Главная страница

Ответы на экзамен по теории языка. Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Языкознание


Скачать 356.24 Kb.
НазваниеЯзыкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Разделы языкознания. Языкознание
АнкорОтветы на экзамен по теории языка
Дата08.04.2022
Размер356.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на экзамен по теории языка.docx
ТипДокументы
#452918
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Фразовая интонация-изменение высоты тона в пределах синтаксической единицы — фразы (предложения, высказывания)

Она осуществляется на том слове во фразе, на которое приходится фразовое или логическое ударение. На письме фразовая интонация может обозначаться с помощью знаков препинания (точки,запятой, точки с запятой, двоеточия, многоточия, вопроси тельного и восклицательного знаков, скобок). Однако в большинстве случаев фразовая интонация на письме никак не обозначается.


Фразовая интонация выполняет в языке различные функции:


  1. Оформление высказывания как единого синтаксического целого.

Оформление высказывания в единое целое означает также членение речи на высказывания. !Всякое высказывание от паузы до паузы, независимо от его протяженности, должно быть оформлено фонетически как некое целое; такое оформление называется интонацией высказ вания или предложения!


  1. Различение типов предложений по разным признакам:



  • по составу (различаются предложения простые и сложные, а среди сложных — сложносочиненные и сложноподчиненные);

  • по цели высказывания (различаются предложения повествовательные, вопросительные, побудительные) и др.

Соответственно различается интонация простого предложения, интонация сложного (сложносочиненного и сложноподчиненного) предложения, повествовательная интонация вопросительная интонация, или интонация побуждения;


  1. Выделение частей предложения по их значимости, смысловой важности, т. е. деление предложения на тему и рему, обособление слов, выделение вводных слов и предложений, обращения;



  1. Выражение различных эмоций: радости, восторга, удивления, неудовольствия и др., т. е. отношения говорящего к сообщаемому факту.

интонации радости, восторга, удивления и т. д.

Первые три функции - грамматические (точнее, синтаксическими) функциями.

Четвертая функция - называть эмоциональной;


  1. Взаимодействие звуков в речи. Комбинаторные процессы.

Звуки речи не существуют изолировано. Они составляют поток речи, где один звук сменяет другой. В потоке звучащей речи звуки взаимодействуют влияя друг на друга в результате чего рекурсия предыдущего звука накладывается на экскурсию последующего звука, при этом исчезает чистота звучания.

! Изменения звука в потоке звучащей речи называются фонетическими процессами.

Существует два вида фонетических процессов:

1.Комбинаторные.

2.Позиционные.


Комбинаторные процессы – влияния звуков друг на друга обусловлено комбинацией звуков, т.е. сочетанием, соединением звуков.

! Комбинаторными процессами называют изменения звуков в зависимости от их окружения.

Выделяют следующие комбинаторные процессы:


  1. Ассимиляция – уподобление одного звука другому по одному или нескольким признакам, при этом рекурсия предшествующего звука испытывает влияние последующего звука.
    сделать – [з’д’элът’] пробка - [пропкъ]

Ассимиляция бывает:

а) по направления: прогрессивная и регрессивная.
! В русском языке только регрессивная ассимиляция.

б) по отстоянию звуков друг от друга: контактная (косьба – [коз’ба]) – дистантная
! В русском языке только контактная ассимиляция.

в) по полноте уподобления: полная и частичная.

Полная ассимиляция – полное уподобление одного звука другому, при этом ассимилирующий звук становится одинаковым по качеству с тем, который на него влияет

сшить – [шыт’], изжога – [ижогъ]

Частичная ассимиляция – неполное уподобление звуков, изменяется один (два) признака, при этом качество звука сохраняется.

При описании ассимиляция мы указываем её разновидности по 3-м основанием (пункт а,б,в).


  1. Диссимиляция – процесс расподобления стоящих рядом одинаковых согласных звуков.
    В литературном языке обнаруживает себя лишь в двух случаях:


  1. лёгкий – [л’ох’к’иj]

  2. мягкий – [м,ах,к,иj]
    Чаще встречается в просторечии: тра
    мвай – транвай, коридор – колидор, бомба – бонба.

  1. Аккомодация – приспособление артикуляции гласных звуков к артикуляции согласных звуков, которые находятся по соседству.
    Выделяют две разновидности аккомодации: переднего ряда и непереднего ряда.



  • Если гласные переднего ряда (И, Э-Е) попадают между двумя мягкими согласными, то происходить аккомодация гласных переднего ряда, они становится более высокими и напряжёнными

учиться, отопление

  • Аккомодация гласных непереднего ряда ( О,У, А, Ы) также происходит в позиции перед или после мягких согласных, при этом они становятся более передними и диезными.
    Могут аккомодировать: в начале, в конце и на протяжении всего звучания

! Аккомодация происходит только под ударением, аккомодируют только ударные гласные.

  1. Диереза (выкидка звука) – фонетический процесс, при котором происходит выпадение звука в сложном сочетании согласных

праздный – выпадает [д], повестка – выпадает [т].

  1. Эпентеза (вставка звука) – фонетический процесс, при котором происходит вставка звука в середине слова. В основном встречается в просторечии:

скорпион – скорпиён, фиалка – фиялка, нрав – ндрав.

  1. Протеза (надставка звука) – разновидность эпентезы, фонетический процесс, при котором звук приставляется к началу слова. Встречается вне литературном языке:

острый – вострый, это – ето.

  1. Метатеза (перестановка звуков) – фонетический процесс, при котором происходит перестановка звуков в середине слова. Обычно процесс встречается при заимствовании слов из другого языка: лат.Flor – русс.Фрол, ларёк –ралёк, медведь – ведъмедь, ладонь - долонь.

  2. Гаплология (частный случай проявления диерезы) – процесс при котором происходит выкидка одного из слогов из сочетания двух (трёх) одинаковых слогов

минералогия – минералология, тарификация – тарифификация, четверо – четвереро).

  1. Фузия – фонетический процесс, при котором происходит синтез согласных. Т.е. объединение двух разных по качеству согласных в третий согласный совершенно иного качества. Обычно фузия происходит на стыке морфем

моется – [т’c’] [ц]).

  1. Позиционные фонетические изменения звуков


Позиционные процессы – это изменение звуков в зависимости от того какое место, позицию звук занимает в слове относительно других звуков.
Позиционные процессы характерны для гласных и отправной точкой в определении позиции гласного звука является ударение. Гласный под ударением произносится четко, полно, и поэтому она считается сильной позицией. В безударной позиции происходят изменения звука, они могут изменяться, теряя в долготе и силе, а могут изменять своё качество. Эта позиция называется слабой и является условием для редукции.
Редукция- это позиционный фонетический процесс, характеризующий гласные звуки, при котором они теряют свои количественные/качественные характеристики.
Типы редукции:

1) Колличественная – сокрещение звучания гласного, когда он теряет в долготе и силе, а качество, то есть тембр сохраняется: пир, на пиру. Колличественная редукция в транскрипции не отражается. Коллич. Редукции подвергаются только гласные [и – ы – у].

2) Качественная – безударный гласный теряет не только в долготе и силе, но и изменяет тембр, т.е. качество. Эта редукция охватывает гласные неверхнего подъема [э – о – а]:

  • К.р обязательно отражается в транскрипции.




  • К.р. имеет две ступени:

1я ступень – в предударном слоге,

2-я ступень во всех остальных слогах.

Есть особая позиция гласных в абсолютном начале слова.


[^]

[^]

[^]

[^]

[^]

[^]

Абсолютное начало слова



Процесс оглушения звонких согласных в конце слова. В позиции конца слова парные звонкие согласные оглушаются:

лёд – [т].

Этот процесс очень активен в русском языке. В нем.яз, фр.яз и англ.яз такого процесса нет.
Сингармонизм состоит в том, что каждое слово в данном языке может содержать только передние гласные, которые сочетаюся с палатализованными, либо только задние гласные, которые сочетаются с веляризованными.

Сингармонизм (гармония гласных) как позиционный фонетический процесс, свойственный тюркским и финно-угорским языкам, основывается на двух особенностях этих языков.


  • Первая особенность состоит в том, что слово в этих языках начинается с корня и суффиксы приклеиваются последовательно — один за другим:

узб. оглы — сын,

оглылар — сыновья,

оглылара — к сыновьям;

  • Вторая особенность, на которую опирается сингармонизм,— это противопоставленность гласных переднего и заднего ряда.

В русском языке тоже существуют слова в которых наблюдается сингармонизм(заимствованные из тюркских языков):

караван, башлык, халат, каблук и др.

  1. Фонетические и исторические чередования.

Чередование звуков – закономерная мена звуков в пределах одной морфемы. Одни позиционные чередования вызываются законами современного языка, другие являются результатом действия исторических процессов.

Выделяют два типа чередований: фонетические (позиционные, [нΛга - нок]) – исторические (морфологические).




  • Фонетические чередования обусловлены законами современного языка и характеризуют современное его состояние.
    Исторические чередования –это чередования, которые невозможно объяснить современными фонетическими законами.


  • Фонетические чередования никогда не знают исключений. Исторические знают чередования знают большое количество исключений.

  • Фонетические чередования, как правило, не имеют закрепления на письме. Исторические отражаются на письме.

Исторические чередования

Гласные звуки

Примеры

[о//-]

[е//-]

[а//о]

[э//и]

[ы//о]

[э//о]

[а//им//м]

[у//он]

мох - мха

корень - корня

загар - загореть

замереть - замирать

дышать - вздох

везти - возить

понять - понимать - пойму

звук - звон

Согласные звуки

Примеры

[п//пл; м//мл; б//бл; в//вл]

[с//ш]

[з//ж]

[х//ш]

[д//с]

[ц//ч]

[ск//ст//щ]

[т//ч//щ]

[д//ж//жд]

[к//ц//ч]

купить - куплю, земной - земля

носить - ношу

возить - вожу

сухой - суша

ведёт - вести

отец - отечество

блеск - блестеть - блещет

свет - свеча - освещение

ограда - огорожу - ограждение

оклик - клич - восклицание

Фонетические (позиционные) чередования


Гласные звуки

Примеры

[о//Λ//ъ]

[а//Λ//ъ]

[о//иэ//ь]

[а//иэ//ь]

[э//иэ//ь]

в[о]дный - в]да - в[ъ]дяной

тр[а]вка - тр[Λ]ва - тр]вяной

н[о]с - нэ]сёт - н[ь]суны

п[а]ть - пэ]ти - п]тидесятый

с[э]мь - сэ]ми - с[ь]мидесятый

Согласные звуки

Примеры

звонкий - глухой

[ж//ш] 

твёрдый - мягкий

[л//л’]

но[ж]и - но[ш]

 

мо[л] - мо’]ь



  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта