Главная страница
Навигация по странице:

  • «Солнце мертвых» Ивана Шмелева

  • «Взвихренная Русь»

  • МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН

  • 4. Жанр «страшного романа» - эпопеи о революционной России в творчестве писателей-эмигрантов старшего поколения.

  • Солнце мертвых»

  • «Окаянные дни»

  • 5. Тема эмиграции в прозе старшего поколения первой эмиграции.

  • Литература русского зарубежья. ЛРЗ. 1. Первая волна русской эмиграции причины, этапы, пути, состав. Первая волна эмиграции возникает в результате великого исхода


    Скачать 270.42 Kb.
    Название1. Первая волна русской эмиграции причины, этапы, пути, состав. Первая волна эмиграции возникает в результате великого исхода
    АнкорЛитература русского зарубежья
    Дата25.04.2022
    Размер270.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛРЗ.docx
    ТипДокументы
    #496688
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    «Окаянные дни» — книга русского писателя Ивана Алексеевича Бунина, содержащая дневниковые записи, которые он вёл в Москве и Одессе с 1918 по 1920 год.

    «Окаянные дни» — это художественное и философско-публицистическое произведение, которое отражает эпоху революции и последовавшей за ней гражданской войны. Благодаря точности, с которой Бунину удалось запечатлеть царившие в России того времени переживания, раздумья и мировоззрения, книга представляет большой исторический интерес.

    Основу произведения составляет документирование и осмысление Буниным разворачивавшихся в Москве 1918 года и в Одессе 1919 года революционных событий, свидетелем которых он стал. Воспринимая революцию как национальную катастрофу, Бунин тяжело переживал происходившие в России события, что объясняет мрачную, подавленную интонацию произведения.

    Однако нельзя рассматривать «Окаянные дни» исключительно с точки зрения содержания, проблематики, только как произведение публицистического характера. Произведение Бунина соединяет в себе как черты документальных жанров, так и ярко выраженное художественное начало.
    В своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции, свершившейся в России в октябре 1917 г. Это даже не дневник в строгом смысле слова, поскольку писатель восстанавливал записи по памяти, художественно их обрабатывая.

    Повествователь отмечает ход текущих событий – разгон учредительного собрания, переход на новый календарь, приводит цитаты из газет. Напряженность сюжета обусловлена не только конкретно-историческим фоном, но и лирическим восприятием происходящего.
    Образ рассказчика конкретен – это реальное лицо, автор «Деревни», стихов «за 16 год», в которых уже было предчувствие хаоса («Вот дым валит, набат гудет – стих-е «Канун»), это герой – барин, живший в своей деревне, занимал в литературе место и писал истинно русские вещи. Художнику доступно философское понимание смысла происходящего, он способен связать данные события с прошлым, он хранитель традиций русской литературы и культуры. Во второй части на первый план выходит лирический герой, больше раскрывается настроение рассказчика, память автора придает фрагментарной картине современности исторический смысл.
    Важны реминисценции и перекличка с другими авторами: Пушкин, Грибоедов, Толстой, чехов, Герцен, Достоевский. Аналогия с «Евгением Онегиным» - цель книги – создание «картины верной», эпический фон тоже сливается с воспоминаниями, снами, размышлениями автора. Также проводится параллель с Данте: движение жизни – это «схождение в ад». Тут важен исторический контекст, много цитат : из библии( пророки) - о божьем гневе, из французской революции, из русских историков - Соловьев, Костомаров - о Пугачеве и Разине. ТО революция это закономерность.(Название - архаизм -окаянные.)Революция - это национальный и всемирно исторический рок.
    Бунин не принимает революцию. Общество мужиков, рабочих, которое хочет лишь убивать «буржуев» он воспринимает как враждебное, «беcстыжее». Изображает террор. Обличает Ленина (говорит что он животное), Брюсова, Маяковского, называет Блока глупым и противопоставляет их позиции( параллель с образами Блока – напр.старуха плачет). Ненависть к новой власти. В революции человек теряет разум, в нем «просыпается обезьяна». Эти животные не замечают «рек крови и слез». В финальных записях Москва затянута черным дымом мирового пожара, в ней холодно, сыро, пасмурно. Правительство издало декрет об экономии электричества – тем самым и в переносном смысле мир погрузился в темноту.
    Эти люди хотят уничтожить культуру, а для Бунина это очень значимо. Бунин говорит о порче языка. Он ругает либеральную интеллигенцию, так как они отравлены абстракцией. Народ они воспринимают как абстракцию , а Бунин за реальных людей. Он подменили жизнь литературой. Бунин верит в то, что видит, ибо нельзя увлекаться словами.
    В. целом он совершенно точно выхватил действительную проблему русской революции - участие в ней уголовной стихии
    Красота осталась для Бунина в прежней жизни, все рушится, плана созидания никто не видит. Страшное ощущение потери родины чувствуется во фразе, записанной 12 апреля 1919 года: "Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье".
    «Солнце мертвых» Ивана Шмелева

    Эпопея "Солнце мертвых" – безусловно, одна из самых трагических книг за всю историю человечества. (Кстати, Шмелев не случайно назвал «Солнце мертвых» эпопеей: все происходящее осмысливается им не просто в общероссийском – но в мировом масштабе. Драма превращается в трагедию). История одичания людей в братоубийственной Гражданской войне написана не просто свидетелем событий, а выдающимся русским писателем, может быть, одним из самых крупных писателей ХХ в. «Солнце мертвых» — это плач по России, трагический эпос о гражданской войне.
    Шмелев рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами... Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо пусто…». На фоне бесстрастной в своей красоте крымской природы страдает и гибнет все живое — птицы, животные, люди. Жестокая в своей правде, повесть эта написана с поэтической, дантовской мощью и наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос вопросов: о ценности личности в пору великих социальных катастроф.
    «Взвихренная Русь» (1917–1921), опубликована в 1927 году. представляет собой отклик А.М. Ремизова на события революции и Гражданской войны, первую по времени написанную книгу воспоминаний. тема Руси, Родины.
    Сложности при определении жанра этого произведения. Подобные попытки приводят к полной разноголосице: литературно-историческая хроника, автобиографическая повесть, воспоминания, роман-хронйка, мемуары-хроника и т. д.; Безоговорочно отнести произведение к мемуарным нельзя: это в полной мере художественное творение, хотя очевидна его связь и со злобой дня, фактами истории и биографии, очерком. В этой книге воплощено чувство беспредельности стихии – и в человеке, и в мироздании, чувство разрыва, случайности. Все это за границами жанра мемуаров. Сам Ремизов первоначально опубликовал значительную часть текстов, вошедших впоследствии во «Взвихренную Русь», с жанровым обозначением «временник». Такое авторское определение, указывавшее на хроникальную природу повествования, одновременно отсылало к произведению, которое во многом служило для Ремизова, составлявшего своего рода субъективную летопись новой русской «смуты», прообразом и историческим аналогом, — к «Временнику» дьяка Ивана Тимофеева, писавшемуся в 1616 — 1619 гг.
    Большинство персонажей книги – реально существовавшие, широко известные личности: Блок, Розанов, Степун, Шестов, Пришвин, Горький и т. д. Наравне с ними в произведении существуют и персонажи вымышленные. Определяющим приемом в художественной структуре «Взвихренной Руси» является смешение реального и фантастического, календарного и мифического времени, благодаря чему нарушаются границы реального и повествование свободно перемещается в область сна, «игры памяти», сказки, легенды. Этот подход становится определяющим творческим принципом. Временами кажется, что автор изображает мир, параллельный реальному.
    Книга состоит из небольших глав, в основе каждой – отдельная история, подсмотренный и рассказанный автором эпизод жизни революционной Руси. Видимая дискретность сюжетного повествования соотносима с образом «взвихренного» русского мира и позволяет сравнить ремизовское повествование с «Двенадцатью» А. Блока, «Окаянными днями» И. Бунина. Элементы художественного целого очень разнородны и относительно самостоятельны, но монтажный принцип построения текста дает возможность объединять их. Художественное время «Взвихренной Руси» организовано таким образом, что позволяет передать «разноголосицу революционной России». Временной синтез позволяет увидеть настоящее сквозь призму традиционного русского лада, национальной нормы, с особой силой подчеркнуть трагизм ее разрушения (в заключительной главе книги – «Неугасимые огни» по принципу антитезы сопоставлены два временных пласта, две Руси). Прошлое, вековое, с соборами, молитвами, колокольным звоном и чудом как привычным состоянием русской души; и «остановившееся», пустое, беззвучное настоящее.
    МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ ОСОРГИН (ИЛЬИН) (1878, Пермь – 1942, Шабри)

    «Сивцев вражек» (1928). Документальность материала, лирическое начало в философских отступлениях. Война как «кровавая мясорубка», лишающая человека его физического и духовного облика. Невозможность как оправдания, так и безоговорочного осуждения ни одной из противоборствующих сторон: битва двух правд и двух представлений о чести. Своеобразие представления о Времени, о вечном потоке жизни: события революции и гражданской войны как одна из составных частей вечной, непреходящей жизни. Убежденность, что судьба человека шире рамок истории: многообразные связи природой, домом, любовью, искусством; соотнесенность исторических событий и судеб героев с Вселенной. Космический, природный, исторический, социальный и нравственный пласты повествования. Необходимость живого заинтересованного отношения к жизни, внутренней интеллигентности, душевной чуткости. Символические черты образа Дома и главной героини как отражение веры в новое возрождение России. Образ автора-повествователя, объединяющего судьбы героев в романном хронотопе, размышляющего о родине и народе, свободе и культуре.
    4. Жанр «страшного романа» - эпопеи о революционной России в творчестве писателей-эмигрантов старшего поколения.

    Основная тема творчества писателей 1920-х гг. – револю­ция и Гражданская война. Она составляла главный нерв произве­дений и писателей русского зарубежья, и тех, кто творил в Со­ветской России. Идеологически существовали две линии в изо­бражении гражданской войны. Одни писатели восприняли Ок­тябрьскую революцию как незаконный переворот, а граждан­скую войну – как кровавую, братоубийственную. Особенно ярко ненависть к советской власти и всему, ею творимому, про­явилась в «Окаянных днях» И. Бунина, романах «Ледяной по­ход» Р. Гуля, «Солнце мертвых» И. Шмелева.

    Рожденная личным горем (расстрел большевиками сына Сер­гея) книга «Солнце мертвых» – это страшная мозаика револю­ции. Шмелев показывает революционных деятелей как слепую силу. Эти краснозвездные «обновители жизни» способны толь­ко убивать. С позиций христианской нравственности они не имеют никакого оправдания. Жертвы духовно выше их. Их страдания, боль их душ показаны Шмелевым как страдания всего русского народа, не отравленного идеологией. В романе, состоящем из отдельных рассказов, лейтмотивом проходит образ мертвого солн­ца – трагического.

    Бунин проклинал Октябрьскую революцию с лютой ненавистью. Его позиция как противника большевиков оформилась во время Гражданской войны. Однако в деятельности писателя не было политической борьбы, он не входил ни в какие группировки, кроме того, большевизм он отрицал не столько с идеологической стороны (писатель был независим от идеологий), сколько с моральной, эстетической, эмоциональной точки зрения. Несмотря на это, Бунин отчаянно стремился к осмыслению событий 1917–1919 гг. в контексте мировой истории. Писатель понимал, что стране необходимы перемены, накануне революции он рассуждал об обновлении жизни и верил в то, что революция для нас – спасение и что новый строй поведет к расцвету государства, признавал, что в распутинское время жаждал революции. Однако ход истории привел Бунина к выводу о том, что философия эта ни к черту не годится.

    «Окаянные дни» состоят из двух частей: Москва, год 1918, и Одесса, год 1919. Бунин записывает факты, увиденные на улицах городов. В первой части уличных сцен больше, писатель проводит по Москве, передавая обрывки диалогов, газетных сообщений и даже слухов. Голос самого автора появляется во второй части, одесской, где Бунин размышляет о судьбе России, переживает что-то личное, думает о собственных снах и предается воспоминаниям. Бунин писал дневник для себя, и мыслей о его публикации у писателя сначала не было, однако обстоятельства вынудили его принять обратное решение.
    5. Тема эмиграции в прозе старшего поколения первой эмиграции.

    Быт и жизнь эмиграции практически не находят отражения в литературе русского зарубежья. Исключение составляют сатира (Тэффи, А.Т. Аверченко, Дон Аминадо, Саша Черный) и немногочисленные «серьезные» произведения (например, «Колесо времени», «Жанетта» А.И. Куприна). В поэзии эмигрантов приютивший их западный мир предстает как «мачеха», и единственным спасением от его холода и безысходности мыслится смерть.

    Произведения, посвященные эмиграции:

    • Их очень мало

    • В основном написаны сатириками

    • Надежда на возвращение. Отсюда нежелание растворяться в этой среде, связывать себя с ней.

    Писатели-сатирики (Аверченко, Тэффи).

    АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО (1881, Севастополь – 1925, Прага)

    Прозаик, драматург, журналист, критик. Восприятие революции с позиции интеллигента-гуманиста. Приветствие падения романовской империи («Мой разговор с Николаем Романовым») и неприятие большевизма. Ухудшение петроградского быта как личная драма.

    1920 – эмиграция. «Обобщенный об- раз революции, антитеза революции идеалистической и реальной. Сокрушение о гибели России прежней; гротескно-абсурдное изображение действительности как отражение скрытой сущности явлений. Обличение общественных и нравственных пороков власти, реминисцентный фон как способ проявления авторской позиции. Нарушение течения времени, открытость позиции рассказчика.

    1921-1925 годы – 7 сборников рассказов и фельетонов: «Смешное в страшном» (1923), «Отдых на крапиве» (1924), «Пантеон советов молодым людям», «Рассказы циника» (1925) и другие. Появление злободневности, смена добродушного юмора горькой сатирой. Изображение отъезда за рубеж в скорбных тонах. Зарисовки эмигрантского быта, мотив обреченности, тоски по прошлому. Стилистика «монументальной фотографии с натуры». Сочетание бытописательства и аллегорического изображения современности. Трагедия русского писателя вне русского языка и быта. Философские раздумья, поиск жизнеутверждающих начал в советской и эмигрантской действительности, нежность в реализации детской темы.

    «Шутка мецената» (1925) – обращение к большой жанровой форме. Изображение жизни петербургской богемы серебряного века, лирическое предчувствие ее конца, конфликт истинного и ложного. Ассимиляция западной литературной традиции.

    *************************

    В российский период-«мягкая» сатира, в эмиграции – «злобная», язвительная, близка в сарказму.

    • Эмигранты в неприглядном свете – «бывшие люди» не способны на решение; «седые мальчики»

    • Пытается найти причины этому превращению: -эмиграция; -до седых волос называют друг друга уменьшительно-ласкательными именами.

    • Особенно злобно говорит о творческой интеллигенции. Они обязаны сохранить русскую культуру, но им, наоборот, присущ инфантилизм и постепенный уход от понятия «русского».

    Цикл «Дюжина ножей в спину революции» (1921). 12 рассказов. Литературоведческий интерес вызывает разнообразие сатирического обличения действительности:

    1. Например, о Ленине и Троцком («Короли у себя дома») –прием травестирования (муж и жена(Ленин) беседуют о России как о своем хозяйстве –для новой власти Россия – хозяйство, которое может принести выгоду).

    2. В других рассказах. Плюс ко всему он держал руку на пульсе времени (элементы и приемы из недавно появившегося кино - в каждом рассказе прием новый).


    ТЭФФИ (НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОХВИЦКАЯ, в замужестве БУЧИНСКАЯ) (1872, имение в Волынской губернии – 1952, Париж)

    Поэтесса, прозаик, переводчик, драматург. 1919 – «случайная эмиграция». Разнообразие сатирических жанров: сценка, этюд, рассказ-трактат.

    Особенности образа повествователя: вдумчивый писатель-наблюдатель, чувство меры и такта, сочетание горького смеха и сострадания к человеку, боли за него. Продолжение чеховской традиции: лаконичная характеристика внутреннего мира человека и внешней ситуации, неприятие неподвижности и самодовольства, острое чувство современности.

    Воспоминания о родине: яркие зарисовки послереволюционного быта как выражение возмущения новым режимом и боль за Россию. Отсутствие иллюзий.

    Сатирическое изображение пошлости эмигрантских будней: жалкие поступки, нелепые попытки скрыть бедность, абсурдность потуг на европейский размах, трагикомические стороны быта. Комедийно-фантастические ситуации обобщенной мелочности и бессердечности обывателя, бездушия и эгоистичности высшего общества, остроумные размышления о природе глупости. Образы «бывших людей», «мальчиков-старичков». Контраст милого сердцу прошлого и пугающего, непростого настоящего. Сочетание сарказма и сентиментальности.

    Поиск жизнеутверждающих начал: образы простых людей как выражение доброты и отзывчивости; тема детства как времени неразрывной гармоничной связи с миром, веры в чудесное. Диссонирующее соседство детской фантазии и приземленной, бытовой рассудительности взрослых как способ создания комического эффекта.

    *****************************************

    Сатира по принципу типизации, она поэт, воспринимает не как пороки, а как недостатки.

    2 основных типажа:

    1. Женские образы: милая, женственная, трогательная, беспомощная, наивная женщина («Шляпка»)

    2. Дети-подростки (мальчики и девочки). Когда они выходят из наивного детского возраста, пытаются быть взрослыми, ломать в себе детскость (это, по Тэффи, предательство)

    Писала много, но опубликовывала только достойные публикации, по ее мнению.

    +по 1 книге в конце каждого года(15 рассказов).

    Рассказ «Жизнь и воротник». Вещь получает власть над жизнью героини.

    Серии серьезных рассказов:

    1. Герои-дети. Детство – лучшее время. Дети как равные или даже выше.

    2. Герои-животные. Циклы о кошках, каждая индивидуальна.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта