Главная страница

тотем. Тотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун. Зигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии


Скачать 2.29 Mb.
НазваниеЗигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии
Анкортотем
Дата27.01.2022
Размер2.29 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун.pdf
ТипРеферат
#343581
страница5 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
III. Анимизм, магия и всемогущество мысли
1
Неизбежным недостатком работ, стремящихся применить к темам наук о духе психо- аналитическую точку зрения, является то, что они дают читателю слишком мало и того и другого. Они должны поэтому ограничиться тем, что носят характер стимулов, они делают предложения специалисту с тем, чтобы он принимал их во внимание при своей работе. Этот недостаток дает себя больше почувствовать в статье, трактующей о необъятной области того,
что называется анимизмом
22
Анимизмом, в узком смысле слова, называется учение о представлениях о душе, в широком смысле – о духовных существах вообще. Различают еще аниматизм, учение об одушевленности кажущейся нам неодушевленной природы, и сюда же присоединяют ани- мализм и манизм. Название анимизм, применявшееся прежде к определенной философской системе, получило, по-видимому, свое настоящее значение благодаря Э. Б. Тайлору.
Повод к предложению этого названия дало знакомство с крайне замечательным пони- манием явлений природы и мира известных нам примитивных народов, как исторических,
так и живущих теперь. Они населяют мир огромным количеством духов, благосклонных к ним или недоброжелательных; этим духам и демонам они приписывают причину явле- ний природы и полагают, что они одушевляют не только животных и растения, но и все неодушевленные предметы мира. Третья и, может быть, самая важная часть этой примитив- ной «натурфилософии» кажется нам гораздо менее странной, потому что мы сами еще не очень далеко ушли от нее, между тем как существование духов мы очень ограничили и явле- ния природы объясняем теперь гипотезой безличных физических сил. Примитивные народы верят в подобное одушевление также и отдельного человека. Каждый человек в отдельности имеет душу, которая может оставить свое обиталище и переселиться в других людей. Эти души являются носителями душевной деятельности и до известной степени независимы от
«тел». Первоначально существовало представление, что души очень похожи на индивидов,
и только в течение длительного развития они освободились от материальных признаков,
достигнув высокой степени «одухотворенности».
Большинство авторов склонны допустить, что эти представления о душе составляют первоначальное ядро анимистической системы, что духи соответствуют только ставшим самостоятельными душам и что души животных, растений и предметов аналогичны чело- веческим душам.
Каким образом примитивные люди дошли до этого странного основного дуалистиче- ского миросозерцания, на котором зиждется эта анимистическая система? Полагают, что этот дуализм выработался благодаря наблюдению феноменов сна (и сновидения) и столь похожей на него смерти и благодаря стремлению объяснить себе эти очень интересующие каждого состояния; прежде всего проблема смерти стала, вероятно, исходным пунктом для образования этой теории. Для примитивного человека продолжение жизни – бессмертие –
является чем-то само собой понятным. Представление о смерти возникает позже и очень постепенно, оно и для нас является чем-то бессодержательным и невоплотимым. О том,
насколько другие наблюдения и опыт участвовали в образовании основных анимистических
22
Вынужденная сжатость материала заставляет отказаться также и от подробного указателя литературы. Вместо этого ограничусь указанием на известные произведения, из которых взяты все положения анимизма и магии. Самостоятельность автора может проявиться только в сделанном им выборе тем и взглядов.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
55
учений, например, сновидения, наблюдения теней, зеркальных отражений и т. п., шли очень оживленные дискуссии, не приведшие, однако, к определенному заключению
23
Если примитивный человек реагировал на феномены, возбуждающие его мысли, обра- зованием представления о душе и перенес его на объекты внешнего мира, то поведение его считается при этом совершенно естественным и вовсе не загадочным. Принимая во вни- мание тот факт, что одинаковые анимистические представления одинаково появлялись у самых различных народов и в разные времена, Вундт полагает, что эти представления «явля- ются необходимым психологическим продуктом мифотворческого сознания и примитив- ный анимизм может считаться духовным выражением естественного состояния человека,
поскольку оно вообще доступно наблюдению. Оправдание оживления неодушевленного дано уже Hume’ом в его «Natural History of religion», где он пишет: «Всеобщей тенденцией человеческого рода является стремление понимать всякое существо как себе подобное и переносить на каждый объект такие качества, с которыми он сам хорошо знаком и которые он знает лучше всего».
Анимизм представляет собой философскую систему, он не только дает объяснение отдельного феномена, но и дает возможность понять весь мир как единую совокупность,
исходя из одной точки зрения. Если соглашаться с авторами, то человечество создало три такие философские системы, три великих миросозерцания: анимистическое, религиозное и научное. Из них первым явилось анимистическое, может быть, самое последовательное и исчерпывающее, полностью, без остатка объясняющее сущность мира. Это первое миросо- зерцание человечества представляет собой психологическую теорию. В наши намерения не входит показать, сколько из этого миросозерцания сохранилось в современной жизни или в обесцененном виде в форме суеверия, или в жизненном в качестве основы нашего языка,
веры и философии.
Указывая на эти три последовательно развившиеся миросозерцания, говорят, что сам анимизм еще не религия, но содержит предпосылки, на которых строится в дальнейшем религия. Вполне очевидно также, что миф основан на анимистических предположениях;
подробности взаимоотношений между мифом и анимизмом кажутся, однако, в существен- ных пунктах не выясненными.
23
Ср., кроме В. Вундта и Г. Спенсера, с ориентирующей статьей в Британской энциклопедии. 1911. (Анимизм, мифо- логия и т. п.).

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
56
2
Наша психоаналитическая работа начнется с другого пункта. Невозможно предпола- гать, что люди из чисто спекулятивной любознательности дошли до создания своей первой мировой системы. Практическая необходимость овладеть миром должна была принимать участие в этих стараниях. Мы не удивляемся поэтому, когда узнаем, что рука об руку с ани- мистической системой идет еще что-то другое – указание, как поступать, чтобы получить власть над людьми, животными, предметами или их душами. Это указание, известное под именем «колдовства и магии», С. Рейнах называет стратегией анимизма; я предпочел бы с
Губертом и Мауссом сравнить их с техникой анимизма.
Можно ли различать понятия колдовство и магия? Это оказывается возможным, и если с некоторой вольностью пренебречь неточностями языка, тогда колдовство по существу означает искусство влиять на духов, обращаясь с ними так, как при таких же условиях посту- пают с людьми, т. е. успокаивая их, примиряя их, проявляя готовность их запугать, лишая их могущества, подчиняя их своей воле теми же средствами, которые оказались действи- тельными по отношению к живым людям. Но магия – нечто другое; она в своей сущности игнорирует духов и пользуется особыми средствами, а не банальными психологическими методами. Нам нетрудно будет понять, что магия является первоначальной и более значи- тельной частью анимистической техники, потому что среди средств, с помощью которых нужно обращаться с духами, имеются также и магические
24
. И магия находит себе примене- ние также и в тех случаях, когда, как нам кажется, одухотворение природы не имеет места.
Магия должна служить самым разнообразным целям: подчинить явления природы воле человека, защитить индивида от врагов и опасностей и дать ему силу вредить врагам.
Принцип же, из которого исходит магическое действие – или, вернее, принцип магии, – до того очевиден, что признается всеми авторами. Короче всего можно его выразить, если не считаться с прилагаемой оценкой, словами Э. Б. Тайлора: ошибочное выдвигание идеаль- ного перед реальным. На двух группах магических действий мы выясним, каков этот прин- цип.
24
Если криком и шумом прогоняют какого-нибудь духа, то это воздействие посредством чистого колдовства; если его подчиняют, завладев его именем, то против него пущена в ход магия.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
57
Одна из самых распространенных магических процедур, имеющих целью повредить врагу, состоит в том, чтобы из какого угодно материала сделать соответствующее его изоб- ражение. Сходство при этом большого значения не имеет, можно также какой-нибудь объект
«назвать» его портретом. То, что делают в таких случаях с этим портретом, происходит также и с ненавистным оригиналом его; последний заболевает в том же самом месте на теле, где наносят рану первому. Ту же самую магическую технику можно использовать в целях бла- гочестия вместо удовлетворения личной вражды и таким образом прийти на помощь богам против злых демонов. Цитирую по Фрэзеру: «Каждую ночь, когда бог солнца Ра (в древнем
Египте) спускался к себе домой в пылающем небе заката, ему приходилось выдерживать жестокий бой с сонмом демонов, нападавших на него под предводительством его заклятого врага Апепи. Всю ночь напролет он боролся с ними, и часто силы тьмы были достаточны для того, чтобы еще и днем посылать на голубое небо темные тучи, ослаблявшие его силу и умалявшие его свет. Чтобы прийти на помощь богу, в храме его в Фивах совершалась еже- дневно следующая церемония: из воска делали изображение его врага Апепи в образе отвра- тительного крокодила или длинной змеи и на нем зелеными чернилами писали имя демона.
Завернув это изображение в оболочку из папируса, на которой делали такой же рисунок,

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
58
эту фигуру окутывали черными волосами; священник плевал на нее, полосовал каменным ножом и бросал на землю. Затем он наступал на фигуру левой ногой и, наконец, сжигал ее на пламени, в котором горели определенные растения. После того, как таким образом уни- чтожали Апепи, то же самое проделывали со всеми демонами его свиты.
Это богослужение, при котором произносили определенные молитвы, повторялось не только утром, днем и вечером, но и в любое время в промежутках, когда бушевала буря,
когда падал проливной дождь или черные тучи закрывали солнечный диск в небесах. Злые враги чувствовали истязание, которое совершалось над их изображениями, как будто они сами страдали от них; они обращались в бегство, и бог солнца несомненно торжествовал»
25
Из необозримого количества магических действий, имеющих такое же основание, я упомяну еще о двух, игравших всегда большую роль у примитивных народов и отчасти уце- левших в мифах и в культе более высокой ступени развития, а именно, о заклинаниях дождя и плодородия. Магическим путем призывали дождь, имитируя его, а также подражая обла- кам или грозе. Люди как бы «играли в дождь». Японские айны, например, делают дождь таким образом: часть из них льет воду из больших сит, между тем как другая часть снаряжает большую миску парусами и веслами, как будто бы это судно, и волокут ее вокруг деревни и садов. Плодородие почвы обеспечивали себе магическим путем, путем демонстрации поло- вого акта людей. Так, в некоторых частях Явы, – привожу один пример вместо бесконечного количества, – когда приближается время цветения риса, крестьянин и крестьянка отправля- ются ночью в поля, чтобы побудить рис к плодородию примером, который они ему подают. А
запрещенные инцестуозные половые отношения вызывали, наоборот, опасения, что вырас- тут сорные травы или будет неурожай
26
Известные отрицательные магические предписания также можно присоединить к этой группе. Если часть жителей деревни даяков отправляется на охоту за кабанами, то оставши- еся не смеют прикасаться руками ни к маслу, ни к воде, потому что в противном случаев у охотников пальцы станут мягкими и добыча ускользнет из их рук. Или если охотник гиляк преследует в лесу дичь, то его детям, оставшимся дома, запрещено делать рисунки на дереве или на песке. В противном случае следы в густом лесу могут так же спутаться, как линии рисунка, и, таким образом, охотник не найдет дороги домой.
Если в последних примерах магического действия, как и во многих других, расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное, то и для нас не составит никакой трудности понять особенности этой магии.
Не подлежит никакому сомнению, что именно считается действительным во всех этих примерах. Это – сходство между совершенным действием и ожидаемым происшествием.
Фрэзер называет поэтому этого рода магию имитативной, или гомеопатической. Если мне хочется, чтобы шел дождь, то мне стоит только сделать что-нибудь такое, что похоже на дождь или напоминает дождь. В последующей фазе культурного развития вместо магиче- ского колдования о дожде устраиваются молебственные шествия к Божьему храму, где умо- ляют пребывающего там святого о дожде. Наконец, отказываются и от этой религиозной техники и стараются вызвать дождь какими-нибудь воздействиями на атмосферу.
В другой группе магических действий принцип сходства уже не принимается во вни- мание, но взамен его применяется другой, который станет легко понятным из следующих примеров.
25
Библейское запрещение делать себе изображение какого-нибудь живого существа, вероятно, возникло не вследствие принципиального отрицания изобразительного искусства, а имело целью лишить орудия магию, осуждаемую еврейской религией (Фрэзер).
26
Отзвуки этого имеются в «Царе Эдипе» Софокла.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
59
Чтобы повредить врагу, можно прибегнуть еще к другому приему. Нужно заполучить его волосы, ногти, отбросы его или даже части его одежды и над этими вещами проделать что-нибудь враждебное. В таких случаях – это то же самое, как если бы овладели самим лицом, и все, что проделали над принадлежащими этому лицу вещами, должно случиться с ним самим. Существенную часть личности, по взглядам примитивных народов, состав- ляет их имя; если, следовательно, известно имя лица или духа, то приобретаешь некоторую власть над тем, кто носит это имя. Отсюда замечательные предписания и ограничения в упо- треблении имен, о которых упоминалось в статье о табу. Сходство в этих примерах заменя- ется, очевидно, принадлежностью к одному и тому же – субъекту.
Каннибализм примитивных народов имеет высшей своей мотивировкой нечто подоб- ное. Вбирая в себя части тела какого-нибудь лица посредством акта пожирания, усваивают себе также и свойства, которые имелись у этого лица. Отсюда следуют предосторожно- сти и ограничения в диете при исключительных условиях. Женщина во время беременно- сти должна избегать есть мясо определенных животных, потому что таким образом могут перейти к вынашиваемому ею ребенку нежелательные свойства, например, трусость. Для магического действия не имеет никакого значения даже то обстоятельство, что связь уже

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
60
прервана или что она вообще состояла только из однократного значительного прикоснове- ния. Так, например, можно проследить неизмененной на протяжении тысячелетий веру в магическую связь, существующую между раной и оружием, которым она была нанесена.
Если меланезийцу удается овладеть луком, которым он был ранен, то он постарается тща- тельно спрятать его в прохладном месте, чтобы таким образом предупредить воспаление раны. Если же лук остался в руках врагов, то его непременно повесят как можно ближе к огню, чтобы рана как следует воспламенилась и горела. Плиний советует тому, кто раскаи- вается в ранении другого, плюнуть на руку, причинившую ранение, этим немедленно облег- чится боль раненого. Фрэнсис Бэкон ссылается в своей «Естественной истории» на общерас- пространенную веру, что смазывание оружия, причинившего рану, излечивает самую рану.
Английские крестьяне еще и теперь действуют по этому рецепту и, порезавшись серпом,
тщательно сохраняют этот инструмент в чистоте, чтобы рана не загноилась. В июне 1902 г.,
как сообщала местная английская газета, женщина по имени Матильда Генри из Норвика случайно напоролась пяткой на железный гвоздь. Не дав исследовать рану и даже не сняв чулок, она велела дочери смазать хорошо гвоздь маслом в надежде, что тогда с ней ничего плохого не случится. Несколько дней спустя она умерла от столбняка вследствие того, что применила такую магическую «антисептику».
Примеры последней группы поясняют, что Фрэзер называет контагиозной магией в отличие от имитативной. Предполагается, что при ней действует уже не сходство, а связь в пространстве, соприкосновение, хотя бы даже воображаемое соприкосновение, воспоми- нание о том, что оно имело место. Но так как сходство и соприкосновение составляют два существенных принципа ассоциативных процессов, то объяснение всего безумства магиче- ских предписаний, как оказывается, действительно заключается во власти ассоциации идей.
Отсюда ясно, как верна цитированная выше характеристика магии, данная Тайлором; оши- бочное выдвигание идеального перед реальным, или, как это почти теми же словами выра- зил Фрэзер, люди ошибаются, принимая ряд своих идей за ряд явлений природы, и отсюда воображают, что власть, которая у них имеется или, как им кажется, у них есть над их мыс- лями, позволяет им чувствовать и проявлять соответствующую власть над вещами.
Сначала покажется странным, что это понятное объяснение магии отвергается неко- торыми авторами как неудовлетворительное. Но, подумав как следует, приходится согла- ситься с возражением, что ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия, а не действительную ее сущность и именно не то недоразумение, благодаря кото- рому она заменяет естественные законы психологическими. Ясно, что здесь недостает дина- мического момента, но, в то время как поиски этого момента вводят в заблуждение крити- ков учения Фрэзера, оказывается нетрудно дать удовлетворительное объяснение магии, если только развить и углубить его ассоциативную теорию.
Рассмотрим сперва более простой и вместе с тем значительный случай имитативной магии. По Фрэзеру, она может применяться одна, сама по себе, между тем как контагиозная магия обыкновенно предполагает уже и имитативную. Мотивы, заставляющие прибегать к магии, – это желание человека. Нам стоит только допустить, что у примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности все, что он творит маги- ческим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет. Таким образом, перво- начально подчеркивается только желание.
Относительно ребенка, находящегося при аналогичных психических условиях, но еще неспособного к моторным действиям, в другом месте мы высказали предположение, что он сначала удовлетворяет свои желания действительно галлюцинаторно, воссоздавая удо- влетворяющую ситуацию благодаря центрофугальным возбуждениям органов своих чувств.
Для взрослого примитивного человека открывается другой путь. С его желанием связан моторный импульс – воля, и ею, которой в будущем предстоит преобразить поверхность

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
61
земли в целях удовлетворения желания, пользуются для того, чтобы изобразить удовлетво- рение так, чтобы можно было его пережить как бы посредством моторной галлюцинации.
Такое изображение удовлетворенного желания вполне сходно с игрой детей, которая заме- няет у них чисто сенсорную технику удовлетворения. Если игра и имитативное изображение достаточны для ребенка и примитивного человека, то это не является признаком скромно- сти в нашем смысле или самоотречения вследствие сознания реальной беспомощности, а вполне понятным следствием переоценки собственного желания, зависящим от последнего,
воли и выбранных им путей. Со временем психический акцент переносится с мотивов маги- ческих действий на их средства и на самые действия. Быть может, правильнее сказать, что на этих средствах ему делается очевидной переоценка его собственных желаний. Кажется, что именно магическое действие, благодаря своему сходству с желанием, приводит к его испол- нению. На ступени анимистического образа мыслей еще нет возможности объективно дока- зать истинное положение вещей, но, несомненно, такая возможность появляется на более поздних ступенях, когда еще совершаются все подобные процедуры, но уже становится воз- можным психический феномен сомнения как выражения склонности к вытеснению. Тогда люди соглашаются с тем, что заклинание духов ни к чему не приводит, если в этом не при- нимает участия вера, и что чародейственная сила молитвы оказывается бессильной, если она не диктуется набожностью
27
Возможность контагиозной магии, основанной на ассоциациях по смежности, пока- зывает нам, что психическая оценка с желания и воли распространяется на все психиче- ские акты, какие имеются в распоряжении воли. Создается общая переоценка душевных процессов, т. е. такое отношение к миру, которое нам при нашем понимании взаимоотно- шения между реальностью и мышлением должно казаться такой переоценкой. Предметы отступают на задний план в сравнении с представлениями о них; то, что совершается над последними, должно сбыться и с первыми. Отношения, существующие между представле- ниями, предполагаются также и между предметами. Так как мышлению не известны рассто- яния и оно легко объединяет в один акт сознания пространственно наиболее отдаленное и по времени наиболее различное, то и магический мир телепатически легко одолевает про- странственные расстояния и относится как к современному к тому, что когда-то имело связь.
Отражение внутреннего мира закрывает в анимистическую эпоху настоящий мир, который,
как нам кажется, мы познаем.
Впрочем, подчеркнем еще, что оба принципа ассоциации – сходство и смежность –
совпадают в более общем единстве прикосновения. Ассоциации по смежности представляют собой прикосновение в прямом смысле, а ассоциации по сходству – в переносном. Еще непо- нятое нами тождество психического процесса находит себе выражение в употреблении того же слова для обоих видов связи. Тот же объем понятия прикосновения наметился при ана- лизе табу.
Резюмируя, мы можем сказать: принцип, господствующий в магии, в технике аними- стического образа мыслей, состоит во «всемогуществе мыслей».
27
Король в «Гамлете» (III—2):«Слова летят, но мысль моя лежит;Без мысли слово к небу не взлетит».(пер. А. Кроне-
берга)

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
62
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта