Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные задачи предмета истории психологии

  • Движущие силы и причины исторического развития психологических идей

  • 2.Принципы и подходы к изучению истории психологии. Принципы: 1. Принцип детерминизма

  • 5.Принцип конструктивно-позитивного анализа

  • 6.Принцип периодизации и преемственности развития

  • 7.Принцип единства прошлого, настоящего и будущего

  • 8.Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания

  • 3.Методы истории психологии.

  • Метод источниковедческого анализа

  • Библиографический (изучение архивных материалов)

  • *Биографический и автобиографический методы

  • 4.Периодизация истории психологии.

  • 5.Основные положения представлений о душе в античном материализме. Учение о душе Демокрита. Понятие о мире и душе

  • 6.Идеалистическая психология (Сократ, Платон). Учение о душе Аристотеля. Сократ

  • 7.Учение о душе Аристотеля

  • 8.Теологические и философские взгляды на природу душевной жизни в Средние века.

  • История психологии, шпаргалки. История психологии шпоры. 1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками


    Скачать 146.17 Kb.
    Название1. История психологи предмет, задачи, связь с другими науками
    АнкорИстория психологии, шпаргалки
    Дата15.03.2023
    Размер146.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии шпоры.docx
    ТипЗакон
    #992536
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    1.История психологи: предмет, задачи, связь с другими науками.

    История науки - особая отрасль знания, ее предмет существенно иной, нежели предмет той науки, развитие и становлеие которой она изучает.

    Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет как эти факты и закономерности открывались человеку. Предметом психологии является психика, а именно реальность ощущений, восприятия, памяти, воли и т.д.. а предметом истории психологии -деятельность людей, занятых познанием психического мира.

    История психологии изучает особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп в разные эпохи и в различных культурах, то есть закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы и функций.

    Предмет истории психологии - изучение становления представления о психический реальности на разных этапах развития научного знания.

    Основные задачи предмета истории психологии

    Основные задачи истории психологии

    1.Изучение закономерностей развития знаний о психике с точки зрении научного (не житейского или религиозного) подхода.

    2.Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками.

    3.Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

    4.Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

    Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов. История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов.

    Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

    1)связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

    2)тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

    3)связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

    4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

    5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.
    2.Принципы и подходы к изучению истории психологии.

    Принципы:

    1. Принцип детерминизма (причинно-следственная обусловленность) закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

    Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. Любое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий. При этом следует иметь в виду системный характер этих причинно-следственных зависимостей.

    2.Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания, который отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных и внешних, социокультурных причин в ходе реального процесса исторического развития психологии. Другими словами, данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии.

    3.Принцип системности предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачественного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса.

    4.Принцип объективности историко-психологического исследования, определяющий позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту. Данный принцип предполагает, что при процедуре оценки значимости тех или иных идей и результатов творчества необходимо исходить не только из современного состояния знания, но и учитывать то реальное место, которое занимают рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени ("героя судят по законам его времени"). Таким образом, в соответствии с данным принципом, перед ученым стоит задача в ходе историко-психологического исследования выдержать позицию объективного, не предвзятого в отношении конечного результата наблюдателя по отношению к исследуемому объекту.

    5.Принцип конструктивно-позитивного анализа основан на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного.

    Однако это не означает отказа от реалистической оценки (включая и ее критические моменты) тех или иных идей, взглядов, подходов. При этом критический анализ из самоцели становится средством научного познания.

    6.Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания.

    7.Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет очертить проблемное поле будущих исследований.

    8.Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех предпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста, который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного ученого определенной концепции или теории
    3.Методы истории психологии.

    В структуре методологии любой науки существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных. В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов.

    Можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования:

    *методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-соспоставительный (синхронистический), генетический. Историко-генетический метод - изучений идей прошлого с учетом общей логики развития науки в определенный исторический период.

    *методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности;

    *метод исторической реконструкции (моделирования)

    Теоретическая реконструкция предполагает списание и критический

    анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности.

    *Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и

    особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею

    способов производства научных знаний, характера научного общения между

    самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики

    Метод источниковедческого анализа направлен на изучение

    документальной основы историко-психологических исследований,

    комплексная методика интерпретации и критики источника. Особое значение

    данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными

    источниками по истории психологии.

    *Библиографический (изучение архивных материалов) - поиск

    научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и

    примечаниями. Анализ научных ссылок - установление частоты

    датирования научных трудов с целью получения сведений о связях между

    научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее

    развития.

    *Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

    *Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого, источников его духовного развития, понимание причин и условий формирования его научных взглядов.
    4.Периодизация истории психологии.

    В попытках исследовать историю развития психологической науки наиболее типичны два подхода к выделению периодов развития.

    Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода:

    - философский период развития психологии (античность - 1879 г.)

    -период развития психологии как самостоятельной науки (1879 -настоящее время)

    1879 г. - год основания немецким физиологом и психологом В. Вундтом лаборатории экспериментальной психологии в Лейпциге, с этого момента в психологии стали использовать новый метод проверки научных гипотез - эксперимент. Психологии вышла из «лона» философии и начала развиваться самотоятельно.

    Второйподход, предложенный А.Н. Ждан в 1997 г., более содержательный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения предмета психологии.

    В этом подходе выделяется три периода:

    1) Психология как наука о душе (античность-начало Нового

    времени (17 в.)

    Под душой понималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения) и восприятия, память, представления, воображение, аффект, воля, характер и т.д.

    2) Психология как наука о сознании (17 - начало 20 вв.). Этот период связан с именем Рене Декарта. Под сознанием понимается мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные потребности, бессознательное, перцепция и апперцепция, ассоциации, одаренность и т.д.

    3) Психология как наука о поведении (нач. - конец 20 в.). Связан с развитием бихевиоризма и именем Дж. Уотсона. Психология стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и математические методы для обработки результатов эксперимента. Термины: условный ибезусловный рефлексы, подкрепление, научение и т.д.
    5.Основные положения представлений о душе в античном материализме. Учение о душе Демокрита.

    Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов - мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е. душа также смертна, как и тело.

    Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу. Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему Миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений— печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взглядов Демокрита является количественный принцип, не позволяющий отличить психические процессы от материальных. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.
    6.Идеалистическая психология (Сократ, Платон). Учение о душе Аристотеля.

    Сократ (470-399 гг до н.э.) - мастер устной традиции, философ. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из «диалогов» его ближайшего ученика Платона. Сократ обсуждал проблемы теории познания, этики, политики, педагогики. Смысл деятельности Сократа (диалектика - нахождение истины в беседе) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (сократический метод).

    Он впервые рассматривал душу, как источник нравственности человека, а не источник его активности (в противовес Демокриту). Нравственность реализуется в поступках людей. Сократ связывал нравственность с разумом. Он придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, а тело - инструмент на службе у души.

    Девиз Сократа гласит: «Познай самого себя» Под познанием он понимал не обращение вовнутрь к своим переживаниям, а анализ поступков и отношение к ним. Для Сократа было важным не отношение человека к природе или другим людям, а отношение человека к самому себе. Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его ученика Платона.

    Учение Платона

    Платон (427-347 гг. До н.э.) - ближайший ученик Сократа, автор 36 работ написанных в форме диалогов (сохранились практически полностью). Способности Платона проявились очень рано и существует ряд легенд о его божественном происхождении. Настоящее его имя - Аристокл. В юности, из-за занятий гимнастикой получает имя - Платон («широкоплечий»). Платон основал свою школу, которую назвал «Академией».

    Основные идеи:

    • центральное понятие в концепции Платона - мир идей; мир идей стоит над материальным чувственным миром вещей;

    • душа - сущность, которая посредничает между миром идей и миром вещей;

    • жизнь души циклична и бесконечна, она может вспоминать прежний телесный опыт;

    • душа имеет трехчастную структуру: рациональная часть (находится в головном мозге), иррациональная (в сердце), вожделеющая (в печени). На ее основе, по критерию преобладания одной из частей, разработал типологию личности, мудрец, воин, поэт, ремесленник и раб;

    - выдвинул идею о внутреннем конфликте мотивов в душе (получила
    развитие в психоанализе), конфликт обнаруживается в сноведениях;

    - первым заговорил о памяти, как о самостоятельном психическом
    процессе;

    - впервые выделил этапы в процессе познания, открыл роль внутренней
    речи и активность мышления, выделил трехуровневую структуру
    познания: мнение, рассудок, разум.
    7.Учение о душе Аристотеля

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - получил сначала медицинское, а затем философское образование. Считается, что его мировоззрение сформировалось еще до встречи с его учителем - Платоном. Аристотель заложил основы современного естественно-научного понимания мира. По Аристотелю, мир есть результат взаимодействия двух начал: материи и формы.

    Он открыл новую эпоху в понимании души, как предмета психологии. Душу от тела отделить нельзя, душа - форма, способ организации тела. Представление о душе изложены им в одноименном трактате - «О душе». Душа присуща всем живым организмам и подлежит опытному изучению. Она обладает различными способностями (или свойствами):

    1, растительная душа - общая у растений, животных и человека, способна к питанию, росту, размножению;

    2. животная душа - обладает свойством воспринимать образы, переживать аффекты и стремления, свойственна животным и человеку;

    3. душа человека (умственная душа) - способна мыслить и формировать понятия, присуща только человеку; Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом и она смертна, а другая часть души имеет божественную природу и жизнь ее циклична (схожесть с философией Платона).
    8.Теологические и философские взгляды на природу душевной жизни в Средние века.

    Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.

    Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии,

    Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречии с богословием, В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода.

    Психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию.

    В психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, у психологии появился предмет для научного изучения.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта