Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
Скачать 1.03 Mb.
|
Вопрос № 1. Историко-культурологические предпосылки возникновения и развития теории социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность берет свое начало из глубокой древности и делится на несколько периодов. Н. А. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX – XIII вв., монголо-татарский период XIII – XV вв., Московское государство XV – XVII вв., Петербургская имперская Русь XVIII – XIX вв., Россия Советов». Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, Святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли свое отражение в земледельческих, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, поговорках, байках. С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества. С появлением азбуки, принятием христианства, укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Развивается письменность, потребность в чтении. Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, скоморохи выступали как посредники в распространении социокультурных ценностей. Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. В середине XIV века после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада и возрождения искусств и ремесел. Период XIV – XVI вв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям. Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире. Общественные увеселения этого периода – игрища, скоморошьи ватаги, карусели, ледяные горки. Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. Петр I провел ряд преобразований, в числе которых была создана система государственных учреждений: школы, училища, гимназии, Академия наук – 1725 г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, буквари, календари. Традиции маскарада и праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах. Массовое гуляние становится социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых занятий и интересов. В XIX начале XX вв. массовая городская культура выражалась в повседневном и праздничном досуге, сочетая уклад «низов» и «верхов», симбиоз цивилизованных и сельских традиций, профессиональное и самодеятельное искусство. Типичные формы элитарного досуга – дворянское Благородное собрание, Английские клубы – потеряли свой сословный характер, стали доступны для представителей других сословий. Здесь начали заниматься литературотворчеством, живописью, спортом. Первое десятилетие после революции отмечено революционно-преобразовательной активностью населения в области культуры. Повсеместно создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки. На первый план в сфере свободного времени выходила «массовая» работа: митинги, общественные движение, культбригады. Во время Великой Отечественной Войны работники досуговых учреждений занимались спасением культурных ценностей, сбором теплых вещей, посылок для бойцов, художественно-массовой работой, поднимали моральный дух людей. Эволюция культурно-просветительской работы и ее трансформация в социально-культурную деятельность в сегодняшнем понимании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере аппелировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъектно-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее, в практике культурно-просветительской работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показной самодеятельности. Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культпросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты. У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы. Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории «моссовику-затейнику» явно было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы. Таким образом, современная социально-культурная деятельность шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию? С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати – двадцати летней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводства средствами рекреации высокопроизводительного работника. Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления. Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления как культурно-просветительская работа. Культурная деятельность – это деятельность, направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов. Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы. Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; её целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Сегодня Социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения. Вопрос № 2. Современная научная концепция социально-культурной деятельности. Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой. Социально-культурная деятельность составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере. Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики. Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д. Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии. Статус современного специалиста социально-культурной сферы – менеджера, педагога, технолога – не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации. В значительной мере обогатилось содержание социально-культурной деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей. Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах. Благодаря разработанной учеными Московского государственного университета культуры и искусств была разработана концепция развития социально-культурной деятельности, где говорилось о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества появившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров. Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа» и «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с 90-х годов ХХ века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика». Как отмечалось в концепции, особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой – возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки. В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыслообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А. Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин), «культурология досуга» (Ю.А. Стрельцов) и др. Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология». Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество. В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин. Вопрос № 3. Античный идеал досуга в Древней Греции. Досуг – это часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Хотелось бы отметить один интересный факт, о том, что слово «школа» первоначально возникло в Древней Греции, но его значение было совсем другим — «досуг, отдых». Однако этот досуг не был праздным — он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами. Важно отметить, что произведения искусства в Древней Греции создавались силами рабов. Аристократия же имела много свободного времени, чтобы совершенствоваться в своем духовном и физическом развитии. Занятия философией, искусством и спортом были в почете. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Большую роль в истории досуга Древней Греции сыграли греческие Дионисии. Праздновался он 7 дней. На первые день было открытие праздника. Основное событие: официальная процессия с участием городских старейшин (Архонтов) по переносу скульптуры Диониса из его храма в театр. Во 2-3 дни проходили хоровые состязания. 4-6 дни театральных состязаний. Ежедневно шло по одной трагедии. Почетным было лишь первое место. На круглой площадке - «орхестре» (что в переводе значит «площадка для пляски») - размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках - котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял лишь один актер. Перевоплощение осуществлялось довольно просто. Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Каждому определенному характеру или четко выраженному настроению соответствовала особая маска. Кроме того, маска служила одновременно и рупором, усиливавшим его голос. Первое время в театре не существовало никакого оформления игровой площадки. Окружающая природа служила естественной декорацией. 7 день. Вручение наград победителям состязаний. Одновременно чествовали выдающихся людей за спортивные, военные состязания. Так же проходила и неофициальная часть праздника – карнавал. Во время праздника по всем улицам шли процессии, в основе которых был корабль в телеге (слагаемые этих слов дали название карнавалу), экипаж которого изображал сцены прибытия Диониса в Грецию. Греческая праздничная культура дала серьезный импульс праздничным традициям Европы. |