ОРКД теория. Курс Основы речевой культуры дефектолога Форма отчетности экзамен
Скачать 214.79 Kb.
|
Курс «Основы речевой культуры дефектолога» Форма отчетности – экзамен
Учебный модуль 1 «Культура речи в аспекте речевого взаимодействия» 1. План изучения учебного модуля Теоретический материал модуля изучается в такой последовательности: Тема 1. Роль общения в жизни человека. Деятельность общения и речевая деятельность. 4 аспекта культуры общения и культуры речи. Тема 2. Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Тема 3. Формы общения. Тема 4. Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика. Тема 5. Способы речевого воздействия на личность. Тема 6. Законы общения, правила и приемы. 2. Теоретический материал Тема 1. Роль общения в жизни человека. Деятельность общения и речевая деятельность. 4 аспекта культуры общения и культуры речи. Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо. В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение». Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное. Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека. Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив, в общении оформляются и черты личности. Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество». В культуре общения, а, следовательно, и в культуре речи как ее составной части выделяют 4 аспекта: инструментальный (знание средств организации общения), функциональный (умение правильно, сообразно ситуации, употреблять эти средства), этический (учет не только собственных интересов, но и интересов собеседника, и общества в целом), эстетический (совершенствование навыков общения). Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение. Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.). Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую. Для того, чтобы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов (мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д. В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации. Тема 2. Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи. В зависимости от ситуации общения различают следующие виды общения: знаковое и незнаковое (первое направлено непосредственно на передачу информации, второе представляет собой визуальный или тактильный контакт между участниками общения, не преследующий целью передачу информации); вербальное или невербальное (словесное или с использованием других знаковых систем, жестов, мимики и т.д.); письменное и неписьменное, непосредственное и опосредованное(по способу обеспечения канала связи), официальное и неофициальное (в зависимости от обстановки общения), межличностное и ролевое (первое предполагает общение двух индивидуальностей, второе строится с учетом социального статуса участников коммуникации); профессиональное и непрофессиональное ( по характеру затронутых вопросов и кода общения: использование терминологии, профессионального жаргона), массовое, публичное и межличностное (по количеству участников коммуникации); художественное и нехудожественное. Каждая разновидность общения опирается на определенный выбор языкового материала, способов и каналов связи и предъявляет к коммуникантам целый ряд требований стилистического, эмоционального и поведенческого (этического) характера. Итак, общение является одной из главных потребностей человека. Оно настолько важно для социума, что образует отдельный вид деятельности - деятельность общения. В основе своей деятельность общения опирается на речевую деятельность и ее закономерности. Общение играет важную роль в социализации человека, формировании индивидуальных черт характера. Умение общаться – залог личностного и профессионального роста. Наряду с общечеловеческими закономерностями в общении выделяются и специфические национальные черты, обусловленные культурными, социальными традициями каждого народа. Общение также ситуативно обусловленный процесс. Компонентами речевой ситуации выступают: адресант, адресат, наблюдатель, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта, код общения, условия общения, включающие в себя также и средства связи. В зависимости от ситуации выделяют разновидности общения, в число которых входит и общение вербальное/невербальное. Каждая разновидность общения опирается на определенный выбор языкового материала, способов и каналов связи и предъявляет к коммуникантам целый ряд требований стилистического, эмоционального и поведенческого (этического) характера, которые необходимо учитывать, если мы хотим, чтобы общение было эффективным. Тема 3. Формы общения По форме выделяют закрытое, открытое, смешанное общение При закрытом общении предметные позиции общающихся не имеют принципиального значения, не они определяют характер общения. При закрытом общении содержание разговора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается менее существенным, чем сам факт коммуникативного контакта. При закрытом общении важно придерживаться темы и соблюдать форму и правила, принятые для данного типа общения в определенной социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы. Светское общение преследует несколько целей: 1) заполнение времени беседой, 2) демонстрация принадлежности общающихся к одной группе, 3) соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала. В светском общении есть принятые для конкретной культуры, социального слоя или группы темы разговора, существуют многочисленные табу и ограничения, регламентирована общая тональность общения (она должна быть доброжелательной и оптимистической с обеих сторон), определены многие другие параметры общения. Светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям в официальной обстановке, в официальных ситуациях, когда они выступают в официальных ролях -попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема, собрания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг другу людей. В коммуникативной лингвистике существует термин «фатическое общение» (термин английского антрополога Бронислава Малиновского). Фатическое общение - это общение-времяпрепровождение, цель которого - установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение - разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальным, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосредованное выпивкой). Светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновения мнений, а, наоборот, исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого - провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте. Часто светский разговор используется для первичного знакомства людей друг с другом, как средство узнать друг друга поближе, и впоследствии он может перейти в глубокое, инициативное общение, в общение по душам и т. д. В устойчивых группах общения, например, в высшем обществе прошлого, в элитарных клубах, на презентациях, формальных празднованиях каких-либо событий, светское общение преследует цель поддержания контакта, подтверждения отношений между членами той или иной социальной, профессиональной группы, той или иной группы общения. В светском общении не испытывают необходимости родственники, друзья, близкие люди. Ср. отрывок из «Героя нашего времени» М.Лермонтова: «Вернер вошел в мою комнату. Он сел в кресло, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на улице становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали». Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей - коммуникативное времяпрепровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение -установление отношений и общение - подтверждение отношений. Разумеется, между этими двумя видами светского общения не всегда можно провести четкую грань. Светское общение в каждом обществе, на каждом историческом этапе его развития, в разных социальных группах имеет свои правила и особенности. В современном русском общении эти правила обозначены весьма нечетко, поскольку светское общение, столь развитое в дореволюционную эпоху, сейчас утратило свою специфику, практически сошло на нет как результат установления социальной однородности общества, с исчезновением четких и существенно отличающихся друг от друга многими параметрами социальных групп - носителей такого общения. Вместе с тем, светское общение необходимо, прежде всего, при общении с малознакомыми людьми, для установления контакта с новыми знакомыми, для общения в, группах, где есть люди, как знающие друг друга, так и незнакомые друг другу, для общения в разновозрастных и разнополовых аудиториях. Очень часто люди в таких ситуациях «не знают, о чем говорить» - эта фраза как раз и «выдает» незнание данными людьми правил светского общения. Основными правилами современного светского общения можно считать следующие: 1. Умеренная мимика и жесты, конвенциональные позы, значительная дистанция общения, невербально выраженная доброжелательность, сдержанная положительная эмоциональность. 2. Демонстрация интереса ко всем собеседникам, вопросы к собеседникам о том, как обстоят их дела. 3. Избегание споров, затрагивания неприятных и конфликтных тем. 4. Частотность выражения согласия с собеседником. 5. Некатегоричность высказывания своей точки зрения, исключение настаивания на своем мнении. 6. Отсутствие задачи установления истины в ходе разговора, обсуждение разных имеющихся у людей точек зрения на проблему. 7. Исключение выражения неодобрения или несогласия в ходе общения. 8. Высокая комплиментарность общения, частотность одобрения слов и действий собеседника. 9. Выслушивание всех, исключение перебивания кем-либо кого-либо. 10. Демонстрация коммуникативной скромности, исключение привлечения к себе повышенного внимания в процессе общения. 11. Исключение интереса к конкретным подробностям личной жизни партнера по общению. 12.Участие в общей беседе всех членов группы, приветствие каждым каждого, знакомство всех со всеми, организация и поддержание общего разговора. 13. Краткость и равномерность объема общения каждого с каждым из остальных членов группы. 14. Минимизация информации о себе в процессе общения, сообщение информации о себе преимущественно в форме ответа на вопрос. 15. Обсуждение нейтральных тем, которые не могут вызвать столкновения мнений (дети, животные, отдых, путешествия, хобби, климат и погода и др.). 16. Стремление помочь собеседнику сохранить лицо, выйти из неприятной ситуации; использование в конфликтных ситуациях примирительной тактики «все по-своему правы», «в каждом деле есть две стороны». 17. Выражение неодобрения слов собеседника молчанием, косвенными способами (например, вопросами), переводом разговора на другую тему. 18. Умеренное использование юмора, шуток. 19. Высокая культура речи, исключение просторечных и грубых слов и выражений, слов с крайней степенью оценки. 20. Демонстрация положительного настроения, взаимного удовлетворения от взаимного общения. 21. Соблюдение временных рамок общения (время приглашения, время ухода, необходимость отдыха и др.). 22. Соблюдение периодичности и непрерывности общения. 23. Обсуждение в общем виде следующих контактов после завершения общения. Как можно заметить, многие правила светского общения совпадают с общими правилами и принципами речевого этикета. Но следует подчеркнуть, что именно в светском общении основные принципы речевого этикета выявляются наиболее полно и последовательно, и в силу этого умение человека вести светскую беседу во многом характеризует его как человека, обладающего высоким уровнем владения навыками речевого этикета в целом. Несоблюдение норм светского общения в ситуациях, когда именно закрытое светское общение должно иметь место, рассматривается в данном кругу людей, в данной группе общения как грубое нарушение правил культуры общения, как неумение себя вести в обществе. Хорошей иллюстрацией подобной ситуации является поведение Пьер: Безухова в салоне А.П.Шерер в самом начале романа «Война и мир». Пьер, впервые появившись в светском обществе, нарушил сразу множество правил светского общения - у него был не принятый в светском общении "наблюдательный и естественный взгляд", он невнятно поприветствовал некую тетушку, к которой его подвели, он не дослушал до конца речь тетушки о здоровье Ее Императорского Величества, пытался спорить с высказываемыми другими гостями салона мнениями, слишком искренне высказывал свое мнение по поводу обсуждавшихся вопросов, не «держал улыбку» в процессе разговора, демонстрировал "простодушную горячность", вмешивался в разговор других, не реагировал на косвенные предложения собеседников сменить тему и т.д. Князь Андрей, забравший Пьера после вечера к себе домой, удачно выразил в одной фразе свои замечания по поводу ошибок, допущенных Пьером: "Нельзя, мои шер, везде все говорить, что только думаешь!" Приведем пример английского светского диалога, который очень наглядно демонстрирует основные стороны этого типа общения. Это отрывок из книги российского журналиста О.Орестова "Другая жизнь и берег дальний": "Стремление к респектабельности отражается и на разговорах англичан, особенно с малознакомыми людьми. Входишь в гостиную, полную людей. Подходишь к хозяйке, встре-чающей гостей, представляешься. - О, как приятно встретить русского! Как вам нравится Англия? Понимаешь, что ей совершенно безразлично, нравится тебе Англия или нет, и отвечаешь невнятно: -О, да, конечно... - Как замечательно! Бетси, милая, - обращается она к проходящей мимо знакомой, - познакомься, это мистер Борестон, он русский и ему очень нравится Англия. Хозяйка ускользает, и ты остаешься перед Бетси, держа в руке стакан с виски. - О, мистер Коррестор, как вам нравится английский климат? Замечаешь, что ее глаза шныряют по залу в надежде найти кого-либо, кому можно передать эстафету "любезностей", и отвечаешь начло: - Чудесный климат! - О, впервые это слышу, у вас развито чувство юмора. Джонни, дарлинг, познакомься, это мистер Полистон, как ни странно, он доволен нашим ужасным климатом... Джонни, выпивший уже три-четыре стаканчика, с трудом различает твое лицо. Он, конечно, не уловил, кто ты и откуда. - Я не раз ...э...э...э... бывал у вас, во Франции. - Простите, но я русский. - О, русский... Э...Э...Э.... Как вам нравится Англия? Круг завершился, ты снова на исходной точке. С хозяйкой ты увидишься теперь только у выхода, когда она скажет: - Я так рада, что мы познакомились! Было так интересно поговорить о России! Надеюсь, что мы встретимся еще не раз... Каждый раз после таких вечеров я не знал, смеяться или плакать. Сколько поколений передавали друг другу эти заученные фразы, характеризующие хороший тон в обществе, это умение говорить, говоря ни о чем, так, о чем-то. Качалось бы, тебя не обидели, тебе не сказали ничего плохого, более того, тебя приобщили к респектабельному обществу. А уходишь все же с чувством пустоты, будто разговаривал с восковыми фигурами из музея мадам Тюссо". Кстати, рассказывают, что английская писательница Дороти Паркер однажды решила всем, обращавшимся к ней на подобном приеме с вопросом «Как дела, дорогая?», отвечать тоном милой светской беседы: «Я только что убила топором своего мужа, и у меня все прекрасно», и никто не обратил внимание на содержание сказанного ею. Главное для ее собеседников было соблюдать правила светского общения, а не вдумываться в содержание разговора. Закрытое общение - это не только светское. К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседников очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что только такие темы понятны ребенку. Закрытое общение используется также тогда, когда собеседники мало знают друг друга, например, когда они только что познакомились. К закрытому общению прибегают при общении с неприятным собеседником или врагом - такое общение сводится к обсуждению ограниченного количества тем, причем к обсуждению весьма поверхностному. Переход на закрытое общение в конфликтных ситуациях позволяет прекратить конфликт либо просто уклониться от него. При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом общении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника. Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с товарищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный тип открытого общения - традиционный русский разговор по душам. Русский человек традиционно стремится к открытому общению и не любит закрытое. Смешанное общение содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично (его иногда и называют асимметричным) - один из собеседников ведет себя по правилам открытого общения, а другой в силу тех или иных причин вынужден придерживаться правил закрытого общения. Такая ситуация может быть объяснена асимметричными отношениями собеседников: собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу разного служебного, профессионального, возрастного или социального положения, пола или других факторов. Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель - ученик, начальник - подчиненный, преподаватель - студент, врач -пациент, служащий - клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное общение. Смешанное общение может возникнуть и чисто ситуативно. Например, ситуация "одностороннего выспрашивания" -следователь-подозреваемый (ср. знаменитую фразу: "Вопросы здесь задаю я"). Еще один пример смешанного общения - одностороннее предъявление проблемы: один раскрывает проблему в расчете на сочувствие, а другой вынужден слушать и молчать. Крайний вариант такого типа общения - истерическое предъявление одной из сторон своих претензий. Необходимо отметить, что люди, как правило, не любят быть ущемленной стороной в рамках смешанного общения, им неприятно быть ограниченными в своих коммуникативных правах - выборе тем, |постановке вопросов и т.д., они стремятся к симметричным коммуникативным отношениям, поэтому важным принципом эффективного общения является укрупнение собеседников - объектов коммуникативного неравноправия, скрытие асимметрии в общении путем подчеркивания равноправия собеседников в акте коммуникации. Вот некоторые из этих правил: Чаще обращаться к собеседнику по имени; Задавать уточняющие вопросы и внимательно выслушивать ответы; Приписывать собеседнику положительные качества, которых у него, возможно, и нет; Одобрять любые достижения собеседника; Чаще говорить ему комплименты и др. С другой стороны, ограничение собеседника в «коммуникативных правах» в процессе общения, демонстрация асимметрии (ср. - Можно вопрос? - Нельзя!) придает силу, авторитет тому из коммуникантов, который демонстрирует этим приемом свой более высокий статус. Асимметричное общение - один из наиболее трудных видов общения В настоящее время коммуникативные процессы в обществе чрезвычайно активно развиваются, поэтому не случаен интерес лингвистов к указанной проблеме. Антропоцентризм господствующей научной парадигмы в сфере коммуникации актуализировал вопросы прямой и непрямой коммуникации, жанрового разнообразия общения. Саратовская лингвистическая школа активно занимается указанными проблемами (см. работы Сиротининой О.Б.,Горелова И.Н.,Седова К.Ф., Гольдина В.Е., Дементьева В.В. и др.). |