Главная страница

Логика. Закон непротиворечия. Закон непротиворечия гласит два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли А есть В


Скачать 133.59 Kb.
НазваниеЗакон непротиворечия. Закон непротиворечия гласит два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли А есть В
АнкорЛогика
Дата28.09.2021
Размер133.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаlogika.docx
ТипЗакон
#238381
страница5 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Имена являются языковыми формами выражения понятий.

При определении логической характеристики понятия нужно выяснить, каким по объему и содержанию является определяемое имя. Имена принято делить по объему на единичные и общие, собирательные и несобирательные. По содержанию – на конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные.

​В зависимости от того, сколько предметов имена означают, они различаются на единичные и общие.

​Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным. Например, единичным именем является слово «Солнце», обозначающее единственную звезду в Солнечной системе. Единичным является и имя «естественный спутник Земли», поскольку оно обозначает Луну, являющуюся единственным таким спутником Земли. Барнаул, Россия – единичные имена.

​Общие имена обозначают более чем один предмет. К общим именам относятся «человек», «женщина», «школьник» и т.п. Все эти имена связаны с множествами, или классами предметов. При этом имя относится не к множеству как единому целому, а к каждому входящему в него предмету. Слово «человек» означает не всех людей вместе, а каждого из отдельных людей, т.е. всякий предмет, о котором можно сказать: «Это человек». В отличие от «человека», слово «человечество» не общее, а единичное имя: объект, который можно назвать «человечеством», всего один. Слово «галактика» - общее имя, поскольку во Вселенной есть помимо нашей галактики и другие галактики. Слово «Вселенная» - единичное имя, так как Вселенная является единственной.

Общие имена могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (в принципе). Например, «планета Солнечной системы», «участник ВОВ». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее имя, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Имена, делятся на собирательные и несобирательные. Имена, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, коллектив, полк, созвездие Близнецы, библиотека, футбольная команда «Спартак». Эти имена отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного имени нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.

Собирательные понятия могут быть общими (полк, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным (звезда, командир полка, государство).

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление имени будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление имени называется собирательным. (Например, Студенты 1 –го курса изучают логику, употреблено в разделительном смысле, т.к. данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. Высказывание Студенты 2-го курса провели научную конференцию употреблено в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению неприложимо.

​Имена можно разделить также на пустые, или беспредметные, и непустые. Пустое имя не обозначает ни одного реально существующего предмета. Имя, не являющееся пустым, отсылает хотя бы к одному реальному объекту. Например, к пустым относятся имена «Зевс», «Пегас», «кентавр», «русалка», «нимфа», созданные мифологией и обозначающие вымышленных, отсутствующих в реальном мире существ; имена «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «точка», «линия», используемые в физике и математике и обозначающие не реально существующие, а идеализированные предметы. Пустое имя может отсылать к одному-единственному несуществующему предмету («король, правивший во Франции в начале XX в.», Дед Мороз, Снегурочка и т.д.) или к двум и более таким предметам (леший, домовой, гном и т.п.).

​Имена подразделяются также на конкретные и абстрактные. Конкретное имя обозначает физические тела или живые существа: «тетрадь», «лес», «звезда», «пчела», «речной вокзал», «Казань» и т.п. Абстрактное имя обозначает объекты, не являющиеся индивидами: к ним относятся имена свойств, отношений, классов, чисел и т.п.; например: слово «черный» может рассматриваться как обозначение свойства «черноты»; слово «ближе» как обозначение определенного отношения между предметами и т.п.; абстрактными являются также имена «человечность», «справедливость», «законность» и т.п.

Имена можно делить также на простые и составные. Простые имена не содержат других имен в качестве своих частей («два», «автор», «Омск» и т.п.). Составные имена включают в свой состав некоторые иные имена (имя «пятьсот два» слагается из имен «пятьсот» и «два»; имя «автор «Тараса Бульбы» - из имен «автор», «Тарас» и «Бульба» и т.п.).

​Определить к какому виду относится то, или иное имя, значит, дать ему логическую характеристику. Например, понятие студент является общим, конкретным, положительным и безотносительным.

Виды понятий (имен)

Основание деления на виды

Виды понятия

В зависимости от количества элементов объема понятия

Общие (регистрирующие, нерегистрирующие), единичные и пустые

По объему

Собирательные, несобирательные

По типу отражаемых в понятии явлений

Конкретные и абстрактные

По характеру указываемых элементов содержания

Положительные и отрицательные

По возможности самостоятельного определения понятия

Соотносительные и безотносительные

2. Неточные и неясные имена

Всякая наша мысль и всякое наше высказывание включает имена. Многие имена не только естественного языка, но и языка науки многозначны, неточны или неясны. Нередко это оказывается причиной непонимания и споров. Каждый легко вспомнит из своей жизни случаи, когда долгий спор кончался заключением, что спорить было, в сущности, не о чем: спорящие говорили о разных вещах, хотя и обозначили их одними и теми же словами.

Итак, неточные имена:

В случае неточных имен не всегда ясно, какие именно вещи подпадают под них, а какие нет. Например, понятие «молодой человек». В двадцать лет человека вполне можно назвать молодым. А в тридцать? А в тридцать с половиной? Можно поставить вопрос иначе: начиная с какого дня или даже мгновения тот, кто считался до этого молодым, перестал быть им? Разумеется, ни такого дня, ни тем более мгновения назвать нельзя. Это не означает, конечно, что человек всегда остается молодым, даже в сто лет. Просто имя «молодой человек» является неточным, граница области тех людей, к которым оно приложимо, размыта. Если в двадцать лет человек определенно молод, то в сорок его точно нельзя назвать молодым, во всяком случае, это будет уже не первая молодость. Где-то между двадцатью и сорока годами лежит довольно широкая полоса неопределенности, когда нельзя с уверенностью назвать человека молодым, ни сказать, что он уже не молодой.

Неточными являются эмпирические характеристики, подобные «высокий», «лысый», «отдаленный» и т.п. Неточны такие обычные имена, как «дом», «окно» и т.п. В случае всех этих и подобных имен определенно существуют ситуации, когда нет уверенности, употребимо в них рассматриваемое имя или нет. Причем сомнения и колебания в приложимости имени к конкретным вещам не удается устранить ни путем привлечения каких-то новых фактов, ни дополнительным анализом самого имени. Например, «окно» - это отверстие в стене здания, через которое в здание может проникать свет. Но всякое ли такое отверстие является окном? Будет ли окном дыра в стене, проделанная снарядом и пропускающая свет? Кроме того, далеко не любое окно представляет собой отверстие. Бывают ложные и нарисованные окна. И не всегда окно связано со стеной. Есть окна на крышах, в полу и т.д. Иначе говоря, существуют объекты, которые мы не колеблясь называем окнами, и объекты, которые явно не относятся нами к окнам. Но есть и такие, относительно которых трудно сказать, окна это или нет. Например, та же дыра от снаряда.

Другой пример - «дом». Возьмем строение, несомненно, являющееся домом, и снимем с него крышу или значительную ее часть. Дом без крыши или с ее остатками - это, пожалуй, все-таки дом. Конечно, многое зависит от конкретной ситуации, от контекста: сколько этажей в этом строении, для каких целей его намериваются использовать, в какое время года и т.д. Предположим, что у этого строения исчезла не только крыша, но и окна, и двери. Можно ли оставшееся назвать домом? Трудно сказать. Здесь ответ в еще большей степени зависит от ситуации. Для бездомного или в летнее время это может быть и дом; зимой же или для человека, имеющего выбор, это, пожалуй, уже не дом, а развалины. На каком этапе последовательной его разборки дом исчезнет, т.е. перестанет быть тем, что принято называть домом? Вряд ли возможет какой-то единый ответ на этот вопрос. Этот пример можно усложнить, представив, что дом разбирается не крупными блоками, а по кирпичу и по бревнышку. На каком кирпиче или на каком бревнышке исчезнет дом и появятся его развалины? На этот вопрос, скорее всего, невозможно ответить.

Простые примеры с «окном» и «домом» указывают на две важные особенности рассуждений, включающих неточные имена.

Во-первых, неточность имеет контекстуальный характер, и это следует постоянно учитывать при разговоре об объектах, обозначаемых такими именами. Бессмысленно спорить, является какое-то сооружение домом или нет, принимая во внимание только само это сооружение. В одних ситуациях и для одних целей - это, возможно, дом, с других точек зрения - это вовсе не дом.

Во-вторых, употребление неточных имен способно вести к парадоксальным заключениям. Нет песчинки, убрав которую, мы могли бы сказать, что с ее устранением оставшееся нельзя называть домом. Но ведь это означает как будто, что ни в какой момент постепенной разборки дома - вплоть до полного его исчезновения - нет оснований заявить, что дома нет! Вывод явно парадоксальный и обескураживающий.

Приведем еще один пример, подчеркивающий зависимость значений неточных имен от ситуации их употребления. Размытость этих значений нередко является результатом их изменения с течением времени, следствием того, что эпохи смотрят на одни и те же, казалось бы, вещи по-разному. Древние греки зенитом жизни мужчины - его акмэ - считали сорок лет. Прошедший эту фазу и выполнивший свой долг перед людьми считался старым и даже ненужным. В Древнем Риме некто Катон-младший, решивший покончить с собой, недоумевал, почему его отговаривают - ведь ему уже…48 лет! В XIX в. И.С.Тургенев в ремарке к комедии «Холостяк» писал: «Мошкин, 50 лет, живой, хлопотливый, добродушный старик». В наше время вряд ли какой мужчина согласится с характеристикой 50-летнего Мошкина. Да и женщины в лице Веры Алентовой с экрана телевизора заявляют, что «после сорока жизнь только начинается». И в этом нет ничего странного: на рубеже между старой и новой эрами средняя продолжительность человеческой жизни составляла всего 22 года, пятнадцать веков назад - 33,5 года, в 1900 г.- 49,5 года, а ныне она превышает 70 лет.

«Средний возраст» неуклонно расширяет свои границы. На Всемирном конгрессе по геронтологии, проведенном по инициативе ЮНЕСКО в 1977 г., была принята новая классификация населения по возрасту, согласно которой молодость длится до 45 лет, средний возраст - от 46 до 59 лет, пожилой - от 60 до 74, старческий возраст наступает только после 74 лет.

Чтобы решить, относиться ли кто-то к среднему возрасту, надо знать не только, сколько ему лет, но и то, в какую эпоху он жил. Имя «человек среднего возраста» не просто неточно, а неточно в двух смыслах или отношениях. Оно не имеет ясной и резкой границы сейчас, в настоящее время, как в прочем, не имело ее ни в какое другое фиксированное время. Но даже эта расплывчатая граница не остается на одном и том же месте, она меняет свое положение с течением времени.

Характерная особенность неточных имен заключается в том, что с их помощью можно конструировать неразрешимые высказывания. Относительно таких высказываний невозможно решить, истинны они или нет, как, скажем, в случае высказываний: «Человек тридцати лет молод» и «Тридцать лет - это средний возраст».

Естественно, что наука стремится исключить из своего языка неточные имена, как и содержащие их неразрешимые высказывания или заменить их. Как правило, это бывает в практических ситуациях, требующих однозначности и точности и не мирящихся с колебаниями. Во-первых, можно прибегнуть к соглашению и ввести вместо неопределенного имени новое имя со строго определенными границами. Например, вместо имени «молодой» используется точное имя «совершеннолетний». Оно является настолько жестким, что тот, кому 18 лет и более, относится к совершеннолетним, а тот, кому хотя бы на один день меньше, нет. Во-вторых, можно избегать неточных имен, вводя вместо них сравнительные имена. Например, иногда вместо выяснения того, кто молод, а кто нет, достаточно установить, кто кого моложе.

Разумеется, эти и иные способы устранения неточных имен применимы в редких случаях и для узкого круга целей. «Несовершеннолетие, - утверждал философ Кант, есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Очевидно, что о так понимаемом несовершеннолетии никак не скажешь, что оно может отделяться от совершеннолетия одним днем.

До сих пор речь шла о неточных именах. Граница множества вещей, подпадающих под неточное имя, размыта и неопределенна. Но имя может быть размытым и недостаточно определенным также в отношении своего содержания, или смысла. В последнем случае оно является содержательно неясным или просто неясным.

Классический пример содержательно неясного имени представляет собой имя «человек». Неточность этого имени совершенно незначительна, если она вообще существует. Класс людей ясно и резко очерчен. У нас никогда не возникает колебаний относительно того, кто является человеком, а кто нет. Вместе с тем с точки зрения содержания это имя представляется весьма неопределенным.

Писатель П. Веркор начинает свой роман «Люди или животные» эпиграфом: «Все несчастья на земле происходят оттого, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть?». Существуют десятки и десятки разных определений человека. Одним из самых старых и известных из них является определение его как животного, наделенного разумом. Но что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?

Философ Платон определил человека как двуногое бесперое существо. Другой философ, Диоген, ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: «Вот твой человек». После этого Платон уточнил свое определение: человек - это двуногое бесперое существо с широкими ногтями.

Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха. Благодаря какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха.

Последние два определения позволяют безошибочно и просто отграничивать людей от всех иных существ. Но можно ли сказать, что в этих определениях раскрывается содержание имени «человек»? Вряд ли. Они ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем по существу. Разве перестал бы быть самим собою человек, если бы у него ногти были несколько поуже или мочка уха твердой?

Философ Бергсон отличительную особенность человека усматривал в способности смеяться и смешить других.

Это обилие определений и точек зрения связано, конечно, с недостаточной четкостью имени «человек», с неясностью его содержания.

Возможны случаи, когда имя может быть одновременно неточным и неясным. Например, имя «игра». Мы говорим об играх людей, животных, стихийных сил природы. Если брать только игры человека, то игрой будут и футбол, и шахматы, и действия актера на сцене, и детская беготня, и «социальные роли» (роль брата, отца). По содержанию имя «игра» столь же неопределенно. Всякая ли игра должна иметь правила? Во всякой ли игре помимо выигравших есть и проигравшие?

Неясными и неточными являются также многие научные понятия. Например, не особенно ясны многие центральные понятия психологии: мышление, восприятие и т.д. Далеки от ясности и важные понятия логики: логическая форма, имя, предложение, доказательство. Кроме того, не является ясным и само понятие науки. Следует также учесть, что понятия, лежащие в основании отдельных научных теорий, по необходимости остаются содержательно неясными до тех пор, пока эти теории способны развиваться. Полное прояснение таких понятий означало бы, в сущности, что перед теорией не стоит уже никаких вопросов.

Научное исследование мира - бесконечное предприятие. И пока оно будет продолжаться, будут существовать понятия, содержание которых нуждается в прояснении.

2.Эквивалентные суждения.

К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут

быть истинными. Различают три вида совместимости: 1) эквивалент­

ность (полная совместимость), 2) частичная совместимость (субкон­

трарность) и 3) подчинение.

1. Эквивалентными являются суждения, имеющие одинаковые логи­

ческие характеристики: одинаковые субъекты и предикаты, однотип­

ную — утвердительную или отрицательную — связку, одну и ту же

количественную характеристику. С помощью логического квадрата

отношения между простыми эквивалентными суждениями не иллюс­
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта