Зачет социология. Социология Примерные вопросы к зачету Оглавление Становление и основные этапы развития социологии как науки стр. 3
Скачать 0.58 Mb.
|
Социология Примерные вопросы к зачету Оглавление 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки - стр. 3 2. Социологический проект О. Конта. - стр. 8 3. Западная социология. - стр. 10 4. Развитие социологии в России. - стр. 21 5. Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук. - стр. 31 6. Структура социологического знания.- стр. 32 7. Функции социологии. - 34 стр. 8. Социологические законы: сущность, особенности и классификация. - стр. 35 9. Система основных понятий в социологии. - стр. 36 10. Социальные связи, взаимодействия и отношения. - стр. 38 11. Общество как целостная социокультурная система. - стр. 41 12. Социальная структура общества. - стр. 43 13. Социальная стратификация и социальная мобильность. - стр. 46 14. Социальные группы и общности. - стр. 51 15. Социальные институты и организации. - стр. 54 16. Социальные движения. - стр. 60 17. Гражданское общество и государство. - стр. 61 18. Личность как активный субъект жизнедеятельности. - стр. 62 19. Социальный статус и социальные роли личности. - стр. 65 20. Социализация личности, девиация и социальный контроль. - стр. 67 21. Культура: сущность, структура, формы. - стр. 82 22. Социальная коммуникация. - стр. 88 23. Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс. - стр. 92 24. Социальная напряженность и социальный конфликт. - стр. 96 25. Формирование мировой системы и процессы глобализации. - стр. 101 26. Особенности, проблемы и возможные альтернативы развития российского общества. - стр. 106 27. Методы сбора информации в социологии. - стр. 112 28. Структура и функции эмпирического социологического исследования. - стр. 117 29. Количественные методы сбора эмпирической информации в социологии. - стр. 124 30. Качественные методы сбора эмпирической информации в социологии. - стр. 127 31. Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения. 32. Метод наблюдения. - стр. 137 33. Социальный эксперимент. - стр. 142 34. Анализ документов как метод сбора вторичной информации. - стр. 143 35. Анкетирование и интервьюирование как виды опроса. - стр. 145 36. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений. - стр. 151 37. Традиционный анализ документов. - стр. 154 38. Контент-анализ документов. - стр. 155 39. Понятие документа в социологии, классификация документов. - стр. 157 40. Социологическое исследование, его сущность и функции. - стр. 158 41. Структура социологического исследования. - стр. 160 42. Виды социологических исследований. - стр. 162 43. Программа социологического исследования. - стр. 166 44. Методологическая часть программы исследования. - стр. 167 45. Методическая часть программы исследования. - стр. 170 46. Организационно-технические аспекты проведения исследования. - стр. 173 47. Социологическое исследование социальной сферы - стр.175. 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее появления. Уже в далекой древности философы размышляли о том, как должно быть устроено общество, поэтому некоторые исследователи историю социологической мысли начинают рассматривать с трудов Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, Томаса Гоббса; других ученых Античности, Средневековья, Ренессанса, эпохи Просвещения. Содержание и значение социальных воззрений всех этих мыслителей, конечно, не может умаляться. Однако это не отвергает того факта, что социология возникла в XIX веке благодаря творчеству ее отцов-основателей: вначале Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера, а затем Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и др. Среди социальных мыслителей Античности в первую очередь выделяют двух философов – Платона (428–348 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.). Подобно современным социологам они изучали нравы, обычаи, традиции и отношения между людьми, политическое устройство государств, формулировали социальные концепции, которые включали проекты совершенствования общества и государства. До появления социологии знание об обществе было частью других наук (философии, истории, правоведения). Социальные причины возникновения социологии как самостоятельной науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили в XVIII–XIX веках в Европе, когда в ряде стран были подорваны основы абсолютной монархии, что привело к распаду жесткой социальной структуры феодального общества. Стремительное развитие капитализма сопровождалось экономическими кризисами, социальными конфликтами, революциями, массовыми выступлениями. Все это привело к необходимости понять причины кризисных явлений, найти пути регулирования социальных конфликтов, выхода из них, т.е. решить проблемы общественной практики. К формированию социологии как самостоятельной науки привело то, что привычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили свое существование. Особо следует отметить две “великие революции” ХVIII-ХIХ столетий в Европе -промышленную революцию и Великую Французскую революцию 1789-1794 гг., которые выступили своего рода катализаторами появления новой науки - науки об обществе. Эти две революции стали сутью и истоками происшедших экономических и политических преобразований всей эпохи. Эти революции положили начало эпохи утверждения капитализма в Западной Европе. Промышленная революция (промышленный переворот) является важнейшим событием в экономической жизни капиталистических обществ того времени. Она основывалась на достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии). Промышленный переворот представлял собой значительный скачок в развитии производительных сил. Вместе с техникой приходил и новый социально-экономический порядок. Характерные особенности нового социально-экономического порядка: - фабричная система хозяйствования, - индустриализация - урбанизация. Развитие городов связано с урбанизацией. О феномене урбанизации можно говорить уже с ХVIII в. Основные признаки урбанизации: увеличиваются - доля городского населения; плотность и степень равномерности размещения сети городов на территории всей страны; число и равномерность размещения крупных городов; доступность крупных городов для всего населения, а также многообразие отраслей народного хозяйства. Урбанизация привела к увеличению социальной дезорганизации, преступности, девиации. Большие города породили множество острых проблем. Развитие производства послужило толчком к исследованию социальных вопросов. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале ХIХ в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности, люди Итог промышленного переворота: 1. появление новых классов; 2. формирование новых отношений между новыми классами; 3. обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией. Великая Французская революции 1789-1794 гг., а также последующие за ней события - во многом поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. 14 июля 1789 г. была штурмом взята крепостьтюрьма Бастилия — символ абсолютизма и монархии. Этот день считается датой начала революции. Она представляла собой ряд исторически специфических событий, в результате чего стала символом политических преобразований всей эпохи.В истории человечества потребность в демократических свободах было совершенно новым явлением. Особенности Великой Французской революции 1789-1794 гг.: • Впервые в истории под воздействием социального движения был полностью разрушен общественный строй. • Политическим идеалом этого движения была всеобщая свобода и равенство. • Впервые большинство народа выступило самостоятельно, наложив на весь ход революции отпечаток собственных требований. • Союзником буржуазии стал народ. • Революция покончила с феодально-абсолютистским строем. Она расчистила путь дальнейшему бурному развитию капитализма не только во Франции, после нее начался период утверждения и быстрого развития капитализма в большинстве стран Европы. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. Появление социологии, было обусловлено также изменением положения господствующего класса в обществе. Класс буржуазии почувствовал свою силу и прочность своей власти, стал стремиться любыми путями сохранить их, доказать, что это лучший в мире строй. Утратив после Парижской коммуны веру в благополучный для капитализма ход исторического процесса, господствующие классы западных стран нуждалась в науке, которая могла бы максимально раскрыть позитивный процесс развития общества и обосновать его эволюционное развитие. В науке, способной в эволюционистском духе истолковать появление рабочего класса, его борьбу и образование в обществе противоположных классов, социальных групп. Правительство Западных стран считало, что основная цель социологии заключается в установлении прочной "социальной гармонии", что отвечало их интересам. Появление необходимости выполнения такой, своего рода, “охранительной задачи”, стало одной из основных причин возникновения на западе новой науки об обществе. Большую роль в возникновении социологии сыграли формирование рабочего класса и нарастание кризиса общественных отношений. Рабочий класс (пролетариат) в современном понимании этого слова возникает после промышленного переворота. В капиталистическом обществе рабочие становятся одним из ведущих классов. Бурный рост капитализма в начале XIX в. привел к первым явным проявлениям его противоречий. Индустриализация, сущность которой заключалась в процессе создания крупного промышленного производства, вела к концентрации на фабриках пролетарских масс, способствовала их сплочению и постепенно избавляла бывших ремесленников от несбыточных надежд вновь стать самостоятельными хозяйчиками. Создание новых машин делало излишним тысячи рабочих рук, вызывая этим безработицу. Начиная с 1825 г. капиталистическую экономику начали сотрясать периодические кризисы (рис.16). Конец 30-х - начало 40-х годов ХIХ века в социальной сфере - это время крайней нестабильности. Усиление эксплуатации, кризисы, неимоверно тяжелое положение рабочих, использование детского и женского труда, увеличение продолжительности рабочей недели, крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту привели к тому, что трудящиеся стали прибегать к новым и мощным формам классового, политического противоборства. В ноябре 1831 г. в Лионе - втором по величине промышленном центре Франции - произошло первое самостоятельное вооруженное выступление французского пролетариата.В апреле 1834 г. происходит второе выступление лионского пролетариата (рис.19). В 1844 г. в Германии происходит восстание силезских ткачей. О росте классового самосознания пролетариата говорит появление и развитие во второй половине 30-х г. ХIХ в Англии первого массового, политически оформленного революционного движения рабочего класса - чартистского движения.В 1840 г. английские рабочие создали свою собственную организацию - Национальную чартистскую ассоциацию. Она стала первой массовой рабочей партией. Чуть позже происходит революция 1848 г. во Франции. Все эти события свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений, а во времена решительных и быстрых перемен у людей, естественно, возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Утопический социализм в силу своей незрелости не мог выполнить эту роль. Выход на историческую авансцену пролетариата вызвал к жизни марксизм, выражающий мировоззрение, идеологию рабочего класса, вступившего на путь революционной борьбы против капиталистической эксплуатации. В рамках марксизма оформляется марксистсколенинская социология, социально-философским и теоретическим ядром которой выступает исторический материализм. Наибольшее распространение марксистско-ленинская социология получает в странах социалистической ориентации. Вывод: появление социологии как науки было социально обусловлено. 2. Социологический проект О. Конта. Родоначальником французского позитивизма и отцом социологии как науки об обществе стал французский ученый математик и философ — позитивист Огюст Конт (1798—1857). Позитивизм появился во Франции, затем в Англии и других странах Западной Европы, которые оказались на пороге промышленной революции. О.Конт считал свою социальную философию позитивной, полагая при этом, что она полностью основывается на данных естественных наук. О.Конт ввел в употребление сам термин «социология», обозначающее научное изучение явлений общественной жизни в отличии от традиционной философии истории, исторической фактографии и отделенных эмпирических обобщений политико-юридической науки. Понятия социология нередко отождествляется с термином социальная философия. Конт разработал целый категориальный социологический аппарат, посредством которого были обоснованы им взгляды на историческое развитие общества. Так посредством понятия социальная динамика описывался механизм функционирования и развития общества, а с помощью понятия социальной статики Конт пытался объяснить социальную структуру общества. Согласно О.Конту, общество первично в отношении индивида и, следовательно, обуславливает деятельность всех составляющих его элементов, индивидов, социальных групп, классов. Основным звеном социально-философских взглядов О. Конта является выдвинутый им, «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». В «Курсе позитивной философии», а также в других своих работах О.Конт возвещает о важности этого закона для понимания исторического общественного развития общества. Конт претендовал на то, что открыл «теоретический закон двойной эволюции» социальной и интеллектуальной одновременно. Речь идет о «законе трех стадий» социально-исторического развития, согласно которому вся история человеческой мысли последовательно проходит три сменяющих друг друга состояния: теологическое, где господствуют спонтанно возникающие фикции не имеющие доказательства, затем метафизическое с преобладанием абстракций и, наконец, позитивное, основывающейся на точной оценке внешней реальности. Согласно, Конту духовно-интеллектуальная прогрессивная все возрастающая эволюция, являющейся по своей сути внутренней сущностью процесса, определяет характер и содержание направления развития общества. Особо важное, значения для социологического знания имеет проблема гармонизации отношений в обществе и его устойчивого, стабильного развития. Социальная гармония предполагает некоторое равновесие между целым и ее основными составляющими, а также определенной взаимное согласованное действие всех основных сфер жизни деятельности общества. Конт полагал, что социальная стабильность и гармония в социальной системе достигается через науку, а именно социологию, опирающуюся на новейшие достижения естествознания, которая выявит необходимый метод взаимодействия между основными элементами общественной системы. Согласование интересов различных социальных классов, общностей, социальных систем, остается наиважнейшей задачей политиков. Эти и многие важные положения позитивистской философии О.Конта позволяют глубже осмыслить глобальные проблемы современного общества. 3. Западная социология. Органическая теория общества Г.Спенсера Позитивистские идеи О.Конта и прежде всего социологические положения и возможном применении в социальной философии, социологии основные идеи естествознания, а также его понимания об обществе как целостном социоисторическом организме, нашли свое продолжение в работах известного английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903). Характерной чертой социологии Спенсера – уподобление общества живому организму, возникающему и развивающему естественным путем. Согласно, точки зрения основателя органической теории, общество есть целостная система взаимодействия биологических и социальных факторов, все стороны общественной жизни которой тесно связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. По мнению Г.Спенсера глубокое понимание социального явления, социального института, а также социальной роли индивида возможно только в рамках целостного социально-природного организма. Английский ученый полагал, что жизнь во всех ее более сложных и высоких психологических и социальных проявлениях, в конечном счете, управляется биологическими законами. В эволюционном процессе Спенсер выделил следующие стадии: 1. интеграция, 2. дифференциация, 3. возрастания порядка. В процессе социального развития возрастает роль коллективных, солидарных действий индивидов, а также различного рода социальных явлений, социальных институтов. Социальное равновесие понимается Спенсером как результат согласованных интересов различных социальных групп, индивидов, социальных институтов и является одним из факторов устойчивого развития общества. |