Семинары история зарубежных стран. Законы Хаммурапи (4 часа) План семинарского занятия Источники и характерные черты Законов Хамму рапи
Скачать 1.04 Mb.
|
5. Преступления и наказания Общее понимание преступления в отличие от частного правонарушения лишь складывалось в Вавилоне и трактовалось как опасное деяние, направленное против Царя, храмов (что, как правило, отягощало наказание) либо против личности, собственности, семьи человека и т. д. В^ конкретных нормах ЗХ о правонарушениях нашли отражение, правда не всегда последовательное, некоторые общие принципы уголовного права, такие как форма вины (ст. 206, 207), соучастие (ст. 16, 109), обстоятельства, отягчающие наказания (ст. 25), и др. При этом признавались и объективное вменение, и коллективная ответственность (ст. 23, 230). Как отражались эти принципы в казуистических статьях ЗХ, студент может выяснить при анализе вышеназванных статей. Студенту необходимо также выявить характер наказаний по ЗХ, проследить их зависимость от сословно-классовой принадлежности преступника и потерпевшего, тяжести содеянного в религиозно-нравственных представлениях вавилонян. В общем списке применения самого тяжкого наказания — смертной казни — в ЗХ числятся 30 преступлений: клевета (ст. 1—2), лжесвидетельство (ст. 3, 11), недоносительство о преступном сговоре (ст. 109) и пр. Эти статьи, как и широко применяемая в качестве доказательства клятва «перед богом и свидетелями», которая могла освободить обвиняемого от ответственности (ст. 20, 227 и др.), должника от долга (ст. 103, 107 и пр.), — яркое свидетельство всемерного порицания нарушенного доверия, обмана, лжи и того, сколь высоко ценилась в Вавилоне верность слову. Лжец (в широкой трактовке) — это и клеветник, и жрица, нарушившая религиозные запреты (ст. ПО), и шинкарка, обманувшая посетителей (ст. 109), и тамкар, требующий от своего агента вернуть несуществующий долг, и человек, заставивший цирюльника обманом сбрить рабский знак у чужого раба (ст. 227). Наряду со смертной казнью в форме утопления, сожжения, сажания на кол к лжецам широко применялись и членовредительские наказания, в том числе по принципу талиона (простого и символического), а также обращение в рабство, штрафы (композиция), изгнание из общины и пр. Соответствующее подтверждение этому студент может найти в ЗХ самостоятельно. Среди основных преступлений против личности, известных ЗХ, следует выделить, применительно к современной классификации преступлений, умышленные и неумышленные убийства, например участие жены в убийстве своего мужа (ст. 153); доведение до смерти голодом должника в доме кредитора (ст. 115); членовредительство, оскорбление словом или действием (ст. 127 и пр.). В ряду имущественных преступлений необходимо отметить кражу (ст. 6—10), в том числе малолетних детей (ст. 14) и особенно рабов (ст. 15, 19); грабеж, за который отвечал головой не только грабитель, но и, если он не был схвачен, градоправитель и поселение, «на земле которых было совершено ограбление» (ст. 22—24). При этом учитывались отягчающие вину обстоятельства при краже царского и храмового имущества (ст. 6), краже со взломом (ст. 21), на пожаре (ст. 25) и пр. Среди имущественных правонарушений следует также отметить повреждения чужого имущества (ст. 35—55), мошенничество и др. Ряд статей можно отнести к преступлениям против семьи и нравственности: кровосмешение (ст. 154—157), неверность жены, ее распутное поведение (ст. 129, 141, 143), подмена чужого ребенка (ст. 194 и др.). Применение современных критериев для классификации этих преступлений может быть только условным. Так, ст. 129—132 об измене жены мужу, о ее изнасиловании и т. п. исходят не столько из преступности действий против самой женщины или против ее чести и достоинства, сколько из посылки нанесения вреда мужу, сходного с нанесением вреда его имуществу. Отсюда и возможность освобождения неверной жены в силу прощения ее мужем и т. д. (ст. 129). В этом же контексте следует рассматривать и ст. 127, 132—134 о последствиях обвинения жены в неверности, действительной или мнимой, в частности безнаказанность мужа, ложно обвинившего жену в неверности (ст. 131). 6. Суд и процесс Судебный процесс носил обвинительный характер. Четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством не проводилось (ст. 9, 10 и др.). Добывать доказательства обязаны были не только обвинитель и обвиняемый, но и община в случае совершения преступления на ее территории (ст. 26). К отдельным видам доказательств относились свидетельские показания (особенно если они сопровождались клятвой), документы с печатью, испытания водой — ордалии и пр. Клятва часто имела решающее значение для освобождения от ответственности (ст. 103), ее нарушение каралось смертью. Документ, письменный счет были необходимой частью ряда сделок в силу закона (ст. 105 и др.). Человек, оказавшийся несостоятельным в предоставлении суду показаний свидетелей по ряду преступлений, объявлялся лжецом, подлежащим смерти (ст. 11). Судебное дело считалось судьей законченным после вынесения решения и его записи на глиняной табличке, которую он не мог изменить под угрозой огромного штрафа и потери судейского кресла (ст. 5). Смертная казнь и членовредительские наказания приводились в исполнение немедленно. Эти и другие черты суда и процесса в Древнем Вавилоне студент может выявить с помощью анализа соответствующих статей ЗХ. Тема 2 Дхармашастра Ману (Законы Ману) и Артхашастра Каутильи (4 часа) План семинарского занятия Специфический характер и место Законов Ману и Артхашастры Каутильи в правовой системе Древней Индии. Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману и Артхашастре. Брачно-семейное право. Преступления и наказания. Суд и процесс. Цель семинарского занятия Целью данного занятия является изучение источников, принципов, институтов права Древней Индии на основе ее историко-правовых памятников — Законов Ману (II в. до н. э. — II в. н. э.) и Артхашастры Каутильи (I в. до н. э. — I в. н. э.)2. Сравнительный анализ правовых норм ЗМ — наиболее известной из дхармашастр, сборников религиозно-нравственных и правовых предписаний, и АК — трактата об искусстве политики и управления государством служит более глубокому пониманию особенностей государственно-правового развития одной из немногих переживших века великих восточных цивилизаций, занимающей и в настоящее время особое место в мировом цивилизационном процессе. Период со II в. до н. э. по Vb. h. э. рассматривается как классическая эпоха древнеиндийской цивилизации. Это время становления наиболее характерных черт ее социальной организации, устойчивой кастовой системы, традиционной культуры. В Индии на сегодняшний день продолжают сосуществовать и тесно взаимодействовать две сферы общественных отношений — докапиталистическая (с ее крайней религиозностью, ритуализмом, общинно-коллективистскими, кастовыми началами) и современная — капиталистическая («вестернизированная», «рационализированная»), каждая со своей системой ценностей, норм права и морали. Причем в сфере регулирования сохранившихся традиционных общественных отношений (главным образом в индийской деревне) ведущая роль и ныне отводится не правовым, а религиозно-этическим нормам, предписывающим каждому индусу неукоснительно следовать своей дхарме, религиозному долгу, тому диктуемому обычаем жизненному порядку, который принят в его местности, деревне, касте, большой семье. Понятие дхармы многогранно, оно несет в себе элементы и религиозного, и морального, и правового содержания. В Индии вообще нет понятия, четко соответствующего западному представлению о религии как таковой. Индологи исходят из того, что ближайшим эквивалентом здесь можно считать саму дхарму (что означает «закон», «порядок») как космическое и нравственное явление, включающее в себя следование неким нормативным предписаниям: ритуальным, культовым, морально-правовым Центральной идеей индуизма, принятой еще в древности в качестве одной из главных основ мировоззрения всеми течениями индийской мысли, является учение о карме — вере в перевоплощение человека в зависимости от поступков, совершенных им за все прошлые жизни, и накопленных или растраченных заслуг в исполнении дхармы в земной жизни, в возможность полного освобождения человеческой души (Атманы), ее выхода из суетного, бестолкового круга перерождений (Сансары) и достижения слияния с мировым духом Абсолютом (Брахманом), т. е. с высшим божеством, управляющим миром, в том числе и этико-религиозными требованиями, предъявляемыми к человеку. В древнеиндийской ведической литературе карма в узком смысле этого слова имеет значение обряда, в широком смысле — деяния. С течением времени под кармой стало подразумеваться деяние, предписываемое человеку его дхармой, различной для каждой варны и ашрамы. 1. Специфический характер и место Законов Ману и Артхашастры Каутильи в правовой системе Древней Индии При ответе на первый вопрос студенту не следует забывать, что содержащиеся в шастрах сведения имеют зачастую схоластический, явно тенденциозный характер, ибо первоначальной целью брахманов при написании дхармашастр было: создание учебников для своих учеников, передача им своей религиозно-философской мудрости, правовых и моральных установлений, предписаний, воспитание их в духе неуклонного следования дхарме. АК как трактат о политике представляет собой теоретическое изложение государственной мудрости, наставлений не одному, а всем правителям (раджам). Эти наставления основывались не на обобщении фактов политической истории конкретного государства Маурьев. Представленное в АК государство (структура государственных, судебных органов, их функции и др.) — абстрактный образ, созданный в рамках науки шастр, соединяющий в себе характерные черты многих реально существовавших в то время государств. Вместе с тем содержащиеся в шастрах сведения о нормах права не были продуктом произвольного творчества брахманов, которые отбирали, модифицировали, дополняли наиболее распространенные и общепризнанные нормы обычного права. В этой связи особого внимания заслуживает в АК кн. III «Область деятельности суда», непосредственно связанная с кн. IV «О поддержании общественного порядка». В кн. III нетрудно найти отражение 18 поводов судебного разбирательства — по сути классификацию судебных исков. В логико-тематической последовательности в ней представлены и сами правовые нормы, касающиеся собственности, договоров, брака, наследования имущества и пр. Нельзя отрицать влияния на составление шастр и государственных установлений. В Древней Индии наряду с понятием «дхарма» существовало и понятие «ньяя» — закон, близкое к европейскому значению этого слова. Свидетельства государственных установлений наиболее ярко проявляются в Артхашастре, которая придавала особую правовую силу эдиктам правителя по сравнению с другими источниками права Древней Индии, а именно: дхармашастрами, судебной практикой, обычаями. Студенту в связи с анализом двух вышеназванных историко-правовых источников необходимо ответить на следующие вопросы. Во-первых, с какими историческими обстоятельствами связано появление в Древней Индии двух литературных традиций правового жанра: светской, кшатрийской (Артхашастра) и религиозной, брахманской (дхармашастры)? Во-вторых, какое место они занимали среди источников права Древней Индии; в чем заключалось принципиальное сходство и различие их принципов, институтов и норм? В этой связи особого внимания заслуживает религиозная теория источников права по ЗМ, к числу которых были отнесены «Веды, смрити, одобренный обычай и то, что согласуется с доброй совестью» (ЗМ. II. 12). Критическое рассмотрение данной теории предполагает характеристику каждого из перечисленных в указанном фрагменте Дхармашастры понятий. Необходимо также дать объяснение крайне противоречивому характеру отдельных положений и норм ЗМ, толкуемых исходя из многочисленных фиктивных посылок брахманской ортодоксии с позиций равного авторитета всех дхармашастр, их истинности, так как все они сохраняют в веках «запомненную» мудрость Вед3. Студент должен обосновать приоритетную роль в системе источников древнеиндийского права местного обычая, отсылки к которому содержатся во многих статьях ЗМ (VIII. 41; 46 и др.) и АК (III. 1 (40) и др.). В рамках широкой интерпретации шастр обычай предстает как «поведение добродетельных, благоразумных людей» или их «общее мнение» (АК. III. 1 (40). 2. Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права Специфика древнеиндийского общества связана с его жестким сословным делением на четыре варны: брахманов — священнослужителей, кшатриев — правителей и воинов, вайшьев - земледельцев и ремесленников и шудр — слуг, призванных обслуживать три высшие Варны «со смирением». Концепция «варнашрамы», или религиозно-морального статуса индуса в зависимости от его принадлежности к конкретной варне, является основой ортодоксального права Древней Индии. Анализируя отражение в шастрах характера социальной структуры Древней Индии, студенту необходимо прежде всего уяснить происхождение и соотношение таких различных социальных категорий, как класс, варна и каста4. В шастрах достаточно свидетельств о существовании рабовладения в Древней Индии, об источниках рабства, о бесправном положении рабов, которых продавали, сдавали в наем, закладывали и пр. Студент может составить весьма полное представление об их положении из анализа статей ЗМ (VIII. 163; 415; IX. 48; 54-55 и др.). Но о рабах в ЗМ и АК говорится несравненно меньше, чем о другой сословной группе неполноправных представителей древнеиндийского общества — варне шудр, что является достаточно ярким показателем того, что рабовладение в этой стране, при всей его значимости, не выполняло структурообразующей социальной функции. Первая глава ЗМ содержит мифологическое объяснение происхождения варн — сословий, созданных Ману из своих уст (брахманов), рук (кшатриев), бедер (вайшиев) и ступней (шудр), что и определяет их наследственно-профессиональный характер: жрецов, воинов и пр. (ЗМ. I. 87—91). При этом подчеркивается особое место брахманов, «наилучших» среди людей вследствие превосходства своего рождения, имеющих «право на все» (ЗМ. I. 100). Между варнами существуют не только правовые, профессиональные, но и более важные для древней Индии статусно-престижные, религиозно-ритуальные различия, связанные с приобщением представителей трех высших варн к изучению священных книг, в силу которого они и получали привилегированный статус «дважды рожденных» (в отличие от шудр — «единожды рожденных») (ЗМ. II. 37; X. 4). Этим мифологическим объяснениям необходимо противопоставить научную теорию происхождения варн: возникновение сначала первых трех варн, варн «дважды рожденных» (в силу углубляющегося разделения труда, арийских завоеваний и др.), а затем — варны шудр, сведения о которых, содержащиеся в шастрах, крайне противоречивы. Так, в одних случаях различаются рабы и шудры, рабы и лица, находящиеся в услужении, в других эта дифференциация отсутствует. Понятие «даса» в ЗМ (X. 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Противоречивы и сведения о правовом положении рабов. АК, например, говорит скорее о домашнем рабстве, предоставляя рабу определенные имущественные, наследственные, брачно-семейные права (III. 13 (20—25). Связано это с тем, что процесс классообразования в Древней Индии носил незавершенный характер, а рабство здесь было одной из форм неполноправности, далеко не единственной. Здесь широко был представлен, по словам К. Маркса, «пестрый хаос переходных форм», многочисленные промежуточные социальные состояния от свободы к рабству. Не случайно гл. 13 кн. III AK содержит «Устав о работниках и рабах», где подчеркивается сходство статуса раба с наемным работником, положение которого в ряде случаев было более тяжелым, чем положение раба, обеспеченного хотя бы скудным пропитанием. В этой главе говорится, например, о распространенности в Древней Индии «заложничества» родственников, о «самозакладе» за долги, при этом указывается, наряду с некоторыми правами рабов (АК. III. 13 (20—25), и на ряд прав «продавшего себя» свободного (АК. III. 13 (1, 2, 9, 13). Если закон кармы является идейной основой традиционной Индии, то структурообразующей основой ее социальной организации является складывающаяся к концу древнего периода ее истории каста, существующая здесь около трех тысяч лет, которая и ныне представлена почти тремя тысячами крупных видов, не считая более мелких образований — подкаст (джати). Каста, субстратом которой является варна, это социальная общность или группа по рождению, наследственная, эндогамная, закрытая для проникновения посторонних, традиционно специализирующаяся по роду хозяйственной деятельности или кругу занятий с ярко выраженным кастовым самосознанием, занимающая определенное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии (М. К. Кудрявцев). Если верхние социальные границы иерархически организованной системы кастового социального неравенства определяет положение особо почитаемых «высших» каст брахманов, считающихся «вечным воплощением» дхармы (ЗМ. I. 90), выполняющих особую гиперсоциальную функцию «сохранения сокровищницы дхармы», воспитания других в духе неизменного следования дхарме, то нижние ее границы еще в Древней Индии стало определять вневарновое положение каст «неприкасаемых», называемых в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними четко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными ритуалами «очищения от загрязнения» при общении с ними (ЗМ. X. 51—57) и др. Необходимо особо подчеркнуть, что если в Древней Индии «благосостояние» («шри») традиционно не связывалось с накоплением богатств, ибо оно в большей мере определялось социальным престижем, властью, то уже к концу ведического периода (с середины I тыс. до н. э.) стали все больше углубляться различия в экономическом положении тех или иных слоев населения. В шастрах можно найти много упоминаний о шудрах, владеющих значительным богатством («тучными стадами»), способных притеснять брахманов (ЗМ. X. 129). Доказательства как социально-экономического расслоения варн, так и сдерживающего влияния на эти процессы варновых, кастовых, общинных, большесемейных отношений можно найти и в других положениях шастр. На основе изучения ЗМ и АК студент может самостоятельно подтвердить общий вывод, что все правовые Нормы шастр, регулирующие имущественные, брачно-семейные и другие отношения, были основаны в этих памятниках права на жестком представлении о древнеиндийском обществе как обществе, разделенном на четыре неравноправные варны и отторгающем вневарновые ритуально «нечистые» касты «неприкасаемых». 3. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Ману и Артхашастре Необходимость первоочередного рассмотрения в ЗМ и АК правовых норм, регулирующих имущественные, поземельные отношения, связана прежде всего с тем, что их анализ в большей мере, чем анализ других норм, может дать представление о социально-экономическом строе древнеиндийского общества. Необходимо отметить, что шастрам были известны понятия движимого и недвижимого имущества. К последнему относились дом, поле, сад, оросительные сооружения, водоемы (АК. III. 8 (2). Они свидетельствуют как об общинном, так и о частно-семейном владении недвижимостью, и прежде всего землей и водоемами (особо охранялись общиной священные водоемы) (АК. III. 10 (2). Землевладение общины, как и частно-семейное землевладение, которым распоряжался глава семьи («карта»), было связано с широкими правомочиями, близкими по объему к правам собственника, так как земля могла продаваться, сдаваться в аренду, передаваться в дар, особенно храмам. Между тем в Древней Индии, как и в других древневосточных странах, не было известно понятие частной собственности на землю. Индивидуализации земельной собственности препятствовало длительное сохранение общинных, кастовых, патриархально-большесемейных связей, а также признание верховной государственной собственности на землю правителя (царя), власть которого осмыслялась как сакральная. Эта власть реализовы-валась прежде всего в получении им ренты-налога («бали»), о чем подробно говорится в ст. 118, 128, 129, 133 гл. VII ЗМ и др. Царь, выступающий в шастрах в качестве высшего арбитра в земельных спорах, мог взять себе любую недвижимость, которая ложно оспаривалась сторонами, как «лишившуюся хозяина» (АК. III. 9 (16). Общинная собственность, включающая пастбища, пруды, колодцы, городские сады (АК. III. 10 (2; 46) и др., метилась специальными пограничными знаками (ЗМ. VIII. 245; 262; 263), в случае неопределенности которых царь сам определял границы земель (ЗМ. VIII. 245). Брошенную землю мог обрабатывать любой земледелец, его нельзя было изгнать из общины, если он не был «вором или грабителем» (АК. III. 10 (18). Вместе с тем при всей широте землевладельческих прав общинника он не был полностью свободен в распоряжении землей как своей частной собственностью: не мог, например, свободно продавать землю, так как преимущественным правом покупки пользовались родственники и соседи (АК. III. 9 (1—3), не мог забросить и не обрабатывать принадлежащий ему участок (АК. III. 10 (8—9). Продажа земли была вообще крайне редким явлением в Древней Индии. Правовые ограничения, связанные с варновой принадлежностью, отражались и на способах приобретения собственности (ЗМ. X. 115), которые, однако, не соблюдались в условиях углубляющегося имущественного неравенства как высших, так и низших варн (ЗМ. X. 96; 129 и др.). Судя по древнеиндийской литературе, само понятие собственности стало складываться в Древней Индии в первой трети I тыс. до н. э. ЗМ четко различают право собственности и право пользования вещью, говорят о сроке давности в 10 лет, по истечении которого собственник лишается права «получить обратно» что-либо, если он молча наблюдал за пользованием его вещью со стороны другого лица. АК уже различает сроки давности Для перехода пользования в собственность на движимое или недвижимое имущество— соответственно 10 и 20 лет (III. 16 (29). Всемерной охране прав собственника посвящены многие статьи и ЗМ, и АК, связанные с преступлениями и наказаниями. Более половины из 18 поводов судебного разбирательства, указанных в ЗМ, занимают нормы, касающиеся обязательств, договоров займа, найма, купли-продажи, хранения и др. При всем казуистичном характере большинства положений шастр студенту необходимо обратить особое внимание на ряд формулировок, относящихся к общим правовым принципам, общим для всех договоров положениям. В специальной гл. III АК «Установление о сделках. Ведение тяжб», а также в ст. 163, 167, 168, 264 гл. VIII ЗМ содержатся общие требования к форме, условиям заключения договора, положения о «пороке воли», о недееспособности сторон, делающих сделку ничтожной. Специальный интерес представляют положения шастр о старейшем договоре займа, свидетельствующие о длительном пути его формирования. С одной стороны, нормы ЗМ говорят о широком распространении ростовщичества, безуспешных попытках государства ограничить ростовщические проценты5, а с другой — о сохранении первобытных способов получения долга с помощью самоуправства, самосуда, санкционированных тем же государством. К этому выводу студент может прийти на основе анализа ст. 150, 151 и 176 гл. VIII ЗМ и соответствующих статей гл. 11 кн. III АК. Значительное внимание уделяют шастры гарантиям выполнения договоров. АК посвящает этому вопросу специальную гл. 11 кн. III «О невозвращении долга», оговаривая «законные месячные проценты» по отдельным видам долгов (III. 11 (1—3), штрафные санкции за невыполнение, задержку исполнения долговых обязательств. Статья 3 из ряда указанных статей свидетельствует о малой эффективности слабого древнеиндийского государства в «обеспечении порядка», что давало возможность кредитору навязывать должнику любые условия. В ЗМ и АК предусматривается и более эффективная мера выполнения долговых обязательств — залог (АК. III. 12 (11—12). Крайне противоречиво решается в ЗМ и АК вопрос о продаже родственников, их закладе за долги, а также о самопродаже и самозакладе, которые одновременно крайне порицаются (ЗМ. XI. 60—62) и разрешаются, но с целым рядом оговорок, определяющих, например, особый «нерабский» статус «продавшегося», которого нельзя было заставить выполнять грязную работу, выносить трупы и пр. Предусматривался штраф за заклад несовершеннолетнего ария (варвару разрешалось закладывать потомство), сумма которого возрастала в зависимости от порядка варн (от шудры к брахманам) (АК. III. 13 (1). Потомство «продавшего себя» было свободным. При анализе статей этой главы студент должен обратить внимание на относительно гуманное отношение к «домашним рабам» (АК. III. 13 (20), на поощрение отпуска раба на волю после получения выкупа, на наследственные права раба, на освобождение от рабства потомства, рожденного от хозяина рабыней, как и ее самой (АК. III. 13 (21—25). Значительное число статей в шастрах, свидетельствующих о широком распространении в Древней Индии наемного труда, посвящено договорам личного и имущественного найма, аренды земли и др., нормы которых говорят о крайне тяжелом положении наемного работника (ЗМ. X. 85; XI. 60-62 и др.). При анализе норм, касающихся договоров, следует отметить наличие запрета на занятие торговлей для представителей высших варн (ЗМ. X. 85 и др.), а также постепенный процесс упорядочения договоров купли-продажи с целью упрочения товарно-денежных отношений. Если в ранних шастрах этот договор мог быть расторгнут в любое время, то в ЗМ только в течение 10 дней после заключения сделки, в АК отказу от проданного или купленного как поводу судебного разбирательства была посвящена целая гл. XV. Характерно, что здесь же предусматривались условия расторжения брачных договоров. |