Главная страница

тотем. Тотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун. Зигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии


Скачать 2.29 Mb.
НазваниеЗигмунд ФрейдТотем и табу. Психологияпервобытной культуры и религии
Анкортотем
Дата27.01.2022
Размер2.29 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТотем_и_табу_Психология_первобытной_культуры_и_религии_by_Зигмун.pdf
ТипРеферат
#343581
страница10 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
4
Умерший в 1894 году У. Робертсон Смит, физик, филолог, исследователь Библии и древ- ностей, человек столь же остроумный, как и свободомыслящий, высказал в опубликованном им в 1889 году сочинении «О религии семитов» предположение, что своеобразный цере- мониал, так называемое тотемистическое пиршество, с самого начала образовал состав- ную часть тотемистической системы. Для подкрепления этого предположения он распола- гал тогда единственным только сохранившимся из
V столетия до P. X. таким актом, но он сумел, благодаря анализу жертвоприношения у древних семитов, придать этому предположению высокую степень вероятности. Так как жертва предполагает божественное существо, то дело идет о выводе на основании более высокой фазы религиозного ритуала по отношению к более низкой – тотемизма.
Я хочу попытаться извлечь из замечательной книги Робертсона Смита имеющие для нас решающее значение строки о происхождении и значении жертвенного ритуала, опус- кая все, часто столь соблазнительные детали и последовательно устраняя все позднейшие наслоения. Совершенно исключается возможность дать читателю в таком извлечении хотя бы частицу блеска и убедительности оригинала.
Робертсон Смит доказывает, что жертва и у алтаря составляла существенную часть древних религий. Она играет ту же роль во всех религиях, так что возникновение ее прихо- дится приписать очень общим и повсюду одинаково действующим причинам.
Жертва-священнодействие κατ’Ϛξοχην (sacrificium, ζεονεγια) обозначала первона- чально нечто другое, чем то, что понималось под ней в позднейшие времена: приношение божеству, чтобы умилостивить его и сделать благосклонным к себе (вторичное значение в смысле самовоздержания послужило поводом к житейскому применению этого слова).
Можно доказать, что жертвоприношение представляло сначала только «акт социального отношения между божеством и его поклонниками», акт общественного праздника, соедине- ние верующих с их богом.
В жертву приносились вещи, которые можно было есть и пить; то же, чем человек питался: мясо, хлеб, плоды, вино и масло, – он жертвовал своему богу. Только в отноше- нии жертвенного мяса имелись ограничения и отступления. Жертвы животных бог поедал вместе с верующими, а растительные жертвы предоставлялись ему одному. Не подлежит никакому сомнению, что жертвы животных более древние и что они были когда-то един- ственными. Растительные жертвы произошли из приношения первинок всех плодов и соот- ветствуют дани господину поля и страны. Животная жертва древнее, чем жертва земледелия.
Из сохранившихся остатков древнего языка известно, что предоставленная богу часть жертвы сначала считалась его действительной пищей. По мере развития дематериализации божественного существа это предоставление становилось неприемлемым: выход находили в том, что божеству предоставлялась только жидкая часть трапезы. Позже употребление огня,
превращавшего жертвенное мясо на алтаре в клубы дыма, сделало возможным такое при- готовление человеческой пищи, что она больше соответствовала божественному существу.
Объектом жертвы – питья была первоначально кровь жертвенного животного; позже вино заменило кровь. Вино считалось у древних «кровью лозы», как его называют и теперь наши поэты.
Самой древней формой жертвы, более старой, чем употребление огня и знакомство с земледелием, была жертва животного, мясо и кровь которого поедались вместе – богом и верующими. Важно было, чтобы каждый участник получал свою долю в трапезе.
Таким жертвоприношением было общественное торжество, праздник целого клана.
Религия, вообще, была общественным делом, религиозный долг – честью социальных обя-

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
93
занностей. Жертвоприношение и празднество совпадают у всех народов; каждое жертво- приношение составляет в то же время праздник, и ни один праздник не праздновался без жертвоприношения. Праздничное жертвоприношение было делом радостного возвышения над собственным интересом, подчеркиванием общности между собой и божеством.
Этическая сила общественной жертвенной трапезы таилась в очень древних представ- лениях о значении совместной еды и питья. С кем-нибудь есть и пить было одновременно символом и подтверждением социальной общности и принятием на себя взаимных обязан- ностей; жертвенная трапеза прямо выражала, что бог и верующие составляют одну общину,
а тем самым определялись и все другие отношения. Обычаи, которые и теперь еще в силе у арабов в пустыне, показывают, что связующим звеном в совместной трапезе является не религиозный момент, а самый акт еды. Кто разделил хотя бы маленький кусок пищи с таким бедуином или выпил глоток его молока, тому нечего его бояться, как врага, тот может быть уверен в его защите и помощи. Разумеется, не на вечные времена: строго говоря, только на такой период времени, пока предполагается, что совместно съеденное еще сохранилось в теле. Так реалистически понимается связь соединения; она нуждается в повторении, чтобы укрепиться и стать длительной.
Почему же приписывается связующая сила совместной еде и питью? В самых прими- тивных обществах имеется только одна связь, соединяющая безусловно и без исключения:
принадлежность к одному племени (родство – Kinship). Члены рода солидарно выступают один за другого, Kin (род, семья) представляет собой группу лиц, жизнь которых таким обра- зом связана в физическое единство, что их можно рассматривать как части одного живого существа. В случае убийства кого-нибудь из Kin’a не говорят: пролита кровь того или дру- гого, а – наша кровь пролита. Древнееврейская фраза, в которой выражается племенное род- ство, гласит: ты – моя нога и мое мясо. Состоять в родстве означает, следовательно, иметь часть в общей субстанции. Вполне естественно, что родство основывается не только на факте, что человек составляет часть своей матери, от которой родился, и молоком которой вскормлен, но что и пищей, которой он питается позже и которой обновляет свое тело, можно приобрести и укрепить родство. Деля трапезу с богом, выражают убеждение, что происхо- дят из того же материала, что и он, а кого считают чужим, с тем не делят трапезы.
Жертвенная трапеза была таким образом первоначально праздничным пиром сопле- менников согласно закону, что совместно есть могут только соплеменники. В нашем обще- стве трапеза соединяет членов семьи, но жертвенная трапеза ничего общего с семьей не имеет. «Родство» старше, чем семейная жизнь. Самые древние из известных нам семей постоянно обнимают лиц, связанных различными родственными узами. Мужчины женятся на женщинах из чужого клана, дети наследуют клан матери, между мужем и остальными членами семьи нет никакого родства. В такой семье нет совместных трапез. Дикари едят еще и теперь в стороне и в одиночку, и религиозные запреты тотемизма относительно пищи часто делают для них невозможной совместную еду с их женами и детьми.
Обратимся теперь к жертвенному животному. Как мы видели, не было общих собраний племени без жертвоприношения животных, а, что еще важнее, помимо таких торжественных случаев, не резали животных. Питались плодами, дичью и молоком домашних животных, но из религиозных соображений никто не мог умерщвлять домашнее животное для собствен- ного удовлетворения. Не подлежит ни малейшему сомнению, как говорит Робертсон Смит,
что всякое жертвоприношение было приношением клана и что умерщвление жертвы пер-
воначально считалось таким действием, которое каждому в отдельности запрещалось и
оправдывалось только в том случае, если все племя брало на себя ответственность. У при- митивных народов имеется только один род действий, для которых подходит эта характе- ристика, а именно действий, вытекающих из святости общей крови племени. Жизнь, кото- рую не имеет права отнять один человек и которая может быть принесена в жертву только с

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
94
согласия и при участии всех членов клана, стоит так же высоко, как и жизнь самих членов клана. Правило, что всякий гость при жертвенной трапезе должен вкусить мясо жертвенного животного, имеет тот же смысл, что и предписание, чтобы наказание виновного члена пле- мени совершалось всем племенем. Другими словами: с жертвенным животным поступали,
как с членом родного племени; приносившая жертву община, ее бог и жертвенное живот-
ное были одной крови, членами одного клана.
На основании многочисленных доказательств Робертсон Смит отождествляет живот- ное с древним животным тотема. В более поздней древности существовали два вида жертв –
домашних животных, которые обыкновенно шли в пищу, и необыкновенные жертвы живот- ных, запрещенных для еды как нечистые. Более детальное исследование показывает, что эти нечистые животные были священными животными, что они были отданы в жертву богам,
которым были посвящены, что первоначально эти животные были тождественны с самими богами и что при жертвоприношении верующие каким-нибудь образом подчеркивали свое кровное родство с животными и с богом. Но в еще более ранние времена такого разли- чия между обыкновенными и «мистическими» жертвами не существует. Первоначально все животные священны, их мясо запрещено и может быть употребляемо в пищу только в тор- жественных случаях, при участии всего племени. Заколоть животное – все равно что про- лить кровь племени, и должно происходить с предосторожностями и с предупреждением возможности упрека.
Приручение домашних животных и возникновение скотоводства положили, по-види- мому, повсюду конец чистому и строгому тотемизму глубокой древности
66
Несмотря на боязнь, защищавшую жизнь священного животного как члена племени,
становится необходимым время от времени убивать такое животное в торжественном собра- нии и разделять мясо и кровь его среди членов клана. Мотив, диктующий этот поступок,
открывает глубочайший смысл жертвоприношения. Мы слышали уже, что в позднейшие времена совместная еда, участие в той же субстанции, которая проникает в их тело, создает священную связь между членами общины; в более древние времена такое значение имело,
по-видимому, только участие в субстанции священного животного. Священная мистерия
смерти жертвы оправдывается благодаря тому, что только этим путем можно устано-
вить священную связь, соединяющую участников между собой и с их богом.
Этой связью является не что другое, как жизнь жертвенного животного, скрытая в его мясе и в его крови и благодаря жертвенной трапезе передающаяся всем участникам. Такое представление лежит в основе всех кровных союзов, посредством которых люди возлагали на себя взаимные обязательства еще в поздние времена. Безусловно, реалистическое пони- мание общности крови, как тождества субстанции, объясняет необходимость время от вре- мени возобновлять ее физическим процессом торжественной трапезы.
Я не стану далее излагать мысли Робертсона Смита, а сжато, вкратце, резюмирую сущ- ность: когда возникла идея частной собственности, жертвоприношение понималось как дар божеству, как принесение того, что принадлежит человеку, в собственность богу. Однако это толкование не объясняло всех особенностей жертвенного ритуала. В древнейшие вре- мена жертвенное животное само было свято, его жизнь неприкосновенна, она могла быть отнята только при участии и соучастии в вине всего племени и в присутствии бога, чтобы
66
«Вывод таков, что приручение животных, к которому неизменно приводил тотемизм (если встречались животные,
способные к приручению), оказывалось фатальным для тотемизма». Но то, что из святости домашних животных сохрани- лось в «пасторальной» религии, достаточно ясно, чтобы показать первоначальный ее тотемистический характер. Еще в поздние классические времена в различных местах ритуал предписывал приносящему жертву по совершении жертвопри- ношения обращаться в бегство, как будто для того, чтобы избежать наказания. В Греции, вероятно, повсюду господствовала идея, что умерщвление быка является, собственно, преступлением. На афинском торжестве буфоний после жертвоприно- шения устраивался настоящий суд, при котором допрашивались все, принимавшие участие. Наконец, соглашались на том,
чтобы взвалить вину за убийство на нож, который бросали в море.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
95
дать святую субстанцию, поедая которую члены клана утверждаются в своей материальной тождественности друг с другом и с божеством. Жертвоприношение было таинством, само жертвенное животное – членом племени. В действительности, оно было древним животным тотема, самим примитивным богом, убийством и поеданием которого члены клана освежали и утверждали свое богоподобие.
Из анализа жертвоприношения Робертсон Смит сделал вывод, что периодическое умерщвление и поедание тотема во времена, предшествовавшие почитанию антроморф-
ного божества, составляло значительную часть тотемической религии.
Церемониал, подобный тотемистической трапезе, сохранился для нас в описании жертвоприношения более поздних времен. Св. Нил описывает жертвенный обычай бедуи- нов синайской пустыни в конце IV столетия до P. X. Жертву – верблюда связывали и клали на алтарь из необтесанного камня; предводитель же племени приказывал всем участникам обойти три раза с пением вокруг алтаря, наносил первую рану животному и жадно пил выте- кающую кровь, затем вся община бросалась на жертву, отрубала куски вздрагивающего тела и пожирала их сырыми с такой поспешностью, что в короткий промежуток времени, между восходом утренней звезды, которой приносилась эта жертва, и побледнением ее при появле- нии солнечных лучей, съедалось все жертвенное животное: тело, кости, шкура, мясо и внут- ренности. Этот варварский, носящий печать глубочайшей древности, ритуал был, по всем данным, не единичным обычаем, а первоначальной общей формой жертвы тотема, испытав- шей в позднейшее время различные ослабления.
Многие авторы отказывались признавать значение концепции трапезы тотема, потому что ее нельзя было выводить из непосредственного наблюдения периода тотемизма. Роберт- сон Смит и сам еще указал на примеры, в которых, по-видимому, жертвоприношение имело,
несомненно, значение таинства, например, при человеческих жертвоприношениях ацтеков,
на другие, напоминающие условия тотемистической трапезы, жертвоприношения медве- жьего племени квакиютль в Америке и на медвежьи торжества айнов в Японии. Фрэзер подробно описал эти и подобные случаи в обоих последних разделах своего большого труда.
Индийское племя в Калифорнии, почитающее большую хищную птицу, убивает ее при тор- жественной церемонии один раз в год, после чего ее оплакивают и сохраняют ее кожу с перьями. Индейцы зуни, в Новой Мексике, поступают таким же образом со своей святой ящерицей.
В церемониях интигизма центральноавстралийских племен наблюдалась черта, пре- красно совпадающая с предположением Робертсона Смита. Каждое поколение, прибегаю- щее к магии для размножения своего тотема, которого ему самому запрещено есть, обязано при церемонии само съесть что-нибудь из своего тотема, прежде чем последний переда- ется другим племенам. Лучший пример таинственной трапезы обычно запрещенного тотема находится по Фрэзеру у бини Западной Африки в связи с погребальной церемонией этих племен.
Но мы последуем за Робертсоном Смитом в его предположении, что таинство умерщ- вления и общей трапезы обычно запрещенного животного-тотема составляло значительную характерную черту тотемической религии
67 67
Возражения, приведенные различными авторами против этой теории жертвоприношения, не остались мне неизвест- ными, но по существу не повредили впечатлению от теории Robertson Smith’ а.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
96
5
Представим себе картину такой тотемистической трапезы и дополним ее некоторыми вероятными чертами, не получившими до сих пор достойной оценки. Клан умерщвляет жестоким образом свой тотем по торжественному поводу и съедает его сырым всего, его кровь, мясо и кости; при этом члены клана по внешнему виду имеют сходство с тотемом,
подражают его звукам и движениям, как будто хотят подчеркнуть свое тождество с ним. При этом акте сознают, что совершают запрещенное каждому в отдельности действие, которое может быть оправдано только участием всех; никто не может также отказаться от участия в умерщвлении и в трапезе. По совершении этого действия оплакивают убитое животное.
Оплакивание убитого обязательно, под страхом наказания, его главная цель, как замечает
Робертсон Смит при аналогичном положении, снять с себя ответственность за убийство.
Но вслед за этой скорбью наступает шумнейший радостный праздник, дается воля всем влечениям и разрешается удовлетворение всех их. И тут без всякого труда мы можем понять сущность праздника.
Праздник – это разрешенный, больше – обязательный эксцесс, торжественное нару- шение запрещения. Не потому, что люди, весело настроенные, следуя какому-нибудь пред- писанию, предаются излишествам, а потому, что эксцесс составляет сущность праздника.
Праздничное настроение вызывается разрешением обычно запрещенного.
Но что же означает введение к праздничному торжеству, печаль по поводу смерти животного тотема. Если радуются запрещенному обычно умерщвлению тотема, то почему в то же время и оплакивают его? Мы слышали, что члены клана освящают себя поеданием тотема, укрепляют себя в своей тождественности с ним и друг с другом. Торжественное настроение и все, что из него вытекает, можно было бы объяснить тем, что они восприяли в себя священную жизнь, носителем которой является субстанция тотема.
Психоанализ открыл нам, что животное-тотем действительно является заменой отца, и этому соответствует противоречие, что обычно запрещается его убивать и что умерщвление его становится праздником, что животное убивают и все же оплакивают его. Амбивалентная направленность чувств, которой и теперь отличается отцовский комплекс у наших детей и часто сохраняется на всю жизнь у взрослых, переносится на замену отца в виде животного тотема.
Однако, если сравнить данное психоанализом толкование тотема с фактом тотемисти- ческой трапезы и с дарвинской гипотезой о первичном состоянии человеческого общества,
то получается возможность более глубокого понимания, надежда на гипотезу, которая может показаться фантастической, но имеет то преимущество, что создает неожиданное единство между разрозненными до того рядами феноменов.
В дарвиновской первичной орде нет места для зачатков тотемизма. Здесь только жесто- кий ревнивый отец, приберегающий для себя всех самок и изгоняющий подрастающих сыновей, и ничего больше. Это первоначальное состояние общества нигде не было пред- метом наблюдения. То, что мы теперь еще находим как самую примитивную организацию,
что теперь еще сохраняет силу у известных племен, представляет собой мужские союзы,
состоящие из равноправных членов и подлежащие ограничению согласно тотемистической системе при материнском наследовании. Могло ли произойти одно из другого и каким обра- зом это стало возможным?
Ссылка на торжество тотемистической трапезы позволяет нам дать ответ: в один пре- красный день
68
изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким обра-
68
К этому описанию, которое могут неправильно понять, прошу прибавить, как корректив, заключительные строки

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
97
зом конец отцовской орде. Они осмелились сообща и совершили то, что было бы невозможно каждому в отдельности. Может быть, культурный прогресс, умение владеть новым оружием дал им чувство превосходства. То, что они, кроме того, съели убитого, вполне естественно для каннибалов-дикарей.
Жестокий праотец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого боялся каждый из братьев. В акте поедания они осуществляют отождествление с ним, каждый из них усвоил себе часть его силы. Тотемистическая трапеза, может быть, первое празднество человечества, была повторением и воспоминанием этого замечательного преступного дея- ния, от которого многое взяло свое начало; социальные организации, нравственные ограни- чения и религия
69
Для того, чтобы, не считаясь с разными предположениями, признать вероятными эти выводы, достаточно допустить, что объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем доказать у каждого из наших детей и у наших невротиков, как содержание амбивалентности отцовского комплекса. Они ненави- дели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стрем- лений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхища- лись им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усилившихся нежных душевных движений
70
Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее с испытанным всеми раскаянием. Мертвый теперь стал сильнее, чем он был при жизни; все это произошло так,
как мы теперь еще можем проследить на судьбах людей. То, чему он прежде мешал своим существованием, они сами себе теперь запрещали, попав в психическое состояние хорошо известного нам из психоанализа «позднего послушания». Они отменили поступок, объявив недопустимым убийство заместителя отца тотема, и отказались от его плодов, отказавшись от освободившихся женщин. Таким образом, из сознания вины сына они создали два основ- ных табу тотемизма, которые должны были поэтому совпасть с обоими вытесненными жела- ниями Эдипова комплекса. Кто поступал наоборот, тот обвинялся в единственных двух пре- ступлениях, составляющих предмет заботы примитивного общества
71
следующего примечания.
69
Кажущееся невероятным предположение – убийство тиранического отца, благодаря объединению изгнанных сыно- вей, казалось и Аткинсону прямым следствием, вытекающим из условий дарвиновской орды. «Орда молодых братьев жила в вынужденном целибате или, лучше сказать, в полиандрических отношениях с какой-нибудь одной попавшей в плен жен- щиной. Так эта орда жила до достижения половой зрелости; однако по мере того, как она становилась сильнее, она неиз- бежно все снова и снова вступала в борьбу, желая отнять и жену и жизнь у отца-тирана». Аткинсон, проведший свою жизнь в Новой Каледонии и находившийся в необыкновенно благоприятных условиях для изучения туземцев, ссылается также и на то, что предполагаемые Дарвином обстоятельства жизни первобытной орды легко можно наблюдать в табунах диких лошадей и быков и что эти условия всегда ведут к убийству животного-отца. Он далее предполагает, что после устранения отца наступает распад орды вследствие ожесточенной борьбы сыновей-победителей между собой. Таким путем никогда не возникла бы новая организация общества: все снова повторяющееся насильственное восшествие сына единоличного отца-тирана дает возможность отцеубийце в очень скором времени утверждаться в братоубийственных распрях. Аткинсон,
который не мог пользоваться указаниями психоанализа и которому не были известны исследования Робертсона Смита,
находит менее насильственный переход от первобытной орды к ближайшим социальным ступеням, на которых многочис- ленные мужчины уживаются в мирном сожительстве. Он допускает, что материнская любовь добивается того, что в орде остаются сначала только самые младшие сыновья, а позже и другие, за что эти терпимые должны признать сексуальные преимущественные права отца в форме отказа их от матери и сестер.Такова чрезвычайно заслуживающая внимания теория
Аткинсона, таковое ее совпадение с изложенным здесь в существенном пункте и ее отступление от высказанного нами, из которого вытекает отказ от общей связи со многими другими явлениями.Неопределенность, сокращение во времени и сжа- тость содержания в моем изложении я оправдываю сдержанностью, обусловленной природой самого предмета изложения.
Было бы так же бессмысленно добиваться точности в этих вопросах, как напрасно было бы требовать полной уверенности.
70
Этой новой направленности чувств способствовало то, что поступок этот не мог принести удовлетворения никому из совершивших его. В известном смысле его совершили напрасно. Никто из сыновей не мог осуществить свое первона- чальное желание – занять место отца. А неудача, как нам известно, гораздо больше способствует нравственной реакции,
чем удовлетворение.
71
Убийство и инцест или другое какое-нибудь преступление против священных законов крови были единственными

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
98
Оба табу тотемизма, с которых начинается нравственность людей, психологически неравноценны. Только одно из них: необходимость щадить животное-тотем – покоится все- цело на мотивах чувства; отец был устранен, в реальности нечего было исправлять. Но дру- гое – запрещение инцеста – имело также сильное практическое основание. Половая потреб- ность не объединяет мужчин, а разъединяет их. Если братья заключили союз для того,
чтобы одолеть отца, то по отношению к женщинам каждый оставался соперником другого.
Каждый, как отец, хотел овладеть ими для себя, и в борьбе всех против всех погибла бы новая организация. Но самых сильных, кто мог бы с успехом взять на себя роль отца, было несколько. Таким образом, братьям, если они хотели жить вместе, не оставалось ничего другого, как, быть может, преодолеть сильные непорядки, установить инцестуозный запрет,
благодаря которому все они одновременно отказались от желанных женщин, ради которых они прежде всего и устранили отца. Они спасли таким образом организацию, сделавшую их сильными и основанную на гомосексуальных чувствах и проявлениях, которые могли раз- виться у них за время изгнания. Может быть, это и было положение, составлявшее зародыш открытого И. Я. Бахофеном матриархального права, пока оно не сменилось патриархаль- ным семейным укладом.
С другим табу, защищающим жизнь животного-тотема, связывается право тотемизма считаться первой попыткой создания религии. Если ощущению сыновей животное-тотем казалось естественной и ближайшей заменой отца, то в навязанном им обращении с этим животным проявлялось нечто большее, чем потребность дать выражение своему раскаянию.
С суррогатом отца можно было сделать попытку успокоить жгучее чувство вины, осуще- ствить своего рода примирение с отцом. Тотемистическая система была как бы договором с отцом, в котором последний обещал все, чего только детская фантазия могла ждать от отца:
защиту, заботу и снисходительность, взамен чего сыновья брали на себя обязанность печься о его жизни, т. е. не повторять над ним деяния, сведшего в могилу настоящего отца. В тоте- мизме заключалась также и попытка оправдаться: «Если бы отец поступал с нами так, как тотем, то у нас никогда бы не явилось искушение его убить». Таким образом, тотемизм спо- собствовал тому, чтобы представить обстоятельства в ином свете и содействовать забвению события, которому он обязан своим возникновением.
При этом создались черты, определявшие впоследствии характер религии. Тотемисти- ческая религия произошла из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему, – различными – в зависимости от культурного состо- яния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну и ту же цель – реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству.
Но и другой признак, точно сохраненный религией, проявился уже тогда в тотемизме.
Амбивалентное напряжение было, вероятно, слишком велико, чтобы прийти в равновесие от какого-нибудь установления, или же психологические условия, вообще, не благоприят- ствуют изживанию этих противоположных чувств. Во всяком случае заметно, что связан- ная с отцовским комплексом амбивалентность переносится также и в религию. Религия тотемизма обнимает не только выражение раскаяния и попытки искупления, но служит также воспоминанием о триумфе над отцом. Удовлетворение по этому поводу обусловли- вает празднование поминок в виде тотемистической трапезы, при которой отпадают огра- ничения «позднего послушания», вменяется в обязанность всякий раз заново воспроизво- дить преступление убийства отца в виде жертвоприношения тотемистического животного,
когда, вследствие изменившихся влияний жизни, грозила опасность исчезнуть сохранивше- злодеяниями в примитивном обществе, которые община признавала подсудными.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
99
муся результату того деяния, усвоению особенностей отца. Нас не удивит, если мы найдем,
что и сыновье сопротивление также снова возникает отчасти в позднейших религиозных образованиях, часто в самых замечательных превращениях и перевоплощениях.
Если мы проследим в религии и в нравственном прогрессе, еще не строго разделенных в тотемизме, последствия превратившейся в раскаяние нежности к отцу, то для нас не оста- ется незамеченным, что, в сущности, победу одержали тенденции, диктовавшие убийство отца. Социальные чувства братства, на которых зиждется великий переворот, приобретают с этого момента глубочайшее влияние на развитие общества. Они находят себе выражение в святости общей крови, в подчеркивании солидарности жизни всех, принадлежащих к тому же клану. Обеспечивая себе таким образом жизнь, братья этим хотят сказать, что никто из них не должен поступать с другими так, как они все вместе поступили с отцом. Они исклю- чают возможность повторения судьбы отца. К религиозно обоснованному запрещению уби- вать тотем присоединяется еще социально обоснованное запрещение убивать брата. Еще много пройдет времени, пока заповедь освободится от ограничения только кругом сопле- менников и будет гласить просто: не убий. Сначала место патриархальной орды занял брат-
ский клан, обеспечивший себя кровной связью. Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия – на сознании вины и раскаянии, нравствен- ность – отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом созна- нием вины.
В противоположность новому и совпадая со старым пониманием тотемистической системы, психоанализ обязывает нас таким образом придерживаться взгляда о глубокой связи и одновременности происхождения тотемизма и экзогамии.

З. Фрейд. «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»
100
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта