Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

  • Заболотняя Оксана Владимировна

  • Рег. № ______ от «___» ______ 2016 г. Волгодонск2016Содержание Введение

  • Глава I . Организация обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна

  • Выводы по первой главе

  • Выводы по второй главе

  • Приложение.

  • Актуальность темы исследования.

  • Проблема исследования

  • Объект исследования

  • Методологической основой исследования

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость

  • База исследования

  • Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность

  • 1.2. Детский дизайн, его особенности, типы и виды

  • ВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольног. ВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развити. Выпускная квалификационная работа


    Скачать 29.97 Mb.
    НазваниеВыпускная квалификационная работа
    АнкорВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольног
    Дата24.09.2018
    Размер29.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развити.doc
    ТипРеферат
    #33047
    КатегорияДошкольное образование
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

    «Волгодонский педагогический колледж»

    (ГБПОУ РО «ВПК»)












    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Тема: Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
    Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование


    Выполнил (а):

    Заболотняя Оксана Владимировна ______

    группа ДЗ 5.5 (роспись)




    Руководитель:

    Пономарева А. А. ________________

    (роспись)



    Рег. № ______ от «___» ______ 2016 г.


    Волгодонск

    2016


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава I. Организация обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна ……………………………………………………………...8

    1.1. Дизайн как вид искусства и художественно- конструктивная деятельность……………………………………………………………………….8

    1.2. Детский дизайн, его особенности, типы и виды…………………..…..….11

    1.3. Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17

    1.4. Условия, методы и приёмы обучения детей элементам дизайна……………………………………………………………………………20

    1.5. Интеграция различных видов изобразительной деятельности, как способ обучения детскому дизайну……………………………………………………..23

    1.6. Кружковая деятельность, как метод работы по обучению дизайну в детском саду……………………………………………………………………...26

    Выводы по первой главе…………………………..…………………………..32

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по дизайну…………………………………………………………....35

    2.1. Констатирующий этап исследования…………………………...…...…....35

    2.2. Формирующий этап исследования ……………………………………….42

    2.3. Контрольный этап исследования …………………………………….…...47

    Выводы по второй главе……………………………………………………....49

    Заключение……………………………………………………………………...51

    Список литературы…………….…………………………………………..…..54

    Приложение..…………………………………………………………………....57


    Введение
    Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека - дом, для людей - город, для Бога - храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи - некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов» [23, 46].

    На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста - детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн - деятельности.

    «Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…». Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.

    Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка» [24, 138].
    Актуальность темы исследования. Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятся шаблоны, готовые формы. Дизайн - деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи, стимулирует собственное творчество. Эта сфера деятельности новая, мало изученная, но в то же время, интересная для педагогов. Поэтому необходимо продумывание и разработка методов преподавания детского дизайна, поиск новых знаний, форм в его обучении.

    Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги: Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в периодических изданиях, а также подобный раздел имеется в программе воспитания и обучения детей «Истоки», И. А. Лыковой.

    Обеспечение условий качественного обновления содержания дошкольного образования является ведущей особенностью развития дошкольного образования на современном этапе. Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является приобщение подрастающего поколения к культуре и искусству как средствам реализации гуманитарного подхода, личностно ориентированного развития, воспитания и обучения, формирования системы ценностных ориентаций.

    Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды по праву выступает показателем современной цивилизации. Дизайн-деятельность представляет собой новое в дошкольном образовании направление художественно-эстетического развития детей [23, 46].

    Проблема формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения к миру в значительной мере решается в их продуктивной деятельности дизайнерского характера (видеть красивое в обыденном, оценивать окружающую действительность и создавать личностно или социально значимые объекты по законам красоты). Эстетическая организация пространства (декорирование помещения к празднику) или создание красивых предметов (изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр, декораций и персонажей для кукольного театра, создание сувениров к празднику) имеют смысловое содержание, способствуют творческой самореализации личности дошкольника. Ребенок осознает собственную значимость для окружающих его взрослых и сверстников, учится поэтапному решению доступных ему творческих задач [26, 24].

    Организация детской дизайн - деятельности обеспечивает внутривидовую интеграцию (интеграция различных видов художественно-творческой продуктивной деятельности) и межвидовую интеграцию (интеграция образовательных областей) в образовательном процессе.

    Для старших дошкольников становится важной возможность использования созданного продукта в игре, в быту, в интерьере. Дизайнерская деятельность удовлетворяет потребность ребенка-дошкольника в создании личностно или социально значимого продукта творческой деятельности.

    Проблема исследования: определить педагогические условия развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе дизайн - деятельности.

    Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию художественно - творческой активности дошкольников в процессе обучения дизайн – деятельности.

    Объект исследования: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

    Предмет исследования: содержание и методика обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

    В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творчества детей старшего дошкольного возраста посредством обучения элементам дизайна будет успешным, если:

    - цикл занятий строить последовательно и включать в него разные виды дизайн - деятельности;

    - донести до детей смысл и значение дизайн - деятельности, ее практической направленности;

    - практически использовать продукты детской дизайн - деятельности в детском саду;

    - организовать восприятие детьми образцов дизайн искусства;

    - организовать взаимодействие ДОУ с семьей;

    - а также обеспечить наличие необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну.

    В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Определить значение занятий по дизайну для развития творческого воображения детей.

    2. Рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей дизайну.

    3. Подобрать и апробировать систему занятий по ознакомлению с дизайном, направленных на развитие творческого воображения детей в подготовительной группе.

    4. Определить выводы по данной работе.

    Методы исследования:

    • анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;

    • наблюдение за детьми;

    • беседы (с детьми, с воспитателями, с родителями);

    • проведение педагогического эксперимента;

    - анализ и изучение детских работ;

    - обработка полученных результатов.

    Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики.

    Теоретическая значимость: заключается в анализе теоретических, методических и технических основ изучения детского дизайна и его значения в развитии изобразительного творчества у старших дошкольников.

    Практическая значимость: заключается в том, что разработанные занятия по детскому дизайну, направленные на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста могут найти применение в методической, практической работе воспитателей и других работников дошкольных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в детском саду.

    База исследования: МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска.

    Глава I. Организация обучения элементам дизайна детей старшего дошкольного возраста

      1. Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность


    Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Также рождение дизайна приходится на период появления первых дизайнерских школ. Наиболее яркими из них являются:

    · Баухауз в Германии (1919 - 1933 гг.)

    · ВХУТЕМАС в России Советского периода (1920 - 1930 гг.)

    В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (функционализма/конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-ого века. В связи с тем, что главным мотивом развития американского дизайна является экономика, американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара [14, 62].

    Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» - это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

    В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как "Декоративное искусство" или "Техническая эстетика". Восприятие и разнообразное использование термина “дизайн” в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства [14, 99].

    Предпосылками дизайнерского искусства являются:

    · прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов

    · экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна

    Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

    - дизайн интерьера

    - дизайн одежды

    - дизайн книги

    - ландшафтный дизайн

    - предметный дизайн

    - выставочный дизайн

    - Web - дизайн.

    Истоки дизайн - культуры можно найти в далеком прошлом человечества. Как считает Г. Н. Пантелеев, «период проникновения дизайн -культуры в Россию назван «эпохой прото - дизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности» [23, 46].

    Сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ. Также дизайн нельзя рассматривать вне архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (интерьер, мебель, посуда, одежда, ландшафтное озеленение и др.).

    В искусстве дизайна наличествуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.

    Таким образом, дизайн сегодня - это индустрия, работающая на информатизацию и эстетизацию нашего окружения. В сфере изобразительно пространственных искусств дизайн не имеет никаких границ. Дизайн постоянно расширяет и укрепляет свои позиции, происходит разделение дизайнеров по специальностям: одни проектируют игрушки, другие мебель, одежду и посуду и т. д. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки [24, 124].

    Смешанный вид дизайна нами определяется как декоративно-пространственный дизайн, который очень хорош в работе с детьми.

    Рассмотрев в данном параграфе понятие дизайна в современной литературе, мы переходим к определению понятия детского дизайна, его видов, так как в структуре эстетической ценности искусства дизайна декоративность как доступная ребенку форма проявления красоты является стержневым условием при оценке продукта дизайна, создаваемого взрослыми для детей. Понимая декоративность как форму выражения красоты, как особый тип художественного мышления следует признать правомерность использования индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.
    1.2. Детский дизайн, его особенности, типы и виды

    Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др. [20, 85].

    Как показал проведенный нами анализ статей, еще совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах.

    Здесь можно рассмотреть два понятия - «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе детей.

    Из этого следует, что дизайнер, работающий для детей, должен знать особенности их психического и художественного развития, учитывать специфику формирования творческих способностей ребенка. В дизайн-продукции для детей учитывается то, насколько хорошо они чувствуют себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в привычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально [24, 55].

    Таким образом, дизайн для детей - это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

    Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на «выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника» [24, 155].

    Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн- рукоделием в таких странах как Япония, Италия, Франция. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн- рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

    Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн- творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три - плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта