Главная страница
Навигация по странице:

  • Частной Эк­логи

  • Закона Судного людем

  • Кодекса, Инсти­туций, Дигест и Новелл Юстиниана

  • 2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права

  • 3. Вещное и обязательственное право

  • 4. Преступления и наказания

  • 5. Основные черты судебного процесса

  • Тема 6 Салическая правда (2 часа) План семинарского занятия

  • Семинары история зарубежных стран. Законы Хаммурапи (4 часа) План семинарского занятия Источники и характерные черты Законов Хамму рапи


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеЗаконы Хаммурапи (4 часа) План семинарского занятия Источники и характерные черты Законов Хамму рапи
    АнкорСеминары история зарубежных стран
    Дата21.10.2022
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPlany_seminarov.doc
    ТипЗакон
    #746265
    страница7 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

    Цель семинарского занятия


    Эклога— первый после систематизации Юстиниана и созданный на ее основе официальный законодатель­ный свод византийского права9. Она была принята около 726 г. и наряду с постклассическим римским правом под­верглась сильному влиянию права Сирии, других вос­точных провинций Византийской империи, а также пра­ва славянских народов.

    Издателями Эклоги были императоры-иконоборцы Лев Исавр и Константин Копроним, поэтому впослед­ствии, с преодолением иконоборческой ереси, Эклога была названа «болтовней», «извращенными законами» и формально отменена. Однако она не была полностью предана забвению, что во многом определяется высо­ким уровнем юридической техники данного документа, детальной разработкой в нем отдельных институтов ви­зантийского права. О широком использовании Эклоги свидетельствует появление так называемой Частной Эк­логи, а также Эклоги, измененной по Прохирону.

    Содержащийся в Эклоге правовой материал был ис­пользован византийским законодателем при разработке более поздних памятников византийского права: Василик, Исагоги, Прохирона и др. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул, были известны и славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного людем и так называемых Кормчих книг10.

    Целью семинарского занятия является изучение ос­новных положений Эклоги и выявление на ее основе специфических черт византийского права, а также срав­нительно-правовой анализ институтов византийского и постклассического римского права.

    1. История создания Эклоги, ее общая характеристика

    Ответ на первый вопрос следует начать с рассмот­рения исторической обстановки, в которой была при­нята Эклога, а также мотивов, которыми руководство­вался законодатель при ее, создании. Для этого преждевсего необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляю­щий собой своеобразную программу широкомасштаб­ной правовой реформы, итогом которой и стало при­нятие Эклоги.

    VIII—IX вв. были ознаменованы правлением в Визан­тии императоров исаврийской династии — сторонников сильной, деспотической центральной власти и единой государственной идеологии. Это привело к жестокому подавлению различных еретических движений и ослаб­лению позиций монастырей.

    Не менее важными для создания Эклоги были при­чины правового характера. Положения Кодекса, Инсти­туций, Дигест и Новелл Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к изменившейся социально-политической обстановке. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первоначальном виде объяснялась и тем, что она была составлена на латыни, в то время как официальным языком в Византии уже в VII—VIII вв. становится греческий язык.

    Одним из факторов, приведших к принятию Эклоги, стала необходимость совершенствования правосудия Византии, создание безвозмездного суда, чтобы тем самым несколько уменьшить взяточничество судебных; чиновников (квестора, антиграфевсов и др.).

    Наконец, по мысли законодателя, в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип; равенства всех перед судом, независимо от имуществен­ного состояния, в духе христианского человеколюбия и справедливости. В то же время изучение конкретных ста­тей Эклоги позволяет сделать вывод о том, что законо­дателю это удалось сделать лишь отчасти.

    После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структу­ры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др.

    Завершая ответ на первый вопрос, следует сказать несколько слов о судьбе Эклоги, о ее влиянии на разви­тие как собственно византийского права, так и права других государств. Как известно, Эклога имела важные приложения в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Необходимо дать краткую ха­рактеристику каждого из них. Особенно интересен Зем­ледельческий устав, регулирующий отношения внутри крестьянской общины.

    2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права

    При рассмотрении правового статуса отдельных фи­зических лиц необходимо отметить (на основе ряда по­ложений Эклоги) его качественные изменения по срав­нению с правом Древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства существенно изменился инсти­тут рабовладения, произошла его «гуманизация». Так, в VIII титуле Эклоги содержится перечень способов осво­бождения рабов на волю, который значительно шире, чем в Дигестах Юстиниана; при назначении наказания за преступление, согласно титулу XVII, степень ответ­ственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего; и пр.

    С другой стороны, характерна большая дифференци­ация внутри свободного населения, о чем свидетельству­ет содержание XIV титула «О свидетелях».

    Значительное число статей Эклоги посвящено воп­росам брачно-семейного права. И это не случайно. Хри­стианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом.

    Несмотря на то, что постановления Церковных собо­ров, касающиеся брачно-семейных отношений, обрели силу закона уже в Новеллах Юстиниана, именно в Эк­логе христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию.

    Нормы брачно-семейного права открывают документ, они содержатся в I—III титулах Эклоги.

    Нововведением Эклоги стало закрепление в ней ин­ститута обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Этому институту специально посвящен I титул. Студенту следует рассмотреть условия действительности, порядок заключения данного договора и, главное, правовые по­следствия его расторжения.

    Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствуют ст. 1, 4 титу­ла II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XVII, ст. 19—23), она предусматривает возможность возникновения пра­вовых последствий и при фактическом браке. В этом со­стоит существенное отличие брачно-семейное права по Эклоге от более позднего византийского права, допус­кающего брак лишь с благословения Церкви. (Правда, и в самой Эклоге подобный фактический брак, очень по­хожий на конкубинат по римскому праву, рассматрива­ется скорее как исключение из правил, нежели как нор­ма, на что прямо указывает содержание ст. 9 титула II.)

    Студент должен перечислить основные условия дей­ствительности брака: достижение брачного возраста, от­сутствие кровного родства и др., сравнив при этом по­ложения титула II Эклоги с соответствующими предписаниями римского права.

    Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имуществен­ные отношения между супругами. При этом главное вни­мание Законодателя уделяется институтам приданого и предбрачного дара (титул II, ст. 4—8, 11). (Ученые пола­гают, что в этом также проявилось влияние права вос­точных провинций государства.)

    Особенностью брачно-семейного права в Эклоге яв­ляется резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом она допускает развод — несмотря на то что, с точ­ки зрения христианства, брак нерасторжим («кого Бог соединил, человек да не разлучает» (Евангелие от Мат­фея, 19:6). Студенту надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содер­жащиеся в ст. 14—15 титула II Эклоги, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.

    3. Вещное и обязательственное право

    Положений, касающихся регулирования вещных и обязательственных отношений в Эклоге, в отличие от законодательства Юстиниана, немного. В целом Эклога стоит на позициях постклассического римского права. Это отразилось на ее нормах о договорах купли-прода­жи, займа, личного и имущественного найма, товари­щества, хранения, дарения и др. Определенный отход от законодательства Юстиниана проявился, прежде всего, в более формализованном порядке заключения договоров, преобладании письменной формы (хотя она и не явля­лась обязательной). Необходимо рассмотреть эти основ­ные виды договоров, содержащиеся в титулах IX—XI и XIII, сравнив их с соответствующими статьями Инсти­туций Гая и Дигест Юстиниана.

    Свое дальнейшее развитие в Эклоге находит такой специфический институт греческого и постклассичес­кого вещного права, как эмфитевзис. В Эклоге встреча­ется как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис. Необходимо определить особенности юридической кон­струкции этого института, используя при этом поло­жения XII титула Эклоги и III титула кн. 6 Дигест Юс­тиниана.

    4. Преступления и наказания

    Вопросам преступлений и наказаний посвящен XVII ти­тул Эклоги. Это один из наиболее ярких ее разделов, отражающий основные тенденции развития уголовного права в Византии. Недаром именно XVII титул Эклоги был использован при составлении Закона Судного людем.

    Отличительной чертой византийского уголовного права является жестокость наказаний. Значительный круг преступлений в Эклоге предусматривает смертную казнь, ее квалифицированные виды, или членовреди­тельские наказания. Это объясняется, с одной стороны, сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII в., связанной с борьбой императоров-иконобор­цев Льва III и Константина V за усиление своей власти. С другой стороны, формирование системы членовреди­тельских наказаний в уголовном праве Византии во многом происходило под влиянием обычного права восточ­ных провинций государства.

    Стремление законодателя следовать христианской морали, для которой нет различия «между рабом и сво­бодным, варваром и эллином», проявилось в определенном «демократизме» норм Эклоги: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания; от сословного статуса преступника. И все же нельзя не заметить, что этот принцип проводится не всегда пос­ледовательно. Для этого достаточно проанализировать ст. 11, 12, 22, 29, 49 титула XVII документа.

    Несмотря на высокий уровень юридической техни­ки, для Эклоги характерно отсутствие абстрактных определений, в том числе общего понятия преступного деяния, а также четких границ между преступлением и деликтом (ст. 7—9). Нормы XVII титула в основной сво­ей массе носят казуистический характер.

    В то же время, рассматривая положения Эклоги о преступлениях и наказаниях, можно выявить отдельныеинституты так называемой «Общей части». Так, в Экло­ге различаются умысел и неосторожность. Среди обсто­ятельств, смягчающих ответственность, выделяется воз­раст преступника, однократность совершения преступ­ления. Эклоге известен и институт соучастия и др. Принципы общей части уголовного права содержатся главным образом в ст. 11, 24, 38, 41, 45, 48.

    Говоря о классификации преступлений, следует от­метить, что на первом месте в Эклоге стоят преступле­ния против религии и Церкви, что также объясняется влиянием христианства. Круг их довольно обширен; о них говорится, в частности, в ст. 2, 6, 15, 23, 25, 26, 42—44. К наиболее тяжким преступлениям против рели­гии относятся колдовство и знахарство, а также ересь (ст. 52). Примечательно, что отречение от христианской веры военнопленных не образует состава преступления по светскому праву: вопрос об ответственности в дан­ном случае должен был решать суд Церкви (суд еписко­па), поскольку считалось, что лишь он в состоянии определить психологическое и духовное состояние лица, совершившего подобное деяние. При назначении нака­зания за преступления против веры нередко применяет­ся принцип символического талиона. Это также отлича­ет Эклогу от законодательства Юстиниана и указывает на определенное влияние восточного права.

    В тесной связи с религиозными преступлениями в Эклоге находятся государственные преступления. Визан­тийский император воспринимался не только как пра­витель — политический лидер, но и как помазанник Божий, как наместник Бога на земле. Поэтому всякое покушение на него однозначно рассматривалось и как религиозное преступление (ст. 3). Необходимо назвать и другие виды государственных преступлений, обозначив установленные за них наказания.

    В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности. Этой категории преступных деяний посвящены ст. 42, 45—51 титула XVII Эклоги.

    В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нрав­ственности. К ним относятся не только так называемые содомские грехи: скотоложество (зоофилия), мужеложество (гомосексуализм), но и кровосмесительство, пре­любодеяние, двоеженство, изнасилование девушки и др. Эти преступления как наиболее дерзкое попрание хрис­тианской морали карались, как правило, смертной каз­нью или членовредительскими наказаниями.

    5. Основные черты судебного процесса

    Важным является вопрос о развитии судебного про­цесса в Византии. Несмотря на то, что здесь получает свое дальнейшее развитие характерный для посткласси­ческого римского права экстраординарный процесс, в Эклоге фиксируются определенные черты нового — ли-беллярного — судебного процесса.

    Большая роль в либеллярном процессе принадлежала деятельности судебного персонала — номиков, табулляриев и др., которые занимались оформлением судебной документации. В письменную форму облекался не только приговор (sententia), но и прошение истца (libellusconventionis), а также возражения ответчика (libelluscontradictionis). (Отсюда происходит и само название про­цесса — либеллярный.) При рассмотрении дела судьи также отдавали предпочтение письменным доказательствам.

    В Эклоге отсутствует специальный раздел, посвящен­ный организации суда и судебного процесса: процессуальные положения разбросаны по тексту. При ответе на данный вопрос нужно, прежде всего, проанализировать Пролог, где говорится о необходимости совершенствования судебной системы. Значительного внимания заслуживает также титул XIV «О свидетелях, достойных доверия и о неприемлемых». Отдельные процессуальные положения встречаются в титулах V (ст. 8), XVII (ст. 3) и др.

    Содержащиеся в Эклоге нормы процессуального права целесообразно сравнить с соответствующими ст. 2 и 3/J, книг Дигест Юстиниана.
    Тема 6 Салическая правда

    (2 часа) План семинарского занятия

    1. Общая характеристика Салической правды как од­ного из источников права Франкского государства.

    2. Правовое положение основных групп населения.

    3. Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю.

    4. Преступления и наказания.

    5. Суд и процесс в государстве франков.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


    написать администратору сайта