых ин- крустаций и дымчатого стекла на поверхности. Мне он не нравится, я избавлюсь от него».
    УПРАЖНЕНИЕ 7. ФИКСАЦИЯ НА СЕБЕ
    Какие определения вы используете применительно к себе? Подумайте о некоторых из них, например «упря- мый», «толстый», «парень что надо». Не связаны ли та- кие характеристики с тем, что вы кому-то, возможно, нравитесь именно таким? Всегда ли вы один и тот же или для разных людей вы охарактеризовали бы себя по- разному?
    «Большую часть своей жизни я был «своим парнем», ко- торый никогда не задевает чувств других людей, всегда считается с их ощущениями, постоянно помогает им.
    Я хотел, чтобы люди любили меня, чтобы они нуждались во мне. И все же со многими мне это не удавалось, как я ни старался. Теперь я не прикладываю для этого столько усилий, и мне кажется, что гораздо больше людей любят и принимают меня — хотя иногда я бываю раздражите- лен и прямолинеен».
    41

    УПРАЖНЕНИЕ 8. ФИКСАЦИЯ
    (Другие)
    Подумайте о ком-нибудь из знакомых вам людей — на- пример, об однокласснике или начальнике. Какие опре- деления вы им даете? Какие роли вы исполняете, чтобы им подыграть или укрепить вас обоих в сложившемся стиле общения?
    «Мой друг Вуди отличный рассказчик. Он развлекает меня, мне с ним хорошо, я позволяю ему развлекать меня, хотя чувствую, что за все долгие годы нашего зна- комства я так и не узнал его по-настоящему. Он стал для меня чем-то вроде приятного ходячего телевизора».
    Как другие фиксируют себя в отношениях с миром?
    Большую часть времени мы играем роли,
    ходя вокруг да около, избегая соприкосновений и столкновений...
    фриц Перлз
    Охотник на оленей не видит гор — страдалец
    Хакуин (Мастер Дзен, X век)
    Меняя свою повседневную жизнь, вам нужно как-то ха- рактеризовать свои представления и свои чувства. Время от . времени отказывайтесь от этого и обращайте внимание лишь на изначальные признаки, которыми пользуетесь для харак- теристик. Описывайте свои зрительные представления в тер- минах лишь цвета, размера, освещенности или затемненнос- ти, а чувства — лишь в терминах телесных ощущений. Ха- рактеризуя ощущение, например, усталости, попробуйте по- чувствовать, что из телесных ощущений приводит вас к этому выводу: может статься, что на самом деле вам просто смер- тельно скучно!
    «Я узнал о себе одну вещь: как я реагирую на утвержде- ния других людей, которые, как я думал, были направ- лены против меня. Когда я слепо верил в собственную ' непогрешимость, я не замечал, насколько мне больно:
    42
    вместо этого я думал, что я злюсь, и действовал соответ- ственно (и неадекватно)».
    Фиксация ограничивает нашу гибкость и способность к адаптации. Она приглушает пульс жизни в этом вечно меняю- щемся мире, порой уверяя нас, что «мы это уже проходили».
    Однако каждый момент времени нов и неповторим: так что мы все делаем впервые.
    Гештальт-тренинг позволяет сломать устоявшиеся стерео- типы поведения, побуждая нас обращать пристальное внима- ние на то, что мы чувствуем в данный момент времени, и то, что происходит в окружающем мире. Нам нужно видеть не только то, что мы сами собой сейчас представляем, но и то, как в данный момент мы вписываемся в общий порядок вещей и событий. И хотя это сопряжено с определенным риском, лишь гак мы можем четко соответствовать самим себе и окружаю- щему миру, и только мы сами ответственны за то, что делаем.
    МУДРОСТЬ
    Я буду использовать себя во всей полноте своих способностей, все доводя до конца и стремясь к еще большему знанию и осуществлению.
    НО
    Я должен пройти через смерть, чтобы переродиться.
    Это и есть путь к мудрости.
    Джордж Роснер

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта