Шпаргалка - Литература Англии и Америки. 1. 1 Биография, периодизация Шекспира
Скачать 0.81 Mb.
|
9.1 Даниель Дефо. Робинзон Крузо. около 1660, Криплгейт — 26 апреля 1731, Мурфилдс. Родился в семье мясоторговца пресвитерианца, готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучалгреческий и латинский языки и классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках. Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой — тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист,памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние накороля и правительство. Англичанин, авантюрист, вигг. Дефо умел перевоплощаться, прекрасно чувствовал аудиторию, мог заинтересовать собеседника. Не сумел к концу жизни создать прочную материальную основу. Литератор и журналист – у него было бойкое письмо. Знал, что требуется читателю. Был беспринципным, но умел привлечь внимание. Спекулянт, богат, работал в секретной службе. литератор, журналист. Брал интервью у смертников. В лит-ру вошел через журналистику: памфлеты, эк. зарисовки, трактаты. Он написал «судьба человека зависит от него самого». 1-й его трактат «Чистокровный англичанин» удостоен премии от Вильгельма. . «Работа о воспитании детей». следующий его памфлет: «Кратчайший способ расправы над диссидентами» был самым скандальным. написан от лица крайнего тори. Каторга должна заменить простые денежные штрафы за непосещение церкви. Был выставлен у позорного столба. Он показал, как надо свое поражение превращать в триумф. Его выкупили и взяли в газету. Его роман «робинзон Крузо» стоит выше всех остальных. Изредка в Англиипереиздается ещё «Капитан Сингльтон». Написан в 1719 г. уже пожилым писателем. Это была эпоха широкой торговли, навигации. Чувства не моде (введет Сэмюэль Ричардсон). Модными были корабельные дневники мореплавателей. Он хотел заинтересовать читателей, написав что-то необычное. Конкретного прототипа не было, была история о мореплавателе. Он исключает все поэтические тонкости, описания, красоты худ стиля, все скупо, стиль сознательно упрощен. Автор облекает размышления героя в приходно-обиходной манере (бухгалтерской). Его герой – матрос, потерпевший кораблекрушение. Крузо не в состоянии описывать свои чувства. Он ведет подсчеты: зло – претерпеваемые горести, и добро – все случившееся отрадное. Не владеет полутонами. Есть перечисление событий, фактов, актов бытия. Он задумывается о своей жизни, о предостережениях отца об опасных поездках. Крузо человек практичный, христианин. На необитаемом острове, он считал, что избранник судьбы, это неслучайно, что он остался жить, он особенный, суеверен, верит предчувствиям, снам, испытывает чувство превосходства над погибшими товарищами. Жизнь на острове привела его к мысли, что чудес нет, можно найти выгоду из любого положения. Робинзон раздевается в глазах читателей, 2 ипостаси: 1. человек, каких множество, 2. готовый бросить вызов судьбе. Читатель забывает о природе Крузо, о его эгоизме. Море – ср-во передвижения, животные – еда. Им движет по жизни корысть. Он оказался в незаурядных условиях, где показал свои лучшие качества, он вынес вызов судьбы, и победил. Это самая важная эпостась. Все оценивает практическим взглядом – деревья, море, животных. В конце романа он правда немного любуется, но собой, не красотой, всем, что он создал. Итог: после 28-летнего пребывания на острове – он одет, обут, над головой зонтик, обустроено жилище, самое главное – он переполнен чувством самоуважения к себе. Произведение показывает рост от земледелия до мини-государства. Мини модель развития гос-ва. Дефо-оптимист, все его герои одерживают победу. «Робинзон Крузо» сыграл огромную роль в борьбе буржуазии с аристократией, он оформил идеологию восходящей буржуазии противопоставлением её творческой деятельности паразитизму отживавшей аристократии. Даже в чисто буржуазные отношения на своём острове Дефо втиснул феодальное начало, дабы ярче оттенить его никчёмность. Феодализм сделал попытку укорениться на острове в лице двух английских матросов-пиратов, отъявленных головорезов и лодырей. Они объявили весь остров своей собственностью и требовали от колонистов уплаты ренты за пользование землёй — захват крайне наглый и совершенно ни на чем не основанный, но в такой форме представлял себе буржуа историческое происхождение аристократии, земельной собственности и ренты. Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.). Многим обязана «Робинзону» и техника западно-европейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, — все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке. 10.1 Идейно-жанровое своеобразие романа Свифта «Путешествие Гулливера». 30 ноября 1667, Дублин, Ирландия — 19 октября1745, там же. Джонатан Свифт – антипод Дефо во всех положениях – по природе, натуре. Он был пессимистом, его не устраивала история человечества, которая погрязла в войнах. Он не верил ни в прогресс, ни в революцию. Ему не нравилось, куда катилась Англия. Отец его умер до его рождения. У него сформировался психологический комплекс – сиротства, одиночества. Но он был очень гордым, его гордость переходила в гордыню. Гипертрофированное чувство собственного достоинства. Считал себя ирландцем. Получил место секретаря у знатного вельможи, дальнего родственника. Он видит намного дальше все закулисные интриги. В 1642г. защищает диссертацию на степень магистра, получает небольшой приход в Ирландии, потом переезжает в Дублин и становится настоятелем собора Св. Патрика. 1713: с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др. Он ведет двойную жизнь. В ирландии – настоятель ,в Лондоне – известный писатель. Свой творческий путь начинает с журналистики, с памфлетов: «битва книг». Нужно ли сохранять церковное наследие или нет? Свифт выступает против преклонения перед древними, снимать аромат ,пыльцу с древней культуры. Но нужно сохранять и знать античное наследие. Дискус. Против огульных восторгов. «Я посещаю все полевые цветы, то, что я беру у них обогащает меня». Памфлет «сказание о бочке» - сказание о сыновьях, которые ссорятся и ругаются между собой. Один из них был самым хитрым, умел обманывать людей. Другой опозорился в гостях, когда вспоминал место в завещании. У С. был скабрезный юмор. Ватикан книгу запретил. С. ближе к тори, против войны. Исаак Бекерстаф – псевдоним Свифта, свергнул Пакерсона – главу тори. В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки. Гливер в некоторой степени –полемика с Крузо. Литература «достоверной лжи». С. переоценил возможности читателя при чтении «Гулливера», не увидели в нем иронии. Читатель привык к легкой литературе приключений, а не размышлений. Пародия в названии, На 1-й странице «Г.» слова перенасыщены морской терминологией. Гл. идея – путешествие истины в мире и обретение ее. Это книга – философская, сатирическая. 3-я часть книги С. интересует область времени, бессмертия – (трактуется как трагедия, к 80 годам люди приобретают не мудрость, а дряхлость и маразм). Он выступает против технического прогресса, который ведет к изменению социального. против т.к. наука направлена на создание орудия убийства. Перегибает палку, гротеск. Люди не способны общаться, слушать друг друга, люди и страны не могут договориться – отсюда такое ужасное положение вещей. Откровенно издевается над учеными, наука не ведет к прогрессу человечества, а разобщает его. Карнализованная минипея – жанр. Жанр «венитя» - свобода вымысла, ничем не ограниченная фантазия, она аллегорична, снижение всего претенциозного, искусственного ради истины – профанация, фамильяризация, натурализм. Описывает портрет будущего человечества. Гуливер размышляет, кому он принадлежит. Венитя предполагает еще публицистическую злободневность. Есть моменты повседневной публицистики – тирания летающего острова – не только фантастика. С. к концу жизни был как кость для английского правит-ва. С. еще при жизни стал национальной гордостью Ирландии. Вернулся в Дублин. Ревностность, покорность могущественной свободе. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие йеху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы — выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму. 11.1 Эволюция и периодизация творчества Ч.Диккенса (1812-1870). Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и в частности своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи. Однако семья Диккенса была вдруг разорена дотла. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику по производству ваксы. В начале карьеры взял псевдоним Боза. Родился в семье служ. морского ведомства. Жил в бедноте. Рано начал работать на фабрике, потом раб в конторе адвоката, стал суд. и парламент. репортером. Имел большой жизн опыт. Ост. моралистом. Считал, что юмор играет огромную роль. в жизни чел-ка. Нап более 15 больших романов. Изд. либерал. газету Daily News. Кредо – человек должен смеяться. Проза Ч.Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире, как «английский юмор» 4 периода. 1п. 33-41 гг. Ранее творчество – тв. оптимиста. 36-37г. раб. над 1-м романом «Посмертные заметки Пиквискского клуба» - люди не от мира сего, доверчивые- мистер Пиквик. Но у читателя не возникает сомнения, что все хорошо закончится. Бестреводный роман, герои – «небуржуазные ангелы». Пиквик попадает в конце романа в дол. яму. Его друзья – невольные свидетели против него. Скоро осв. Благопол. финал. Прод. традиции 18 в. в это романе. Позитивн. финал запланирован заранее. Отверг приглаш. в парламент. Сверху, без осознания, невозможно изменить ситуацию. Д. наивно полагал, что мб добрые и злые деньги в зависимости от того, к кому они попадают. У него есть 2 мира – реальный и желаемый и иногда нет между ними границ. Любит поиграть на струнах души читателя, верит в добродетельную природу чел-ка. «Очерки Боза». «Приключения Оливера Твиста» (2-й роман и 1-й соц роман) написан под впечатлением от «закона о бедных» 1834г. Борьба против закона сущ. В раб. домах мужей отд. от жен, относились как к скоту. Оливер Твист – сирота, род. в раб. доме. Реалистич. текст. Опис. преступников как сказочных волков – не понимает их мотивов. Слишком хороший Д. сам. Зак. роман хорошо. Находит приют в богатом доме, а хоз. его знает семью Твиста, оказался богачом. Есть реалистич. страницы, но и вера в хорошее. 42-48(50)гг. Годы развития раб. движения. Надеялся увидеть в Ам. особый соц строй, но был разочарован. 40-е г. едет в Америку, его поразил низкий духовный, интеллектуальный уровень ам-цев, узакон. рабство. «Ам. заметки», «рожжественные рассказы», «домби и сын». Роман «Уинстон Чарльзвик» о власти денег – сюжет вокруг наследния молодой чел., кого не любит дед, едет в Ам. Гротескные сцены. Дельцы и продажная пресса: «Нью-йорская помойка», «Клеветник». Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенс сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе «бестактности», весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики. 3п. 50-е гг. автобиагрофич. роман «Дэвид Копперфильд». Намерения его очень серьёзны. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Можно по-разному относиться к «Дэвиду Копперфильду». Некоторые принимают его настолько всерьёз, что считают его величайшим произведением Диккенса. В 1850-ых гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и богачом, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары. «Холодный дом», «Тяжелые времена». Соц. тематика. 4п. 60-е гг. «Большие ожидания». Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу. загадочный роман «Тайна Эдвина Друда» - не законч. 12.1 «Рождественские рассказы» Диккенса. Жанр, редкий в период романтич лит-ры. (на основе народных верований в чудеса). 1943 г. – рождественская песнь в прозе, 1944 – Колокола, 1945г. – «Сверчок на печи». Вовлекает людей в мир добра, взаимной поддержки. Гл герой – Скрудж – коммерсант, сквалыга, человек без семьи, хозяин конторы, есть у него клерк. Нет в нем ничего человеческого, он омерзительный, даже собаки от него отворачиваются. Появляются духи рождества и передают его с рук на руки. перед скруджем предстают картины из прошлого, он видит себя ребенком, неиспорченным существом, потом он выбирает себе путь корыстного человека, он сам лишил себя человеческого счастья. Расстался с невестой, которая не нужна была с практической точки зрения. У нее все хорошо. Духи показывают рождество в доме клерка. Фил. Д. является фил. семьи. Д. любит вызвать слезу у читателя, пощекотать нервы. С. в некоторой степени виновен в том, что в доме у клерка больной мальчик, на лечение которого нет денег. Скрудж видит, что говорят о нем люди. Картина будущего – его смерть, никто не соболезнует, не проливает слезу, наоборот, радуются. Эта картина потрясла героя, во сне он изменяется и просыпается другим человеком. Д. считает, что соц. гармония возникает на почве семейных чувств. 13.1 «Домби и сын» Диккенса. продолжение моральной философии рождественских рассказов. Описывается жизнь мистера Домби, владельца конторы «домби и сын» - идея жизни мр. Домби. Все создается для них .Весь мир – это «домби и сын». Его дочь не существует для него, нельзя передать дело, ему нужен наследник. Рождается потом сын Толь, мать умирает, выполнив долг по производству наследника. Отец ведет с сыном умные разговоры на тему всемогущества денег. но он растет маленьким старичком, изолированный от сверстников, сестры и вскоре Поль умирает. удар для Домби. Женится вторично, ее предназначение – быть вывеской фирмы. «Меня продали». В романе появляется еще один герой – мистер Каркер – владелец конторы, еще хуже мистера Домби, он сравнивает его с хищным зверем, у него нет даже понятий о чести. давал ему название – зубы, исп. прием синекдохи – злобный человек, без понятий, черствый, эгоистичный, жестокий. И вдруг он превращается в доброго дедушку, после того, как на него сыплются удары судьбы. Все эти особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов — «Домби и сын» (Dombey and Son, 1848). Огромная серия фигур и жизненных положений в этом произведении изумительны. Фантазия Диккенса, изобретательность его кажутся неисчерпаемыми и сверхчеловеческими. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с «Домби и сыном», и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее вас смеяться, делает их ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот ласковый смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционнымпафосом. |