1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры
Скачать 1.59 Mb.
|
1. Причины и условия возникновения философии. Место философии в системе культуры. В древнейший период своей истории человечество удовлетворялось эмпирическими знаниями, получаемыми в процессе жизненного опыта, в результате которых зародился миф. Однако с развитием человечества мифов и легенд стало не хватать для удовлетворения мировоззренческих потребностей человека. Наступил кризис мифического мировоззрения. Возникает потребность рационально объяснить мир, познать его таким, какой он есть. В ответ на эту проблему и возникает философия: теоретически объяснить все. Причины появления философии можно разделить на социальные и гносеологические: Социальные: 1) возникновение подвижной социальной структуры 2) появление разделения труда (появление группы людей, занимающихся умственной деятельностью — интеллигенция) 3) Социально территориальное разделение, т.е. разделение населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой культуры и опыта. 4) Возникновение политики, т.е. государственности и межгосударственных связей. Гносеологические: 1) Возник-е науки (особенно геометрии и математики). В этих науках обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. 2) Возникновение религии, т.е. отражение всей действительности и нахождение в ней единой божеств, сущности, единого дух. основания. 3) Возникновение противоречий между наукой и религией. Т.е. философия является посредником между наукой и религией, возникает триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества: наука, религия, философия. Условия возникновения философии:
Культура - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности. Культура, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Философия есть часть мировой культуры, без которой нельзя стать культурным, образованным человеком. С этой точки зрения предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях — категориях или универсалиях. Этот подход весьма продуктивен, так как открывает новые горизонты развития философской мысли. 2. Сущность мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения. Мифология. Особенности и функции мифа. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на свое место в нем, ставшая убеждением человека, основой его действий. Структура:
Исторические типы мировоззрения:
Мифология: Миф –сказание, предание. Герои мифов – боги, фантастические существа («Рамаяна» - Рама, «Илиада» – Аполлон (бог света). Мифы повествуют о сотворении мира и человека, о мировой гармонии, о добывании огня, изобретении ремесел, культурных достижениях людей и т. д. Миф – целостное понимание мира, в котором различные представления связывались воедино, составляя образную картину мира и задавая нормы поведения людей. Особенности мифа:
Функции мифа:
Т.о. миф, как форма общественного сознания, возникает на раннем этапе исторического развития. Впоследствии он угасает, уступая место религии. (Многие мифологические сюжеты входят в религию и мировую литературу). 3. Религиозное мировоззрение и его структура. Религия – форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование двух миров: посюсторонего и потусторонего. Потусторонний мир рассматривается верующими как истинный мир, высшее благо. В основе религии – вера в существование сверхъестественных неземных сил и в их роль в сотворение мира и в жизни людей. Религиозное мировоззрение – форма идеологии, имеющая общественную природу и выполняющая определенные функции. Функции религиозного мировоззрения:
Религия близка мифологии, т.к. основывается на вере, оперирует чувственными понятиями. Религия близка и философии, поскольку решает сходные вопросы: о смысле и происхождении окружающего мира, о достижении абсолютного, о различении добра и зла и пр. Однако религия, в основном, основана на вере, а философское мировоззрение оперирует сложной системой понятий. С определенного момента философия выделяется из религии и становится самостоятельной отраслью знания (древнегреческая философия). 4. Философское мировоззрение. Рождение философского мировоззрения - часть культурного переворота в Древней Греции в VIII – V вв. до н.э. Почвой для восхождения философского мировоззрения стали миф и религия. Философия – иной, научный тип мировоззрения, который стал опираться на позиции разума, интеллекта. Мифы и религиозные сюжеты вытесняются глубокими обобщениями, анализом, логикой, системностью и доказательствами. Вследствие этого философское мировоззрение является наиболее высоким, системно-теоретическим типом мировоззрения. А сама философия становиться ядром человеческого мировоззрения в целом. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека (научные убеждения, нравственные взгляды, эстетические взгляды, политико-правовые взгляды). При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы. Основой философского мировоззрения можно назвать: научные убеждения, нравственные взгляды, политико-правовые взгляды и эстетические взгляды. Особенности:
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы.)
Религия, наука и философия являются основными формами (способами) познания действительности. Между ними существуют схожие и отличающие их черты. Схожие и различные стороны философии и науки: Общее: 1. Наука и философия основываются на мышлении и познании. 2. Наука и философия обобщают познаваемый материал путем логических выводов (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.) и общих понятий (клетка, живое, сущность и пр.) Различия: Основное и главное различие философии и науки состоит в предмете их познания. Предмет наук сформулировать легко, так как они изучают какой-то определенный объект, часть действительности (клетка, ядро и т.д.). Предмет познания философии же развивается вместе с развитием мышления и развитием истории. Его невозможно увидеть или почувствовать, а значит чрезвычайно тяжело сформулировать. Философия не изучает предметы, она изучает отношение человека, наделенного сознанием к окружающей его действительности и к собственному мышлению. Схожие и различные стороны религии и философии: Общее: 1. Религия и философия изучают одни и те же всеобщие вопросы (о смысле жизни и предназначении человека, о различении добра и зла и пр.) 2. В религии кроме чувств и образов имеются общие мысли, представления. Философия также не сводится к интеллектуальному познанию, но познает путем чувств и интуиции. 3. Религия – учение о нравственности (о должном, ценностях). В философии также сильны этические мотивы (мысли о морали, справедливости и пр.) Философское познание есть духовный акт, в котором принимает участие не только интеллект (разум), но совокупность всех духовных сил человека (его эмоции, интуиция, воля). Различия:
Философия есть познание истины; познание сущности человеческого бытия, смысла существования человека в обществе и мире в целом. 6. Основные функции философии. Философия как мировоззрение выполняет ряд функций, а именно: 1. Мировоззренческую функцию — она состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. 2. Методологическая функция — она состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания. Философия вырабатывает основные методы познания (анализ, синтез, дедукция, аналогия и пр.). Философия является методологией фундаментального научного знания. 3. Нравственная (этическая) функция — она заключается в оформлении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. 4. Функция критического анализа — в ней она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия. 7. Основной вопрос философии. Типы классификаций философских систем. Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. При изучении этого вопроса можно подходить к нему с двух сторон: 1 — что первично, какая субстанция является определяющей - духовная или материальная, 2 — познаваем ли вообще этот мир. Такой подход привел к следующей классификации философских направлений. 1 классификация: 1. Материализм — философы, относящиеся к этому направлению, утверждают, что в основе мира лежит материальная, природная, физическая субстанция, она первична, духовное же и психическое начала лишь свойства первичной материи. 2. Идеализм — к этому направлению относятся философы, считающие, что в основе мира лежит духовное, психическое начало, а материальный, природный, физический мир производен от него. Познание мира и человека всегда осуществлялось двумя способами – разумом (логическим мышлением, доказательствами) и неразумным образом (чувствами, волей, интуицией и т.д.). Это привело к созданию другого типа классификации философских систем – рационалистической и иррационалистической. 2 классификация: 1. Рационализм — философы-рационалисты утверждали, что все чувства должны быть подчинены разуму как высшему проявлению человеческой сущности. Знание о мире даёт разум. 2. Иррационализм — философы-иррационалисты говорили, что разум должен находиться в подчинении у более высоких проявлений духовности (религиозных, нравственных, эстетических чувств, эмоций, воли к жизни и т.д.) Познание невозможно научными методами, оно происходит благодаря чувствам. Примеры религиозно-философского течения (сочетание религиозных и философских идей): персонализм, неотомизм и т.д. Приведенные классификации достаточно условны, их границы подвижны: элементы иррационализма можно найти у критических позитивистов (К.Поппер) и прагматистов (У.Джеймс), обычно относимых к рационализму. |