Главная страница

Лотман. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Ю. М. Лотман Семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки СанктПетербург Искусствоспб


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеЮ. М. Лотман Семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки СанктПетербург Искусствоспб
АнкорЛотман
Дата25.09.2019
Размер1.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛотман Ю.М. Культура и взрыв.pdf
ТипДокументы
#87670
страница12 из 21
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21
2
Или француженка Несмотря на то, что в источниках, посвященных д'Эону, муссируются известия о том, что в Петербурге шевалье выполнял свои тайные дипломатические функции в женском наряде, последнее кажется неосновательным. Мотивировка одного из ранних французских биографов, что этот наряд был необходим, чтобы легче проникнуть в спальню императрицы, упускает, что последнее было совсем необязательно
81
ностями деспотизма и демократии. Ссылаясь на мнение историков поэтому поводу,
Монтескье пишет Прибавив к этому примеры Московского государства и Англии, мы увидим, что женщины с одинаковым успехом управляют в государствах умеренного образа правления ив деспотических государствах. Трудно сказать, польстило бы это высказывание Елизавете. Зато она могла бы с большой для себя пользой задуматься над следующими словами В Московском государстве царь волен избрать себе в преемники кого хочет или в своем семействе, или вне его. Такое установление о преемственности порождает тысячи смути делает положение престола настолько шатким, насколько произвольна его преемственность»
1
Постоянно меняя образ мужчины и женщины, кавалер д'Эон в конце жизни повел себя совсем странно. Толи запутавшись в вопросах собственного пола, то ли желая воплотить в себе обе крайности, он, превосходно владея шпагой, в Лондоне, лишившись всех возможных авантюристических источников дохода, сделался учителем фехтования, проводя, однако, эти воинственные уроки в женской одежде.
В качестве зеркального отражения поведения такого типа можно было бы назвать случаи, когда женщины присваивают себе мужские одежды. Характерно, что переодевание женщины в мужскую одежду (преображение в мужчину) было связано с присвоением себе воинственного поведения. Известна трагическая роль, которую сыграло такое переодевание в судьбе Жанны д'Арк. Переодевание в мужскую одежду, к чему Жанна была принуждена силою и обманом, сделалось основной из улик в обвинительном процессе, поскольку было оценено как кощунственное нарушение распределения ролей, данных от Бога. С последним, в частности, связано средневековое, но долго продержавшееся и позже представление о греховности профессии актера. Сам факт произвольной перемены костюма казался подозрительным для сознания, не отделявшего выражения от содержания. С этой точки зрения перемена внешности воспринималась как равноценная извращению сущности.
Тем более запретной оказывалась сценическая перемена пола. Распространенность запрета для женщин вообще выступать на сцене, вследствие чего исполнитель женской роли был обреченна переодевание, создавала для сцены безвыходно греховную ситуацию. Появление женщины-актера не сняло проблемы, а придало ей еще более изощренный характер. Греховной становилась не смена пола, а смена его знака переодевание актрисы в королеву, а актера в короля превращало не только сцену, но и внесценическую реальность в мир знаков. Отсюда — бесчисленные сюжеты о размывании границ между сценой и жизнью.
Не только сцена провоцировала на обмен знаковыми функциями одежды. Дворцовые перевороты в России XVIII в, возглавлявшиеся, как правило, женщинами, сопровождались ритуальным переодеванием претендентш на престол в костюм, который был, во-первых, мужским, во-вторых, гвардейским, а в-третьих, именно того полка, который играл ведущую роль в перевороте Монтескье Ш Избр. произведения / Перс фр. АИ. Рубина, общ. ред. и вступ. ст. М. П.
Баскина. МС Мужская одежда и верховая езда становились обязательными аксессуарами ритуала превращения претендентши в императрицу. Накануне декабрьского восстания Рылеев и
Бестужев в агитационной песне писали:
Ты скажи, говори, Как в России цари Правят.
Ты скажи поскорей, Как в России царей
Давят.
Как капралы Петра Провожали с двора Тихо.
А жена пред дворцом Разъезжала верхом
Лихо
1
Картина, нарисованная поэтами, насквозь мифологична: переворот происходил по пути в Петергоф, а не в Петербурге, и эпизод, согласно которому Екатерина сопровождала войска верхом на коне, следует считать апокрифическим. Но для нас это лишь усиливает ценность стихотворного текста, превращающего исторический эпизод в миф. Этой мифологизированной картине в реальности соответствовало переодевание претендентши на престол в мужской гвардейский костюм. Ритуальный характер этого жеста очевиден. Вопи- сании Дашковой начало переворота ознаменовано именно переодеванием в мужское платье я, не теряя времени, надела мужской суконный плащ. Само объявление Екатерины себя императрицей предстает как цепь переодеваний:
«Тут я заметила, что императрица все еще носит ленту Св. Екатерины и на ней нет голубой ленты ордена Св. Андрея. Я попросила графа Панина
3
снять с себя ордена затем возложила его на плечи императрицы. Последняя фраза исполнена смысла выражение возложила на плечи означало непростое одевание, а ритуальное возведение в достоинство. Этим Дашкова намекает, что Екатерина обязана ей престолом. Мы во главе войска отправились в Петергоф. Императрица позаимствовала мундиру капитана
Талызина, я взяла для себя у поручика Пушкина — оба эти офицера-гвардейца были приблизительно нашего роста. Я поспешила домой, чтобы переодеться»
4
Фонвизин в сатирической Всеобщей придворной грамматике демонстративно разделил женский характер и женский пол»:
«В о пр. Что есть придворный род Рылеев К Полн. собр. стихотворений. Л, 1934. С. 310.
2
До Павла I императрицы (жены императоров) носили не орден Св. Андрея (такой порядок был учрежден только при Павле, а женский орден Св. Екатерины. Перемена Екатерининского ордена на Андреевский означала превращение Екатерины из жены императора в императрицу. Одновременно происходила подмена и пола, и титула Панин — дядя Дашковой, был ею вовлечен в заговор Дашкова ЕР Записки. Письма сестер Ми К. Вильмот из России / Перс фр. А. Ю.
Базилевича, ГА. Веселовой, ГМ. Лебедевой, коммент. ГА. Веселовой. МС Отв. Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит, ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы. Сравним употребление грамматического рода Фонвизиным в тексте Имея монархиню честного человека Характерно также изменение грамматического рода в аналогичной ситуации у Щербатова в рассуждении о Елизавете Да можно ли было сему (порче нравов. — ЮЛ инако быть, когда сам Государь прилагал все свои тщании ко украшению своея особы, когда он заправило себе имел каждой день новое платье надевать, а иногда по два и потри надень, и стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платей после нея осталось. Сочетание мужского рода глаголов и перечисление женских деталей одежды создает особенно интересный эффект. Несколькими строками дальше
Щербатов, переходя от риторического стиля к среднему, переводит и Елизавету в грамматический женский род. Примерами того, что женская эмансипация в XIX в. практически означала присвоение себе роли и одежды мужчины, могут быть Жорж Санд, соединившая присвоение мужского псевдонима и переодевание в мужскую одежду, и знаменитая кавалерист-девица Дурова. НА. Дурова в своих, восхитивших Пушкина, записках описывает превращение в мужчину — избрание не только мужской одежды, но и мужской судьбы — как обретение свободы Итак, я на воле свободна независимая взяла мне принадлежащее, мою свободу свободу драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку Я умела взять ее, охранить от всех притязаний на будущее время, и отныне до могилы она будет и уделом моими наградою!»
3
Несмотря на несколько патетический тон, восклицание это, безусловно, искренне. Переодевание женщины в мужскую одежду могло иметь и другой смысл, если сопровождалось переодеванием мужчины в женскую. Это можно считать одним из вариантов эмансипации если мужская одежда лишь подчеркивала пикантные черты внешности молодой и стройной красавицы (с этим, например, связана любовь Елизаветы к переодеванию в мужское платье, придавая им некоторый оттенок двусмысленности, то переодевание мужчины в женскую неизменно понижало его в ранге, превращая в комического героя. Сравним многочисленные случаи вынужденного переодевания мужчин в женское платьев романах и комедиях XVIII в. Современный читатель может вспомнить бегство д'Артаньяна из спальни Миледи или же Домик в Коломне
1
Фонвизин Д. И Собр. соч Вт Сост, подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. Г. П.
Макогоненко. МЛ. Т. 2. С. 50, 274.
2
Щербатов ММ. Соч. князя ММ. Щербатова: Вт СПб., 1898. Т. 2. Стб. 219.
3
Дурова НА Избр. соч. МС С этим можно сопоставить переодевание молодой дворянки в крестьянское платье это допускало иной, значительно более доступный тип поведения, и одновременно позволяло мужчине большую степень свободы обращения, ср. «Барышню-крестьянку» Пушкина. Интересные детали этого см. дальше в описании поведения А. Орловой-Чесменской.

84 Да где ж Мавруша?» — Ах, она разбойник Она здесь брилась. точно мой покойник (V, Среди бумаг Екатерины II находится план развлечения, предназначенного для узкого круга посетителей ее Эрмитажа. В духе французских перевернутых балетов конца XVI — начала XVII в, в задуманном Екатериной фарсовом маскараде женщины должны были переодеться в мужские костюмы, а мужчины — в женские. Появление гигантов Орловых Григорий Орлов со своей разрубленной щекой имел вид разбойника, по словам Н. К.
Загряжской
1
) или одноглазого Потемкина в женских одеяниях не только должно было вызывать хохот, но и комически снижало их социальную роль.
Сохранение женщиной женской роли могло также получить значение экстравагантности. Однако в этом случае требовалась какая-то особая социокультурная позиция, резко выпадающая из средних женских стереотипов. Для России первой половины в. примерами этого могут быть две полярные судьбы — Анны Алексеевны Орловой-
Чесменской и Софьи Дмитриевны Пономаревой.
А. А. Орлова-Чесменская была единственной дочерью графа Алексея Орлова, екатерининского вельможи, выдвинувшегося вместе с братьями вовремя переворота, свергшего Петра III, и участника убийства бывшего императора. Раннее детство графини прошло в доме отца. Сказочное богатство Алексея Орлова, открытый, истинно барский стиль жизни (Орлов был богаче многих европейских коронованных особ) соединялись с приверженностью к простонародному быту:
Я под качелями гуляю;
В шинки пить меду заезжаю;
Или, как то наскучит мне, По склонности моей к премене, Имея шапку набекрене, Лечу на резвом бегуне
2
К этим стихам Державин сделал примечание Относится тоже к нему [Потемкину], а более к гр. Ал. Гр. Орлову...»
3
Анна Алексеевна получила хорошее образование — она свободно владела тремя европейскими языками воспитательницы-иностранки обучили ее светскому поведению. Детство, проведенное в обществе отца, очень к ней привязанного, и взрослых, принадлежавших к высшему кругу московского барства, обогатило ее ранними впечатлениями о придворной жизни. Смерть Екатерины и воцарение Павла I сделало положение Орловых опальными даже опасным. Алексей Орлов вместе с дочерью отправился в заграничное путешествие — так было безопаснее. О настроениях братьев
Орловых в это время свидетельствует разговор Алексея Орлова с Загряжской, позже записанный Пушкиным «Orloffetait regicide dans 1'ame, c'etait comme une mauvaise habitude
4
. Я встретилась с ним в Дрездене, в загородном саду. Он сел подле Запись Пушкина «II avait 1'air d'un brigand avec sa balafre» (XII, 176).
2
Державин ГР Стихотворения. С. 99.
3
Державин ГР Соч Вт. СПб., 1863—1883. Т. 3. С. 598.
4
Орлов был по призванию цареубийца, это было как бы дурной привычкой фр
меня на лавочке. Мы разговорились о Павле I. Что за урод Как это его терпят" — Ах, батюшка, да что же ты прикажешь делать ведь не задушить же его" — А почему же нет, матушка" — Как и ты согласился бы, чтобы дочь твоя Анна Алексеевна вмешалась в это дело" — Не только согласился бы, а был бы очень тому рад. Вот каков был человек
(XII, Жизнь в отцовском доме протекала в очень напряженной, контрастной обстановке. По свидетельствам биографа А. А. Орловой-Чесменской *, она часто убегала с шумных празднеств в отцовском доме и ее находили молящейся в церкви. Однако мы имеем и другие свидетельства, коррегируюшие несколько иконописный стиль мемуариста Пожеланию отца и для удовольствия гостей она плясала танец с шалью, с тамбурином, казачка, цыганку, русскую и проч. При этом две служанки выполняли вместо нее фигуры, считавшиеся недовольно приличными для молодой графини, а гости составляли около нее благоговейный круг. Этот период жизни Орловой очень мало документирован. Ценным источником по нему являются письма сестер Ми К. Вильмот из России, опубликованные ГА. Веселовой. В письмах и дневнике Марты Вильмот отмечается отсутствие чопорности и естественная простота в поведении Орловой. 16 марта 1804 г. в дневнике записано о поездке дам за город Прелестная графина .Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника валом форейтор правил двумя, а графиня — четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину»
3
После смерти отца графиня не захотела терпеть над собой опекунов (что поссорило ее с дядей — младшим из братьев Орловых) и завела экстравагантную жизнь молодой и не имеющей покровителя-мужчины самостоятельной девушки. Экстравагантность, на которую ей давало право неслыханное богатство, ее не пугала. Женихов она отвергала, а после одной, трагической для нее, влюбленности, видимо, решила остаться девушкой. Вероятно, здесь сказалась чисто орловская черта — стремление к безграничной свободе. 9 января 1808 г. в дневник М. Вильмот внесена роковая для графини запись:
«Сегодня утром хоронили графа Орлова». За этим следует Дочь графа См Елагин Н Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб., 1853. С.
21.
2
Пыляев МИ Старая Москва Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. МС. Впрочем, описанная картина, возможно, есть результат преувеличений или сплетен. По крайней мере, достаточно чопорные англичанки Ми К. Вильмот не нашли в танцах графини ничего предосудительного. В письме к отцу они сообщали:
«В последнем письме к матушке я рассказала о всех событиях нашей жизни. С тех пор мы побывали на великолепном балу у графа Орлова, который был устроен в русском стиле, что мне больше всего понравилось. Бал, как всегда, начался длинным" полонезом (что больше походит на прогулку под музыку, затем мы танцевали несколько контрдансов, в промежутках между которыми графиня Орлова исполняла танцы — по красоте, изяществу и элегантности прекраснее всего, что мне когда-либо приходилось видеть (даже в живописи. В сравнении с грациозной красотой графини Орловой фигура леди Гамильтон, безусловно, показалась бы грубой право, не грешно бы запечатлеть на полотне естественность и свежесть прелестной графини. Каждое ее движение в танце с шалью было образцом изысканной красоты (Дашкова ЕР Записки. С. 240).
3
Дашкова ЕР Записки. С. 251.

86 очаровательное создание, скорбит невыносимо, но она не выставляет горя напоказ, как здесь принято. У нее хватило мужества каждый день сидеть у гроба отца, а все остальные родственники пришли только попрощаться. Вся жизнь графини
Орловой прошла в обстановке, которая развратила бы обычный умно она сохранила всю чистоту души, будучи выше всех соблазнов. Имущество этой самой завидной невесты России было столь велико, что практически исчислить его не могли ни она сама, ни завистливые современники. Англичанка называла 300 тысяч рублей (40 тысяч фунтов, не считая драгоценностей, земель и повторяя вслух, что в подвалах, кроме бриллиантов, жемчуга и других драгоценностей, хранятся три огромных сундука дукатов. Русские источники, явно более достоверные, утверждали, что ежегодный доход наследницы простирался до 1 000 000 рублей, стоимость ее недвижимого имения, исключая бриллиантов и других драгоценностей, ценившихся на 20 000 000 рублей, доходила до 45 000 000 рублей»
2
Похоронив отца, графиня повела образ жизни, придерживаясь умеренности в расходах и такого поведения, которое не давало никаких оснований для сплетен. Лучшее свидетельство этому — молчание о ней в эти годы в сообщениях современников. Пережитая ею несчастная любовь, подробности которой нам почти неизвестны, а возможно, и семейная орловская неспособность кому-либо повиноваться были причиной решения ее никогда не выходить замуж. Однако никаких мистических порывов в это время она не обнаруживает путешествие, например, по святым местам совершается с большим удобством Они путешествуют, как переселенцы, целым обозом 9 карет и еще кухня, провизия, возы с сеном Одновременно ей, используя выражение Пушкина, чредою шли награды и чины. В 1817 гона произведена в камер-фрейлины, затем Александр I пожаловал ей портрет императрицы с бриллиантами, а при Николае она получила орден Св. Екатерины в 1828 гона сопровождала императрицу в длительной поездке по России и Европе но это все была как бы внешняя, показная сторона жизни. Имея все, графиня, видимо, втайне мечтала все бросить владея безграничной свободой, она жаждала безграничного повиновения. Полумеры и житейское благоразумие ее не прельщали, Орлова искала сурового руководителя. За этим максимализмом вырисовывается жажда подвига. В другую эпоху она, возможно, нашла бы своей бескомпромиссности совсем иное, может быть, бунтарское выражение. Духовным покровителем себе она избрала гробового иеромонаха Анфилофия
4
Старец вскоре скончался, и после этого пути Орловой пересеклись с путями
Фотия. Фотий (Петр Никитич Спасский) родился в 1792 г. в бедной семье. Отец его, дьячок Спасского погоста (отсюда и фамилия, страшно бил сына. В семинарии, где он учился плохо, его тоже били. Окончив семинарию, он поступил в Санкт-Петербургекую духовную академию, но учился неважно и через год вынужден был ее оставить. После семинарии он поступил преподавателем в
Александро-Невское духовное училище. Казалось, судьба
1
Дашкова ЕР Записки. С. 368.
2
Пыляев МИ Старая Москва. С. 147.
3
Дашкова ЕР Записки. С. 402.
4
См Пыляев МИ Старая Москва. С. 148.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21


написать администратору сайта