Главная страница
Навигация по странице:

  • Европу через Киев, Одессу и Варшаву.

  • Швеции и Норвегии

  • «случайной эмиграции»

  • «насильственной» эмиграции

  • Завершил первую волну писательской эмиграции Е.И. Замятин, оставивший родину в 1931 году.

  • Королевстве сербов, хорватов и словенцев

  • Во второй половине 1920-х

  • Шанхай

  • Часть беженцев сумела перебраться в Австралию, Южную и Северную Америку.

  • Первый

  • Париж

  • 3. «Слово о погибели Земли Русской» в публицистической и художественно-документальной прозе о революции.

  • Литература русского зарубежья. ЛРЗ. 1. Первая волна русской эмиграции причины, этапы, пути, состав. Первая волна эмиграции возникает в результате великого исхода


    Скачать 270.42 Kb.
    Название1. Первая волна русской эмиграции причины, этапы, пути, состав. Первая волна эмиграции возникает в результате великого исхода
    АнкорЛитература русского зарубежья
    Дата25.04.2022
    Размер270.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛРЗ.docx
    ТипДокументы
    #496688
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1. Первая волна русской эмиграции: причины, этапы, пути, состав.
    Первая волна эмиграции возникает в результате «великого исхода» русских беженцев с родной земли, масштабы которого до сих пор вызывают споры исследователей. Октябрьская революция, введение «Декретом о печати» (ноябрь 1917 г.) политической цензуры печати, закрытие оппозиционных и небольшевистских газет и журналов, экспроприация частных издательств, гражданская война и объявленный государством диктатуры пролетариата «красный террор» поставили перед миллионами граждан России проблему выбора между Родиной и Свободой.
    Исход из метрополии складывался из нескольких потоков, в основном совпадающих с поражением на фронтах белых армий. Большинство дворянства, буржуазии, чиновничества, значительная часть офицерства, интеллигенции, а также рабочие, крестьяне, солдаты, воевавшие на стороне белой армии, (по разным сведениям – от 3 до 4 миллионов человек) были вынуждены покинуть Родину.
    После оккупации в 1918 году западных областей бывшей Российской империи германскими войсками хлынул поток беженцев в Европу через Киев, Одессу и Варшаву. В самой Польше издавна существовало значительное число русских жителей, составивших ядро эмиграции, к которому присоединилась часть беженцев. В 1919 – 1920 годах особенно массовым был путь в Европу через новообразованные страны Балтии и получившую независимость Финляндию (Гельсингфорс). В это время немногочисленные ареалы русских поселений образовались в Швеции и Норвегии; также относительно небольшое число россиян осталось в самой Финляндии, преимущественно в Выборге, откуда им пришлось снова уходить во время советско-финской кампании 1939—1940 годов. В 1920 году остатки сибирских армий и десятки тысяч беженцев через Манчжурию и закаспийские степи отошли в Китай и Месопотамию, а затем рассеялись в Корее, Японии, США, Австралии. После падения последнего оплота белой армии – Крыма – путь в эмиграцию в основном пролегал через Одессу в Константинополь.

    Однако русское зарубежье – это не только сознательная эмиграция. Бурная революционная эпоха изменила не только ход русской истории, но и контуры бывшей Российской империи: от нее «откололись» Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия (количество людей, называвших себя русскими за пределами России в 1920-е годы, в различных переписях исчисляется 9 - 10 миллионами человек). В результате подобных «переделов территории» за пределами России оказались сотни деятелей русской культуры и члены их семей, отдыхавших на так называемых «писательских дачах» в Прибалтике. Типологически близок явлению «случайной эмиграции» и отъезд за границу кормилиц, нянь и прочих «дворовых людей», сроднившихся со своими господами за многие годы жизни в их доме.

    С окончанием гражданской войны эмиграция из России не закончилась. Все нараставшее политическое давление на гуманитарную интеллигенцию привело к появлению «насильственной» эмиграции, осуществлению в 1922 году «высылки мысли», когда на «профессорских» («философских») пароходах принуждены были покинуть родину (возвращение каралось репрессиями вплоть до расстрела) крупнейшие российские философы, историки, социологи и литераторы (свыше 200 представителей интеллигенции). Завершил первую волну писательской эмиграции Е.И. Замятин, оставивший родину в 1931 году.

    Творческие силы русской интеллигенции были рассеяны по 25 странам. Хронологически первым центром литературной эмиграции стал Константинополь, куда прибывали корабли с беженцами. Ему было суждено сыграть роль «русской пересылки»: отсюда растекались по миру потоки русских изгнанников. К 1921 году русское население Константинополя и прилегающих островов сократилось до 10 тысяч человек.

    Своеобразным «пропускником» для русских беженцев была и София, где образовалась значительная русская колония, существовало «Российско-Болгарское книгоиздательство», издавалась газета «Русь». Однако отношение к русским беженцам в Болгарии было напряженным.

    Совсем иное положение сложилось в соседнем Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославии). Можно сказать, что русские эмигранты нашли здесь свою вторую родину: воспитывавшийся в России король Александр испытывал к ней глубокую благодарность за помощь в национально-освободительном движении.

    На короткую пору 1921 - 1923 годов столицей русского зарубежья становится Берлин.
    Вместе с ростом инфляции, приведшей к закрытию многих издательств и периодических изданий, и ужесточением внутренней политики в Советской России падает и значение Русского Берлина.

    Во второй половине 1920-х годов литературный центр эмигрантской жизни перемещается в Париж, раньше бывший главным политическим центром эмиграции. В Париже располагалось Центральное правление Союза русских писателей и журналистов, имевшего свои отделения в Германии, Польше, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Константинополе. По инициативе З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского было создано литературно-философское объединение «Зеленая лампа» (1926 - 1939).

    Важнейшим культурным центром русского рассеяния являлась Русская Прага. Благодаря президенту Чехословакии Т. Масарику, правительство страны организовало программу помощи русским беженцам. Крупными центрами русской эмиграции на Дальнем Востоке были Шанхай центр русской промышленности, торговли, банковской деятельности – и Харбин, где концентрировалась культурная и литературная жизнь. В августе 1945 года после вступления в город советских войск Русский Харбин трагически закончил свое существование: собранные на патриотическое собрание-митинг 13 тысяч русских эмигрантов были арестованы сотрудниками НКВД и отправлены в ГУЛАГ. Концом русского Китая можно считать 1 октября 1949 года – день создания Китайской народной республики. Часть беженцев сумела перебраться в Австралию, Южную и Северную Америку.

    2. Основные центры русской эмиграции 1920-х годов: особенности культурной жизни, писательские объединения, периодические издания.

    Русская литература в изгнании существовала в широком контексте культуры русского зарубежья.

    Необходимым условием продолжения творческой деятельности и поддержания интеллектуальной и культурной жизни изгнанников явилось печатание и распространение русского слова. В 1920 году, например, выходило 130 русских газет, в 1921 – добавилось 112, в 1922 – еще 109. Одновременно создаются многочисленные издательства: З.И.Гржебина, «Слово» И.В.Гессена, «Геликон», «Мысль», «Петрополис» (Берлин), «Пламя» (Прага), «Русская земля», «Современные записки», «Возрождение» (Париж), «Библиофил» (Ревель), «Русская библиотека» (Белград), «Северные огни» (Стокгольм), «Грамату драугс» (Рига), «Россия – Болгария» (София) и многие другие.

    Кроме того, были организованы различные клубы, салоны и литературные общества для поддержания контактов между соотечественниками, финансовой и моральной поддержки писателей, для благотворительных мероприятий: «Союз русских писателей и журналистов в Париже» (1920 - 1940), «Союз русских журналистов и литераторов в Германии» (1920 - 1935) и т.д. Значительным событием в культурной жизни эмиграции явился Первый (и единственный) съезд писателей и журналистов (1928, Белград), на котором обсуждались вопросы объединения творческих сил русского зарубежья, отношения к литературе в Советской России.

    Еще одной важнейшей предпосылкой существования и развития литературы является существование массового читателя. Вынужденные эмигранты в преобладающем большинстве представляли собой как раз культурный слой дооктябрьского русского общества: три четверти эмигрантской массы имели среднее образование, многие беженцы – высшее. Поэтому можно считать, что литература русской эмиграции именно как литература состоялась: со своим массовым читателем, широко разветвленной сетью издательств, журналов, газет, библиотек, читален.

    Константинополь стал местом «пробы сил» русской литературной эмиграции: была предпринята попытка объединения сил творческой интеллигенции (Союз русских писателей и ученых), возникло первое литературно-художественное общество (им. А.П.Чехова), организованы литературные вечера, создана первая бесплатная библиотека-читальня, под руководством А.Т.Аверченко продолжил работу театр «Гнездо перелетных птиц». Здесь было организовано издание двух русских газет, «Русское эхо» и «Вечерняя пресса», и еженедельника «Зарницы»; вышел первый альманах «Рассвет» (1920), возникло первое русское издательство «Пресса», только в 1920 году выпустившее в свет 128 книг и 15 журналов. Но главным средством выражения литературы стало устное слово (например, кабак «Черная роза» с А.Вертинским).

    Своеобразным «пропускником» для русских беженцев была и София, где образовалась значительная русская колония, существовало «Российско-Болгарское книгоиздательство», издавалась газета «Русь».

    Югославия стала своеобразным военным центром русской эмиграции, однако здесь был создан и ряд гражданских учебных заведений, выходила газета «Новое время», работал театр из части труппы МХТ, при сербской Академии Наук существовало издательство «Русская библиотека», в Белграде образовался поэтический кружок. Югославский король даже выделял в помощь ведущим писателям-эмигрантам денежные стипендии.
    На короткую пору 1921 - 1923 годов столицей русского зарубежья становится Берлин.
    Берлин в двадцатые годы становится крупнейшим центром русского издательского дела (с 1918 по 1928 год зарегистрировано 188 эмигрантских издательств). Заметным явлением литературной жизни была газета «Руль», в которой литературно-критический отдел вел Ю.И.Айхенвальд. Появляется множество журналов, альманахов, сборников; часть из них играет посредническую роль между двумя потоками русской литературы: журналы «Русская книга» («Новая русская книга»), «Эпопея» (1922 - 1923, редактировался Андреем Белым), «Беседа» (1923 - 1925, готовился М.Горьким, В. Ходасевичем и А. Белым). Подобные издания были призваны преодолеть идеологический барьер между Россией и Западом, восстановить разорванные культурные связи, здесь могли напечатать свои произведения, в обход советской цензуры, писатели, живущие в России: М.А.Булгаков, Е.И. Замятин, М.М.Зощенко, Ф.К.Сологуб, К.А.Федин, Л.Н.Лунц и другие. Кроме того, большое место занимали переводы современных зарубежных писателей, обзоры иностранной литературы, научные исследования о ней, призванные познакомить «русских грамотных людей» с культурной жизнью Европы. Благодаря «берлинскому шлюзу», преодолевалась расчлененность литературной жизни в эмиграции и в России.

    Во второй половине 1920-х годов литературный центр эмигрантской жизни перемещается в Париж, раньше бывший главным политическим центром эмиграции. В Париже располагалось Центральное правление Союза русских писателей и журналистов, имевшего свои отделения в Германии, Польше, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Константинополе. По инициативе З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского было создано литературно-философское объединение «Зеленая лампа» (1926 - 1939). Само название объединения декларировало идею непрерывности культурного процесса России, принадлежность к роковому времени истории, ответственность перед русской культурой. Темы заседаний (собиравших несколько сот человек) охватывали широкий круг актуальных общественных, исторических, философских и литературных проблем.
    Эмигрантские печатные издания Парижа (всего было создано более 2500) в основном оказывались недолговечными, выходили нерегулярно, что было связано в первую очередь с финансовыми трудностями. Первым большим литературным журналом Русского Парижа была созданная в 1920 году и выпустившая всего два номера «Грядущая Россия» под редакцией М.А. Алданова и А.Н. Толстого. Ему на смену пришли «Современные записки», ставшие основным и самым престижным общественно-литературным органом русского зарубежья (1920 – 1940). Журнал объединил авторов разных взглядов и убеждений, стал центром дискуссий по вопросам взаимоотношений старшего и младшего поколений эмигрантов, проблемам онтологического и философско-эстетического характера. Важная роль отводилась критиколитературоведческому отделу.

    Самыми популярными эмигрантскими газетами в Париже, в которых сотрудничали многие видные писатели и поэты, были «Последние новости» и «Возрождение».
    «Последние новости» (1920 - 1940) были наиболее известной газетой русского зарубежья в целом (тираж издания доходил до 40 тысяч экземпляров). Поначалу нейтральная к политике, с 1921 года она стала органом Республиканскодемократического объединения (главный редактор – П.Н. Милюков). В отличие от «Последних новостей», придерживавшихся либерально-демократических, евроцентристских взглядов, в «Возрождении» (1925 – 1940) доминировали консервативные идеи национал-патриотического толка. С 1927 года литературный отдел газеты изменил свой облик в связи с приходом в него В.Ф. Ходасевича, стремившегося дистанцироваться от «правых» взглядов редакции.
    Важнейшим культурным центром русского рассеяния являлась Русская Прага.
    В Праге существовал Союз русских писателей и журналистов, регулярно устраивавший литературные лекции, дискуссии и вечера чтений как местных, так и приезжих авторов. А. Туринцевым и С. Рафальским был создан «Скит поэтов» («литературный идеолог» объединения – проф. А.Л. Бем). «Скит» (1922 – 1940) пытался преодолеть изоляционистские тенденции в литературе эмиграции и метрополии.

    До начала Второй мировой войны в Праге ежегодно издавалось до 20 русских журналов и 18 газет. С 1921 до 1926 года издавался единственный в эмиграции ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный журнал «Воля России».

    Крупными центрами русской эмиграции на Дальнем Востоке были Шанхай центр русской промышленности, торговли, банковской деятельности – и Харбин, где концентрировалась культурная и литературная жизнь.
    В Харбине были созданы юридический факультет и Русско-китайский политехнический и Педагогический институты, работали Русский драматический театр и Русская опера, давали регулярные концерты Объединения артистов русского балета. Не менее интенсивной была литературная жизнь в Китайской диаспоре: существовали литературные объединения «Понедельник», «Шатер», «Чураевка», устраивались открытые литературные вечера, собиравшие до тысячи участников. Значительные литературные силы объединились вокруг еженедельного литературно художественного журнала «Рубеж» (1927 – 1945), стремившегося преодолеть отъединенность от европейских центров эмиграции и литературы метрополии.
    На развитие литературного процесса русского зарубежья существенное влияние оказали течения «сменовеховства» и «евразийства».
    Движение сменовеховства было во многом отражением тех настроений, которые существовали в диаспоре в первые дни эмиграции, когда, наряду с отчаянием от неизвестности и безвыходности, возникала надежда на примирение и возвращение. Сборник «Смена вех» был опубликован в 1921 году в Праге, уже в его названии звучал полемический выпад в адрес знаменитого сборника «Вехи» (1909). Ю.В. Ключников, Н.В. Устрялов, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин, С.С. Чахотин и Ю.Н. Потехин писали о задачах интеллигенции в новых исторических условиях, призывали признать победу большевизма и не сражаться с ним, но изнутри «преодолевать». Они считали необходимым идти на компромисс во имя родины, способствовать просвещению народных масс и помогать восстановлению страны, чтобы Россия вновь стала великой державой. Идея «националбольшевизма» положена в основу позиции парижского журнала «Смена вех» и сменившей его берлинской газеты «Накануне». Многие писатели с сочувствием восприняли призыв сотрудничать с новой властью и идею возвращения на родину (А.Н. Толстой, М.И. Цветаева).

    Почти одновременно со «Сменой вех» в Софии вышел сборник «Исход к Востоку: Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Н.С.Трубецкой и Г.В.Флоровский выступили с идеей, в чем-то близкой славянофильству и почвенничеству. Евразийцы тоже видели каждый народ неким единым «организмом», которому не подходят чужие образцы правильной жизни: справедливо указывая на важность для России историко-духовных связей с Востоком, они практически отвергали европейский опыт и искали некую аморфную «третью правду». В революции евразийцы видели как отрицательную сторону (бесчеловечность и безбожие), так и положительную (показала «отвратность социализма» и спасающую силу Религии). Эти идеи встретили сочувствие в среде эмиграции, было выпущено еще шесть сборников, в которых участвовали новые авторы, среди них Г.В.Вернадский, Л.П.Карсавин, Д.П.Святополк-Мирский, П.М.Бицилли. Евразийские идеи нашли отголоски в литературе советской метрополии.

    И сменовеховство, и евразийство были проявлением общего ощущения кризиса, породившего ожесточенную идеологическую и эстетическую полемику. Краеугольными вопросами оставались судьба России и отношение к вызвавшим великий исход за рубеж большевикам, положение литературы эмиграции по отношению к литературе метрополии.

    3. «Слово о погибели Земли Русской» в публицистической и художественно-документальной прозе о революции.

    Одной из важнейших черт литературы русского зарубежья стала ее политизированность. Стремление осознать происшедшее, определить его причины и следствия, понять свое новое историческое место и предназначение в русской культуре явились причинами того, что широкое развитие получила публицистика: «Окаянные дни» И.А.Бунина, «Черная книжка» З.Н.Гиппиус, «Очерки» П.Н.Краснова, «Петроград» А.В.Амфитеатрова.
    Политика вторгалась и в художественное слово, размывая грань между «изящной словесностью» и обвинительным документом: «Шестое Чувство», «Купол Святого Исаакия Далматского» А.И.Куприна, «Про одну старуху», «На пеньках», «Поле Куликово», «Каменный век», «Солнце мертвых» И.С.Шмелева, «Взвихренная Русь» А.М.Ремизова. Не случайно в русской эмиграции много говорилось об «умирании искусства», «кризисе романа», когда творец утрачивает способность к вымыслу, приближая свое произведение к документу. Для художественно-документальной прозы, которую условно можно назвать «Словом о погибели Земли Русской» (А.М.Ремизов), характерны эстетический консерватизм, сознательное ограничение проблематики творчества, остро трагический характер произведений. Симптоматично, что произведения такого накала в основном были написаны в первое десятилетие изгнания, когда эмигрантов неотступно преследовали воспоминания о пережитом.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта