Тема 2.2 экспертные оценки. Тема 2 Методы разработки альтернатив действий, их анализ и выбор лучшего решения
Скачать 0.83 Mb.
|
Тема 2.2 Методы разработки альтернатив действий, их анализ и выбор лучшего решения
Генерирование вариантов решения проблемы: эвристические методыЦО1 Уметь применять эвристические методы генерирования альтернатив решения На этапе подготовки решения важна ясность того, какими способами можно устранить выявленную проблему. Если акцентировать внимание на первом более-или-менее удовлетворяющим определенным критериям (временным, финансовым и т.д.) варианте, то, как правило, лучшее решение останется вне поля зрения. Поэтому важно сформировать широкий перечень возможных решений проблемы – альтернатив, исследовать его на полноту и при необходимости пополнить. Если множество возможных решений становится очень большим, то его следует расчленить на подмножества, что сделает этот широкий перечень обозримым и поддающимся анализу. Генерирование новых, нестандартных решений предполагает применение эвристическихметодов. В настоящее время насчитывается множество эвристических методов и методик поиска решений, некоторые из них являются модификациями разных авторов по сути одного метода. Все они образуют своеобразные «кусты», среди которых целесообразно изучить следующие: метод контрольных вопросов и его модификации; метод мозгового штурма и его варианты; синектика; морфологический анализ и его модификации; алгоритм решения изобретательских задач и его современная модификация.
1. Метод контрольных вопросов и его модификации. Применение метода контрольных вопросов («Check-List») в процессе генерирования решений предложено Р.П. Кроуфордом (США, 1954 г.), А.Ф. Осборном (США, 1957 г.) и многими другими авторами. Суть метода состоит в использовании списка вопросов, «наталкивающих» на способы совершенствования, модернизации анализируемого объекта (системы, процесса). Различные варианты списка контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений представлены в примере 67.
Списки контрольных вопросов задают направление мыслительного процесса, являются импульсом поиска идей (пример 68). Методы будут результативны только в том случае, если человек (группа людей) готов дать свободу своему воображению, позволит себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений. Данный метод хорошо сочетается с другими эвристическими методами генерирования идей.
Применение списка контрольных вопросов Голубые океаны обозначают те отрасли, которые на сегодняшний день еще не существуют: это «нетронутые» участки рынка, которые требуют творческого подхода. Для выхода в «голубые океаны» используется «Модель четырех действий», которая предполагает ответ на следующие вопросы: Какие факторы, которые отрасль принимает как само собой разумеющиеся, следует упразднить? Какие факторы следует значительно снизить по сравнению с существующими в отрасли стандартами? Какие факторы следует значительно повысить по сравнению с существующими в отрасли стандартами? Какие факторы из никогда ранее не предлагавшихся отраслью следует создать? Бывший аккордеонист, акробат и пожиратель огня Ги Лалиберте стал главой Cirquedu Soleil. Созданный в 1984 г. группой уличных актеров цирк сегодня – всемирно известная компания. Менее чем за 20 лет своего существования Cirque du Soleil стал получать такие прибыли, которых Ringling Bros. и Barnum&Bailey– мировым лидерам цирковой индустрии – удалось достигнуть только спустя 100 с лишним лет после своего появления. Этот быстрый рост примечателен тем, что он произошел не в привлекательной, а в увядающей индустрии. Ringling Bros. и Barnum&Bailey задавали тон, а конкурирующие между собой мелкие цирки подражали им. Альтернативные виды развлечений все больше задвигали цирковую индустрию в тень. Дети клянчили у родителей деньги на игровые приставки, а не на билет в цирк. Защитники животных все активнее выступали против участия зверей в цирковых представлениях. Успех Cirque du Soleilсвязан не с переманиванием клиентов из увядающей цирковой индустрии, исторически ориентированной на детей. Компания была нацелена на совершенно новую группу потребителей: взрослых и корпоративных клиентов, которые были готовы заплатить в несколько раз больше, чем стоил билет в обычный цирк, ради того, чтобы увидеть новое, не имеющее аналогов представление. В то время как другие цирки уделяли основное внимание шоу с участием животных, приглашению известнейших исполнителей, одновременному показу нескольких номеров на трех аренах сразу и сдавали в аренду площади для торговли вкусными и веселыми атрибутами во время представлений, Cirque du Soleil обошлась без всего этого. Сохранив три основных фактора (шатер, клоунов и классические цирковые номера) компания: сохранила клоунов, но юмор их из площадного стал более тонким и легким; облагородила шатер, от которого отказались многие цирки, начав арендовать помещения для представлений, и тем самым создала классический символ цирка, отличающийся великолепной внешней отделкой и повышенной комфортностью. Такие шатры наводили на мысль о великих и легендарных цирках; акробатические и другие захватывающие номера оставила, но они стали играть меньшую роль, более того, стали более элегантными, благодаря артистическому флеру и интеллектуальной составляющей; ввела новые нецирковые элементы – сюжетную линию, а вместе с ней и интеллектуальную насыщенность, артистическую музыку и танцы, а также разнообразие постановок (все эти новинки были взяты из альтернативного «живого» развлечения – театральной индустрии»); позаимствовала некоторые идеи из бродвейских шоу, представляя разнообразные программы и постановки, а не традиционные шоу «на все случаи жизни». Музыкальному сопровождению подчинены визуальная составляющая, освещение и длительность каждого выступления. Название одного из первых проектов Cirque du Soleil говорило само за себя «Мы изобретаем цирк заново». Хотя сама тема задавалась расплывчато (это делалось намеренно), она вносила в представление гармонию и элемент интеллектуальности, утонченности. Отказавшись от многих наиболее дорогих составляющих цирка, компании удалось резко сократить затраты. Цена билетов в несколько раз превысила уровень, принятый в цирковой индустрии, но при этом цены оказались привлекательными для взрослых зрителей, привыкших к ценам на театральные билеты. Ответы на контрольные вопросы цирка выглядят так:
CirqueduSoleilне обращала внимания на деятельность конкурентов, она предложила лучшее решение задачи – создание более веселого и увлекательного цирка. CirqueduSoleil по-новому взглянула не только на посетителей цирка, но и на тех, кто в цирк не ходит: взрослых, любителей театра. Источник: Ким В. Чан; Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. Пер. с англ. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 336 с. Метод инверсии является, по сути, более развернутым ответом на вопрос «Поменять на противоположное?». К примеру, вместо вопроса «Как можно это улучшить?» задаётся вопрос «Как можно это испортить?». Вопрос «Как повысить эффективность этого?» заменяется на вопрос «Как её понизить?» и т.д. Метод заключается в поиске решений противоположной направленности: сопряженные компоненты мысленно меняются местами и тогда то, что было «снаружи», станет «внутри» («вывернутым наизнанку», «вверх дном»). Осуществляется поиск идей в направлениях, противоположных существующим убеждениям, традиционной логике. Девизом метода могут служить утверждения: «Ко всякой идее искать контридею!», «Если не удается решить задачу с начала до конца, попытайтесь решить ее от конца к началу» (пример 69).
Данный метод, который реализуется с использованием психотехнологии, позволяет развивать диалектику мышления, находить выход из безвыходных ситуаций, отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.
|