Семинары история зарубежных стран. Законы Хаммурапи (4 часа) План семинарского занятия Источники и характерные черты Законов Хамму рапи
Скачать 1.04 Mb.
|
Цель семинарского занятияПравовой памятник средневекового Китая «Тан люй шу и» («Уголовные установления с разъяснениями») составлен в годы правления императорской династии Тан (VII — X вв.), в эпоху расцвета средневековой китайской цивилизации и окончательного оформления традиционной системы китайского права, идейную основу которого составили положения ортодоксального конфуцианства. Во время правления династии Тан Китай был одной из самых могущественных держав мира, а осуществленная в это время кодификация китайского права послужила образцом для всех последующих династийных кодексов вплоть до начала XX в., когда в результате Синьхайской революции в 1911 г. была свергнута последняя императорская династия. Целью занятия является анализ основных положений Танского кодекса, его специфических институтов и самобытных черт китайской нормативно-правовой культуры, базирующейся на синтезе древних традиционных нормативных представлений и более поздних доктринальных политико-правовых концепций конфуцианства и легизма. 1. Источники права средневекового Китая. Общая характеристика Тайского кодекса Кодекс «Тан люй шу и», первый полностью дошедший до нас правовой памятник средневекового Китая, представляет собой сборник предписаний «люй» — норм главным образом уголовно-правового характера. Образцом для составления Танского кодекса послужил один из кодексов предыдущей династии Суй20. Полностью работа над Кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием танской кодификации от других является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Студенту следует обратить внимание на своеобразную структуру кодекса: «Тан люй шу и» состоит из 30 цзюаней (частей-свитков), подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12'разделов. В настоящее время на русском языке опубликованы шесть первых разделов: Наказания и нормы их применения. Цзюани 1—6 I, (57 статей); Охрана и обеспечение запретов. Цзюани 7—8 (33 статьи); Служебные обязанности и порядок их исполнения. Цзюани 9-11 (59 статей); Семья и брак. Цзюани 12—14 (46 статей); Государственные конюшни и хранилища. Цзюань 15 (28 статей); Самовластные мобилизационные действия. Цзюань 16 (24 статьи). Усвоение нормативного материала Кодекса вызывает определенные трудности, обусловленные колоссальным объемом текста, сложностью языка, ограниченностью и повторяемостью лексических оборотов, особенностью структуры, специфической логикой изложения, многочисленными обращениями к историческим прецедентам, свидетельствующими об устойчивых ассоциациях с глубинными пластами традиционной культуры. В связи с этим для правильного понимания положений Танского кодекса студенту необходимо ознакомиться с исторической и философской основами традиционного китайского права. Становление в Китае писаного права претерпело длительную эволюцию. В китайском обществе еще с древности сложился ряд своеобразных соционормативных принципов и институтов, впоследствии глубоко укоренившихся в традиционном сознании и наложивших свой отпечаток на всю правовую культуру Китая. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью традиционных морально-этических норм (ли), с другой — системой наказаний (сын)- Причем считалось, что только элитарные слои китайского общества всегда следуют в своем поведении нормам ли и не подлежат наказанию со стороны государства. Тот же, кто не соблюдает предписания морали (простолюдины и варвары), нуждается в насильственном наказании. Законодательное и правовое регулирование социальной жизни изначально виделось как некая вынужденная и вспомогательная мера. Согласно древнекитайской правовой традиции закон, лишенный религиозной санкции (в отличие от других стран Древнего и Средневекового Востока, европейской Античности и Средневековья), первоначально применялся только варварами (некитайцами), не понимающими норм морали. Лишь со временем, когда «нравы в Поднебесной стали портиться», законы пришлось принимать и в Китае. Периоды китайской истории Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.) и Чжаньго (V—III вв. до н. э.) известны бурным развитием китайской государственности, важными изменениями в социальной структуре общества и его идеологии. Эти процессы нашли отражение в оформлении различных политико-правовых доктрин, разрабатываемых в качестве практических методов управления «идеальным и гармоничным» государством. Именно эти учения — раннего конфуцианства, легизма и др. — в сочетании с древнейшей традицией заложили основы сред-1евекового китайского права. Основное внимание китайской политико-правовой мысли было направлено на достижение гармонии внутри общества, правильное распределение полномочий между правителем, аристократией и простым народом. Наибольший вклад в развитие теории и практики государственного регулирования внесли раннее конфуцианство и легизм. Согласно учению Конфуция (Кун-цзы) и его учеников в качестве главного инструмента в достижении социальной гармонии выступали нормы ли — моральные устои общества, закладываемые воспитанием и исполняемые в силу социального долга, как наиболее полно Соответствующие человеческой природе. Гарантом неизменности моральных устоев ли, согласно Конфуцию, выступало Небо (Тянь) — верховная организующая и гармонизирующая сила мирового устройства. Победу конфуцианства в противоборстве с другими доктринами обусловило заимствование им наиболее продуктивных положений и принципов иных учений, в первую очередь из легизма («школы закона» — «фа-цзя»), представленных в реформаторской деятельности Шан Яна, императора Цинь Шихуанди (IV—III вв. до н. э.). Теоретическую основу легизма составили представления о применении законов — фа как наиболее действенного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Представители «школы закона» стремились в короткие сроки улучшить мир, считая, что все население «Срединного государства», включая претендующую на власть высшую аристократию, должно полностью зависеть от указаний правителя. Средством установления такой зависимости должны стать законодательно вводимые награды и наказания. Поведение, соответствующее образцам, устанавливаемым государем (нормам фа), должно поощряться, не соответствующее же этим предписаниям поведение должно рассматриваться как уголовное преступление и наказываться. Длительная борьба конфуцианства и легизма привела к оформлению кардинально нового учения — ортодоксального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений политико-правовой мысли. Основной тезис ортодоксального конфуцианства, оформившийся в процессе так называемой конфуцианизации китайского законодательства, которая завершилась к периоду правления династии Тан, состоял в утверждении того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном использовании позитивных, предписанных нормами ли, и негативных, запрещаемых нормами фа, стереотипов поведения. Студент может выявить наличие этого принципа ортодоксального конфуцианства на примере многочисленных этически ориентированных положений Танского кодекса. Подобная направленность норм Танского кодекса обусловила большое количество разъяснений, обоснований того или иного положения, исторических примеров, отсылок к памятникам древности, комментариев со ссылками на моральные устои. Этико-философская основа стоит за каждым значимым предписанием Кодекса (см., например, разъяснения к ст. 6 «Десять зол»). 2. Правовое положение основных групп населения Танский кодекс содержит богатый материал, на основе которого студент может выявить некоторые черты социальной структуры средневекового Китая. Основным делением танского общества было деление на свободных и лично зависимых людей («добрый люд» — лян жэнь и «подлый люд» — цзянъ жэнъ), которые в свою очередь, по ряду критериев делились на более мелкие социальные группы. Так, «подлый люд» подразделялся на зависимых от казны (см., например, ст. 28 «Лично зависимые гун, юэ и цзаху») и зависимых от частных лиц. Кроме того, «подлый люд» различался и по функциональному признаку— по роду выполняемых работ (лица, занятые в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, отправлении торжественных церемоний и ритуальных действий ипр.). Однако наибольшее значение имело деление людей категории цзян жень по степени ограничений в правах. Подавляющее большинство лично свободных составляли непривилегированные тяглые простолюдины (байсин). Как правило, наказания за проступки простолюдинов рассматривались Кодексом как стандарт, исходя из которого определялись степень и вид наказания для других категорий населения. Так, Кодекс выделяет лиц, по своему правовому положению приравненных к домашнему скоту и другому имуществу. Вместе с тем известны и отдельные группы «подлого люда», правовое положение которых было приближено к статусу младших членов семьи (так, ст. 47 «Лично зависимым гуаньху и буцюй» в качестве общего правила предписывала наказание наравне с лично свободными простолюдинами). Преобладающее количество статей Кодекса посвящено между тем другой категории «доброго люда» — чиновничеству, чье поведение регламентировалось на основании учения Конфуция «о благородном человеке», занимающем привилегированное положение в танском обществе. Чиновничество подразделялось на две категории — чиновников основного штата и вспомогательного штата. Студенту необходимо проанализировать соответствующие статьи документа и выявить специфические экономические, социальные и правовые привилегии государственных служащих и членов их семей. Правовое положение конкретного лица в средневековом Китае в значительной мере определялось также в зависимости от занимаемых почетных и наградных должностей, а также аристократических титулов. Каждой должности и титулу соответствовал определенный ранг, согласно которому и предоставлялись те или иные преимущества, носившие экономический (получение соответствующего своему рангу жалования, земельного участка, освобождение от уплаты налогов и трудовых повинностей) и правовой характер. К иным преимуществам, помимо права на соискание должности определенного ранга, относилось предоставление родственникам и подчиненным «тени». Этот институт представлял собой общеобязательный способ передачи влиятельным лицом экономических и правовых привилегий на основе родственной или функциональной близости. Интенсивность «тени» зависела от ранга «тенедателя» и от степени родственной или функциональной близости «тенедателя» или пользователя «тени». С одной стороны, «тень» (инь) предусматривала смягчение или освобождение от наказания в случае совершения преступления пользователем «тени» (возможность подачи прошения, уменьшения наказания, откупа). С другой стороны, «тень допуска» (чушэнь) предоставляла преимущества родственникам должностного лица при соискании ими должности. Студенту надлежит обратить внимание на ряд правил, регламентирующих деятельность чиновничества, способы их продвижения по служебной лестнице, с которыми были неразрывно связаны их правовые привилегии. В связи с этим необходимо выделить систему ежегодных академических экзаменов на ученую степень21, институт проверки заслуг — ежегодной аттестации управленческого персонала, проводимой непосредственным начальством. Это закреплялось в традиционных формулировках «четырех достоинств» и «двадцати семи совершенств», системе откупов чиновников от наказаний и практике автоматического повышения ранга после четырех лет пребывания в одной должности. Для чиновников высокого ранга продвижение по служебной лестнице требовало одобрения императора, что также свидетельствовало о неоднородности самой чиновничьей бюрократии и делении ее на четко обозначенные группы. Институт служебных взысканий, противоположный автоматическому повышению чиновника по службе, предусматривал различные взыскания: разжалование, лишение занимаемой должности, запрещение заниматься служебной деятельностью на протяжении определенного времени, понижение ранга. Студенту следует обратить внимание и на то, что в традиционном китайском обществе правовой статус индивида определялся не только его местом в социальной иерархии, но и выполнением в данный конкретный момент общественно значимой деятельности, благодаря чему любой человек получал усиленную правовую защиту. Лица, выполняющие одинаковые социальные функции, образовывали социальную группу, обозначаемую термином «сэ» (цвет), часто переводимым как «статус». В зависимости от того, является ли функция постоянной или временной, смысловое содержание термина «сэ» могло варьироваться. Под категорией «сэ» можно понимать и сословие, и социальный слой, и группу лиц с конкретными правомочиями, и чиновничий ранг. Согласно традиционным представлениям, такие постоянные функции, как функция правителя и подданного, отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, друзей, соответствовали пяти типам социальных связей (у лунь), выраженных в отношениях взаимного морального долженствования (между правителем и подданным), родства (между отцом и сыном), субординации (между старшим и младшим братьями), различия (между мужем и женой) и доверия (между друзьями), упорядочивали устои общества и особо охранялись средневековым китайским правом. 3. Преступления и наказания Прежде чем приступить к анализу конкретных видов преступлений и наказаний, студент должен ознакомиться с общими принципами и подходами китайского права к нарушению социальных норм. Употребление термина «преступление» в средневековом китайском праве имело свою специфику. Отношение к преступлению и наказанию в Китае эпохи Тан базировалось на традиционных представлениях, отчасти заложенных еще в древности. Согласно этим представлениям, истоки преступлений коренились в желаниях людей, в их стремлении к богатству и знатности, причем главным носителем преступной воли считался простой народ, для которого, собственно, и предназначались предписываемые правителем законы. Преступление толковалось как нарушение норм общественного поведения и утрата ли, причем его совершение не только нарушало социальный порядок, но и разрушало гармонию мироздания, всеобщего космического порядка. Поэтому и считалось, что негативное воздействие преступного деяния на окружающую природу необходимо было скомпенсировать применением наказания. Причем восстановление этого нарушенного вселенского равновесия требовало строгого соответствия конкретного наказания совершенному преступлению, так как чрезмерность наказания усугубляла природную дисгармонию. Доказательством подобного подхода к совершению преступления может служить та тщательность, с которой танский законодатель работал над установлением соответствия наказаний разнообразным преступлениям и обстоятельствам их совершения. Чтобы не нарушить гармонию мироздания, даже приведение приговоров в исполнение не должно было производиться в период действия созидающей стихии Янь (весной и летом). Человека можно наказывать только в период увядания природы, когда господствует разрушающая стихия Инь (осень и зима). Раскаяние преступника и исправление содеянного (устранение последствий правонарушения) считалось восстановлением нарушенной гармонии, не требующим вмешательства государства в виде наложения наказания, за исключением особо нетерпимых случаев. К числу подобных преступлений относились, например, общегосударственные, при совершении которых компенсация нарушенной гармонии мироздания требовала применения чрезвычайных мер, таких как общесемейная коллективная ответственность, немедленное приведение приговора в исполнение (в любое время года) и пр. Среди многообразия преступлений Танский кодекс особо выделяет «десять зол», считавшихся наиболее опасными и аморальными. Конкретный перечень «десяти зол» дается в ст. 6 Кодекса. Все эти преступления назывались смертью и не могли быть погашены никакими привилегиями преступника, даже на основе правил «тени»; совершивший их не мог быть помилован или прощен. Морально-этическая трактовка преступлений в средневековом китайском праве предполагала причисление к ним не только нарушения норм уголовного права, но и правонарушения в гражданском, административном, семейном праве, которые в танском Китае занимали соответствующее место в общей шкале уголовных наказаний. Еще одна особенность танского «уголовного права» была связана с неразделенностью административной и судебной власти. Поэтому местные власти на уровне уезда и округа могли самостоятельно применять лишь наиболее легкие виды наказаний. Каторга или ссылка как наказания более строгие в случае ошибочной трактовки преступления могли повлечь существенное нарушение равновесия в природе. Поэтому решение о них выносилось только центральными учреждениями, наделенными большей ответственностью. Применение смертной казни требовало сложной процедуры, ключевым моментом которой являлось неоднократное вынесение смертного приговора самим императором, наделенным соответствующими полномочиями Небом. В этом можно усмотреть своеобразный гуманизм китайской средневековой карательной системы. Особое значение традиционное китайское право придавало ситуационной оценке конкретного преступления. Принцип равенства всех перед законом в танском праве предусматривал лишь обязательность возмездия, независимо от должностного и общественного положения лица, совершение же одинакового преступления могло повлечь за собой разные наказания, зависящие как от социального положения лица, совершившего преступление, так и от сопутствующих ему обстоятельств. Одним из факторов, определяющих оценку преступления, являлось социальное положение конкретного лица, его принадлежность к привилегированным слоям населения, прежде всего к чиновничеству и знати, а также к простолюдинам или «подлому люду», пораженному в правах. Закон, как правило, указывает лишь меру наказаний для простолюдинов, не находящихся между собой в родстве и не связанных функционально («стандартная» ситуация). В зависимости от конкретных обстоятельств совершения преступления Кодекс предписывал различные модификации в применении наказаний. При анализе соответствующих статей Танского кодекса студент легко обнаружит определенные закономерности в порядке наложения наказания в зависимости от принадлежности преступника к той или иной социальной группе. Широко практиковалась замена наказаний для знати, родственников императора и чиновничества. Однако следует подчеркнуть, что при совершении преступления чиновником с использованием своего служебного положения имело место ужесточение наказания (ст. 35, 136, 148, 247 и пр.). Преступники, принадлежащие к «подлому люду», как правило, подвергались более жестоким наказаниям по сравнению с простолюдинами. Часто при назначении наказания этим лицам учитывались и интересы их хозяев, например применялись заменяющие наказания. Так, каторга или ссылка заменялись другим наказанием, для того чтобы оставить лично зависимого члена общества при его хозяине (см., например, ст. 28). Кроме того, в случае нарушения моральных норм в Отношениях лично зависимых категорий населения применялось смягчение наказания, так как считалось, что по своей природе они не могут соответствовать высоким требованиям морали. Социальное положение оказывало воздействие на тяжесть наказания и в силу принадлежности потерпевшего к разным социальным слоям. Так, преступление простолюдина в отношении чиновника каралось строже, нежели аналогичное преступление против другого простолюдина. На характер наказания влияли функциональные и субординативные связи сторон правонарушения. Преступление против собственного начальника каралось жестче, чем совершение преступления просто против чиновника более высокого ранга. Это же относилось и к родственным связям. Совершение преступления против старшего родственника каралось злее строго, чем против родственника того же возраста, что и правонарушитель. При определении наказания за совершение преступлений в отношении родственников традиционное китайское право придавало особое значение принадлежности указанных лиц к различным поколениям и степеням родства, определявшимся сроком ношения траура по умершему родственнику, а также наличием условия совместного проживания и пользования одним и тем же имуществом. Преступные действия против старших родственников наказывались строже, чем против младших. Преступления старших родственников против младших, наоборот, наказывались значительно мягче, так как считалось, что старше в семье обязаны воспитывать младших и, следовательно, вправе были назначать им любые наказания. При совершении преступления несколькими членами одной семьи ответственность несли старшие в семье, младшие же члены семьи, даже если они и были исполнителями преступления, рассматривались лишь как инструмент преступной воли старших, ибо согласно традиции наказывалось не столько само преступное деяние, сколько преступная воля. С этим постулатом Танский кодекс связывал ограничения в применении наказания к лицам, не способным полностью оценить свои действия. К числу таких лиц относились малолетние (младше 15 лет), старики 70 и более лет, а также инвалиды. Статья 30 Кодекса предусматривает различные льготы при назначении наказаний этим категориям правонарушителей. Понятие вины в традиционном китайском праве, в основе которого лежали морально-этические положения ортодоксального конфуцианства, трактовалось шире, чем в современной доктрине уголовного права. С учетом расширенной трактовки форм вины танское право различало: предумышленное действие (моу) — преступление, совершенное по заранее разработанному плану; преднамеренное действие (гу) — преступление, вызванное желанием совершить преступное деяние, но без предварительно разработанного плана; случайные преступления (гоши) — непредвиденные и непредумышленные преступления, совершаемые в силу стечения обстоятельств; преступления, совершаемые по ошибке (ши). Как видно из данной классификации, под понятие преступления подпадали и случайные действия (казус), исключающие привлечение к уголовной ответственности в современном уголовном праве. Применяемые Танским кодексом наказания подразделялись на пять видов (наказания легкими палками, наказания тяжелыми палками, каторга, ссылка и смертная казнь), делившихся, в свою очередь, на 20 разновидностей. Подробно с перечнем наказаний студент может ознакомиться при анализе ст. 1—5 Кодекса. Каждой разновидности наказания соответствовало определенное количество меди, вносимое в качестве откупа от данного наказания. Одним из наиболее архаичных институтов Танского кодекса являлся институт коллективной ответственности, введенный легистами для усиления контроля государства за различными социальными группами общества. Коллективную ответственность могли нести как члены семьи правонарушителя, так и его сослуживцы или соседи (см. ст. 253, 146, 361, 288 и др.). В явном противоречии с этим положением находилась конфуцианская обязанность ближайших родственников укрывать членов семьи, совершивших преступление, так как донос на ближайшего родственника преследовался в уголовном порядке. Общесемейную коллективную ответственность несли родственники лиц, совершивших первый, второй, третий и пятый вид преступлений, входящих в список «десяти зол», а также ближайшие родственники предателей, передавших вратам информацию о выступлении против них правительственных войск (см. ст. 232), При помощи категории цзан (присвоение) в средневековом китайском праве наказывались любые незаконные операции с имуществом. Согласно разъяснению ст. 3,3 выделялось шесть разновидностей присвоения: грабеж, кража, взятка с нарушением закона, взятка без нарушения закона, приобретение имущества в сфере полномочий и незаконное присвоение. Из данного перечня следует, что уголовному наказанию подлежали не только имущественные преступления, закрепленные нормами современного уголовного права, но также и ошибочное взимание налога (ст. 153), получение имущества по договору с применением угрозы, обмана и пр. Наказание за подобного рода правонарушения варьировалось в зависимости от размера присвоенного имущества и способа присвоения (корыстный, бескорыстный), характеризующего степень моральной ущербности преступника. Отдельно следует остановиться на преступлениях чиновников. Они, согласно представлениям танского общества и традиционной китайской морали, не могли совершать просто преступления как простолюдины. Правонарушения чиновника рассматривались в качестве или «частного», или «общественного» преступления. Если под частным преступлением подразумевалось всякое сознательное, часто корыстное, отклонение от надлежащего Доведения, то общественное преступление имело место допущении во время исполнения служебных обязанностей неумышленных ошибок, упущений, нарушений Правил внутреннего распорядка и пр. Один и тот же проступок должностного лица при этом мог квалифицироваться и как частное преступление, и как общественное, требуя соответствующего наказания (малого или большого штрафа). По общему правилу, общественные преступления наказывались вдвое легче частных. Как уже отмечалось, правовая защита лица зависела не только от общественного положения, но и от исполнения им в данный момент специфической общественной функции. Посягательство на жизнь лица, выполняющего особую социальную функцию, наказывалось значительно строже, вне зависимости от его ранга в должностной иерархии (например, преступление против посланца, выполняющего то или иное государственное поручение). Раздел II Современное государство и право (новая и новейшая история) Тема 12 Законодательство Английской революции и правовое оформление конституционной монархии в Англии (XVII—XIX вв.) (4 часа) План семинарского занятия 1. Законодательство Английской буржуазной революции. 2. Основные конституционные акты Англии: HabeasCorpusAmendmentAct1679 г. (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями), Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г. (Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного). 3. Создание системы правовых норм, закрепивших чарактерные черты английской конституционной монархии (Вестминстерской модели) в XVII—XVIII вв. 4. Избирательные реформы XIX в. |