Главная страница

Мосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции


Скачать 222.63 Kb.
НазваниеМосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции
Дата08.02.2022
Размер222.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаISTEK.docx
ТипДокументы
#355721
страница1 из 12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


1. Изучая эволюцию экономических концепций, мы можем уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодняшнего времени сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятие стратегических и оперативных решений. Экономисту, особенно специалисту по мировой экономике, полезно ознакомить-ся с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися в разные времена и в разных странах. Экономическая мысль часто отражала или прямо влияла на экономическую практику как отдельных стран, так и всей мировой экономики.

История экономических учений является ступенью в познании экономической науки и помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции.

Совместно с историей экономики она закрепляет в сознании, что экономические законы объективны, их нельзя самовольно придумывать и отменять юридическими или другими методами. История практической экономики дает ответы на эти вопросы. Право, государственное управление, менеджмент и другие науки могут только создавать условия для действия экономических законов – благоприятные или негативные.

Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновение, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

Обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы, особенно в общественной, политической деятельности. Полезно также знать ошибки и заблуждения экономистов и политиков прошлого, чтобы самим их не повторять, а может и реабилитировать, что в истории уже было.

Нужно отметить, что взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями весьма многогранна, противоречива, изменчива..

2в. Объект, предмет, цели и задачи ИЭУ.

Объект: история теории экономической мысли, история экономической политики и идеологии.

Предмет: Ист. процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей их ролей в развитии человеческой цивилизации.

Цели: Показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ эконом.науки , влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства

Задачи:

  1. Познание логики развития экономической мысли.

  2. Формирование экономической культуры студентов(культуры экономического мышления и экономического исследования)

3в. Методология исследования.

Методология эк. науки – выявляет методы изучения хозяйственной жизни и экономических явлений и соответсвенно средств и путей(приемов) достижения знаний в этой области с целью реального освещения механизма функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы с учетом присущих ей категорий и законов.

Принципы структуризации, три состовные части экономической науки:

  • Позитивная наука - (объективная)- сов-ть систематических знаний, относящихся к тому, что «ЕСТЬ»

  • Нормативная наука - «…» к тому, что «ДОЛЖНО БЫТЬ»

  • (Экономическое ) Искусство - система правил для достижения данной цели.

Наиболее значимые методологические принципы науки:

  1. Иррационализм – методологический принцип (мп), предполагает отрицание познавательного значения разума либо отводит разуму вспомогательную роль.

  2. Релятивизм – мп, базирующийся на абсолютизации положений об изменчивости действительности и условности наших знаний о ней.

  3. Эволюционизм – мп, в соответствии с которым процесс развития системы рассматривается как медленное изменение количественных характеристик, позволяющих констатировать происходящие постепенные и глубокие качественные изменения.

  4. Органицизм – мп, допускающий только целостный (системный) подход к изучению объектов, а составляющие их элементы и отношение между ними характеризуются как внутренние(компоненты исследуемого объекта).

  5. Полифункционализм – мп, допускающий необходимость изучения деятельности индивида в самых разнообразных проявлениях.

Методы изучения хоз. явлений:

  1. Метод логической/ научной абстракции- намеренное отвлечение исследователя от частных или второстепенных моментов и сторон определенного явления ради выявления в нем того, что имеет существенное значение и постоянно повторяется и позволяет раскрыть суть экономического явления в таких наиболее общих понятиях (категориях), как пр-во, деньги, обмен и тд.

  2. Анализ– метод познания, основывающийся на многоступенчатом, многоходовом процессе мысленного расчленения изучаемого явления.

  3. Синтез – метод познания, обеспечивающий воссоздание единой (целостной) картины, соединение отдельных частей в целое.

  4. Казуальный – причинно-следственный метод анализа.

  5. Функциональный – утвердился в части выявления взаимосвязи сферы пр-ва и сферы обращения и характеристики равновесия в эконом. сис-ме.

  6. Метод индукции(наведения)/ дедукции(выведения)

  7. Исторический- позволяет исследовать эк. процессы и явлния, идеи и концепции в ой последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись один за другим.

  8. Логический

  9. Аналогиясвойства известных явлений в различных сферах познания человека переносятся на неизвестные явления.

  1. Метод экономико-математического моделированияопирается на приемы и средства, позволяющие выявить количественную сторону явлений и процессов хозяйственной жизни и их качественное обновление посредством формализованного отображения причин изменений эконом.показателей.

4в. Функции и роль курса ИЭУ. Периодизация ИЭУ.

Роль: Истэк играет фундаментальную роль в становлении экономиста и политика. Она с максимально объективных позиций знакомит с процессом исторического и логического развития зарубежной и отечественной экономической мысли. История экономичской мысли образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

Функции:

  • Онтологическая (познание сущности и их возникновения)

  • Гносеологическая (выработка теоретических конструкций, приемов, способов)

  • Методологическая (как фундаментальная наука по отношению к функциональным и отраслевым наукам)

  • Эвристическая (определение закономерности становления и эволюции эконом.мысли)

  • Идеологическая (систематизация основополагающих идей. взглядов, создание научной основы для формирования эконом .мысли)

  • Прагматическая ( ознакомление с научными основами формирования рекомендаций по решению многообразных проблем общественного развития).

Периодизация ИЭУ(4 этапа, 2 критерия):

1) Посвящен периоду, в течение которого решалась проблема формирования экономики как науки. (4-3 в до нэ).

2) Включает период разработки проблем терминологии и формирования системы эконом. категорий(сер16-сер19вв)(мер-м, физиокр,кл шк, марксизм).

3) Посвящен исследованию проблем развития и функционирования всей экономической системы(неокл. Напр., америк. Институц-м)(видоизменяется методология выд-ся МИКРОЭ, формир-ся функцион-ые и отрасл-ые дисциплины).

4) Включает период решения проблем управляемости эконом.систем(20 век и современность).(кейнсианство, неокласс. Напр,Соц-инст-ое направлние)

5в. Экономическая мысль ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

  1. Др Египет

-«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»(правило гос управления и рководства хозяйством)(22в до нэ)

-18в до нэ «речение ипусера»(идея недопущения бесконтролього роста ссудных операций долгового рабства во избежания обогащения простолюинов и начала гр. войны)


  1. Вавилония(18 в до нэ

«ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАМУРАПИ»(2 гр)

1ГР(защита соб-ти гр-н вавилонии): посягнувший на чужую собственность даже на раба обречен на смертную казнь или сам стать рабом

2ГР(?-ы аренда, ростовщичества,найма):

-строго регламентируется норма %

-самый большой процентпо денежной ссуде 20% - по наткр форме -33% от первонач суммы

- долговое рабство не более 3лет

  1. Индия

«АРТХАШАСТРА»4-3вв до нэ(учение о доходах) Каутилья

Возвещавший своему народу положение о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и гос-вом. Именно го-во обеспечиваетохрану ирригационых сооружений, льготное землепользования, освоения источников руды. Согласно трактатут об-во делится на рабов и свободных граждан-ариев. Для кот орых не должно быть рабства и каждый, кто не возвращает долги за ползование землей, обречен сам оказаться в низшем сословии на время или навсегда.

  1. Китай

«ЛУНЬ ЮЙ»(беседы и суждения)(Конфуций) сторонник защиты гос-вом экономического благополучия родовой знати и всех, вышестоящих. Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель,являясь отцом народа и гараном правильного действии способен реально повлиять на равномерное расперделения, создаваемого обществом богатства.

Он хоть и признавал божественное деление людей по сословиям, но все же считал долгм каждого стремться к сооральному совершенству, почтении старших, дружа с боратьями. Тогда у народа будет достаок, когда хозяйствование будет умелым, а труд приумножающий богатство народа и государя станет одинаково выгодным как в условиях «Великой общности», так и в условиях частного владения потомственной аристократией и непотомственных рабовладельцев.

«ГУАНЬ ЦЗЫ» задача: сделать гос-ва богатым, а народ довольным. Посредством равномерного распределения бог-ва без обогащаения торговцев и ростовщиков. И такаже как он раавали за незыблемость сословного деления об-ва(без богом избранных зантыных не было бы дохода, и что не может быть, что все будут знатны тк некому было бы трудиться)

В числе мер по стабилизации натур-хоз-ых отн важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание го-ых запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам и тд. Стоит отметить, основными составляющими богатства названы наряду с золото и жемчуг идругие мат блага.
6в. Экономические учения ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта.

Основные идеи трактата «Ойкономия» Ксенофонта:

– давались советы по ведению домашнего хозяйства. Содержались призывы к бережливости, указание, как обращаться с рабами;

– утверждалось, что занятия крупной купеческой торговлей и ростовщичеством неприемлемы для свободных граждан. Ремесленные профессии тоже не достойны греков – это удел иностранцев и рабов. Только земледелие не вызывало никаких нареканий, оно и составило предмет экономии – науки о том, как сделать свое хозяйство богаче;

– отражалось стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства;

– указывалось на связь между разделением труда и размерами рынка, на меновую стоимость продукта наряду с его потребительной стоимостью;

– признавалось, что деньги выполняют, кроме функций средства обращения и накопления сокровищ, функцию обращения в качестве капитала.
Из работ Платона для истории экономической мысли наиболее интересны «Государство» и «Законы», в которых описывается модель идеального государства. Во главе государства стоят философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь от личных пристрастий, – вот почему им запрещено обладать частной собственностью. В таком же положении к собственности находится и другое сословие – воины, чья обязанность – защита народа. Только земледельцы, ремесленники, занятые физическим трудом, имеют право владеть частным имуществом. Четкое разделение общественных и хозяйственных функции является основой для экономического процветания государства. Искусство вести хозяйство – экономия – входит в политику – искусство управления государством. Между экономией и политикой существует тесная связь, так, именно государству следует регулировать цены, не допуская получения купцами слишком высоких прибылей.

Аристотель (384–322 гг. до н. э) Основное произведение Аристотеля «Политика». Он первый, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества. Поэтому его можно назвать первым экономистом в истории науки.

Основные экономические взгляды Аристотеля:

– изложил проект идеального государства. Подобно Ксенофонту и Платону, настаивал на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы». Указывал на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли;

– первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий: «Чем определяются пропорции обмена товаров?», «Что делает товары сравнимыми?». У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги;

– все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносил с одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестествен-ной (хрематистика). Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление бо-гатства, в отличие от экономики – как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. Первая из них должна

поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. С изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги;

– осуждал использование денег для извлечения прибыли, а не по истинному назначению, ради меновой торговли. Подчеркивал, что если деньги относятся к «экономике» – то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» – то они выступают как представители неистинного богатства. Признавал, что ростовщичество у него «вызывает ненависть: процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости;

– выдвинул тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, т.е. «по достоинству». Это означало, в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства.
7в. Экономическая мысль ДРЕВНЕГО МИРА

Традиции Древней Греции – прежде всего круг проблем и подходы к их решению – были продолжены и развиты в экономической мысли Древнего Рима. Но в отличие от греков экономическая мысль римлян гораздо более практична по своему характеру. Особенно показательны в этом отношении сочинения римских аграрников – Катона, Варрона, Колумеллы. В центре их внимания были вопросы организации управления частным рабовладельческим хозяйством, вопросы частной собственности и рабства.

Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) – римский государственный деятель и агроном – в трактате «О земледелии» давал своим современникам конкретные советы о том, каким образом можно извлечь максимальную прибыль из своего имения. Путь к процветанию лежит через правильную организацию труда. В хозяйстве все должно быть рациональным: от того, что перестает приносить прибыль (это могут быть износившиеся инструменты, больной скот, старые рабы), следует безжалостно избавляться. Тот же рационализм и прагматичность диктовали, что рабам не должно быть плохо: их нельзя держать в холоде и голоде. Однако они не должны и простаивать без дела: «раб должен или работать, или спать». Катон давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Общая установка Катона такова: больше продавать своей продукции и меньше покупать чужой. Для достижения успеха важно учитывать все: и плодородие почвы, и месторасположение хозяйства – его близость к городу, наличие и качество дорог.

На сходной позиции к Катону стоял Варрон (116–27 гг. до н. э.) – энциклопедически образованный человек, создавший, помимо трак-татов по аграрным вопросам, сочинения по математике, истории, музыке. Свои идеи ученый изложил в трактате «О сельском хозяйстве». Важнейшие отрасли, по его мнению, земледелие и животноводство. Животноводство Варрон признает самой выгодной отраслью ввиду сложившихся рыночных условий. Для увеличения доходности рабовладельческого хозяйства Варрон предлагал усилить эксплуатацию рабов, за которыми не признавал человеческих прав. Рабы – говорящее орудие.

Их последователь – Колумелла (I в. н. э.) в 12 книгах о развитии сельского хозяйства обобщил и систематизировал весь опыт греческих и римских агрономов. В его работах – масса практических советов о том, как с выгодой вести хозяйство. По вопросу об эффективности рабского труда взгляды Колумеллы существенно отличались от взглядов его предшественников. Видя, что труд рабов становится все менее производительным, рекомендовал переходить к широкому использованию труда колонов – рабов, «посаженных на землю».

8в. Экономическая мысль Востока и Средние века.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III–VIII вв. в ряде государств Востока и V–XI вв. – в странах Европы.

Существенной особенностью рассматриваемого периода является ее сугубо богословский характер.

В арабских странах – основные источники по изучению экономической мысли – Коран и учение Ибн-Хальдуна (1332–1406).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта