Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие №3

  • Рассказ "Холодная осень".

  • Практическое занятие №4

  • Проблематика и художественные особенности повести И.А.Куприна «Поединок».

  • Практическое занятие № 6.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

  • пособие Болдырева. Е. М. Болдырева


    Скачать 226.39 Kb.
    НазваниеЕ. М. Болдырева
    Анкорпособие Болдырева.docx
    Дата18.04.2018
    Размер226.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапособие Болдырева.docx
    ТипУчебное пособие
    #18207
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»



    1. Дайте краткую характеристику творчества И.А.Бунина 1910-х годов. Что нового вносит предоктябрьское десятилетие в творчество писателя? Как расширяется тематика его произведений? Докажите примерами, что проза Бунина 1910-х годов достигает большей, чем прежде, социальной остроты и большей философской обобщенности.

    2. Какова связь рассказа «Господин из Сан-Франциско» с рассказами «Братья» и «Сны Чанга»? Каким образом рассказы дополняют и проясняют друг друга? Что явилось непосредственным толчком к написанию рассказа? Раскройте смысл эпиграфа, предпосланного рассказу.

    3. Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско»:

    а) «Атлантида» как модель человеческой цивилизации; гуманистические мотивы рассказа. Можно ли свести смысл рассказа, на ваш взгляд, только к антибуржуазному пафосу?

    б) чем обосновывает свое право на удовольствия безымянный герой рассказа? Сравните подробно изложенные в рассказе планы господина и их реальное осуществление. Почему не сбываются ожидания героя рассказа, основанные на изучении рекламных проспектов?

    в) истолкуйте «мистические» явления, свидетелем которых становится господин из Сан-Франциско. Почему он сам не в состоянии их истолковать?

    г) концепция жизни и смерти в прозе И.Бунина. По какому «сценарию» проходит жизнь человека в рассказе Бунина? Почему смерть господина наступает внезапно, вдруг?

    д) в каком освещении предстает в прозе Бунина человек: в одностороннем или многогранном? Как соотносится социальное, национально-историческое и общечеловеческое в персонажах писателя? Прокомментируйте соотношение социального критицизма и экзистенциальной проблематики в рассказе.

    4. Каков авторский идеал и как он выражается в рассказе? Какое жизненное поведение представляется автору наиболее приемлемым в этом мире? Обратите внимание на поведение коридорного Луиджи, рыбака Лоренцо, хозяина повозки, перевозящей тело господина из Сан-Франциско. Чем можно объяснить внешнюю беззаботность их поведения? Прокомментируйте специфику использования автором собственных имен. Почему господин и члены его семьи остаются безымянными, в то время как периферийные персонажи – Лоренцо, Луиджи, Кармелла – наделены собственными именами? Каковы критерии ценности личности в рассказах писателя? Каким персонажам свойственно умение относиться к жизни как к драгоценнейшему дару, ощущение полноты жизни?

    5. Художественное совершенство бунинской прозы:

    а) композиционные приемы в рассказе. Заканчивается ли рассказ с завершением сюжетной линии господина из Сан-Франциско? Почему история главного героя оказывается лишь фрагментом рассказа? Есть ли в рассказе сюжетные линии, не относящиеся к жизни главного героя? Каково их содержательное наполнение? Каковы конкретно-исторические и локально-географические подробности происходящих в рассказе событий? Только ли «сюжетное» время значимо для понимания авторского отношения к ним? Каким образом пространственно-временные рамки расширяются?

    Б) предметная детализация в бунинской прозе; роль детали в рассказе. Объясните, почему так подробно описан в произведении распорядок жизни на пароходе? Проанализируйте описание туалета господина из Сан-Франциско. Каковы содержательные функции «избыточных» частностей? Не заслоняется ли общая картина мира в рассказе почти «микроскопическим» видением подробностей? Как сочетаются в рассказе крупный и общий план изображения? В чем стилевая уникальность бунинского использования деталей?

    в) прием контраста в бунинском рассказе 1910-х годов, его содержательное наполнение. Приведите конкретные примеры использования контраста в рассказе «Господин из Сан-Франциско»;

    г) бунинский пейзаж, своеобразие поэтического видения мира. Играет ли пейзаж вспомогательную роль в рассказе или имеет самостоятельную значимость? Приведите примеры пейзажных описаний из других произведений И.Бунина, которые, на ваш взгляд, дают почувствовать индивидуальность, неповторимое обаяние бунинской манеры письма;

    д) элементы символики в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Может ли быть правильно воспринят рассказ Бунина без учета второго плана? Сравните использование символики Буниным и художниками декадентских течений. Как взаимодействуют в рассказе предметное и символическое значение образов? Существует ли граница между «символическими» и «несимволическими» образами?

    е) какую роль в композиционном строении рассказа играет его ритмическая и звуковая организация?

    6. И.Бунин как наследник классических традиций русского реализма Х1Х века. В чем сходство и различия в решении вопроса о смысле человеческой жизни между И.Буниным и Л.Толстым?
    Основная литература:

    1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. - М.: Просвещение, 1966.-С.212-227.

    1. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. - М.: Наука, 1975.-С.133-138.

    1. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. - М.: Современник, 1976.-С.165-172.

    1. Сливицкая О.В. Фабула - сюжет - подробность бунинской новеллы // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Сб.4.-Калуга: Калужский гос. пединститут, 1973. - С. 39-50.


    Дополнительная литература:

    1. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.: Моск. рабочий. 1969. - С. 258-279.

    1. Горелов А.Е. Три судьбы. - Л.: Сов.писатель, 1976 (глава «Звезда одинокая»).

    1. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1980. - С. 272-318.


    Практическое занятие №3
    Концепция любви в книге И.А.Бунина «Темные аллеи»
    1. Книга "Темные аллеи" была написана во время Второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении (конфликты с властями, практическое отсутствие еды, холод и др.). Позднее, поднося в дар эту книгу Зинаиде Шаховской, Бунин написал на титульном листе: "Декамерон" написан был во время чумы. "Темные аллеи" в годы Гитлера и Сталина - когда они старались пожрать один другого". Почему столь поэтическая книга смогла быть написана в столь странное время? Какими новыми гранями обогащается ее художественный смысл за счет метафоры "пир во время чумы"?

    2. Можно ли назвать "Темные аллеи" энциклопедией любви? Попытайтесь на примере нескольких рассказов выявить разнообразные оттенки любви, сложную "гамму" чувств героев.

    3. Попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетнные компоненты (события) составят эту схему? Каковы устойчивые композиционные связи между элементами сюжета? Почему все рассказы цикла тяготеют к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах? Создает ли использование Буниным единого сюжетного "каркаса" для серии рассказов однообразие или "наслоение" разнообразных вариантов усложняет картину? Не мешает ли занимательный напряженный сюжет психологической убедительности действующих лиц и ситуаций? В литературоведении высказывалась точка зрения, согласно которой именно сюжет - главное содержательное "зерно" рассказов цикла (в нем сосредоточен важнейший смысл). Согласитесь с этим утверждением, подкрепив собственными аргументами, или скорректируйте его.

    4. Что, на Ваш взгляд, является главным в цикле: нравственный пафос каждого рассказа, создание галереи женских характеров, глубокий психологизм, утверждение вечности и неизменности древнего родового полового инстинкта? Прокомментируйте свой ответ, подтвердите его примерами.

    5. Почему Бунин избегает писать о счастливой долгой любви и в цикле нет рассказов о супружеских парах? Для ответа вспомните слова из рассказа Бунина "Дело корнета Елагина" («Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной, вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?») или неоднократно цитировавшуюся Буниным фразу Д.Г.Байрона: «Легче умереть за женщину, чем жить с ней».

    6. Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа? Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?

    7. Сопоставьте прорисовку мужских и женских образов в цикле «Темные аллеи». Какие оказываются менее яркими, менее выразительными и слабее разработанными? С чем это связано? Бунин создает «целую вереницу женских типов» - подтвердите это высказывание примерами. Можно ли выделить в этой разнообразной галерее женских образов нечто устойчивое, общее, переходящее из рассказа в рассказ? Сопоставьте несколько образов героев - это разные мужчины или один и тот же характер?

    8. Не затмевают ли натуралистические подробности в цикле "Темные аллеи" романтику ощущений, духовность любви? Как Бунину удается не перейти неуловимую границу, отделяющую тонкую интимность и выразительную откровенность от пошлости? (Известна запись Бунина о том, как бесконечно трудно описать прекрасную женщину, не впасть в пошлость). Используйте для ответа сформулированное в рассказе «Генрих» художественное "кредо" писателя: «Сочинитель имеет такое же полное право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена представлено было в этом случае живописцам и ваятелям».

    9. Какие моменты во взаимоотношениях героев более всего привлекают Бунина? Какие странные, необъяснимые, внерациональные чувства пытается уловить и зафиксировать Бунин? Почему, на Ваш взгляд, чувства, связанные с любовными переживаниями, необычайно противоречивы и часто исключают друг друга - счастье становится страданием, любовники молчат от "НЕСТЕРПИМОГО" счастья, а в финале рассказа "Иволга" герой говорит: "Это горе я помню теперь как великое счастье. В этом горе, может быть, еще больше счастья, чем в счастливые дни". Приведите свои примеры подобного единства взаимоисключающих чувств. Какие ключевые слова, определяют тональность большинства рассказов Бунина о любви (восторг, упоение, блаженство, радость - мука, боль, страдания)?

    10. Прокомментируйте смысл названия книги - "Темные аллеи", попытайтесь использовать различные смысловые ассоциации ( быт дворянской усадьбы, темное подсознательное начало в человеке и др. ). Известно, что Бунин заимствовал название цикла "Темные аллеи" из стихотворения Н.Огарева "Обыкновенная история". Сопоставьте сюжет стихотворения и уже выделенную Вами общую "модель" цикла "Темные аллеи": что общего и каковы существенные различия? Чем они обусловлены?
    Рассказ "Холодная осень".
    1. Для более полного понимания пространственно-временной ситуации, представленной в рассказе, выявите значение таких историко-культурных реалий, как Сараево, Фердинанд, Врангель, Ницца и др. Какое значение имеет историко-географический фон рассказа? Является ли он только "фоном", декорацией?

    2. Все ли события, составляющие сюжетную основу рассказа, освещены одинаково подробно? Всегда ли время, в течение которого происходят события, соответствуют времени, затраченному на рассказ о них? Почему события одного вечера занимают большую часть рассказа, а события тридцати лет жизни перечисляются в одном абзаце?

    3. Кто ведет повествование в рассказе? Почему Бунин, обычно "прибегавший" к услугам безличного повествования или строивший повествование от лица героя в этом рассказе использует столь необычную для "Темных аллей" форму? Как изменилось бы наше восприятие событий в случае безличного повествования?

    4. С помощью каких средств автор создает образы героя и героини? Насколько подробно они "прорисованы"?

    5. Как передается в рассказе внутреннее состояние героев? Выражается ли оно явно или автором используется "тайный психологизм"? Обратите внимание на психологическую оценку внешнего состояния героев: "преувеличенно спокойные слова", "притворная простота", "рассеянно смотрел", "легонько вздохнул", "безразлично отозвалась". Почему так часто употребляются слова со значением безразличия, спокойствия? Сделайте вывод о характере бунинского психологизма.

    "Грустно и хорошо" - прокомментируйте эти слова героя с точки зрения эмоционального спектра, настроения рассказа. Трагизм или какая-то иная эмоция является преобладающей?

    6. Проследите, как развивается в рассказе мотив памяти. Какую роль он играет в тексте?

    "Я пожила, ПОРАДОВАЛАСЬ, теперь уже скоро приду". Была ли радость в жизни героини? С каким чувством рассказывает она о последних тридцати годах своей жизни ( боль, отчаяние, безразличное равнодушие, спокойное приятие жизни, покорное смирение )?

    7. Проанализируйте предметную изобразительность рассказа. В чем специфика бунинского пейзажа, каково его значение в тексте? Какую роль играют процитированные в рассказе строки Фета? Почему Бунин искажает фетовский эпитет: "чернеющих" сосен вместо "дремлющих" сосен?

    8. Как финальная фраза изменяет восприятие всего рассказа? В своей книге "Освобождение Толстого" Бунин приводит слова великого русского писателя, некогда сказанные ему, юноше: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». Как связаны эти слова с художественной концепцией рассказа "Холодная осень"?

    Литература:

    1. Долгополов Л.К. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина (опыт комментария к рассказу “Чистый понедельник”) // Русская литература, 1973, №2.

    2. Иофьев М. Поздняя новелла Бунина // Иофьев М. Профили искусства. – М., 1965.

    3. Мальцев Ю. Иван Бунин. - М., Посев, 1994.

    4. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин // Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

    5. Саакянц А. Проза позднего Бунина // Собрание сочинений И.А.Бунина в 6 томах, том 5 - М., 1996, с.548 – 559.

    Практическое занятие №4
    Феноменологический автобиографический роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»
    1. Пользуясь Литературным энциклопедическим словарем, дайте определение автобиографического романа. Как соотносятся с жанровым статусом романа следующие высказывания И.Бунина: «Думают, что история Арсеньева – это моя собственная жизнь. А ведь это не так. Не могу я правды писать», «Можно при желании считать этот роман автобиографическим, так как для меня всякий искренний роман – автобиографический. И в этом случае можно было бы сказать, что я всегда автобиографичен»? Что оказывается более важным для автора – максимально точное воспроизведение своей прошлой жизни или «реставрация» своего прошлого по особым законам?

    2. Почему литературоведы неоднократно отмечали сходство бунинской и прустовской повествовательной манеры? Что роднит «Жизнь Арсеньева» и «В поисках утраченного времени?» В чем различие воссозданных Буниным и Прустом механизмов воспоминания?

    3. Категория памяти в романе. Определите смысл важного для Бунина понятия прапамяти. Вспомните, в чем заключается феноменологический принцип повествования, свойственный бунинским произведениям. Как феноменологический принцип проявляется в плане соотношения «вспоминаемой реальности» и «сознания вспоминающего субъекта»? Только ли в прошлое оказывается направленным «вектор памяти»? Чем определяется отбор материала для автобиографического романа? Каково первое воспоминание героя? Как оно соотносится со всем предшествующим творчеством Бунина? Докажите, что «Жизнь Арсеньева» – это не только память о жизни, но и память о творчестве: какие темы, характерные для творчества Бунина, синтезированы в романе?

    4. Категория смерти в романе. Можно ли считать, что самым сильным катализатором автобиографического акта становится борьба со смертью, стремление семиотизировать свое существование, превратив свою жизнь в текст? Почему умершая бабушка и Писарев остаются в памяти автобиографического героя только в виде портретов? Почему понятие смерти, изначально существовавшее в сознании героя, не трогало его, пока он не столкнулся с конкретной смертью мальчика Сеньки? Чем страшна смерть для Арсеньева – гибелью души, исчезновением из жизни близких людей или тлен и разложением самой материи? (проанализируйте эпизод смерти Нади – младшей сестры героя).

    5. Что представляет собой «утраченный рай» для автобиографического героя Бунина? Являются ли этические критерии определяющими для поведения героя-ребенка? По каким законам Арсеньев оценивает мир? Почему маленького Арсеньева влечет не человеческая, а животная и растительная жизнь? Почему наиболее привлекательными оказываются для него те явление, смысла которых он не может понять? От чего в большей степени зависит юный герой – от окружающих людей и событий или от природного цикла, времени года? В чем проявляется «утрата рая» автобиографическим героем? Почему появление причинно-следственных отношений в детском бесцельном мире оказывается для героя невыносимым?

    6. Система персонажей в романе: насколько подробно изображены люди, окружающие Арсеньева? Почему в романе не рассказано подробно о гимназии и товарищах героя? В каком случае персонажи «удостаиваются» изображения?

    7. Пространственно-временная организация романа. Какие реальные факты истории России отражены в романе? Насколько значимой для автора оказывается хронологическая референция? Как воссоздается в романе особое, протеичное субъективное время героя, всякий раз приспосабливающееся к его душевному состоянию? Как временное состояние, в котором находится Арсеньев, может изменять окружающую реальность? Докажите, что герой обладает высокой пространственной и временной мобильностью. Почему взаимоотношения Арсеньева с родным пространством Каменки, а впоследствии Батурина строятся по принципу притяжения – отталкивания? Как родное пространство усадьбы соотносится с «чужим» – городом, домом Ростовцевых, окружающим миром в целом?

    8. Повествовательная организация романа. Можно ли четко разграничить двух повествователей – взрослого и ребенка? Как осуществляется у Бунина взаимодействие различных повествовательных голосов? Какой эффект имеет подобная двойная перспектива?
    Основная литература:

    1. Волынская Н.И. К проблеме героя в романе И.Бунина “Жизнь Арсеньева”. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1966, № 1.

    2. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики (Бунин, Ремизов, Шмелев) – М., 1991, с. 27 – 76.

    3. В.Я.Линков. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. - М., 1989, с.154 – 164.

    4. Лявданский Э.К. О работе Бунина над текстом романа “Жизнь Арсеньева”. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1985, № 4.

    5. Мальцев Ю. Иван Бунин. - М., Посев, 1994 (глава «Феноменологический роман»).

    6. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин (очерк творчества). - М., 1967, с.155 – 160.



    Дополнительная литература:
    1. Антонов С. От первого лица. - М., 1973,
    Практическое занятие №5.


    Проблематика и художественные особенности повести И.А.Куприна «Поединок».
    1. Используя материалы учебника, определите место повести «Поединок» в творчестве И.А.Куприна. Каковы биографические истоки армейской темы в творчестве писателя? Какие произведения можно рассматривать в качестве подступов к «Поединку»? Как во время создания повести обусловило трактовку армейской темы А.Куприным?

    2. Тематика повести «Поединок». Какие мотивы творчества Куприна синтезируются в произведении? Отразились ли в повести излюбленные темы писателя (например, тема неравной любви, тема застойного быта провинции, тема жизни животных)? Как подается в повести армейский материал: в качестве «фона» для любовной интриги или как имеющий самостоятельную значимость?

    1. Проблематика «Поединка»:

    а) важна ли в повести существенная прежде для писателя антитеза активного и пассивного характеров? Вспомните, что в рассказе «Трус», например, А.Куприн считал смелость и трусость неизменными, изначально присущими тому или иному человеку качествами. Остались ли взгляды на природу человеческого характера неизменными?

    б) типология армейских характеров в повести; сохраняется ли у Куприна руссоистский взгляд на человека, оценка явлений жизни с позиций «естественного человека»? Как сказались гуманистические убеждения писателя в трактовке образов капитана Сливы, подполковника Рафальского, полковника Шульговича?

    в) главная проблема «Поединка» - проблема освобождения человека от духовного гнета среды; каковы основные варианты решения этой проблемы и их реализация в сюжете?;

    г) идеалы и жизненное поведение Шурочки Николаевой. В чем суть мещанства – в следовании стереотипам провинциального быта или в абсолютизации своих убеждений, стремлении реализовать свои желания во что бы то ни стало? Приведет ли Шурочку задуманная ею программа действий к подлинному духовному освобождению? Каково соотношение Шурочки с женскими образами из других произведений Куприна? Соответствует ли она авторскому идеалу женщины?

    д) духовная эволюция Ромашова. Обратите внимание на то, что в повести используются два варианта имени главного героя – Юрочка и Георгий. Ромашов – Юрочка, стремящийся стать Георгием. Удается ли ему это? Определите основные этапы духовного возмужания героя. С какими обстоятельствами связывает автор духовный рост Ромашова?

    е) какова положительная программа Куприна? Кто выступает в повести в качестве авторского протагониста? В чем противоречия авторской программы? Как эти противоречия проявились в финале повести «Поединок»?

    4. Особенности метода и стиля А.И.Куприна:

    а) мастерство психологического анализа. Как стремление автора к проникновению в духовный мир героев реализуется в композиции повести?

    б) принципы сюжетосложения писателя. Какие две тенденции сюжетосложения проявились в литературе начала ХХ века? К какой из них тяготеет А.Куприн? Докажите, что интрига повести носит новеллистический характер. Как добивается автор динамики в развитии сюжета? Приведите примеры сюжетных ходов, обостряющих развитие действия. Как удается А.Куприну добиться емкости и компактности произведения?

    в) своеобразие портретных характеристик в повести. Проанализируйте портретные характеристики одного из офицеров полка и одной из полковых дам; какова стратегия Куприна-портретиста?

    г) роль речевых характеристик в раскрытии характера. Как, например, удается писателю лаконично, но чрезвычайно убедительно раскрыть духовное убожество Раисы Петерсон?

    5. Место творчества А.Куприна в русском реализме начала ХХ века. Что отличает писателя от реалистов его поколения (А.Серафимовича, И.Бунина, В.Вересаева и др.)? Подумайте, почему произведения А.Куприна с большим интересом читают дети? Какие произведения писателя вы в первую очередь рекомендовали бы для самостоятельного чтения школьникам старших классов?
    Основная литература:

    1. Бабичева Ю.В. Александр Куприн // История русской литературы: В 4-х т. – Л.: 1983, Т. 4, С. 376-382.

    1. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. – М: Наука, 1975, С. 91-99.

    2. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. 1883-1907. – Минск, 1983 (главы о «Поединке»).

    3. Михайлов О. Н. Куприн. – М, 1981, С. 68-109.


    Дополнительная литература:

    1. Афанасьев В.Н. На подступах к «Поединку» // Русская литература, 1961, № 4.

    1. Берков П.Н. А.И.Куприн. – М, 1956.

    2. Крутикова Л.В. А.И.Куприн. – Л.: Просвещение, 1971 (раздел о «Поединке»).

    Практическое занятие № 6.

    Теория и практика русского экспрессионизма:

    Л.Андреев «Жизнь Василия Фивейского»
    1. Неудачи литературоведческих примерок: почему термины "реализм", "романтизм", "неореализм" и т.д. плохо подходят для описания творчества Л.Андреева? К каким "измам" примеривался сам Л.Андреев?

    2. Историко-культурный фон повести "Жизнь Василия Фивейского". Ветхозаветная Книга Иова в роли текста-попутчика и текста-оппонента андреевской повести. С какой целью Л.Андреев выстраивает свою повесть по сюжетной модели Книги Иова? Какова роль библейских аллюзий в повести? Чем главный герой повести напоминает библейского Иова и в чем главные различия этих образов? Какова роль календарных подробностей в сюжете повести? Выявите наиболее важные эпизоды, связанные с практикой праздничных христианских богослужений.

    3. Проблематика веры/неверия, богоискательства/богоотступничества: как эта проблематика повести соотносится с андреевской концепцией человека? Какая пара персонажей повести объединена мотивом избранности? Что общего и различного в обосновании этими действующими лицами собственной исключительности? Какой сюжетный эпизод становится переломным в переходе отца Василия от смирения и покорности к несогласию и бунту?

    4. Элементы летописно-житийной манеры в повести. С какой целью автор стилизует ряд фрагментов повести под житийную литературу? Опишите позицию повествователя. Как соотносятся эпически-спокойные ("библейские") и лирически-взвинченные ("андреевские") отрезки текста? Какова эволюция общего тона повествования по мере развития действия?

    5. Предметный мир повести. Экспрессивная деталь Л.Андреева: как она создается? Приведите примеры "пейзажных" и "портретных" описаний в повести. Сопоставьте образы двух сыновей священника. Как проявляется авторская позиция в контрасте портретных характеристик детей? Какую роль в психологической характеристике героя играют пейзажные описания? Какое время суток чаще всего «аккомпанирует» решительным сдвигам в сознании персонажа? В чем смысл серии образных параллелей, использованных по отношению к главному герою (бабочка, одинокое дерево, цыпленок и др.)? Пофантазируйте: опишите "по-андреевски" окрестности факультета, внешний облик обитателей Ярославля.

    6. Особенности речи персонажей: можно ли говорить о речевой индивидуализации в повести Л.Андреева? Чья воспринимающая и описывающая оптика обеспечивает высказывания персонажей? Докажите, что речевой строй повести монологичен. Почему отец и оба его сына (погибший и родившийся), жена и дочь священника носят одинаковые имена?

    7. Подберите наиболее выразительные примеры экспрессивности:

    ритма (повторы, слова-лейтмотивы);

    лексики (цепочки развернутых сравнений, символизация);

    цвето-светового фона действия (пиротехнические эффекты громов, молний, ночных вьюг, метелей).

    8. Произведения Л.Андреева в категориях определенности/неопределенности. Насколько велик разброс интерпретаций андреевских произведений? Сопоставьте рецепцию этого и других произведений Блока, Мережковского, Волошина (задание для содокладчиков, готовится отдельными студентами).

    9. "Андреевская нота" в русском и мировом искусстве последующих десятилетий: какие ассоциации протягиваются к центрально-европейскому экспрессионизму (Кафка), западноевропейской "драме абсурда" (Ионеско, Беккет), театральной стилистике Брехта, современной русской прозе ("Жизнь с идиотом" Вик. Ерофеева, "Время ночь" Л.Петрушевской)?
    Основная литература:

    1. Книга Иова. - Библия, Ветхий Завет (любое издание).

    2. Швецова Л. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму. - В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца ХIX - начала ХХ века. - М.,1975. - С.252-265.

    3. Муратова К. Л.Андреев. - В кн.: ИРЛ: В 4-х т. Т.4. - Л., 1983. - С.330-341.
    Дополнительная литература: (для докладчиков)

    1. Иезуитова Л.А. Творчество Л.Андреева. 1892-1906. - Л., 1976. С.106-150.

    2. Блок А. О реалистах. - Собр. соч.: В 8-ми т. Т.5. - М., Л., 1960-1965. - С.104-107.

    3. Волошин М. Некто в сером. - В кн.: М.Волошин. Лики творчества. - Л., 1989. - С.457-463.

    4. Мережковский Д. В обезьяньих лапах (О Леониде Андрееве). - В кн.: Мережковский Д. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. - М., 1991. С.12-24, 37-39.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта