скд гэк учебное пособие. Курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности
Скачать 0.63 Mb.
|
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Краткий курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социально-культурной деятельности Тамбов 2012 Составитель: доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета Имени Г.Р. Державина Григорьева Е.И. Данное пособие составлено в соответствии с государственным и внуриуниверситетским стандартами по специальности «Социально-культурная деятельность» и адресовано студентам очного и заочного отделения. Введение Глубокая кризисная ситуация, которая сложилась в России в конце ХХ века в политической и социально-экономической сферах, требует выхода из нее. Идеологические устои прежней общественной системы основательно подорваны, ее политические силы распущены, хозяйственные связи разрушены. Новые же законы пока в полную силу не работают, многие новые структуры не приживаются, в национальных конфликтах гибнут люди, резко сокращается производство общественного продукта. Прямым следствием всего этого является обнищание подавляющего большинства народа при возрастающем социальном и имущественном расслоении общества. Одновременно в обществе идет мучительная переоценка ценностей, идеалов, целей, смысла жизни. Кризис охватил и сферу культуры. В социально-культурную деятельность прямо или косвенно включены самые широкие слои населения нашей страны. В связи с реформированием государства значительно изменились содержание и формы культурно-досуговой деятельности, которая даже в период кризисных потрясений обладает большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Огромное разнообразие форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволяет донести до людей идеи духовного возрождения общества. Содержание социально-культурной деятельности обусловлено потребностями общества в расширении демократии, гласности, совершенствовании общественных отношений, развитием разносторонних способностей людей, продуктивным проведением их досуга. Специалисты учреждений социально-культурной сферы средствами искусства, информации, рекламы раскрывают населению суть происходящих перемен, тем самым реально влияют на общественные процессы. Учреждения культуры создают условия для объединения людей в сфере досуга, выявляют их таланты, способности, дают возможность людям почувствовать себя свободными и независимыми, без чего человек не может трудиться в условиях рыночной экономики. Предлагаемое учебное пособие включает материалы лекций по основным темам профилирующего учебного курса «Социально-культурная деятельность». Профессиональная подготовка специалистов досуговой сферы предполагает овладение студентами широким кругом исторических знаний. Это: история самой профессии и культурного строительства, история народного творчества и зрелищного менеджмента, история реформ и преобразований в социально-культурной сфере, история конкретных лиц, внесших заметный вклад в развитие мировой и отечественной культуры, в просвещение народа. Изучение социально-культурной, культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Освоение истории и теории социально-культурных процессов как неотъемлемой части культуры общества, планетарной культуры и этики, имеет большое воспитательное значение. Назначение настоящего учебного пособия состоит в том, чтобы сориентировать студентов по основным вопросам изученного курса и рассмотреть составные элементы и понятийный аппарат истории, теории и технологии социально-культурной деятельности. Данное пособие позволяет свести воедино различные подходы к рассмотрению основополагающих вопросов курса, опубликованных в различных учебных изданиях по изучаемой дисциплине. Знакомясь с материалами пособия, студенты обратят внимание на то, что некоторые проблемы рассмотрены более подробно, а часть вопросов строится на освещении возможных подходов к разработке основ социально-культурной деятельности на современном этапе. Профессиональная подготовка специалистов досуговой сферы предполагает овладение студентами широким кругом исторических знаний. Это: история самой профессии и культурного строительства, история народного творчества и зрелищного менеджмента, история реформ и преобразований в социально-культурной сфере, история конкретных лиц, внесших заметный вклад в развитие мировой и отечественной культуры, в просвещение народа. Изучение социально-культурной, культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет обнаружить общее, главное, имеющее место во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного периода. Историческое прошлое предстает как источник богатейшего социально-культурного опыта предшествующих поколений, разнообразия форм которого, элементы досуга могут быть с успехом использованы в сегодняшней практике. Освоение истории социально-культурных процессов как неотъемлемой части культуры общества, планетарной культуры и этики, имеет большое воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, интерес к другим культурам, содействует развитию исторической памяти. 2 часть-«Теория Социально-культурной деятельности» раскрывает методологические основы организации социально-культурной деятельности масс в условиях свободного времени; последовательно обосновывает сущность, специфику, общественные функции, принципы, формы содержание, ведущие сферы проявления и уровни организации социально-культурной деятельности; предопределяет профессиональный подход к пониманию современной социокультурной ситуации в России, а также основ региональной культурной политики; формирует у студентов знания, умения и навыки вовлечения масс в процесс непрерывного просвещения, самодеятельное творчество и рекреативную деятельность в различных типах учреждений социально-культурной сферы. Третий раздел посвящен технологиям социально-культурной деятельности, используемым в современной практике учреждений культуры и досуга. Широта задач, решаемых в процессе изучения курса, диктует необходимость строить методику обучения на единстве теории и практики, на максимальном вовлечении студентов в учебно-исследовательскую деятельность, самостоятельный анализ и сравнение опыта работы учреждений социально-культурной деятельности должны стать первым шагом студента в овладении специальностью менеджера социально-культурной сферы. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Исторические корни досуга. С развитием мирового опыта КДД закономерна потребность в его историческом анализе. Три основных вида жизнедеятельности - труд - познание - отдых - человек трансформировал в разумное чередование будней и праздников. А все то, что созидалось и передавалось от поколения к поколению, закреплялось в обычаях, традициях, понятиях «культурное наследие», «культурное достояние», «культурные ценности». С осознанием времени как меры измерения жизни отдельного человека, общества, оно стало распределяться более целенаправленно: как «рабочее время», «социальное время», «свободное время». Сформировались понятия: «рациональный досуг», «социальный досуг», «социально-культурная деятельность», «культурно-досуговая деятельность. Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года являются господствующей чертой традиционной культуры каждого народа. Досуг всегда был подчинен логике народного календаря. «Труд и досуг должны быть равной ценностью в государстве» /Сенека/. Традиционные виды досуга: созерцание, фольклор, игра, общение, чтение, любительская деятельность (художественная, прикладная, социально-культурная, общественно-политическая), искусство, спорт, развлечение, зрелище. С увеличением бюджета свободного времени повышается его социальная значимость, формируются социально-культурные институты, решающие проблемы его организации: государственные и частные учреждения образования, культуры, искусства, досуга, религиозные организации; общественно-добровольные объединения, движения, культурно-просветительские инициативы. Возникают различные теории досуга, а вместе с ними и потребность в подготовке профессиональных работников. В качестве примера исторически первых социальных методик в сфере культуры и досуга можно считать обряды: жертвоприношения, посвящения в ремесла, поклонения животным, богам, природным стихиям; свадебные и др., основанные на строго определенных ритуально-зрелищных действах, нравственных и поведенческих нормах, этнических обычаях. Полифункциональной формой досуга и художественно-массового творчества является праздник. Афинские дионисии, римские триумфальные зрелища были образцами организации массового действа с четким сценарием, сложной сценической техникой, поражающими воображение выразительными средствами. Вершиной зрелищных построек стал воздвигнутый в 80-м году н. э. чудо-театр Колизей. Многие древнегреческие праздники носили состязательный характер: Дельфийские, Немейские, Панафийские, Олимпийские игры. Возникнув в 770 г. до н.э., Олимпийские игры были популярны в течение 1000 лет, а в XIX веке возрождены как праздники спорта, молодости и красоты. История праздничных действий насчитывает около 30 веков. Праздничная культура и праздничные традиции разных народов богаты и разнообразны: Итальянские карнавалы, праздники французской революции, Рейнские празднества, латиноамериканская фиеста, престольные праздники в России. Многие из них стали международными: Рождество, 1 апреля - праздник смеха, олимпийские игры, Новый год, праздник всех влюбленных - 14 февраля .... Развивается наука о праздниках - эортология. В древней Греции термин «школа» означал «досуг» - время, свободное от труда и заполненное беседами мыслителей со своими учениками о философии, науках, нравственности, искусстве. Позже школы стали учебными заведениями, а досуг - самостоятельной сферой деятельности людей, связанной со стремлением к совершенству. Античный идеал - гармония физической силы, красоты и духовного богатства. Проблема свободного времени нашла широкое отражение в трудах интеллектуальных лидеров античности: Демокрита (460-370), Сократа (469-399), Платона (428-347), Аристотеля (384-370). Платон связывал досуг с искусством, празднествами, играми, хороводами как средством совершенствования, добродетели, «Верно направленное удовольствие составляет воспитание» (Законы). Концепция Аристотеля заключалась в том, что свободное время - это «высокий досуг», позволяющий раскрыть потенции человека, его самоценность, интеллект, разум. «Государство, которое не знает, как определить и чем наполнить досуг - умирает» («Метафизика»). Социально-культурными комплексами того времени были гимназии, музейоны, агоры, термы, капелеи, библиотеки. Ценились красноречие, красота. Стремление к рукотворчеству выразилось в мифах, драматургии, живописи, скульптуре, актуальных и сегодня трагедиях Эсхила (525-456), Софокла (496-406), Еврипида (485-406), Плавта (254-184), Сенеки (4-65), в 7 чудесах света: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды, статуя Зевса Олимпийского, статуя Апполона /колосс Родосский/, Александрийский маяк, мавзолей царя Мавсола. Для средневекового человека характерны ощущения двойственности существования: земного и вечного. Само понятие времени трактовалось так: жизнь на земле- миг, и тратить его на мирские наслаждения - грех. Монополия религии на все формы общественного сознания и досуг исключила традиционные народные увеселенья, виды народного творчества. В то же время религиозно-культовые учреждения являли собой социально-культурные очаги, привлекавшие величием и красотой убранства, этикета, богослужений, органной и хоровой музыки. Литургические драмы перешли впоследствии в площадные мистерии. Храмы становились центрами культурно-политической жизни. При них создавались школы, библиотеки, приюты. Праздность осмеивалась даже гуманистами Эразмом Роттердамским, Франсуа Рабле, Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой. Преследовались артисты, музыканты. Ощущался упадок науки и искусства, обострялись сословные противоречия. Аристократия отстаивала свое право на мирские утехи, соревнуясь между собой в роскоши, охотничьих зрелищах, балах, маскарадах. Простой народ, получив от духовенства «хартию вольности» на несколько дней в году, выплескивал на городскую площадь неистовое веселье, карнавал. Праздники низов социальной иерархии стали началом развития «смеховой» культуры, балагана, уличного театра, деятельности самодеятельных артистов, комедиантов, трубадуров, менестрелей, мимов, вагантов ... Главным действующим лицом мистерии XV-XVI в.в. становится городской люд, проявляющий свои таланты - религиозные, досуговые. Ренессанс формирует новый тип человека и общества: с плодотворным взрывом духовных и творческих сил, потоком новых идей в науке, искусстве, просвещении. Величие человека и его чувств раскрывался в творчестве Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело, Тициана, Сервантеса, Шекспира, Монтеня и др. Они тиражируют в простых людях полет фантазии и гуманистические идеалы. Тема борьбы двух начал - добра и зла, духа и тела, аллегорически выраженная в народном творчестве, рождает такие жанры, как фарс, уличная драма, комедия масок. В аристократической среде становятся модными серьезные досуговые увлечения наукой, философией, коллекционированием художественных ценностей, путешествиями. Зарождаются придворные театры, оркестры, хоры, общества по организации различных досуговых форм. Развитие индустрии способствует укреплению государственности, всех его структур. Растет спрос на образованных, просвещенных людей. Открываются учебные заведения, музеи, публичные библиотеки, художественные галереи, театрально-зрелищные сооружения. Возникнув в XVI в, капитализм сыграл прогрессивную роль, обеспечив более высокую производительность труда, быстрое развитие техники. Досуг становится потребительским, аттракционным. Развивается клубная культура. На смену закрытым аристократическим собраниям приходят более демократичные разнопрофильные клубы среднего класса буржуазии, где формируется общественное мнение, мода, система ценностей, досуговые пристрастия. В городах развивается парковая культура, воздвигаются историко-культурные памятники. Государством поощряются частные вложения в культуру, образование. Становление и развитие социально-культурной деятельности в Древней Руси. Н. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX-XIII в.в., монголо-татарский период XIII-XV в.в., Московское государство XV-XVII в.в., Петербургская имперская Русь XVIII-XIX в.в., Россия Советов» (Н. Бердяев. О России и русской философской культуре. М., 1990). Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, супрядки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли отражение в земледельческих, зоофагических, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, пословицах, поговорках, байках. Праздники крестьянской общины сопровождались пиршествами за общим столом («братчиной», «складчиной»), музыкой (волынки, гусли, дудки), ряженьем, играми, хороводами, праздничными «поездами». Популярные досуговые занятия - катания с гор, карусели, качели, лапта, горелки, кулачные бои, гаданья, песенное сочинительство и исполнительство: (колыбельные, пестушки, обрядовые, лирические, плясовые, ямщицкие, солдатские, казачьи песни). С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества. С появлением азбуки (IХ в.), принятием христианства (X в.), укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Через образовательные, досуговые формы осуществляется усвоение философского, педагогического, художественного, культуротворческого усвоения античности, Византии, соседних стран. Развивается письменность, потребность в чтении. Литературные памятники Киевской Руси «Поучение Владимира Мономаха», летописи «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Слово о погибели земли русской» (XIIIв.), «Сказание о граде Китеже» (XIV в.), «Хождение за три моря» Афанасия Никитина» (XV в.). Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, бахари, скоморохи как посредники в распространении социокультурных ценностей. Обогащение социально-культурного уклада Руси в XIV-XVII веках. Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. Города были сожжены и ограблены, ряд коренных областей (Поднепровье, Галич, Полоцк, Смоленск и др.) был отторгнут от Руси, мастера искусств и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. В середине XIV века после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада городов и возрождения искусств и ремесел. Борьба с поработителями, потребности обороны страны ускоряют процесс сложения Русского централизованного государства и формирования русской народности. В деле «собирания Руси» некоторое время соперничают Москва и Тверь, но после Куликовской битвы (1380) эту объединительную функцию выполняет Москва. Период XIV-XVI вв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям. Например, праздник въезда Христа в Иерусалим стал отмечаться с ветками вербы вместо не растущей в России пальмы; в праздничном действе с участием патриарха и царя вместо осла использовалась лошадь в маске с ослиными ушами. В соответствии с местными обычаями самым почитаемым стал культ Богоматери с младенцем. Храмы становятся центрами культурно-политической жизни России. Происходят заметные изменения в эмоционально-психологическом складе людей. Развивается способность человека сопереживать, растет значение человеческой личности и личности отдельной семьи. Этика «Домостроя» построена на обращении к чувству стыда. Ощутим интерес к природе, утратившей связь с языческими божествами; литературное творчество перестало быть безымянным и безличным. Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире. В конце XIV в. появился новый тип населенного пункта - деревня (от слова «драть» - пахать целину). В XV в. деревни имели не более 10 дворов. Села были владениями светских и духовных феодалов. На первое место в повседневной жизни с XIV в. начали выходить интересы отдельной семьи, а не рода. Постепенно складывается семейный уклад с сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери. В связи с развитием частной собственности стала актуальной проблема наследства. Из княжеских завещаний видна забота обо всех членах семьи, их материальном благополучии. Под влиянием восточных традиций, усвоенных опосредованно через Золотую Орду, русская знать стала поощрять затворничество женщин. Дочери - девицы никогда не показывались мужчинам, даже братьям отца. Молились они в домашней молельне. Но такие «строгости» соблюдались не всегда. Закон защищал экономическую независимость женщин. При любых обстоятельствах ( вплоть до воинской измены мужа и его казни) за ней оставалось все движимое и недвижимое имущество, давался надел на пропитание детей. В XVI в. начался процесс постепенного изменения отношения старших членов семьи к младшим. Родители стали отдавать своих детей учиться грамоте. Учебных заведений практически не было. На церковном соборе 1551г. был утвержден проект городских училищ «для научения грамоты». Церковная монополия на образование придавала ему преимущественно богословский характер. Развивается книгопечатание. 1 апреля 1564 года Иван Федоров выпустил первую книгу «Апостол». Следует отметить коллективное чтение вслух книг из монастырских личных библиотек. Азбуки издавались огромными тиражами, появились книжные лавки. Чтение стало новой формой проведения досуга. Семейные обряды к XVI в. были весьма пышными, объединяя в себе местные языческие традиции с христианскими ритуалами. Младенцев полагалось крестить на 8 или 40 день. По случаю рождения сына отец посылал подарки родным и знакомым, а они, в свою очередь, одаривали мать и младенца. В случае рождения девочки все было обставлено скромнее. Подарки были только обрядовыми, а не сюрпризными. Свадьба знати представляла собой многодневный пышный церемониал. «Свадебный чин» XVI в. подробно описывает весь сценарий торжества. К XVII в. относятся упоминания о праздновании именин в боярских и царских семьях. Прием гостей у знати был церемонией с соблюдением различия сословных отношений. Общественные увеселения и забавы этого периода - игрища, скоморошьи ватаги, медвежьи представления, площадные аттракционы, качели, карусели, ледяные горки; мим, бродячие музыканты. Среди настольных игр были распространены шашки, шахматы, зернь (кости) и карты. Во всех играх участвовали и взрослые, и дети. В XV-XVI вв. любимым развлечением феодалов была охота, особенно с соколами и другими ловчими птицами. Разводили аквариумных рыбок, но они еще оставались в быту знати «диковинкой». В XVII в. впервые упоминаются театральные представления при царском дворе («Юдифь», «Эсфирь» и др.). В царских и боярских покоях для развлечения хозяев и гостей держали музыкантов, шутов. Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVIII веке. Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в просвещенной Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. «Странный монарх» пытался сделать досуг деловым, соединить его с «работой»: меняя моду, заставлял дворян брить бороды и носить короткополую одежду, отменил послеобеденный сон на службе, ввел ассамблеи - формы досугового общения, собрания людей разного общественного положения: от министров до корабельных мастеров. Здесь развлекались, но и обсуждали деловые вопросы, сам Петр часто занимался государственными делами на отдыхе. Этика ассамблей была демократичной, без ханжеских церемоний. Являться должны были все с женами, спиртное употреблять умеренно, принимать участие в танцах (впоследствии ассамблеи стали светскими балами популярнейшей ритуализированной формой элитарного досуга, сценарий которого осуществлялся церемонимейстерами, распорядителями бала. Была создана образовательная система государственных учреждений: школы - цифирные, математические, ремесленные, медицинские, гарнизонные; училища - горные, инженерные, навигационные, общеобразовательные гуманитарные гимназии, Морская академия - 1715г., Академия наук - 1725г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, учебники, буквари, словари, календари. С 1702г. выходит первое периодическое издание - газета «Ведомости» - от 100 до 2500 экземпляров. Развивается культурно-просветительная сфера: 1714г. - первая публичная библиотека, 1719 - первый государственный музей - Кунсткамера, Ботанический сад (Петербург) - первый публичный театр - «театральные хоромины» - в Москве на Красной площади. Петр I не жалел средств (при том, что после себя не оставил ни копейки государственного долга) на развитие праздничной культуры: годовщина Полтавской битвы, Новый год, Святки ... Относился к праздникам как к значительным идеологическим мероприятиям, служащим укреплению уважения к мощи государства, воспитанию патриотизма. С косностью и консерватизмом Петр I боролся и языком сатиры, создав «Всешутейский, всесумасброднейший и всесильнейший Собор» - шуточное предприятие с элементами народной смеховой культуры. Традиции маскарада, фейерверка, праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах, кукольных представлениях, народном театре «Петрушка». Екатерина II (годы правления 1762-1796) в своей политике просвещенного абсолютизма продолжила многие культурно-просветительские начинания Петра I. Развивалась и совершенствовалась система образования, самообразования, науки, искусства. Ее стараниями собрана великолепная мировая сокровищница - Эрмитаж, открыты профессиональные и любительские театры; первые аристократические клубы (1770 - в Петербурге, с 1772 - в Москве). Конец XVIII в. - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальной, научной, литературной, спортивной. «Играющий век» (по выражению историков) способствует перемещению земледельческих традиционных празднеств в новые, городские условия. Он постепенно видоизменял их: нарушается строгая крестьянская регламентация и обрядность, магический смысл слов и действий, языческая предназначенность праздников. Меняется состав участников: городской работный люд, представители разных сословий, национальностей, иностранцы. Массовое гулянье становится открытой социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и Попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых интересов и занятий. Общественно-просветительские движения и досуг XIX - начала XX вв. Досуг крестьян развивается в двух направлениях:
Репертуар крепостных трупп и уровень его исполнения были близки к высокопрофессиональному. Городская массовая культура выражалась в повседневном и праздничном досуге, сочетая уклад «низов» и «верхов», симбиоз цивилизованных и сельских традиций, профессиональное и самодеятельное искусство, театр и рекламу, художественно-декоративное убранство праздников: дворцовых, церковных, викторианских, сезонных. Городские формы досуга: вечеринки (крестьянские, мещанские, девичьи), именины, танцы под духовой оркестр в клубах, парках; открытые балы в купеческих собраниях, «спевки», маскарады; бильярд, пикники за городом, гуляния в рощах, кегельбан; катки, верховая езда, катание на велосипедах, санках; цеховые клубы у мастеровых; посещение церкви, паломничество в монастыри, к «святым мощам», иконам; «кулачки», петушиные бои; кружки, объединения по интересам, общества «Распространения технических знаний», «Разумных развлечений», «Попечительства народной трезвости», «Вольное экономическое общество» и др., занимавшиеся культурно-просветительной работой, содействовали росту грамотности, образованности народа. Характерные для периода декабристов, Пушкина и Батюшкова «высокий стиль», просветительские традиции «Зеленой лампы», «Арзамаса» были подхвачены интеллигенцией, стремящейся к знаниям, молодежью и реализовывались в системе внешкольного образования общественного характера: воскресные школы и университеты, народные чтения и театры, народные дома, Пречистинские курсы при МГУ, где знания давались в объеме начальной школы и работали спецклассы эстетического воспитания. Важную роль в развитии национальной культуры играли меценаты: в собрании художественных сокровищ, строительстве досуговых учреждений, школ, больниц, театров; попечительстве и благотворительстве. Граф Румянцев, княгиня Тенешева, купцы Щукины, Третьяковы, фабриканты Морозовы, Мамонтовы и многие другие. Благодаря им: Третьяковская галерея, Государственная библиотека, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музей русской игрушки, Саратовский Радищевский музей ... С 1864г. во внешкольную работу включились земства (органы самоуправления на местах). Просвещение широких народных масс совпало с расцветом русской художественной культуры, литературы, театра, изобразительного искусства, музыки. Появляются кружки и общества нового направления: музыкально-исполнительские коллективы, оркестры народных инструментов, академические и народные хоры, театральные и хореографические студии, художественные мастерские: «Могучая кучка» - 1862, «Мир искусств», «Частная опера», музыкально-литературное общество Танеева. Досуговые формы пополняются музыкальными лекториями и абонементами, выставками, картинными галереями, всеми видами любительского художественного и прикладного творчества. Создаются уникальные музеи в провинции: Ангарский музей часов, Смоленский музей русской старины, Невское общество устройства народных развлечений - 1885г.. Типичные формы элитарного досуга - дворянское Благородное собрание, Английские клубы - потеряли свой сословный характер, стали доступны для представителей других сословий. Здесь начали заниматься литературотворчеством, живописью, спортом. Активно развиваются клубы в офицерской среде: клуб - гостиная Измайловского полка в С-Пб и др. Все большее количество представителей дворянского круга посвящали свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования и отечественной культуры. Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности 1917-1941 гг. Первое десятилетие отмечено революционно-преобразовательной активностью населения в области культуры, в т.ч. КДД. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Созданный в 1918 г Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились к централизации работы учреждений культуры. Главполитпросвет был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции. Слабая материальная база: нехватка бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов; около 75% населения - неграмотны (среди чувашей - 93%, таджиков - 97%, якутов-99% ...). 48 национальностей не имели своей письменности. Отток научной, технической, художественной интеллигенции за рубеж, среди них крупнейшие ученые И. Бердяев, П. Сорокин, В. Леонтьев. Разрушались старые памятники, архитектурные сооружения дворянских усадеб и церквей. Разворовывались фонды библиотек, музеев, иконы. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей. Ломка культурных традиций, отрицание религии разрушало личность. На первый план в сфере свободного времени выходила «массовая» работа: митинги, общественные движения и объединения, культбригады, «синеблузники», дискуссии (политические, атеистические); агитпоезда, агитпароходы; художественная самодеятельность; новая, социалистическая обрядность, революционные праздники. На «отрицание» культуры прошлого были нацелены средства наглядной агитации: лозунги, плакаты, Окна Роста. Вместе с тем решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, сети культурно-досуговых учреждений. В Программе РКП (б) - 1919 г. - специальный раздел в области развития просвещения, науки, культуры. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, Третьяковская и другие художественные галереи в Москве, Эрмитаж в Петрограде, было введено их бесплатное посещение. Декреты СНК «О мобилизации грамотных на борьбу с неграмотностью» - 1918, «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» - 1919, - предусматривали широкую динамичную программу, сориентированную на обязательную учебу граждан от 8 до 50 лет за счет средств государства; рабочий день обучающихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Напечатано около 5 млн. «Букварей» для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. При учреждениях культуры открыты пункты ликбеза, школы, курсы, кружки для малограмотных рабочих, крестьян, бойцов Красной Армии. Эффективной формой, при всех его организационных недостатках, стал Культпоход в деревню по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г. Суть его была не только в обучении грамоте, окультуривании быта, традиций, обычаев, в развитии художественного творчества нового содержания, приобщения к литературе, потребности в чтении. Но и дифференцированно велась работа с женщинами, детьми, молодежью. Возникло огромное количество музыкальных, хоровых, театральных коллективов. В результате значительно повысился общий культурный уровень населения, открылись новые клубы, избы-читальни, ставшие центрами культурно-политической жизни; вместо грязных пивных лавок - чайные, столовые; общежития, где велась воспитательная, культурно-массовая работа. В 20-е годы проводилось много съездов, конференций, совещаний по внешкольному образованию, культурно-досуговой деятельности. На них были сформулированы ее основные направления: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная, агротехническая пропаганда, пропаганда здорового образа жизни, литературы и искусства, организация отдыха и развлечений, художественная самодеятельность. Развитию теории клуба посвящены работы Н. Крупской: «Что такое клуб», «О клубе», «Детский клуб при избе-читальне», «О кружковой работе», 1918-1930; Е. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», 1923; М. Петровского «Принципы и методы клубной работы», 1925. В 30-40 г.г. - интенсивное строительство стадионов, библиотек, клубов, Дворцов культуры. Главной формой досуга становятся кружки: политические, технические, естественнонаучные, санитарные, домоводства, охраны материнства, агрозоотехнические, селькоровские, рабкоровские и др. Коллективные чтения, устные газеты, политбои, политигры, политаукционы, тематические вечера, любительские объединения. В 1930 году открылись Московский и Харьковский библиотечные институты, во многих регионах - культпросветшколы, они заменили краткосрочную курсовую систему подготовки специалистов сферы культурных услуг. Усложняются формы досуга: вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, литераторами, вечера занимательной физики, химии, вопросов и ответов, конкурсы по профессии. С 1928 году осуществлялась радиофикация. В 1931 году вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Кино стало любимым и массовым видом искусства. В самодеятельных драмкружках и студиях игрались пьесы Шиллера, Р. Роллана, Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, М. Горького, инсценировки по произведениям Ф. Гладкова, Н. Островского, В. Маяковского. Важную роль в приобщении к искусству играли культурно-просветительные движения: Пролеткульт (Пролетарская культура), РАПП, (Российская ассоциация пролетарских писателей), ТРАМ (театры рабочей молодежи). Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов над художественной самодеятельностью: театр им Е. Вахтангова, МХАТ и др. В 1930 г. был создан Центральный дом самодеятельного искусства, с 1939 года ставший Всесоюзным домом народного творчества им. Н.К. Крупской: развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары для руководителей творческих коллективов, рассылал репертуарные сборники. Дома самодеятельного искусства и народного творчества создавались в регионах. С 1932 в стране регулярно проводятся олимпиады, смотры творчества. Таким образом, в период 1917-1941г.г. создается государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах, система подготовки кадров. Культурно-просветительная работа в 40-50 гг. С началом ВОВ резко сокращается финансирование культуры. Лозунг «Все для фронта: Все для победы!» определил и дальнейшую деятельность клубов, библиотек, музеев. Одни были эвакуированы, другие перестроились на оборонно-массовую, культурно-патриотическую, информационно-разъяснительную работу: о характере и целях войны, о ее героях, о важности победы. Преобладают мобильные социально-культурные формы: в цехах, красных уголках, на полевых станах, в бомбоубежищах. Формируются фронтовые художественные бригады из известных и самодеятельных артистов, они выступают на передовой, в землянках, госпиталях, воинских частях, военных училищах. Формируются армейские ансамбли. В условиях Ленинградской блокады продолжают действовать театры, концертные залы. Создают героические произведения Дмитрий Шостакович, Ольга Берггольц. Популярными становятся писатели - фронтовики Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург; их проза и поэзия тиражируются, дополняются фронтовым фольклором. Много замечательных стихов и песен было создано неизвестными авторами. Работники досуговых учреждений занимались спасением культурных ценностей, сбором теплых вещей и посылок для бойцов, художественно-массовой работой поднимали моральный дух людей, уверенность в победе. В 1943-44 г.г. проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тысяч человек. Звучали частушки, любимые народом песни: «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захарова, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова. В 1945г. прошел Второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. Распространенными формами КДД были беседы, плакаты, листовки, фотовыставки, концерты, встречи с писателями, артистами. И, конечно, кино: «Они сражались за Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Постановлением СНК СССР в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений. Такие же комитеты - в союзных республиках, в автономных - управления по делам культуры, на местах - отделы культпросветработы при исполкомах Советов. Основной задачей послевоенного десятилетия явилось восстановление народного хозяйства, в т.ч. учреждений культуры. Завершается процесс реорганизации изб - читален в сельские клубы. Развивается сеть государственных, колхозно-кооперативных, профсоюзных, ведомственных культурно-досуговых учреждений. Строятся новые, типовые Дома культуры. В 1947 г. создается общественно-просветительская организация «Знание», Дома техники, дома, Центры, кабинеты научно и производственно-технической пропаганды. Распространенной формой приобщения к общекультурным, специальным знаниям становятся многопрофильные народные университеты. Культурно-досуговая деятельность в 60-70 гг. Решения XX съезда КПСС и постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий» - 30 июня 1956 года оживили демократические самодеятельные начала в учреждениях культуры. Стали проводиться конференции и совещания. Сотни тысяч рабочих, колхозников и представителей интеллигенции вовлекались в художественное творчество и любительскую деятельность. Общественные клубы («Прометей», «Глобус», «Кругозор», «Красная гвоздика», «Следопыт»...), клубы ветеранов, старшеклассников, знатоков, веселых и находчивых; семейные, студенческие, интернациональной дружбы, бардовские, турклубы, спортклубы; искусствоведческие: любителей кино, поэзии, музыки театра и многие другие объединения по интересам. Разнообразятся учреждения и формы социального досуга: Дворцы профсоюзов, Дома науки и культуры, Дома творческой интеллигенции, Центральный Дом Кино, Центральный Дом искусств, Дома офицеров; молодежные кафе, устные журналы, тематические вечера, встречи с интересными людьми, народные театры и филармонии, университеты культуры, школы передового опыта, трибуны общественного мнения, торжественные проводы в Армию, Дни молодого рабочего, Праздник русской березки, Проводы русской зимы ... . В 1966 году выходит Положение о клубных учреждениях. РДК (районные дома культуры) становятся центром методического руководства КПР в провинции. В 1968-1970г.г. проведен Всероссийский смотр клубных учреждений. В районах создаются социально-культурные комплексы: РДК, кинотеатр, народный театр, народный музей, ДМШ, районная библиотека, Парк культуры и отдыха, народная филармония, художественно-оформительская мастерская и автоклубы, работающие по единому плану. С 1965 г. сельские клубы реорганизуются в сельские дома культуры с увеличением штатных единиц: директор и художественный руководитель, с укреплением материально-технической базы за счет бюджетного и местного финансирования. (К концу 1980 г. в целом по стране функционировало более 6000 сельских централизованных клубных систем (СЦКС). В ходе дальнейшей интеграции культурно-досуговых учреждений создавались централизованные библиотечные системы (ЦБС), культурно-спортивные комплексы (КСК). Растет число квалифицированных специалистов с высшим и средним специальным образованием: 13 институтов культуры, 3 филиала МГИК в Рязани, Тамбове, Орле, 139 культпросветшкол (позднее переименованных в училища культуры). Совершенствуется административное и научно-методическое управление системой КПР. Социокультурные преобразования в 80-90 годы. 80-е годы - период стремительного кризиса в политике, экономике, культуре. Политическая система не только не обеспечивала прогресса общества, но тормозила его. Волюнтаризм и конъюнктура, коррупция, нарушение баланса между тяжелой и легкой промышленностью; экстенсивный, ресурсорасточительный, «затратный» характер производства, техническая отсталость разрушали экономику. Это, в свою очередь, привело к уменьшению капитальных вложений на социальные нужды: сокращалась доля субсидий в общем государственном бюджете на здравоохранение, образование, жилищное строительство, науку, культуру (1%), торговлю. Червоточина идеологической лжи, приписок, двойной морали, гонение инакомыслящих и выдворение из страны выдающихся деятелей культуры, искусства, игнорирование технологических и культурных достижений западных стран способствовали преобладанию массовой культуры, потоком хлынувшей из-за границы. Но, наметились тенденции более серьезного, творческого отношения к социально-культурным процессам. В учреждениях культуры стали нормой экспериментальные программы и современное проектирование, социологические исследования. Созданы: Институт социологических исследований АН СССР, Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР, Уральский научный центр культуры АН, Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствоведения Мин.к. СССР. Различные аспекты КДД все чаще становятся предметом изучения таких наук как социальная психология и педагогика, совершенствуется система сбора и обработки статистических данных в сфере досуга. При Мин.к. РСФСР создается Главный информационно-вычислительный центр. К концу 1985 года в 1,5 раза (по сравнению с 1970г.) возросло число лиц с высшим и средним образованием. Прочно вошло в жизнь людей телевидение. Все большее количество технических средств культуры приобреталось гражданами в личное пользование: радиоприемники, радиолы, аудио и видеосредства, компьютеры; домашние библиотеки. Массовым видом отдыха стал туризм; происходит расширение информационного и культурного поля; активизация и содержательная целенаправленность молодежного и семейного досуга; избирательность культурных интересов; уход от практики регламентированных, официозных форм досуга. Все это, с одной стороны, снизило посещаемость клубных учреждений, с другой стороны, способствовало появлению неформальных объединений, социально-культурных общественных организаций, фондов, альтернативных центров досуга, творчества, клубов по интересам. К 1982 году динамика роста участников любительских и самодеятельных коллективов достигла 28 миллионов человек. 1975-1977г.г. - Первый Всесоюзный фестиваль художественного творчества: на нем отмечены 80 тыс лауреатов - исполнителей и 3 тыс. победителей - коллективов. 1986-1988 г.г. - Второй Всесоюзный фестиваль. В сфере досуга молодежи значительное место занимает рок-творчество, поп-творчество, шоу-бизнес с сопутствующими ему формами молодежной субкультурной самоорганизации: фан-клубы, любительские ансамбли, дискотеки, дискоклубы, арт-кафе, байкер-клубы ... Их подогревали популярные телепрограммы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки», «Утренняя звезда», «50/50» ... Прочную нишу в социальном досуге заняли клубы самодеятельной песни, барды (Грушинский фестиваль), джаз-клубы. Совершенствуется система эстетического воспитания детей: внешкольные учреждения, колледжи и лицеи искусств, творческие лаборатории, компьютерные залы, конкурсы и фестивали детского творчества, внедрение в школах альтернативных художественно-эстетических программ. Децентрализация руководства культурно-досуговыми учреждениями, уход от метода типового строительства, реконструкция административного и организационно-методического управления, системы подготовки и переподготовки кадров, переход на рыночные условия, частичное использование коммерческих видов культурных услуг: сдача в аренду зданий и помещений, прокат инвентаря, платные концерты, спектакли, дискотеки; самоокупаемые клубы по интересам, студии, кружки, курсы; хозрасчетные программы «соцзаказа»: свадьбы, юбилеи предприятий, презентации фирм, реклама. Все это способствовало обновлению сети культурно-досуговых учреждений и организаций, рождению новых идей и технологий . |