тотем. Тотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун. Зигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии
Скачать 2.29 Mb.
|
IV. Инфантильное возвращение тотема Нечего опасаться, что психоанализ, впервые открывши постоянное многократное детерминирование психических актов и образований, попытается утверждать, что нечто столь сложное, как религия, имеет только одно происхождение. Если он по необходимости, собственно говоря, из обязательной для него односторонности, настаивает на признании только одного источника этого института, то он так же мало настаивает на исключительно- сти этого источника, как и на том, что ему принадлежит первое место среди совокупности действующих моментов. Только синтез из различных областей исследования может решить, какое относительное значение нужно уделить описываемому здесь механизму в происхож- дении религии; но такая работа превосходит как средства, так и намерения психоаналитика. З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 71 1 В первой статье этого цикла мы познакомились с понятием тотемизма. Мы слышали, что тотемизм представляет собой систему, заменяющую у некоторых примитивных народов Австралии, Африки и Америки религию и образующую основу социальной организации. Мы знаем, что шотландец Макленнан (1869) привлек всеобщий интерес к феномену тоте- мизма, к которому до того относились как к курьезу, и высказал предположение, что боль- шое количество обычаев и нравов в различных древних и современных обществах нужно понимать как остатки тотемической эпохи. С тех пор науки в полном объеме признали это значение тотемизма. Как одно из последних мнений по этому вопросу, процитирую следу- ющее место из «Элементов психологии народов» В. Вундта (1912). «Обобщая все это, мы приходим с большой вероятностью к заключению, что некогда тотемическая культура везде составляла предварительную ступень дальнейшего развития и переходную ступень между состоянием примитивного человека и веком героев и богов». Цели предлагаемой статьи побуждают нас глубже проникнуть в характер тотемизма. По причинам, которые станут ясны ниже, я предпочитаю здесь описание С. Рейнаха, кото- рый в 1900 году сделал набросок следующего Code du totemisme в 12 параграфах, являюще- гося как бы катехизисом тотемистической религии: 1. Нельзя ни убивать, ни есть определенных животных, но люди воспитывают отдель- ных животных этого рода и ухаживают за ними. 2. Случайно погибшее животное оплакивается и хоронится с такими же почестями, как соплеменник. 3. Иногда запрещение употреблять в пищу относится только к определенной части тела животного. 4. Если под давлением необходимости приходится убить животное, которое обыкно- венно нужно щадить, то перед ним надо извиниться, постараться ослабить нарушение табу убийства разнообразными искусственными приемами и оправданиями. 5. Если животное приносится в жертву по ритуалу, то его торжественно оплакивают. 6. В некоторых торжественных случаях, в религиозных церемониях, надевают шкуры определенных животных. Там, где тотемизм еще сохранился, это – шкуры животного тотема. 7. Племена или отдельные лица называются именами животных, именно животных тотема. 8. Многие племена пользуются изображением животных, как гербом, и украшают им свое оружие; мужчины рисуют изображение тотема на своем теле или татуируют его изоб- ражение на коже. 9. Если тотем принадлежит к страшным или опасным животным, то предполагается, что оно щадит членов названного его именем племени. 10. Животное-тотем охраняет и предупреждает об опасности лиц, принадлежащих к этому племени. 11. Животное-тотем предсказывает своим поклонникам будущее и служит им вождем. 12. Члены племени одного тотема часто верят в то, что связаны с животным тотема узами общего происхождения. Этот катехизис тотемистической религии можно вполне оценить, приняв во внимание, что Рейнах внес сюда все признаки и пережитки, из которых можно заключить о существо- вавшей когда-то тотемистической системе. Особое отношение автора к проблеме проявля- ется в том, что он зато пренебрег существенными чертами тотемизма. Мы убедимся, что из двух основных положений тотемистического катехизиса он отодвинул один на задний план, а другой пропустил совсем. З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 72 Чтобы составить себе ясное представление о характере тотемизма, обратимся к автору, посвятившему теме четырехтомное сочинение, которое соединяет самое полное собрание относящихся сюда наблюдений с самым обстоятельным обсуждением затронутых проблем. Мы останемся обязанными Фрэзеру, автору «Тотемизма и экзогамии» 36 за сообщенные им сведения, даже если психоаналитическое исследование приведет к результатам, далеко рас- ходящимся с его результатами 37 Тотем, писал Фрэзер в своей первой статье, представляет собой материальный объект, которому дикарь выражает суеверное почтение, потому что думает, что между ним самим и каждым такого рода предметом имеется совершенно особое отношение. Связь между чело- веком и его тотемом обоюдная, тотем запугивает человека, и человек доказывает свое почте- ние тотему различным образом, например, тем, что не убивает его, если это животное, и не срывает, если это растение. Тотем отличается от фетиша тем, что никогда не состоит из един- ственной вещи, а всегда из целого рода, обыкновенно какой-нибудь породы животных или растений, реже какого-нибудь класса неодушевленных предметов и еще реже искусственно сделанных вещей. Можно различать, по крайней мере, три рода тотемов. 1. Тотем племени, в почитании которого принимает участие целое племя и который передается по наследству от одного поколения к другому. 2. Половой тотем, которому принадлежат все мужчины или все женщины племени, причем исключаются лица другого пола. 3. Индивидуальный тотем, присвоенный отдельному лицу и не переходящий на его потомство. Оба последних вида тотема по их значению в сравнении с тотемом племени не прихо- дится принимать во внимание. Если только мы не ошибаемся, то это позднее образование, имеющее мало значения для понимания сущности тотема. Тотем племени (тотем клана) является предметом обожания группы мужчин и жен- щин, носящих имя тотема, считающих себя кровными родственниками, потомками общего предка, и крепко связанных по отношению друг к другу общими обязанностями, как и общей верой в своего тотема. Тотемизм представляет собой как религиозную, так и социальную систему. С религиоз- ной стороны он выражается в отношениях почитания и заповедности между человеком и его тотемом, с социальной стороны – в обязательствах членов клана друг к другу и к другим пле- менам. В более поздней истории тотемизма эти обе стороны проявляют склонность разде- литься; социальная система переживает часто религиозную, и, наоборот, остатки тотемизма 36 1910 г. 37 Может быть, мы поступим правильно, если укажем читателю на трудности, с которыми приходится бороться при установлении фактов в этой области.Прежде всего не одни и те же лица собирают наблюдения и обрабатывают и обсуж- дают их; собирателями являются путешественники и миссионеры, а обрабатывают этот материал ученые, которые, может быть, никогда и не видали объектов своего исследования. Понять дикарей нелегко. Не все наблюдатели понимают их язык, а нередко должны были прибегать к помощи переводчиков или объясняться с расспрашиваемыми на вспомогательном языке – английском piggin.Дикари мало общительны в интимных вопросах своей культуры и откровенны только с такими чужестранцами, которые прожили среди них много лет. По различным мотивам они часто дают ложные или непонятные сообщения. Нельзя забывать, что примитивные народы – не молодые народы, а, в сущности, такие же древние, как и циви- лизованные, и что нет никакого основания полагать, что у них сохранились для нашего сведения первоначальные идеи и институты без всякого развития и искажения. Скорее несомненно, что у примитивных народов произошли глубокие перемены во всех направлениях, так что никогда нельзя решить без колебания, что в их современных состояниях и мне- ниях сохранилось подобно окаменелостям, как первоначальное прошлое, и что соответствует искажению и изменению его. Отсюда такое множество разногласий между авторами по вопросу о том, что приходится в особенностях примитивной культуры рассматривать как первичное и что как более позднее, вторичное формирование. Выяснение первичного состоя- ния остается, таким образом, всегда делом конструкции. Нелегко, наконец, вникнуть в образ мыслей примитивных наро- дов. Мы так же не понимаем их, как и детей, и всегда склонны истолковать их поступки и переживания соответственно нашим собственным психическим констелляциям. З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 73 остаются в религии таких стран, в которых уже исчезла основанная на тотемизме социаль- ная система. При теперешнем нашем знании происхождения тотемизма мы не можем с уве- ренностью утверждать, каким образом были первоначально связаны друг с другом обе его стороны. Но в общем весьма вероятно, что обе стороны тотемизма были нераздельны. Дру- гими словами, чем дальше мы идем назад, тем яснее оказывается, что лицо, принадлежащее к племени, считает себя принадлежащим к тому же роду, что и его тотем, и его отношение к тотему не отличается от отношения к товарищу по племени. З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 74 2 В специальном описании тотемизма как религиозной системы Фрэзер подчеркивает, что члены одного племени называют себя племенем своего тотема и обыкновенно также верят, что обязаны ему своим происхождением. Вследствие этой веры они не охотятся на животное тотема, не убивают и не едят его и запрещают себе сделать из него какое-нибудь другое употребление, если тотем – не животное. Запрещение убивать тотема не есть его единственное табу; иногда запрещается дотрагиваться до него, даже взглянуть на него. Во многих случаях нельзя называть тотема настоящим его именем. Нарушение этих защища- ющих тотем заповедей табу автоматически наказывается тяжелым заболеванием или смер- тью 38 Экземпляры животного-тотема воспитываются иногда кланом и содержатся в плену 39 Найденное мертвым животное-тотем оплакивают и хоронят, как товарища по клану. Если случалось убить животное-тотем, то это происходило согласно предписанному ритуалу, состоявшему из извинений и церемониала искупления. Племя ждет от своего тотема защиты и милости. Если это было опасное животное (хищный зверь, ядовитая змея), то предполагалось, что оно не причинит страдания сво- ему товарищу, и в тех случаях, когда это предположение не оправдывалось, поврежден- ный изгонялся из племени. Клятвы, полагает Фрэзер, были первоначально судом божьим; много вопросов о подлинности происхождения предоставлялось, таким образом, на решение тотема. Тотем помогает в болезнях, посылает племени знамения и предупреждения. Появ- ление животного-тотема вблизи какого-нибудь дома часто считалось возвещением смерти. Тотем пришел, чтобы забрать своего родственника 40 При различных значительных обстоятельствах член клана старается подчеркнуть свое родство с тотемом, придавая себе наружное сходство с ним, надевая на себя шкуру живот- ного-тотема или татуируя на своем теле его изображение и т. п. В торжественных случаях рождения, посвящения в мужчины, похорон это отождествление с тотемом воплощается в действия и слова. Танцы, при которых все члены племени одеваются в шкуры своего тотема и подражают его движениям, служат разнообразным магическим и религиозным целям. Наконец, бывают церемонии, при которых животное-тотем торжественно убивают 41 38 См. статью «О табу». 39 Как и теперь еще волки в клетке на лестнице на Капитолии в Риме и медведи в клетке в Берне. 40 Как белая женщина в некоторых аристократических родах. 41 См. ниже соображения по поводу жертвоприношения. З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 75 Социальная сторона тотемизма выражается, прежде всего, в строго соблюдаемых запрещениях и в многочисленных ограничениях. Члены клана тотема являются братьями и сестрами, обязаны один другому помогать и друг друга защищать. В случае убийства товарища по клану, совершенного чужим, все племя отвечает за кровавое преступление, и клан убитого чувствует себя солидарным в требовании искупления за пролитую кровь. Узы тотема крепче, чем семейные узы; они не совпадают с последними, так как перенесение тотема обыкновенно происходит путем наследования по матери, а в древности наследование по отцу, может быть, вообще не имело места. Соответствующие же ограничения табу состоят в запрещении членам того же клана тотема вступать в брак друг с другом и вообще иметь друг с другом половое общение. Это и есть знаменитая и загадочная, связанная с тотемом экзогамия. Мы посвятили ей первую ста- тью этого цикла и поэтому здесь нам достаточно только указать, что она происходит из повы- шенного страха перед инцестом, что при групповых браках она вполне понятна, как защита против инцеста, и что она сначала стремится к предупреждению инцеста для младших поко- лений и только в дальнейшем своем развитии становится препятствием и для старшего поко- З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 76 ления 42 . К этому описанию тотемизма у Фрэзера, одному из самых ранних в литературе по этому предмету, я хочу прибавить несколько выборок из одного из последних обобщений. В появившихся в 1912 году «Элементах психологии народов» В. Вундт говорит: «Живот- ное-тотем считается предком соответствующей группы. «Тотем» представляет собой, сле- довательно, с одной стороны – название группы, с другой стороны – имя рода, и в послед- нем смысле это имя имеет одновременно и мифологическое значение. Все эти употребления понятия сливаются друг с другом и некоторые из этих значений могут стушеваться, так что в некоторых случаях тотемы стали только названием частей племени, между тем как в других случаях на первом плане стоит представление о происхождении или даже значение тотема с точки зрения культа… Понятие тотема оказывается решающим для расчленения племени и его организации. С этими нормами и с утверждением их в вере и в чувстве связано то, что первоначально животное-тотем рассматривалось не только как название для группы чле- нов племени, но это животное очень часто считалось родоначальником соответствующей части племени. С этим связано и то, что эти животные-предки стали предметом культа… Помимо известных церемоний и церемониальных торжеств, этот культ животного выра- жается прежде всего в отношении к животному-тотему: не только какое-нибудь избранное животное, но и каждый представитель того же рода становится в известном смысле священ- ным животным, товарищу по тотему запрещается или разрешается только при известных условиях есть мясо животного-тотема. Этому соответствует имеющее большое значение явление противоположного характера, когда при известных условиях имеет место своего рода церемониальная еда мяса тотема…» …«Но самая важная социальная сторона этого тотемистического расчленения состоит в том, что с ней связаны определенные нормы нравов, регулирующие отношения групп между собой. Среди этих норм на первом месте стоят брачные. Таким образом, это расчлене- ние племени связано с важным явлением, возникающим впервые в тотемистическую эпоху – с экзогамией. Если мы, игнорируя все, что соответствует более позднему развитию и упадку, поста- раемся дать характеристику первоначального тотемизма, то у нас вырисовываются следую- щие существенные черты: первоначально тотемами были только животные, они счита- лись предками отдельных племен. Тотем передавался по наследству только по женской линии; запрещалось убивать или есть тотем, что для примитивных условий – одно и то же; товарищам по тотему было запрещено иметь друг с другом половое общение 43 Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Code du totemism, составленном Рейнахом, совершенно отсутствует одно из главных табу, экзогамия, между тем как предпо- сылка другого табу, происхождение от животного-тотема, упоминается лишь вскользь. Но я избрал описание Рейнаха, очень заслуженного в этой области автора, чтобы подготовить читателя к различию мнений между авторами, которым мы теперь займемся. Чем неоспоримей становился взгляд, что тотемизм составлял непременную фазу куль- туры всех народов, тем настоятельнее становилась потребность понять его, осветить загадки 42 См. первую статью. 43 В соответствии с этим текстом находится вывод о тотемизме, который Фрэзер делает в своей второй работе на эту тему. Таким образом тотемизм обычно трактуется как примитивная система в двух областях – в религии и в социальной жизни. Как система религиозная, тотемизм охватывает мистический союз дикаря с его тотемом; как система общественная, он осмысливает отношения, в которых стоят мужчина и женщина, принадлежащие к одному и тому же тотему, и отношения к представителям других тотемистических групп. Соответственно этим двум сторонам системы имеются два суровых и согласных между собой положения, или канон тотемизма: первое правило, что человек не смеет убивать или поедать свой тотем – животное или растение, и второе правило, что он не смеет жениться или жить с женщиной, принадлежащей к тому же самому тотему. Фрэзер прибавляет далее то, что вводит нас в сущность спорных вопросов о тотемизме: связаны ли или совершенно независимы друг от друга эти две стороны тотемизма – религии и общества, – это вопрос, на который отвечают различно. З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» 77 его существа. Все загадочно в тотемизме; самыми трудными моментами являются вопросы о возникновении идеи происхождения от тотема, мотивировка экзогамии (или заменяющего ее табу инцеста) и взаимоотношение между обоими элементами, т. е. между организацией тотема и запрещением инцеста. Толкование должно быть одновременно и историческим, и психологическим, оно должно указать, при каких условиях развился этот своеобразный институт и выражением каких душевных потребностей людей он служил. Мои читатели, вероятно, будут удивлены, когда услышат, с каких различных точек зре- ния специалисты-исследователи пытались ответить на эти вопросы и как расходятся в этом отношении их мнения. Сомнению подлежит почти все, что можно было бы вообще утвер- ждать относительно тотемизма и экзогамии; и вышеупомянутая картина, заимствованная из опубликованного Фрэзером в 1887 году сочинения, не может быть свободна от упрека, что она выражает совершенно произвольные предположения автора и оспаривается в настоящее время самим Фрэзером, неоднократно менявшим свои взгляды на предмет 44 Само собой напрашивается предположение, что скорее всего можно было бы постичь сущность тотемизма и экзогамии, если бы можно было приблизиться к тому, как возникли оба института. Но здесь нельзя забывать при оценке положения вещей замечания Э. Ланга, что и примитивные народы не сохранили нам этих первоначальных форм институтов и условий их возникновения, что мы вынуждены удовлетвориться только гипотезами, чтобы ими восполнить недостаточность наблюдения 45 . Среди указанных попыток объяснения тоте- мизма некоторые, на взгляд психолога, кажутся не слишком убедительными. Они слишком рациональны и не принимают во внимание чувственного характера объясняемых явлений. Другие исходят из предположений, не подтверждаемых наблюдением, третьи ссылаются на материал, который лучше поддается иному объяснению. Опровержение различных взглядов часто представляет мало трудностей; по обыкновению авторы оказываются гораздо силь- нее, критикуя друг друга, чем излагая собственные взгляды. Non liquet является результа- том большинства рассматриваемых мнений. Не приходится поэтому удивляться тому, что в новейшей, здесь большей частью пропущенной литературе предмета проявляется явное стремление отказаться от общего разрешения тотемистической проблемы, как от неосу- ществимого. При изложении этих различных гипотез я позволил себе не придерживаться последовательности по временам. |