Семинары история зарубежных стран. Законы Хаммурапи (4 часа) План семинарского занятия Источники и характерные черты Законов Хамму рапи
Скачать 1.04 Mb.
|
2. Важнейшие нормы публичного права. Публичные деликты При подготовке к ответу на этот вопрос студенту надлежит изучить прежде всего девятую таблицу Законов, Целиком посвященную нормам публичного права. Под публичным правом римляне понимали все то, что «относится к положению римского государства», включая в него так называемое право жертвоприношений, жрецов и магистратов (D.I.I. 1.2). С точки зрения современного права лишь последняя часть, право магистратов, соответствует нынешнему представлению о публичном праве; на ней и следует сконцентрировать внимание. Сюда же можно отнести и нормы права о публичных Деликтах, каковыми считались все государственные и уголовные преступления, приговоры по которым выносились судом всего народа. При характеристике публичного права студенту следует проанализировать положение Законов XII таблиц о запрете предлагать народу законы об отдельных гражданах, а также положение, не позволявшее консулам осуждать римского гражданина на высшую меру наказания иначе как в суде народного собрания (IX. 1—2). Первый закон, называвшийся также «законом о привилегиях», устанавливал принцип формального равенства всех граждан перед законом. Цицерон, комментируя эту норму, отмечал, что «смысл закона состоит именно в том, что он принят и установлен для всех». Второй закон утверждал народное собрание как высший судебный орган, куда любой гражданин, несправедливо осужденный консулом или другим судебным магистратом, мог обратиться с апелляцией на их судебное решение. Этот же закон проводил водораздел между компетенцией суда народного собрания и суда римских судебных магистратов. Все дела, влекущие за собой смертную казнь, лишение гражданства или штрафные санкции свыше определенной законом меры, рассматривались судом народа. В компетенции же судебных магистратов находились главным образом частные имущественные споры между гражданами, санкции по которым не должны были превышать штрафа свыше определенной законом меры. К сожалению, статьи Законов, устанавливавшие основные права и обязанности судебных магистратов, почти не сохранились, известна лишь одна статья, упоминающая об обязанностях уголовных квесторов (IX. 4). К публичному праву относится и норма, придающая высшую силу последнему из принятых народом законов (XII. 5), а также фасты, т. е. календарь судебных дней (XI. 2—3). Наконец, следует рассмотреть норму, указывающую на регулирование в Законах XII таблиц системы римского ценза (фрагм. 12). К сожалению, сам закон о цензе не сохранился, и данный комментарий к закону указывает лишь на то, что он был включен в текст Законов XII таблиц. Эта система устанавливала имущественные разряды, в частности разряды упоминаемых в законах богатых землевладельцев адсидуев и безземельных пролетариев (I. 10), а также способ и размеры взимания с них подоходного налога «трибута». По публичным деликтам, т. е. при рассмотрении государственных преступлений в суде народа, как правило, применялись высшие меры наказания: смертная казнь, осуждение на рабство или изгнание. Лишь в отдельных случаях наказание ограничивалось полной или частичной конфискацией имущества или очень высоким штрафом. Среди норм по публичным деликтам следует отметить статьи, карающие смертью судью, уличенного во взяточничестве, а также государственного изменника (IX. 3; 5). В обеих статьях речь идет о государственных преступлениях. Однако среди публичных деликтов мы находим и такие, которые с точки зрения современной системы права относятся к чисто уголовным преступлениям, например убийство сыном своего отца или матери считалось самым страшным государственным преступлением (IX. 4). 3. Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц По текстам Законов XII таблиц студенту необходимо проследить сословную, социальную и экономическую дифференциацию римского архаического общества. Особенно важно рассмотреть нормы, указывающие на основное деление римского общества: на свободных и рабов. Следует охарактеризовать положение рабов (VII. 12; VIII. 3; 14; XII. 2), особо выделив категорию долговых рабов— «nexi» (III. 4—5; VI. 1), остановиться на основных источниках рабства. При характеристике рабства в Законах XII таблиц следует учитывать, что в V в. до н. э. оно носило довольно патриархальный характер и положение раба еще не столь сильно отличалось от положения свободного, как это было в период классического Рабства во II—I вв. до н. э. С одной стороны, увечье раба наказывалось штрафом в два раза меньшим, чем свободного (VIII. 3), за воровство раб также наказывался гораздо более сурово (VIII. 14). Это указывает на приниженное положение рабов в обществе. С другой стороны, правонарушения рабов приравнивались к правонарушениям подвластных сыновей (XII. 2Ь), да и в имущественном отношении положение их мало чем отличалось. Как пишет греческий историк II в. н. э. Плутарх (Марций, 24), «к рабам тогда относились с большой снисходительностью». Вообще переход от рабства к свободе и наоборот еще не был столь затруднителен, как в позднереспубли-канском Риме, после того как Закон Петелия 313 г. до н. э. запретил обращать гражданина в рабство, а рабу стало труднее стать гражданином даже при освобождении из рабства. Далее Законы XII таблиц фиксируют деление римлян на сословия патрициев и плебеев, запретив заключение браков между ними (XI. 1). Эта несправедливая норма уже через год после ее принятия была отменена плебсом, что лишний раз указывает на антагонизм этих сословий. Пристальное внимание следует обратить на социальные категории патронов, клиентов (VIII. 21) и вольноотпущенников (V. 8). Отношения патронов и клиентов очень древнего происхождения, и Законы XII таблиц указывают на то, что не только клиент обязан был помогать своему патрону в военных операциях, на выборах и в политической борьбе своего клана, но и патрон нес ответственность перед клиентом, защищая его интересы, в частности, в суде. Неисполнение обязанностей по отношению к своему клиенту сурово каралось Законами XII таблиц. Положение вольноотпущенника внешне уподоблялось положению клиента, однако социально и экономически вольноотпущенник гораздо больше зависел от своего патрона. Об этой зависимости свидетельствует, в частности, ст. 8 V таблицы, согласно которой имущество вольноотпущенника, умершего без завещания и не имевшего прямого наследника, возвращалось его патрону. Следует также обратить внимание на норму, фиксирующую деление римских граждан на адсидуев и пролетариев (I. 4). Адсидуи — это состоятельные римляне, относившиеся к первым четырем богатым имущественным разрядам. Пролетариями называли лиц, входящих в пятый, один из беднейших имущественных разрядов по реформе Сервия Туллия, не способных предложить государству почти ничего, кроме своих детей {proles), отсюда и их название — «пролетарии» (дословно — «производители детей»). Чаще всего это были мелкие арендаторы чужой земли. Были еще так называемые capitecensi(дословно «оцененные головой») — бобыли, не имевшие не только имущества, но и семьи. Они обычно работали поденщиками (см.: Авл Геллий. Аттические ночи. XVI. 10. 10). Особо следует выделить категорию латинских союзников римлян — форктов и санатов (I. 5; VI. 4). Форкты и салаты — это ближайшие соседи римлян (прежде всего латины), имеющие с римским государством договорные отношения. Статья 5 I таблицы соответственно узаконивает право союзников заключать любые сделки, в том числе приобретать собственность на римской земле. В ст. 4 VI таблицы речь идет о признании нерушимости правовых соглашений с hostis, т. е. с иностранцами, и о том, что иностранец не мог приобрести вещь в Риме в собственность по давности владения. 4. Брачно-семейное право Из дошедших до нас положений Законов XII таблиц студент может прийти прежде всего к аргументированному выводу о патриархальном характере древнеримской семьи. К сожалению, до нас дошли далеко не все нормы Законов XII таблиц по семейному праву, однако такой важнейший институт архаического права, как отцовская власть, и некоторые нормы о власти мужа над Женой представлены в сохранившихся отрывках Законов достаточно полно. Для оценки характера отцовской власти (patriapotestas) студенту необходимо изучить IV таблицу Законов, обратив внимание на две нормы, фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына (IV. 1—2а) и его право продать своего сына в рабство (IV. 2Ь). Обе эти нормы были установлены еще первым римским царем Ромулом и впоследствии перенесены в Законы XII таблиц. Комментируя первую норму, Дионисий Галикарнасский поясняет, что за отцом сохранялось право признать или не признать рожденного своим законным сыном, а вплоть до трехлетнего возраста ребенок, имеющий врожденное уродство, мог быть выброшен или уничтожен отцом. Комментируя вторую норму, Дионисий Галикарнасский (Римские древности. II. 26—27), в частности, пишет: «Ромул передал отцу полную власть над сыном на протяжении всей его жизни и право бичевать его, держать в оковах на полевых работах и даже, если захочет, убить, даже если сын уже занимается государственными делами, если исполняет высшие должности, если добился наград на почетном государственном поприще. ...Он также позволил отцу продавать сына... и разрешил отцу обогащаться за счет сына вплоть до третьей его продажи... а после третьей продажи сын освобождался от отца». Таким образом, почти неограниченная власть над сыном сохранялась на протяжении всей жизни отца. Единственное ограничение — это запрет продавать женатого сына. Следует обратить внимание на то, что положение сына в имущественном отношении уподоблялось положению раба (XII. 2Ь), т. е. имущественной самостоятельности подвластный сын не имел и все, что он приобретал, поступало в отцовское имущество. В то же время статья о троекратной манципации уже в Законах XII таблиц использовалась как формальный способ освобождения сына из-под власти отца и приобретения им дальнейшей имущественной самостоятельности. Однако с освобождением он терял и права законного наследника. Жена также находилась под властью своего мужа, что следует из ст. 3 IV таблицы. Согласно этой статье и комментариям к ней греческого историка и философа II в. н. э. Плутарха (Ромул. 22) брак мог быть расторгнут только по воле мужа, имевшего право выгнать жену, если она была уличена в отравительстве, подмене детей или прелюбодеянии. Известно, что ее положение в браке сит тапи уподоблялось положению подвластной дочери. Ей, как и подвластному сыну или дочери, запрещено было распоряжаться своим имуществом (V. 1—2). Даже освободившись из-под власти мужа, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом, так как всякое отчуждение ею недвижимого имущества без согласия опекуна признавалось незаконным. Исключение делалось лишь для весталок, давших обет девственности и почти всю жизнь посвятивших служению государственному культу богини Весты. Дионисий Галикарнасский (II. 25. 4) писал, что еще Закон Ромула «вынуждал мужей владеть женами как необходимым и неотчуждаемым имуществом». В то же время уже в Законах XII таблиц существовало положение «о трех ночах» (VI. 5), позволявшее жене не переходить под власть мужа, оставаясь под опекой своего родителя. Кроме того, Закон Ромула запрещал продавать жену в рабство, а если муж прогонял жену без уважительной причины, он обязан был отдать ей часть своего имущества (Плутарх. Ромул. 22). Наконец, издревле мужчины должны были оказывать женщинам известное уважение. Так, еще в Законе Ромула было оговорено, что за нецензурную брань в присутствии женщины римлянин наказывался смертной казнью (Плутарх. Ромул. 20). 5. Вещное право Вещное право изложено главным образом в V, VI и VII таблицах Законов, которые свидетельствуют прежде всего о постепенном утверждении принципов частной собственности. В V таблице содержится знаменитая норма о свободе завещаний (V. 3). Из Институций Гая (II. 101) известно, что в древнейшем Риме завещание утверждалось на народном собрании или в войске. Следовательно, норма Законов XII таблиц впервые разрешила отцу семейства самостоятельно определять наследников в завещании. В то же время контроль коллектива римского рода над распределением собственности по смерти хозяина еще отчасти сохранялся, о чем свидетельствует норма об очередности наследования при отсутствии завещания (V. 4; 5). Особое внимание следует обратить на архаичный принцип права наследования членов одного рода (V. 5; 7а). Однако утверждение частноправовых принципов прослеживается и здесь, так как Законы XII таблиц утверждают права кредиторов на наследство их должников (V. 9). В VI таблице особого внимания заслуживают статьи о способах приобретения вещей посредством архаических пехит и mancipium, которые соотносятся с манципацией и судебной уступкой классического права (VI. 1; 6Ь). При этом пехит и mancipiumпонимаются как торжественные способы отчуждения манципируемых вещей с помощью особой формальной процедуры в присутствии пяти свидетелей или претора. Цицерон и Боеций в комментариях к этому закону пишут (Комментарии к «Топике» Цицерона. 3. 5. 28): «Отчуждение манципируемой вещи — это или передача ее другому лицу посредством nexum, или уступка в суде, с помощью которой это (отчуждение) может быть признано в гражданском праве... содержащемся в Законах XII Таблиц». Данные институты характерны тем, что устанавливали не только способы передачи собственности, но и обязательства. Так, Варрон отмечает (О латинском языке. 7. 105): «Nexum... Муций определяет как сделку посредством меди и весов с целью обязать». Нерасчлененность способов отчуждения собственности, договоров купли продажи и вообще обеспечения обязательств подтверждается также ст. 11 VII таблицы, где утверждается право собственности покупателя. Римский юрист Помпоний в комментариях к этой норме пишет, что «Закон XII таблиц словом «купля» охватывал всякое отчуждение вещи» (D.40.7.29.1). В VI таблице содержится норма об usucapio, т. е. о приобретении собственности по давности владения (VI. 3; VIII. 17). Эта норма означает, что если римский гражданин добросовестно владел никому не принадлежавшей вещью в течение года, то приобретал на нее законные права собственника. Его законным владением через два года становилась и ничейная земля, если он добросовестно обрабатывал ее. В то же время ст. 17 VIII таблицы указывает, что срок давности не распространяется на владение чужой, ворованной вещью, даже если владелец не знал, что вещь ворованная. Следует обратить внимание и на правовую норму, лишающую иностранцев права приобретения собственности по давности владения (VI. 4). VII таблица дает представление о римских сервитутах, которые, как известно, обеспечивали различные ограниченные права несобственника в чужой вещи, прежде всего в чужой земельной собственности. Таким образом, нормы о сервитутах не только защищали права законного собственника, но и разумно ограничивали их, чтобы учесть интересы частных собственников соседних участков. Законы XII таблиц упоминают, в частности, сервитут на право проезда (VII. 6—7), провода воды (VII. 8), права на солнечный свет (VII. 9). Особенно важна норма о системе размежевания участков (VII. 2). Характерной чертой римского государства-полиса была общественная собственность на государственную землю, в архаическом Риме широко были распространены различные формы коллективной собственности. Поэтому следует обратить внимание на статью о разделе общей собственности (V. 10) и о свободе коллегий (VIII. 27). Сопоставление этих норм с данными из Институций Гая об архаической общей собственности ercto поп cito(Египетские фрагм. III. 154) дает представление о коллективных формах собственности в Законах XII таблиц. При рассмотрении обязательств из договора необходимо изучить всю III таблицу Законов XII таблиц, описывающую ответственность несостоятельного должника. Главным юридическим основанием этой ответственности Закон называет нарушение fides (III. 5; фрагм. 6), т. е. института верности сакральной клятве должника при заключении договора, именно ее нарушение вело к суровой уголовной ответственности должника. Законы XII таблиц знали небольшое число форм договоров. Древнейшими формами договоров были уже упомянутые выше пехит и mancipium(VI. 1). Они прежде всего обеспечивали договоры, связанные с передачей манципируемых вещей, особенно земли и сельских сервитутов. Форма mancipiumособенно часто использовалась для заключения договоров по аренде государственной земли, а nexum — в договорах по аренде частной земли. Денежные займы не имели широкого распространения, однако для заключения договоров займа в XII таблицах уже существовал институт стипуляции (II. 1Ь). Стипуляция была устной формой договора, исполнение которого обеспечивалось прежде всего клятвой должника уплатить долг. Не менее важна норма, защищающая должников от злоупотреблений кредиторов и ограничившая максимальный ростовщический процент (VIII. 18). Следует отметить такие формы обеспечения обязательств, как поручительство и залог (VII. 11), а также право некоторых лиц на самовольный захват залога (XII. 1). Далее почти вся VIII таблица содержит нормы об ответственности из различного рода частных деликтов — правонарушений, которые, как правило, не отличались от уголовных преступлений в современном значении этого термина. Среди различных деликтов мы находим клевету и колдовство (VIII. 1; 9; 24Ь), членовредительство, караемое либо по принципу талиона (VIII. 2), либо денежным штрафом (VIII. 3—5). В этой же таблице можно найти архаичный институт ноксальной ответственности животного за ущерб, нанесенный чужому имуществу (VIII. 6—7). Особо следует обратить внимание на ряд норм об ответственности за воровство и причинение имущественного ущерба (VIII. 10—16; XII, 2Ь). Здесь же содержатся суровые нормы о лжесвидетельстве (VIII. 22—23). Наконец, Законы XII таблиц знали и такой важный деликт, как «злой умысел» (фрагм. 4), т. е. преднамеренный обман. |