Ответы на экзамен по теории языка. Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Языкознание
Скачать 356.24 Kb.
|
Дифтонги представляют собой элементы двух гласных, образующих единый и неделимый гласный звук, произносящийся в одном слоге. Из двух элементов дифтонга один всегда преобладает над другим, образуя ядро дифтонга. Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие. У нисходящих дифтонгов слогообразующим является первый элемент; напряжённость Классификация согласных звуков по месту образования, по участию голоса и шума. Место образования согласного- место, где активные органы соединяются или сближаются с пассивными. По месту образования согласные делятся на: Губные( в образовании звука участвуют губы) губно-губные: [б], [п], [м] и их мягкие пары; губно-зубные: [в], [ф] и их мягкие пары; Язычные ( в образовании звука участвует язык) переднеязычные(язык касается нёба своей передней частью): зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и их мягкие пары; нёбно-зубные [ш], [ш'], [ж], [ч'], [р] и их мягкие пары; заднеязычные (задненёбные) [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']; среднеязычный (средненёбный) [j]; Участие шума и голоса. Все согласные по этому признаку делятся на: Сонорные- звуки, в образовании которых голос преобладает над шумом: [м], [н], [л], [р] и их мягкие пары +[j]; Шумные: Звонкие-состоят из шума и голоса, но шума в них больше, чем голоса: [б], [в], [г], [д], [з] и их мягкие пары + [ж]; Глухие-состоят только из шума: [п], [ф], [к], [т], [с], [х], [х'] и их мягкие пары + [ц], [ч'], [ш], [щ]. !ВНЕПАРНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ: [х], [x,], [ч], [ц]! Классификация согласных звуков по способу образования, по твёрдости – мягкости. Способ образования учитывает вид преграды и способ её преодоления. Поэтому признаку все согласные делятся на: смычные; смычно-щелевые; щелевые. Смычные - это звуки при образовании которых пассивные и активные органы смыкаются. В зависимости от способа преодоления смычки они делятся на : взрывные (смычка взрывается воздушной струёй) : {б},{п},{д},{т},{г},{к} и их мягкие пары; смычно-проходные (смычка есть, но ВС её обходит каким-то образом), делятся на два вида –носовые и боковые плавные. Смычно-проходные носовые (смычка сохраняется, а ВС выходит через НП): {м};{н} и их мягкие пары. Смычно-проходные плавные (боковые, смычка сохраняется, а ВС выходит по бокам языка): {л};{л’}. Дрожащие (вибранты, ВС разрывает смычку несколько раз, при этом происходит вибрация): {р}; {р’}. Смычно-щелевые (аффрикаты) – при их образовании смычка под напором ВС сама переходи в щель: {ч’}; {ц}. Щелевые (фрикативные, при их образовании возникает щель между активным и пассивным органом, через которую проходит ВС): {в};{ф};{с};{з};{ж};{щ};{j’};{ x} и их мягкие пары. Классификация по твёрдости-мягкости: Твёрдые согласные (веляризованные, задняя часть спинки языка прогибается и отодвигается к заднему нёбу): {б}; {в}; {г}; {д}; {з}; {к}; {л}; {м}; {н}; {п}; {р}; {с}; {т}; {ф}; {х}. Внепарные твёрдые: {ж}; {ш}; {ц}. Мягкие согласные (палатализованные, средняя часть спинки языка прогибается к среднему нёбу и немного продвигается вперёд): {б’}; {в’}; {г’}; {д’}; {з’}; {л’}; {м’}; {н’}; {п’}; {р’}; {с’}; {т’}; {ф’}; {х’}. Внепарные мягкие: {ч’}; {j’}; {ж’};{ ш’}. {j’} – это единственный звук в русском языке у которого йотовая артикуляция основная, а не дополнительная, т.о. {j’} – палатальный звук, а не палатализованный! Единицы фонетического членения речи: фонетическая фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук, проклитики и энклитики. Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. !Звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз! Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. ! Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз. Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение; слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклизой, а само примкнувшее спереди безударное слово – проклитикой (например, на дому, без шляпы). Примыкание сзади называется энклизой, а само примкнувшее сзади безударное слово – энклитикой (например, видел ли, ходил бы). Иногда и знаменательные слова могут становиться проклитиками и энклитиками – это явление называется энклиномена. Чаще всего это бывает в тесных словосочетаниях. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные и, наконец, фрикативные. Слоги разграничиваются слогоразделами. Определение слогоразделов различно по языкам. Так, для русского языка слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по сонорности соседними звуками, учитывая невозможность внутри слова закрытых слогов. Слоги разделяются на звуки. Звук речи– это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание. . Слог как акустико-артикуляционная единица. Типы слогов. В зависимости от качества звуков, входящих в слог, и их последовательности и позиции выделяют следующие типы слогов: По наличию ударения: ударный-безударный По начальному звуку: прикрытый (начинается с неслогообразующего звука; с согласного) – неприкрытый (начинается со слогообразующего звука; с гласного) По конечному звука: закрытый (заканчивается неслогообразующим звуком; согласным - Mop-cкoй) – открытый (заканчивается слогообразующим звуком; гласным - pы-бa-ки ) Слоговыми звуками являются все гласные. Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности, сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Слоговую функцию сонорные согласные приобретают в следующих позициях: а) в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]); б) в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кâ/рá/бОл’]; б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских). Примеры: a – неприкрытый, открытый; ta – прикрытый, открытый; at – неприкрытый, закрытый; tat – прикрытый, закрытый, Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (по Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (по Ю.С. Маслов). Теории слога: Экспираторная: "Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения" (по Л.В. Щерба). Появилась в конце 19 века. Создатели – немецкие ученые. Сонорная: "Слог - это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью" (по Р.И. Аванесов). Слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. В центре не физиологический процесс дыхания, а звучность звуков. По этому соотношению выделяют 4 группы звуков: 4 – звучный гласный 3 – сонорные звонкие согласные 2 – шумные звонкие согласные 1 – глухие 0 - паузу Динамичная: "Слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые" (по Л.Л. Касаткин). Суперсегментные языковые единицы: ударение и интонация. В речевом потоке выделяют различные фонетические единицы: сегментные и суперсегментные. Сегментные единицы – разные отрезки речевого потока, располагающиеся в линейной последовательности (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). Звук – наименьшая, кратчайшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов. Объединение этих сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, которые как бы накладываются на сегментные. Суперсегментные единицы –это такие единицы, которые произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. К таким суперсегментным единицам относятся слог, ударение, интонация. Ударение (или акцент) - это выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора ВС или изменения высоты голоса (голосового тона). По объекту выделенияударение бывает слоговое, словесное и фразовое: Слоговое ударение - выделение звука в составе слога. При этом в качестве ударного обычно выделяется гласный звук. При отсутствии гласного в составе слога в качестве ударного выделяется наиболее звучный (сонорный) согласный, являющийся слогообразующим. в чешском слове vlk (волк). Слоговое ударение может падать на разные звуки данного слога, в частности на разные элементы одного и того же дифтонга Словесное ударение - выделение слога в составе фонетического слова. При наличии в составе фонетического слова проклитиков или энклитиков ударение обычно сохраняется на одном из слогов основного, знаменательного слова, хотя нередко оно переходит на клитики: зА город, Из лесу, пОд ноги Фразовое ударение- выделение слова (или словосочетания) в составе фразы, высказывания. Выделяемое в качестве ударяемого слово может занимать во фразе разное место. В русском языке оно всегда располагается в конце фразы. Выделяется оно усилением словесного ударения, а также интонационно – повышением или понижением тона звука, на который падает словесное ударение. !Фразовое ударение не следует смешивать с ударением логическим. Под логическим ударением нужно понимать выделение в составе высказывания той или иной его части (слова, словосочетания), наиболее важной для говорящего в смысловом отношении По акустико-артикуляционной характеристике, различается: ударение монотоническое (экспираторное) -слог выделяется силой выдоха ; политоническое (музыкальное)- слог выделяется движением голосового тона.; квантитативное (количественное)- слог выделяется долготой ; По месту ударения в слове различают ударение постоянное (фиксированное) и свободное: Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка; на первом слоге – в чешском, латышском, венгерском языках; на последнем слоге - во французском и большинстве тюркских языков (в частности, в якутском); на предпоследнем слоге- в польском языке. При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение, тогда как для языка в целом ударение оказывается разноместным и подвижным. Свободным ударением обладает русский язык. Ударение, будучи исторически закрепленным за конкретным словом, часто сохраняется и при его изменении: И.п. рАк Р.п. рАка Д.п. рАку 1-е лицо: крАшу; 2-е лицо: крАсишь; 3-е лицо: крАсит; . Интонация - изменение, движение, чередование тона голоса при произнесении той или иной единицы языка. Интонация в таком ее понимании часто называется мелодикой речи Наряду с изменением высоты тона голоса, т. е. собственно мелодикой, в понятие интонации включают и такие явления, как изменение интенсивности (силы) звучания, относительной длительности произнесения, темпа речи (убыстрение или замедление), тембра голоса, паузы, разных типов ударения или некоторых из названых. При этом важнейшим из перечисленных компонентов интонации считается МЕЛОДИКА. Так как интонация свойственна языковым единицам разных уровней — звуку, слогу, слову, фразе (предложению, высказыванию); Соответственно различается: Звуковая интонация-изменение высоты тона в пределах определенного звука, от начала до конца его артикуляции. Звуковая интонация возможна у гласных и сонорных согласных, выполняющих слогообразующую функцию. В зависимости от характера изменения высоты тона голоса, направления этого движения различается несколько типов звуковой интонации: Восходящая интонация (или повышающаяся, акутовая) характеризуется повышением тона в пределах данной звуковой единицы; Нисходящая интонация заключается в понижении тона в рамках данной звуковой единицы; (Возможны и иные типы звуковой интонации. наряду с нисходящей интонацией используется интонация д л и т е л ь н а я и п р е р ы в и с т а я.) Звуковая интонация выполняет определенные функции, в частности словоразличительную (с ее помощью различаются слова, совпадающие по звуковому составу и имеющие словесное ударение на одном и том же слоге) и форморазличительную. |