Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания
Скачать 126 Kb.
|
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Понятие «философия» введено Пифагором и означает буквально любовь к мудрости. Философия – это не готовое знание, это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, фундаментальные, всеохватные, объединяющие жизнь людей и окружающую их действительность в единое целое, указывая на необъятную связь человека со Вселенной. Цель философии – показать/создать картину должного мира. Предпосылкой к появлению философии является развитие цивилизации, изменение общественной жизни и, как следствие, изменение сознания людей. По сути, философия возникает как реакция на кризис мифосознания, на неспособность мифа объяснить происходящие в жизни людей изменения. Приблизительно можно датировать это серединой первого тысячелетия до н.э. Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания. Можно сказать, что философия – это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Под культурой понимается совокупность форм духовной жизни общества, исторически возникших на определенном уровне развития цивилизации. В качестве таковых форм можно еще выделить науку, религию, искусство, образование, технологии, и т.д. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно: • имеет очень много общего с прочими формами культуры, особенно с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат); • однако не может быть отождествлено никакой из прочих форм культуры. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Т.о. философское знание имеет следующие особенности: • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); • носит предельно общий, теоретический характер; • философия рациональна, основана на разуме, требует обоснований и аргументации; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных знаний (понятийное мышление); • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Не приемлет авторитетов, основана на свободомыслии; • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Что касается заметных сходств философии и религии, то обе они предназначены для разрешения мировоззренческих вопросов в жизни людей, и в этом смысле обе воздействуют на сознание и поведение человека; на протяжении долгого времени (Средневековье 1/5-15 вв ) существовали в неразрывном единстве, имеют общее ядро, точку пересечения (религиозная философия, философия религии). Иначе говоря, и философия, и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла, об истине и лжи. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, обращаясь к разуму. Философия приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Более того, вплоть до 17 века (Новое время) философия и наука были тесно связаны, философия включала весь комплекс научного знания. «Философия – царица наук». С момента отделения научной деятельности от философии возник вопрос о том, является ли философия наукой, поскольку у философии и науки есть как сходные черты, так и моменты, позволяющие их разделять. Сходства: - Рациональность: и философия, и наука целесообразны, имеют в своем основании определенные цели, набор средств (методов), специфический предмет (объект) деятельность, язык, правила и т.п. - Системность: и научное, и философское знание имеет целостный характер, т.е. является теорией. - Доказательность: в философии, как и в науке, всегда присутствуют обоснования, аргументация. Однако, достаточно указать на критерии научного знания (верифицируемость (проверяемость истинности опытом), фальсифицируемость (опровержимость знания в опыте), парадигмальность (признание образцов), объективность), чтобы понять, что философское знание этим критериям не соответствует. Кроме того есть и другие различия философии и науки, что дает понять, что между философией и наукой больше различий, чем точек соприкосновения. Философия – теоретическое знание, но не наука. |