Главная страница

тотем. Тотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун. Зигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии


Скачать 2.29 Mb.
НазваниеЗигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии
Анкортотем
Дата27.01.2022
Размер2.29 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун.pdf
ТипРеферат
#343581
страница8 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Происхождение тотемизма
Вопрос о происхождении тотемизма можно формулировать следующим образом: как дошли примитивные люди до того, чтобы давать себе (своим племенам) названия животных,
растений и неодушевленных предметов?
46
Шотландец Макленнан, открывший для науки тотемизм и экзогамию, воздержался от высказывания какого бы то ни было взгляда на происхождение тотемизма. По словам Э.
Ланга, он склонен был некоторое время объяснять тотемизм обычаем татуировки. Опубли- кованные теории происхождения тотемизма я разбил бы на три группы: α) номиналистиче- ские, β) социологические, γ) психологические.
44
Относительно такой перемены взглядов он написал следующую прекрасную фразу: «Я не так наивен, чтобы претен- довать на то, чтобы дать окончательные заключения по этому трудно разрешимому вопросу. Много раз я принужден был менять мои взгляды, и я готов изменить их снова в согласии с тем, что дает нам действительность, беспристрастный иссле- дователь должен стараться менять свою окраску, подобно хамелеону, соответственно изменяющейся окраске той почвы,
по которой он ступает».
45
«По своей сущности вопрос о происхождении тотемизма лежит далеко за пределами нашего исторического иссле- дования или наблюдения, и нам приходится довольствоваться при изучении этого вопроса одними предположениями». Э.
Ланг: «Мы нигде не можем увидать абсолютно примитивного человека и того, как создается тотемистическая система».
46
Первоначально, вероятно, только животных.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
78
α) Номиналистические теории
Изложение этих теорий оправдывает объединение их под указанным мною заглавием.
Уже Garcilaso de la Vega, потомок перуанских инков, написавший в XVII ст. историю своего народа, объяснил известное ему о тотемистических феноменах потребностью племен отличаться именами друг от друга
47
. Та же мысль возникает столетие спустя у этнолога A. R.
Keane: тотемы произошли из «heraldic badges» (обозначение гербов), посредством которой семьи и племена стремились отличаться друг от друга
48
Макс Мюллер высказал тот же взгляд на значение тотема. Тотем представляет собой
1) обозначение клана, 2) имя клана, 3) имя предка клана, 4) имя обожаемого кланом пред- мета. Позже, в 1899 году, И. Пиклер писал: люди нуждаются в постоянном, могущем быть письменно зафиксированном имени для сообществ и индивидов… Таким образом, тоте- мизм происходит не из религиозной, а из трезвой, повседневной потребности человечества.
Ядро тотемизма, наименование, является следствием примитивной техники письма. Харак- тер тотема соответствует легко изобразимым письменным знакам. Но раз дикари носили имя животного, то они пришли к мысли о родстве с этими животными
49
Герберт Спенсер также придавал наименованию решающее значение в происхожде- нии тотемизма. Отдельные индивиды, говорит он, благодаря своим особенностям, требовали того, чтобы им дали название животных, и таким образом пришли к почетным названиям или прозвищам, которые перенеслись на их потомков. Вследствие неясности и неопределен- ности примитивных языков эти названия так понимались позднейшими поколениями, как будто бы они были доказательством происхождения от этих самых животных. Таким обра- зом, тотемизм превратился в непонятное обожание предков.
Точно таким же образом, хотя и не подчеркивая недоразумения, лорд Эйвбери (более известный под своим прежним именем Джон Лаббок) судит о происхождении тотемизма:
если мы желаем объяснить почитание животных, то нам не следует забывать, как часто чело- веческие имена заимствуются у животных. Дети и потомки человека, названного медведем или львом, делали из этого имени название племени.
Отсюда получалось, что само животное приобретало известное уважение и, наконец,
становилось объектом почитания.
Неопровержимое, как нам кажется, возражение против объяснения тотема наимено- ванием индивидов привел Физо ссылкой на господствующее у австралийцев положение вещей. Он показал, что тотем является всегда признаком групп людей, а иногда – одного только человека. Если бы было иначе и тотем был бы именем одного человека, то при гос- подстве системы материнского наследования это имя никогда не могло бы перенестись на его детей.
Впрочем, сообщенные до сих пор теории явно несостоятельны. Они еще объясняют факт наименования племен примитивных народов названием животных, но никоим образом не значение, которое получило это наименование – тотемистическую систему. Наибольшее внимание из этой группы заслуживает теория Э. Ланга. Она все еще усматривает центр про- блемы в наименовании, но выдвигает два интересных психологических момента и таким образом претендует на окончательное разрешение загадки тотемизма.
Эндрю Ланг полагает, что безразлично, каким образом кланы сначала набрели на название животных. Допустим, что в один прекрасный день в них проснулось сознание, что они носят такие имена, но почему – они не могли дать себе в этом отчета. Происхождение
47
Lang A. The Secret of the Totem.
48
Lang A. The Secret of the Totem. 1905.
49
Pikler и So ml о. «Происхождение тотемизма», 1901. Свое объяснение авторы с основанием называют: «Материалы к материалистической теории истории».

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
79
этих имен забыто. В таком случае они, вероятно, пытались различными путями узнать об этом и при существовавшем у них убеждении в том, что имена эти имеют значение, они по необходимости должны были прийти ко всем этим мыслям, которые содержатся в тоте- мистической системе. Для примитивных народов имена, как и для современных дикарей и даже для наших детей
50
, представляют собой не нечто безразличное и условное, как это кажется нам, а что-то значительное и существенное. Имя человека образует главную состав- ную часть его личности, быть может, часть его души. Одинаковое имя с животным должно было привести примитивные народы к предположению о существовании таинственной и значительной связи между их личностью и этой животной породой. Какая же это могла быть другая связь, как не кровное родство? Но раз такое родство допускалось вследствие сход- ства имени, то, как прямое следствие кровного табу, из него вытекали все тотемистические предписания, включая и экзогамию.
Именно эти три вещи – группа имен животных неизвестного происхождения, вера в высшую связь между всеми носителями одного и того же имени – людьми и животными,
вера в таинственное значение крови – вызвали появление всех тотемических верований и деяний, включая сюда и экзогамию. (The Secret of the Totem, с. 126.)
Объяснения Ланга распадаются, так сказать, на два периода по времени. Одна часть его теории объясняет тотемистическую систему психологической необходимостью, исходя из факта названия тотема при условии, что забыто происхождение этого наименования. Другая часть теории направлена на выяснение происхождения этих имен. Мы увидим, что она носит совсем другой характер.
Эта вторая часть теории Ланга по существу мало чем отличается от других, названных мною «номиналистическими». Практическая потребность в различении заставила отдель- ные племена давать себе имена, и потому они соглашались с именами, которые давали им другие племена. Это «название из ничего» составляет особенность конструкции Ланга.
Ничего удивительного нет в том, что получившиеся таким образом имена были заимство- ваны у животных и не могли казаться примитивным народам бранью или насмешкой. Впро- чем, Ланг указал на далеко не единичные случаи из более поздних эпох истории, когда имена,
данные другими первоначально с целью насмешки, были приняты теми, кому они давались,
и они охотно их носили (гезы, виги и тори).
Предположение, что возникновение этих имен со временем было забыто, связывает эту вторую часть теории Ланга с изложенной раньше.
β) Социологические теории
С. Рейнах, с успехом исследовавший остатки тотемистической системы в культе и в нравах позднейших периодов, но с самого начала придававший мало значения моменту про- исхождения от животного-тотема, в одном месте смело заявляет, что тотемизм кажется ему только «une hypertrophie de l’instinct social» (гипертрофией социального инстинкта).
Тот же взгляд проходит через новый труд Э. Дюркгейма «Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie», 1912 г. («Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии»). Тотем является явным представителем соци- альной религии этих народов. Он олицетворяет общественность, являющуюся настоящим предметом почитания.
Другие авторы пытались более детально обосновать взгляд об участии социальных влечений в образовании тотемистических институтов. Так, Хадзон предполагал, что перво- начально каждое примитивное племя питалось особой породой животных или растений,
может быть, вело торговлю этими пищевыми продуктами и давало их в обмен другим пле- менам. Таким образом должно было случиться, что племя становилось известным другим
50
Ср. ст. «О табу».

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
80
племенам по названию животного, игравшего для него такую важную роль. Одновременно у этого племени должна была развиться особая близость с этим животным и своего рода интерес к нему, основанный, однако, на одном только психическом мотиве, на самой эле- ментарной и необходимой из человеческих потребностей – на голоде.
Возражения против этой самой рациональной из всех теорий тотема указывают, что нигде не было найдено такого состояния питания у примитивных народов и, вероятно, его никогда и не было. Дикари всеядны, и тем в большей степени, чем ниже они стоят. Далее нельзя понять, как из такой исключительной диеты могло развиться почти религиозное отно- шение к тотему, достигающее высшего выражения в абсолютном воздержании от любимой пищи.
Первая из трех теорий, высказанных Фрэзером о происхождении тотемизма, была пси- хологической; она будет изложена в другом месте. Вторая теория Фрэзера, о которой пред- стоит здесь говорить, возникла под впечатлением опубликованных важных работ двух иссле- дователей о туземцах центральной Австралии.
Спенсер и Жиллен описали ряд странных обычаев, учреждений и взглядов одной группы племен, так называемой нации арунта, и Фрэзер согласился с их мнением, что в этих особенностях нужно видеть черты первичного состояния и что они могут объяснить перво- начальный и настоящий смысл тотемизма.
Эти особенности у племени арунта (части нации арунта) следующие.
1. У него имеется расчленение на кланы тотема, но тотем передается не по наследству,
а определяется индивидуально (способом, о котором речь будет ниже).
2. Кланы тотема не экзогамичны, брачные ограничения образуются благодаря высоко- развитому расчленению на брачные классы, не имеющие ничего общего с тотемом.
3. Функция клана тотема состоит в выполнении церемониала, имеющего целью исклю- чительно магическим путем способствовать размножению съедобного тотемистического объекта (Этот церемониал называется интичиум).
4. У арунта имеется своеобразная теория зачатия и воскресения. Они полагают, что в известных местах их страны духи умерших членов одного и того же тотема ждут своего вос- кресения и проникают в тело женщин, проходящих мимо этих мест. Если рождается ребе- нок, то мать указывает, в каком обиталище духов, по ее мнению, она зачала ребенка. В соот- ветствии с этим определяется тотем ребенка. Далее предполагается, что духи (умерших, как и воскресших) связаны своеобразными каменными амулетами (так называемые чуринга),
которые находятся в этих обиталищах.
По-видимому, два момента побудили Фрэзера поверить, что в учреждениях арунта открыты древнейшие формы тотемизма. Во-первых, существование различных мифов,
утверждающих, что предки арунта всегда питались своим тотемом и женились на женщи- нах только собственного тотема. Во-вторых, то обстоятельство, что в их воззрениях на зача- тие половой акт отодвинут на второй план. На людей, которые еще не узнали, что зачатие является следствием полового акта, можно смотреть, как на самых отсталых и примитивных представителей человеческого рода.
Основывая свое суждение о тотемизме на церемонии интичиума, Фрэзер сразу уви- дел тотемистическую систему в совершенно изменившемся свете, как совершенно практи- ческую организацию для удовлетворения естественных потребностей человека (ср. выше теорию Хэддона)
51
. Система оказалась просто грандиозной «coopératif magic». Примитив- ные народы организовали, так сказать, магическое производственно-потребительское обще-
51
Здесь ничего нет из того неясного и мистического, метафизически туманного, что некоторые авторы хотят приписать скромному началу человеческих размышлений, но что совершенно чуждо простому, чувственному и конкретному способу мышления дикарей.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
81
ство. Каждый клан тотема взял на себя задачу заботиться о достаточном количестве извест- ного пищевого средства. Если дело касалось несъедобного тотема, как, например, вредных животных, дождя, ветра и т. п., то на обязанности клана тотема лежала задача добиться вла- сти над этой частью природы и отразить весь ее вред. Достижения каждого клана шли на пользу другим; так как клан не мог есть ничего или только очень мало из своего тотема, то он добывал это ценное добро для других и за это снабжался ими тем, что они, в свою очередь,
должны были добывать соответственно своей социальной тотемистической обязанности. В
свете этого понимания, основанного на церемонии интичиума, Фрэзеру казалось, что запре- щение есть тотем затмило и отодвинуло на задний план более важную сторону отношений, а именно заповедь доставлять для потребления другим как можно больше съедобного тотема.
Фрэзер допускает, что у арунта, согласно традиции, первоначально каждый клан тотема питался без ограничения своим тотемом. Но тогда возникло затруднение для понима- ния последующего развития, когда клан стал довольствоваться тем, что обеспечивал тотем другим, сам отказавшись от его употребления. Фрэзер полагает, что это ограничение вовсе не произошло от своего рода религиозного уважения, а, вероятно, благодаря наблюдению,
что ни одно животное не пожирает себе подобных, так что это нарушение отождествления с тотемом повредило бы власти, которую хочешь над ним приобрести. Или ограничение воз- никло из стремления приобрести благосклонность существа, если будут щадить его самого.
Но Фрэзер не скрывал трудностей этого объяснения и столь же мало рисковал, указывая,
каким путем подтверждаемый мифами арунта обычай заключать брак в пределах тотема превратился в экзогамию.
Основанная на обряде интичиума теория Фрэзера зиждется всецело на признании при- митивной природы института арунта. Но после приведенных Дюркгеймом и Лангом возра- жений кажется невозможным настаивать на этом, арунта, наоборот, по-видимому, пошли в своем развитии дальше всех австралийских племен и представляют скорее уже стадию рас- пада, чем начала тотемизма. Мифы, произведшие на Фрэзера такое большое впечатление,
потому что они в противоположность существующим теперь институтам подчеркивают раз- решение есть тотем и заключать браки в пределах тотема, объясняются легко, как фантазии,
выражающие желание и проецированные на прошлое, подобно мифам о золотом веке.
γ) Психологические теории
Первая психологическая теория Фрэзера, созданная еще до его знакомства с наблюде- ниями Спенсера и Жиллена, основывалась на вере во «внешнюю душу». Тотем должен был представлять собой верное убежище для души, куда она прячется, чтобы избежать угрожа- ющих ей опасностей. Если примитивный человек прятал свою душу в свой тотем, то бла- годаря этому он сам становился неуязвимым и, разумеется, опасался сам причинять вред носителю своей души. Так как он не знал, какой экземпляр животной породы является носи- телем его души, то для него было вполне естественно щадить всю породу. Позже Фрэзер сам отказался от мысли производить тотемизм из веры в души.
Познакомившись с наблюдениями Спенсера и Жиллена, он создал изложенную раньше другую социологическую теорию тотемизма, но впоследствии сам нашел, что мотив, из которого он выводил тотемизм, слишком «рационален» и что он при этом предполагал суще- ствование слишком сложной социальной организации, чтобы ее можно было назвать прими- тивной
52
. Магические кооперативные общества казались ему теперь скорее поздними про- изведениями, чем зародышами тотемизма. Он искал более простого элемента, примитивного
52
«Кажется неправдоподобным, чтобы община дикарей могла мудро разделить царство природы на области, назначая в каждую область особенную группу магов, и приказать всем этим группам творить магическое и создавать чародейственную силу общего божества».

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
82
суеверия за этими образованиями, чтобы из него вывести возникновение тотемизма. Этот первоначальный момент он нашел в удивительной теории зачатия арунта.
Как уже сказано, арунта отрицают связь зачатия с половым актом. Если женщина чув- ствует себя матерью, то это значит, что какой-нибудь из ждущих возрождения духов из бли- жайшего их обиталища проник в ее тело и рождается ею в виде ребенка. Этот ребенок имеет тот же тотем, что и все духи, приютившиеся в известном месте. Эта теория зачатия не может объяснить тотемизма, потому что наперед предполагает его существование. Но если сделать еще шаг назад и допустить, что женщина сначала верила, что животное, растение, камень или другой предмет, занимавший ее внимание в момент, когда она впервые почувствовала себя матерью, действительно в нее проник потом и рождается ею в человеческой форме,
идентичность человека с его тотемом приобрела бы действительно основание благодаря этой вере матери, и из этого легко вытекали бы все дальнейшие заповеди тотема (за исклю- чением экзогамии).
Человек отказался бы есть это животное или это растение, потому что, таким образом,
он ел самого себя. Но у него явилось бы побуждение иной раз в виде особой церемонии вкусить что-нибудь из своего тотема, потому что этим он укрепил бы свое отождествление с тотемом, составляющее сущность тотемизма. Наблюдения W. H. R. Rivers’а, казалось, дока- зывали прямое отождествление людей с их тотемом на основании такой теории зачатия.
Итак, последним источником тотемизма оказалось неведение дикарей того, каким образом люди и эти животные продолжают свой род. В особенности же неизвестна была роль самца при оплодотворении. Это незнание поддерживалось длинным интервалом между актом оплодотворения и рождением ребенка (или моментом, когда чувствуются первые детские движения). Тотемизм является поэтому созданием не мужского, а женского духа.
Корни его составляют «капризы» (sick fancies) беременной женщины. Действительно, то,
что находит на женщину в таинственный момент ее жизни, когда она впервые чувствует себя матерью, легко может идентифицироваться уже с ребенком в ее чреве. Такие материнские фантазии, столь естественные и, как кажется, общераспространенные, по-видимому, были корнями тотемизма.
Против этой третьей теории Фрэзера приводится то же возражение, что и против вто- рой – социологической. Арунта, по-видимому, ушли очень далеко от начала тотемизма. Их отрицание роли отца основано, по-видимому, не на примитивном незнании; в некоторых отношениях у них имеется даже отцовское наследование. Они, по-видимому, значение роли отца принесли в жертву своего рода рассуждениям, чтобы воздать честь духам предков
53
Если они возвели в общую теорию зачатия миф о непорочном зачатии благодаря духу, то им так же мало можно приписать из-за этого незнание условий продолжения рода, как и древним народам в эпоху возникновения христианских мифов.
Другую теорию происхождения тотемизма создал голландец G. A. Wile ken. Она пред- ставляет собой соединение тотемизма с переселением душ: «то животное, в которое по общераспространенной вере переходили души умерших, становилось кровным родственни- ком, предком и почиталось как таковое». Но вера в переселение душ в животных скорее сама произошла от тотемизма, чем наоборот.
Другой теории тотемизма придерживаются замечательные американские этнологи
Боас, Хилтон и др. Эта теория исходит из наблюдений над тотемистическими племенами индейцев и утверждает, что тотем первоначально является духом-покровителем предка,
явившимся ему во сне и переданным этим предком по наследству потомству. Мы уже видели раньше, как трудно объяснять тотемизм унаследованием от одного человека; кроме того,
53
Это верование – философия первобытных примитивных людей. Lang A. Secret of the Totem. P. 1921.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
83
австралийские наблюдения никоим образом не подтверждают попытки свести тотем к духу- покровителю.
Для последней высказанной Вундтом психологической теории решающее значение имели те факты, что, во-первых, первоначальным объектом тотема и наиболее распростра- ненным является животное и что, во-вторых, между животными тотема опять-таки самые первоначальные совпадают с животными-душами. Животные-души, как птицы, змея, яще- рица, мышь, благодаря большой подвижности, летанию по воздуху и другим свойствам, обу- словливающим непривычное и жуткое чувство, являются самыми подходящими для того,
чтобы именно в них усматривали существа, в которых и помещалась душа, оставляющая тело. Животное-тотем представляет собой дериват переселения души в животное. Таким образом, для Вундта тотемизм сливается здесь непосредственно с верой в души, или с ани- мизмом.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта